Опубликовано

ЯДЕРНАЯ МОЗАИКА

РАЗМЕЧТАЛИСЬ

Конференция по участию общественности в процессе принятия решений в ядерной области (12-12 марта, Люксембург)

Совместное совещание (семинар) по участию общественности в процессе принятия решений в ядерной области состоится в Люксембурге 12-13 марта 2013 года.

Встреча организована под эгидой Целевой группы Орхусской конвенции по участию общественности в процессе принятия решений (TF на PPDM), Генерального директората по энергетике Европейской Комиссии и ANCCLI (Французская национальная ассоциация комитетов и комиссий по местному информированию), как это предусмотрено в программе работы Орхусской конвенции (решение IV / 6). Совещание станет четвертым и заключительным заседанием TF на PPDM в межсессионный период.

Cовещание должно сыграть ключевую роль в содействии разработке проекта рекомендаций по участию общественности в принятии экологических решений, которые в настоящее время готовится под эгидой Орхусской конвенции для улучшения осуществления ее положений об участии общественности в процессе принятия решений.

Участникам будет предложено обсудить и внести свой вклад в окончательный проект рекомендаций.

Совещании также обеспечит возможность участникам обсудить основные вопросы, представляющие интерес для  заинтересованных сторон в отношении участия общественности в процессе принятия решений в ядерной области. Будут рассмотрены препятствия и трудности для эффективного участия общественности по ядерным вопросам, а также передовой опыт и инновационные инструменты для их решения.

Подробности: www.facebook.com/www.aje.inf/posts/586277981398296

enwl.bellona@gmail.com, 16 января 2013 г.

СТОЛ НАСЧЕТ КОНЦА

Российские АЭС — взлетевший самолет, который не может сесть

В Санкт-Петербурге состоялся международный круглый стол, посвященный концепции вывода из эксплуатации (декомиссии) энергоблоков АЭС. Что делать с отработавшими свой срок ядерными блоками? Где брать средства на декомиссию? Что делать с освободившимися людскими ресурсами? На эти вопросы, с учетом международного опыта, пытались найти ответы представители экологических общественных организаций.

Нет ничего вечного

Когда в СССР строили первые АЭС, разработчики весьма туманно представляли, что делать после того, как блоки выработают свой ресурс. По крайней мере, ни в проектах самих станций, ни в долгосрочных планах страны данный этап не нашел отражения. Возможно, эта особенность стала причиной того, что и нынешние атомщики стремятся при помощи разного рода <модернизаций> максимально продлить срок службы энергоблоков. Половина из 32-х блоков российских АЭС уже выработали ресурс, продолжая при этом эксплуатироваться.

Есть и выведенные из эксплуатации блоки: более 20 лет назад остановлены первый и второй блоки Нововоронежской и Белоярской АЭС. Из них выгружено отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), но вывод из эксплуатации, который предполагает демонтаж оборудования, очистку территории и т. д., отложен на неопределенный срок из-за отсутствия общей концепции и финансовых ресурсов.

— Вместе с тем близится время, когда начнут истекать сроки службы одновременно у десятков реакторов. И этот процесс примет лавинообразный характер, — подчеркнул председатель правления Общественной организации <Зеленый мир> Олег Бодров. — В России нет достаточного опыта вывода из эксплуатации крупных АЭС. И это может спровоцировать серьезный социально-экономический кризис в регионах размещения АЭС.

Кто полетит в самолете, который не сможет сесть?

Этот вопрос, прозвучавший на семинаре, — образный намек на то, что вывод из эксплуатации АЭС должен быть заранее продуманным и логичным этапом, как и ее строительство или эксплуатация. В России же по-прежнему имеется госпрограмма по строительству АЭС, но как не было, так и нет программы их декомиссии.

Кроме того, вывод из эксплуатации атомное ведомство склонно рассматривать как задачу сугубо техническую, которую можно обеспечить сводом правил и инструкций. На самом деле, декомиссия АЭС — процесс, требующий еще и решения экологических, социальных и даже нравственных проблем. И, по-хорошему, готовиться к нему нужно еще на этапе проектирования.

Рискованность принципа <полета без аэродрома посадки> уже можно наблюдать на примере Ленинградской АЭС, где подходит к концу уже единожды продленный срок службы реакторов чернобыльского типа РБМК. Продленные сроки эксплуатации четырех энергоблоков ЛАЭС должны закончиться соответственно в 2018, 2020, 2024 и 2025 годах.

Впрочем, эти даты могут существенно приблизиться. Весной 2012 года на первом блоке ЛАЭС-1 возникли серьезные проблемы, связанные с разбуханием и растрескиванием графитовой кладки реактора. До сих пор, говоря словами атомщиков, он находится на <нулевой нагрузке>. Как сообщают СМИ, концерн <Росэнергоатом> рассматривает возможность его досрочного вывода из эксплуатации. По мнению экспертов <Зеленого мира>, аналогичная ситуация может сложиться и на блоках № 2, 3, 4.

Однако к широкомасштабной декомиссии как решению комплексной проблемы в Сосновом Бору вряд ли кто готов.

Где деньги взять?

Вывод блоков из эксплуатации — процесс дорогостоящий. Затраты на закрытие блоков ЛАЭС можно сравнивать с аналогичными затратами Игналинской атомной станции. У литовцев на декомиссию двух блоков ушло около 2,5 млрд евро. То есть на декомиссию четырех блоков ЛАЭС, если брать в расчет литовский сценарий, может потребоваться 5 млрд евро. Где взять такие деньги?

Официально в России Фонд декомиссии АЭС все-таки существует. Управляет им Госкорпорация <Росатом> в лице наблюдательного совета и правления фонда.

(Согласно законодательству Росатом является главным юридическим лицом, отвечающим за осуществление декомиссии и накопление соответствующих финансовых резервов.) При этом Росатом не обязан вести адресный учет средств по конкретным АЭС, а также раскрывать эту информацию. То есть процесс накопления средств на закрытие особо опасных в международном масштабе объектов непрозрачен и, следовательно, не контролируется обществом.

Сами атомщики согласны с тем, что с накоплениями в фонде нет ясности. Понятно одно: накопить необходимую сумму на декомиссию не в состоянии ни одна российская АЭС. Дело еще и в том, что отчисления в вышеупомянутый фонд, согласно Правилам отчисления эксплуатирующими организациями средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 68, составляют 1,3% от выручки АЭС.

Что делать?

Скорее всего, процент отчислений на декомиссию надо срочно менять в сторону повышения. Необходимо также внести серьезные изменения и в механизм накопления средств. Возможно, имеет смысл создать государственную управляющую компанию и специализированный госфонд (в его попечительский совет должны войти представители региона и муниципалитета размещения АЭС, представители заинтересованной общественности) для размещения накопленных средств в ПИФ-ах и других финансовых институтах для снижения инфляционного давления. Средства фонда должны накапливаться на специализированных счетах Центробанка, оформленных на каждую действующую АЭС.

Кроме того, как свидетельствует мировой опыт, безопасный вывод из эксплуатации АЭС возможен только при равноправном и эффективном взаимодействии трех секторов общества: властей всех уровней, атомной индустрии и заинтересованной общественности. Несвоевременное же планирование декомиссии АЭС может увеличить расходы на ее проведение до 30%.

Евгений Усов, 18/01-2013, http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1358503160.88

БАЛАКОВСКАЯ АЭС — НАКРЕНИЛАСЬ

Прокуратура подтвердила наличие крена и осадка на Балаковской АЭС

Балаковская прокуратура провела проверку действующего законодательства при использовании Балаковской АЭС энергоблоков после выхода нашумевшего интервью в газете <Суть> председателя Балаковского отделения ВООП Натальи Руденко с экс-начальником штаба ГО Саратовской области Виктором Алампиевым. Напомним, что в статье шла речь об обеспечении безопасности населения, проживающего в 30-километровой зоне АЭС. В частности о действующих на момент строительства блоков нормативных актов, которые, со слов Алампиева, не были соблюдены, в особенности в той части, которая касается размещения и строительства АЭС.

Балаковская прокуратура не опровергла утверждений бывшего руководителя ГО области, сославшись на то, что <проверить обоснованность места размещения блоков на предмет соответствия с действующим законодательством в настоящее время не представляется возможным>. Законы-то поменялись не в пользу населения, проживающего в 30-километровой зоне АЭС!

Вопрос с эвакуацией населения на случай аварии на АЭС прокуратура также проверила и установила, что <транспорта достаточно для эвакуации сотрудников станции>. По поводу остального населения, не работающего на станции, никакого конкретного ответа нет даже у прокуратуры. Так что вопрос этот остается открытым.

Подтвердила проверка прокуратуры и наличие на БалАЭС осадки и крена блоков, от которых на станции долгое время открещивались.

Законодательство, как известно, меняется с каждым годом. То, что было нельзя делать вчера, становится возможным сегодня. Кроме того, со временем блоки стареют, а оборудование изнашивается. В связи с чем опасность аварии на атомной станции возрастает. Тем более, при поднятии мощности реакторных установок, что сейчас активно делается на БалАЭС.

Наталья РУДЕНКО, председатель Совета БГО СРО ВООП, «Суть», 01 февраля2013 г., http://www.sutynews.ru/news/13997

ЧЕРНОБЫЛЬ: ФРАНЦУЗЫ СМЫЛИСЬ

С Чернобыльской АЭС эвакуировали французских рабочих

Французские строительные компании Vinci и Bouygues эвакуировали свой персонал, работавший на Чернобыльской АЭС, после частичного обрушения <легкой кровли> над машинным залом четвертого энергоблока. Об этом сообщает Agence France-Presse. Всего со станции были вывезены около 80 человек. В компаниях эвакуацию работников объяснили мерами предосторожности.

О нештатной ситуации на Чернобыльской АЭС стало известно вечером 12 февраля. Как сообщалось, в машинном зале четвертого энергоблока обрушились несколько подвесных бетонных панелей, а также <легкая кровля>, установленная над частично поврежденным зданием после аварии на ЧАЭС в 1986 году.

Общая площадь обрушения составила около 600 квадратных метров. В результате инцидента никто не пострадал, изменений радиационной обстановки на промплощадке станции и в зоне отчуждения зафиксировано не было.

По данным The Kiev Times, обрушение произошло в 80 метрах от объекта <Укрытие>, возведением которого занимались французские строители. Речь идет об арке, которая должна будет накрыть разрушенный четвертый блок Чернобыльской АЭС. Сам объект не пострадал.

13 февраля на станции была создана комиссия под руководством главного инженера Андрея Билыка, которая займется расследованием причин обрушения. Свой отчет она должна будет представить через две недели.

13 февраля 2013,  Лента.Ру, http://lenta.ru/news/2013/02/13/findout/

РАЗДУХАРИЛИСЬ

ПРЕСС-ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МИД КНДР

Третье ядерное испытание КНДР является решительным шагом самообороны против враждебных действий США.

Успешный запуск второй версии искусственного спутника Земли <Кванменсон-3> в декабре прошлого года был последовательно мирным мероприятием, проведенным в соответствии с планом научно-технического развития в целях экономического строительства и повышения благосостояния населения.

Выведение нашего исследовательского спутника на орбиту было признано международным сообществом, в том числе и враждебными странами, было встречено восторгами и одобрениями в отношении уровня развития космических технологий КНДР. Тем не менее, США, осудив наш космический запуск как нарушение <резолюции> Совбеза ООН, вновь состряпали очередную <резолюцию о расширении санкций>, подстрекнув к этому Совбез.

Посягательство на право космических пусков является нарушением нашего суверенитета и потому серьезным враждебным актом, с которым нельзя мириться.

Изначально у нас не было ни необходимости, ни планов проводить ядерное испытание. Потому что наши потенциалы ядерного сдерживания уже имели вполне надежные возможности, достаточные для мгновенного уничтожения путем нанесения точных ударов по очагам агрессии, которые находятся в любой точке планеты.

Наша цель состояла в том, чтобы сосредоточить все ресурсы в хозяйственном строительстве и повышении благосостояния населения, опираясь на самозащитные силы ядерного сдерживания, которые были созданы трудом всей жизни великих Генералиссимусов.

Еще в апреле прошлого года, когда США, используя Совбез ООН, состряпали <заявление председателя>, осудившее наш мирный запуск спутника, мы проявили максимальное терпение.

Но поскольку США вновь жестоко нарушили наше право на космические пуски и, вместо того чтобы извиниться за это, раньше других приступили к выполнению <резолюции о санкциях>, повышая таким образом накал враждебности, наше терпение тоже дошло до самого предела.

Главная цель нынешнего ядерного испытания состоит в том, чтобы показать крайнее возмущение нашей армии и народа от бандитских враждебных действий США и продемонстрировать волю и возможности сонгунской Кореи в деле защиты национального суверенитета.

Наше ядерное испытание является справедливым шагом самообороны, который не противоречит никакому международному праву.

США уже давно внесли КНДР в список объектов ядерного превентивного удара. Поэтому противостояние нарастающим ядерным угрозам США с помощью ядерных сил сдерживания является вполне естественным шагом самообороны.

КНДР в целях защиты высших интересов страны вышла из ДНЯО, пройдя все законные процедуры, и выбрала путь овладения ядерных сил сдерживания для самообороны.

В истории ООН, которая насчитывает более 60 лет, по всему миру были проведены более 2 тысяч ядерных испытаний и 9 тысяч запусков спутника, но еще никогда не были приняты резолюции Совбеза ООН, запрещающие ядерное испытание или космические пуски.

Именно США, которые больше всех проводили и ядерное испытание, и запуски спутников, состряпали <резолюции> Совбеза ООН, запретившие только КНДР и то, и другое. Что является нарушением международного права и кульминацией двойных стандартов.

Если бы Совбез ООН придерживался элементарной справедливости, то он  был бы обязан прежде всего осудить политику ядерных превентивных ударов США, которая представляет угрозу международному миру и безопасности, а не научно-техническую деятельность мирной направленности и использование суверенным государством своего права на самооборону.

Нынешнее ядерное испытание является первичным ответным шагом, на который пошла КНДР, проявив максимальное терпение. Если США, до конца не отказавшись от враждебности, пойдут на дальнейшую эскалацию напряженности, то КНДР вынуждена предпринимать очередные, более жесткие ответные меры, которые последуют один за другим. Осмотр судов и морская блокада, про которые шумят враждебные силы, будут восприняты как военные акции и повлекут за собой наши беспощадные удары возмездия по их источникам. США стоят перед дилеммой: пока не поздно, уважительно относиться к  нашему праву на запуски спутника и открыть полосу разрядки и стабильности или же до конца следовать курсом враждебности в отношении к КНДР и продолжать идти нынешним ошибочным курсом, который ведет к взрывоопасной ситуации. Если США так и выберут путь конфликтов, то мир ясно увидит, как армия и народ КНДР до конца будут защищать свой суверенитет и достоинство в борьбе не на жизнь, а на смерть, в войне между справедливостью и несправедливостью, как они добьются окончательной победы в великом революционном событии за воссоединение Родины.

akim-tonic@mtu-net.ru, 13 февраля 2013 г.

Заявление партии «ЯБЛОКО»

Нет ядерным испытаниям в КНДР!

Вчера, 12 февраля Корейская Народно-Демократическая Республика произвела третье по очереди испытание ядерного оружия. Ядерный заряд мощностью около 7 килотонн был взорван в провинции Хамгён-Пукто всего на расстоянии 845 км от границы Амурской области.

Для граждан Российской Федерации, населяющих Амурскую область, испытания оружия массового поражения в КНДР явились полной неожиданностью. Система оповещения населения о возможной угрозе, в том числе радиационного заражения, в регионе не сработала. Служба ГО И ЧС бездействовала. Власти оказались абсолютно не готовы к развитию событий. Практически все крупные убежища для населения в городах области перепрофилированы под теплые коммерческие автостоянки. Здоровье и благополучие амурчан оказалось отдано на откуп случаю.

Между тем испытания, проводимые КНДР, в очередной раз привели к эскалации конфликта в восточно-азиатском регионе, который в любой момент может войти в фазу открытого вооруженного противостояния с высокой степенью вероятности применения ядерного оружия.

На словах власти Российской Федерации в лице МИД наряду со многими государствами осуждают КНДР и призывают отказаться от ядерных программ. Но на деле оказывают беспрецедентную экономическую поддержку северокорейскому тоталитарному режиму, что делает возможным дальнейшее проведение работ по совершенствованию оружия массового поражения и средств его доставки.

Еще с советских времен КНДР участвует в масштабной разработке дальневосточных лесов. Сплошные рубки, бесконтрольно проводимые северокорейцами, наносят огромный урон таежным экосистемам. Между тем масштабы участия КНДР в лесозаготовках не снижаются, а сфера приложения интересов в последние несколько лет стремительно увеличивается.

Например, губернатор Амурской области Олег Кожемяко проводит самостоятельную политику сотрудничества с северокорейским тоталитарным режимом.

Возглавляемое им амурское правительство заявляет о передаче Северной Корее 200 тыс. га плодородных земель юга региона в долгосрочную аренду на 49 лет.

Стоимость аренды весьма условна от 50 руб. за гектар в год. Будет увеличена рабочая квота для северокорейцев на предприятиях Амурской области, при этом среди амурчан очень остро стоит вопрос безработицы. Но труд северокорейцев более дешев, а сами они неприхотливы и безропотны, так как в заложниках у режима в КНДР остаются их семьи.

Сотрудничество представителей центральной и региональной власти России с режимом КНДР опасно не только тем, что во многом благодаря российской экономической помощи у семьи северокорейских диктаторов появился инструмент ядерного шантажа, но и тем, что Россия невольно становится пособником государства, уничтожающего свой собственный народ. Все три испытания оружия массового поражения северокорейский режим проводил на десятках тысячах политических заключенных (в том числе детях) концлагеря Кван-Ли-Со № 16. Когда-нибудь за эти преступления придется отвечать, но граждане России не должны разделить ответственность своих руководителей, помогавших режиму КНДР.

Необходимо пересмотреть политику в отношении КНДР. Любые экономические отношения могут быть продолжены только после полного и бескомпромиссного отказа северокорейского режима от ядерной программы и освобождения политзаключенных.

Председатель партии <ЯБЛОКО> Митрохин С.С.

Председатель Амурского регионального отделения партии Калинина Н.В.

Пресс-служба партии Яблоко, yakovlev@yabloko.ru, 13 февраля 2013 г.

А НА МАГАТЭ НЕ НАДЕЙТЕСЬ

МАГАТЭ не отвечает за безопасность АЭС в Беларуси

Белорусское общественное объединение «Экодом» получило официальный ответ от МАГАТЭ на свое открытое обращение по поводу нарушений, связанных со строительством Островецкой АЭС в Беларуси. МАГАТЭ сообщает, что не контролирует строительство АЭС в Беларуси и не отвечает за безопасность этого объекта, опровергая заявления белорусских чиновников.

Чего хотели от МАГАТЭ белорусские экологи?

Одна из старейших общественных экологических организаций Беларуси, Общественное объединение «Экодом» направило генеральному директору МАГАТЭ Юкиа Амано открытое письмо еще 2 октября прошлого года. В тексте этого документа экологи просят МАГАТЭ обратить внимание белорусских властей на недопустимость дезинформации своих граждан и международного сообщества по вопросам, связанным со строительством АЭС в Беларуси.

Поводом для этого обращения было выступление замминистра энергетики Беларуси Михаила Михадюка на 56-й сессии Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), где он, в частности, заявил: «Реализуя ядерную энергетическую программу, Республика Беларусь строго придерживается обязательств, взятых на себя в рамках международных конвенций и договоренностей».

В своем письме к МАГАТЭ «Экодом» сообщает, что данное заявление белорусского замминистра энергетики является прямой дезинформацией международного сообщества, поскольку Комитет по соблюдению Орхусской конвенции ЕЭК ООН 29 июня 2011 года официально признал, что Беларусь нарушила Орхусскую конвенцию при строительстве своей АЭС. Еще одним подтверждением того, что Беларусь нарушает обязательства, взятые на себя в рамках международных конвенций и договоренностей, является факт разбирательства в отношении Беларуси в связи с нарушениями при строительстве белорусской АЭС, которое с осени 2009 года ведет Комитет по исполнению конвенции Эспоо ЕЭК ООН.

Ответственный секретарь общественной экологической экспертизы проекта белорусской АЭС Татьяна Новикова считает, что «Экодом», донося эту информацию до международного сообщества выполняет свой долг. «Но с другой стороны, — комментирует Новикова, — МАГАТЭ как международная организация, занимающаяся выдачей рекомендаций странам в использовании атомной энергии, должна была бы дать Беларуси совет — придерживаться международных договоренностей, не дезинформировать население своей страны и международное сообщество».

Однако факт официального ответа МАГАТЭ негосударственной организации сам по себе интересен, поскольку опровергает слова заместителя генерального директора МАГАТЭ Александра Бычкова. В октябре прошлого года он заявил белорусским журналистам: «Мы получаем довольно много писем, однако хотелось бы подчеркнуть один важный момент — мы работаем только с государственными органами страны-участницы».

МАГАТЭ не контролирует строительство Островецкой АЭС и не отвечает за ее безопасность

Ответ МАГАТЭ, переданный Беллоне.ру общественным объединением «Экодом», расплывчат и его суть вкратце сводится к утверждению о том, что Международное агентство по атомной энергии не несет никакой ответственности ни за действия белорусских властей, ни за строительство АЭС в Беларуси.

«Как организация, куда входят государства-члены, МАГАТЭ работает с этими государствами в продвижении безопасного и мирного использования ядерных технологий», — говорится в ответе МАТАГЭ.

Далее в тексте письма говорится: «МАГАТЭ устанавливает стандарты безопасности, однако важно помнить, что эти стандарты не обязывают государства к их выполнению». МАГАТЭ поясняет, что нет таких законодательных механизмов, которые могли бы обязывать страны исполнять эти стандарты. «Страны сами, на свое собственное усмотрение могут внедрять в свои законодательства необходимость соответствия этим стандартам». В письме говорится, что стандарты могут быть обязательны для стран, если они заключают договоры с МАГАТЭ: «Любое государство может заключить договор с МАГАТЭ на его поддержку в связи с выбором места, проектированием, строительством, эксплуатацией, выводом из эксплуатации атомного объекта и так далее. И тогда стороны будут обязаны придерживаться стандартов МАГАТЭ в выполнении действий по такому договору». «Однако ответственность по закону лежит на самих государствах», — подчеркивается в письме.

И, в заключение, глава отдела по информации МАГАТЭ Питер Кайзер, в своем ответе белорусским общественным экологам говорит: «Национальные правительства отвечают за безопасность ядерных объектов, за мониторинг за их функционированием, равно как и за ограничение радиационных рисков, включая меры чрезвычайного реагирования, также как и за безопасный вывод из эксплуатации, хранение радиоактивных отходов и за контроль над оператором АЭС».

Питер Кайзер ни словом не обмолвился в письме о том, были ли когда-либо у МАГАТЭ с Беларусью подобные договоры в связи со строительством Островецкой АЭС, чем поставил под сомнение некоторые заявления белорусских чиновников.

Так 23 января этого года начальник управления государственной экологической Минприроды Беларуси Александр Андреев заявил белорусским СМИ: «В прошлом году миссия МАГАТЭ проверяла готовность белорусской стороны к строительству АЭС. Эксперты МАГАТЭ и других авторитетных организаций пришли к выводу, что никаких отклонений от международных норм нет. Все необходимые подготовительные работы, касающиеся природоохранного законодательства, полностью выполнены, никаких замечаний со стороны миссии в адрес Беларуси не поступило».

При этом от Андреева также не поступило ссылок на какие-либо договоры между МАГАТЭ и Беларусью в связи со строительством АЭС. Сомнения в том, что МАГАТЭ в полном объеме исследовало подготовку и строительство Островецкой АЭС усиливает тот факт, что Александр Андреев далее приводит не соответствующую действительности информацию. Так, по его словам, при строительстве АЭС белорусская сторона выполняет все международные обязательства, в том числе, положения Конвенции Эспоо «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

МАГАТЭ признает проблемы в реализации белорусского атомного проекта

Существует официальное сообщение МАГАТЭ об упомянутой белорусским чиновником миссии в Беларусь. В пресс-релизе МАГАТЭ от 5 октября 2012 года говорится, что агентство направило Беларуси свой окончательный отчет, включающий обзор инфраструктуры для АЭС.

Однако в ответе МАГАТЭ экологам нет ответа на вопрос, обязана ли Беларусь исполнять рекомендации миссий агентства, например, отраженные в рамках отчетов по проектам технической помощи. И исходя из текста письма, этот ответ скорее нет, чем да. Основные рекомендации прошлогоднего отчета МАГАТЭ говорят о необходимости пересмотра белорусского законодательства, связанного с атомной энергетикой для адекватного учета таких вопросов, как обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом и норм, относящихся к гражданской ответственности за ущерб от радиационных аварий.

С другой стороны, МАГАТЭ рекомендует Беларуси усиление национального регулятора и инфраструктуры, ответственной за процедуру лицензирования, а также разработку системы комплексного управления атомным проектом.

Эти рекомендации свидетельствуют о признании МАГАТЭ того факта, что у Беларуси есть проблемы в упомянутых выше вопросах.

Помимо прочего, говорится в пресс-релизе МАГАТЭ, в докладе были представлены конкретные предложения о действиях в отношении развития инфраструктуры в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ о развитии национальной инфраструктуры ядерной безопасности.

Как видно из этого короткого пресс-релиза, — текст доклада недоступен общественности, — у МАГАТЭ были как замечания, так и конкретные предложения к белорусской стороне.

Татьяна Новикова комментирует для Беллоны.ру: «Обо всех этих проблемах — слабости белорусской законодательной базы, нерешенности вопроса гражданской ответственности за ущерб от радиационных аварий, отсутствии независимого регулятора, нерешенности вопросов обращения с радиоактивными отходами, как и многих других, связанных с проектом белорусской АЭС, мы говорили еще два года назад — в заключении Общественной экологической экспертизы. И сейчас МАГАТЭ опять поднимает эти вопросы. Это свидетельствует о том, то для белорусских властей радиационная безопасность граждан стоит на последнем месте».

28.01.2013, http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2012/IAEA_not_responcible_for_NPP_in_Belarus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *