Опубликовано

ГОВОРЯЩАЯ НИТЬ ПРЕДКА

Ремёсла России

По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные национальные одежды. Только ли красоту они ощущают? Только ли желание творческого самовыражения руководит вышивальщицами? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное — нам, нынешним, неведомое?

Обереги, вышиваемые на одежде, должны находиться на определенных местах: низ подола, кайма рукавов, пояс и ворот. Аппликация на одежде, кстати сказать, не чисто русское изобретение, пришло, тоже позднее. Не носили древние славяне такой одежды до, примерно 16-17 веков, когда в простонародье, действительно, становится модным сарафан.

Многие века, если не тысячелетия в одежде царила ВЫШИВКА.

Часть I

Вы заинтересовались обережной вышивкой, как вы к ней пришли?

– Я всегда занималась рукоделием. Моя мама занималась разведением пуховых коз. Одной из моих обязанностей в детстве было вывязывание пуховых платков. Это работа очень кропотливая и требовала много времени и усидчивости. Я иногда даже на маму обижалась за то, что подружки шли играть на лужок, а мне приходилось сидеть дома. Со временем эта обязанность для меня стала определенной отдушиной, «драгоценным» временем, когда можно было поразмышлять о чём-то, стала моим хобби.

Вы стали мастерицей, когда руки сами по себе работают, а душа в этот момент летает, так?

– Да, благодаря маме я стала вязать спицами, крючком, освоила ажурные узоры. Это мне стало интересно, это действительно как будто освобождало душу от суеты. Но к вышивке я пришла не сразу. В детстве я немного вышивала, находила бабушкин старый орнамент крестом, пробовала его воспроизвести, ничего выдающегося там я не обнаружила для себя, ну разве только то, что мне это нравилось делать.

Кто вы по гороскопу, сколько вам лет?

– По гороскопу я Овен, родилась седьмого апреля шестьдесят девятого года.

Сколько детей у вас?

– Сейчас уже трое (сын, дочь и сноха).

Как и когда вы увлеклись серьезно вышивкой?

– Лет пять назад я прочитала о гимнастике славянских чаровниц, которая ведёт к истокам ведическим и опирается на знания предков. О том, какие женские энергии во время этой гимнастики поднимались. Они связывались с Лунным и Солнечным календарём. Изучая эту гимнастику, я к своему удивлению наткнулась на то, что автор проводит параллели с белорусскими орнаментами (!) и связывает их с датой рождения каждого человека. Меня всё это заинтересовало настолько, что я стала «копать» литературу по этой теме и изучила  книгу  М. Кацар* – «Белорусская вышивка».

Но у меня в голове не складывалась система, порядок, уклад этой вышивки. Я с этой мыслью носилась очень долго, пока не наткнулась на Марину Качаеву**, автора серии книг «Сокровища русского орнамента». Её труды легли в основу моих работ. Низкий поклон ей за это! У неё есть своя система применения обережной вышивки, причём, научно обоснованная. Мои изыскания чудесным образом во многом совпали с её изысканиями и мне захотелось обережной вышивкой заняться всерьез. Стала вышивать руками для своих близких и знакомых. Потом я  приобрела машинку для вышивания, потому что в этом есть свой сакральный смысл. Дело в том, что когда вышиваешь вручную, в вышивку закладывается энергетика вышивальщицы. И человек, который будет носить эту одежду, воспринимает чужую энергетику, а это не совсем благоприятно обеим сторонам процесса, когда мастерица вышивает изделие на заказ, для совершенно постороннего человека. Главное – не навредить это главное мое правило.

Вы утверждаете, что обережную вышивку лучше делать для созерцания, но душу в неё вкладывать не надо?

– Дело в том, что основные орнаменты, которые я использую в вышивке, они очень и очень старинные. Они взяты из музейных экспонатов, из сохранившихся редких образцов, которые чудом дошли до нас. Потому что были времена, когда ВСЕ славянские обереги были связаны со СВАСТИКОЙ…

После фашизма много орнаментов свастических было уничтожено. УЦЕЛЕЛО очень мало экземпляров. Не смотря на это, я стараюсь использовать специальный ритм этого рисунка, образцы, стараюсь переделывать только минимум, чтобы извлечь всю ту сакральную пользу, которую они несут. Всё дело в том, что это орнаменты работают без участия вышивальщицы сами по себе, потому что они делались по принципу золотого сечения, и природным ритмом, который нёс на себе определённую энергетическую нагрузку, которая подкреплялось и цветом. То есть, собственно говоря, орнамент, это тройственность таких начал, как цвет, ритм и структура самого рисунка (его форма). А что касается вложить душу (я бы сказала лучше – любовь), то это нужно делать обязательно! …но! Только для своих близких и родных! Вот в этом случае вышивку необходимо делать ручную.

Рисунки для вышивки вы формируете на компьютере и закладываете в швейную машинку?

– Да. Это работа достаточно трудоёмкая, и мне помогает один человек, практически безвозмездно, которому я очень благодарна. Чтобы перевести из рисунка в формат, который видит машинка, нужно использовать не менее четырех программ.

Я немного расскажу о том, как рисунки вышивки воздействуют на человека, для чего они нам нужны вообще, почему их использовали наши предки, с какой целью.

Существует мнение, что орнамент возник по разным источникам от 5000 до 200 000 лет назад (работы профессора В.А. Чудинова***) по всей планете одновременно. В.А. Чудинов своими исследованиями выдвинул гипотезу, что Русь была проматерью всего человечества и все орнаменты и руны, от которых впоследствии произошли почти все языки индо-европейской расы. встречаются повсеместно и в Северной и Южной Америке, и в Мексике, и в Белоруссии, и т.д. и они идентичны.

Почему бы и нет!

– Современные учёные пристально изучают свойства обережного орнамента. По их мнению, один и тот же орнамент возник приблизительно в одинаковый временной период, когда людям понадобилась помощь в сохранении своей энергетики, и в её охране.

Кроме того, человек рассматривался нашими предками как Творец. И этот Творец свое традиционное мировоззрение, которое сложилось на тот момент, как «легенду» образа жизни, как мировосприятие, переносил на одежду, творил, связывая энергии Космоса и Земли. Для того одежда, носимая нашими предками, наделялась сакральным предназначением. Одежда по возможности «помогала», исцеляла, воплощала мечты и мысли человека. Можно было выбрать такой ритм рисунка и так его орнаментировать, нанеся на одежду, что в человеке, например, начинали преобладать энергии Земли, если в этом нуждался его организм.

Своеобразный Фэн-шуй****?

– Да. Реально, когда девочка  примерно шести-семи лет начинала вышивать себе приданое, – она творила свою судьбу. Причём её этому учили более опытные женщины из рода. Естественно, что они всё это ей передавали по наследству. Этот навык приобретался в течение многих лет до момента замужества девушки. Это как бы один вопрос.

Другой вопрос, – сам рисунок состоит из двух основных моментов: это фон рисунка и сам орнамент. Как правило, в древних рисунках, орнаментах, соответствие  площади Неба и Земли (фона и рисунка) было одинаковым. Эти орнаменты похоже носят голографический момент восприятия. Кондидат технических наук А.Н. Комиссаров исследовал обережные орнаменты, и доказал, что их можно рассматривать в «3D»*****. То есть, глубина проникновения в рисунок достигает полутора метров. Причём, если поворачивать этот рисунок в плоскости, то проекция и сам рисунок видоизменяется в этой голограмме. Представляете, насколько глубокий смысл заложен в орнаменте! Если его просто созерцать, чем и занимались девочки от шести до шестнадцати лет, – это только само по себе позволяло  развивать творческое зрение.

Как небо и земля на этих рисунках соответствовали друг другу? Они находились в одной плоскости?

– Площадь фона и площадь орнамента были равны в классическом исполнении ритмов. Были и нарушения, но это после того, когда надо было подкорректировать энергетику человека. Кому не хватало энергетики Земли или Неба площадь фона или орнамента менялась.

Сейчас известно шесть разновидностей ритмов с разным балансом энергий.

Орнамент обязательно замыкался вокруг тела. Это замыкание имело очень интересное предназначение. Орнамент, замыкаясь в круг, создавал вокруг человека дополнительное биополе. Если в биополе человека появлялись  какие-то «пробои», нарушения, энергетика шла именно туда прямым потоком и восполнялась.

В буквальном смысле идёт исцеление человека. Исследования врача-кинезиолога****** О.В. Деевой показали, что орнамент влияет на все биологические точки организма человека, которые изучает, например, Тибетская медицина. Вышивка, даже маленькая, напрямую связана с меридианами******* внутренних органов всего организма напрямую.

Расположение символов на одежде имеет большое значение. Орнамент использовался и используется, как письмо. В музеях иногда находят некоторые сохранившиеся вещи, например, сибирский коврик,  олонецкое полотенце, которое имеет 156-ть нигде больше не встречающихся знаков. Предполагают, что это полотенце имеет какой-то зашифрованный текст, который до сих пор прочитать не удалось. Знаки не похожи ни на какие другие орнаменты, возможно, что это был какой-то алфавит.

Особо я хочу рассказать о буквально чудом сохранившемся шифре записи звуков в орнамент, так называемом Бродиевском письме, оно использовалось в родовой летописи по роду Шевченко-Бойко на Украине. Это один из тех родов, которые сохранили сакральные родовые знаки. Это Бродиевское письмо помогает выстроить узор из сочетания звуков. Представляете, что это такое? В узор можно переложить любое слово, любое словосочетание, песню. Запрограммировать себе всё желаемое. Хотите счастье написать на своём платье, а вдруг это будет цветочек? Растительные элементы (дерево – символ вечности), это элементы орнамента, которые можно включать в основную вышивку; просто цветы, просто какие-то крючочки, знаки в своем ритме. Опытный человек сможет прочитать эту голограмму, что там написано, какой смысл заложен в ту или иную вышивку. Так можно писать свою историю Рода и передавать её из поколения в поколение.

Молитву, мантру можно зашифровать – пожелание, да?

– Совершенно верно.

Ещё орнамент использовался как календарь. Специально были такие полотенца, предназначенные для того, чтоб учитывать годичные календарные циклы. Они тоже имели важное значение для человека того времени. Потому, что люди жили по природным биоритмам, они учитывали все эти циклы, гармонично в них вписывались сами, как Творцы, и как бы помогали Природе, всему растительному и животному миру гармонично уживаться с человеком. Кроме того, орнамент использовался как магическое действо, как магический оберег. С помощью этих орнаментов мастерицы умели «выводить душу на рождение» по Роду.

Это как?

– Например, уходил хороший человек из Рода, значимый человек. По поверьям, эту душу можно вывести опять на рождение, её можно провести через миры потусторонние и вывести на рождение в виде очередного родившегося ребёнка, и душа будет «принадлежать» тому предку, который был. То есть, это укрепляло Род. Это всё было распространено по всей России и во всех странах, где сохранились эти традиции, даже во Вьетнаме… Это везде применялось.

Раньше на Руси каждая женщина была ведуньей. Все эти законы передавались из поколения в поколение, из Рода в Род. И каждая мастерица умела и знала, как вывести душу на рождение потому, что люди были счастливы в своих семьях – социальный статус не имел для них никакого значения, так как для нас сейчас. Система государственности не была развита, поэтому человек, как Творец, развивался в своей ячейке – в своей семье. И, собственно говоря, всё действо проходило внутри этой семьи. Мужчина, как добытчик, проводник высших духовных сил, являлся стержнем семьи. А женщина создавала материальный мир, она его как бы украшала, преобразовывала. Поэтому именно женщина творила в этом мире. Мужчина нёс, а женщина воплощала. Так как она являлась основоположницей бытия, она именно и занималась социальным изменением. Как она это делала? Она орнаментировала свой костюм этапами своей жизни, вышивала одежды мужу и детям. Ношение одежды по определённому поводу жизни, позволяло ей творить чудеса, воплощать задуманное в реальном мире. И не только одежда, кстати, помогала ей в этом, – это и предметы обихода, и обустройство жилища по саженям, и уклад жизни, согласованный с самой Матушкой природой.

Рождение детей было не случайным…

Надежда Губарева (Ларкина), артель.

Беседу вела Нина Панда.

Продолжение в следующем выпуске ЭСО.

* Михаил Сергеевич Кацар (1906-1995 гг)  – доктор искусствоведения, профессор. В его посмертной книге (1996) собраны довоенные записи, зарисовки и фотоснимки – ценный материал для исследователей духовной культуры белорусского народа, поскольку таких записей уже никто никогда не сделает. Книга вмещает уникальный материал (в т.ч. около 600 цветных и черно-белых иллюстраций), который раскрывает поэтическую душу белорусского народа, его видение природы и её взаимосвязи с человеком, с его жизнью.

**Марина Альбертовна Качаева – автор книги «Сокровища русского орнамента» (2008).

*** Вале́рий Алексе́евич Чуди́нов (30 июня 1942, Москва) – доктор философских наук, профессор, директор Института древнеславянской и древнеевразийской цивилизации общественной организации «Российская академия естественных наук», член общественной организации «Московское городское отделение Союза писателей России».

**** Фэн-шуй (кит. дословно «ветер и вода»), иногда называемый геомантией –даосская практика символического освоения пространства. С помощью фэн-шуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; считается, что специалист фэн-шуй может прогнозировать события. Цель фэн-шуй – поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека.

*****«3D» (трёхме́рное простра́нство) – геометрическая модель материального мира, в котором мы находимся.

*****Кинезиология (кинезис – движение, логос – учение) – научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

******Меридиан (Канал) (кит. – сеть каналов, русловая сеть) – согласно донаучным метафизическим представлениям традиционной китайской медицины – область циркуляции энергии ци в живом теле. Меридиан является одним из основных понятий в чжэнь-цзю (акупунктуре).

Ремёсла России

Говорящая нить предка

Часть II

Окончание, начало в №11(18) 2012 ЭСО

Чтобы Род был крепким, минимум надо было родить пятерых детей. В идеале – девять. Причём первый ребёнок был как бы Духом Рода, второй – Защитником Рода, третий ребёнок отвечал за Достаток Рода, четвёртый – был Мудростью Рода и пятый, как это ни странно звучит, был Проблемой Рода. Неся вот эту смысловую нагрузку, каждый ребёнок выполнял определённую миссию в Роду.

Если сейчас ребёнка зачали, но по какой либо причине от него избавились, – а это часто бывает, к сожалению, – то Род теряет то или иное качество, то или иное своё свойство.

Получается, что на тонком плане этот ребёнок так и остаётся не воплощённым, не работает этот канал для всего Рода?

– Да, и Род лишается либо Защиты, либо Достатка, либо чего-то другого, за что отвечал именно этот ребёнок. Поэтому вывод определенной души на рождение имел и имеет большое значение и поныне. Собственно говоря, вся жизнь раньше была сосредоточена на продолжении рода, рождении детей, и на счастливой семейной жизни, её обустройстве. Это и было объектом пристального внимания и поддержания каждой женщины.

Детей не снабжали орнаментами…

А когда это делали, на каком этапе жизни?

– У девочки появление статуса, или переход к взрослой жизни, были во время появления у неё месячных, то есть превращение девочки в девушку в 13-ть лет. В этот момент костюм начинал орнаментироваться, начинались некие обрядовые шаги, чтобы девочка могла стать юной богиней, достойной женой, чтобы выполнить своё предназначение как женщина. То есть, выйти замуж, родить добрых крепких детей, столько, сколько нужно, вывести души на рождение – столько, сколько нужно, всё это она доказывала впоследствии, но перед этим она должна была вышивать, получать знания. Девочка до момента её просватания и Свадьбы не допускалась к самым основным, скажем так, сакральным вещам: приготовление пищи, уборка урожая и приём родов. То есть, девочка, не доказавшая свою состоятельность как богини, как умелицы, как мастерицы кроить и превращать свою судьбу, считалось ещё неопределённой в этом мире. Она находилась как бы «за границей этих миров».

Даже не занималась сбором урожая?

– Она занималась приготовлением приданного, она помогала по хозяйству, но сама подходить к печи, к уборке урожая, к родам она не имела права потому, что могла носить как положительную энергетику, так и отрицательную. И кто знает, кто и что могло повернуть эти силы в свою пользу…

Женщина, которая не смогла выйти замуж, родить детей, считалась старой девой, вековухой, она носила одежды, которые предназначались для девочек – до момента просватания. И это считалось страшным позором, так как женщина не выполняла своё предназначение, – таких было, естественно мало, потому что это осуждалось и ограничивало право принимать участие в обрядах.

То есть, до половозрелости девочка или мальчик учились?

– Да, причём это происходило в семье, на примере родителей. Родители наблюдали, какие наклонности у ребёнка, к столярному или гончарному делу. И старались развивать эти наклонности в ребёнке. Если ребёнок родился вторым – Защитник Рода, – больше развивали и смотрели на его воинские наклонности.

А если родилась вторая девочка, она тоже была Защитницей Рода?

– Да. Но она эту нагрузку несла на себе, вышивая на одежде, она закладывала эту энергетику в своих действиях.

Души выводились на рождение по роду мужа или жены?

– На эту тему есть три варианта, я скажу про один, который, как я считаю, наверное, самый правильный. Дело в том, что по обрядовой традиции, если женщина на второй день Свадьбы почувствовала себя комфортно и «играется» на территории мужа, остаётся жить на территории мужа, то считается официально, что женщина «забирает души» из Рода мужа и «выводит» их в Род мужа. То есть, она продолжает целиком Род мужа. Если она, на второй день после Свадьбы или некоторое время потом, живёт в знакомой домашней обстановке, – раньше жили до полугода или до момента родов в доме своих родителей, ведь традиционно считалось, что женщина зачинала в первую брачную ночь, – то делали вывод, что женщина идёт в Род мужа «за душой» и «присоединяет» её к своему Роду.

Есть третье недавно проявившееся мнение, когда венчание происходит на ПРИРОДЕ (как это сейчас делается у нас в поселениях), то души приходят на воплощение по очереди: «нечётные» дети идут по Роду мужа, «чётные» дети выводятся из Рода жены в Род мужа. Таким образом, происходит объединение Родов.

Раз уж мы затронули тему Родового поместья, есть ли желание создать такой оазис для своей семьи?

– Желание огромное. Но на данный момент я одна, разведена уже три года. А считаю так, что на землю надо ступить осознанно и конечно не одной, и, самое главное, быть готовой быть с природой одним целым, жить по ее законам и суметь любить так, как любит солнышко ромашку на поле. Прожив с моим мужем двадцать лет, сейчас понимаю, что в нашей семье любви не было изначально. Когда я начала заниматься саморазвитием, я поняла, что моё предназначение по жизни возродить любовь в семьях нашего Рода. Уже в семи поколениях по Роду не было любви. Я решила твердо действовать и разорвать этот порочный круг. Я не любила своего мужа, поэтому была инициатором развода, надеясь, что встречу того человека, которого я смогу полюбить, а он сможет полюбить меня. Это моя мечта – создать счастливую семью. Понимаете, сердцу не прикажешь! Этот процесс был долгий и мучительный, сами понимаете, что не один год зрело решение. Я не жалею о том, что я это сделала. Эта история, про неё книги можно писать. Я благодарна этому человеку только за то, что родила прекрасных двоих детей, за то, что я начала расти серьёзно в этот период. Потому что вот эти душевные страдания, которые я тогда испытывала, они, собственно, меня и привели к поискам, к работе над собой более эффективной…

А душевные страдания это на отсутствие взаимопонимания?

– На отсутствие истинных чувств, которые должны быть в семье, любви, взаимопонимания, доверия.

А пока я жду и надеюсь, что скоро въеду в поселение.

Мои изыскания в области обережного орнамента к чему привели?

У меня стоит задача – осовременить всё это. Мне очень хочется взять всё то ценное, что наши предки закладывали в обережную одежду, весь тот смысл вычерпать грамотно и перенести по возможности в современную одежду, в современный обиход. Сейчас шью потихоньку дома обережные вещи, детям сшила костюмы. Сейчас шью венчальный костюм по старинным традициям, но с современными наработками.

Сейчас поступают предложения в помощники, чтобы я занималась дизайном, а люди шили. Мне нужны люди, которые умеют хорошо кроить, шить. Нам нужны будут дорогостоящие вышивальные машинки. Это – вопрос спонсоров.

Хотелось бы окружающий мир наполнить вот этим, чтобы это было повсеместно, чтобы не было безликих одежд, чтобы они были художественно со смыслом оформлены!

– Да.

Во-первых, это эстетически красиво и поддерживает наши национальные традиции,

– во-вторых, это восстанавливает здоровье человека,

– в-третьих, развивает его способности,

– в-четвёртых, это структурирует воду непосредственно внутри организма.

Я думаю, каждый человек хотел бы, чтобы одежда, которую он носит, была не только приятна на ощупь, но ещё сама ткань (лён например) регулировала температурный обмен в организме, обладала бактерицидными свойствами.

Кроме того замкнутый по контуру орнамент одежды губительно воздействовует на многие виды вирусов и бактерий.

Сама одежда восстанавливает биополе человека, структурирует воду прямо непосредственно внутри организм, согласовывает биоритмы земли и организма, стимулирует и улучшает работу внутренних органов, а также материализует мечты в реальном мире!

Это такой ценный дар, который мы почти забыли.

Он опробован людьми много тысяч лет назад. Ничего изобретать не надо. Он – лежит у нас под ногами. Конечно, мы когда-нибудь достигнем такого уровня, что у нас будет прекрасное биополе, что мы будем здоровы, будем счастливы. Возможно, наступят такие времена, когда этот орнамент нам совершенно не понадобится. Я тогда буду счастлива.

На нас воздействуют всевозможные электромагнитные поля и другие воздействия, множество низких вибраций. Нам эта вышивка, как спасательный круг, за который можно уцепиться. Сейчас я читаю лекции, с радостью делюсь всей этой информацией. Очень хочу, чтоб люди об этом знали, чтобы каждая женщина, кто может вышивать, пользовались тем даром, который нам дан. И как можно быстрее начинали применять его для семьи. Потому что этим рисунком можно не только охранять и оздоравливать свой организм, можно прописывать свою счастливую жизнь. Не сразу, конечно, – орнаменты действуют медленно, – поэтому их нужно носить ежедневно.

Это сродни писаниям Родовой книги?

– Есть такие полотенца, они называются «родовыми свадебными», которые вышиваются на свадьбу. Там прописывается вся история Рода. Собственно говоря, это и есть Родовая книга каждого Рода. Раньше книги не писали, а вышивали. Сейчас можно и писать, можно и вышивать. В это полотенце можно зашить даже фамилию и дату рождения своих предков.

Всё это реально.

На своих лекциях вы даёте какие-то техники?

– Тематика большая: обзорная лекция не меньше четырёх часов. Направлений много. У меня двенадцать основных тем, которыми я готова делиться. Они очень глобальные.

– Первое, это общее понятие Узора;

– Второе, это цвет и выбор гаммы;

– Третье, это ритм рисунка;

– Четвёртое, истоки возникновения орнамента;

– Пятое, где зародились знаки и как они формировались по уровням;

– Шестое, изображение и название самых известных элементов и узоров;

– Седьмое, соответствие календарных периодов и модулей и знаков первого и третьего уровня. То есть, если человек знает свою дату рождения, он может подобрать себе знаки.

– Восьмое, в соответствие со схемой антропоморфного знака Зодиака Аркаима, рассматриваются влияние узоров на различные системы организма. Мы здесь разбираем, какой узор влияет на печень; какой узор влияет на нервную систему и так далее.

– Девятая тема, это составление личного орнамента, персонального, как это правильно делать.

– Десятая тема, Бродиевское письмо (см. в предыдущем выпуске ЭСО).

– Одиннадцатая, основные правила осовременивания старинной одежды.

– Двенадцатая тема, это Свадьба. Здесь мы будем говорить об обрядах, о смысловых одеждах. И то, что орнамент выполнял какую-то смысловую нагрузку во время Свадьбы.

Кроме этого мы на занятиях осваиваем приемы старинного кроя, учимся шить, осваиваем приёмы вышивки двухсторонним крестом и «набором», учимся красиво декорировать одежду мережкой, рюшками и оборками.

У нас есть центр в Москве, который организует всевозможные встречи и очень часто меня приглашают на эти мероприятия.

Это так отрадно, это так здорово. Такие центры и клубы по интересам сплачивают людей обобщённых одной идеей возрождения национальных традиций!

Надежда Губарева (Ларкина), Артель.

+7 906 049 37 43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *