Опубликовано

В ВОТЧИНЕ ТКАЧЕВА ОЗАБОТИЛИСЬ МУСОРНЫМИ ДЕЛАМИ

Минприроды Краснодарского края вывесило для публичного обсуждения проект регионального закона «Об экологическом регулировании обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края» (свои законодательные инициативы они, в общем-то, крайне редко предают огласке). Текст законопроекта и пояснение министерства — в прицепке. Если у кого-то будет возможность сравнить законопроект с законами (или такими же предлагаемыми) законопроектами, был бы безмерно благодарен. Особенно интересует анализ норм, касающихся *ликвидации накопленного экологического ущерба*. Мне кажется, что в этом разделе есть простор для коррупционных возможностей и профанации всей этой работы: предполагается, что все (от определения очередности ликвидации до определения способов). Кроме того, непонятно, за чей счет будут, например, ликвидироваться промышленные и сельскохозяйственные свалки и как будут определяться владельцы отходов (вроде бы прописана норма, о возмещении вреда, но непонятно, кто и как будет устанавливать виновных). Есть соответствующая практика в ваших регионах?

Дмитрий Шевченко, Экологическая Вахта по Северному Кавказу

enwl.bellona@gmail.com, 28 января 2015 г.

Пояснительная записка к проекту постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О проекте Закона Краснодарского края «Об экологическом регулировании обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края»

Описание проблемы, на решение которой направлено предполагаемое правовое регулирование, а также нормативные правовые акты, которыми предусмотрена возможность регулирования

Проект постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О проекте Закона Краснодарского края «Об экологическом регулировании обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края» подготовлен в целях снижения экологических рисков в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края и направлен на решение проблемы накопленного экологического ущерба, а также создание правовых и организационных основ управления отходами.

Концепция проекта закона основывается на положениях Концепции  обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2012 года № 3258-П.

Необходимость принятия предлагаемого проекта закона обусловлена недостаточностью действующего правового регулирования в сфере обращения с отходами, а также наличием пробелов в законодательстве о ликвидации накопленного экологического ущерба.

В Краснодарском крае действует Закон Краснодарского края от 13 марта 2000 года № 245-КЗ «Об отходах производства и потребления», Закон Краснодарского края от 31 декабря 2003 года № 657-КЗ «Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края», которые в текущей редакции не устанавливают специфические требования к обращению с отходами производства и потребления.

Предлагаемый проект закона займет место в ряду вышеперечисленных законов Краснодарского края, дополнив природоохранное законодательство нормативной правовой регламентацией специальных дополнительных мер по обеспечению экологической безопасности в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Учитывая изложенное, министерством природных ресурсов Краснодарского края разработан настоящий проект нормативного правового акта.

Цели регулирования проекта нормативного правового акта

Целью регулирования проекта нормативного правового акта является проведение политики по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также в целях минимизации образования отходов, ресурсосбережения и использования отходов в хозяйственной деятельности в качестве дополнительных источников сырья.

Обоснование необходимости принятия нормативного правового акта

Необходимость разработки и принятия проекта постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О проекте Закона Краснодарского края «Об экологическом регулировании обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края» связана с недостаточностью действующего правового регулирования в сфере обращения с отходами, а также наличием пробелов в законодательстве о ликвидации накопленного экологического ущерба.

Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти

Субъектами регулирования проекта нормативного правового акта являются:

органы исполнительной власти Краснодарского края;

органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края;

физические и юридические лица юридические лица;

индивидуальные предприниматели.

Последствия принятия и реализации вносимого проекта нормативного правового акта

Последствиями принятия и реализации вносимого проекта нормативного правового акта является создание благоприятных социально-экономических условий в части повышения экологической безопасности на территории Краснодарского края, установление четких правовых норм обращения с отходами, проведение инвентаризации и постепенной ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в соответствии с приоритетами государственной политики Краснодарского края.

Новые функции, полномочия, обязанности и права исполнительных органов государственной власти Краснодарского края или их изменение, а также порядок их реализации

Отсутствуют.

Новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности Краснодарского края или изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения

Отсутствуют.

Оценка расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений

Принятие и реализация вносимого проекта нормативного правового акта не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, муниципальных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Риски недостижения целей, поставленных в проекте нормативного правового акта

Отсутствуют.

Иные сведения, которые по мнению регулирующего органа, позволят оценить обоснованность принятия вносимого проекта нормативного правового акта

Отсутствуют

Предполагаемая дата введения регулирования, обоснование необходимости переходного периода (при его установлении) либо необходимость распространения предполагаемого регулирование на ранее возникшие отношения

Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Заместитель министра природных ресурсов Краснодарского края       С.И.Удинцев

Вносится главой администрации (губернатором) Краснодарского края

Проект

ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Об экологическом регулировании обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон устанавливает меры по обеспечению экологического регулирования при обращении с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края, правовые и организационные основы применения таких мер.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, объектами которых являются радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы, вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), выбросы вредных веществ в атмосферу и сбросы вредных веществ в водные объекты.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) отходы производства и потребления (далее — отходы) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

2) расчетная норма накопления твердых бытовых отходов — количество твердых бытовых отходов, образующихся на расчетную единицу (человек — для жилого фонда) в единицу времени (день, год) и исчисленных в единицах массы (килограмм) или объема (литр, метр кубический);

3) обращение с отходами — виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения;

4) обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

5) отходы потребления — остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;

6) объект накопленного экологического ущерба — загрязненные территории, в том числе бесхозяйные территории, образованные в результате прошлой хозяйственной деятельности, а также объекты размещения отходов и иные объекты (здания, сооружения, загрязненные земельные участки), вокруг которых сформировалось загрязнение или которые сами являются загрязненными, на которых деятельность под управлением организации осуществлялась в прошлом и на которых остались отходы, негативно влияющие на природную среду;

7) экологический ущерб — негативные последствия, вызванные загрязнением окружающей среды, утратой и истощением природных ресурсов, разрушением экосистем, создающие реальную угрозу для здоровья человека, растительного и животного мира, а также для материальных ценностей;

8) свод правил по обращению с отходами потребления Краснодарского края (далее — свод правил по обращению с отходами) — систематизированный свод способов обработки отходов потребления на территории Краснодарского края;

9) несанкционированная свалка отходов — территория, используемая, но не предназначенная для размещения на ней отходов;

10) утилизация (использование) отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая: повторное использование, повторное использование по прямому назначению (рециклинг), возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл (регенерация), извлечение ценных компонентов для их повторного использования (рекуперация).

Статья 3. Основные принципы и приоритеты экологического регулирования обращения с отходами производства и потребления

1. Основными принципами экологического регулирования обращения с отходами являются:

1) ответственность собственников отходов за неисполнение обязательных требований в области обеспечения экологического регулирования обращения с отходами;

2) доступность информации о технологиях в сфере обращения с отходами;

3) развитие рынка вторичных материальных ресурсов из отходов и продуктов их утилизации;

4) экономическое стимулирование развития рынка вторичных материальных ресурсов из отходов и деятельности по обращению с отходами;

5) поэтапная ликвидация объектов накопленного экологического ущерба.

2. Иерархия приоритетов экологического регулирования обращения с отходами (в порядке снижения приоритета):

1) сокращение объема образования отходов путем максимального использования сырья, продукции, материалов и снижение класса опасности отходов;

2) предварительная подготовка отходов к утилизации (использованию);

3) утилизация (использование) отходов;

4) другие операции в целях вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

5) обезвреживание отходов;

6) размещение отходов экологически и санитарно-эпидемиологически безопасным способом.

3. При выборе метода (способа) осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, а также деятельности, связанной с обработкой и обращением с отходами, предпочтение отдается тому методу (способу), который обеспечивает наибольшую экологическую безопасность в соответствии с иерархией приоритетов, установленной в части 2 настоящей статьи.

Статья 4. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Краснодарского края по экологическому регулированию  обращения с отходами

К полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти Краснодарского края относятся:

1) принятие законов Краснодарского края в области экологического регулирования обращения с отходами;

2) осуществление контроля в пределах своих полномочий за соблюдением законодательства в сфере экологического регулирования обращения с отходами.

Статья 5. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края по экологическому регулированию обращения с отходами

К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края относятся:

1) определение органов исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченных на разработку Свода правил по обращению с отходами и изменений к нему;

2) утверждение Свода правил по обращению с отходами и изменений к нему по представлению органа исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченного на разработку Свода правил по обращению с отходами и изменений к нему;

3) определение органа исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченного в сфере мониторинга объектов накопленного экологического ущерба;

4) утверждение порядка мониторинга объектов накопленного экологического ущерба;

5) определение органа исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченного по ведению реестра объектов накопленного экологического ущерба;

6) утверждение порядка ведения реестра объектов накопленного экологического ущерба;

7) утверждение положения о межведомственной комиссии администрации Краснодарского края по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба и ее состава;

8) утверждение порядка ликвидации объектов накопленного экологического ущерба;

9) определение органа исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченного по определению расчетных норм накопления твердых бытовых отходов.

Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти Краснодарского края по экологическому регулированию обращения с отходами

К полномочиям органов исполнительной власти Краснодарского края относятся:

1) разработка Свода правил по обращению с отходами и изменений к нему;

2) размещение на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Свода правил по обращению с отходами, реестра объектов накопленного экологического  ущерба;

3) разработка порядка мониторинга объектов накопленного экологического ущерба;

4) проведение мониторинга  объектов накопленного экологического ущерба;

5) разработка порядка ведения реестра объектов накопленного экологического ущерба;

6) ведение реестра объектов накопленного экологического ущерба;

7) проведение оценки экологического ущерба в отношении объектов накопленного экологического ущерба;

8) разработка положения о межведомственной комиссии администрации Краснодарского края по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба,

9) разработка порядка ликвидации объектов накопленного экологического ущерба по уровню негативного воздействия на окружающую среду;

10) участие в мероприятиях по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба;

11) определение расчетных норм накопления твердых бытовых отходов;

12) согласование в установленном порядке генеральных схем очистки территорий муниципальных районов (городских округов).

Статья 7. Обязанности собственников отходов по обеспечению экологического регулирования обращения с отходами

Собственники отходов обязаны:

1) соблюдать требования в области обеспечения экологического регулирования обращения с отходами, в том числе с отходами, которые могут повторно использоваться после их обработки, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, муниципальными правовыми актами;

2) осуществлять сбор и вывоз образуемых отходов посредством заключения договоров с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, либо самостоятельно, при соблюдении условий, определенных статьей 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статья 8. Договор по сбору и вывозу твердых бытовых отходов из жилых домов (помещений)

1. Договор по сбору и вывозу твердых бытовых отходов из жилых домов (помещений) (далее-Договор) оформляется в письменном виде.

2. По договору одна сторона (уполномоченная организация, лицо, осуществляющее соответствующие виды деятельности) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по сбору твердых бытовых отходов собственников жилых домов в специально организованных местах и вывозу, транспортировке их в места размещения (сортировки) отходов.

3. Исполнитель — коммерческая организация не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги.

4. Исполнитель — коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

5. В договоре должны быть указаны:

— наименование организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа,

— фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги.

— перечень услуг и работ, по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;

— порядок определения цены договора (размера платы за услуги по сбору  и вывозу твердых бытовых отходов), а  также порядок внесения такой платы, сроки действия договора.

6. Условия договора устанавливаются одинаковыми для всех собственников жилых домов (помещений).

При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

7. Изменение и (или) расторжение договора осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

8. Если исполнитель — коммерческая организация уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

9. Условия договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, недействительны. При этом возникшие в результате исполнения такого договора убытки, понесенные потребителем, подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

Статья 9. Свод правил по обращению с отходами потребления

1. Свод правил по обращению с отходами является обязательным для применения на территории Краснодарского края органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

2. Свод правил по обращению с отходами и изменения к нему утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края по представлению органа исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченного на разработку Свода правил по обращению с отходами и изменений к нему.

3. Разработка Свода правил по обращению с отходами и проектов изменений к нему осуществляется уполномоченным органом по собственной инициативе или по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления Краснодарского края, субъектов предпринимательской деятельности и некоммерческих организаций.

4. Основаниями для внесения изменений в Свод правил по обращению с отходами являются:

1) наличие технологии, метода и (или) способа, не включенного в Свод правил по обращению с отходами, применение которых является технически и экономически целесообразным в целях обеспечения экологической безопасности обращения с отходами;

2) изменение существующей технологии, метода и (или) способа, ранее включенных в Свод правил по обращению с отходами, если применение измененной технологии, метода и (или) способа является технически и экономически целесообразным в целях обеспечения экологической безопасности обращения с отходами.

5. Свод правил по обращению с отходами подлежит размещению на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 10. Дополнительные меры по обеспечению экологического регулирования обращения с твердыми бытовыми отходами

1. В целях обеспечения дополнительных мер по обеспечению экологического регулирования обращения с твердыми бытовыми отходами уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края определяет расчетные нормы накопления твердых бытовых отходов.

2. Расчетные нормы накопления твердых бытовых отходов подлежат использованию при разработке генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Краснодарского края, муниципальных правовых актов в части обращения с отходами потребления, формировании предприятиями и организациями коммунального комплекса производственных и инвестиционных программ, определении договорных объемов услуг по сбору и вывозу отходов твердых бытовых отходов, планировании тарифа сбора и вывоза отходами твердых бытовых отходов.

Статья 11. Реестр объектов накопленного экологического ущерба

1. Реестр объектов накопленного экологического ущерба представляет собой свод данных об объектах накопленного экологического ущерба, составленный на основании данных мониторинга.

2. Реестр объектов накопленного экологического ущерба ведется в целях учета и систематизации сведений об объектах накопленного экологического ущерба, расположенных на территории Краснодарского края, а также их классификации и ранжирования.

3. Классификация и ранжирование осуществляется уполномоченным органом в рамках ведения реестра объектов накопленного экологического ущерба.

4. Данные, полученные в результате классификации и ранжирования заносятся в реестр объектов накопленного экологического ущерба и могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления для принятия решений в отношении объектов накопленного экологического ущерба, в том числе для проведения мероприятий по оценке накопленного экологического ущерба.

5. Ведение реестра объектов накопленного экологического ущерба осуществляется уполномоченным органом в порядке, утвержденном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

6. Реестр объектов накопленного экологического ущерба подлежит размещению на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 12. Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба

1. Объекты накопленного экологического ущерба, накопленные на территории Краснодарского края, подлежат ликвидации в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе в порядке, утвержденном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

2. Состав и положение о межведомственной комиссии администрации Краснодарского края по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

3. Межведомственная комиссия администрации Краснодарского края по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба осуществляет:

1) определение очередности ликвидации объектов накопленного экологического ущерба;

2) утверждение планов мероприятий по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в отношении каждого объекта накопленного экологического ущерба;

3) определение способа ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в соответствии с законодательством.

4. Лицо, виновное в причинении вреда окружающей среде, обязано возместить причиненный вред в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

Статья 13. Государственная поддержка инвестиционной деятельности

1. Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

2. Государственно-частное партнерство осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

Статья 15. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

2. Исполнительным органам государственной власти Краснодарского края и органам местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

Глава администрации (губернатор) Краснодарского края                   А.Н. Ткачев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *