Опубликовано

В ДОХЕ ПОЗАСЕДАЛИ НАСЧЕТ КЛИМАТА

26 ноября в Дохе открывается восемнадцатая конференция сторон ООН

26 ноября в городе Доха, столице Катара, открывается международная конференция ООН по климату — восемнадцатая конференция сторон рамочной конвенции по изменению климата ООН (COP18). Ожидается, что в ней примут участие более 17 тысяч делегатов и 1 500 журналистов из 195 стран мира.

Представители российских неправительственных организаций, ожидают от российской делегации шагов по присоединению ко второму периоду Киотского протокола, обнародования значимых обязательств по снижению выбросов, внесения предложений по развитию схемы Зеленых Инвестиций.

Больше информации на тему можно найти на сайтеrusecounion.cu

Богатый нефтью и газом Катар —  страна с самыми большими выбросами парниковых газов на душу населения в мире. Президент конференции, Абдулла бен Хамад аль-Аттия,  в 2007 году получил награду как <<нефтяной менеджер года>>, а недавно заявил о том, что увеличение добычи сланцевого газа — <<это хорошая новость для всего мира>>.

На конференции собираются внедрить ряд ресурсосберегающих технологий. Например, проект PaperSmart позволит участникам вместо получения каждый день увесистой стопки документов распечатывать расписания и документы именно по интересующим их темам, чем значительно сократит количество используемой бумаги. Сам конференц-центр получает около 12% используемого электричества за счет солнечных панелей. Но смогут ли эти и некоторые другие положительные примеры создать более приятную атмосферу переговоров?

Одно из основных положений позиции международной сети неправительственных организаций CAN-International к переговорам по климату —  это увеличение краткосрочных целей по снижению выбросов и установление четкой программы действий до 2015 года, когда должно быть принято справедливое, амбициозное и юридически обязательное соглашение. CAN призывает к отказу от ложных сокращений выбросов за счет ограничения переноса углеродных единиц и усовершенствования правил гибких механизмов Киотского Протокола — Механизмов чистого развития и Проектов овместного осуществления. По мнению CAN, абсолютно все страны, даже не являющиеся сторонами Киотского протокола, должны взять на себя обязательства по снижению выбросов.

Необходимо прийти к соглашению о том, что глобальные выбросы достигнут своего пика в 2015 году. Это означает, что развитым странам необходимо сокращать свои выбросы гораздо быстрее и оказывать поддержку развивающимся странам в сокращении их выбросов. Развитые страны должны взять на себя обязательство по предоставлению пакета государственного финансирования на 2013-2015 гг., чтобы обеспечить достаточное и своевременное наполнение Зеленого климатического фонда.

Российские неправительственные организации (НПО) подготовили к грядущим переговорам свою Позицию *(http://rusecounion.ru/doc_rseu),* в которой призывают официальную российскую делегацию приложить все усилия для принятия необходимых решений для всеобъемлющего юридически обязательного соглашения, которое должно быть выработано к концу 2015 года. Соглашение должно быть таким, чтобы нынешний рост глобальных антропогенных выбросов парниковых газов был остановлен не позднее 2020 года. Оно должно отвечать стратегической цели — снижению к 2050 году глобальных выбросов как минимум на 50% от уровня 1990 г. При этом в развитых странах снижение должно быть не менее 80%.

НПО считают, что необходимо поддержать поправку к Киотскому протоколу, регламентирующую второй период его обязательств, а также присоединиться ко второму периоду обязательств Киотского протокола, что позволит сохранить проекты совместного осуществления в России. Также НПО призывают российскую делегацию внести предложение о разработке и принятии решением РКИК ООН схемы зеленых инвестиций, направленной на глобальное сохранение всех типов лесов и водно-болотных угодий.

enwl.bellona@gmail.com, 26 ноября 2012 г.

Начало климатических переговоров в Дохе — позиция России остается слабой

Первые три дня конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата в Дохе пока ожидаемо не привели к сколько либо значимым договоренностям.

Россия фактически не готова принять участие во втором периоде Киотского протокола (КП2). Это грозит как упущенными возможностями для проектов совместного осуществления, так снижением вклада страны в смягчение изменения климата. КП2 теряет участников, но и приобретает новых — об участии заявила Австралия.

Кристиана Фигерес, исполнительный секретарь РКИК ООН, продемонстрировала неиссякаемый оптимизм,  призвав всех приложить максимум усилий и завершить конференцию в пятницу 7 го декабря (а не в ночь на следующий понедельник, как это было год назад в Дурбане), приняв все необходимые решения для спасения Киотского протокола. Однако, пока многие аналитики сходятся на том, что значимых решений этот раунд переговоров не принесет.

Несмотря на позитивные интерпретации заявлений некоторых российских официальных лиц в период перед переговорами и кажущееся <<потепление>> России к будущему второго периода Киотского протокола, позиция России не изменилась. Россия возьмет на себя обязательства в рамках второго периода Киотского протокола только при условии участия ведущих стран мира», — сказал Аркадий Дворкович, вице-премьер РФ. Немного меняется риторика: отрицания теперь не используются, а демонстрируется готовность действий в случае осуществления этих действиями другими участниками переговорного процесса.

В то же время Киото-2 теряет сторонников. Недавно выходом из КП отметилась Новая Зеландия, ранее стремившаяся создавать региональную базу для углеродного рынка. Япония, не присоединившаяся к КП2, и Канада, вышедшая из Киотского Протокола, пересматривать свои решения не намерены.

Но первые дни конференции в Дохе принесли и хорошие новости — Австралия заявила о готовности присоединиться ко второму периоду КП.

Что касается Евросоюза, одного из главных сторонников КП, то он, в свою очередь, медлит с принятием на себя новых значимых целей по снижению выбросов. Недавно ЕС гордо заявил о досрочном (на 10 лет!) достижении цели <<20-20-20>> — снижении выбросов на 20% к 2020 году по сравнению с уровнем 1990 года и достижении 20% уровня ВИЭ в общем балансе. Однако принимать дальнейшие обязательства ЕС не спешит, что также может служить отговоркой для российской официальной позиции при озвучивании в дальнейшем целей по снижению выбросов.

Отказ РФ от участия во втором периоде КП означает невозможность продолжать развитие проектов совместного осуществления, что означает лишает страну серьезных инструментов поддержки инвестиций в развитие энергоэффективных технологий и возобновляемой энергетики. Как неоднократно писал Климатический секретариат РСоЭС, Россия потеряет финансы и технологии, что существенно снизит возможность внести вклад нашей страны в глобальную борьбу с изменением климата.

Во вторник 27 ноября на конференции был представлен доклад ЮНЭП, в котором подробно расписываются негативные подробности глобального потепления, которые в первую очередь ударят как раз по России. Таяние многолетней мерзлоты в результате потепления не только нанесет удар по безопасности населения и инфраструктуры расположенных на ней районов. Если глобальному сообществу не удастся удержать потепление в рамках 2-х градусов, то последствия для зон мерзлоты могут быть плачевными. При среднем повышении температуры на 3 градуса, в Арктике она повышается уже на 6, в результате чего мы можем потерять от 30 до 85% приповерхностных слоев мерзлоты. При оттаивании и сопутствующем гниении органического материала в атмосферу будет выделяться огромное количества углекислого газа и метана, что в свою очередь будет приводить к усилению климатических изменений. По оценкам, приведенным в отчете, к 2100 году выбросы за счет таяния мерзлоты могут составить до 39% общих антропогенных выбросов. И в это время Россия не принимает никаких решительных шагов, которые могли бы предотвратить или замедлить этот процесс.

Российские НКО считают, что позиция России на текущих переговорах пока не отличается конструктивностью и не отвечает интересам нашей страны.

Одновременно с этим она ослабляет общий статус второго периода КП. В интересах России поддержать второй период обязательств по КП для получения дополнительных возможностей для своего собственного низкоуглеродного развития, энергоэффективной модернизации национальной экономики, для повышения авторитета и роли нашей страны в глобальных усилиях по смягчению изменения климата.

enwl.bellona@gmail.com, 29 ноября 2012 г.

Пресс-конференция делегации РФ в Дохе на COP-18

Россия  собирается к 2020 году выйти на уровень 75 % выбросов 1990 года и передать <<горячий воздух>> в фонд будущих поколений

На пресс-конференции в Дохе 5 декабря глава российской делегации Александр Бедрицкий заявил, что Россия намеревается объявить национальную цель на 2020 год в виде ограничения роста выбросов на уровне не выше 75% от 1990 года.  Выполнение этой цели должно быть обеспечено действиями в области энергоэффективности и энергосбережения. Возобновляемая энергетика не сыграет существенной роли в достижении российской цели.

В рамках климатической конференции ООН в городе Доха, Катар, 5 декабря прошла пресс-конференция, на которой выступили глава делегации РФ и советник Президента по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий, руководитель Росгидромета Александр Фролов, начальник отдела международного сотрудничества в области окружающей среды Министерства иностранных дел РФ Олег Шаманов.

По словам А. Бедрицкого, <<страны, заявившие о своих обязательствах в рамках второго периода Киотского протокола, покрывают этими обязательствами около 15% глобальных выбросов. Страны же, собирающиеся выполнять обязательства в рамках Конвенции по изменению климата, могут обеспечить 30%-е сокращение глобальных эмиссий>>. Это не совсем так, ведь все крупные страны — и развитые и развивающиеся — дали свои предложения по действиям в рамках подготовки нового соглашения, и это  более 90% глобальных выбросов. Другое дело, что они использовали иной формат, чем это принято в Киотском протоколе.

При этом к в качестве основных инструментов достижения национальной цели в России по словам А. Бедрицкого выступают действия в области энергоэффективности и энергосбережения.  Роль возобновляемой энергетики в переходе к низкоуглеродной экономике в сегодняшних планах России пренебрежимо мала. Хотя  на пресс-конференции приводились данные, что 30% российского электричества производится без использования ископаемого топлива — это в первую очередь АЭС и большие ГЭС. В сравнении с другими странами из <<компании>> которую выбрала для себя Россия, собираясь принять обязательства вне Киотского Протокола,  мы безусловно уступаем им и в технологиях и в результатах перехода на возобновляемые источники энергии.

Полученную вчера информацию из неофициальных источников о готовящемся документе о целях снижения 15-25% А. Бедрицкий не стал ни подтверждать ни опровергать, отослав всех к последнему официальному заявлению на эту тему. Такое заявление делал Дмитрий Медведев летом этого года на конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, где назвал цель 25% к 2020 году.

Причем, по словам г-на Бедрицкого, российская цель с учетом поглощения лесами могла бы быть и более весомой (чем озвученная на пресс-конференции планируемая цель 25%, которая, как мы поняли, поглощения углекислого газа лесами не включает).

Что касается <<горячего воздуха>> (неиспользованных лимитов Единиц Установленного Количества  — ЕУК), то, отвечая на вопрос журналистов, А.Бедрицкий пояснил, что его перенос — это <<необходимое условие соблюдения юридических принципов Киотского протокола>>. Одним из таких принципов является создание стимулов для стран-участниц для выполнения обязательств по КП. <<Горячий воздух>> является такого рода стимулом. По словам Бедрицкого, можно рассматривать его как своего рода сертификат, свидетельствующий об усилиях России по снижению выбросов парниковых газов.

<<Россия может считать себя экологическим и климатическим донором планеты, так как накопленное Россией снижение воздействия на климат составляет примерно 50% от сэкономленного воздействия всех остальных стран мира>>, — прокомментировал вопрос о переносе квот А. Фролов.

ЕУК рассматриваются Россией <<не как товар>>, а как демонстрация страной снижения своей нагрузки на климатическую систему. Что делать с избытком этих квот на выброс после окончания второго периода Киотского протокола — открытый вопрос, но об этом, по словам г-на Бедрицкого, не имеет смысла говорить до того, как будут подведены официальные итоги работы первого периода Протокола.  На вопрос о том, собирается ли Россия списывать или продавать свой <<горячий воздух>>, А. Бедрицкий  ответил, что об этом говорить несвоевременно, и пошутил, что климат нам, к сожалению, сам не может сказать, что же нам с ними делать, сказав, что <<возможно, мы пошлем его (горячий воздух — свои неиспользованные квоты) в фонд грядущих поколений>> .

Эта идея рождает ассоциации с норвежским фондом, где накапливаются нефтедоллары для следующих поколений. Правда, фондом <<горячего воздуха>> будущим поколениям российских граждан воспользоваться на практике не удастся (в отличии от нефтедолларов для подрастающих норвежцев).

Таким образом, Россия продемонстрировала нежелание отказываться от накопленных лимитов на выбросы. Это объяснимо с политической точки зрения, но будет иметь негативные последствия для климата, так как позволит России продолжать развиваться без усилий по снижению выбросов.

По словам выступавших на пресс-конференции членов делегации РФ, главный критерий эффективности действия России по снижению выбросов — это снижение темпов роста выбросов по сравнению с ростом ВВП. За 2000-2010 год ВВП вырос на 67 %, а выбросы только на 7,8 % без учета лесов. Логика убедительная, если бы только рост ВВП не определялся в первую очередь ростом цен на нефть, а основывался бы на реальном росте производства, снижении его углеродоемкости, новых технологиях, возобновляемой энергетике.

На вопрос прессы — является ли для России ключевой целью удержание выбросов в стабильном состоянии, г-н Бедрицкий заявил, что этот вопрос актуален для всех стран, и пока очевидно, что для развитых стран этот пик должен быть достигнут раньше, а для развивающихся — вопрос еще открыт.  Россия — страна с переходной экономикой — и в отношении желаемого и возможного достижения пика выбросов для России г-н Бедрицкий не дал определенного ответа. По окончании пресс-конференции,  уже в неформальной обстановке отвечая на вопросы журналистов, так что же именно Россия считает важным по тем или иным вопросам, представители официальной делегации отвечали традиционной фразой — <<эти вопросы будут решаться в рамках переговоров>>, избегая давать какие либо оценки или заявлять о своей позиции.

enwl.bellona@gmail.com, 5 декабря 2012 г.

6 декабря, на высоком сегменте конференции ООН по изменению климата в Дохе состоялись выступления глав делегаций  стран со всего мира, в том числе и стран СНГ: Кыргызстана, России, Казахстана, Украины, Беларуси. Не наблюдалось выступления от имени делегаций Таджикистана, как это было указано в программе.

Кыргызстан

От имени Кыргызстана выступил глава делегации Бахтияр Абдиев, статс-секретарь ГАООСиЛХ КР. В своем выступлении он подчеркнул — <<Кыргызстан, как горная страна, особенно уязвима к изменению климата. Результаты исследований, сделанные во время подготовки первого и второго национальных  сообщений об изменении климата, показали, что за период инструментальных наблюдений средняя годовая  температура на территории Кыргызстана возросла на 1,3 С при стабилизации осадков>>. Он также  отметил что, принимая во внимание  происходящие процессы таяния ледников и сокращение ареалов обитания снежного барса, по инициативе Кыргызстана в 2013 году планируется проведение Всемирного форума по защите снежного барса. Также в заявлении говорится, что «Кыргызстан как член Группы горных развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, поддерживает принятие нового юридически обязывающего соглашения и отмечает необходимость повышения амбиций при подготовке новых соглашений по сокращению выбросов, чтобы каждая страна предприняла конкретные шаги по выбросам во избежание глобального потопления выше 2-х градусов.» Полный текст выступления на русском языке можно прочитать здесь. <http://www3.unog.ch/dohaclimatechange/sites/default/files/Statement%20by%20Kyrgyzstan%20%28COP%2018%29.pdf>

Россия

От имени делегации РФ выступил Александр Бедрицкий, советник Президента РФ по вопросам изменения климата. Как отмечают российские наблюдатели и журналисты  ничего нового  сказано не было. Позиция РФ — это полный перенос квот, выбросов, которые обязательно будут расти, неприсоединение ко второму периоду Киотского протокола, от участия в котором РФ могла бы за 8 лет получить до $10 млрд.. В речи Бедрицкого озвучено намерение страны снизить выбросы на величину до 25% к 2020 году от уровня 1990 года, а также была затронута тема учета лесов. Текст выступления делегаций РФ на английском языке здесь. <http://www3.unog.ch/dohaclimatechange/sites/default/files/Statement%20by%20Russian%20Federation%20%28English%29.pdf>

Казахстан

Страна имеет стратегический путь <<зеленого>>, низкоуглеродного развития. На национальном уровне принять целый ряд законов в поддержку энергоэффективности, энергосбережения , развития возобновляемой энергетики. Правительство одобрило создание в стране углеродного рынка. Казахстан зафиксировал свои долгосрочные обязательства снизить выбросы парниковых газов на 25 % к 2050 г. Текст выступления делегаций Казахстана на русском языке здесь. <http://www3.unog.ch/dohaclimatechange/sites/default/files/Statement%20by%20Kazakhstan%20%28Russian%29.pdf>

Украина

Украина, как и Россия выступает за перенос квот выбросов парниковых газов, неиспользованных во время первого периода, на второй период обязательства Киотского протокола. В рамках официального выступления, представитель Украины подтвердил страновые обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на 20% к 2020 году по сравнению с уровнем выбросов 1990 года.  Текст выступления делегаций Украины на русском языке здесь <http://www3.unog.ch/dohaclimatechange/sites/default/files/Statement%20by%20Ukraine%20%28Russian%29.pdf>.

Нургуль Эсенаманова, Общественный фонд «Юнисон», Кыргызстан

enwl.bellona@gmail.com, 9 декабря 2012 г.

Итоги климатических переговоров Дохе — шаг вперед, два шага назад?

В субботу 8 декабря с опозданием на один день завершился очередной раунд переговоров по климату в рамках Конвенции ООН по изменению климата.

Авторитарным решением Президента Конференции Абдуллы бен Хамада аль-Аттия итоговые документы были приняты одним пакетом. Несмотря на определенные нарушения дипломатической этики, такое решение было встречено овациями со стороны наблюдателей. Замечания России по поводу переноса квот не были выслушаны, в связи с чем российская делегация выразила свое резкое несогласие.

С одной стороны, Катар не стал очередным провальным шагом переговоров. Итоговый пакет решений, названный <<Дохийским климатическим порталом>> (a Climate Gateway), включает в себя долгожданную поправку, касающуюся второго периода обязательств в рамках Киотского протокола. С другой стороны, итоги Конференции подверглись жесткой критике сети некоммерческих организаций-обозревателей. Доха не смогла обеспечить необходимое увеличение обязательств по снижению выбросов парниковых газов. Решение вопроса о финансовой помощи беднейшим странам в борьбе с последствиями изменения климата осталось очень размытым.

Киото-2

Формально принятая поправка о восьмилетнем втором периоде обязательств в рамках Киотского протокола. Для ее запуска необходимо, чтобы она была ратифицирована 2/3-ми сторон. Однако есть решение о том, что различные действия, кроме операций с <<горячим воздухом>>, можно выполнять и до ратификации. Этим  сделан минимальный шаг в правильном направлении — к заключению нового всемирного соглашения. Завершили работу две рабочие группы в рамках Конвенции — по Киотскому протоколу и по долгосрочному сотрудничеству. Группа по разработке Дурбанской платформы (основы нового соглашения) определила основные принципы, направления и методы работы.

Снижение выбросов

Обязательства в рамках второго периода касаются Евросоюза и Австралии, доля выбросов которых в глобальном балансе всего лишь около 15%. Страны-участницы КП призываются к пересмотру своих обязательств, чтобы обеспечить 25-40% снижения выбросов к 2014 году. Россия еще официально не объявляла своих целей по снижению в рамках Конвенции, но ожидается, что в ближайшее время цель 15-25% будет уточнена. Всего заявленного объема снижения выбросов недостаточно, чтобы удержать потепление в рамках 2-х градусов, считают эксперты. Всемирный Банк уже представил свое видение <<мира при 4-градусном потеплении>>, но есть оценки, согласно которым текущие тренды роста выбросов приведут мир  к потеплению на целых 6 градусов к 2100 году.

<<Горячий воздух>>

Во второй период обязательств по КП перешли и недочеты первого: разрешен перенос квот, а также торговля ими и другое использование. Однако появилась схема <<урезания>> <<горячего воздуха>>, в связи с чем во время последнего пленарного заседания произошел конфликт. Российская делегация настаивала на том, чтобы ей дали возможность озвучить замечание о том, как ряд вопросов из решения по КП-2 входит в противоречие с самим КП. Но президент Конференции такой возможности не дал. После передачи ведения заседания другому председателю, Олег Шаманов получил возможность выступить, но решение  Конференции по поводу переноса квот не изменилось.

Положение касательно <<горячего воздуха>> гласит о том, что теперь разница, которая имеется у страны Приложения 1, между ее количественными обязательствами по снижению выбросов и средними выбросами за 2008-2010 гг.

умножается на 8 (лет) и затем вычитается из накопленных квот в рамках первого периода обязательств. Для стран с переходной экономикой это означает следующее: у Украины остается лишь немного <<запасных квот>>, и стране надо будет срочно предпринимать меры для скорейшей стабилизации выбросов. Казахстан и Беларусь, у которых нет запаса квот с первого периода, это может привести к отказу от ранее планируемого участие в КП-2.

Россия теперь в находится уникальной ситуации, владея огромным запасом квот. Правда, продавать их она не собирается, а покупать их вряд ли кто-то сможет, из-за неучастия в КП-2, отсутствия необходимых для этого механизмов и заявленного отказа ряда стран покупать <<горячий воздух>>.

Финансирование

Результат работы Конференции по обеспечению климатического финансирования оказался крайне слабым. В решении конференции содержится призыв к правительствам обеспечить схемы долгосрочного финансирования, к созданию общественных адаптационных фондов, но не содержит сопутствующих цифр.

Развитым странам советуется <<поддержать финансирование на существующем уровне в зависимости от их экономических возможностей>>. До сих пор не понятно, чем будет обеспечено ранее обещанное финансирование в размере 100 миллиардов долларов в год к 2020 году.

Большую критику вызвало решение о том, что официальным казначеем-оператором Зеленого Климатического фонда, из которого планируется брать деньги на программы по смягчению и адаптации, будет Всемирный Банк. Это как раз то, против чего выступали многие развивающиеся страны, организации коренных народов и сети наблюдателей. Новый фонд планировался как альтернатива ГЭФ и другим институтам Всемирного Банка, что позволило бы проводить более независимую финансовую политику, направленную не на максимизацию прибыли, а на реальную помощь уязвимым странам и сообществам.

Компенсация ущерба и потерь

В рамках переговоров этого года важная роль была отведена вопросу компенсации ущерба и потерь, вызванных негативными последствиями изменений климата в беднейших странах. Некоторые из них не только планируют, но уже должны предпринимать экстренные меры, требующие значительного внешнего финансирования.

Например, правительство островного государства Кирибати уже вынуждено покупать земли у Фиджи и переселять туда и на соседние острова своих жителей — климатических беженцев. В итоге механизм возмещения подобного ущерба решено утвердить на следующий год в Варшаве, а к разработке программы действий приступить незамедлительно. Для развивающихся стран — это большой прорыв. Хотя на следующих переговорах это ожидаемо приведет к жесткой борьбе за финансы.

В конечном итоге, несмотря на формальный успех и принятие пакета документов, решение крайне срочных вопросов фактически не состоялось. Некоторые вопросы, (например, тема бореальных лесов) в Дохе не прозвучали вовсе. Странам не удалось прийти к единому мнению по вопросу единой схемы учета углерода.

Заявленные амбиции стран крайне низки, а принятие нового соглашения займет, по мнению оптимистично настроенных делегатов, <<еще минимум 5-6 таких конференций>>. Учитывая такие темпы, места для оптимизма у наблюдателей остается не очень много.

enwl.bellona@gmail.com, 9 декабря 2012 г.

Горячий воздух не нашел постоянных покупателей

Климатическая конференция ООН в Катаре завершилась обещаниями

Основным результатом завершившейся в Катаре двухнедельной конференции ООН по вопросам изменения климата стало организационное перестроение климатического переговорного процесса. С начала 2013 года запускается второй период Киотского протокола (КП-2), новое соглашение по климату должно быть разработано к 2015 году и утверждено в 2020 году. Финансирование климатических фондов пока обещано только на три года и только на словах. Для РФ результаты Дохи сюрпризов не принесли: как и ожидалось, проекты совместного осуществления начиная с 2013 года становятся недоступными для России, неиспользованные квоты с первого периода перенести было разрешено. Правда, покупателей на них нет.

Последние несколько дней конференции в Дохе климатические переговоры находились практически на грани провала — еще в субботу утром как переговорщики, так и наблюдатели говорили о возможном «нулевом» результате переговорного процесса. Впрочем, формально спасти лицо организаторам конференции (в том числе и стране-председателю Катару) все-таки удалось. «На конференции в Дохе нам удалось достичь довольно реалистичного соглашения, на основе которого дальше можно будет конструктивно работать»,- заявила еврокомиссар по климату Конни Хедегаард. Одновременно с этим представители экологических организаций (Greenpeace, WWF, Oxfam и многих других) критиковали низкую результативность климатических переговоров.

«Переговорщики добились существенной организационной перестройки переговорного процесса, привнеся минимальный смысловой результат»,- заявил «Ъ» координатор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. По словам эксперта, переговорный процесс избавился от багажа промежуточных договоренности и соответствующих специальных рабочих групп, созданных еще во время надежд Копенгагенского саммита 2009 года, а также от жесткого, но устаревшего деления стран на развитые и развивающиеся по состоянию на 1992 год.

Кроме того, в Дохе был принят пакет решений, названных Doha Climate Gateway, в том числе поправка к Киотскому протоколу, запускающая его второй период уже через три недели, дальнейший план работы над новым глобальным соглашением, а также институт компенсации ущерба и потерь для развивающихся стран.

Вопрос с финансированием Зеленого климатического фонда так и остался практически нерешенным — финальные соглашения Дохи не называют никакой конкретной цифры, лишь призывая развитые страны обеспечить в ближайшие три года финансирование не в меньшей мере, чем в предыдущие три ($30 млрд в рамках программы «быстрого финансирования» — см. «Ъ» от 26 ноября). Как выйти на обещанные $100 млрд в год к 2020 году, остается по-прежнему неясным. Пока о намерении вложить в климатическое финансирование $6 млрд объявил только ЕС. Одновременно с этим Япония реформировала предлагаемый уже на протяжении многих лет механизм билатеральной торговли — в Дохе было утверждено его название (Joint Carbon Mechanism) и формат работы — с развивающимися странами, углеродная торговля с которыми будет считаться частью программы международного развития. Например, по данным «Ъ», в Дохе Япония проводила переговоры о возможном участии Киргизии в новой системе билатеральной торговли.

Еще один финансовый механизм, предложенный в Дохе в том числе США, Австралией и Россией, заключается в создании системы унификации национальных и региональных углеродных рынков, утверждении единых подходов и стандартов, системы взаимозачетов, а также ликвидации двойного учета — с целью корректного взаимодействия всех видов и механизмов углеродных рынков. Это предложение попало в финальный текст решения в Дохе о механизмах дальнейшего сотрудничества и, вероятно, сможет стать единственной хорошей новостью для РФ по результатам климатической конференции — в перспективе создания внутреннего углеродного рынка. РФ, придя на переговоры в Дохе с прежней позицией, также не вынесла для себя в результате конференции ничего нового. Россия так и не вошла в КП-2 с численными обязательствами (по результатам Дохи до 2020 года обязательства по выбросам имеют лишь страны ЕС, Австралия, Норвегия, Швейцария, Украина и ряд небольших стран, совокупные выбросы которых составляют около 14%), в результате потеряв право участвовать в проектах совместного осуществления (ПСО). «Мы автоматически отключаемся от источника дополнительных доходов с оборотом более $150 млрд в год — как минимум до 2020 года, когда, может быть, заработает новое соглашение по климату»,- заявил «Ъ» Георгий Сафонов из Высшей школы экономики.

Зато перенос квот на выбросы с первого периода на второй (напомним, РФ и ряд стран бывшего СССР и Восточной Европы обладают избытком квот порядка 6 млрд тонн, образовавшихся в результате падения промышленного производства) все-таки состоялся, правда с ограниченными возможностями. Квоты из первого периода Киотского протокола можно будет использовать преимущественно для выполнения своих обязательств, при этом странам, имеющим численные обязательства по Киото-2, будет также разрешено покупать не более 2% квот. Уже после принятия итоговых документов конференции ряд крупнейших стран, участвующих во втором периоде (в т.ч. ЕС), объявили о том, что они не намерены покупать квоты, перенесенные с первого периода. В результате РФ вряд ли получится их продать до 2020 года.

Во время принятия поправки по Киото-2, устанавливающей механизм переноса квот и возможностей его использования, на переговорах разразился дипломатический скандал с участием России. Представитель российской делегации Олег Шаманов, представлявший также позицию Белоруссии и Украины, объявил о том, что страны считают «беспрецедентным нарушением процедуры» реформу правил КП «задним числом», в том числе и изменение механизма учета выбросов во втором периоде КП, нацеленного на ограничение образования дальнейшего «горячего воздуха» и поощрения снижения выбросов до 2020 года (что затрагивает Украину и Белоруссию, участвующих в Киото-2).  Катарский председатель конференции проигнорировал высказывание стран, что привело в результате к заявлению протеста со стороны РФ. Большая часть переговорщиков и наблюдателей так и не поняли суть претензий РФ, а исполнительный секретарь рамочной конвенции ООН по изменению климата Кристина Фигейрес вообще посоветовала России «перечитать тексты еще раз», с тем чтобы убедиться, что интересы страны «отображены в них наилучшим образом».

Ангелина Давыдова, «Коммерсантъ», 11.12.2012, http://kommersant.ru/doc/2087382

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *