Опубликовано

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:

ТОКСИЧНЫЕ ОТХОДЫ В КРАСНОМ БОРУ

ПОЛИГОН <КРАСНЫЙ БОР> — НЕПРЕРЫВНАЯ УГРОЗА МАСШТАБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Доклад на VII международном форуме «Экология»: 2-3 марта 2016 года, г.Санкт-Петербург

I. Вводная часть.

На сегодняшний день Полигон «Красный Бор» (далее также — ПКБ) — это промышленный объект первого класса опасности и самый крупный полигон токсичных отходов (далее также -ТО) из известных в мире. Его смело можно назвать складом химического оружия. На территории 73 га накоплено около 2 млн. тонн токсичных отходов I-IV классов опасности, которые расположены в 60 рекультивированных и 5 открытых картах-котлованах. Только в открытых картах котлованах (5,7 га) содержится около 700 тыс. тонн промотходов: ртуть, свинец, мышьяк, шестивалентный хром, марганец, кадмий, ПХБ, концентрированные кислоты, аммиак, фенолы, формальдегиды, пестициды, гальваношламы и т.д.

Такая беспрецедентная концентрация ТО на ПКБ, признанного Хельсинской комиссией (HELCOM) <горячей точкой> №23 среди загрязнителей Балтийского моря, наносит непрерывный экологический ущерб окружающей среде (далее также — ОС) всего региона Балтики, заражая недра, почву, воду и воздух.

В XX веке на ПКБ поступало от 40 то 100 тыс. тонн ТО в год с промышленных предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее также — СПб и ЛО). С января 2014 года СПб ГУПП <Полигон <Красный Бор> официально не принимает ТО и находится в аварийном состоянии.

Количество образуемых ТО на территории СПб и ЛО по данным Росприроднадзора на 2013 год — в среднем около 16 тыс. тонн в год. Из них только около 10%, т.е. 1,6 тыс. тонн в год — это отходы 1 и 2-го классов опасности, не имевшие альтернативного места размещения на территории региона, кроме ПКБ. По данным Росприроднадзора на 2015 год в СПб и ЛО образуется лишь 750 тонн промышленных отходов 1-го класса опасности, которые требуют захоронения на специализированном полигоне.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ <Об отходах производства и потребления> остальные ТО должны быть превращены образователями промышленных отходов в товарный продукт или вторичное сырье, что исключает какую-либо острую необходимость содержать на территории ЛО специализированный полигон для захоронения особо опасных ТО. Их безопаснее вывозить в другой регион с гораздо меньшей плотностью населения и с уже имеющимися современными технологическими мощностями. Как альтернативный вариант может рассматриваться и выбор нового места размещения специализированного предприятия по обезвреживанию ТО <с колес> на территории ЛО, значительно удаленного от существующей жилой застройки.

II. Основная часть.

Карты-котлованы, как емкости для хранения ТО, были сооружены на ПКБ в массиве синих кембрийских глин, мощность которых на данной территории составляет от 80 до 120 метров. Полигон был введен в эксплуатацию в 1969 году, т.е. 46 лет назад, и еще к середине 90-х годов прошлого века полностью исчерпал свой функциональный ресурс.

Максимальный срок эксплуатации объектов такого типа не должен превышать 20 лет. Кроме того, из-за отсутствия свободного места для сооружения новых карт-котлованов, с целью непрерывного складирования ТО на ПКБ вокруг действующих карт-котлованов началось возведение обваловочных дамб, высота которых над уровнем поверхности земли доходит до 8-10 метров. Именно так началось строительство <небоскребов> с ТО, в результате чего над толщей кембрийских глин, залегание которых начинается с глубины 5-7 метров ниже почвенного слоя, образовался постоянный источник заражения ОС, поскольку токсины стали фильтратом, проникающим через четвертичные пески верхнего водоносного горизонта во всех горизонтальных направлениях.

Кроме того, в нарушение всех санитарных норм и правил ПКБ оказался выше существующих водозаборов питьевой воды СПб.

На сегодняшний день имеется три пути выхода ТО за пределы ПКБ и попадания их в Неву и, соответственно, как в источники питьевого водоснабжения жителей СПб и ЛО, так и в Финский залив Балтийского моря:

1. Через ручьи и реки, впадающие в Неву (р.Ижора, р.Тосна);

2. Через четвертичные пески верхнего водоносного горизонта;

3. Через подземный водоносный (ломоносовский) горизонт в районе пос. Рыбацкое, где русло р.Невы пересекает песчаные толщи ломоносовского горизонта, выходящего здесь на до-четвертичную поверхность.

Несмотря на то, что по внешнему контуру полигона создан обводной канал (далее также — кольцевой канал) для перехвата поверхностных вод с прилегающей к полигону территории, данный кольцевой канал постоянно обводняется ливневыми стоками с тела полигона. Из-за просачивания ТО через обваловочные дамбы, а также через четвертичные пески верхнего водоносного горизонта стоки в кольцевом канале заражены растворами токсинов, что в условиях отсутствия на ПКБ какого-либо промышленного оборудования для обезвреживания ТО не позволяет обезвредить данные стоки с помощью введенных в эксплуатацию в октябре 2015 года ливневых очистных сооружений. До этого времени на ПКБ вообще отсутствовали какие-либо очистные сооружения, хотя на проектирование и строительство экспериментального предприятия по обезвреживанию промышленных отходов за последние 20 лет по разным оценкам было израсходовано от 1,5 до 3 млрд. рублей бюджетных средств.

За 46 лет эксплуатации полигона с его закрытой территории площадью 66 га уже утекло более 20 000 000 куб. м токсичных стоков. Численная величина получена элементарным расчетом: норма осадков — 661 мм в год, умножена на площадь полигона — 66 га. В год на ПКБ выпадает и утекает с него более 400 000 куб. м. осадков, а в месяц — 35 000 куб.м.

Все эти ливневые стоки, перемешанные с ТО открытых и закрытых карт, выходят с территории полигона в Любанский лес. Остановить это экологическое преступление имеющимися на полигоне ресурсами невозможно.

Мощность ливневых очистных сооружений — 20 куб.м. в час. А это всего лишь 480 куб.м. в сутки или 14 400 куб.м. в месяц, т.е. менее половины месячной нормы выпадающих на ПКБ осадков.

На зеркало открытых карт-котлованов площадью 5,7 га с токсинами ежегодно выпадает более 30 тыс. тонн осадков, которые сразу же становятся ТО и никак и нигде не учитываются с момента запуска полигона.

Водоупорные характеристики синих кембрийских глин, определявшиеся в 60-х годах ХХ века по малым образцам оказались резко заниженными (коэффициент фильтрации глин=0,00000001м./сут.) Работами Дашко Р.Э., Орлова М.С. и др. было показано, что коэффициент фильтрации в кембрийских глинах по крупным блокам равен 0,01м/сут., или — от 3 до 4 м/год. А это значит, что ТО, содержащиеся в картах ПКБ уже к 1990-му году, достигли кровли ломоносовских песчаников.

Для изучения состояния тела полигона необходимо провести геофизическое зондирование (например, георадарное профилирование) с последующей заверкой полученных результатов колонковым бурением. Изучение тела полигона необходимо ещё и потому что рядом с ним, в 500 метрах к западу, находится Красноборский карьер по добыче легкоплавких кембрийских глин Красноборского месторождения. Паводковые стоки с полигона могут попадать в карьер, как поверхностным путем, так и подземным — через озерно-ледниковые пески верхнего четвертичного водоносного горизонта. В зумпфе карьера вскрыты песчанистые слои низов лонтовасской (сиверской свиты), а это уже — реальная угроза прямого заражения ломоносовского водоносного горизонта через зумпф карьера.

С января 2014 года по октябрь 2015 года в ходе экологических рейдов неоднократно фиксировались незаконные сбросы токсичных стоков с территории ПКБ в магистральный канал Любанского лесничества, ручей Большой Ижорец и далее — в Неву. Сливы токсичных стоков, как правило, осуществлялись работниками полигона в ночное время.

На место незаконного сброса ТО прибывали сотрудники Управления МЧС России по ЛО, полиции Тосненского района ЛО, Росприроднадзора и комитета государственного экологического надзора ЛО. Отбирались пробы стоков. Например, один из результатов анализа таких проб Росприроднадзором показал превышения ПДК по фенолу в 480 раз.

Даже после положительного решения суда по иску природоохранной прокуратуры ЛО к СПб ГУПП <Полигон <Красный Бор> о запрете сброса загрязненных стоков за пределы полигона, сбросы все равно продолжились в ночное время.

По опросам бывших сотрудников полигона была составлена схема слива ТО из открытых карт-котлованов в кольцевой канал и далее — за пределы территории полигона. Схема была направлена в ФСБ, генеральную прокуратуру и следственный комитет РФ.

Сегодня, наконец-то, все признали: ситуация слива токсичных стоков за пределы ПКБ, в ручей Большой Ижорец и далее в Неву — это чрезвычайная ситуация. Раньше она была самой обычной, перманентной. И полигон непрерывно отравлял СПб, ЛО и Балтийское море, нанося непоправимый экологический ущерб ОС, жизни и здоровью миллионов людей.

В апреле 2015 года 23 тыс. <живых> подписей было доставлено в Администрацию Президента РФ о запрете деятельности ПКБ. Росприроднадзором вынесено около 900 предписаний за год об устранении нарушений экологического законодательства на ПКБ! Трижды ПКБ останавливался на прием новых отходов на 90 суток по решению судов разных инстанций по иску Росприроднадзора. И в декабре 2015 по решению Тосненского городского суда ЛО полигону запрещено принимать новые ТО бессрочно.

С октября 2015 года на ПКБ сменилось руководство. Сливы токсичных стоков в ручей Большой Ижорец по ночам прекратились. На полигоне стало соблюдаться экологическое законодательство. Но в результате локализации неочищенных стоков обводненность ПКБ достигла пороговых значений на грани возникновения чрезвычайной ситуации (далее также — ЧС).

С целью ликвидации угрозы ЧС и для того, чтобы не допустить перелива зараженных стоков за территорию ПКБ зимой были запущены ливневые очистные сооружения в тестовом режиме. В начале декабря 2015 года об угрозе ЧС руководство ПКБ проинформировано Управление МЧС России по ЛО, комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности СПб, комитет государственного экологического надзора ЛО, руководство Тосненского района ЛО.

Благодаря эко-активистам и СМИ в феврале 2016 года было привлечено внимание общества и власти к критической ситуации обводнения ПКБ. В результате контрольные и надзорные ведомства, включая генеральную прокуратуру РФ, начали проводить выездные проверки объекта.

В связи с выявленными нарушениями прокуратура Санкт-Петербурга внесла представление об их устранении вице-губернатору СПб Игорю Дивинскому;

Также прокуратура СПб выявила факт хищения средств бюджета СПб в размере более 17,2 млн рублей с помощью предоставления должностными лицами ГУПП «Полигон <Красный Бор>» и ООО «ЭкоГрадСтрой» не соответствующих действительности актов о выполнении работ по содержанию, эксплуатации и капитальному ремонту гидротехнических сооружений (далее также — ГТС), находящихся в собственности СПб. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Даже промежуточные результаты проведенных проверок говорят о том, что угроза ЧС по-прежнему существует: каналы переполнены, стоки в них токсичны, обваловка карт-котлованов не герметична, финансовое и технологическое обеспечение ПКБ не позволяет вывести объект из аварийного состояния в принципе.

III. Заключение.

Для предотвращения угрозы экологической катастрофы в Балтийском регионе в связи с непрерывно длящимся заражением Невско-Ладожского водного бассейна ТО I-III классов опасности, хранящимися в картах-котлованах ПКБ, правительству СПб в незамедлительном порядке предлагается:

1. Принять нормативное решение о выводе ПКБ из эксплуатации, рекультивации его территории и ликвидации нанесенного экологического ущерба окружающей среде.

2. Разработать план поэтапного вывода ПКБ из эксплуатации и государственную программу финансирования данного проекта.

3. Заключить договор аренды территории ПКБ для хранения и обезвреживания ТО с ТУ Росимущества и зарегистрировать его в Росреестре.

4. Погасить долги предприятия (около 100 млн. руб.) во избежание ареста счетов предприятия и приостановки его деятельности.

5. Изменить организационно-правовую форму предприятия с ГУПП на ГБУ с целю с целью гарантированного фонда оплаты труда штатному составу сотрудников и одновременного обеспечения финансовой самостоятельности ПКБ.

6. Произвести инвентаризацию накопленных на ПКБ токсичных отходов и изготовить паспорта отходов, в первую очередь — на ТО, хранящиеся в открытых картах-котлованах.

7. Произвести выбор промышленного оборудования, способного обезвреживать ТО, накопленные, в первую очередь — в открытых картах-котлованах и в кратчайшие сроки закупить такое оборудование.

8. Разработать проект строительства второй очереди ливневых очистных сооружений и в кратчайшие сроки ввести их в эксплуатацию для выхода на требуемую мощность: не менее 40 куб. м./час. В том числе, рассмотреть вариант закупки мобильных очистных сооружений контейнерного типа для очистки до нормативных показателей ливневых стоков, накопленных в кольцевом канале ПКБ и зараженных токсичными растворами.

9. Разработать проектную документацию на выполненную в аварийном режиме дополнительную обваловку открытых карт-котлованов и произвести соответствующие проекту строительные работы.

10. Вывести объект в нормативное экологическое состояние и получить отсутствующую разрешительную документацию, как на сброс стоков с полигона, так и на содержание ГТС и обезвреживание ТО.

11. Заключить государственный контракт со специализированной организацией на ведение производственно-экологического контроля и мониторинга состояния ОС.

В результате деятельности образованного в октябре 2015 года оперативного штаба по полигону <Красный Бор> руководством предприятия был составлен ориентировочный план мероприятий для выведения объекта из аварийного состояния в нормативное. Запрашиваемый объем финансирования составлял около 800 млн. рублей.

Однако по настоящее время не решена ни одна из перечисленных проблем ПКБ, а главное — до сих пор не принято решение о выводе объекта из эксплуатации, рекультивации его территории и ликвидации нанесенного экологического ущерба окружающей среде. Такое управленческое решение, уверен, очевидно, если безопасность жителей СПб, ЛО и в целом стран-участников Хельсинской комиссии стоит на первом месте. Иначе нас ждет масштабная экологическая катастрофа, последствия которой будут необратимы, в первую очередь — для России.

Юрий Кваша, Ленинградская область, 4 марта 2016 г., http://47news.ru/posts/143396/

https://www.change.org/p/закройте-полигон-химических-отходов-красный-бор-защитите-жителей-россии-от-экологической-катастрофы/u/15713057

Глава МО Тельмановское сельское поселение Юрий Кваша считает, что на полигоне <Красный Бор> можно наблюдать высокую коррупционную составляющую.

Глава МО Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленобласти Юрий Кваша заявил, что аварийно-опасные ситуации на полигоне <Красный Бор> фиксируются с 2014 года в рамках экорейдов, которые проводятся активистами.

— Это позор для города Санкт-Петербурга, что мы в таком безобразном аварийном состоянии содержим этот объект первого класса опасности, — уверен Юрий Кваша.

По его мнению, на полигоне <Красный Бор> можно наблюдать высокую коррупционную составляющую, что провоцирует ситуации, когда тратятся огромные средства, но фактически ничего не делается.

— Виктор Коляда выявил в рамках аудита с 2012 года до октября 2015 года растраты на 864 млн рублей, которые не подтверждены никакими исполнительными документами, — говорит Кваша. — Поэтому только коррупционная составляющая является причиной такого безобразного отношения к этому объекту, который является склад химического оружия и представ непрерывную угрозу ЧС в нашем регионе.

По словам главы МО, власти Ленобласти не имеют функций контроля или влияния на полигон, поскольку он является подведомственным комитету по природопользованию Санкт-Петербурга. И все, что может сделать правительство Ленинградской области — это проводить мониторинг.

— Только благодаря Коляде была создана аварийная служба, которая постоянно дежурит на полигоне. Также повышен уровень готовности по реагированию на ЧС, завезена глина, которая находится в непосредственной близости к дамбе, которая была прорвана. Благодаря его руководству удалось в течение часа устранить аварийность, но за это время часть кольцевого канала была опустошена. Поскольку произошел размыв дамбы, вода хлынула из кольцевого канала в ручей Большой Ижоры и в Неву. Частично опасность предотвращена, но, по нашим подсчетам, за час вытекло с территории полигона загрязненной токсичными веществами порядка 2-3 тысяч кубов воды, — говорит Кваша.

По его словам, Виктор Коляда — первый директор полигона, к которому существует всеобщее доверие экологической общественности и ученых. При нем полигон мог бы содержаться в нормативном состоянии.

— Но неожиданно принимается решение об увольнении директора полигона. Он не собирался увольняться, его контракт действует до октября 2016 года. Фактически он был обвинен голословно должностными лицами комитета. Я это знаю с его слов и со слов СМИ, где он давал комментарии о том, что фактически его обвинили в создании ЧС, в том что он отказывался замалчивать ситуацию, которая реально складывается на полигоне. И принудили написать заявление об увольнении по собственному желанию, — рассказывает глава МО.

Виктор Коляда написал заявление об увольнении 3 марта, 9 марта попытался его отозвать, но директору полигона сказали, что его уволят в любом случае.

Напомним, Коляда заявил, что 10 марта на полигоне «Красный Бор» произошел прорыв, в результате которого токсичная вода с опасными отходами могла попасть в Неву. По его оценкам, в водоемы Петербурга попало 500-600 кубометров загрязненной воды.

В комитет по природопользованию администрации Санкт-Петербурга подчеркнули, что в настоящее время полигон работает в штатном режиме, и угроза экологической безопасности городу и Ленинградской области отсутствует. А также заявили, что «в связи с распространяемой бывшим руководством предприятия <Красный бор> недостоверной информацией, комитет намерен обратиться в правоохранительные органы».

Колядов покидает должность, 14 марта которую он занимал с октября 2015 года.

Ранее стало известно о том, что «Водоканал Санкт-Петербурга» усилил контроль после сообщения об утечке отходов с полигона «Красный Бор».

13 марта 2016 г., https://life.ru/t/life78/189851

Полигон «Красный Бор» — состояние на 26.05.2016

30 мая 2016 г. — Руководство полигона меняется в очередной раз, но проблемы прежние и никуда не деваются. А происходит это, на мой взгляд потому, что Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Санкт-Петербурга (далее также — Комитет) нацелен не на максимально быстрое решение вопроса с обезвреживанием накопленных на полигоне токсичных отходов, в первую очередь, в открытых картах-котлованах, а на процесс длительного финансирования весьма объемного перечня хозяйственных работ, в рамках которого идет непрерывное осваивание новых и новых бюджетных средств, за которым никак не прослеживается концепция рекультивации территории полигона.

Считаю, что именно поэтому официальными властями Санкт-Петербурга по настоящее время так и не принятого ни одного законного акта о выводе полигона «Красный Бор» из эксплуатации и рекультивации его территории.

Именно поэтому в заявленных Комитетом на парламентские слушания 1 июня 2016 года расходах по внесению изменений в бюджет Санкт-Петербурга, в части, касающейся полигона «Красный Бор» (около 134 млн. руб.), отсутствуют строки, предусматривающие комплексное обследование объекта и его санитарно-защитной зоны для последующей разработки технического задания на проект рекультивации полигона.

В свою очередь, без проекта рекультивации полигона, прошедшего, как государственную экологическую экспертизу, так и государственную экспертизу — невозможна никакая рекультивация объекта в рамках федеральной адресной инвестиционной программы. Из федерального бюджета никто не даст просто так ни копейки, не говоря уже о мифических 300 млн. руб. Так гласит закон.

Почему же чиновники профильного Комитета Санкт-Петербурга и депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не считаются с такими очевидными фактами, если реально хотят вывести полигон из эксплуатации, обезвредить накопленные токсичные отходы и рекультивировать территорию полигона?

Юрий Кваша, Ленинградская область, 31 мая 2016 г.

https://www.change.org/p/рекультивируйте-полигон-токсичных-отходов-красный-бор-защитите-жителей-россии-от-экологической-катастрофы/u/16764599?tk=GcTrM-FZAPJj7Vwoo60mlOU9J6BIVWn7QwuBR0MIDT4&ut

Приглашаем Вас посетить. Открытое пространство — полигон <Красный Бор>. 10 июня, 17.30.

10 июня состоится рабочий визит экспертов Хельсинской комиссии по защите морской среды Балтийского моря на полигон <Красный Бор>.

Экологические общественные организации обратились в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Санкт-Петербурга с просьбой включить их в список участников визита экспертов ХЕЛКОМ, а также в список участников заседания в Комитете по природопользованию по проблеме полигона <Красный Бор>.

Однако Комитет по природопользованию СПб отказал общественным экологическим организациям. Официальные письма об этом уже получили Гринпис России, Межрегиональная инициативная группа по экологической безопасности <Миг>, Экологическое движение <РазДельный Сбор> и др.

Мы считаем, что такая позиция Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Санкт-Петербурга свидетельствует о намерении скрыть достоверную информацию о состоянии полигона.

Право на доступ к экологической информации закреплено в Конституции РФ. Создание открытого информационного пространства в экологических отношениях направлено на реализацию законных экологических интересов граждан, государства и общества.

Межрегиональная инициативная группа по экологической безопасности <Миг> приглашает всех посетить полигон <Красный Бор> в <Открытом пространстве>. Мы откроем для Вас не только ворота контрольно-пропускного пункта полигона, но и двери корпусов так не введенного в эксплуатацию завода, на строительство которого было израсходовано по разным оценкам от полутора до трех миллиардов рублей. Предоставим Вам информацию о получении Правительством Санкт-Петербурга международных грантов на закрытие действующих котлованов, которые так и не были рекультивированы. После посещения полигона <Красный Бор> в Открытом пространстве приглашаем Вас принять участие в честной и открытой дискуссии.

10 июня, 17.30. <Открытое пространство>. Достоевского, д. 34. https://vk.com/spbopenspace Подробная информация: Виктория Маркова, тел. 8911-265-17-35. В Х О Д       С В О Б О Д Н Ы Й

enwl.bellona@gmail.com, 10 июня 2016 г. 0:13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *