Опубликовано

Дом – принадлежность участка

Новая цивилизация

Вопрос: как можно заниматься сельским хозяйством, не имея возможности для проживания? Как можно вести хуторское или усадебное сельское хозяйство, не имея права построить на той же земле жилой дом для себя и своей семьи?

А именно так сейчас и происходит. Нетрудно понять, что в земельном законодательстве до сих пор доминирует понимание земель сельскохозяйственного назначения как земель колхозов, словно колхоз до сих пор – единственная разрешённая форма ведения сельского хозяйства, а хуторской или усадебной разновидности сельского хозяйства не может быть в принципе («кулаки – враги революционного пролетариата!»).

Невозможность возведения гражданином РФ индивиду­ального жилого дома на собственном земельном участке объяснима только тем, что «все земли сельскохозяйственного назначения должны быть в ведении колхоза», а за человеком сохранён лишь небольшой участок земли в черте деревни или села в качестве личного подсобного (к основной работе в колхозе!) хозяйства.

С момента начала земельной реформы прошло более 20 лет, уже нет давно колхозов и совхозов, а сельский житель до сих пор не имеет права возвести себе жилой дом на собственном земельном участке, отнесённом по документам к землям сельскохозяйст­вен­ного назначения.

В соответствии с Конституцией РФ (п.1 ст. 27), каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии с п.1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон РФ № 5242-1 даёт более подробное определение: «местом жительства является жилой дом, квартира, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 ЖК РФ, жилым домом признается «индивидуаль­но-определенное здание, которое состоит из …». Статья 18 ЖК РФ указывает, что «право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации» в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ФЗ № 122). Статья 131 ГК РФ устанавливает: «Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней».

Таким образом, регистрация граждан по месту жительства в индивидуальных жилых домах связывается с вопросом регистрации самих жилых домов (зданий) в качестве недвижимого имущества и регистрации права собственности граждан на жилой дом как на объект недвижимого имущества. В свою очередь, для регистрации права собственности на жилой дом необходимо, чтобы жилой дом возводился на земельном участке, разрешенное использование которого предполагает строительство жилого дома:

1)      земельные участки в границах населенных пунктов, предназначенные для индивидуального жилищного строительства;

2)      земельные участки в границах населенных пунктов, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства;

3)      земельные участки в границах населенных пунктов либо на землях сельскохозяйст­вен­но­го назначения, предназначенные для ведения дачного хозяйства или дачного строительства;

4)      земельные участки в границах населенных пунктов либо на землях сельскохозяйствен­ного назначения, предназначенные для ведения садоводства.

При возведении жилого дома должно быть получено разрешение на строительство либо выполнены другие требования закона, в соответствии с которыми представление разрешения на строительство не требуется:

1) утверждение проекта организации и застройки территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения граждан;

2) признание права собственности на жилой дом на основании решения суда в соответ­ст­вии с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ (судебный порядок легализации самовольных построек).

***

Назначение вышеописанного порядка состоит в заботе об административных, финансовых и иных бюрократических интересах чиновников, решающих данным порядком задачи налогообложения:

– Невозможность регистрации граж­дан по месту жительства в свободно возведенных жилых домах понуждает их к регистрации пра­ва собст­венности на жилой дом в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества, а за этим следует налогообложение жилого дома как недвижимого имущества (налог на имущество физи­ческих лиц).

Однако жилой дом может и не быть самостоятельным объектом недвижимого имущества. В частности, жилой дом может быть принадлежностью земельного участка, при этом земельный участок может принадлежать гражданину на праве собственности, иметь кадаст­ро­вый номер, границы, геодезические координаты и прочие идентификационные признаки, впол­не достаточные для целей регистрации гражданина по месту жительства. Однако вариант «дом – принадлежность земельного участка» в настоящее время исключается из законодательства как таковой!!!

– Гражданин РФ имеет право возводить жилой дом не на любом принадлежащем ему земельном участке, а только на том земельном участке, разрешенное использование которых допускает строительство жилого дома. Подавляющее большинство таких земельных участков находится в границах населенных пунктов и занимает не более 1 % территории России. Соответственно, цена данных участков на порядок выше, соответственно выше и налоги на продажу. А круг лиц, которые могут позволить себе приобретение таких земельных участков, резко ограничивается.

Благодаря же статье 222 ГК РФ любая постройка на этих землях ставится вне закона:

1)        Земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения (полевое ЛПХ);

2)        Земельные участки, предназначенные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения;

3)        Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Спрашивается: как же можно заниматься сельским хозяйством, не имея возможности там проживать? Как можно вести хуторское или усадебное сельское хозяйство, не имея права построить на этой земле жилой дом для себя и своей семьи? Нетрудно понять, что в земельном законодательстве до сих пор доминирует понимание земель сельскохозяйственного назначения как земель колхозов, словно колхоз до сих пор – единственная разрешённая форма ведения сельского хозяйства, а хуторской или усадебной разновидности сельского хозяйства не может быть в принципе («кулаки – враги революционного пролетариата!»). Невозможность возведения гражданином РФ индивиду­ального жилого дома на собственном земельном участке объяснима только тем, что «все земли сельскохозяйственного назначения должны быть в ведении колхоза», а за человеком сохранён лишь небольшой участок земли в черте деревни или села в качестве личного подсобного (к основной работе в колхозе!) хозяйства. С момента начала земельной реформы прошло более 20 лет, уже нет давно колхозов и совхозов, а сельский житель до сих пор не имеет права возвести себе жилой дом на собственном земельном участке, отнесённом по документам к землям сельскохозяйст­вен­ного назначения. При этом разницы между «самовольной постройкой» гражданина и самовольной постройкой юридических лиц законом не проводится в принципе. Получается так, что возведение гражданином НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ жилого дома – одинаковое по степени правонарушение с самовольным возведением юридическим лицом объекта для извлечения прибыли!

Известно, что концентрация людей в городах является необходимым условием для обеспечения индустриального (промышленного) развития государства в целом.

В нашей стране этот процесс был запущен Советским государством в конце 20-х годов, а основным инструментом индустри­а­ли­зации выступили коллективизация сельского хозяйства (1930-1937) и сталинские пятилетки, в ходе которых, благодаря перетеканию людей из сельской местности в крупные города, была создана советская промышленность, преодолён разрыв между СССР и промышлен­но развитыми капиталистическими государствами и созданы условия для победы в Великой Отечественной Войне. Однако в СССР это делалось во имя сохранения независимости социалистического государства, окружённого враждебными капиталистическими странами, сегодня же концентрация людей в городах послушно служит лишь интересам банковских и промышленных группировок, ложится бременем на городскую инфраструктуру и само государство, вынужденное обслуживать огромную массу людей-потребителей, по сути ничего не производящих ни для себя, ни для страны, а просто зарабатывающих деньги для своих работодателей – давно уже не служащих интересам народа и, часто, даже не являющихся государственными!

В это же время на землях, предназначенных для ведения сельского хозяйства, становится всё меньше сёл и всё меньше сельских хозяев. Заброшенные земли сельскохозяйственного назначения всё более и более деградируют, утрачивают плодородие, засоляются, закисляются и истощаются, а в южных областях – превращаются в пустыню!

***

Настало время менять концепцию расселения.

Настало время менять отношение к сельскому хозяйству.

Сельское хозяйство – это, прежде всего СЕЛЬСКИЕ ХОЗЯЕВА. Это целые семьи, живущие на своей земле из поколения в поколение.

Вот почему Родовые поместья сегодня становятся национальной идеей России.

Вот почему депутатами Государственной Думы готовится закон о Родовых поместьях. Одной из важнейших задач этого закона будет стимулирование усадебного и хуторского хозяйства.

Суть нового закона

Каждый гражданин РФ сможет бесплатно получить участок земли размером 1-2 га, посадить на нём сад, построить дом, завести хозяйство и передать его по наследству своим детям, внукам и правнукам. Произведённая в этом хозяйстве продукция не будет облагаться никакими налогами. Всё выращенное на этой земле, как и сама земля, будет являться неотъемлемым достоянием семьи.

Такую землю никто и никогда не сможет отнять или изъять. Каждый человек, взявший гектар земли, сможет распланировать и обустроить его так, как желает душа. А в построенном на этой земле жилом доме – зарегистрироваться по постоянному месту жительства. А рядом такие же дома в таких же поместьях построят соседи. Возникнут целые поселения, состоящие из Родовых поместий. Возникнут десятки тысяч поселений Родовых поместий, поселений нового типа, сочетающих в себе и ведение сельского хозяйства, и восстановление природной среды, и постоянное проживание.

Это и есть – концепция одноэтажной России. Это – концепция рассредоточенного расселения.

***

Легализуя всё более расширяющуюся практику возведения гражда­нами РФ жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения, Конституционный Суд РФ предлагает нам наряду с понятием «населённый пункт» применять второй термин – населённая территория, не обладающая статусом населённого пункта и не возлагающая на органы государ­ственной власти и местного самоуправления каких-либо обязанностей по её благоустройству, а следовательно, предоставляющая её жителям возможность и право взять ответственность за её содержание и благоустройство на себя и обустраивать её самостоятельно. К таким населённым территориям, не обладающим статусом населённого пункта, но являю­щим­ся местом постоянного проживания граждан, в настоящее время относятся:

1) территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;

2) фактически возникшие населённые территории из совместно расположенных земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и иных земельных участков сельскохозяйственного назначения;

3) территории поселений Родовых поместий – фактически возникших населенных образований особого типа, о которых речь пойдёт ниже.

Наличие в правовой системе Российской Федерации вышеуказанных населенных территорий, пронизывающих фактом своего существования все три элемента правовой системы РФ – законодательство, юридическую практику и правосознание (господствующую правовую идеологию), даёт нам возможность по-новому взглянуть на концепцию административно-территориального устройства России, пересмотреть состав её возможных административно-территориальных единиц и, наряду с населенными пунктами, добавить туда и населенные территории, объединив оба эти термина родовым понятием – населённые образования.

В основе этих предложений лежат не просто терминологические соображения. Дело в том, что ни правовой статус населенного пункта[1], ни его предназначение[2], ни порядок его образования[3], ни условия проживания в нём человека, ни отношения, складывающиеся между населенным пунктом и окружающей его средой[4], не отвечают требованиям устойчивого развития* общества и человечества в третьем тысячелетии. Составной частью перехода к устойчивому развитию является смена концепции расселения в государствепереход от скученного (компактного) проживания в населённых пунктах к рассредоточенному расселению граждан по всей территории нашей страны.

Эту идею не следует упрощенно понимать как движение «из городов в пригороды». В основе концепции рассредоточенного расселения – другая модель проживания в природной среде, другие хозяйственно-экономические отношения, влекущие за собой и другие отношения на уровне социума и государства, не говоря уже о другом отношении к природной среде, мировоззрении, чувствах и производимых человеком энергиях. Фактически за новой концепцией расселения людей на Земле следует новая концепция развития челове­честваконцепция биологической цивилизации. Переход от технократического образа жизни к биологи­чес­кой цивилизации неизбежен, если человечество желает остаться на этой планете и дальше. И государства уже сегодня могут дать старт началу формирования этой цивилизации через два рычага государственно-правового воздействия:

1)        через установление экологически целесообразного размера земельного участка (1-5 га) и под­держку экологического земледелия, садоводства и пермакультуры, развивая своё сельское хозя­йство от монокультур – к трофобезопасным («трофос» – питание) экосистемам и экологическому сельскому хозяйству в це­лом;

2)        через гарантирование прочности права на землю, вечности владения землёй и стабильности земельного правопорядка в целом.

В совокупности это даёт экономическую самодостаточность челове­ка и его семьи (Рода) и восприятие человеком возделываемой им земли как Родины. А это и есть главное. В основе биологической цивилизации – Любовь к земле, к семье и Родине, под которой понимается не абстрактная территория в границах некоего госу­дарства, а Родовая земля, на которой семья живёт из поколение в поколение, на которой живёт РОД, для которого эта земля и является РОДИНОЙ. Здесь производится сельскохозяйст­венная продукция, но здесь же высаживаются и лесные насаждения. Здесь устраиваются водоёмы и огороды. Здесь же дом и сад. Здесь – животные и птицы, насекомые и пчёлы. Это – целостная экосистема, сбалансированная мыслью и трудом человека. Обустраивая эту землю для блага самого себя, своей семьи, своих детей, внуков и правнуков, человек становится заинтересованным в улучшении окружающей его среды в целом! Владение Родовой землёй включает прямой материальный интерес к улучшению окружающей человека среды, совершенствованию среды своего обитания, превращению всей Земли в цветущий сад. Только владение Родовой землёй, наследуемой из поколения в поколение, способно обеспечить такое. Перевод земельных отношений на эту модель открывает России путь в будущее, открывает перспективу устойчивого развития в третьем тысячелетии. Ключевым звеном на этом пути является принятие ЗАКОНА О РОДОВЫХ ПОМЕСТЬЯХ. Этот закон даёт старт процессу создания настоящего русского сельского хозяйства – сельского хозяйства хуторского и усадебного типа. Этими хозяйствами будет процветать Россия!

***

Анализ контуров новой концепции расселения был бы неполным, если бы мы, говоря о праве выбора человеком места жительства, не коснулись бы права на жилище и самого понятия «жили­ще» человека. Из нынешнего законодательства следует, что право на жилище – это право на жи­лое помещение, которая отвечает санитарным нормам, нормативам жилой площади, обору­до­вано электричеством, водой, отоплением и т.п. удобствами. Фактически право на жилище сво­дится к праву на благоустроенную квартиру. Однако квартира – это пространство только для жизни тела, тогда как земля – это пространство для жизни души и духа человека[5].

Соответственно, Родовая земляэто пространство для жизни душ и духов предков, пространство для жизни Рода на всех планах Яви и Света, а также место, где эти души воплотятся вновь. В этом случае поместье становится местом, в котором мысль-мечта о новом человеке совпадёт с местом его зачатия и местом появления на свет. Такое место станет Родовым во всех значеньях этого понятия и слова. Жилищем же здесь будет всё пространство. Отсюда и проистекает новая концепция права на жилище как права на Родину, которое в обобщённом виде включает в себя:

1. Право выбора места жительства в пределах всей Российской Федерации.

2. Право строить свой дом на своей земле.

3. Право жить на своей земле и продолжать на ней свой Род.

4. Право жить на этой земле вечно и улучшать её вновь и вновь.

Ключевым звеном в этой цепочке является свободный выбор земли человеком, стремящим­ся создать своё Родовое поместье. Работникам и слугам государства необходимо понимать, что действиями этого человека руководит РОД, желающий вернуть себе свою Родину, потерян­ную за предыдущие столетия и тысячелетия. Человек, избравший участок земли для создания Родово­го поместья, своими действиями как бы говорит: «Я собираю весь свой Род и помещаю его здесь». В этом и состоит право на выбор места жительства в пределах Российской Федерации. Россия может себе позволить, чтобы человек, как встарь, выбирал землю своей душой, а не был вы­нужден брать её лишь там, где она продаётся или предоставляется. Поэтому право на выбор любого свободного участка земли – один из важнейших принципов Закона о Родовых поместьях. Это право должно обеспечиваться:

1)        изъятием пустующих и неиспользуемых земель в фонд перераспределения (как по инициа­тиве государства, так и с подачи граждан, (мало кто понимает, что последнее утверждено законодательством – прим. ред.);

2)        доступностью информации о наличии свободного земельного фонда и её предоставлением любым желающим;

3)        ответственностью должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, предусмот­рен­ных земельным законодательством.

Обеспечив свободный выбор земли, закон обеспечит возвращение на неё целого Рода, энергией которого в последующем на этой земле будет создано хозяйство, построен дом, посажен сад, родятся и будут жить дети, внуки и правнуки. Обеспечив свободное строительство жилого дома на выбранной земле с возможностью регистрации в нём по постоянному месту жительства, закон обеспечит развитие усадебного и хуторского хозяйства и даст толчок к возрождению русского села и его самобытной культуры.

Образованием новых населённых территорий – поселений Родовых поместий – будет открыта дорога к устойчивому развитию России в третьем тысячелетии.

По материалам статьи Василия Петрова «Мы живём в Родовых поместьях». __________________________________________________________________________________________

*Устойчивое развитие (англ. sustainable development) – гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Действительно, определение термина «устойчивое развитие» означает просто устойчивый, постоянный рост. Это – развитие «продолжающееся» («самодостаточное»), то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении.

По мнению Л. Г. Мельника есть некоторая противоречивость, алогичность русскоязычного варианта перевода термина «sustainable development». «Устойчивость» предполагает равновесие, а «развитие» возможно только при условии постоянного выхода системы из равновесного состояния.

Устойчивое развитие модели использования ресурсов, которая направлена на удовлетворение потребностей человека при сохранении окружающей среды, «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Ещё в 1970-е годы «устойчивость» используется для описания экономики «в равновесии с основными экологическими системами поддержки». Экологи указывали на «Пределы роста», и представляли в качестве альтернативы «устойчивое состояние экономики» в целях решения экологических проблем.

Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы.

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды.

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трёх основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

Появление концепции УР подорвало фундаментальную основу традиционной экономики – ничем не ограниченный экономический рост.


[1] Требование закона о компактном расположении земель населенных пунктов появилось в градостроительном законодательстве только в 70-е годы, когда государство поставило цель оторвать сельских жителей от земли, загнать их в крупные сёла и агрогородки и навязать им городской стиль жизни. Для этого и потребовалось более компактное размещение людей в сёлах и деревнях. Жизнь показала, что истинной целью этой реформы было – УНИЧТОЖИТЬ мелкие деревушки и хутора и ОБЕЗЛЮДЕТЬ сельскую территорию России!

[2] Населенный пункт, как территория, предназначенная для сосредоточенной застройки и компактного проживания в пределах установленных границ, всем своим правовым режимом нацелен прежде всего на то, чтобы быть территориальной базой для размещения зданий, строений и сооружений. Возможности по выращиванию сельскохозяйственной продукции в населенном пункте ограничиваются предельными размерами земельных участков, а возможности по восстановлению природной среды – технократическим образом жизни и деятельности человека в населенном пункте в целом. В этом главное отличие населенного пункта от поселения Родовых поместий как населенной территории, предназначенной для рассредоточенного проживания семей, выращивания сельскохозяйственной продукции и восстанов­ления природной среды. Застройка этой территории ограничивается коэффициентом строительного использования земельных участков Родовых поместий, вследствие чего под жилую, хозяйственную и иную застройку отводится не более 5-10 % площади. Остальная же площадь предназначается именно для сельскохозяйственных и природоохранных целей.

[3] Существующий порядок образования новых населенных пунктов забюрократизирован до невозможности: хотя упразднение сельских населенных пунктов осуществляется постановлением местной комиссии, создать НОВУЮ деревню или хутор можно только после получения пакета разрешений и согласований целой армии чиновников, издания особого закона субъекта РФ и личной подписи губернатора!

[4] В настоящее время, очевидно, что концепция компактного проживания (урбанизации) изжила себя, породив комплекс острейших глобальных проблем, не решенных и не решаемых в рамках технократического способа существования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *