Опубликовано

Экопоселения в России: социальный андеграунд или перспективные «точки роста»?

Новая цивилизация

«Прогнозирование некоторых новых социальных процессов нужно изучать методом анализа передовых групп».

Игорь Васильевич Бестужев-Лада,Игорь Задорин

российский учёный, историк, социолог и футуролог, специалист в области социального прогнозирования.

О Палате

Общественная палата Российской Федерации была сформирована в соответствии с федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации». Согласно Закону, Общественная палата избирается каждые три года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.

Формирование Общественной палаты проходит в три этапа. Первых 42 члена палаты своим указом назначает Президент РФ. Они в свою очередь выбирают 42 представителя от общероссийских общественных организаций. Представители региональных и межрегиональных общественных объединений также выдвигают свои кандидатуры в члены палаты.

Общественная палата оказывает поддержку некоммерческим организациям России (НКО).
За время своей работы Общественная палата рассматривала самые разные вопросы.

В целях проведения общественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. В 2009 году. Благодаря поправкам в законодательство, был установлен порядок, в соответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты.
Регулярными стали встречи членов Палаты с Президентом страны.
Палата использует разнообразные формы своей работы: общественные слушания, круглые столы, выездные заседания и др. Ежегодно проводится более ста публичных мероприятий.
Палата активно развивает международное сотрудничество.

30 октября 2012 года в Общественной палате Российской Федерации прошёл круглый стол на тему: «Экопоселения в России: социальный андеграунд или перспективные «точки роста»?», организованный комиссией ОПРФ по социальной политике, качеству жизни и трудовым отношениям. В его работе приняли участие ведущие специалисты вузовской науки, представители экологических общественных организаций, представители экопоселений страны, фермеры, экологи, представители НКО. А также был представлен Итоговый комплексный аналитический отчет по результатам исследования (Версия от 27.11.12) «Экопоселения как форма внутренней эмиграции: мотивация и перспективы распространения», ЦИРКОН, 2012, АНО «Социологическая мастерская Задорина»

109028, Москва, ул. Солянка, д.3, стр.1, тел./факс: (495) 621-34-15,

www.zircon.ru, e-mail: info@zircon.ru

Участники круглого стола отметили, что общемировое и российское движение по организации экопоселений (новых поселений) является современным трендом, характеризующим повышение уровня и качества жизни и как вариант выхода из надвигающейся экологической и социальной катастрофы.

По оценкам социологов в России уже существует более 200 экопоселений разного типа. Можно сказать, это феерия* самых разных объектов, иногда очень сильно отличающихся друг от друга, иногда спорящих друг с другом, дискутирующих, иногда коммуницирующих и сотрудничающих. В известной степени это эмиграция внутри страны, как отказ от некоторой неприемлемой для людей культуры и переход в другую культуру. Понятно, что этот трансферт свойственен далеко не всем людям, а отличающимся определёнными характеристиками и связанным с определенными условиями.

Зачем люди идут в экопоселения? Каким образом идея экопоселения является для людей притягательной?

Первый фактор – глобальный, то есть глобальный взгляд на мир. Многие люди в сегодняшнем мире осознают то, что наша цивилизация движется к экологической катастрофе. В их понимании экология – это не просто физические аспекты  взаимоотношения человека с окружающей средой, но и поиск духовного равновесия с миром, очищение души от духовного загрязнения. Поэтому в их мотивации на передний

план выходят не столько соображения экологические в классическом понимании,

сколько вопросы духовного развития, творческой реализации, воспитания здорового молодого поколения и т.п. А собственно природоохранные моменты становятся в этом смысле всего лишь благоприятным фоном, способствующим достижению более важных целей.

При всем внешнем разнообразии сообщества поселенцев можно выделить некоторые общие характеристики, присущие жителям новых поселений, схематично обрисовав, тем самым, портрет типичного экопоселенца.

Прежде всего, для него характерна активная жизненная позиция, инициативность, самостоятельность, готовность брать ответственность на себя, склонность к экспериментаторству. Согласно декларациям респондентов, многие из них в прошлом имели собственный бизнес. С этим тесно связано и такое качество, присущее многим жителям данных поселений, как мобильность, «лёгкость на подъём».

В профессиональном плане поселенцы представляются людьми с широкой сферой интересов. Спектр профессий поселенцев в городе до переезда «на землю» был весьма разнообразным. Жители поселений позиционируют своих членов как людей хорошо образованных. Здесь много представителей творческих профессий, технической интеллигенции. В целом данное движение исходит большей частью именно из среды городской интеллигенции.

Для жителей экопоселений очень важны семейные ценности. Гендерное соотношение мужчин и женщин в поселениях примерно одинаково, так как чаще всего жители экопоселений живут парами (семьями). Наличие детей уже само по себе становится одним из факторов, побуждающих людей уехать из городов. В поселениях люди продолжают активно рожать. Общая численность детей в поселениях весьма велика, приветствуются многодетные семьи.

Очень важной характеристикой жителей новых поселений является наличие общей

внутренней идеологии, мировоззренческих принципов. Объединяющим для поселенцев является принцип экологического мышления – причём это не только забота о природе, минимизация расходов различных ресурсов и т.п., но и в целом экология сознания, очищение души и тела, жизнь в мире с собой и окружающей природой. Само понятие экологического поселения подразумевает особый образ жизни, характерный для его жителей (не пьют, не курят, придерживаются разных форм вегетарианства, используют восточные духовные практики и т.п.). Здесь же стоит упомянуть, что одним из важных пунктов для жителей поселений, по их утверждению, является постоянное саморазвитие, стремление к получению новых навыков.

Создание поселения  – весьма сложный, многогранный и живой процесс. Часто разные

этапы идут в нём параллельно, однако все же можно выделить несколько основных

периодов, через которые проходит фактически каждое поселение:

1) Создание инициативной группы – определение основного состава участников,

согласование общих целей и миссии поселения.

2) Поиск и приобретение земли, начало строительства – представители инициативной группы ездят по различным местам, выбирают землю. Возможно, на этом этапе заводят юридическое лицо для поселения.

3) Переезд первых нескольких жителей – как правило, группа первых жителей весьма малочисленна, она может начинаться даже с одной-двух семей, живущих постоянно («зимующих») в поселении.

4) Переезд основной массы – постепенно в поселение начинают переезжать и другие

люди, они также начинают строиться. Скорость переселения зависит от условий, стоящих перед жителями – например, иногда можно просто застолбить за собой участок и начать работать на нём в любое время, иногда быстрый переезд – обязательное условие для участников.

5) Формирование сообщества путем присоединения новых членов  – далее происходит окончательное формирование группы за счёт приезда новых членов на оставшиеся свободные участки. Как правило, на этом этапе выбор поселенцев становится более избирательным, формируются более жёсткие требования к кандидатам.

Как показывают  результаты исследования, опыт «ухода» из обычной городской

среды и проживания в новом поселении, жители обычно оценивают довольно позитивно.

Примечательно также, что редко встречалась и позиция, согласно которой новые поселения должны не противостоять цивилизации, а показать ей перспективный путь развития, стать местом для развития новых природоохранных технологий. В этом смысле вопрос о перспективах движения становится ключевым в понимании того, чем собственно являются российские новые поселения в настоящее время – примером внутренней эмиграции, эскейпом или переходом в новое  качество, т.н. «социальным трансфером».

На современном этапе развития большую часть «беженцев» из города составляют

жители т.н. родовых поместий  – сторонники движения  «Звенящие кедры России».

И очень важно, что главные причины, уводящие этих людей из города, строятся не вокруг критического состояния экологии на планете, в стране или в конкретном городе, а вокруг духовного поиска, или т.н. экологии сознания.

Анастасийцы в своем «бегстве» решают исключительно духовные задачи  –

см. также Фонд «Анастасия» (anastasia.ru) – построение т.н. «пространства любви», понимаемого как жизнь в гармонии с окружающим миром (а не только с природой). Да и слово «природа», они зачастую пишут с большой буквы, что говорит о многом.

Родовое поместье, по убеждению почитателей В.Мегре, – это, прежде всего, место рода, семьи. Это не поселение группы людей, пусть даже и дружественно настроенных по отношению друг к другу, это дом одной семьи, которая создает там своё собственное  «пространство любви» (типичнейший пример эскапизма**  – полная альтернатива миру массовой культуры). Сообщество таких поместий они называют родовым поселением (или поселением родовых поместий).

Многие люди, едут в новые поселения и другие альтернативные проекты ради детей, чтобы не только вырастить, но и даже (!) родить детей в экологически чистом месте. Это сильнейший фактор для многих людей, для которых это бывает неким спусковым механизмом.

Экопоселение (поселение родовых поместий***) – это попытка концептуально решить проблему экологии, для многих это попытка построения некой новой альтернативной реальности. Люди видят проблемы современного общества и вступают на путь создания альтернативы, то есть строят модель жизни человека на Земле, которая будет продолжаться бесконечно долго и сохранить живую планету для наших детей и внуков. Сегодня  – это пока незначительные социальные группы, которые несут в себе альтернативную модель, которая в дальнейшем может оказаться довольно развитой и широкой и станет не просто маргинальной**** моделью, а образцом для подражания, распространения, тиражирования и экспорта.

Во всех классических новых поселениях развивается альтернативная энергетика, солнечная, ветровая, присутствуют природосберегающие технологии. Это такие мощные объединяющие факторы. Одна из тем – это стремление жить сообща, то есть восстанавливать утраченные социальные связи между людьми. Это взаимопомощь, кооперация.

Ресурсы, которые требуются для дальнейшего развития новых поселений, это и административные ресурсы органов власти, и материальные ресурсы бизнеса, и соответствующая общественная поддержка.

Для того чтобы развиваться и пользоваться этими самыми ресурсами, у новых поселений должен быть сформирован вполне определенный ОБРАЗ В ОБЩЕСТВЕ. Сегодня публичного и оформленного образа нет, его ещё предстоит формировать, отсюда – задача формирования позитивного образа весьма актуальна.

Для того чтобы как-то помочь возрождению сельской местности, не только экопоселений, а вообще всему этому движению, нужно менять законодательство, и в первую очередь земельное. Сейчас огромные площади земли в России не обрабатываются вообще. Взять землю и начать что-то делать на ней по выше указанным причинам невозможно. Хороший пример – бессрочное пользование. Это когда земля дается в пользование и пока человек или юридическое лицо ею пользуется, она принадлежит им. Не пользуется – возвращается государству.

Россия могла бы в ближайшие годы, десятилетия стать просто уникальным поставщиком экологически чистых продуктов для всего мира. Эта возможность, идея требует работы и ДВИЖЕНИЯ СВЕРХУ, на уровне законов, продвижения этой концепции.

Мы должны осознать, что у нас чистые земли, и это огромный ресурс! Не нужно сюда пускать западные компании, цель которых просто заработать деньги и потом уйти с этой земли, где после них десятки тысяч лет ничего не будет расти (на круглом столе описаны конкретные примеры подобного использований территории России).

Жители новых поселений заботятся о будущем нашей страны не меньше, чем представители властей всех уровней. Поэтому давайте объединять наши усилия для того, чтобы построить в нашей стране интересное, перспективное будущее на сотни лет вперед, а не на годы.

ВЫВОДЫ:

  1. Для успешного развития нашей страны в области устойчивого развития территорий, для решения проблем развития «зеленой экономики», как альтернативы хищническому истреблению элементов живой природы, нарушению биоразнообразия, для предотвращения экологической катастрофы требуется всемерная популяризация в обществе идеи создания новых поселений с устойчивым развитием на основе действующих «альтернативных поселений» различной направленности.
  2. Для развития и тиражирования накопленного новыми поселениями огромного опыта позитивного отношения к земле, методов самоорганизации и местного самоуправления, достижений в области образования, альтернативной энергетики и экодомостроения необходимо признать, что:

а) работа социологической исследовательской группы ЦИРКОН официально выявила новый и важный тренд в области позитивного развития гражданского общества, а именно создание «альтернативных поселений» инициативными группами граждан.

б) существующие альтернативные поселения могут стать эффективной моделью для создания новых поселений с устойчивым развитием, построенных на принципах зелёной экономики, где поддержание постоянной численности населения сообщества будет осуществляться при условии восстановления основных природных компонент: почвы, воды, воздуха, восстановления нарушенных ландшафтов, что также приведёт к восстановлению биоразнообразия дикой природы.

в) для успешного развития данной социальной модели необходимо проведение исследований по изменению законодательных норм, особенно в области землепользования и местного самоуправления. Требуется доработка вопросов градорегулирования, особенно на уровне сельского муниципального поселения, необходимо иметь ясное понимание того, как и какие изменения в законодательстве позитивно влияют на социальные процессы, связанные с устойчивым развитием местных сообществ.

Было предложено:

  1. Отметить позитивную роль выполненной работы и рекомендовать исследовательской группе ЦИРКОН продолжить исследования в области разработки социальных моделей создания новых поселений (экопоселений) с устойчивым развитием на основе существующих альтернативных поселений страны.
  2. Для консолидации усилий новых поселений в области устойчивого развития территорий одобрить проект программы «Заселение пустующих территорий на принципах их устойчивого развития».
  3. Предложить доработку проекта и дальнейшее продвижение программы проводить в рамках развития таких общественных организаций, как «Российская Зеленая Лига».
  4. И далее проводить серию слушаний в ОПРФ. Разработать и согласовать с соответствующими ведомствами методики, инструкции, для облегчения участия инициативных групп граждан при заселении пустующих территорий – на основе государственных программ развития села, культуры, здравоохранения и образования.

_____________________________________________________________________________

*Феерия – представление со сказочным сюжетом, волшебное, сказочное, чудесное событие, происшествие.

**Эскапи́зм (англ. escape – убежать, спастись) – индивидуалистическо-примиренческое стремление человека уйти от мрачной действительности в мир сотворяемых иллюзий, образов. В позитивном понимании – законно реализуемое право человека на «спасение души», стремление к миру гармонии, умиротворения и самосовершенствования. «Мы наш, мы новый мир построем…»

*** Поселение родовых поместий – российский вариант с преобладающей численностью, в создании поселений нового типа. В нём развивается племенная, родовая подоплёка, гендерное (половое) мировосприятие, – являющееся идеологическим мотивом к восстановлению популяции.

****Маргинальный — (лат. marginalis – край, граница, сторона) – человек, находящийся вне своей социальной группы, изгой. Созвучен санскритскому «марга», слову, которое означает «свободно отыскиваемый человеком духовный путь». В позитивном значении, такой человек неизбежно становится (в сравнении с непосредственно окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утончённым интеллектом, с более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек всегда более цивилизованное существо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *