Опубликовано

ТЕКУЩИЕ ЯДЕРНЫЕ СОБЫТИЯ

    ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

    О пожаре на АПЛ «Екатеринбург»

    СМИ: На горевшей АПЛ «Екатеринбург» находился ядерный боекомплект

    Ситуация с АПЛ «Екатеринбург», на которой при выполнении планового ремонта в поселке Росляково города Североморска Мурманской области в декабре 2011г. произошел пожар, обрастает скандальными подробностями. По информации журналистов, на борту субмарины в момент возгорания находился ядерный боезапас. Об этом пишет сегодня газета «Коммерсантъ-Власть».

    Судно получило повреждения летом или осенью прошлого года, после чего лодка в декабре 2011г. отправилась на ремонт. По утверждению журналистов, при постановке подлодки в док снятие ядерных боезапасов не является обязательным регламентированным требованием.

    Процесс съема боезапаса достаточно трудоемкий и может растянуться на две недели, что негативно сказывается на сроках сдачи ремонтных работ. Решение о снятии боекомплекта зачастую принимается командованием «по ситуации».

Это может свидетельствовать о том, что в момент возгорания на борту подлодки мог быть ядерный боезапас.

    Эту информацию изданию подтвердили сразу несколько независимых источников в командовании ВМФ и на Северном флоте. Кроме того, действия экипажа после инцидента также выглядят подозрительными: «Ъ» напоминает, что после ликвидации возгорания АПЛ «Екатеринбург» была выведена из дока и направлена сначала в бухту Окольная, а затем в бухту Ягельная.

    На обеих базах находятся склады межконтинентальных ракет и ядерных боевых частей, а также оборудование для их погрузки и выгрузки, напоминает издание. Журналисты предполагают, что после аварии на АПЛ с подлодки выгружали ядерный боезапас.

    Все это свидетельствует о том, что в декабре прошлого года Россия и весь мир могли столкнуться с самой серьезной техногенной аварией в истории. В случае если бы огонь проник внутрь так называемого прочного корпуса лодки, где находились ракеты с ядерными боеголовками, торпеды и два атомных реактора, мог произойти мощный взрыв, который привел бы к радиоактивному заражению в регионе.

    Напомним, авария на АПЛ произошла вечером 29 декабря. В результате возгорания пострадал в основном наружный, «легкий» корпус — резиновое покрытие и гидроакустическая система лодки. Тушение пожара заняло около 20 часов. Девять человек получили различные ранения. При этом местные жители утверждают, что пострадавших было якобы не меньше 15 человек.

    По слухам, во время пожара некоторые высокопоставленные чины Минобороны требовали вывести подлодку в Кольский залив и затопить, чтобы ликвидировать возгорание. В итоге корабль немного притопили в доке.

    По факту пожара возбуждено уголовное дело по ст.347 УК РФ (уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности). После инцидента МЧС и представители ВМФ заявили, что риска радиоактивного заражения нет, так как в момент возгорания реактор судна был заглушен.

                    http://top.rbc.ru/society/13/02/2012/637505.shtml

    ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

    Ответственность за аварию на японской АЭС «Фукусима-1»

    ТОКИО, 26 декабря. /Корр. ИТАР-ТАСС Ярослав Макаров/.

    Основная ответственность за аварию на японской АЭС «Фукусима-1» весной этого года лежит на компании- операторе станции «Токио электрик пауэр» /ТЭПКО/. К таким выводам пришла комиссия при правительстве Японии, которая сегодня опубликовала предварительный доклад по итогам расследования причин произошедшего.

    В докладе подчеркивается, что главной причиной аварии стала недостаточная подготовленность «Фукусимы-1» к стихийным бедствиям, а также несогласованность действий сотрудников ТЭПКО. «Невозможно отрицать, что и люди, которые непосредственно участвовали в аварийных работах, и их руководство продемонстрировали неготовность к развитию событий по плохому сценарию», — говорится в документе.

    Эксперты выявили ряд ошибок, которые в ТЭПКО могли избежать. В частности, сотрудники станции в течение нескольких суток не знали о том, что на 1-м и 3-м энергоблоках «Фукусимы-1» перестала работать система охлаждения реакторов. Если бы аварийное охлаждение энергоблоков было включено раньше, то специалисты смогли бы уменьшить повреждение реакторов и сократить выбросы радиации в окружающую среду. В докладе также отмечается, что японское правительство также недостаточно оперативно информировало граждан о развитии ситуации на «Фукусиме-1».

    Данные правительственного доклада расходятся с итогами внутреннего расследования ТЭПКО. В компании утверждают, что основной причиной аварии на «Фукусиме-1» стала волна цунами, высота которой — около 15 метров — превысила все прогнозы на случай сильного землетрясения. Окончательный доклад о причинах произошедшего на АЭС правительство Японии планирует подготовить к лету будущего года.

    В результате аварии на АЭС «Фукусима-1» обширные территории подверглись загрязнению радиоактивными веществами. Из районов вокруг станции пришлось эвакуировать более 80 тыс человек. В настоящее время три реактора АЭС, на которых произошло расплавление топливных стержней, уже приведены в состояние холодной остановки. Ведется подготовка к долгосрочной операции по извлечению ядерного топлива.

                              enwl.bellona@gmail.com, 27 декабря 2011 г.

    АТОМНЫЙ ГЕНОЦИД

    Радиоактивные отходы комбината «Маяк» отравляют среду проживания тысяч россиян. Признано официально.

    22 декабря 2011 — Сегодня группа «Экозащита!» придала огласке судебный документ, из которого следует, что печально известный ядерный комбинат «Маяк» продолжает отравлять окружающую среду. Его радиоактивные выбросы просачиваются в реку Теча, которой пользуются тысячи людей.

    Это полностью опровергает официальную позицию «Росатома», по которой слив радиоактивных отходов давно прекращен, а нынешняя деятельность уже много лет якобы соответствует всем нормам и правилам. Однако судебное постановление 2006 года по уголовному делу бывшего директора «Маяка» В.Садовникова, которое экологам удалось получить в рамках другого судебного дела, приводит однозначные факты свежего радиоактивного загрязнения в пределах существующих населенных пунктов.

    Это первый в истории случай, когда в руках активистов оказался официальный документ, доказывающий радиоактивное загрязнение в результате современных сбросов «Маяка», а не тех, которые произошли в далеких 1950-х.

    Документ, который был распространен сегодня в прессе, не удавалось получить около пяти лет. На доступ к такому документу имеют право лишь непосредственные участники процесса, кроме  свидетелей. Само судебное заседание тогда шло в закрытом режиме. И вот теперь, в рамках другого судебного разбирательства, экологи наконец-то получили этот уникальный документ.

    Согласно обнародованному судебному постановлению, в течение 2001-2004 гг около 30-40 млн куб. м. радиоактивных отходов попало в реку Теча, по берегам которой до сих пор проживают около 4-5 тысяч человек, «что повлекло радиоактивное загрязнение окружающей среды изотопом стронций-90». Замеры на реке у села Муслюмово показали, что речная вода, в соответствие с санитарными правилами, «относилась к категории жидких радиоактивных отходов» (п. 3.3 Санитарных правил обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002). В постановлении суда также отмечается, что <<изменение радиоактивного фона до указанных величин повлекло опасность для здоровья и жизни жителей… в виде последствий… через два года в форме острой миелоидной лейкемии и через пять лет в форме других видов рака>>. Также в судебном постановлении говорится о том, что руководство <<Маяка>> располагало в 2001-2004 гг средствами в размере 5,5 млрд руб. Значительная часть этих средств поступила в качестве оплаты за прием ядерных отходов из-за рубежа. Эти деньги тратились не на повышение безопасности хранения радиоактивных отходов, а на совершенно другие нужды (ссуды и личные вознаграждения, содержание представительства в Москве и т.д.). Вместе с этим, руководство предприятия было хорошо осведомлено об экологических рисках и последствиях проникновения отходов в речную сеть.

    Радиоактивные вещества никуда не исчезли и до сих пор находятся в реке. Их проникновение в речную воду, по всей видимости, происходит на постоянной основе вплоть до сегодняшнего дня. Замеры уровня радиации, произведенные активистами <<Планеты надежд>>, местной общественной организации, на берегу Течи в районе Муслюмово в ноябре 2011, показали превышение природного фона в 79 раз. При этом население продолжает использовать воду из реки для личных и сельскохозяйственных нужд. То есть, часть радионуклидов из реки Теча, вместе с мясом и молоком, уже перекочевала в организмы людей, проживающих по берегам реки.

    Всего в судебном постановлении, датированном 11 мая 2006 года, названо пять населенных пунктов — Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча, Нижнепетропавловское, Затеченское — в пределах которых зафиксировано радиоактивное загрязнение из-за свежих сбросов с «Маяка». Это полностью противоречит официальной позиции «Росатома» о безопасности проживания на территории упомянутых населенных пунктов. Ранее госкорпорация отказалась рассматривать требование экологов о переселении этих деревень (за исключением частичного переселения села Муслюмово, проведенного с массой нарушений и финансовых злоупотреблений).

    В апреле 2010 года 23 жителя села Муслюмово и группа «Экозащита!» направили в Замоскворецкий суд г.Москвы иск к Правительству РФ, «Росатому», МЧС и Минздраву. Истцы требуют признать Течу «пунктом хранения радиоактивных отходов» и построить саркофаг, протяженностью около 240 км, чтобы полностью закрыть доступ к радиоактивной реке, говорит Надежда Кутепова, юрист, сопровождающий иск в суде. Ранее было известно лишь о том, что в период с 1949 по 1956 годы в Течу было слито около 76 млн куб. м. сточных радиоактивных вод. Теперь оказывается, что в период 2001-2004 гг. было слито еще 30-40 млн куб. м. Общее количество радиоактивных отходов, на самом деле попавших в Течу, по данным группы «Экозащита!», может достигать 500 млн куб. м. Рассмотрение иска в суде все еще продолжается.

    «Росатом» неоднократно убеждал население в том, что нынешний «Маяк» никакого ущерба окружающей среде не наносит, однако это оказалось лишь трюком, направленным на уменьшение количества критики. Чтобы отвлечь внимание от настоящих проблем, атомная промышленность регулярно инициировала псевдо-скандалы в СМИ, нацеленные на дискредитацию экологов, справедливо критикующих <<Маяк>>. Местные жители оплачивают эти пиар-трюки своим здоровьем и жизнью, пока <<Маяк>> зарабатывает миллиарды рублей за прием и переработку иностранных ядерных отходов. Вот так в 21 веке выглядит <<бизнес по-русски>> с участием атомной промышленности.

    Слив радиоактивных отходов в окружающую среду запрещен законодательством России, в том числе недавно принятым <<Законом об обращении с радиоактивными отходами>>. Но это слишком сухие слова для определения ситуации, в которой речь идет о тяжелых болезнях или смерти людей. Слив отходов необходимо немедленно остановить и если <<Маяк>> не может работать без слива отходов, то ему придется закрыться.

    А реку Теча нужно изолировать от людей и животных, желательно саркофагом длиной 243 км, чего мы и требуем в рамках иска против <<Росатома>> и Правительства России, пишет в своем блоге Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!» и один из представителей стороны истцов в судебном разбирательстве с «Росатомом» и Правительством РФ.

             Анти-Атом Пресс 591, Декабрь 2011

             ecodefense@gmail.com, 23 декабря 2011 г.

    ТРАНСПОРТИРОВКА

    ОКОЛО 300 «МОБИЛЬНЫХ ЧЕРНОБЫЛЕЙ» ПРОЕДУТ ПО РОССИИ ДО 2025 ГОДА

    Анти-атом.ру (anti-atom.ru), 17 января 2012 — В ближайшее время с Ленинградской АЭС будет отправлен поезд с ядерными отходами в Красноярский край, где планируется создать могильник для российских и иностранных отходов.

Дата транспортировки, которая положит начало масштабному вывозу ядерных отходов со всей России в Сибирь, держится в тайне. По планам «Росатома», до 2025 года в Сибирь будут перемещены 22 тыс. тонн отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Это означает, что каждые два месяца в закрытый город Красноярск-26 будут прибывать три эшелона с ядерными отходами, всего около 300 транспортировок.

    Такие транспортировки представляют риск для более чем 15 российских городов, среди которых могут оказаться Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Самара, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск и тд.

    Хотя маршруты транспортировок держатся в тайне, нетрудно предположить, что для чрезвычайно тяжелых составов необходимы наиболее крупные железнодорожные ветки.

    ОЯТ — наиболее опасный вид высокорадиоактивных отходов из тех, что производятся на АЭС. В отработавшем топливе содержится плутоний, период полураспада которого равен 24 тыс. лет.  Существует давний спор между экологами и атомной промышленностью о том, является ли ОЯТ отходами или ценным ресурсом. Однако законодательство России расставляет все точки над i — если материал не планируется использовать, значит это отходы. Значительная часть ОЯТ, которое будет перемещено под Красноярск — с реакторов РБМК (т.н. чернобыльского типа). Для переработки таких ядерных отходов в России нет не только соответствующего предприятия, но и планов его построить. По причине экономической бессмысленности.

    Ядерные транспортировки это, с одной стороны, повышенный риск для населения и особенно сотрудников железных дорог, которые могут оказаться вблизи составов с высоким уровнем радиации. Предупреждать в таких случаях людей об опасности в России не принято. Как всегда, авось обойдется. (Все 300 раз.) Кроме того, существует риск радиоактивного заражения в случае возможных аварий, которые могут произойти из-за плохого качества железных

дорог, либо вследствие действий злоумышленников. Так несколько лет назад атаке подвергся поезд не где-нибудь на Кавказе, а на маршруте Москва — Санкт-Петербург. Не говоря уже о том, что при провозе ядерных отходов поезда попадают под управление целого ряда организаций, некомпетентных в вопросах ядерной энергетики — МПС, транспортные службы, различные региональные департаменты.

    С другой стороны, деятельности «Росатома» означает создание под Красноярском ядерного могильника на многие тысячи лет. (Только плутоний, содержащийся в ОЯТ будет опасен в течение 10 периодов полураспада, т.е. около четверти миллиона лет.) То есть, теперь решением «Росатома» жители Красноярского края обязаны принять на себя риски, возникшие как следствие 65-летнего развития атомной промышленности. Интересоваться мнением населения о соседстве с «ядерным туалетом» международного масштаба в России не принято также, как и проводить честные выборы. Кстати, попытки организовать ядерные могильники в разных странах неизменно натыкались на протесты населения или иные политические проблемы, либо на барьер в виде высокой стоимости (либо первое и второе вместе), вследствие чего в США, Германии, Японии и ряде других стран сохраняется высокий уровень неопределенности в отношении дальнейшей судьбы ядерных отходов. В перспективе, могильник в Красноярске может стать целью иностранных ядерных отходов, тем более что такие планы давно разрабатывались в ряде стран. Например, еще в 2001 году экологическая группа «Экозащита!» обнародовала текст исследования, сделанного по заказу Департамента энергетики США, в отношении транспортировки ядерных отходов из юго-восточной Азии, находящихся под американским контролем, в Красноярск-26. (http://anti-atom.ru/ab/node/3322)

    Учитывая опасность ядерных отходов, не идеальное состояние железных дорог, а нередко и плохую оснащенность охранного персонала, поезда, перевозящие ядерные отходы, правильнее всего называть «мобильными Чернобылями».

Не смотря на высокий риск, «Росатом» предпочитает все держать в секрете от населения, поэтому информировать людей об опасности, как правило, приходится экологам. О том, что не стоит приближаться без необходимости к железнодорожным путям (сотрудникам РЖД это будет сделать сложновато), иметь дома дозиметр и быть готовыми к защите своего здоровья от радиоактивного излучения. Но самое главное, необходимо активно выступать против ядерных транспортировок в своем регионе — обращаться в местные органы власти, парламенты, спасательные службы, выходить на акции протеста. Ситуация тяжелая — мы имеем дело не с единоразовым вывозом ядерных отходов из пункта А в пункт Б, а с программой, которая затронет ядерными транспортировками большинство территории России в течение более десятилетия. Эту деятельность атомной промышленности необходимо остановить как можно скорее и для этого потребуется масштабная активность населения. Выбор простой — жить со страхом аварий с выходом  радиации в окружающую среду или выйти на рельсы. Никто, кроме самих россиян, этот выбор не сделает.

    И последнее, за более чем полувековую историю атомной промышленности проблема ядерных отходов остается не решенной.  Нет ни одной другой индустрии, которая производила бы настолько опасные и долгоживущие отходы, которые могут нанести вред человеку и окружающей среде не только сейчас, но и через многие тысячи лет. Не говоря уже о гигантских издержках на хранение ядерных отходов, которые мы перекладываем на плечи тысяч и тысяч еще не родившихся поколений россиян. Никто не в состоянии сегодня гарантировать безопасность на тысячи лет вперед, способа ее обеспечить просто не существует, но его предстоит когда-то найти. Поэтому вместо того, чтобы устраивать сотни ядерных транспортировок по всей стране, разумнее было бы оставить отходы там, где они произведены, обеспечив максимально возможный уровень безопасности. И думать об их перемещении лишь тогда, когда станет понятно, каким образом можно гарантированно обезопасить людей и природу на все то время, пока отходы опасны. В США этот срок обозначен в 1 миллион лет, однако и там окончательного решения нет. И уж точно «сухое» хранилище в Красноярске-26 не является решением проблемы уже потому, что оно не просуществует и тысячной части того времени, на которое требуется изолировать ядерные отходы. Это лишь способ переложить ответственность на будущие поколения — мы делаем в Красноярске большую свалку, а разбираться с ней предстоит нашим внукам, внукам их внуков и далее до бесконечности.

    Премьер-министр Владимир Путин поставил Сергея Кириенко руководить «Росатомом» и определил направление развития в области атомной энергетики. Было бы логично, чтобы оба чиновника занялись в первую очередь поиском решения проблемы ядерных отходов, вместо бесконтрольного наращивания их количества без всякого понимания дальнейших действий. Считать решением устройство ядерной свалки в Сибири нет никаких оснований. Получается, что сегодня кое-кто прилично зарабатывает, постоянно увеличивая количество крайне опасных отходов, а поиск решения этой проблемы и гигантские расходы перекладывает на налогоплательщиков. Нынешних и еще не родившихся. И это никак не сочетается с той трогательной заботой о судьбе страны, которую попытался изобразить Владимир Путин в воскресной статье на сайте «Известий». (http://www.izvestia.ru/news/511884) В огромной и одной из самых экологически неблагополучных стран мира политический лидер представляет программу, в которой говорится о чем угодно, только не об ужасающем экологическом состоянии, за которое и он сам несет немалую ответственность. Если так пойдет дальше, то скоро дебатировать о будущем страны придется в противогазах и защитных костюмах.

    PS. При подготовке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) Ленинградской АЭС для транспортировки производилась разрезка на 2 части одной из 40000 тепловыделяющих сборок. В результате сложной и опасной операции произошла разгерметизация сборки и радиационное загрязнение оборудования, сообщает сегодня «Зеленый мир»

              http://www.greenworld.org.ru/?q=rao_trans_17112_1

              enwl.bellona@gmail.com, 17 января 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *