Опубликовано

ВЕСТИ ИЗ МУРМАНСКИХ ШИРОТ

WWF России обеспокоен планами Норвегии по проведению буровых работ в Баренцевом море и призывает МИД РФ действовать

WWF России призывает МИД РФ инициировать привлечение российских организаций к оценке воздействия на окружающую среду нефтегазовых проектов в норвежском секторе Баренцева моря Экологи уверены, что в условиях отсутствия технологий безопасной добычи на арктическом шельфе, необходимо тщательно изучить последствия грядущей разработки для уязвимых обитателей акваторий обеих стран.

15 января WWF России направил письмо в Министерство иностранных дел РФ, выразив озабоченность проанонсированными норвежской стороной в конце 2012 года проектами в юго-восточной части Баренцева моря. Географически так сложилось, что норвежская часть моря служит местом, где размножаются баренцевоморская треска и пикша, которые впоследствии нагуливаются и вылавливаются как норвежскими, так и российскими рыбаками.

<Наше обращение с предложением проведения трансграничной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) вызвано тем, что в прошлом году мы получили результаты независимого моделирования аварийных разливов нефти в российском секторе Баренцева моря (проект <Приразломное>), которые шокировали масштабом потенциальной зоны загрязнения и самое главное — отсутствием готовности и эффективных технологий ликвидации разливов нефти в Арктике, — говорит Алексей Книжников, координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России. — Мы хотим применить этот опыт и для оценки последствий аварий у наших соседей с точки зрения воздействия на российский сектор Баренцева моря. Помимо угрозы трансграничного загрязнения, мы хотим оценить воздействие на наши <общие> водные биоресурсы — треску, пикшу, мойву, сельдь и морского окуня>.

Министерство нефти и энергетики Норвегии в настоящее время проводит слушания по вопросам буровых работ в водах, которые до лета 2011 года входили в спорную норвежско-российскую зону. Этот район Баренцева моря имеет большое значение для региональных рыбных популяций. Также периодически здесь проходит граница полярных льдов, что открывает дорогу в этот район для белых медведей, тюленей и моржей. Ускоренный процесс проведения слушаний уже вызвал критику норвежского Агентства по вопросам климата и охраны окружающей среды и экологических организаций.

По данным организаторов конференции <Рыболовство в Баренцевом море>, проходившей в конце 2012 года в Мурманске, в последние 10 лет отмечается повышение внимания к использованию природных ресурсов в Арктике. Но рыболовство рассматривается лишь на местном и региональном уровнях, хотя ежегодный вылов в арктических морях водных биологических ресурсов колеблется от 4 до 6 миллионов тонн. Основная часть вылова приходится на Баренцево и Норвежское моря.

Такое количество рыбы — это питание и источник белка для более чем 300 миллионов человек.

enwl.bellona@gmail.com, 16 января 2013 г.

Рыбаки выступают против плана Норвегии добывать нефть близ Лофотен

Министерство нефти и энергетики Норвегии в настоящее время проводит слушания по вопросам буровых работ в водах, которые до лета 2011 года входили в спорную норвежско-российскую зону. Этот район Баренцева моря имеет большое значение для региональных рыбных популяций. МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Рыбаки и власти Мурманской области вслед за экологическими организациями обеспокоены планами Норвегии, открыть для нефтедобычи район Лофотенских островов в Баренцевом море, сообщает Баренцевоморское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF) России.

«Норвегия взяла курс на добычу углеводородов, в том числе и в Баренцевом море — на месте бывшей «серой зоны». Но наше общее море имеет уникальные запасы трески, которые просто необходимо сохранить. Лофотены в Норвежском море — это вообще роддом для рыбы, которая затем плывет в наши воды», — считает глава комитета по природопользованию и рыбному хозяйству думы Мурманской области Геннадий Степахно.

В настоящее время WWF совместно с Союзом рыбопромышленников Севера активно занимается продвижением экологической сертификации рыбного промысла по стандартам Морского попечительского совета (MSC). Компании, получившие сертификат, становятся более конкурентоспособными на рынке, а, значит, имеют больше шансов противостоять нефтегазовой экспансии, считают в фонде.

Вместе с тем в середине января WWF России направил письмо в российский МИД, выразив озабоченность заявленными Норвегией в конце 2012 года проектами по нефтедобыче в юго-восточной части норвежского сектора Баренцева моря.

Министерство нефти и энергетики Норвегии в настоящее время проводит слушания по вопросам буровых работ в водах, которые до лета 2011 года входили в спорную норвежско-российскую зону. Этот район Баренцева моря имеет большое значение для региональных рыбных популяций. Также периодически здесь проходит граница полярных льдов, что открывает дорогу в этот район для белых медведей, тюленей и моржей

http://ria.ru/eco/20130205/921363182.html#ixzz2U7gWLxcn

Общественные обсуждения проектов нефтеразведки не интересуют Мурманскую область

В Мурманской области состоялись общественные слушания по проекту строительства поисковых скважин в Баренцевом море. Кроме разработчиков проекта и Президиума, на слушания пришли только два человека, и те были представителями общественных экологических организаций.

То ли экологическая составляющая разработки нефтегазовых месторождений в Баренцевом море более не интересует простых жителей Мурманской области, региональных чиновников, законодателей и представителей государственных экологических структур, то ли информирование об общественных слушаниях было формальным (объявление в местной газете <Кольское слово> тиражом 1 400 экземпляров), но на мероприятие почти никто не пришел.

А между тем на обсуждение выносились материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта строительства поисковых скважин на лицензионных участках Кольский-1, Кольский-2 и Кольский-3.

Эти участки находятся в южной части Баренцева моря в 200-300 км от города Мурманска и в 30-70 км от ближайшей береговой черты Мурманской области.

По словам представителя компании <Севернефтегаз>, при бурении и обустройстве скважин будет учитываться опыт других Арктических проектов на таких месторождениях как Приразломное, Медынское, Варандейское.

Работы будут вестись с помощью полупогружной буровой установки, которая, по словам разработчиков проекта, полностью удовлетворяет требованиям по экологической безопасности и разрешена для проведения работ в Арктических условиях.

По словам представителя заказчика проекта ОАО <Севернефтегаз> Алексея Бельского, основными физическими воздействиями на окружающую среду при бурении скважин будут акустические шумы, тепловое воздействие в результате выброса выхлопных газов энергетических установок, продуктов сжигания углеводородной продукции скважины в факеле или при авариях, забор воды для технических нужд, а также сброс в акваторию нерастворимых материалов — отходов бурения, мусора и т.д.

Однако разработчики уверены, что при работе в штатном, безаварийно режиме все виды воздействия окажутся минимальными.

<Воздействие на биоту акустических полей работающей буровой установки будет носить локальный и кратковременный характер, зависеть от вида животных и сезона года и проявится в их уходе от источника звука>, — отметил Бельский.

Он также рассказал, что по результатам расчета рассеивания загрязняющих веществ, эксплуатация полупогружной установки не вызовет значимого ухудшения состояния загрязнения атмосферного воздуха в районе строительства скважины. Предусмотренные проектом технологии приготовления, хранения и использования бурового раствора, утилизации шлама при безаварийной работе не вызовут существенных изменений в состоянии биоты в районе лицензионных участков. <Таким образом, в штатном режиме работы воздействие на водную среду будет минимальным>, — уверен он.

Предупреждение нефтеразливов

По словам разработчиков проекта, комплекс мер по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти соответствует российскому законодательству.

План ЛАРН  учитывает трехуровневую концепцию реагирования на разливы нефти на море и обеспечения готовности к их ликвидации, принятую в России в соответствии с <Руководством по разработке планов ликвидации разливов нефти>.

<По судовому плану буровой установки предусмотрены меры по обеспечению совместных с Мурманским бассейновым аварийно-спасательным управлением и предприятием-подрядчиком по бурению действий для локализации и ликвидации разливов на поверхности моря. Развертка боновых заграждений происходит быстро и это позволяет при быстрой автоматической герметизации устья скважины уменьшить загрязнение акватории>, — отмечают разработчики проекта.

Кроме того, на весь период строительства скважины с целью несения аварийно-спасательной службы предусматривается в районе проведения работ дежурство одного аварийно-спасательного судна типа <Фобос>, укомплектованного комплексом специального оборудования для проведения аварийно-спасательных работ.

<Севернефтегаз> исключает возможность повреждения прибрежной полосы при проведении работ, т.к. скважина находится на значительном удалении в море.

<Работы по изыманию грунта не планируются. Работы по сейсморазведке, а также эхолокационные, гравиметрические, магнитометрические исследования проводиться не будут. Планируемые работы не будут оказывать влияния на качество воды и донного грунта>, — уверены представители компании.

По словам представителя Баренцевоморского офиса WWF Сергея Жаворонкина, сам проект, конечно, представляет потенциальную опасность. Основной проблемой является отсутствие в регионе места для размещения нефтяных отходов в случае аварийных разливов.

<Допустим, при возникновении аварийного разлива нефти, компании удалось все вовремя локализовать и собрать. Но в Мурманской области нет ни одного предприятия, способного принять хоть какое-то количество собранной нефти>, — заявил он на слушаниях, которые состоялись 17 мая.

Разработчики проекта пообещали заняться проблемой, и, возможно, совместно с областным правительством, решить ее к 2016 году, когда планируется начало реализации проекта.

Анна Киреева, 20/05-2013

enwl.bellona@gmail.com, 20 мая 2013 г.

Власти Мурманской области приступили к созданию национального парка <Хибины>

Рабочая группа, сформированная при Правительстве Мурманской области, нашла компромиссный вариант существования нацпарка и нового горно-обогатительного комбината.

Хибинские горы являются самым легкодоступным горным районом для жителей европейской части России. Благодаря этому ежегодно там  бывает по 40-50 тысяч туристов (без учета посетителей горнолыжных комплексов).

Этот показатель недостижим для большинства давно действующих национальных парков России, расположенных, в основном, в труднодоступных районах страны.

Кроме того, в этих горах произрастают растения, занесенные в красную книгу, водятся животные, существуют уникальные памятники природы.

Для сохранения этого горного массива в конце 2011 года постановлением Правительства РФ национальный парк <Хибины> был включен в Схему развития ООПТ федерального значения, который подписал Владимир Путин.

Но тут возник конфликт с планами <Северо-Западной фосфорной компании> (СЗФК), входящей в состав производителя минеральных удобрений компанию <АКРОН>.

Еще в 2006 году СЗФК получила лицензию на разработку месторождения <Партомчорр>, и намеревалась проложить через территорию будущего национального парка автомобильную дорогу, причем по самому губительному для будущего заповедника маршруту.

С тех пор в области началась настоящая борьба за будущий национальный парк между экологическими организациями и компанией, в результате которой при Губернаторе Мурманской области была образована рабочая группа <http://bellona.ru/articles_ru/articles_2012/1358536591.67> , которая занялась поиском компромисса. В состав группы вошли сотрудники природоохранных общественных организаций, Кольского научного центра РАН, туристических фирм, <СЗФК> и комитета промышленного развития и экологии.

От конфликта к компромису

Первое время работала эта группа так, что и мурманский офис WWF, и Кольский центр охраны дикой природы были вынуждены из неё выйти. Однако совсем недавно ситуация резко изменилась — компания пошла на уступки.

СЗФК отказалась от перевозки руды самосвалами и открытого способа её добычи. Вместо этого компания будет строить подземный рудник, и в обход заповедных мест проложит к месторождению железную дорогу. А обогатительная фабрика и хвостохранилище расположатся в местах, где сейчас стоит сгоревший лес.

<Да, это компромисс. Это некое взаимное решение. Мы все пошли на уступки. Фабрика и хвосты будут размещены на месте сгоревшего соснового леса. Для сравнения — они могут восстановиться за 50 лет, а горной тундре Умбозерского перевала, который мы защищаем,  нужно для этого лет 300-400! Плюс ещё столько же что бы там появились уникальные виды флоры и фауны. Дорога, из-за которой возник сыр-бор, сразу будет проектироваться как парковая. То есть она будет уже, по ней пойдет совсем другой транспорт>,  — радуется председатель Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров.

После достижения компромисса экологи даже собираются оказать помощь СЗФК  в продлении лицензии, дающую право эксплуатировать хибинские месторождения, поскольку, изменив планы, компания на несколько лет увеличила срок их реализации.

<Мы просчитали разные варианты и практически полностью изменили концепцию ГОКа. По старым планам мы могли бы получить первую руду в 2014 году, но теперь мы будем строить горно-обогатительный комбинат (подземный рудник и фабрику) на месте, прокладывать железную дорогу и это потребует намного больше времени. Первую продукцию сможем получить примерно через 6-7 лет>, — сообщил генеральный директор ЗАО СЗФК Владимир Куницкий.

По мнению экологов, этого времени должно хватить для создания Национального парка.

Правительство региона уже объявило о начале сбора необходимых документов, призвав принять в нем участие экологические организации, предприятия, ученых Кольского филиала РАН, чиновников профильного министерства. Таким образом, будет подготовлено научное обоснование создания национального парка.

Часть этой работы несколько лет назад уже проделал Кольский центр охраны дикой природы, и теперь остается внести дополнения и уточнения.  Виктор Петров обещает завершить работу над обоснованием в ноябре — декабре.

<Мы договорились с крупными предприятиями региона о возможном финансировании работ, необходимых для создания нацпарка. Это не очень большие суммы.

В дальнейшем хотим создать попечительский совет, который будет финансово заботиться о заповедной территории, — рассказал первый вице-губернатор Мурманской области Алексей Тюкавин.

Подготовленный пакет документов будет отправлен в Министерство природных ресурсов России, которое должно принять решение о сроках начала финансирования создания парка. В постановлении, подписанном Путиным, значится 2015 год.

Алексей Павлов, 21/05-2013

enwl.bellona@gmail.com, 21 мая 2013 г.

Издалека долго течет нефтяная пленка

В то время как российские нефтегазовые компании готовятся к освоению Арктического шельфа, специалисты экстренных служб пытаются решить, как быть с авариями, неизбежными при таких работах. Проблем много: от спутникового мониторинга и моделирования поведения нефтяного пятна до ликвидации разливов и привлечения виновных к ответственности.

Именно этим вопросам был посвящен двухдневный семинар, прошедший в Мурманске на прошедшей неделе, и завершившийся масштабными учениями по ликвидации аварийного разлива нефти.

Для определения направления движения нефтяного пятна необходимо знать, в частности, течения акватории — с этим у нас большая проблема. Например, последний план течений небольшого и очень узкого Кольского залива был сделан в СССР в 1972 году, что уж говорить о течениях в Баренцевом море.

<Думаю, что план течений Кольского залива уже не совсем соответствует истине. К сожалению, Мурманский Росгидромет не может моделировать поведение нефтяных разливов>, — рассказала на конференции начальник Росгидромета по Мурманской области Елена Сиеккенен.

Кроме того, для того чтобы понять, как поведет себя нефтяное пятно просто в акватории (не говоря уже о ледовых условиях) — на сколько растянется, сколько нефтепродуктов осядет на дно, необходимо знать химический состав этих нефтепродуктов. А с этим еще одна большая проблема — по действующему и крайне скудному российскому экологическому законодательству суда не обязаны сдавать пробы топлива и перевозимой нефти.

Вот владельцы и капитаны судов и не спешат сдавать пробы нефтепродуктов, поскольку, обладая такой информацией, очень несложно будет найти виновников разлива.

По словам государственного инспектора Департамента Роприроднадзова по СЗФО Игоря Котяша, существуют большие примеры с привлечением к ответственности виновных как за разливы, так и за сбросы в акваторию Кольского залива.

Спутниковая съемка

Обычно для таких целей используется и спутниковый мониторинг. Например, компания <Сканекс> занимается спутниковой съемкой уже более 20 лет. По словам ее ведущего специалиста Натальи Евтушенко, благодаря спутниковым данным в 2008 году было задержано судно-виновник загрязнения в акватории Черного моря.

Одно плохо — ни эта методика, ни какая другая, не закреплена юридически. Другими словами, результаты мониторинга пока не использовались в российских судах для обвинения виновников загрязнений. Хотя, теоретически, такие результаты могут являться поводом для возбуждения уголовного дела.

Экологическая служба Северного Флота несет вахту

Ни для кого не секрет, что в образовании нефтяной пленки на значительной поверхности акватории Кольского залива зачастую обвиняют корабли Северного Флота. <Военную тайну> из этого не стали делать и на этот раз.

Выступая на конференции, представитель экологической службы Северного Флота Елена Бусырева рассказала, как ведомство работает с вопросами загрязнения окружающей среды.

По ее словам, в 2009 году ведомство получило специальный катер <Гребешок> с уникальным оборудованием. На нем есть и оборудование для локализации аварийных разливов нефти, и автоматическая измерительная система гидрохимикофизических параметров водной среды, и система видеонаблюдения. На катере установлена аппаратура для дистанционного обнаружения нефтяных пленок, система придонного водозабора, система непрерывного водоотбора и многое, многое другое.

Но как-то так получилось, что все это фантастическое оборудование, установленное на катере четыре года назад, до сих пор не введено в строй по причине недостаточного финансирования. Поэтому <Гребешок> с уникальным оборудование на борту используется для <визуальных наблюдений>.

<На сегодняшний момент идет просто констатация визуальных разливов>, — рассказала Елена Бусырева.

Кроме того, даже в случае обнаружения и <визуальной констатации> нефтеразливов, эта информация не поступает никуда, кроме самой экологической службы Северного Флота и его Управления планирования и координации.

Вот и получается, что разработка российского Арктического шельфа еще не началась, а главная водная артерия Мурманской области — Кольский залив покрыт нефтяной пленкой настолько плотно, что эти пятна легко увидеть со спутника. И что делать с этой пленкой, как не допустить еще большего загрязнения, как привлечь виновных к ответственности — эти вопросы пока остаются без внятных ответов.

В результате мы уже сейчас имеем проблему в виде большого количества углеводородов в грунте (на дне Кольского залива) — это как раз те нефтепродукты, о разливах которых суда предпочти умолчать, чтобы избежать ответственности. Нефть просто осела на дно.

<В России отсутствует норматив по содержанию углеводородов в грунте, но эти покзатели у нас значительно выше, чем у наших ближайших соседей. Так, в среднем заграницей эта цифра составляет приблизительно 0.05 мг\г., в то время как в некоторых районах Кольского залива этот показатель достигает 1.7 мг\г>, — рассказала специалист центра мониторинга окружающей среды <Мурманское УГМС> Алена Устинова.

enwl.bellona@gmail.com, 22 мая 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *