Опубликовано

ЮРИСТ МЕДВЕДЕВ ВСПОМНИЛ О СУЩЕСТВОВАНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(министр при природе — тоже)

17 мая 2013 г.

Заседание президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию

Стенограмма:

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! У нас с вами заседание президиума по модернизации экономики и инновационному развитию. Сегодня я предлагаю рассмотреть вопросы инновационного развития в сфере экологической безопасности и рационального природопользования. Важность темы для страны анализировать не буду: понятно, какие у нас проблемы, какова антропогенная нагрузка на окружающую среду и какие трудности нам достались в результате предыдущей хозяйственной деятельности. Хотя, если говорить честно, мы всё время говорим: «Нам досталось это:», но мы что-то и сами делаем, то, что антропогенную нагрузку увеличивает. Конечно, всегда можно валить всё на предшественника, тем не менее мы и на себя должны посмотреть, как наши производства работают.

Сегодня в неблагоприятных экологических условиях проживает довольно значительное число наших граждан, если считать по известным стандартам. Степень загрязнения воздуха во многих городах оценивается как высокая и очень высокая, накоплены миллиарды тонн отходов, и их объёмы ежегодно увеличиваются, а раздельный сбор и эффективная переработка — это редкость по-прежнему. Свалки, в том числе несанкционированные, занимают сотни тысяч гектаров земли.

Я сейчас много стал летать на вертолёте, не только по территории России. Даже у нас в Москве, в Подмосковье тоже впечатляет  объём накопленного экологического ущерба, свалки, поэтому нужно заниматься переработкой. Мы только что здесь, в Черноголовском инновационном центре и соответствующем предприятии, смотрели эти новые формы переработки, новые идеи. Конечно, нужно обязательно этим заниматься самым разным структурам, поэтому экология — это не только собственно экологические движения, но и инновации. В этом смысле она может стать системным драйвером модернизации и обеспечить так называемый двойной выигрыш: и укрепить конкурентоспособность экономики, и улучшить качество жизни людей.

Принципиальное значение имеет разумное государственное регулирование и, конечно, ответственное поведение тех, кто занимается бизнесом. Необходимы такие требования, которые реально мотивируют предприятия инвестировать в инновации. Я хотел бы, кстати, чтобы прозвучало в докладе, что делается в настоящий момент по совершенствованию нормативной базы в этой части. И, конечно, нужно менять и общее отношение к природе, окружающей среде — это не тема сегодняшнего нашего заседания, но мы должны помнить: у нас сейчас Год охраны окружающей среды проходит, и даже само его проведение должно обратить внимание общества на эти проблемы.

Теперь в отношении наращивания поддержки научных исследований, которые нацелены на создание экологически эффективных технологий, — по линии государства, по линии институтов развития и за счёт бизнеса. В рамках основных государственных программ Минприроды на исследования и разработки предусмотрено на период до 2020 года свыше 8 млрд рублей. Специалисты отмечают, что у нас неплохой задел в области оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы (включая вопросы биоразнообразия). Большим потенциалом обладают космические технологии, в том числе технологии

дистанционного зондирования Земли.

Я уже сказал, что мы не случайно встречаемся здесь, в Черноголовке: помимо того, что это один из наших ведущих центров академической науки, в этих стенах и в некоторых других институтах и на малых предприятиях коммерциализируются перспективные технологии по утилизации твёрдых бытовых отходов и глубокой переработке нефтепродуктов, а также есть неплохие результаты в области водородной энергетики.

Теперь по поводу институтов развития. Они, конечно, тоже должны способствовать решению экологических задач. По программе кооперации вузов и высокотехнологичной промышленности на паритетной основе с бизнесом финансируется 16 проектов на сумму 2,5 млрд рублей приблизительно. По программе привлечения ведущих специалистов в высшую школу поддержано семь проектов на сумму приблизительно 1 млрд рублей, патенты оформляются. По линии наших инновационных центров, венчурных компаний тоже идёт работа. «Сколково» выделял гранты на сумму 1 млрд рублей на реализацию значительного числа проектов (около 50). По линии Российской венчурной компании профинансировано меньшее количество проектов, но на большую сумму — более 3 млрд рублей за период с 2007 по 2012 год. «Роснано» тоже этим занимается, и у них тоже есть свои проекты на достаточно значительные суммы.

На базе территориальных кластеров и технологических платформ идёт работа над новыми технологиями добычи и переработки природных ресурсов, а также над решениями в области так называемого зелёного транспорта. Это государство и институты развития. Теперь о роли бизнеса. В 2012 году инвестиции в основной капитал, которые направлены на охрану окружающей среды и на рациональное природопользование, составили порядка 116 млрд рублей — вроде бы на первый взгляд сумма значительная: почти 70% из них — это собственные средства предприятий; свыше 8,3 млрд вложено в покупку технологий по переработке

отходов и рациональному использованию сырьевой базы. Ведущие отечественные компании-недропользователи увеличивают расходы на исследования и разработки.

Дальнейшее развитие минерально-сырьевого комплекса связано и с созданием сложных наукоёмких технологий. Речь идёт о так называемых трудноизвлекаемых запасах. Каждое из таких месторождений по-своему уникально, требует новых методик разведки и оценки запасов. И конечно, ещё одно направление — это безопасное и эффективное освоение континентального шельфа. Реализация шельфовых проектов даёт серьёзный толчок развитию и материаловедения, и химии  и специальной металлургии, обеспечивает наши судостроительные компании, это тоже один из ресурсов. Пока недостаточно используемый ресурс — горные отвалы.

В них содержатся полезные запасы, которые сопоставимы с новыми месторождениями, но для начала их активной разработки должны появиться технологии, которые делают этот процесс по-настоящему экономически привлекательным. И здесь, конечно, очень важна позиция науки.

Ещё одна важнейшая тема — ликвидация накопленного экологического ущерба. У нас сейчас готовится федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба», которую планируется направить для этих целей, предусмотрев довольно значительное финансирование, в период с 2014 по 2025 год.

Особое внимание в рамках этой программы должно будет уделено очистке Арктического региона, где ситуация  весьма сложная, а также особо опасным промышленным объектам. Пример, уже хорошо известный, — задача по ликвидации шламонакопителя «Белое море» в Нижегородской области (я там был, смотрел, как это всё выглядит: грустно), она будет решаться совместно Федерацией (там наши затраты порядка 1 млрд рублей), субъектом, который тоже даёт свою часть финансирования, я имею в виду Нижегородскую область, и бизнесом (на эти цели деньги выделяются «СИБУР-Нефтехимом» — порядка 230 млн). Понятно, что типового

подхода к  очистке территорий быть не может, все эти проблемы индивидуальны, и деньги, конечно, разные в разных регионах. Отличаются объекты эти и по площади, и по природе, и по источникам загрязнения. Но в любом случае решать эти задачи нам придётся с использованием так называемых инновационных технологий, предусматривающих комплексную рекультивацию земель.

Завершая вступление, хотел бы подчеркнуть: экология и инновации — вещи абсолютно взаимосвязанные в современном мире. Заниматься ими должны и государство, и наука, и бизнес, и гражданское общество, конечно. От этого зависят условия развития нашей страны, благополучие будущих поколений и решение вполне утилитарных народно-хозяйственных задач.

Слово для выступления по основной проблематике — Министру природных ресурсов. Сергей Ефимович, пожалуйста, слово для доклада вам передаю.

С.Донской (Министр природных ресурсов и экологии):

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

В начале своего доклада мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что развитие инновационных экологических технологий является одним из ключевых условий для долгосрочного устойчивого роста экономики, для изучения конкурентоспособности её продукции на мировых рынках, а также одной из самых актуальных тем, которые сегодня обсуждаются в мировом сообществе.

В прошлом году вклад природоресурсного комплекса в экономику Российской Федерации обеспечил более 50% доходной части федерального бюджета, однако это только одна сторона медали.

Эксплуатация природных ресурсов, богатств традиционными способами неминуемо создаёт ряд рисков, цифры представлены на слайде — это и возрастающее негативное воздействие на окружающую среду, и истощение невозобновляемых природных ресурсов, и неиспользование ценных компонентов, востребованных промышленностью, но попадающих в отходы производства. Всё это оказывает негативное влияние на темпы экономического роста, а следовательно, и на благополучие граждан. Решение указанных проблем, в том числе и с помощью инновационных экологических технологий, является сегодня приоритетом в рамках формирования государственной политики в области рационального природопользования и экологической безопасности. Следующий слайд.

Стимулирование так называемой зелёной экономики невозможно без усилий со стороны государства как с точки зрения непосредственно финансовой части, так и с точки зрения создания необходимых законодательных условий.

Переход к зелёному росту, обеспечению устойчивого развития всей социально-экономической системы России предполагает усиление экологических приоритетов государственной политики. Уже сейчас в процессе исполнения целый ряд мер, направленных на решение этой задачи. За последнее время Правительством Российской Федерации был утверждён ряд стратегических документов, призванных реформировать устаревшую систему природопользования.

О госпрограммах, Дмитрий Анатольевич, Вы уже говорили во вступительном слове, добавлю только, что в прошлом году также была принята новая экологическая стратегия страны — это «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Также важные шаги делаются по стимулированию освоения шельфа, добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, рационального использования попутного нефтяного газа, недавно обсуждался вопрос стимулирования использования газомоторного топлива. Всё это влияет, естественно, на общее состояние окружающей среды. Следующий слайд.

Как уже отмечалось, в основе современной государственной политики Российской Федерации по управлению, воспроизводству и использованию природных ресурсов заложено два основополагающих принципа — рациональное и эффективное природопользование и экологическая безопасность. Сохранение баланса этих составляющих позволит нам ответственно использовать природные ресурсы, в первую очередь невосполнимые, на благо нынешних и будущих поколений населения России.

Какие же ниши могут занять российские производители инновационных технологий в рамках указанных векторов? С точки зрения безопасности это, во-первых, разработка и внедрение инноваций, формирующих сегодня систему управления отходами (сегодня в рамках заседания коллеги будут подробно рассказывать о таких проектах, не имеющих аналогов в мире), во-вторых, предоставление услуг по экологическому мониторингу, аудиту, прогнозированию. Очевидно, что с развитием в нашей стране зелёной экономики этот вид услуг с каждым днём будет всё более востребован.

Что касается рационального использования природных ресурсов, то здесь стоит отметить такие перспективные направления, как повышение эффективности использования ресурсов и отходов, возникающих при производстве и эксплуатации минеральных ресурсов из нетрадиционных источников, создание условий для внедрения инновационных технологий и поощрение их использования в рамках формирования зелёной экономической модели.

Следующий слайд. В рамках развития концепции рационального природопользования необходимо отдельно сказать об инновационном потенциале минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации. Ещё раз хочу подчеркнуть, что именно он составляет половину доходной части федерального бюджета, следовательно, именно здесь мы должны сосредоточить усилия по внедрению новых технологий.

Из представленных на слайде диаграмм видно, что в мире всё более значимую роль приобретают нетрадиционные источники полезных ископаемых. Стремительное развитие технологий уже в ближайшем будущем позволит рентабельно добывать такое сырьё, которое ещё недавно казалось плодом вымыслов научных фантастов.

Предметом разведки и разработки сейчас уже со стороны российских организаций являются запасы чрезвычайно богатых полиметаллических руд, расположенные на многокилометровых глубинах Мирового океана. В прошлом году, но это пока без нашего участия, появились фирмы, которые разрабатывают технологии по поискам и добыче полезных ископаемых в космосе. Эта тема сейчас в мире активно обсуждается и рассматривается как вполне перспективная, хотя, конечно, это не ближнее время.

В связи с обозначенной общемировой тенденцией и развитием технологической базы наиболее востребованным в плане инноваций направлением сегодня является, во-первых, освоение технологии разработки нетрадиционных источников ископаемых, трудноизвлекаемых залежей и техногенных источников сырья; во-вторых, разработка новых поисков оценки и разведки месторождений; и, наконец, освоение труднодоступных регионов, в том числе обеспечение выхода на континентальный шельф. Появление и реализация подобных проектов позволит не только повысить эффективность использования месторождений на территории Российской Федерации, но и занять лидирующие места по наращиванию уникальной технологической базы, отвечающей требованиям сегодняшнего времени.

Следующий слайд. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации содержит уникальный и практически не используемый сырьевой потенциал. Активное внедрение в эту сферу инновационных технологий, государственная поддержка могут стать гарантом стабилизации нефтедобычи и удержания её на уровне,

достаточном для обеспечения минерально-сырьевой безопасности страны и её экспортного потенциала. Сланцевый бум в последнее время значительно перекроил мировые энергетические тенденции. Добыча газа, нефти из низкопроницаемых пород, которая ещё вчера казалась нерентабельной, за счёт развития инновационных технологий стала важным фактором мировой нефтедобычи. В этой связи для обеспечения стратегических интересов России необходимо изучить отечественный потенциал нетрадиционных источников углеводородов, а также отработать действенные технологии по разведке и добыче. Для этого предлагается создать с использованием механизма ГЧП несколько научных полигонов (это позволяется в рамках сегодняшнего законодательства) для отработки технологий поисков и добычи нетрадиционных видов полезных ископаемых. Такое предложение мы как раз и предлагаем включить в протокол сегодняшнего совещания. Также в свете оценки российского нефтегазового потенциала и использования его для развития отечественной промышленности особое внимание сегодня уделяется освоению континентального шельфа, этого важнейшего источника углеводородного сырья. Для разведки и разработки его запасов необходимы уникальные современные технологии, но при этом такие технологии вполне сравнимы с теми, которые используются при изучении и освоении космического пространства.

С учётом того, что освоение шельфа предполагается в суровых климатических и ледовых условиях российской Арктики, необходимо иметь технологии не только добычи нефти, но и охраны окружающей среды от возможных последствий.

Как уже отмечал в начале заседания Дмитрий Анатольевич, важным направлением является вовлечение в хозяйственное использование так называемых техногенных месторождений — накопленных за прошлые годы отходов горнодобывающих производств. Общая оценка, даже приблизительно, составляет около 80 млн т полезного компонента. Полезных компонентов в них, в таких месторождениях, иногда содержится даже значительно больше, чем в отрабатываемых сегодня рудах. Кроме того, сегодня необходимо создавать технологии рентабельной отработки не только основного вида полезного ископаемого, но и содержащихся в компонентах и рудах попутных ценных продуктах, в том числе столь востребованных сейчас редкоземельных металлов. Для решения этой задачи нами предлагается внести изменения в законодательство об отходах и закон о недрах, направленные на урегулирование процедуры предоставления в пользование техногенных объектов, содержащих полезные ископаемые. Следующий слайд.

Перед второй частью своего доклада хотел бы обратить ваше внимание на ещё один мировой тренд: с 2008 года инвестиции в экологически чистые технологии показывают устойчивый рост. Сегодня это один из наиболее динамичных и развивающихся инновационно ёмких рынков в мире, по оценкам ОЭСР, к 2020 году объём этого рынка составит около 4,5 трлн долларов США. Последовательное и активное развитие собственных инновационных технологий, реализация пилотных экологических проектов и уникальный природный потенциал позволят как раз Российской Федерации в достаточно короткие сроки стать заметным игроком на мировом зелёном рынке.

В контексте озеленения экономики (следующий слайд) для Российской Федерации одним из самых значимых является вопрос ликвидации накопленного экологического ущерба. В настоящее время выявлены сотни таких горячих точек, оставшихся от прошлой экономической деятельности. Решение этой наболевшей проблемы должны дать именно новые технологии. Сейчас подготовлен проект ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014-2025 годы.

Инновационная составляющая в этой программе крайне высока — это почти 70%. И в целом на развитие новых технологий в рамках ФЦП мы планируем направить около 49 млрд рублей. Такая стоимость обусловлена тем, что решение большинства задач по очистке и утилизации, ликвидации отходов возможно только при условии применения новейших высокоэффективных технологий. Конкретный пример: было упомянуто «Белое море», там же находится так называемый полигон «Чёрная дыра». Для проведения работ необходимо разработать уникальную установку, которой пока ещё нет нигде в мире. Сейчас работа ведётся, все необходимые конкурсы заключены, но учитывая, что здесь требуется внедрение инновационных, не использованных в мире технологий, это, конечно, определённую трудность составляет. Уже сейчас ведутся активные переговоры по сотрудничеству с профильными технологическими платформами — это «БиоТех-2030», «Технологии экологического развития», — а также с рядом российских предприятий, они готовы участвовать в реализации предусмотренных ФЦП инвестиционных проектов на условиях долевого финансирования. Также у нас есть ряд обращений банков, инвестиционных фондов, в основном сейчас это иностранные, готовые вкладывать собственные средства в российскую инноватику. Апробацию технологий предполагается проводить в специально созданных на территории страны международных инжиниринговых центрах.

По результатам переговоров при подготовке ФЦП с руководством ряда субъектов могу сказать, что они очень заинтересованы в реализации подобных проектов на своей территории, готовы тоже софинансировать и участвовать в специализированных экологических инжиниринговых центрах.

Характерно, что получение инновационных разработок, в том числе биотехнологических, позволит не только устранить накопленные загрязнения, но и создаст мощный потенциал для предотвращения накопления промышленных отходов и в будущем. И последний слайд.

Исходя из вышесказанного, министерство предлагает учесть в протоколе сегодняшнего заседания предложения, я их озвучивал, они сейчас представлены на слайде. Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Спасибо большое. Прошу. Пожалуйста, Дмитрий Викторович (обращаясь к Д.Ливанову).

Д.Ливанов (Министр образования и науки): Для нас на доконкурентной стадии финансирование исследований в области экологии, рационального природопользования, энергоэффективности является приоритетом. Соответствующие разделы предусмотрены во всех наших федеральных целевых программах.

Примерно 3,5 млрд каждый год на доконкурентной стадии, ещё раз обращаю внимание, то есть на формирование технологического и научного задела мы инвестируем.

Кроме этого мы реализовали уже или реализуем 12 проектов создания высокотехнологичных производств. Это уже следующий этап, и один из таких проектов — как раз в Нижнем Новгороде, по переработке тяжёлых отходов нефтепереработки. На основе 218-го постановления Правительства и того проекта, который мы реализуем совместно с Нижегородским университетом семь лабораторий под руководством ведущих учёных, из них пять — зарубежных учёных, созданы в университетах от Владивостока до Петербурга по всей стране.

Безусловно, очень важно то, о чём сказал Николай Сергеевич (Н.Касимов) по поводу роли технологических платформ в нашей новой программе «Исследования и разработки» на 2014-2020 годы, которую как раз вчера утвердило Правительство, предусмотрен один из механизмов финансирования: именно проекты, инициированные технологическими платформами. Мы как раз в этом видим экспертную функцию технологических платформ, которая, с одной стороны, обеспечит нам высокий научный уровень, техническую реализуемость, а с другой стороны, экономическую эффективность и востребованность бизнесом этих разработок. Так что эта работа будет продолжаться. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо. Уважаемые коллеги, я не буду вас утомлять долгим заключительным словом. Считаю, что наше заседание — заседание президиума было весьма насыщенным, много довольно любопытных вещей прозвучало. Все поручения, естественно, я по итогам нашего заседания дам. До свидания.

17 мая 2013 года, http://i-russia.ru/sessions/reports/1742.html

И О ПОГОДЕ

Тут певцы дуэта Медведев-Донской вспомнили о «Белом море» и «Черной дыре». Пожалуй, им стоило бы отказаться от языка дедушки Эзопа и называть вещи своими именами, а именно — что эти две свалки это места захоронения отходов производства двух заводов химического оружия. А еще им стоило бы знать, что в Дзержинске (Нижегородская область) была не два, а три завода по производству отравляющих веществ для химической войны. Захоронки отходов производства двух из этих заводов наши конспираторы назвали. Неплохо бы знать и о захоронке третьего завода.

А еще было бы хорошо, если бы Медведев-Донской и примкнувший к ним Ливанов полетали на вертолете над юго-востоком Москвы. Там в юго-восточной части Кузьминского леспопарка в 1918-1962 г.г. существовал военно-химический полигон Советского Союза. И закопано там химического оружия немеренное количество.

Лицо в кепке, кое долгие годы управляло, Москвой сделало все, чтобы НЕ очищать Москву от закопанного химического оружия. Нынешний начальник, похоже, тоже делает вид, что этой проблемы не существует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *