Опубликовано

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ С УКРАИНЫ

Зелёная ПРАВДА (№4)  2013 г ., ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ИЗ 30-ти км. ЗОНЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ АЭС (Yuriy Babinin,  dozor1@nikopol.net , 4 мая  2013 г .)

ЭКОЛОГИ ПРИЗЫВАЮТ ОТКАЗАТЬСЯ  ОТ ПЛАСТИКОВЫХ ЦВЕТОВ И ВЕНКОВ

Бюро Киево-галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ по вопросам экологии призывает отказаться от вредной практики — украшения могил умерших пластиковыми цветами и венками.

<Желая отдать почет умершим родственникам и знакомым, люди приносят на кладбище тонны разноцветного пластика, как правило не задумываясь о том, что эта практика не только лишена вкуса и логики, но и является очень вредной для природной окружающей среды, и опасной для здоровья и жизни людей.

Пластик заполнил кладбища. По большей части,  его сжигают и при этом в окружающую среду выделяются вредные соединения, в том числе и диоксины, которые имеют канцерогенное действие и, соответственно, вызывают развитие онкологических заболеваний>, — напоминает руководитель Бюро УГКЦ по вопросам экологии д-р Владимир Шеремета.

<Апеллируем к здравому смыслу и сознанию христианской ответственности за себя, ближних и все Божье создание — природу, просим отказаться от пластиковых цветов и венков на кладбищах, — призывают в Бюро УГКЦ по вопросам экологии. — Выражать свою память и почет к умершим должны не принося мертвые пластиковые венки и цветы, но насаждая живые.

Праздник Христового Воскресенья — это праздник жизни. Его символом является не мертвый пластиковый цветок, но живое растение. Невзирая на то, помним, что наилучшим даром для усопших является наша искренняя молитва.>

Экологи просят священников рассказывать прихожанам об алогичности и вредности этой пластиковой привычки для здоровья людей и всей Божьей природы.

http://www.credo-ua.org/2013/04/81733

ОПРЕДЕЛЕН ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА НА ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОАУДИТА НИКОПОЛЯ

В Никополе продолжается дальнейшая работа над проектом <Разработка городской комплексной Программы экологической безопасности и оздоровления г. Никополя на 2014-2017 годы>   при поддержке Проекта международной технической помощи <Местное экономическое развитие городов Украины> (Проект МЭРГ), который внедряется Федерацией канадских муниципалитетов при финансовой поддержке правительства Канады,  предоставленной через Канадское агентство международного развития. (www.mled.org.ua).

19 апреля 2013 года состоялся конкурс для определения исполнителя экологического аудита территории Никополя. Участие в нем принимали три претендента: Центр экологического аудита и чистых технологий г. Днепропетровск, ООО <УкрНДИкомунпроект> г. Харьков и Украинский научно-исследовательский институт экологических проблем г. Харьков. Конкурсная комиссия, в составе членов постоянной депутатской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и охраны окружающей среды, чиновников исполкома  и отдельных представителей  рабочей группы сопровождения по данному проекту,  определила победителем конкурса Харьковский научно-исследовательский институт экологических проблем.

Представитель союза <Гражданский дозор>, выступающего партнером-волонтером  заказчика аудита — <Никопольского агентства регионального развития> не голосовал за  <победителя>, учитывая отсутствие у него опыта по проведению экологического аудита территорий. Вместе с этим,  мы учитывали и тот факт, что разработка техзадания экоаудита осуществлялась приближенными к <победителю> структурами, что привело к минимизации в техническом задании реально необходимых для поселения 30-ти км зоны Запорожской АЭС исследований состояния природной среды и к расширению формальной статистико-бюрократической части задания.

Экологический аудит Никополя будет проводиться на протяжении 4 месяцев и на основе его результатов планируется проведение комплексной оценки состояния окружающей природной среды города. На протяжении следующих двух месяцев исполнитель аудита должен  подготовить выводы и рекомендации, которые войдут в городскую комплексную программу по улучшению экологического состояния  Никополя.

ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПЛАНЕТЫ НУЖНА НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Необходимой является новая культура, которая бы сделала возможным устранить риски экономического развития, угрожающие будущему людей и всей Планеты.

Об этом заявила комиссия <Справедливость и мир> канадского епископата,  недавно издавшая специальный документ <Формирование новой культуры: центральные темы экологического учения  Церкви>, в котором речь идет о ключевых вопросах сохранения природы с точки зрения церкви.

В документе отмечается тесная связь между человеком, обществом, экономикой и состоянием природы, а также констатируется, что залогом <экологии окружающей среды> является внутренняя экология или <экология человека>, за формирование которой в особенный способ является ответственной Церковь. Мир сегодня справедливо обеспокоен состоянием окружающей среды. Экологические проблемы являются также вызовом и для Церкви, которая согласно со словами Папы Франциска: <осознает свою ответственность за все создание, которое мы призваны любить и оберегать>.

Документ должен быть представлен  к рассмотрению и обсуждению современного учения Церкви об ответственности за Божье создание — природу в епархиях, парафиях, церковных движениях и католических организациях.

Информационная служба Бюро УГКЦ по вопросам экологии со ссылкой на Осерваторе Романо.

МЫ ПОБЕДИЛИ

Благодарим всех наших друзей, поддержавших направленный нами призыв Авааз в защиту пчел.

Авааз сообщает: европейские страны ввели запрет на опасные для пчел пестициды! Bayer и другие мега-корпорации бросили все силы на победу в этой борьбе, но, с помощью власти народа, науки и ответственного государственного управления, мы одолели их!!!

Комментарий сотрудницы природоохранной организации <Buglife>, Ванессы Амарал-Роджерс: «Это решение было принято минимальным большинством голосов, но благодаря массовой поддержке членов Авааз, пчеловодам и многим другим мы победили! Я уверена в том, что это стало возможным только благодаря потоку телефонных звонков и электронных писем министрам, акциям протеста в Лондоне, Брюсселе, Кёльне, а также огромной петиции, собравшей 2,6 миллиона подписей.

Спасибо Авааз и всем, кто приложил усилия для спасения пчёл!» Пчёлы опыляют две трети растений, используемых в пище человека, поэтому когда ученые обнаружили, что популяция пчёл сокращается хоть и незаметно для посторонних наблюдателей, но ужасающими темпами, Авааз поспешил на помощь и боролся до победного конца. Победа, одержанная нами на этой неделе, — результат двухлетней работы, включая огромное количество обращений в министерства, организацию привлекающих внимание СМИ протестных акций пчеловодов и опросы общественного мнения, а также многое другое. Вот как мы вместе пришли к победе.

7 НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, СВОБОДНЫХ ОТ АВТОМОБИЛЕЙ

Без зависимости от авто

Трудно поверить, что до начала 20 века почти каждый город в мире был полностью свободен от автомобилей. Лишь через 100 лет после тех времен приходится серьезно потрудиться, чтоб убежать от армад машин, плотно заполняющих автомагистрали планеты. В некоторых городах есть зоны, куда не позволено въезжать на авто, но нам хотелось бы найти места, где все население решает свои проблемы, не завися от автомобилей. Представляем вниманию читателей несколько населенных пунктов, жители которых всерьез заботятся о чистоте воздуха. Если вы решите их посетить, не забудьте лишь взять с собой пару удобных легких туфель.

Сарк, находящийся в юго-западной части Ла-Манша.

Представляет собой более  60 км изумительного побережья. На территории острова разрешены только конные экипажи, велосипеды и тракторы, хотя для людей пожилого возраста ограничения несколько сняты, им позволено передвигаться на электрических колясках. Пассажиры и товары прибывают только паромом, так как на Сарке нет аэропорта, и полеты над островом строго запрещены.

Остров Макино, штат Мичиган, США (население 600)

Тогда как для некоторых людей конные экипажи могут казаться романтической новинкой, для 600 жителей острова Макино, расположенного на реке Гудзон, они стали просто стилем жизни. На территории этой туристической достопримечательности площадью около 6 кв.км предусмотрительно запретили все моторизированные средства передвижения еще в 1898 году, и сегодня дозволен лишь шум моторов мотосаней и автомобилей скорой помощи. Передвигаться можно только пешком, на велосипеде или в конном экипаже.

Медина Фес-аль-Бали, Марокко (население 156 000)

Медина Фес-аль-Бали является домом для более 156 000 людей и считается одной из самых обширных непрерывных городских зон без автомобилей в мире. Узкие улочки — это древнее наследие, в некоторых местах их ширина составляет лишь 60 см. По Медине не могут ездить не только автомобили, даже на велосипеде передвижение ограничено из-за нехватки пространства.

Гидра, острова Сароник, Греция (население 3 000)

Собрались посетить Грецию и хотите избежать дорожного движения? Отправляйтесь гидрокрылом или катамараном на остров Гидра, где запрещены какие-либо моторизированные средства передвижения, кроме грузовиков для сбора мусора. Лошади, ослы и водные такси — вот основной выбор, но город такой небольшой, что почти все добираются до места назначения пешком.

Ла Кумбресита, Аргентина (население 345)

Расположенный в Альпах город Ла Кумбресита с его маленькими, выложенными камнем улицами объявлен пешеходным и сосредоточен он на эко-туризме. Не дозволены какие-либо моторизированные средства передвижения, и попасть в город можно только пешком после того, как вы оставите автомобиль на парковке на приличном расстоянии от главного входа. Можно снять комнату или номер в отеле в альпийском стиле, а имея разрешение, можно располагаться лагерем где угодно в городе.

Остров Ламу, Кения (население более 2 000)

Когда-то Ламу был центром работорговли, а сегодня стал туристической достопримечательностью во многом благодаря тому, что этот остров упоминается в Списке объектов мирового наследия как самое старое и наилучшим образом сохранившееся поселение Суахили в Восточной Африке. В связи с тем, что там запрещены автомобили, самым распространенным способом транспортировки являются ослы. На острове обитают около 2-3 тысяч работающих ослов.

Венеция, Италия (население 70 000)

О, Венеция! В этом очаровательном городе варианты передвижения ограничены либо пешей прогулкой, либо плаванием на лодке. Другими словами, именно тем, что в течение веков делали венецианцы. Этот город представляет собой самую большую городскую зону без автомобилей в Европе и может похвастаться 400 мостами, соединяющими 118 маленьких островов, на которых он собственно и построен.

Источник: MNN

10 ГОРОДОВ МИРА ДЛЯ ВЕЛОТУРИСТОВ

Там, где велосипеды рулят

Туристы, которые хотят насладиться экологически сознательным отпуском, часто используют общественный транспорт во время посещения другого города.

Поезда и автобусы могут значительно уменьшить углеродный след путешественника. Но что скажете насчет велосипедов? В большинстве городских поселений можно увидеть велосипедистов, но опасные дороги и множество автомобилей (уж не говоря об агрессивных водителях) могут сделать экскурсию на этом экологически чистом виде транспорта рискованным занятием.

А вот в некоторых мегаполисах поездка на велосипеде безопасна и проста благодаря инфраструктуре, которая включает велосипедные полосы и дорожки, а также водителям, которые, в общем-то, не против разделить проезжую часть с любителями покататься на железном коне. Если вы хотите, чтобы велосипед стал частью вашего следующего отпуска, то приведенные ниже города должны стоять во главе вашего списка мест для посещения.

Портленд, штат Орегон, США

Здешние велосипедные мероприятия получили множество положительных отзывов в средствах массовой информации. Портленд завоевал высшее место в списках наилучших городов для велосипедистов. Около 6 процентов местных ежедневных поездок выполняются именно на велосипеде, хотя велотур по городу может создать у посетителей впечатление, что процент гораздо выше. Имея подходящее снаряжение для укрытия от дождя, в этом городе можно ездить на велосипеде круглый год. Такие благоприятные условия созданы при помощи ультрасовременной инфраструктуры, которая включает велосипедные полосы и целые <бульвары> (боковые улицы с ограничением скорости, оптимизированные для движения на велосипедах). Специальные велодорожки означают, что путешественники могут проехать несколько километров, так и не увидев ни одного автомобиля. Велокультура Портленда процветает и остается легкодоступной, и потому если вы любите велосипедные мероприятия, то этот город именно для вас.

Миннеаполис, штат Миннесота, США

Миннеаполис — это не первый город, который приходит на ум, когда речь заходит о велосипедах. Холодные и снежные зимы совершенно не подходят для велоотпусков. Но в то же время этот город недавно был назван наилучшим для велосипедистов по рейтингу специализированного журнала. В масштабах города имеется разветвленная сеть велодорожек, благодаря которым можно путешествовать, даже не выезжая на мостовые. Зимой основные маршруты расчищают от снега, причем порой раньше, чем некоторые улицы. Снег и холодные ветры не благоприятствуют велопоездкам с конца ноября до середины марта. В течение остальной части года езда на велосипедах — это простое и приятное занятие, и многие люди с удовольствием садятся на своего железного коня, чтобы добраться до пригородных рек и озер.

Копенгаген, Дания

Копенгаген — это один из наиболее удобных для велосипедистов мегаполисов. Более 30 процентов населения совершают ежедневные поездки на велосипеде.

Правительство предпринимает шаги для увеличения и без того поразительной статистики, создавая сети велодорог, которые соединят город с пригородными районами. Велодорожки можно увидеть практически на каждой стороне копенгагенских улиц, что обеспечивает возможность добираться в любое место города на двух колесах. Хотя велодорожки иногда могут быть переполнены (велосипедное движение — это такая же проблема в Копенгагене, как и автомобильные заторы), а на велопарковках может не хватать свободных мест, общая инфраструктура означает, что этот скандинавский город может считаться одним из наилучших в мире для велосипедистов.

Амстердам, Нидерланды

Более половины поездок в центре Амстердама совершаются на велосипедах. Протяженность городских велодорожек составляет более 400 км, и многие туристы с удовольствием присоединяются к местным жителям и рассматривают достопримечательности с седла велосипеда, даже если дома они редко надевают велошлемы.

Почему велосипеды так популярны в этом городе? Велодорожки часто предлагают самый короткий маршрут между двумя достопримечательностями. Автопарковки в деловой части Амстердама дорогие, а многие дороги имеют одностороннее движение или вообще перекрыты для автотранспорта. Потому велопоездки — это не только <зеленый>, но и самый удобный вариант добраться куда-либо. Так как многие туристы с удовольствием совершают велотуры, многие магазины Амстердама сдают посетителям в аренду велосипеды, а также готовы предоставить информацию о кратчайших маршрутах.

Куритиба, Бразилия

Куритиба — это небольшой город на Юге Бразилии, и он известен как наилучшее место для жизни в Южной Америке. Обширные парки и эффективная система общественного транспорта делают это место привлекательным для путешественников. С разветвленной сетью автодорожек, многие из которых отделены от проезжей части барьерами, этот город действительно один из самых удобных на континенте для велосипедистов. В амбициозные планы городского правительства входит дополнительное строительство 240 км специальных велосипедных полос. Многие районы города соединены велодорожками, а потому посетители могут насладиться достопримечательностями, просто оседлав железного коня. Куритиба может также похвастаться очень славной велокультурой — многие активно используют велосипеды и пропагандируют их как средство передвижения, а не просто способ размяться и отдохнуть.

Перт, Австралия

Перт находится на Западе Австралии, то есть на противоположной части континента, если смотреть со стороны Сиднея и Золотого берега. Этот мегаполис — одно из наилучших мест в стране для велосипедистов. Параллельно многим основным автомобильным и железнодорожным магистралям города идут велосипедные полосы.

Инфраструктура позволяет отправиться практически куда угодно в городе на велосипеде. Высокие температуры летом порой могут стать проблемой для посетителей, но те, кто к ним подготовлен (с большими запасами воды и крема от солнца), могут легко добраться до основных достопримечательностей Перта на железном коне.

Такие программы, как <На велосипеде до работы>, способствуют использованию двухколесного транспорта для ежедневных поездок и создают стойкую велокультуру.

Киото, Япония

Вряд ли города Японии можно считать наилучшим местом для велопоездок. Например, на переполненных улицах Токио или Осака места для них просто не хватает.

Однако ситуация с Киото — самой известной исторической достопримечательностью Японии и просто большим городом — несколько иная. Здесь туристы могут с легкостью передвигаться на велосипедах. Более того, многие местные жители выбирают это удобное двухколесное средство передвижения, которое позволяет избежать автомобильных заторов и переполненного людьми общественного транспорта. Поверхность центральной части Киото, где расположены такие достопримечательности, как храм Нандзэн-дзи, довольно ровная, а потому любой турист с хорошей картой может путешествовать на велосипеде, не рискуя вспотеть. Различные многоязычные службы предоставляют информацию для тех, кто хочет насладиться местными видами или узнать больше о японской истории и культуре прямо с седла железного коня.

Гаосюн, Тайвань

Второй по величине город Тайваня может похвастаться отличной велокультурой. Так как улицы города ровные и расположены по принципу сетки, передвигаться по ним на велосипеде легко. Городское правительство приложило максимум усилий для популяризации велосипедов, построив по всему городу велодорожки, а также организовав станции проката в рамках программы <Городской велосипед>. Имея членскую карточку, любой может взять в аренду велосипед в автоматизированной точке, поездить и вернуть в любой аналогичной точке в городе. Многие дороги в Гаосюн предназначены только для велосипедистов, а потому им не приходится соревноваться с автомобильным движением или же с пешеходами. В этом городе есть даже специальный веломост. Со своей инфраструктурой и амбициозными планами в отношении дальнейшего ее развития Гаосюн определенно является одним из наилучших мест для городской велопоездки в Восточной Азии.

Берлин, Германия

Любой из тех, кто посетил Берлин, знает, что одной из его характерных черт являются невероятно широкие улицы. Эта особенность делает велопоездки по городу приятным времяпрепровождением. Здесь у велосипедистов действительно есть место — они не ограничены узкими велодорожками, которые могут служить и местом для автопарковки. Такое обширное пространство для велосипедных полос делает Берлин одним из самых безопасных городов для велосипедистов в мире.

Там введены даже правила (и штрафы за их нарушение), предназначенные для повышения уровня безопасности и ответственности среди любителей велопоездок. К тому же город довольно ровный, а потому туристы могут с удовольствием кататься по разветвленной сети велодорожек протяженностью около 640 км и добираться до наилучших достопримечательностей города, даже не вспотев.

Монреаль, Канада

Как и Миннеаполис, Монреаль — это северный город с приятной велокультурой. Имея разветвленную сеть велодорожек протяженностью около 500 км, причем некоторые из них пересекают такие туристические центры, как старую и деловую части города, Монреаль определенно может похвастаться инфраструктурой, создающей все возможности для велотуристов. Многие велосипедные дорожки города имеют разметку, аналогичную той, что наносится на автодороги.

Велосипедное движение не замедляется зимой, так как городские власти обеспечивают быструю очистку дорожек от снега.

Источник: MNN, FacePla.net

\\|// БАЙБАК \\|// Экологическая группа «Печенеги» (# 812 от 08.05.13) («Pechenegy» <pechenegy@rambler.ru>, May 08, 2013)

«ГОМОЛЬШАНСКИЕ ЛЕСА»: РУБКИ НА ЦЕННЫХ УЧАСТКАХ ОПЯТЬ ОТКЛОНЕНЫ, НАРУШЕНИЯ НЕ ПРЕСЕКАЮТСЯ, КАМПАНИЯ ЗА СМЕНУ ДИРЕКТОРА ПАРКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

У НОВОЙ ПОПЫТКИ РУБОК РЕЗУЛЬТАТ ТАКОЙ ЖЕ, КАК У ПРЕДЫДУЩЕЙ

В конце прошлого года администрация национального парка «Гомольшанские леса» пыталась провести на ряде своих наиболее ценных участков рубки. Однако благодаря мощной общественной кампании — против этих планов выступило более 240 представителей неправительственных организаций и отдельные граждане из Украины, Беларуси, Польши, России и Узбекистана (http://pechenegy.org.ua/ru/node/857), реализовать эти планы ей не удалось — Минприроды их не утвердило (http://pechenegy.org.ua/ru/node/890).

Однако, одни учатся на своих ошибках, другие — нет. В начале этого года гомольшанская администрация вновь запланировала рубки на ценных участках парка (правда, на меньшем, чем в первый раз, количестве), и снова — с нарушениями своего «устава» — Проекта организации территории. Научно-технический совет, как и в первый раз, такие рубки послушно утвердил (http://www.youtube.com/watch?v=yB7eo1XGYYA&feature=youtu.be).

10 апреля 26 представителей общественности из Украины, Беларуси и России обратились к министру экологии и природных ресурсов Украины с обращением «Остановить очередную попытку уничтожения старовозрастных участков национального природного парка «Гомольшанские леса»!» (http://pechenegy.org.ua/uk/node/978).

В ответе на это обращение заместитель министра Д. Мормуль сообщил нам, что Рабочей группой Минприроды по рассмотрению проектов лимитов на использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда лимит на проведение этих рубок был признан «не соответствующим требованиям законодательства, и не может быть утвержден» (http://www.greenkit.net/Members/Pe4eneg/GomolshaNPP/05_13/otvMorm/variant/large).

НАРУШЕНИЯ В «ГОМОЛЬШАНСКИХ ЛЕСАХ» НЕ ПРЕСЕКАЮТСЯ

У администрации «Гомольшанских лесов», озабоченной рубками и борьбой с бобрами (http://objectiv.tv/260413/83701.html), на пресечение нарушений природоохранного законодательства времени не хватает. К известным из их числа фекальным стокам (http://pechenegy.org.ua/ru/node/931) и уничтожению биотопов краснокнижных орхидей и бабочки поликсены (http://pechenegy.org.ua/ru/node/997) теперь добавился проезд по парку квадроциклов и моторных лодок.

Использование в национальном парке этих транспортных средств запрещено из-за того, что они распугивают животных, квадрациклы разрушают почвенный и растительный покров, моторки — берега водоема, и т.п. Однако по «Гомольшанским лесам» в настоящее время они передвигаются совершенно свободно:

http://www.greenkit.net/Members/Pe4eneg/GomolshaNPP/05_13/1/variant/large,

http://www.greenkit.net/Members/Pe4eneg/GomolshaNPP/05_13/2/variant/large.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ КАМПАНИЯ «ЗА ГОМОЛЬШАНСКИЕ ЛЕСА БЕЗ СЕВЕРИНА!» ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Напомним, что в рамках этой кампании, начатой в начале апреля, 187 общественных активистов из Украины, Беларуси, России и Франции обратились к Председателю Гослесагентства и Министру экоресурсов Украины с требованием не продлевать трудовой договор нынешнему директору «Гомольшанских лесов» И.Северину

(http://maidanua.org/2013/04/ni-severynu-i-o-na-posadi-dyrektora-natsionalnoho-parku-homilshanski-lisy/). Назначение директора «Гомольшанских лесов» на следующий год произойдет в конце мая. Поэтому и кампания против оставления на этом посту И. Северина продолжена.

Теперь желающие сохранить «Гомольшанские леса» собирают подписи в «бумажном» виде.

Пока их собрано немного. Поэтому всех, у кого есть возможность поддержать «Гомольшанские леса», и кто не поддержал открытое обращение, ПРОСИМ СОБРАТЬ ПОДПИСИ ПРОТИВ ПРЕБЫВАНИЯ И. СЕВЕРИНА НА ДОЛЖНОСТИ ДИРЕКТОРА ЭТОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА.

Подписной лист можно скачать по адресу: http://www.greenkit.net/Members/Pe4eneg/GomolshaNPP/05_13/pdplistAntiSever.doc, а ознакомиться с анализом деятельности И. Северина за год — здесь:  http://pechenegy.org.ua/uk/node/983.

Собранные подписи с сопроводительным письмом («просим рассмотреть коллективное обращение жителей N-ска, собранные ими против пребывания на должности директора национального парка «Гомольшанские леса» И. Северина» или другого содержания) следует отправлять Председателю Государственного комитета лесного хозяйства Украины (ул. Ш . Руставели, 9-а, Киев, 01601), а ксерокопии (с таким же оригинальным сопроводительным письмом) — Министру экологии и природных ресурсов Украины (ул. Урицкого, 35, Киев, 03035).

Для мониторинга кампании мы будем признательны за сообщение, сколько подписей было отправлено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *