Опубликовано

И ОПЯТЬ О БОГУЧАНСКОЙ ГЭС

Красноярский экофорум — за проведение экологической оценки Богучанской ГЭС!

Согласована и утверждена резолюция II Эколого-юридического форума, состоявшегося в конце года в Красноярске. В числе прочего участники красноярского экофорума (в том числе <Плотина.Нет!>) выразили свое мнение по Богучанской ГЭС и будущему инвестпроекту Ангаро-Енисейского кластера, в рамках которого предусматривается возведение еще одной, уже пятой по счету, ГЭС на Ангаре (Нижнеангарской или Мотыгинской ГЭС).

*   *   *

Общественное участие в принятии экологически значимых решений и в контроле за исполнением природоохранного законодательства: проблемы и перспективы Красноярск 18 декабря 2012 г.

Согласно Статье 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в стране является ее народ; при этом народ может осуществлять свою  власть непосредственно. Таким образом, общественное участие в контроле и в принятии решений является неотъемлемым конституционным правом граждан РФ.

Хотя общественное участие в принятии экологически значимых решений и в контроле за исполнением природоохранных требований гарантируются российским законодательством, процедура проведения таких мероприятий слабо регулируется, а юридическая сила общественного мнения (в случае принятия решений) и представленных общественностью доказательств (в случае правонарушений) не определена. Недостаточно определены также функции и полномочия государственных органов, отсутствуют четкие регламенты реализации данных механизмов. Это снижает их эффективность, и, соответственно, снижает эффективность принятых решений и экологического контроля в целом.

Развитие гражданского общества, в том числе, и через участие общественности в контроле и экспертизе хозяйственной и управленческой деятельности, является одним из приоритетов современной государственной политики.

18 декабря 2012 года в городе Красноярске прошел II Эколого-юридический форум, целью которого являлось повышение эффективности общественного участия в принятии решений и экологическом контроле. Участники II Эколого-юридического форума обращаются к органам власти, включая федеральные надзорные органы, региональные и местные органы законодательной и исполнительной власти с рядом предложений, направленных на повышение эффективности общественного участия в целом, а также — при решении конкретных экологических проблем в г. Красноярске и Красноярском крае.

Участники форума убеждены в необходимости скорейшего создания и совершенствовании институтов и механизмов реализации непосредственной власти народа, являющейся одним из базовых элементов основ конституционного строя РФ. В первую очередь это касается референдумов, общественных советов, общественных (публичных) слушаний, общественной экспертизы и общественного контроля. Участники форума готовы принять активное участие в работе по совершенствованию и повышению эффективности этих механизмов.

В связи с этим участники Форума считают необходимым внести в федеральный закон <Об экологической экспертизе> от 23.11.1995 №174-ФЗ изменения и дополнения, предусматривающие расширение списка объектов, подлежащих государственной и общественной экологической экспертизе федерального и регионального уровней.

С целью повышения информированности граждан, необходимой для качественного участия в принятии решений, рекомендовать территориальным управлениям федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, управлению Роспотребнадзора, управлению Росприроднадзора и другим надзорным органам в открытом доступе на своих сайтах публиковать все результаты проводимых анализов и исследований.

С целью повышения качества проводимых общественных экологических экспертиз, просить территориальные управления федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Центр гигиены и эпидемиологии, Центр лабораторного анализа и технических измерений и другие органы, располагающие сертифицированным лабораторным оборудованием и специалистами, минимизировать расценки на лабораторные исследования при проведении общественных экологических экспертиз.

В целях устранения коррупциогенных факторов и повышения эффективности внести в федеральные законы <Об охране окружающей среды> от 10.01.2002 № 7-ФЗ, <Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации> от 12.06. 2002 № 67-ФЗ изменения и дополнения, предусматривающие механизм реализации права граждан, проживающих на соответствующей территории, на референдум в случае планирования принятия решений, имеющих значительные экологические последствия.

В целях повышения эффективности института публичных слушаний, внести в Положение об организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Красноярске изменения, направленные на:

повышение информированности граждан о проведении слушаний и привлечение граждан к участию в принятии решений;

обеспечение доступа к обсуждаемой информации для всех граждан;

обеспечение представления различных точек зрения по обсуждаемым вопросам с возможностью уточнения, проверки и обсуждения представленной информации;

установление обязательности публичного обсуждения экологически- и социально- значимых проектов на начальной (предпроектной) стадии;

обеспечение достоверности учета мнения граждан.

В этой связи участники Форума рекомендуют провести более глубокое обсуждение вопросов совершенствования института публичных слушаний в формате круглого стола и/или в рамках специализированной рабочей группы с привлечением заинтересованной общественности и органов власти.

Обратиться в министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края с вопросами о разработке регламента организации общественных слушаний по вопросам, определенным этим законом края <Об охране окружающей среды в Красноярском крае> от 06.12.2007 № 3-804.

С целью оптимизации работы общественных экологических советов и повышения эффективности общественного участия в их работе внести в положения об общественных экологических советах изменения, позволяющие участие в работе Советов граждан — участников незарегистрированных общественных объединений (движений). Для этого необходимо:

Заранее размещать повестку заседания Совета на сайтах соответствующих учреждений.

Разработать форму заявки на участие в заседаниях советов заинтересованных граждан, имеющих научную степень или значительный (не менее 5-ти лет) опыт работы в рассматриваемой области.

Обеспечить возможность проведения заседаний Общественных советов в формате телеконференций для обеспечения участия представителей географически удаленных районов.

Результаты работы Советов публиковать для широкого ознакомления и публичного обсуждения (дополнения).

Обратиться в министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края о создании Краевого общественного совета по охране окружающей среды при Губернаторе края в соответствии с п.13.1 и 13.2 краевого Закона <Об охране окружающей среды в Красноярском крае> от 06.12.2007 № 3-804;

Разработать на краевом уровне Положение об участии органов власти в части реагирования при осуществлении общественного экологического контроля.

Участники Форума признают, что на территории Красноярского края и в городе Красноярске имеются проблемы, требующие отдельного рассмотрения и проработки с точки зрения участия общественности в их решении.

В частности, за более чем тридцатилетнюю историю строительства Богучанской ГЭС не было в должной мере обеспечено участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений, непосредственно затрагивающих местные сообщества. В связи с этим участники Форума предлагают правительству Красноярского края вместе с инвесторами (ОАО <РусГидро> и ОК <Русал>) провести оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта Богучанской ГЭС,

неотъемлемой частью которой, в соответствии с действующим российским законодательством, является общественное обсуждение.

Участники Форума считают, что при планировании проекта <Комплексное развитие Нижнего Приангарья> был допущен ряд стратегических ошибок, при реализации проекта не учтены интересы общественности, не проведена экологическая оценка. В связи с этим участники Форума предлагают внести предложение в Законодательное собрание Красноярского края о проведении публичных слушаний по итогам реализации первого этапа инвестиционного проекта <Комплексное развитие Нижнего Приангарья>, необходимых для повышения общественной эффективности других проектов на данной территории.

Участники Форума считают, что новый масштабный инвестиционный проект по созданию Ангаро-Енисейского кластера на территории сразу четырех районов Красноярского края требует общественного участия с самых ранних этапов своей реализации. В связи с этим участники Форума рекомендуют правительству Красноярского края провести предварительную стратегическую экологическую оценку затрагиваемых инвестпроектом территорий с обязательным общественным обсуждением планируемой хозяйственной деятельности и ее ожидаемых результатов.

Участники Форума считают, что в настоящее время уделяется недостаточное внимание сохранению и воспроизводству городских (пригородных) лесов и городских зеленых насаждений, что приводит к хроническому существенному сокращению лесных земель и деградации зеленых насаждений города в последние годы.

В связи с этим участники Форума рекомендуют следующее:

Доработать нормативно-правовую базу по обращению с городскими (пригородными) лесами и городскими зелеными насаждениями с учетом мнения общественности.

Все законы, постановления, регламенты и другие нормативные документы сделать доступными для широкой общественности.

Остановить процесс аренды городских лесов, как не отвечающий долгосрочным целям социального развития города и имеющий значительные негативные последствия для здоровья горожан.

Повысить законодательную защищенность городских (пригородных) лесов и крупных массивов зеленых насаждений с запретом застройки лесных полян и другой деятельности, нарушающей целостность биологической системы и экологическую эффективность лесов.

Все существующие планы и программы по озеленению, реконструкции, благоустройству или хозяйственной деятельности, затрагивающей зеленые насаждения, изменению статуса зеленых зон и пр. публиковать на сайте городской администрации (или на специализированном ресурсе) для широкого обсуждения.

Сделать деятельность отделов, департаментов и муниципальных предприятий, ответственных за данную сферу, максимально прозрачной. Для этого информацию об их структуре, регламентирующих документах, бюджетах, программах и отчетах размещать на сайте городской администрации (или на специализированном ресурсе).

Включить в объём работ по озеленению и лесовосстановительным работам обязательный уход за посадками не менее двух лет. В отчётность об эффективности помимо числа посаженных деревьев включать, как основной пункт, число прижившихся деревьев.

Создать систему непрерывного (он-лайн) мониторинга за состоянием городских лесов и зеленых насаждений и привлечением активной общественности и экспертов.

В этой связи участники Форума рекомендуют создать рабочую группу по совершенствованию механизмов защиты и восстановления городских лесов и зеленых насаждений Красноярска с привлечением заинтересованной общественности, экспертов и органов власти.

Участники Форума констатируют, что экологическая эффективность принимаемых управленческих решений не имеет достаточного веса в публичном пространстве и, несмотря на свою крайнюю важность, зачастую игнорируются. В связи с этим участники Форума рекомендуют разработать критерии социально-экологической эффективности и официально использовать их в качестве основных критериев при оценке управленческой эффективности. Для этой цели — разработать и ввести в повсеместную практику экономические расчеты социально-экологической эффективности проектов (в том числе, законопроектов) и планируемых решений. Участники Форума констатируют, что исполнительная власть уделяет недостаточное внимание и выделяет недостаточно ресурсов для охраны окружающей среды и решения существующих экологических проблем. В связи с этим участники Форума рекомендуют внести изменения и дополнения в муниципальное, региональное и федеральное законодательство с целью расширения полномочий муниципальных органов власти в сфере контроля за соблюдением природоохранного законодательства и реализации природоохранных мероприятий. При этом проекты программ и результаты их реализации должны широко обсуждаться с заинтересованной общественностью и экспертами в различных форматах: круглые столы, общественные слушания, Интернет-форумы и другие.

В связи с сокращением штатов и перераспределением полномочий, необходимо также расширить межведомственное взаимодействие муниципальных органов власти, ответственных за охрану окружающей среды, с региональными и федеральными органами в сфере контроля за соблюдением природоохранного законодательства. В частности, необходимо организовать совместное экологическое патрулирование (инспектирование) с широким привлечением общественности.

Участники II Эколого-юридического форума <Общественное участие в принятии экологически значимых решений и в контроле за исполнением природоохранного законодательства: проблемы и перспективы>. Красноярск, 18 декабря 2012 г.

Участие во II Эколого-юридическом форуме <Общественное участие в принятии экологически значимых решений и в контроле за исполнением природоохранного законодательства: проблемы и перспективы> 18 декабря 2012 года приняли представители следующих организаций и объединений:

Администрация Железнодорожного района

Администрация Октябрьского района

Администрация Советского района

Администрация Центрального района

Алтае-Саянское отделение WWF России

Аппарат Гражданской Ассамблеи Красноярского края

Гражданский центр ядерного нераспространения

Департамент градостроительства г.Красноярска

Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов

Законодательное Собрание Красноярского края

Институт леса СО РАН

Институт Физики

Институт экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета

Информационно-экологический проект <Плотина.Нет!>

Исполком РО в КК политической партии <Гражданская платформа>

Красноярская природоохранная прокуратура

Красноярская региональная общественная организация <Экологическая Ассоциация>

Красноярская региональная общественная экологическая организация <ПЛОТИНА>

Красноярский общественный комитет экологического движения

Международная экологическая коалиция <Реки без границ>

Международный институт судебных экспертиз и права Красноярского государственного аграрного университета

Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края

Мурманская областная общественная организация <Кольский Эко Центр> (г.Мурманск)

Общественная организация <Красноярский краевой экологический союз>

Общественная экологическая организация <Зеленый мир> (г.Сосновый Бор, Ленинградская область)

Общественная экологическая палата ГА КК

Общественное движение <За сохранение Берёзовой рощи>

Общественное движение <Манский патруль>

Прокуратура Ленинского района

Сибирский рыболовный клуб <Тугун>

Среднесибирское межрегиональное территориального управление федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Управление по охране окружающей среды г.Красноярска

Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю

Центр экологической культуры ГУНБ

Челябинский региональный благотворительныйо фонд <За природу> (г.Челябинск)

http://www.plotina.net/ecoforum-2012/

Мертвое море Богучанской ГЭС

Генпрокуратура доложила правительству о серьезных экологических рисках, возникших вследствие неправильной подготовки к заполнению водохранилища Богучанской ГЭС, и предложила федеральным властям возобновить санитарные мероприятия в зоне затопления. Наиболее серьезные опасения вызывает возможность затопления скотомогильников, в том числе, содержащих споры сибирской язвы. Также вызывает опасение то, что, поскольку ложе водохранилища БоГЭС не было полностью очищено от леса, рукотворное «море» на реке Ангаре заполнится гниющей древесиной.

Алексей Смирнов, 24/01-2013

Генпрокуратура опомнилась?

Как сообщает информационно-экологический проект «Плотина.Нет!», Генеральная прокуратура доложила правительству страны об экологическом риске вследствие неправильной подготовки к заполнению водохранилища Богучанской ГЭС. По данным Генпрокуратуры, при строительстве плотины было допущено большое количество нарушений, потенциально угрожающих экологии Красноярского края. Поскольку ложе водохранилища БоГЭС не было полностью очищено от леса, рукотворное «море» на реке Ангаре заполнится гниющей древесиной. Генпрокуратура признала, что существует риск затопления скотомогильников, в том числе, содержащих споры сибирской язвы, и предложила федеральным властям возобновить санитарные мероприятия в зоне затопления.

— Еще три года назад Сосновская Коалиция неправительственных природоохранных организаций Сибири и Дальнего Востока направила в Генпрокуратуру предупреждение о подобном сценарии событий, — говорит руководитель «Плотина.Нет!» Александр Колотов. — Сделано это было после того, как прокуратура Красноярского края ответила, что не видит оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

В течение трех лет неоднократные обращения в краевую и Генпрокуратуру приводили к нулевому результату. Но, после того как водохранилище наполнилось до отметки пуска первого комплекса, Генпрокуратура вдруг опомнилась — «имеется экологический риск». Но если орган, осуществляющий от имени государства надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, озаботился этой проблемой настолько серьезно, что обратился к верховной власти, отчего тогда не выдал предписание о приостановке затопления для проведения необходимых экспертиз? Или это просто политические игры?

Краевые власти ни при чем?

В середине ноября 2012 года Уполномоченный по правам человека в Иркутской области В. Лукин на пресс-конференции заявил, что из семи вопросов, заданных им Генпрокуратуре по этому поводу, чиновники надзорного ведомства ответили лишь на один. Да и он юридически необоснован. Из ответа следует, что заказчиком подготовки ложа Богучанской ГЭС на территории Иркутской области могло выступать правительство региона. Чиновники категорически отказались:

местные власти не подписывали с А. Чубайсом и О. Дерипаской эпохальное соглашение о создании Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО), в состав которого входит БоГЭС.

Недавно Всемирный фонд дикой природы (WWF) составил первый эколого-экономический рейтинг регионов Российской Федерации: Красноярский край — на одном из самых последних мест по расходам на охрану окружающей среды и одновременно один из лидеров по привлечению инвестиций. Краевые власти закрывают глаза на колоссальный ущерб, наносимый инвесторами при освоении территории.

Экологическое варварство

Богучанское водохранилище — близнец водохранилищ советских ГЭС, но возведенный практически без лесосводки и лесоочистки — очищены только участки возле самой плотины и причалов. Это страшный памятник экологическому варварству. После того как около 10 миллионов кубометров древесины уйдут под воду, этим местам обеспечены десятилетия гниения воды.

— В центре Сибири образуется гигантских размеров гниющий водоем, — заключает Александр Колотов. — Весь период 30-летнего строительства ГЭС независимые

специалисты настаивали на проведении мероприятий по минимизации ущерба окружающей среде. По-видимому, гидроэнергетики решили обойтись по дешевке…

http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1359015975.48

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *