Опубликовано

ДЕЛА ВОДЯНЫЕ

Всемирная Неделя Воды

С 21 по 27 августа 2011 года пройдет Всемирная Неделя Воды. Это мероприятие ежегодно проводиться с 1991 года под патронажем Стокгольмского

Международного Водного Института и проходит в столице Швеции — Стокгольме.

Чтобы сфокусировать усилия на определенных водных проблемах, ежегодно для Недели воды выбирается соответствующая тематика. В этом году внимание будет уделено вопросам водных ресурсов в растущих городах. Более подробная информация: www.worldwaterweek.org

Тимур Идрисов, Экологическая организация <<Маленькая Земля>> по материалам www.worldwaterweek.org

forearth@yandex.ru

21 августа 2011 г.

Согласно публикациям в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, Каспийское море и озеро Байкал вошли в список одиннадцати <<незаменимых>> экосистем мира, в которых обитают уникальные виды речных и морских млекопитающих.

Также в этот список попали Галапагосские острова, Гавайи, Средиземное море, бассейн Амазонки, реки Янцзы, Инд и Ганг, чилийские острова Хуан-Фернандес и Сан-Феликс, а также французский архипелаг Кергелен (южная часть Индийского океана).

Помимо этого в своей работе ученые проанализировали географическое распределение 129 видов морских и речных млекопитающих и составили глобальную экологическую карту для каждого из них, выделив 9 ключевых областей, на которые приходится порядка 84 процентов всех видов.

По данным ученых, именно эта сеть из 11 <<незаменимых>> территорий и 9 <<очагов биоразнообразия>> охватит все существующие на сегодняшний день виды речных и морских млекопитающих, а также она сможет стать основой для разработки глобальной природоохранной стратегии для морских и речных территорий.

discoverbaikal@gmail.com, 2 августа2011 г.

КАСПИЙ

Море идей

На днях в Актау, в ходе третьей сессии Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, был подписан протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью.

Документ, утверждение которого длилось целых восемь лет, определяет ответственность сторон о принятии согласованных мер по предотвращению и реагированию на разливы нефти. Работа над ним в морской столице Казахстана шла в течение трех дней и была весьма напряженной. Несмотря на утомительные переговоры, участники конференции понимали важность нахождения консенсуса, ибо необходимость подписания такого протокола назрела давно. Как известно, Прикаспийский регион, который в недалеком будущем станет одним из главных мировых центров добычи углеводородов, нуждается в правовых механизмах по защите экологической безопасности.

На открытии конференции аким Мангистауской области Крымбек Кушербаев отметил, что до сегодняшнего дня меры по проведению широкомасштабного экологического мониторинга не принимались.

— Не разработана и не утверждена комплексная программа экологии Каспия на межгосударственном уровне. Мы не вооружены научно обоснованными данными о состоянии биологической среды водоема. Поэтому не принимаются действенные меры по сохранению и восполнению биоресурсов Каспийского моря. Между тем уже сегодня в несколько раз сократились запасы осетровых и других видов рыб на водоеме. Также ежегодно мы здесь наблюдаем гибель тюленей, — сказал Кушербаев.

Хотя Тегеранская конвенция была подписана Казахстаном, Россией, Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном еще в 2003 году, отсутствовала координация действий, направленных на охрану морской среды. Поэтому до сих пор все пять прикаспийских государств решали экологические проблемы на море самостоятельно.

— В Казахстане проводится очень большая работа по предотвращению катастроф, возможных в случае разлива нефти на море, у нас уже есть национальный план по реагированию на такие ситуации. Работает специальная комиссия. При этом наши нормативы бурения на море самые строгие. Теперь, после подписания актауского протокола, пять стран берут на себя обязательства оперативно реагировать, ставить друг друга в известность обо всех возможных авариях, — отметил министр охраны окружающей среды Нургали Ашимов.

Второй запланированный протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте участники конференции не подписали из-за отсутствия договоренностей о правовом статусе Каспия. Но участники переговорного процесса намерены продолжить диалог по решению спорных вопросов и согласованию других протоколов к Тегеранской конвенции. Работа над ним будет продолжена, а его подписание, возможно, состоится на следующей встрече природоохранных ведомств пяти прикаспийских стран через год.

Участники конференции обсуждали и вопрос о местоположении постоянного секретариата Тегеранской конвенции. В настоящее время его функции временно выполняет европейский офис Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), расположенный в Женеве. Участники актауской конференции согласны и на то, чтобы секретариат ежегодно менял месторасположение, находясь в одном из прикаспийских городов попеременно. Например, работал бы в течение года в Актау, а потом передислоцировался в Баку.

День подписания актауского протокола закончился в Актау праздничным фейерверком. Как известно, 12 августа 2003 года, после вступления в действие Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, прикаспийские страны договорились провозгласить его Днем Каспия и отмечать на региональном и государственном уровне.

Вечером жители морской столицы Казахстана и всей области с удовольствием приняли участие в праздничных гуляниях, наслаждаясь концертными номерами.

Ведь актаусцев всегда отличает особое отношение к морю, они любят ежедневно совершать променады по набережной, отдыхать на городских пляжах и широко отмечать праздники, так или иначе связанные с уникальным водоемом, омывающим их любимый город. Естественно, что жителей региона волнует его экологическое состояние и особенно предстоящая добыча нефти из морских месторождений. Поэтому подписание протокола о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью в Актау, они оценили как историческое событие.

Сая ЗАГИПОВА, Мангистауская область

enwl.bellona@gmail.com, 17 августа2011 г., http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1313472000

ЧЕРНОЕ МОРЕ

Олимпийская свалка в Лоо воняет и загрязняет Черное море

Вчера, 25 августа, активисты Экологической Вахты по Северному Кавказу провели инспекцию полигона бытовых отходов в поселке Лоо Лазаревского района города Сочи. В ходе инспекции были выявлены грубейшие нарушения природоохранного законодательства, угрожающие здоровью граждан.

В частности, на момент проведения инспекции на свалке происходило горение мусора, приводящее к загрязнению воздуха. Запах горящего мусора ощущался между поселками Дагомыс и Лоо.

Кроме того, выяснилось, что фильтрат со свалки поступает в реку Битха и затем в Черное море. Коллектор, по которому течет коричневая вода, загрязненная фильтратом, впадает в море в 100 метрах от пляжа пансионата <Белые Ночи>, который в настоящее время интенсивно используется. Никаких очистных сооружений на реке нет.  Визуальное обследование показало, что загрязненные воды движутся в сторону пляжа посёлка Лоо, на котором ежедневно купаются несколько тысяч отдыхающих. Пляж в Лоо начинается на расстоянии около 1 км от места впадения загрязненной реки Битха в Черное море.

19 августа в Сочи прошло заседание так называемого <Общественного совета по подготовке Олимпийских зимних игр 2014 года> на тему <Экология и море>. Экологическая Вахта и Сочинский отдел Русского географического общества подали заявку на участие, но на заседание представителей общественности не пустили.  На заседании Совета сочинский мэр  Анатолий Пахомов выступил с речью, где заявил: масштабной победой над наиболее опасными с точки зрения экологии является рекультивация полигонов ТБО Лоо (действующий до 2012 г.) и Адлера.

Инспекция, проведенная 25 августа, показала, что заявление сочинского мэра не соотвествует действительности. Полигон в Лоо не рекультивирован и продолжает служить источником загрязнения воздуха и воды в Черном море. При этом граждане, отдыхающие в непосредственной близости от свалки, не предупреждены о возможной опасности для здоровья впадающих в море загрязненных стоков.

Экологическая Вахта направила письмо в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю с требованием принять меры для прекращения загрязнения воды и воздуха, вызванных свалкой в Лоо.

По мнению Экологической Вахты, в настоящее время целесообразно воздерживаться от отдыха на участке побережья  между поселками Дагомыс и Лоо, а также от купания на пляже поселка Лоо.

enwl.bellona@gmail.com, 26 августа 2011 г., http://gazaryan-suren.livejournal.com/26884.html

ЛЕДНИКИ ТЯНЬ-ШАНЯ — УГРОЗА ДЛЯ НИЗОВИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Таяние тянь-шаньских ледников грозит дефицитом воды в Центральной Азии — говорит профессор геологии из Австрии, интервью Deutsche Welle.

Профессор геологии Херман Хойслер (Hermann Hausler) из Университета Вены руководит проектом под эгидой Европейского Союза, цель которого — изучить угрозы от таяния ледников в Альпах, в шведской части Лапландии и в киргизской части Тянь-Шаня .

Угроза от таяния ледников в горах Центральной Азии не ограничивается тем, что в отдаленной перспективе в этом регионе может резко сократиться количество питьевой воды, считает ученый, проводящий в настоящее время экспедицию в Киргизии.

Deutsche Welle: Как и почему получилось так, что в рамках одного исследовательского проекта вы изучаете ледники Альп, Лапландии и Тянь-Шаня?

Что их объединяет?

Херман Хойслер: Тут все удачно совпало: Евросоюз предоставил нам грант на изучение последствий глобального изменения климата на европейском континенте. Мы решили подойти к понятию «Европа» максимально широко и предложили включить в фокус нашего внимания любимые нами горы Тянь-Шаня.

Альпийские и шведские ледники прекрасно изучены, а вот о горах Киргизии мы знаем куда меньше. А между тем ледников здесь в разы больше.

Посмотрим, какой результат даст нам проекция моделей глобального изменения климата, разработанных на основе европейских данных, на ледники в Центральной Азии. С помощью этих моделей мы надеемся объяснить как события прошлого, то есть, почему ледники таяли, так и предсказать будущее развитие этих ледников.

— Какую опасность таит таяние ледников?

— Наличие ледников в том или ином регионе может означать две потенциальные угрозы. Латентная и самая опасная тенденция — это постепенное их таяние.

Каждый год ледники тают на 10, 20, 50, 70 метров, и, на первый взгляд, это еще не трагедия. Но, согласно имеющимся прогнозам, в течение ближайших десятилетий они могут растаять полностью. Тогда в горные реки будет поступать меньше воды. Страны верховья окажутся в роли распорядителей дефицитной воды. Помимо политических рисков такая ситуация приведет к трагическим социально-экономическим последствиям и вынудит огромное количество жителей долинных земель, занятых в сельском хозяйстве, мигрировать.

Но меня как геолога больше интересуют непосредственные угрозы от таяния ледников, а именно то, что в результате этого часто образуются довольно крупные высокогорные озера, иногда на высоте до пяти тысяч метров. Различные природные явления способны спровоцировать прорыв водных масс из этих озер в низовья. Представьте, что вдруг высвободятся сотни тысяч кубометров воды. Огромные волны понесутся вниз, буквально снося все на своем пути. В Киргизии несколько сотен ледников, но две-три дюжины из них представляют непосредственную угрозу для человека. Изучением этой проблемы вместе с нами активно занимаются киргизские коллеги и сотрудники местного МЧС. Наши главные задачи — спрогнозировать возможные прорывы таких озер и выяснить, как предотвратить ущерб от них.

— Какие ледники опаснее — европейские или киргизские?

— Конечно, киргизские. Они выше и многочисленнее. В Европе столько ледовых масс в горах было, условно говоря, только в Ледниковый период, а сейчас мы рады, что ледники вообще есть. В Австрии опасность, исходящая от них, минимальна. В Швейцарии дело обстоит несколько сложнее, особенно на границе с Италией. Там риск прорыва воды сравним с уровнем опасности, который существует в Центральной Азии.

— Занимаетесь ли вы экономической стороной таких явлений? Имеется в виду ответ на вопрос, какие средства нужны для того, чтобы защитить население и инфраструктуру от таких природных угроз.

— Это чрезвычайно актуальная тема. На примере национального парка неподалеку от Бишкека мы вместе со специалистами из Киргизско-Российского Славянского университета пытаемся создать компьютерную модель, которая демонстрирует максимальную степень разрушений в случае прорыва одного из ледниковых озер в пригородах киргизской столицы и в самом Бишкеке. Вообще же расчет социально-экономических последствий — это задача следующего проекта, для которого мы уже ищем партнеров. Главные вопросы тут такие: сколько стоит проведение исследования, сколько стоит строительство дамбы?

Стоит ли запретить в определенных зонах всякое строительство? Скажем, у нас в Австрии и Швейцарии есть точные планы местности, которая может пострадать в случае схода лавин или прорыва ледниковых вод. Риски, выявленные учеными, составляют базу юридического документа, обязывающего отказываться от строительства новых домов и дорог в зоне риска. В Киргизии до появления таких планов еще далеко, но мы хотим заложить основу.

— Вы уже дважды упомянули, что сотрудничаете с киргизскими коллегами. Кто еще участвует в проекте?

— В проекте задействованы в среднем 10-20 человек в двух подгруппах. В одной работают специалисты по климату, в другой — по ледникам. Это ученые из Австрии, Германии и Швеции, которые непосредственно участвуют в нашем проекте. Потом, это, конечно, киргизские, российские и американские ученые, которые нам помогают .

— Проект заканчивается в конце 2012 года. Что потом?

— Самое печальное в проектах такого рода — что пишется отчет, публикуется в хорошем журнале, и на этом конец. Но мы хотим работать дальше с целью включить результаты нашей работы в план по предупреждению природных катастроф, которые может вызвать таяние ледников.

igorhodj@rambler.ru, 23 августа 2011 г.

И ВООБЩЕ

Борьба за гидроресурсы

Проблема пресной воды. Глобальный контекст политики России

Предлагаем читателям некоторые основные положения экспертно-аналитического доклада по снабжению питьевой и технической водой, подготовленного авторским коллективом Института международных исследований МГИМО(У) МИД РФ.

Пресная вода как глобальная проблема.

Рост населения Земли, увеличение потребления и уничтожение природных экосистем привели к тому, что к началу XXI века вода питьевого и технического назначения стала одним из наиболее существенных видов ресурсов, необходимых не только для глобального экономического роста, но даже для простого выживания человечества.

По своей ценности для целей развития водные ресурсы занимают второе место по значимости после нефтегазовых. При этом не менее, чем питьевая, важна техническая пресная вода, используемая в сельском хозяйстве, гидроэнергетике, в производстве биотоплива, в различных водоемких отраслях промышленности, в коммунальном хозяйстве.

Ежегодно около 6 млн. га земли превращаются в пустыню. Из-за неудовлетворительных гигиенических условий, вызванных дефицитом воды, ежедневно в мире умирают около 6 тыс. человек. На более чем 20% территории суши антропогенная активность вышла за пределы емкости естественных экосистем, которые начинают служить лишь для обеспечения потребностей человека и уже не обладают свойствами естественных объектов. Ухудшается и качество воды. Каждый год из грунтовых вод человеком отбирается 160 млрд. куб. м, до 95% жидких промышленных отходов сливается в водоемы абсолютно бесконтрольно.

По экспертным оценкам, к середине XXI века питьевая вода естественного происхождения в большинстве регионов мира превратится в дефицитный продукт, а снабжение будет обеспечиваться за счет ее ввоза, а также благодаря различным (зачастую весьма дорогостоящим) технологиям опреснения и очистки.

Еще более сложное положение может сложиться с водой для технических нужд (прежде всего для орошения). Такая ситуация уже сейчас является реальностью для многих аграрных и некоторых густонаселенных индустриальных зон мира.

Все более актуальны становятся связки <вода-продовольствие> и <вода-энергия>. На сельское хозяйство уходит около 70% всего объема потребляемой пресной воды. Поэтому рост цен на продовольствие, который неминуемо следует за ростом темпов истощения водных ресурсов, ставит в разряд актуальнейших проблем совершенствование ресурсного менеджмента, в том числе распространения имеющихся и разработки новых водосберегающих технологий. Растет и конкуренция за водные ресурсы между сельскохозяйственным и энергетическим секторами. Для производства 1 л биотоплива необходимо 2500 л воды. Возникает сложная и неоднозначная ситуация выбора между развитием новых технологий и удовлетворением ежедневных элементарных потребностей миллионов и даже миллиардов людей.

Неоднозначный характер имеет и приватизационная активность в сфере водных ресурсов. Согласно определению ООН, вода — общее достояние, а свободный доступ к ней относится к категории базовых потребностей и естественных прав человека. В ХХ веке сектор водных услуг длительное время полностью обеспечивался государственными структурами. В большинстве стран и сейчас существует государственное коммунальное хозяйство. Однако государственный сектор часто имеет низкую эффективность, а предоставляемые им услуги отличаются низким качеством и недостаточностью охвата. Вместе с тем приватизация инфраструктуры водоснабжения влечет за собой рост цен на потребляемую воду, все большую зависимость населения развивающихся стран от иностранных источников обеспечения питьевой водой. Удорожание воды неоднократно становилось причиной массовых протестных выступлений населения в странах Латинской

Америки и в ЮАР.

Доступность пресной воды — важнейший фактор безопасности.

Лишение водоснабжения является проверенным способом воздействия на противостоящую сторону в ходе локальных и региональных конфликтов.

Неудивительно, например, что при практически каждом обострении отношений с Южной Осетией тбилисский режим ограничивал подачу воды в Цхинвал.

Конфликты различной остроты, предметом которых является пресная вода, имеют место на всех континентах, в том числе и вблизи границ России.

Прежде всего следует указать на конфликтогенность водного вопроса в Центральной Азии, то есть в зоне непосредственных российских интересов. С обретением независимости бывшими союзными республиками здесь прекратила существование прежняя система водопользования. Несмотря на многолетние попытки достичь взаимовыгодного сотрудничества, государства региона не слишком преуспели в этом и продолжают предпринимать односторонние действия без учета экономических и экологических последствий для соседей. Соблюдение квот, расценок и сезонных схем регионального водопользования оказывается в зависимости не только от технических противоречий, но и от политических обстоятельств. В связи с этим бедственное положение в сфере водообеспечения Ферганской долины, Ошской области Киргизии, Приаралья, ряда других районов работает не столько как стимул к расширению взаимодействия центральноазиатских стран, сколько как рычаг его торможения.

Конфликтный потенциал содержит в себе реализация масштабных гидропроектов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, которые затрагивают интересы Казахстана и России. Под угрозой водного голода могут оказаться такие города, как Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар, канал Иртыш-Караганда.

Уровень Иртыша в районе Омска может понизиться на 60 см.

Российское правительство, по имеющейся информации, рассматривает ряд проектов, направленных на решение возникающих проблем.

Остроактуальным является разрушительное воздействие, оказываемое китайской стороной на экологический баланс реки Амур. На планете остались только три большие <свободные> реки, не перегороженные плотинами в главном русле, среди них — Амур. Казалось бы, ненарушенные экосистемы, разнообразие природных условий и биологических видов должны благоприятствовать процветанию всей амурской экосистемы. Однако на китайской территории вдоль притока Амура, реки Сунгари, работают сотни предприятий, не оснащенных экологосберегающими сооружениями. Для ликвидации последствий загрязнений Россия не раз привлекала не только силы МЧС, но и армейские части. Сегодня потенциала естественной саморегуляции Амура уже не хватает, чтобы справляться с режимом жизни, который навязал ему человек.

В целях преодоления конфликтных проблем водопользования, в том числе и вблизи российских границ, необходимы четкая правовая регламентация совместного управления водными ресурсами трансграничных рек и постоянный экологический мониторинг.

Глобальная проблема водной безопасности имеет и сугубо российское преломление. Российская Федерация — одна из немногих развитых стран, чьи ресурсы пресной воды являются достаточными. В частности, одна пятая часть общемировых ресурсов питьевой воды принадлежит нашей стране. Но при этом отдельные регионы вододефицитны. А в условиях экстремально неблагоприятной природно-климатической ситуации (как это имело место летом 2010 года) засуха может поразить десятки регионов. Доля населения, которое обеспечено питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в 2009 году составила 86%. Об угрозе нехватки водных ресурсов говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В решении проблем водопользования важную роль призвана сыграть Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением правительства РФ от 27 августа 2009 года. Стратегия предусматривает сокращение непроизводительных потерь воды в два раза.

Вместе с тем приходится констатировать, что охрана окружающей среды до сих пор не вошла в число реальных государственных приоритетов. Выступая 4 апреля 2011 года на встрече с экологами, председатель правительства РФ Владимир Путин признал, что около 15% территории страны находится в бедственном состоянии. Антропогенное воздействие на естественные экосистемы постоянно увеличивается. Практически во всех регионах загрязнение водных объектов сохраняется на высоком уровне. По его словам, правительство готовит базовый документ <Основы экологической политики России на период до 2030 года>.

Существующая же ныне практика противоречит не только национальным интересам России, но и господствующей мировой тенденции — интеграции экологических ценностей в стратегии экономического развития. Россия остается в стороне от нарастающего глобального сближения, основанного на восприятии охраны окружающей среды как предпосылки устойчивого экономического развития, а наличия системы управления окружающей средой — как одного из основных требований для полноценного участия в мировой экономике.

Дефицит анализа отечественных и зарубежных нормативно-правовых актов в экологической области не позволяет использовать современные подходы к совершенствованию законодательства и правотворчества в этой области. В последние десятилетия снизилось качество официальных русских переводов международных конвенций и соглашений, что является серьезным препятствием для адаптации норм зарубежного экологического права к российским условиям.

Глобальная ситуация в сфере водопользования и специфическое преломление водной проблемы в российском контексте делают все менее терпимым неинтегрированность российской водной политики в глобальный контекст.

Упомянутые выше нормативные акты такую интеграцию не обеспечивают.

Совершенствование российской гидрополитики.

На глобальном уровне актуальным является создание в рамках системы ООН нового органа для выработки подходов к регулированию и для регулирования различных аспектов водной проблемы. Настоятельно необходима разработка единого свода международных актов, устанавливающих общие для всех субъектов международных отношений принципы пользования трансграничными водными потоками и водоемами, а также механизм разрешения соответствующих международных споров.

В форматах <восьмерки> и/или <двадцатки> целесообразно выступить с инициативой принятия Программы оказания научно-технической, экономической и политико-правовой помощи развивающимся странам со стороны наиболее развитых государств по оптимизации использования водных ресурсов. Основными направлениями такой программы могут быть помощь в составлении страновых и региональных балансов водных ресурсов; научно-техническая и экономическая помощь в оптимальном использовании водных ресурсов, в проведении экспертиз побочных экологических, экономических и социальных последствий гидромелиоративных проектов; посредничество в урегулировании межгосударственных споров по поводу объемов водозабора.

Необходима и долгосрочная программа правовых, экономических и научно-технических мер по формированию цивилизованного международного рынка пресной воды, что в условиях глобального водного дефицита может стать для России одним из существенных источников экспортных поступлений. Программа могла бы включать в себя оценку потребностей отдельных стран и регионов мира в пресной воде и возможных коммерческих источников снабжения ею; выработку международных юридических рамок торговли пресной водой; разработку и развитие технических средств транспортировки воды (от трубопроводного транспорта до технологий морской транспортировки айсбергов и перевозки воды грузовым авиатранспортом); международную систему оценки экологических издержек крупномасштабных коммерческих проектов транспортировки воды. Особое внимание следовало бы уделить продвижению на мировой рынок российских технологий обессоливания морской воды — в частности, технологий создания плавучих опреснительных установок с использованием компактных судовых ядерных реакторов.

На центральноазиатском направлении представляется целесообразным акцентирование необходимости внедрения водосберегающих технологий, а также стимулирование импорта вододефицитными странами продукции водоемких отраслей. Контрпродуктивным представляется продолжение риторики о гипотетических проектах переброса части стока сибирских рек в Центральную Азию. Порочность сложившейся в аграрном секторе региона модели водопользования заключается не столько в дефиците воды, сколько в ее неэффективном использовании.

В политическом же плане и в плане безопасности первостепенной задачей является обеспечение эффективного сотрудничества заинтересованных региональных и внерегиональных сил. Представляется необходимым созыв международной конференции с участием всех государств региона, заинтересованных мировых держав, глобальных и региональных организаций. В рамках такой конференции может быть предложено формирование рабочей группы высокого уровня по выработке правовой основы межрегионального сотрудничества в области водопользования, а также комплекса практических мер, направленных на создание единой системы водного хозяйства.

Проведение подобной конференции способствовало бы мобилизации внутрирегиональных ресурсов для решения региональных проблем безопасности и развития и тем самым дало бы импульс интеграционным процессам в Центральной Азии, объективно способствуя началу глобального сотрудничества по водноэнергетическим вопросам именно в том регионе, где такое сотрудничество особенно актуально с точки зрения российских интересов.

Собственно российская повестка может включать следующие целевые направления:

— разработку и принятие новой редакции Водной стратегии России, которая связала бы воедино как внутренние, так и внешние аспекты гидрополитики.

Следовало бы официально заявить о готовности России принимать активное участие в координации усилий мирового сообщества при решении комплексных водных проблем. В частности, в cоставлении глобальных и региональных балансов пресной воды питьевого и технического назначения; выработке рекомендаций по оптимальному использованию водных ресурсов; утилизации и распространению опыта новых технологий и термических методов, позволяющих опреснять соленую воду и очищать загрязненную воду. Особо следовало бы выделить заинтересованность в развитии международного законодательства в области водопользования, учитывающего различные экологические, экономические и политические проблемы;

— разработку и принятие технических регламентов, опирающихся на позитивный опыт Евросоюза. Учитывая, что инфраструктура водопользования относится к числу критических инфраструктур, важно определить порядок сбора и обработки информации, позволяющий отслеживать техногенные, террористические и военные угрозы;

— в отношениях с приграничными государствами — инициирование шагов по созданию систем интегрированного управления водными ресурсами и проведению согласованной региональной и национальной политики водопользования, охватывающей различные аспекты организации, финансирования, нормативно-правового обеспечения водного хозяйства на основе выверенных эколого-хозяйственных критериев. Необходимо укреплять практическое взаимодействие с пограничными государствами путем оказания помощи в подготовке специалистов в области водохозяйственной деятельности, участия в международных проектах по обводнению, стимулированию коммерческих инвестиций в объекты водной инфраструктуры При взвешенном, разумном подходе к использованию имеющихся водных ресурсов Россия сможет отстоять свои национальные интересы и извлечь определенные выгоды из весьма непростой ситуации, складывающейся в глобальной конкурентной борьбе за гидроресурсы.

«Независимая газета», 17.06.2011,

http://www.ng.ru/ideas/2011-06-17/5_water.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *