Опубликовано

ГОВОРЕНИЯ О ЗАПОВЕДНОСТИ

Абсолютная заповедность и санитарные рубки в заповедниках Украины

Концепция абсолютной заповедности предполагает полную охрану мест обитания всех видов живых существ в природных заповедниках. Ей противостоит концепция регуляции в заповедниках, которая, по сути, представляет собой идею <исправления одних нарушений другими нарушениями>.

Вместе с тем в лесных природных заповедниках Украины (и не только в Украине) происходит абсурдная, антиэкологическая рубка старых, усыхающих, дуплистых деревьев и уборка валежника, взятые из практики заурядного лесного хозяйства. Ежегодно в заповедниках Крымский, Полесский, Медоборы, Росточье, Днепровско-Орельский, Ровенский, Черемский, принадлежащих Госагентству лесных ресурсов Украины или Львовскому лесохозяйственному университету, санитарными рубками проходится 100-200 гектаров. В сумме ежегодно рубки охватывают 900 га -заповедной лесной площади, суммарный объем заготовленной древесины — 25 тыс.куб.м. При этом рубки в Черемском заповеднике каждый год занимают около 1 % его территории, в Росточье — 2,6 %, в Днепровско-Орельском — 1,3 %, в Медоборах — 2,8 % территории заповедника. В заповеднике Росточье рубки леса занимают площадь в 6 раз больше, чем в Каневском заповеднике, имеющем такую же территорию, но не подчиненного лесникам. В заповеднике <Горганы>, подчиненного Минэкологии Украины, площадь рубок в 280 раз меньше, чем в заповеднике <Медоборы>, которым руководят лесники.

До сих пор многие находятся во власти псевдонаучного и лукавого аргумента лесников, что если не рубить в лесу усыхающих, дуплистых деревьев, не убирать валежник, то лес будет полностью уничтожен <вредителями>. Под его прикрытием санитарные рубки в природных заповедниках становятся <не мерой ухода за лесом, а удобной формой лесопользования> (Соколов и др., 1997),нанося огромный ущерб лесному биоразнообразию и заповедным экосистемам, уничтожая места обитания 68 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины и жизненно связанных со старыми и дуплистыми деревьями.

Экологический вред от санитарных рубок и уборки <мертвой> древесины

1. Уничтожение места обитания краснокнижных летучих мышей.

Все 18 видов летучих мышей, живущих в лесных заповедниках Украины, размножаются только в дуплистых деревьях.  Санитарные рубки, уничтожая дуплистые, сухие, старые деревья, лишают летучих мышей в лесах единственного места обитания (Влащенко, 2005, 2010,Ильин и др.. 2003, Russo, 2004). 50% видов летучих мышей, занесенных в Красную книгу Украины, страдают от санитарных рубок (Червона, 2009).

2. Уничтожение мест обитания краснокнижных птиц.

Из всех птиц, занесенных в Красную книгу Украины, 26 % страдают от санитарных рубок, уничтожающих дуплистые и стрые деревья — их места гнездования. Это — 60 % сов, 100 % дятлов, 36 % хищных птиц, а также гоголь, черный аист и кринтух (Червона, 2009).

3. Уничтожение мест обитания краснокнижных насекомых.

В Украине 30 % жуков и 14 % перепончатокрылых, обитающих в старых, сухих, дуплистых деревьях и занесенных в Красную книгу Украины, уменьшили свою численность по причине санитарных рубок (Червона, 2009).

4. Уничтожение мест обитания краснокнижной сони и медведя бурого.

По данным Красной книги Украины одной из основных причин уменьшения их численности является уничтожение дуплистых деревьев (Червона, 2009).

5. Уничтожение мест обитания краснокнижных растений.

Санитарные и другие рубки, сжигание лесорубочных остатков, проводимые в заповедниках, уничтожают места произростания занесенных в Красную книгу Украины лилии лесной, орхидеи-гнездовки, черемши, подснежника обыкновенного,любкидвухлистой, любки зеленоцветковой (Бортник, 1993), а также негативно влияют на все орхидеи, так как наличие по соседству старых деревьев способствует успешному образованию микоризы (Light, MacConail, 2006).

6. Уничтожение мест обитания краснокнижных грибов и лишайников.

Вырубывание в заповедниках старых деревьев уничтожает места обитания по меньшей мере 4 видов краснокнижных грибов (спарасис кучерявый, саркосома круглая, шишкогриб чешуйчатый, пизолит бескорневой), а также краснокнижного лишайника гетеродермии прекрасной (Червона книга України, Рослинний, 2009).

Доказано, что многие виды лишайников могут расти только на старых деревьях (Fritz, 2009).

7. Угроза существованию всему лесному биоразнообразию.

В одном мертвом дереве обитает до несколько сот видов грибов, растений и животных (Гутовски и др., 2003). Одна треть видов лесного биоразнообразия обитает в сухих деревьях и валежнике (Мертва, 2004). В Беловежской пуще в мертвой древесине обнаружено 75 видов мхов, 24 вида печеночников, 119 видов грибов. В лесах, где нет санитарных рубок, плотность дятлов выше в 3-4 раза (Гутовски и др., 2003).

Все это массовое биоразнообразие уничтожается санитарными рубками.

8. Уничтожение естественных врагов <вредителей> леса.

В старых, дуплистых деревьях обитает огромное количество птиц, летучих мышей, перепончатокрылых, являющихся природными врагами насекомых <вредителей>. Вырубая мертвую древесину, лесники сами создают проблемы с наличием насекомых-<вредителей>.

9. Нарушаются закономерности естественного отбора.

Вырубкой всех больных и сухостойных деревьев в заповедном лесу лесники нарушают существующие закономерности естественного отбора и придают ему совершенно ненужное направление (Наумов, 1976).

10.  Негативная селекция.

В заповеднике, как хранилище генетического фонда дендрофлоры должны сохраняться не только лесохозяйственно лучшие деревья, но и деревья с противоположными качествами. Однако в результате санитарных и других рубок лесники сдвигают спектр наследственных основ деревьев в желаемую сторону (Ромедер, Шенбах, 1962).

11. Борьба против законов природы.

Санитарные и другие рубки в заповедниках направлены против естественного хода природных процессов и явлений, ограничивают автономию и свободу дикой заповедной природы.

12.  Отрицательное воздействие на водный режим почв, накопление гумуса, накопление и разложение подстилки.

Рубки воздействуют на водный режим почв, накопление и разложение подстилки, накопление и динамику зольных элементов, на плодородие лесной почвы в целом (Свиридова, 1961).

13. Значительное негативное изменение в лесной экосистеме.

Рубки вызывают катастрофические сукцессии лесных биоценозов (Краснитский, 1979), губят природную систему естественного леса.

14.  Изымаются минеральные вещества.

При осветвлении, прочистках, прореживаниях, проходных и санитарных рубках из леса единовременно извлекаются от 5 до 20 м. куб/га стволовой древесины, благодаря чему из леса безвозвратно отчуждается большое количество фосфора, калия и кальция.

15.  Рубки в заповедниках  дискредитируют заповедное дело в глазах местного населения.

Местные жители не могут понять, почему им запрещено  собрать в заповеднике лукошко грибов, в то время как рубка лесных заповедных массивов на сотнях гектаров, шум бензопил, автомобильных моторов, проезд машин, груженных лесом, голоса рубщиков — вполне законное дело.

16.  Покосы в заповедниках нарушают концепцию абсолютнойзаповедности, праваживых существ и заповедных экосистем.

С точки зрения экологической этики все живые существа и экосистемы, также как и человек, имеют права на жизнь, свободу и процветание (Борейко, 2005).

Эти права наиболее полно защищаются в заповедниках. Наиболее важным для заповедников является концепция абсолютной заповедности, целью которой является сохранение и поддержание спонтанного развития и ненарушенности экосистем.

Экологическая польза от <мертвых> и усыхающих деревьев

Старые, сухие, дуплистые деревья и валежник не только обеспечивают домом и пищей одну треть лесного биоразнообразия, но и играют ключевую роль для поддержания продуктивности леса и его экологических функций, стойкости лесов и фиксирования двуокиси углерода, противодействуют эрозии земли, сохраняют влагу, удобряют грунт. <Мертвую> древесину признано природной средой обитания, которая в настоящее время находится под наибольшей угрозой (Мертва, 2004). Санитарные рубки и борьба с <захламленностью> лесов не имеют научного обоснования

Еще в середине-конце 20 века передовыми отечественными и зарубежными учеными было доказано, что санитарные рубки леса и уборка валежника не приносят никакой пользы в борьбе с так называемыми <вредителями> леса. Лес в состоянии обеспечить свое существование своими силами (Наумов, 1976). Что же касается <вредителей>, то они нападают только на ослабленные и отстающие в росте деревья, выполняя роль <санитаров> леса (Наумов, 1976). Доказано, что рубки против сухостоя еще больше ускоряют усыхание деревьев  (Никитина, 1975).

Рубки в лесах способствуют усилению вредной деятельности насекомых (Рафес, 1968). По мнению С.Ф. Негруцкого (1973) пользы отрубок деревьев при борьбе с корневой губкой нет.

По мнению Е.Г. Мозолевской устойчивость лесных насаждений к <вредителям> леса является функцией их заповедного режима (Мозолевская, 1964).

Экологическая польза от <вредителей> леса лесным экосистемам

Растительноядные насекомые леса или <вредители> являются важнейшим элементом биоразнообразия, так как осуществляют круговорот веществ и энергии в лесу, улучшают почвенные условия за счет экскрементов насекомых (Рафес, 1968), являются <санитарами> леса, нападая только на больные, слабые деревья. Кроме

того, они заслуживают в заповеднике охрану просто как часть биоразнообразия, имеющая также право на существование.

Рубки леса в природных заповедниках — антизаконны

Пункт 3.11. <Методичних рекомендац_й щодо режиму збереження л_сових екосистем на територ_ях природно-запов_дного фонду України р_зних категор_й> (утвержденных совместным приказом Минэкологии и Госкомлесхоза Украины 24.12.2003 г. № 185/210-А), разрешает на территориях природных заповедников рубки ухода, реконструкции, выборочные и санитарные рубки, ликвидацию захламленности, т.е. те мероприятия, которые призваны  в первую очередь уничтожать сухие, старые, дуплистые деревья, являющиеся местами обитания 67 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины, и занесенных в Приложение 2 Бернской конвенции (например, все 18 обитающих в лесах заповедников Украины летучих мышей).

Поэтому санитарные рубки в природных заповедниках Украины грубо нарушают:

1.  Статью 16 Закона Украины <О природно-заповедном фонде Украины>, запрещающую в природных заповедниках нарушение условий обитания и гнездования диких животных, а также естественное развитие природных процессов и явлений.

2.  Статью 39 Закона Украины <О животном мире>, требующую обеспечивать охрану мест обитания и условий размножения животных

3.  Статью 27 Закона Украины <О растительном мире>, которая запрещает технологии, которые вызывают нарушения состояния и условий произростания растений.

4.  Статью 20 Закона Украины <О Красной книге Украины>, которая гласит об ответственности виновных в ухудшении условий обитания (произростания) видов животных и растений,занесенных  в Красную книгу Украины.

5.  Статью 90 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая привлекает к ответственности виновных в ухудшении условий обитания (произростания) животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины. Статья 87 данного Кодекса привлекает к ответственности виновных в нарушении условий охраны мест обитания животных.

6.  п. 4 -А, статьи 3 Конвенции об охране мигрирующих видов животных, который  требует охраны места обитания животных, занесенных в списки данной Конвенции (орлан-белохвост).

7.  п. Д, статьи 8 Конвенции об охране биологического разнообразия, который обязывает наладить охрану естественных мест обитания видов флоры и фауны и сохранение популяций видов в естественных условиях.

8.  п. 4, статьи 3 Соглашения об охране летучих мышей в Европе, который обязывает принимать необходимые действия с целью охраны летучих мышей.

9.  п. б, статьи 6 Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе (Бернская конвенция), который запрещает наносить преднамеренный ущерб местам выведения потомства или отдыха или их уничтожения. (В Приложении II к данной Конвенции среди видов животных, подлежащих строжайшей охране, включены: 18 видов летучих мышей, обитающих в лесах, дятлы белоспинный, трехпалый, зеленый, клинтух, неясыть бородатая и длиннохвостая, сплюшка, сипуха, сыч мохноногий, сыч-воробей, усач большой дубовой и усач альпийский). Именно эти 30 видов обитают только в старых, дуплистых деревьях и санитарные рубки леса в природных заповедниках лишают их последних мест обитания в Украине.

Поэтому санитарные рубки леса в природных заповедниках должны быть запрещены.

В. Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр

enwl.bellona@gmail.com, 4 июня 2013 г.

Идея абсолютной заповедности — гордость России

Наш корреспондент Казимир Савицки беседует с известным украинским защитником дикой природы и активным деятелем заповедного дела, директором Киевского эколого-культурного центра, Заслуженным природоохранником Украины Владимиром Борейко.

— У нас в Литве, с развалом Советского Союза, все заповедники реорганизованы в национальные парки, а в Украине они остались. Какой вариант на ваш взгляд предпочтительнее?

— Различные виды охраняемых природных территорий репрезентируют собой разные идеи или концепции заповедного дела. Памятники природы — это немецкая концепция, разработанная в 1903-1908 гг. немецким природоохранником Гуго Конвенцем. Она была направлена на сохранение уникальных и небольших по территории творений природы — старых деревьев, скал, водопадов, озер, имеющих высокую научную и эстетическую ценность, и не обязательно сохранившихся в девственном состоянии. Национальные парки воплотили в себе американскую концепцию, разработанную в конце 19 века американским природоохранником Джоном Мюиром. Они создавались на значительной, нетронутой человеком природной территории, имеющей большую эстетическую и рекреационную ценность. Первые американские национальные парки организовывались для <развлечения и отдыха нации>.

Заповедники представляют русскую концепцию заповедного дела. Ее отцом считают профессора-зоолога Московского университета Григория Александровича Кожевникова. Идею заповедников он обосновал в 1908-1928 годах. По его мнению, они должны создаваться на значительной, неизмененной человеком природной площади для проведения долговременных мониторинговых научных исследований и защиты права дикой природы на существование (вторая цель заповедников по идеологическим причинам в советское время не называлась). Для того, чтобы добиваться поставленных перед ними целей, в заповедниках должен быть осуществлен режим абсолютной (полной) заповедности. Этот уникальный режим обеспечивался за счет:

* довольно большой площади;

* наличия охранной зоны вокруг заповедника;

* запрещения прохода и проезда через заповедник;

* запрещения любого хозяйственного использования дикой природы;

* запрещение любого прямого и непосредственного вмешательства в ход природных процессов и явлений в заповеднике;

* объявления заповедного режима навсегда.

В более-менее полном объеме идеи Г.А. Кожевникова о заповедниках и абсолютной заповедности были реализованы в России, Украине, Беларуси, а позднее в Советском Союзе.

Я считаю, что не следует противопоставлять немецкую, русскую или американскую концепции заповедного дела друг другу или отдавать приоритет одной из них. Как говорят японцы: — <пусть расцветет сто цветов>. Природа, да и человек, от этого только выиграют. То, что в Литве это не поняли — очень плохо.

Стараясь разрушить все русское и советское, уничтожили и заповедники, которые не имели никакого отношения к политике. Точно также можно было сжечь <Войну и мир> Толстого и пьесы Чехова только за то, что их авторы — русские писатели.

— Расскажите пожалуйста об идее абсолютной заповедности.

— Идея <абсолютной заповедности> и <заповедник> — это сугубо русские изобретения, такие же как <спутник> или <перестройка>. Россия должна бы ими гордиться, ведь именно русские ученые первыми додумались до такой радикальной территориальной формы охраны природы и первыми ее осуществили.

Идея (концепция) абсолютной заповедности (принцип абсолютной консервации) была разработана известными русскими учеными — Г.А. Кожевниковым, Н.Ф. Реймерсом, А.М. Краснитским, Ф.Р. Штильмарком и С.А. Дыренковым. Г.А. Кожевников первым высказал мысль об абсолютной заповедности: <всякие меры, нарушающие естественные условия борьбы за существование, здесь недопустимы. Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить

природу самой себе>. На ее основе последователи Кожевникова уже разработали довольно стройную и убедительную концепцию абсолютной заповедности.

Теперь можно сказать, что абсолютная заповедность — это идеальный режим полной неприкосновенности, направленный на поддержание естественных спонтанных природных процессов и явлений в дикой природе. Идея абсолютной заповедности призывает предоставить дикой природе свободу, автономию, самовольность, самоуправление, самотворчество, возможность идти своим путем, развиваться по собственному замыслу. Нет ничего плохого в том, что в заповеднике горит лес или степь, появляются вспышки вредных насекомых — это все природные процессы.

— Однако, насколько мне известно, у идеи абсолютной заповедности много критиков со стороны самих работников заповедников. Это прежде всего касается степных заповедников, где полный заповедный режим способствует, например, зарастанию заповедной целины кустарником.

— Здесь мы должны определиться, что пытаемся сохранить, поддержать — данную природную экосистему (степь, например) , или естественный ход спонтанных природных процессов и явлений. Задача заповедников — в поддержании природных процессов и явлений. А вот в национальных парках и заказниках можно сосредоточиться на защите определенных экосистем, поддерживая их во времени при помощи регуляционных мер. На мой взгляд нет ничего страшного, если степь в заповеднике постепенно превращается в лесостепь, лес — в болото, а горы зарастают лесом. Главное, чтобы все это являлось по настоящему естественным процессом и происходило спонтанно.

Следует добавить, что абсолютная заповедность — это некий идеальный режим существования заповедника. На практике, в силу тех или иных причин, полностью он не досягаем. Но эта идея является вектором движения. Я, например, очень доволен, что по моей инициативе в 2010 г. в Украине был принят закон, значительно приближающий заповедники к абсолютной заповедности: в них запрещен туризм, а в охранных зонах — охота.

— В чем, на ваш взгляд, причина, что идея абсолютной заповедности нынче не в моде среди деятелей заповедного дела?

— Она не была в моде никогда. И причин здесь несколько. Во-первых, она во многом является идеей диссидентской, революционной, радикальной, которую никогда не будут поддерживать государственные и коммерческие структуры, заинтересованные в природопользовании на территории заповедников. Хотя бы под маской экологического туризма. Понятно, что среднестатистический директор заповедника, из карьерных соображений, не пойдет против чиновников своего главка, спускающих ему план по туристам, заготовке леса или рыбы под видом <научных исследований>. А значит об идее абсолютной заповедности в этом заповеднике говорить будет запрещено. Следующая причина заключается в том, что ни в одном из известных мне вузовских курсов <Заповедного дела> о ней нет ни строки. То-есть студенты-биологи, заканчивая вуз, ничего не знают об идее абсолютной заповедности. И третья причина, самая главная. Она заключается в некачественном, ущербном, узкоспециализированном естественном образовании большинства деятелей заповедного дела. Для ее понимания необходимо широкое мировоззрение, знания не только в области биологии, но и экологической философии, экоэтике, теологии, истории природоохраны, природоохранной эстетики.

Как раз того, чего катастрофически не хватает современным специалистам, работающим на охраняемых природных территориях.

Проведя аналогию с музыкой, можно сказать, что идея абсолютной заповедности — это не попса, не быдло-рэп, а классическая музыка. Для ее понимания необходим не только музыкальный слух, но и высокое образование.

— Вы сказали, что для того, чтобы понять идею абсолютной заповедности в том числе нужны знания экологической теологии?

— Да, этот предмет не читается в отечественных естественных вузах. Дело в том, что есть такое мнение, согласно которого нетронутая человеком дикая природа по определению является божественной. У святого Иоанна Кронштадского есть замечательное описание божественной дикой природы: <Приходилось идти лесами, горами; суровые сосны высоко поднимают стройные вершины. Жутко. Бог чувствуется в природе>. Любое вмешательство человека в дикую природу оскверняет и ее, и Бога.

По сути, идея абсолютной заповедности является синтезом многих подходов — экологического, философского, этического, религиозного.

— После смерти известного российского деятеля заповедного дела Ф.Р. Штильмарка вы, по сути, стали главным популяризатором идеи абсолютной заповедности на всем постсоветском пространстве.

— Мой учитель Феликс Робертович Штильмарк был не только популяризатором, но и одним из главных авторов идеи абсолютной заповедности. К сожалению, в последние годы он оказался не востребованным российскими государственными природоохранными структурами, ни российским вузовским образованием. Он так и не успел собрать все свои мысли об абсолютной заповедности в одну книгу. Поэтому эту работу мы провели уже после его смерти вместе с моим старым другом — генеральным директором московского Центра охраны дикой природы Алексеем Зименко, собрав все работы Ф.Р. Штильмарка и издав их одним сборником, который так и назвали — <Идея абсолютной заповедности>. Книга оказалась очень востребованной и разошлась буквально в течении месяца.

Недавно я издал небольшую брошюру — <Заповедники, заповедность и живородящий хаос>, где постарался понятным языком кратко объяснить все основные понятия абсолютной заповедности, связав ее с детерминированным (живородящим) хаосом.

Эта работа приглянулась польским экологам, они ее сейчас переводят на польский язык и в ближайшее время издадут. С этого, надеюсь, идея абсолютной заповедности начнет завоевывать Европу.

— Насколько я понял, абсолютная заповедность запрещает любое посещение заповедника, в том числе и экотуризм?

— Ф.Р. Штильмарк считал, что в идеале заповедники должны быть закрыты не только для туристов, но даже для науки и охраны заповедника. Что же касается туризма, в том числе познавательного или экологического — то это сейчас очень мощный фактор воздействия на заповедную природу. Недавно я вернулся из экспедиции по крымским заповедникам. В них не охотятся, не рубят лес, не добывают ракушечник. Однако все они затоптаны, заплеваны, загажены, усыпаны мусором, 500-летние тисы, можжевельники и земляничники исписаны иероглифами — все это сделала вредоносная саранча, имя которой — туристы.

В заказнике на мысе Айя (возле Севастополя) я познакомился с Николаем Подоляко, его охранником. Без всяких указов или книг, только на основании собственного опыта и интуиции, он пришел к тому, что туристы, — это главные вредители заповедной природы, и не пускает их в заказник. Благодаря удобному географическому положению: с двух сторон — море, с другой — неприступные скалы, а с четвертой — забор частной территории, а также самому Подоляко, на заказнике <Мыс Айя> установлена настоящая абсолютная заповедность. Этот пример достоин подражания.

enwl.bellona@gmail.com, 4 июня 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *