Опубликовано

ИЗ ЖИЗНИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ

Коренные народы в первую очередь должны являться равноценными партнерами

4-5 декабря в Женеве в офисе Верховного Комиссара ООН по правам человека прошел Всемирный форум по вопросам бизнеса и прав человека. Мероприятие, проводимое первый раз, вызвало ажиотаж и всего в форуме принимает участие более тысячи человек. Это представители крупнейших транснациональных корпораций, государств, некоммерческих организаций, эксперты, представители коренных народов, экологи, представители банков и т.д.

Этот форум задуман как глобальная площадка для обмена мнениями по вопросам корпоративной, социальной ответственности бизнеса, а также по вопросам имплементации Руководящих принципов ООН по вопросам бизнеса и прав человека. Эти принципы «Защита, уважение и правовые механизмы защиты» (Protect, Respect and Remedy) были созданы профессором Джоном Рагги в 2011 г. и являются руководством для бизнеса и государств по соблюдению прав человека. Для имплементации данных принципов была создана специальная рабочая группа ООН по вопросам прав человека и транснациональных корпораций и других видов бизнеса. От Восточной Европы в нее входит Павел Суляндзига. От России в форуме принимала участие компания «Сахалин Энерджи».

От Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в Форуме принимал участие Дмитрий Бережков, который в своем выступлении затронул вопросы прав коренных народов. В частности он сказал «что во многих дискуссиях, в том числе в этом самом здании, когда речь идет о Руководящих принципах, коренные народы представляются одной из уязвимых групп населения, среди многих других. И постепенно это укрепляется в сознании, особенно в сознании бизнеса и государственных чиновников.

Необходимо менять менталитет. Коренные народы являются не только уязвимой группой населения, но и в первую очередь правообладателями (если говорить о земле и ресурсах), а также должны являться равноценными партнерами (если говорить о компаниях и органах власти).

В связи с этим,  мы должны помнить,  что при любых рассмотрениях и дискуссиях в отношении Руководящих принципов ООН по вопросам прав человека и бизнеса, эти принципы необходимо  напрямую связывать  с правами, которые закреплены в Декларации о правах коренных народов. Здесь я говорю и о других международных инструментах, которые основаны на Руководящих принципах, в том числе, например, Руководство OECD для мультинациональных корпораций. И в первую очередь, если говорить о Декларации то речь идет о фундаментальном праве свободного, предварительного и осознанного согласия. Это согласие — должно стать стержнем всех механизмов имплементации Руководящих принципов и других международных инструментов в отношении добывающей промышленности, действующей на территориях коренных народов.

К сожалению, международные стандарты — все же имеют более слабые механизмы имплементации и часто не учитываются национальными государствами, поэтому механизмы защиты прав коренных народов в рамках имплементации Руководящих принципов — должны находить конкретное отражение в национальных законодательствах и опять же в первую очередь предварительное, свободное, осознанное согласие.

Еще более тревожно и опасно, когда не только такое согласие не спрашивается, но и когда сопротивление коренных общин, которые защищают свои традиционные территории от захвата компаниями, подавляется силой. Поэтому крайне важно создавать конкретные механизмы защиты прав коренных народов, как в рамках международного сообщества, так и в рамках национальных законодательств».

Информационный центр Ассоциации КМНСС и ДВ РФ

Депутатами якутского парламента дана неудовлетворительная оценка за традиционные отрасли народов Севера исполнительным органам В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 5 декабря состоялись парламентские слушания на тему развития традиционных отраслей Севера. Представители кочевых родовых общин с большим интересом отнеслись к данному мероприятию, ведь рекомендации слушаний напрямую отразятся на их жизни. Мария Погодаева, видный общественный деятель, отстаивающая интересы оленеводов, пришла с боевым настроем — в ноябре депутаты якутского парламента в первом чтении приняли закон <О внесении изменений в республиканский закон <О северном домашнем оленеводстве>, где полностью была изъята 7 статья, гарантировавшая оленеводам и без того мизерную зарплату — 7560 рублей, а также другие социальные выплаты. Забегая вперед, сообщим, что в рекомендации парламентских слушаний внесен пункт о переносе рассмотрения республиканского закона до полного его изучения — кто внес эти изменения и на каком основании.

Эта крошечную сумму, которая по существу ниже прожиточного минимума, пока удалось отстоять. Заметим, что в самом законе, принятом аж в 1997 году, указано, что эта сумма должна индексироваться по мере увеличения МРОТ. В итоге, на протяжении уже стольких лет существования закона заработная плата оленеводов не индексировалась, мало того, время от времени, как мы видим, происходят поползновения и вовсе ее лишить оленеводов.

Основной докладчик, Иван Павлов, заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я), рассказал о состоянии дел в традиционных отраслях. Так, нам стало известно, что поголовье домашних оленей год от года растет и составляет по данным от 1 сентября 204 565 голов, что несколько больше прошлогодних результатов. Иван Петрович в своем докладе озвучил те улусы Якутии, где зафиксирован высокий падеж оленей, а также отметил улусы, где поголовье не только сохранилось, но еще и есть прибавление. По данным заместителя министра из общего бюджета министерства сельского хозяйства, а это 7,2 миллиарда рублей, на оленеводство выделяется 350 миллионов рублей. Также он отметил, что эта сумма с каждым годом становится больше.

Помимо оленеводства докладчик информировал о ситуации в охотпромысле и рыболовстве. Остановился на проблемных вопросах и наметил пути их решения.

Иван Петрович заверил присутствующих, что поддержка традиционных отраслей осуществляется по плану и никакого сокращения ее объема в ближайшее будущее не предвидится.

Конечно же выступление представителя министерства сельского хозяйства не могло не вызвать ряд вопросов депутатов парламента. Однако куда острее звучали вопросы представителей общин коренных малочисленных народов.

Джулустан Сидоров вкратце рассказал об общине <Гонам> ( Алданский район) и поведал о проблеме, с которой столкнулось его хозяйство — налоговая служба зафиксировала долг по налогам в размере 12 миллионов рублей. Оказалось, что община исправно платила сельхозналог с момента своего основания — 1991 года. Но не так давно, в свете Мега-проектов в Южной Якутии общиной <Гонам> был выигран тендер на обустройство просеки под ЛЭП. Община нанимала представителей КМНС для прорубки просеки, чем обеспечила безработное население близлежащих населенных пунктов, преимущественно эвенкийского села Хатыстыр. Налоговая инспекция указало на то, что община занимается нетрадиционным видом хозяйствования, а посему произвела перерасчет уплаченных за это время налогов по более высокой ставке и вдобавок насчитала пени. Итог известен -огромный долг. Джулустан Витальевич добавил, что от прокладки железной дороги и строительства ЛЭП на территории общины ими и так не было получено от государства положенных компенсационных выплат, а теперь и вовсе община выставлена должником.

Тему негативного влияния промышленного освоения на традиционные отрасли продолжил глава Тянского национального наслега Олекминского района Арсентий Николаев. Он спросил депутатов, почему на территории общины <Тяня> правительством республики было дано разрешение на освоение Тарыннахского железорудного месторождения без согласования с местными жителями. Конечно же сразу возникают проблемы и их принимаются спешно решать, а ведь до этого можно было не доводить. Тем более принят закон <Об этнологической экспертизе> и ряд других законов, следование которым и вовсе не привело бы к проблемам подобного рода. Арсентий Прокопьевич заметил, что и железная дорога, и трубопровод ВС-ТО, даже с выплатой положенной компенсации, уже нанесли непоправимый вред для национальной культуры эвенков — несколько семей перестали заниматься традиционными отраслями: оленеводством и охотничьим промыслом. А ведь для эвенков, как и других коренных малочисленных народов, традиционные отрасли — это не столько получении прибыли, а в большей мере сама культура народа  Другой вопрос, заданный главой села Тяня, почему празднование якутского праздника <Ысыах> проводится за счет бюджета, а праздники КМНС, например <Бакалдын> в городе Якутске — за счет найденных <по сусекам> средств? В 2012 году ответственными за проведение столичного праздника были как раз олекминские эвенки, и из бюджета села Тяня только на проезд делегации и продуктов была потрачена внушительная для села сумма.

Арсентий Прокопьевич пожелал, чтоб на основе департамента по делам народов РС(Я) было создано министерство по делам народов РС(Я) с включением в него функций департамента по традиционным отраслям министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я).

Марина Николаева, директор МУП <Оленекский> согласилась со своими сородичами о негативном влиянии промышленного освоения на оленеводство и охотпромысел — в Оленекском национальном эвенкийском районе в данное время планируется освоение алмазных месторождений. Марина Христофоровна заметила, что не понимает сложившуюся ситуацию, когда общины оленеводов сталкиваются с промышленными гигантами <один на один> без надлежащей государственной поддержки. Она попросила внести в рекомендации парламентских слушаний пункт о государственном контроле за соблюдением прав коренных северян при промышленном освоении на территории общин.

Следующим предложением Марины Христофоровны был контроль за совершением рейсов санитарной авиации. Глава оленекского хозяйства рассказала о случае в Джилинде, когда многодетная чумработница слегла с инфарктом и в течении трех дней так и не дождалась авиарейса. <Только недавно она была награждена правительственными наградами: В итоге, дети остались без мамы, а бригада без опытной работницы>.

По словам Марины Николаевой денег, выделенных на доставку детей со стад в школу и летом обратно, катастрофически не хватает — за этот год МУП <Оленекский> остался с большим долгом авиаперевозчику. Она предложила развивать малую авиацию, учитывая огромную стоимость часа полета МИ-8.

Марина Христофоровна озвучила еще один наболевший для общин вопрос: <В недавнем прошлом министерство сельского хозяйства Якутии <вынудило> родовые общины перерегистрироваться в СХПК. А теперь этим СХПК обратно требуется пройти регистрацию в общины. Учитывая расстояние и цены на авиабилет до Якутска очень затруднительно даже представить, что кто-то отправится в Якутск для приведения документов в норму. Прошу внести предложение командировать сотрудника министерства юстиции в отдаленные районы для перерегистрации общин>.

В заключение своего выступления Марина Николаева в сердцах произнесла, что острая нехватка средств при постоянной добыче ресурсов с территорий общин вынудит ее забить всех оленей на заработную плату, покупку продуктов и прочее. Представители общин выразили с выступающей свое согласие, сопроводив ее последние слова длительной овацией. Действительно, именно коренные малочисленные народы Севера испытывают негативное влияние промышленности, и именно они поставлены в тяжелые условия нехватки средств на существование.

Когда все желающие высказались, Виктор Губарев, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера, подвел итог парламентских слушаний и оценил работу исполнительных органов в деле развития традиционных отраслей на <неудовлетворительно>.

В прошлом номере (11) газеты <Илкэн> мы публиковали интервью Марии Погодаевой, где она переживала по поводу принятия изменений в закон об оленеводстве. После слушаний Мария Петровна с хорошим настроением поблагодарила представителей общин коренных народов Севера за отстаивание своих интересов. Мало кто догадывается об истинном объеме проделанной ей на днях работы: От имени нашей газеты пожелаем нашим работникам широкой тайги и бескрайней тундры успехов в их трудном и нужном деле! Мы все помним, покуда есть олень, есть и человек:

Андрей Исаков

Родовые общины Камчатки намерены объединиться в Ассоциацию традиционного рыболовства

Родовые общины Камчатки предупредили краевые власти о планах создания Ассоциации традиционного рыболовства, куда войдут общины коренных малочисленных народов Севера (КМНС), <не равнодушные к судьбе> полуострова.

Как сообщили в пресс-службе регионального правительства, руководитель родовой общины <Яруч> Александр Велицкий предложил вице-премьеру камчатского кабинета министров Валентине Броневич выработать план совместных действий в сфере прибрежного и традиционного рыболовства и согласовать предложения по изменению краевого и федерального законодательства.

<В ходе встречи обсуждались вопросы социальной ответственности общин, — заявили в пресс-службе регионального правительства. — Кроме того, речь шла об обеспечение взаимодействия общин и рыбопромышленников в целях сохранения и рационального использования рыбных ресурсов, рассматривались проблемы необоснованных заявок на вылов в объемах, несоответствующих целям традиционного рыболовства и технологическим возможностям общин и многое другое>.

Информационный центр АКМНСС и ДВ РФ

Возбуждение уголовного дела против СРЭО <Дылача> могут признать незаконным

Верховный суд Республики Бурятия удовлетворил еще одну кассационную жалобу семейно-родовой общины <Дылача>

Как сообщил адвокат СРЭО <Дылача> Аюр Дубданов, 6 декабря 2012 года в Улан-Удэ состоялось судебное заседание по жалобе эвенкийской общины на постановление Железнодорожного райсуда, в котором суд первой инстанции отказал общине в признании незаконным постановления о возбуждении уголовного дела в отношении неопределенного круга лиц по якобы произошедшей на руднике <Медвежий> кражи нефрита.

Накануне Верховный суд Республики Бурятия удовлетворил жалобу СРЭО <Дылача>, отменив решение этого же суда в связи с его отказом от признания незаконным выемки нефрита в ходе силовой операции против эвенкийской общины в октябре этого года с промышленной базы предприятия, расположенной в Улан-Удэ, на ул. Шаляпина, 2-к.

Таким образом, в течение нескольких дней суд вынес сразу два решения в пользу эвенкийской общины, что позволяет, по мнению Аюра Дубданова, надеться на беспристрастность суда в ходе рассмотрения дела по силовому наезду на предприятие.

Сергей Павлов, Региональный общественный фонд развития народов Севера Бурятии «Татьяна»

В Санкт-Петербурге состоялись мероприятия, посвященные Арктике

28 ноября в Российском Государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена состоялось заседание секции <Человеческое измерение Арктики>, в котором приняли участие более 100 ученых и общественных деятелей из регионов Севера, Москвы, Санкт-Петербурга, а также зарубежные гости из Норвегии, Швеции и Финляндии.

Мероприятие проводилось в рамках Международной научно-практической конференции <Арктическая зона Российской Федерации: северо-восточный вектор развития>, посвящённой 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, и объявленного Президентом Республики Саха (Якутия) 2012 года — Годом единения и дружбы народов.

Цель конференции — осмысление исторического опыта межрегионального взаимодействия в Арктике и формирование научно-обоснованных принципов развития северо-восточного региона России в эпоху глобализации.

Пленарное заседание проходило в Штаб-квартире Русского географического общества под руководством Макаровой Галины Маратовны — Постоянного представителя Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге, председателя оргкомитета конференции.

В РГПУ им. А.И. Герцена руководителями секции <Человеческое измерение Арктики> были Соломин Валерий Павлович — д-р пед. наук, профессор, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Кривошапкин Андрей Васильевич — канд. социол. наук, заместитель председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (Якутск), Погодаев Михаил Александрович — канд. экон. наук, председатель правления Ассоциации <Оленеводы мира> (Санкт-Петербург), Булатова Надежда Яковлевна — к.ф.н., ведущий научный сотрудник ИЛИ РАН, председатель Санкт-Петербургского отделения АКМНСС и ДВ РФ.

С докладами выступили известные ученые и общественные деятели: Харючи Сергей Николаевич — д-р юрид. наук, Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Салехард), Кряжков Владимир Алексеевич — д-р юрид. наук, профессор, Высшая школа экономики (Москва), Сморчкова Вера Ивановна — д-р экон. наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва), Гоголев Петр Васильевич — канд. юрид. наук, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Якутск), Винокурова Ульяна Алексеевна — д-р социол. наук, Арктический государственный институт искусств и культуры (Якутск), Субетто Александр Иванович — д-р экон. наук, д-р филос. наук, канд. техн. наук, профессор (Санкт-Петербург), Гольдман Альбина Абрамовна — канд. филол. наук, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Якутск), Харючи Галина Павловна — канд.

ист. наук, ГКО <Научный Центр изучения Арктики> Ямало-Ненецкого автономного округа (Салехард) и многие другие.

В ходе дискуссий обсуждались такие актуальные вопросы, как совершенствование законодательства и государственной политики в отношении северных народов, повышение конкурентоспособности традиционной экономики КМНС, подготовка кадров для Республики Саха (Якутия), сохранение и использование народных знаний, современное состояние народов Севера в условиях промышленного освоения Севера, трансформация этнической идентичности коренных народов в условиях глобализации и проблемы демографического развития Арктической зоны Северо-Востока России, особенности мировоззрения и ценностных ориентаций народов Севера.

В завершении заседания состоялась презентация монографии Г.П. Харючи <Природа в традиционном мировоззрении ненцев>.

30 ноября в Институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена состоялся Международный семинар <Подготовка будущих лидеров Арктики> в рамках программы международного института ЕАЛАТ университета Арктики и молодежного проекта арктического совета <ЕАЛЛИН>.

Семинар вели Гашилова Людмила Борисовна — канд. филол. наук, директор института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), ПогодаевМихаил Александрович — канд. экон. наук, Председатель правления Ассоциации <Оленеводы мира> (Санкт-Петербург), Свейн Матисен — профессор ЭАЛАТ-Института Университета Арктики (Каутокейно, Норвегия).

В семинаре приняли участие студенты института народов Севера из оленеводческих семей, представители разных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — ненцы, ханты, юкагиры, чукчи, коряки, эвены, эвенки, долганы и др. Кроме того, на семинар были приглашены молодые оленеводы из Монголии, представители народа духа, а также саамы из Норвегии и Швеции, которые также являются студентами разных вузов. Всего в семинаре участвовало более 80 человек.

Среди участников обсуждения присутствовали д-р экон. наук Сморчкова В.И., доцент факультета международных отношений СПбГУ Харлампьева Н.К., советник Губернатора Иркутской области Вейсалова Н.Г., Кахро Н.М., Ко-Сен-Дин М.А., Андерс Оскал — Международный центр оленеводства (Норвегия), Омма Хелена — рабочая группа по устойчивому развитию Арктического Совета (Швеция), Тури Елена Инга — Университет Умеа и Саамский университетский колледж Университета Арктики (Норвегия), Равна Б. М. Ейра — ЭАЛАТ-Институт Университета Арктики (Норвегия), Тури Йохан Матис — генеральный секретарь Ассоциации <Оленеводы мира> (Норвегия), Сара Эльна — Международный центр оленеводства (Норвегия), Етылин В.М. — Председатель Содружества общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Гауп Ол Йохан — студент Университета Тромсе (Норвегия), Томассон Кристофер — оленевод (Швеция), Лаврие Александра — д-р социол. наук, Университет Версаля (Франция), Герасимова А.Е. — студентка Университета Версаля (Франция-Россия), Григорьев А.Г. — Президент Союза общин Республики Саха (Якутия), Лебедев А.З. — Президент Ассоциации эвенков Южной Якутии, Туприн И.А. — оленевод, Магга Юхха — оленевод (Финляндия), Баярмагнай Дариджав — Ассоциация оленеводов Монголии (Монголия), Цермаа Горшиг — оленевод (Монголия) и многие другие.

Перед участниками семинара выступили Андерс Оскал — Исполнительный директор Международного центра оленеводства (Каутокейно, Норвегия), Кряжков Владимир Алексеевич — д-р юрид. наук, профессор, Высшая школа экономики (Москва), Цвегемид Солонго — эксперт проекта ГЭФ <Кочевые оленеводы> (Улан-Батор, Монголия). Эксперты представили свое мнение по вопросам новых возможностей для молодежи коренных народов Арктики, по проблемам законодательства о коренных малочисленных народах Севера, обозначили вызовы и перспективы развития оленеводства в эпоху перемен.

Живой интерес и бурную дискуссию среди студентов вызвали вопросы адаптации к глобализации в Арктике. Профессор Свейн Матисен рассказал о проекте распространения глобальной сети интернет в арктических регионах. Мнения студентов разделились. Одни выступили против использования интернета в повседневной жизни оленеводов, так как это отвлекает молодежь от работы и приведет, в конце концов, к потере самобытности, утрате традиций. Другие говорили о том, что использование интернет-связи облегчит оленеводам поиск пропавших оленей, так как соседние бригады смогут быстро сообщить информацию; кроме того, интернет позволяет быть в контакте со всем миром и решать многие проблемы. <Наши оленеводы имеют достаточно опыта, чтобы самостоятельно найти оленей> — отвечали те, кто выступает против интернета.

Участники обсуждения сошлись на том, что кочевые культуры очень хрупкие и необходимо с осторожностью вносить в них изменения. Вмешательство извне не лучшим образом сказывается на сохранении традиций, так как оленеводческая культура — это комплекс знаний, включающий язык, верования, этику, которые вне кочевых условий перестают быть востребованными. При этом процесс глобализации остановить нельзя, необходимо адаптироваться к переменам и использовать новые возможности.

Профессор Свейн Матиссен в ходе обсуждения проблем оленеводства поднял вопрос образования коренных народов Севера. Он выразил свое мнение о роли женщины в сохранении традиционных знаний. К сожалению, все меньше женщин остаются в оленеводстве, но они очень нужны в стойбищах, так как ведение традиционного хозяйства без них невозможно. Профессор поставил перед молодежью вопрос о соотношении научных и традиционных знаний.

На семинаре студенты института народов Севера рассказали о своих достижениях: Надежда Окотэтто о документальных фильмах, снятых ею в ходе фольклорно-этнографической практики дома, в тундре на Ямале; Ирина Носкина — о созданном электронном словаре шурышкарского диалекта хантыйского языка; Самира Асадова о своих книгах на чукотском языке, о том, что молодежь должна сохранить знания предков.

Оленеводческая молодежь из Норвегии, Швеции и Монголии в своих выступлениях затронула проблему правовой защиты образа жизни оленеводов, развития законодательной базы для охраны окружающей среды в условиях промышленного освоения арктических регионов.

В ходе семинара студентов попросили написать о том, какие проблемы испытывают их народы и какие меры необходимо предпринять для сохранения оленеводства. Многие выразили опасение, что культуре оленеводов угрожает исчезновение, в том числе и по причине активного развития промышленности в северных регионах. По мнению молодежи, труд оленеводов должен стать почетным, кроме того, необходимо бороться с безработицей и пьянством в северных регионах, работать с молодежью, создавать центры досуга.

Завершился семинар просмотром и обсуждением документальных фильмов <Чаучу> — о кочевом оленеводстве Чукотки, <Изменение климата и оленеводство> — МПГ ЕАЛАТ. Эти фильмы зрители приняли восторженно, так как в них затрагивались близкие всем присутствующим проблемы. В фильме <Чаучу>, снятом на чукотском языке, показывается ежедневный труд оленеводов, для которых кочевание в самых суровых на земле условиях — не преодоление, а образ жизни. Фильм интересен тем, что в нем акцент сделан на технологиях выпаса оленей — от обучения передовых быков до выбора мест для пастбищ. Во втором фильме рассказывается об опыте научного исследования оленеводства у саамов, представлен интересный опыт регуляции оленьего стада, сохранения традиционных знаний саамов о снеге, а также рассказывается о проблемах, связанных с изменением климата и загрязнением окружающей среды.

По мнению старшего поколения оленеводов, присутствовавших на семинаре, подобные мероприятия важны и необходимы для передачи традиционных знаний молодежи, для обмена опытом разных стран по сохранению оленеводства в условиях промышленного освоения, стремительно меняющегося климата и окружающей среды.

Софья Сорокина, Институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена

Информационный вестник № 54 (668) Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, 11 декабря 2012 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *