Опубликовано

РОССИЯ — СВАЛКА РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ СО ВСЕГО СВЕТА?

(зачем торопятся с принятием сомнительного закона; как не превратить Россию в свалку радиоактивных отходов?)
ДУМА
Закон об обращении с радиоактивными отходами — реальное проявление новой государственной политики в обеспечении радиационной безопасности: эксперт 29 июня Государственная дума приняла в третьем чтении закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». За него проголосовали 316 депутатов. Законопроект был внесен в Государственную думу правительством Российской Федерации 5 декабря 2009 года, рассмотрен и принят Государственной Думой в первом чтении 20 января
2010 года, во втором чтении — 28 июня 2011 года. В рамках подготовки документа было рассмотрено более 380 поправок, существенная часть которых нашла свое отражение в окончательном тексте законопроекта. В новой редакции закона содержится норма о запрещении создания новых объектов захоронения жидких радиоактивных отходов в геологических горизонтах.
Произошло давно ожидаемое нами событие — Госдумой был принят новый федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — заявил заместитель директора ИБРАЭ РАН, член Российской научной комиссии по радиологической защите Игорь Линге. — Над законопроектом пришлось работать очень долго, и до последнего времени было много оппонентов. Многие были против или не голосовали «за». Причины этого лежат за рамками рационального и обоснованного подхода к проблеме. Фактически в законе нет ничего революционного. Во всех ядерных странах подобный подход к обязательности захоронения был
реализован достаточно давно. Просто в деятельность, которая раньше велась по принципу отложенных решений, вносятся четкие правила».
«Раньше предприятия строили хранилища, срок эксплуатации которых не соответствовал времени потенциальной опасности отходов.
Дальнейшая судьба этих отходов была неопределенной, — отметил он. — Незавершенность цикла по РАО в нормативном, технологическом и инфраструктурном аспектах приводила к тому, что у предприятий не было стимулов для переработки РАО и условий для их передачи на захоронение. Теперь будет по-другому. Закон — это требования по полному циклу обращения с РАО, включая его переработку, подготовку к захоронению и оплату захоронения. Для производителя реализуется принцип «заплатил и забыл». Но до этого надо привести РАО в
состояние, пригодное для захоронения. Захоронением будет заниматься национальный оператор. Основная его задача — создание системы пунктов захоронения, прием РАО на захоронение, обеспечение безопасности пунктов захоронения РАО на длительном отрезке времени».
«И инициатива по разработке закона и его содержание — это реальное проявление новой государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, — уверен Линге. — Важно, что инициатором и основной движущей силой законопроекта был Росатом. В краткосрочной перспективе реализация закона потребует дополнительных расходов предприятий, но зато потом мы получим и
экономический выигрыш, и долгосрочную безопасность. Закон заработает в полную силу только тогда, когда будут введены в действие все подзаконные акты. На это потребуется еще 2-3 года. Но уже сейчас внесена определенность в отношении технологий обращения с РАО.
Предприятиям необходимо доводить цепочку обращения с РАО до состояния, пригодного для захоронения. Далеко не все к этому готовы».
«В ходе подготовки ко второму чтению появилось важное ограничение — закачка жидких отходов ограничивается действующими полигонами.
Отношение к этому запрету двоякое. С одной стороны, эти технологии себя пока вполне оправдывали по фактическому уровню безопасности.
Они также позволили надежно изолировать большое количество отходов от оборонных программ. С другой стороны, значительно масштабировать эти технологии было бы неправильным по следующим причинам. Во-первых, возрастают затраты на поддержание необходимого уровня мониторинга на протяжении длительного времени. Во-вторых, это уход от принятых в мире технологий отверждения, что также не
вполне корреспондируется с ростом экспорта ядерных технологий. Предлагаемый рядом экологических организаций вариант полного запрета на закачку был бы разорительной бессмыслицей. Мониторинг полигонов надо было бы продолжать», — отметил эксперт.
«Надеюсь, что законопроект успешно пройдет рассмотрение Советом Федерации и будет подписан президентом России. После этого предстоит кропотливая и слаженная работа Госкорпорации «Росатом» совместно с органами регулирования безопасности. От этой работы зависит, насколько нормы закона будут работоспособными и эффективными. Ну и самое главное. Приближается период, когда эта работоспособность и эффективность станет предметом качественного и количественного анализа, а не теоретических рассуждений. Уверен, что опасения и предложения, высказывавшиеся и на втором и на третьем чтениях, не найдут подтверждения. А вот другие упущения могут проявиться, — полагает он. — Но для их устранения есть рецепт — внесение изменений».
«Я не разделяю опасения экологов по поводу закачивания жидких РАО в уже имеющиеся для этого хранилища, — заявил вице-президент Российского Зеленого Креста Михаил Рылов. — Разумеется, закачки такие нельзя делать массово. Но и там, где их сейчас используют, ничего опасного не нашли. И длится это много десятилетий, и все там хорошо. Но повторю, это не значит, что закачки надо использовать
массово. Например, какое было бы удовольствие сделать на химкомбинате «Маяк» такое хранилище, но нет там соответствующего слоя. Вот почему отходы ракетного топлива экологов не беспокоят? Оно же и сейчас производится непрерывно, а отходы этого производства ракетного топлива можно прятать только в специальные емкости, созданные на огромной глубине ядерным взрывом. Все остальное ведет к
отравлению ближайших глубин. Это высококипящее топливо, выгодное энергетически, производилось и продолжает производиться. Об этом специалисты знают, я даже принимал участие в конференции, посвященной этой проблеме. Ведь когда ракетами стреляли из Плесецка, и они не выходили на нужную траекторию и падали, то все загрязнялось вусмерть. Причем экологи в 1992-93 году об этом беспокоились, а теперь уже нет. Но проблема-то осталась. И она посерьезнее новых закачек, которые запрещены теперь законом о РАО».
«Я знаю, кстати, только два места — под Димитровградом с очень ограниченным объемом и Сибхимкомбинат. И то, что там все в порядке, проверено экспериментально. Проверить результаты мониторинга, которому не доверяют те или иные экологи, просто — зайдите за территорию ЗАТО и на границе пробурите скважину для питьевых вод. В речках можно поискать. Вот если что-то там найдется, тогда и
надо поднимать шум. Вопросом безопасности этих объектов очень серьезно занимались», — уверен эколог
http://www.regnum.ru/news/economy/1421122.html#ixzz1Rh6QRwP3

СЕНАТ
Принятие закона об обращении с радиоактивными отходами чрезвычайно важно для решения экологических проблем: эксперт
Сегодня, 6 июля, Совет Федерации единогласно одобрил закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сообщает пресс-служба Совета Федерации. Закон на заседании представлял председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов. Отметив, что работа над проектом закона
продолжалась почти полтора года, было рассмотрено 56 поправок членов Совета Федерации, часть из которых нашла отражение в окончательной редакции, сенатор подчеркнул: «Разработка данного закона вызвана давно назревшей необходимостью установления правового режима обращения с радиоактивными отходами и предотвращения их дальнейшего накопления без захоронения».
«Этот законопроект надо было принимать давно, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда, — заявил первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич. — Обсуждался он долго, свои поправки, в том числе, представляли и члены Совета Федерации. Насколько я понимаю, большинство из них были учтены при вынесении на второе чтение в Государственной думе».
«Закон о РАО устанавливает правовой режим обращения с радиоактивными отходами. Это очень важно. Сегодня у нас в стране накоплены сотни тонн этих отходов, их складывали еще с начала первого атомного проекта, — отметил он. — То, что происходило у нас с РАО — это классическое отложенное решение проблемы, когда одно поколение оставляет ее решать тем, кто придет на смену. Поэтому закон был
просто необходим для того, чтобы четко разграничить права и обязанности всех, кто будет задействован в работе с радиоактивными отходами. Считаю, что закон правильно формулирует главные принципы в обращении с РАО. Во-первых, теперь нельзя будет бесконтрольно накапливать отходы без их дальнейшего захоронения, поскольку сроки хранения отходов в организациях, которые их производят,
ограничены. Во-вторых, платить за захоронение отходов будут те, кто их производит. Это очень важно, потому что определяет источники финансирования. Что касается той части отходов, которая была накоплена еще со времен «холодной войны», то для их захоронения предусмотрено федеральное финансирование — в том числе, в рамках федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной
безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Кроме того, возможны и другие финансовые источники, в том числе и по международным программам».
«Уверен, что принятие этого закона, выстраивание четкой правовой основы для обращения с РАО будут способствовать тому, что количество не захороненных радиоактивных отходов в нашей стране уменьшится, а в перспективе — их совсем не станет. Это чрезвычайно важно с точки зрения решения экологических проблем», — уверен Межевич.
www.upmonitor.ru/news/russia/920997a

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
Уважаемый Лев Александрович, в приложении наше обращение к президенту Медведеву, которое я бы попросила Вас СРОЧНО вставить в Ваш бюллетень, с просьбой к желающим поставить под ним свои подписи и послать на letters.kremlin.ru а также  http://www.open-letter.ru (мы сюда уже послали, а letters.kremlin.ru пока почему-то заблокирован в сб и сегодня в вс, может у них — выходные, как у бюрократов, пошлем в пн факсом).
Для соблюдения условия «до 2000 знаков» можно убрать наши подписи и ставить только свои.
Почему срочно: потому что этот закон 28 июня прошел через 2 чтения, 29 через третьи, и 6 июля прошел через совет федерации за один день, и направлен на подпись Президенту.
Миронова Наталия Ивановна, к.с.н., natalia_mironova@yahoo.com, 10 июля 2011 г.

ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РФ Д.А.МЕДВЕДЕВУ
О НЕДОПУСТИМОСТИ ПОДПИСАНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА «ОБ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ» В СУЩЕСТВУЮЩЕЙ РЕДАКЦИИ
УВАЖАЕМЫЙ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ!

Общественные объединения обращают Ваше внимание на попытку легализации грязного бизнеса по захоронению зарубежных радиоактивных отходов на территории нашей страны. Это произойдет, если вступит в силу федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами», находящийся у Вас на подписи.
Наряду с уже существующими правовыми возможностями захоронения радиоактивных отходов от переработки зарубежных ядерных материалов и радиоактивных веществ, статья 31 законопроекта предусматривает захоронение зарубежных радиоактивных отходов в виде различных источников ионизирующего облучения.
Считаем, что такое «законодательное регулирование» является лоббированием интересов немногочисленных структур, занимающимся грязным бизнесом — ввозом зарубежных радиоактивных отходов, и неприемлемо, исходя из целей безопасности настоящего и будущего поколений жителей России.
Реализация этого закона неизбежно приведет к еще более непредсказуемой ситуации для отдельных регионов нашей страны, например, для Уральского региона, жителями которого мы являемся. В Челябинской области находится единственное российское предприятие по переработке отходов топливного цикла АЭС и исследовательских реакторов — Производственное объединение «Маяк». Указанным предприятием
уже накоплено громадное количество радиоактивных отходов. Кроме того, ежегодно от переработки новых материалов и веществ в природную среду поступают миллионы кубических метров жидких радиоактивных отходов, захораниваются тысячи тонн твердых отходов, растет загрязнение окружающей среды в уральском регионе.
Мы обеспокоены серьезными изъянами в новом законопроекте. В нем четко прослеживается реализация принципа окончательного захоронения радиоактивных отходов, что противоречит принципам МАГАТЭ. При этом предполагается осуществить окончательное захоронение высокоактивных долгоживущих жидких радиоактивных отходов в глубоких геологических формациях, т.е. без необходимой изоляции от компонентов природной среды (ст. 30 законопроекта). Более того, законодатель пошел еще дальше, признав пунктом размещения особых радиоактивных отходов и пунктом консервации таких отходов природный объект, что является своего рода революцией в области экологического права. Такая концепция
не применяется ни в одной стране в мире. Данное «регулирование» в условиях российской действительности явно противоречит принципу равной экологической безопасности настоящего и будущего поколений.
В законопроекте не прописаны процедуры общественного участия на разных стадиях обращения с радиоактивными отходами, хотя право граждан и общественных объединений на участие в формировании политики в области использовании атомной энергии закреплено в ст. 14 Федерального закона «Об использовании атомной энергии».
Авторы закона не стремятся системно подойти к решению проблем обращения с радиоактивными отходами. Так, не урегулированы отношения, возникающие при обращении с радиоактивными отходами, образующимися при выводе из эксплуатации ядерных установок.
Учитывая перечисленные моменты, законопроект нуждается в серьезной доработке, принятие его в существующей редакции в отрыве от правовой регламентации всего комплекса отношений «человек-природа», не будет способствовать защите настоящего и будущего поколений от вредного воздействия на их здоровье ионизирующего излучения.
Мы обращается к Вам как к гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Мы просим отклонить законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами» в представленной Вам редакции, а также принять реальные меры к прекращению опасной деятельности со стороны Производственного объединения «Маяк».
Талевлин Андрей Александрович, к.ю.н., Фонд «За природу», Челябинск,            +79048087664      .
Миронова Наталия Ивановна, к.с.н., «Движение за ядерную безопасность», Челябинск 454084, Каслинская 29/12,             +79617865279
9 июля 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *