Опубликовано

БОГУЧАНСКАЯ ГЭС И РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Ростехнадзор одобрил Богучанскую ГЭС

Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдало ОАО <Богучанская ГЭС> заключение о соответствии первого этапа строительства Богучанской ГЭС требованиям технических регламентов и проектной документации. Это означает, что строительство объекта велось со строгим соблюдением всех современных норм и правил основанных на принципах технической и экологической безопасности. Заключение выдано по результатам проверок, проводившихся Ростехнадзором в декабре 2012 и феврале 2013 года, сообщает пресс-служба ОАО <РусГидро>.

На основании заключения Енисейского управления Ростехнадзора администрация Кежемского района Красноярского края выдало ОАО <Богучанская ГЭС> разрешение на ввод объектов первого этапа строительства ГЭС в эксплуатацию. Полученное разрешение позволяет ОАО <Богучанская ГЭС> провести регистрацию станции как объекта собственности в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре). Всего для получения разрешения на ввод всей ГЭС в промышленную эксплуатацию и вывода станции на проектную мощность 3000 МВт, ОАО <Богучанская ГЭС> необходимо получить заключения Ростехнадзора по семи этапам строительства станции.

Первые три агрегата Богучанской ГЭС со станционными номерами 1, 2 и 3 были введены в промышленную эксплуатацию 27 ноября 2012 года, агрегат №4 — 21 января 2013 года после завершения программы испытаний. Совокупная проектная мощность агрегатов, допущенных Ростехнадзором к промышленной эксплуатации, достигла отметки 1332 МВт, реальная (с учетом заполнения водохранилища Богучанской ГЭС до первой пусковой отметки 185 м) — 450-470 МВт, суточная выработка превысила 10,5 млн киловатт-часов. В декабре 2012 года Богучанская ГЭС произвела и поставила на Объединенный рынок энергии и мощности (ОРЭМ) 244 млн киловатт-часов электроэнергии, в январе 2013 года — 286 млн киловатт-часов. Эксплуатация гидроагрегата №4 будет осуществляться в период временного вывода из работы одного из действующих гидроагрегатов. Такая схема работы обусловлена сетевыми ограничениями (невозможностью выдавать всю рабочую мощность станции в сеть 220 кВ), связанными с неготовностью объектов схемы выдачи мощности напряжением 500 кВ.

Февраль 28, 2013, http://www.plotina.net/boges-rtn-approval/

Богучанская ГЭС: осушить водохранилище, исправить ситуацию

На дне Богучанского водохранилища находятся как минимум три затопленных скотомогильника, один из которых утилизирован лишь формально. Красноярские общественные экологи призывают «РусГидро» временно спустить воду из водохранилища Богучанской ГЭС до необходимой отметки и завершить утилизацию опасных объектов. Об этом сообщил председатель КРОЭО «Плотина» Алексей Колпаков.

По данным Колпакова, чиновники и инвесторы БЭМО пошли на прямое нарушение законодательных норм ради скорейшего затопления ложа водохранилища БоГЭС.

В частности, на дне рукотворного моря находятся как минимум три скотомогильника: в населенных пунктах Проспихино, Заимка и Кежма.

«Протокол о готовности ложа к затоплению до отметки 185 метров был подписан еще в апреле 2012 года. Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС, ОАО «Ленгидропроект» и главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко доложили правительству РФ о законченных работах по скотомогильникам в населенных пунктах Проспихино, Заимка и Кежма», — комментирует Колпаков.

Между тем, в КРОЭО «Плотина» неоднократно поступали письма от местных жителей Кежемского района: о ненадлежащем отношении ответственных за подготовку ложа водохранилища БоГЭС к работам по скотомогильникам. Одно из таких писем эксперт процитировал корреспонденту PL по телефону.

«Совершенно точно знаю, что в селе Проспихино затопили кладбище. Там родственники проводили эксгумацию, но осталось много безродных могил, и они под водой. Также затопили скотомогильник (возможно, с сибирской язвой) метрах в 500-600 к югу от кладбища. Почему «возможно»? Потому что я мясо мертвых коров на экспертизу не брал, но видел лично, своими глазами», — говорится в письме.

Эколог добавил, что скотомогильник в деревне Заимка вообще не был утилизирован — о чем глава администрации Недокурского сельсовета сообщил в региональное управление Роспотребнадзора . По результатам проверки ГКУ «ДПВ БоГЭС» получило предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства.

«Таким образом, «Дирекция по подготовке к затоплению:» оставила как минимум один скотомогильник вообще без подготовки. При этом, в протоколе о готовности ложа водохранилища БоГЭС, скотомогильник в деревне Заимка фигурирует как полностью подготовленный к затоплению объект», — подытожил эксперт.

Колпаков порекомендовал инвесторам БЭМО одуматься и спустить воду до отметки, на которой расположены скотомогильники. Пока еще не поздно произвести их эксгумацию и утилизацию.

«Я думаю, что спустить водохранилище всегда реально, тем более что на сибирских ГЭС регулярно проводятся спуски при экстренных ситуациях. Надо только точно узнать — на каком сейчас уровне находится вода по отношению к затопленным скотомогильникам. Спустить водохранилище до этой отметки и провести работы по скотомогильникам как положено: в соответствии с СанПиН», — рекомендует эксперт.

ИА «PRESS-LINE», Март 13, 2013, http://www.plotina.net/boges-skotomogilniki-2/

Ученые призывают к археологическому мониторингу зоны затопления БоГЭС

В зоне затопления Богучанской ГЭС необходимо ввести археологический мониторинг на ближайшие десять лет. Об этом корреспонденту <Байкал 24> заявил экс-ректор Красноярского государственного педагогического университета, археолог с мировым именем Николай Дроздов. По его словам, появление искусственного моря уничтожило множество ценных памятников: форсированные раскопки не позволили спасти все.

Теперь, когда водохранилище Богучанской ГЭС заполнено до первой проектной отметки, его берега надо тщательно исследовать, так как там могут быть вымыты новые артефакты.

<Так уже было на Красноярском водохранилище, — говорит Дроздов. — Именно таким способом мы получили знаменитую стоянку Куртак>.

Проблема в том, кто будет финансировать такой мониторинг.

По мнению Дроздова, нести эту нагрузку на себе должен инвестор строительства Богучанской ГЭС, сообщает «Байкал24».

Можно напомнить, что на состоявшемся в пятницу в Красноярском педагогическом университете круглом столе по Нижнему Приангарью аналогичное предложение выдвинул Виктор Леонтьев, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. По его словам, размытие береговой линии Богучанского водохранилища постоянно будет угрожать уничтожением все новым и новым объектам исторического и культурного наследия. В связи с этим участникам круглого стола, организованного красноярской экологической организацией <Плотина>, было предложено подготовить обращение в соответствующие государственные органы о необходимости создания комиссии для мониторинга состояния таких объектов, находящихся в зоне риска.

Февраль 19, 2013, http://www.plotina.net/boges-drozdov-monitoring/

Экологи подвели свои итоги первого этапа освоения Нижнего Приангарья

Сегодня, 22 марта, во Всемирный день воды экологи из красноярской экологической организации <Плотина>, Алтае-Саянского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF России), международной коалиции <Реки без границ> и Бурятского регионального объединения по Байкалу представили совместный доклад, посвященный подведению социально-экологических итогов реализации первого этапа инвестиционного проекта <Комплексное развитие Нижнего Приангарья>, в рамках которого происходила достройка Богучанской ГЭС.

Совместный доклад стал логическим завершением работы круглого стола <Проблемы устойчивого развития Нижнего Приангарья>, прошедшего месяц назад в Красноярске. Освоение Нижнего Приангарья — самый громкий инвестиционный проект Красноярского края, но одновременно и самый проблематичный. <Визитная карточка> этого проекта — Богучанская ГЭС — уже включена Всемирным фондом дикой природы (WWF) в международный <черный список> семи наиболее проблемных современных гидроэнергетических проектов. Эксперты WWF России также единодушны в том, что строительство и запуск Богучанской ГЭС являются ярким примером экологически безответственного использования водных и лесных ресурсов.

Однако Богучанская ГЭС — это только одна, пусть и самая известная, из <горячих> точек освоения Нижнего Приангарья. Представленный в совместном докладе экологов краткий анализ итогов первого этапа инвестпроекта <Комплексного развития Нижнего Приангарья> показывает, что эффективность и устойчивость всего проекта в целом находятся под большим вопросом. Авторы представленного доклада сходятся на том, что по мере реализации проекта промышленного освоения Нижнего Приангарья объем его экологических, социальных и экономических рисков только нарастает.

<Происходящее на наших глазах освоение природных богатств Нижнее Приангарья — яркая демонстрация того, что предпочтение отдается стратегии быстрого обогащения с урезанием всех побочных расходов, не относящихся напрямую к извлечению прибыли, — считает один из авторов доклада, российский координатор международной коалиции <Реки без границ> Александр Колотов. — Наглядный пример тому — вся история с затоплением памятников историко-культурного наследия Сибири, когда даже усилия министра культуры РФ не сподвигли кипрских владельцев Богучанской ГЭС раскошелиться на спасение археологических объектов или просто передвинуть срок наполнения водохранилища>.

<Наша организация занимается проблемами Нижнего Приангарья уже более четырех лет, и за это время был накоплен большой материал по вопросам планирования, экологической безопасности, нормативного регулирования инвестпроектов, — говорит составитель доклада Алексей Колпаков, председатель красноярской экологической организации <Плотина>. — Наш анализ показывает, что инвестиционные вливания и эффективность данного проекта с трудом соотносятся друг с другом. Надеюсь, что этот доклад будет услышан властью и инвесторами — ведь от этого зависит не только судьба отдельных проектов в Нижнем Приангарье, но и будущее Красноярского края в целом. И я искренне благодарен всем авторам доклада, а также тем, кто принимал активное участие в наших обсуждениях>.

Март 22, 2013, http://www.plotina.net/np2013/

Депутаты признали наличие ошибок в ходе освоения Нижнего Приангарья

В Кежемском районе побывала представительная делегация Законодательного Собрания Красноярского края. Члены комитета по природным ресурсам и экологии и комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества обсудили проблемы, связанные с реализацией инвестиционного проекта в Нижнем Приангарье, в том числе и вопросы, касающиеся подготовки ложа водохранилища Богучанской ГЭС.

Как сообщает пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края, сначала депутаты посетили некоторые дома, построенные по программе переселения из зоны затопления Богучанской ГЭС. Многие кодинцы жаловались на низкое качество жилья, особенно это заметно зимой, когда температура воздуха в квартирах ниже нормы. Следует отменить, что представители краевых и муниципальных властей подтверждают эти многочисленные факты.

В городе Кодинске состоялось совместное выездное заседание двух комитетов. Первый вопрос повестки — о ходе строительства объектов, реализуемых в рамках региональной программы <Зона затопления Богучанской ГЭС, Красноярский край>, утверждённой постановлением Правительства края.

С докладом выступил министр экономики и регионального развития Красноярского края Анатолий Цыкалов. Он сообщил: <Подготовка водохранилища была синхронизирована со строительством самой БоГЭС. Осенью прошлого года подготовка ложа была завершена, что позволило в это же время запустить первые гидроагрегаты. Полностью завершено переселение людей из зоны затопления, хотя имеют место низкое качество и недоделки жилья. 5170 человек удалось переселить. Но были и недовольные. Специальная комиссия рассмотрела 234 заявления от граждан. 148 жителям принято решение предоставить жилье, 51 было отказано. Всего по программе предусмотрено строительство 25 объектов, из которых уже введено в эксплуатацию 11 (школа, дороги, детсад и так далее)>.

<Реально сделано очень много по объектам, по схеме выдачи электроэнергии, по зоне затопления, — отметил Александр Симановский, глава комитета ЗС по природным ресурсам и экологии. — Но как депутат, который активно занимался первым этапом развития Нижнего Приангарья, считаю, что могли сделать гораздо больше. Не выполнены некоторые обязательства, которые ставило Правительство края, по проблемам переселенцев из зоны затопления. Это касается жителей Кодинска в деревянных домах и четырёх секциях гидростроителей в доме №308. Люди уже несколько лет мучаются из-за нарушения технологии строительства. Есть вопросы к работе дирекции по комплексному развитию Нижнего Приангарья. Возникшая ситуация говорит об отсутствии контроля и надлежащего спроса с подрядчиков.

Правительство обещает изменить ситуацию в лучшую сторону в этом году. Водохранилище наполнено до отметки в 185 метров. Закрываются все населённые пункты, подлежащие переселению, возникают проблемы у поселков Таежный и Недокура. До сих пор не решён вопрос об их транспортной доступности. Учитывая непростую ситуацию с бюджетом края, мы должны как можно скорее снять эту проблему. Есть проблемы и по схеме выдачи электроэнергии с Богучанской ГЭС.

Нам продлили сроки. Но все эти вопросы — уборка леса под ЛЭП, оформление земель — могли быть решены в спокойной обстановке год или два назад. Правительство обещает разрешить проблемы к концу этого года. Надеюсь, что все планы и обещания исполнительной власти края будут выполнены. Не стоит забывать и о том, что федеральная власть уделяет огромное внимание освоению Нижнего Приангарья>.

На заседании было сказано, что на устранение всех недоделок в жилых домах потребуется более 40 миллионов рублей.

<Если говорить о качестве жилья, то все недоделки должны быть устранены за счет строителей, — заявил вице-спикер ЗС Алексей Клешко. — Невозможно платить дважды за одну и ту же работу, отрывая средства от других территорий. Ответственность должны нести и заказчики, которые от имени государства ставили подписи и принимали дома. Конкретные чиновники должны конкретно отвечать>.

<Главный вывод, который я делаю после не первой поездки сюда, заключается в следующем: несмотря на масштабность и огромное значение этого проекта для развития края и страны, проявляются проблемы управления, не обеспечивается комплексность задач, — считает заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края Всеволод Севастьянов. — Богучанская ГЭС готова, её надо запускать на полную мощность, а алюминиевого завода нет. Куда подавать мощности? Вроде бы и есть куда подавать, но подстанция <Камала> не готова. Особенно обидно за строительство домов. Выясняется, что специалисты путают элементарные понятия, например, гидроизоляцию с пароизоляцией, а это говорит о квалификации работников и их руководителей. Очень много брака по теплу.

Многие проекты недоработаны. Вообще для нашей страны характерно падение уровня квалификации специалистов. Нам явно не хватает профессиональных строителей.

Уверен, что следует повысить контроль качества выполняемых работ. Тем не менее стройка идёт, трудности преодолеваются>.

Закон сэкономит бюджетные средства

На совместном выездном заседании в Кодинске депутаты рассмотрели законопроект <О признании утратившим силу Закона края <Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС>.

Инициатором принятия этого документа выступил председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский.

<В 2007 году мы принимали этот закон, который касался граждан, проживающих в зоне затопления Богучанской ГЭС, — напомнил он. — Все, кто там проживал и имел собственность, были переселены. У нас остались спорные случаи, когда люди не могут подтвердить факты проживания. Есть два пути подтверждения: найти свидетелей либо через решение суда. Были недовольные. Они обращались в суды различной инстанции, вплоть до Верховного. Но везде суды вставали на сторону краевых властей. Почему мы предлагаем принять такой закон? Первое. В тех местах никто не проживает, все поселения затоплены. Второе. Больше нет заявлений на получение жилья. Третье. Есть у нас дирекция, в которой работают 93 человека, на нее из краевой казны тратится в год 45 млн рублей. К концу 2013 года в ней будет уже 25 человек. Четвертое. Бюджет края выделяет более 6 млн рублей на содержание 76 квартир в Ачинске, Кодинске, Шарыпове для переселенцев.

Вывод: принятие этого закона позволит сэкономить немалые средства>.

На совместном заседании двух комитетов депутаты поддержали принятие законопроекта во втором чтении. Документ будет рассмотрен на сессии Законодательного Собрания 4 апреля.

Краю требуется программа территориального развития

В Кодинске на совместном заседании комитета по природным ресурсам и экологии и комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества вице-спикер Алексей Клешко поднял вопрос о политике развития территорий Красноярского края.

<Проект освоения Нижнего Приангарья выявляет очень характерную проблему для нашего края — отсутствие программы территориального развития, — подчеркнул он. — Наши населенные пункты не имеют представления о своих перспективах. Краевая власть не выстроила собственной политики. У нас в регионе 32 муниципальных образования, в которых численность населения менее 200 человек. Речь не идет о Таймыре и Эвенкии. У нас в Емельяновском районе есть Михайловский сельсовет, в который включено три поселения, а официально проживает 8 человек. Для организации нормальной жизни надо понимать, какие экономические и социальные проекты позволят людям жить. Депутаты ставят перед Правительством края вопрос о необходимости территориальной политики развития. Такую программу невозможно написать <на коленке>. Судьбу каждого населенного пункта надо решать вместе с его жителями>.

Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края, Март 22, 2013, http://www.plotina.net/boges-zs-kodinsk/

Богучанская ГЭС оказалась не по зубам генпрокуратуре

Генеральная прокуратура России фактически расписалась в собственном бессилии в отношении Богучанской ГЭС. Несмотря на отправленный в правительство РФ два месяца назад перечень нарушений, выявленных при подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС, генпрокуратура РФ не будет предпринимать дальнейших действий в этом направлении, поскольку <вопросы, связанные с деятельностью Правительства Российской Федерации, не являются предметом прокурорского надзора>…

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области 11 января получил заключительный ответ Генеральной прокуратуры на свое заявление от 1.08.2012 о предоставлении информации о проводимых мероприятиях по подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС.

Надзорный орган <в целях разрешения поставленных вопросов направил обращение для рассмотрения по существу прокурору Иркутской области. О результатах будет сообщено прокуратурой области>, — говорится в письме.

Кроме того, в ответе подчеркнуто:

<В части оценки решения совещания у заместителя Председателя Российской Федерации Козака Д.Н. сообщаю, что в соответствии с Федеральным законом <О прокуратуре Российской Федерации> органы прокуратуры в соответствии с их полномочиями осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, а также представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации. Вопросы, связанные с деятельностью Правительства Российской Федерации, не являются предметом прокурорского надзора>.

Валерий Лукин пояснил, что по этому вопросу обращался к Президенту России Владимиру Путину и дважды к Генпрокурору Юрию Чайке. Так, в ноябре 2012 года Уполномоченный повторно просил Генпрокурора уточнить позицию по некоторым вопросам.

В частности, является ли правомерным производство работ по подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС к затоплению на территории Иркутской области при отсутствии положительного заключения Федерального автономного учреждения <Главгосэкспертиза России> на откорректированный технический проект <Богучанская ГЭС на реке Ангара> этап <Водохранилище и охрана окружающей среды> на территории Усть-Илимского района Иркутской области.

Соответствуют ли действующему законодательству решения совещаний у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 22.11.2010 г. о проведении лесосводки и лесоочистки ложа водохранилища Богучанской ГЭС только на специальных участках, а также решение совещания под его же председательством от 07.04.2012г. об исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия, тех объектов, которые не будут спасены до 1 сентября 2012 года?

Кроме того, Валерия Лукина интересовало: когда, кем и в каких количествах газета <Исток> (через которую якобы, производится информирование людей о последствиях затопления ложа водохранилища) распространялась среди населения Усть-Илимского района и г. Усть-Илимск Иркутской области и является ли эта газета официальным изданием. А также были ли проведены общественные слушания по обсуждению материальной оценки воздействия на окружающую среду откорректированного технического проекта в соответствии с требованиями Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000. Уполномоченный попросил Генпрокурора направить в его адрес копии протоколов проведения указанных общественных слушаний.

Кроме того, Валерий Лукин просил сообщить дату подписания Акта готовности ложа водохранилища Богучанской ГЭС к затоплению, в том числе на территории Иркутской области. Поскольку по закону все работы по санитарной подготовке ложа водохранилища к затоплению должны быть закончены не менее чем за один весенне-летний сезон до начала затопления.

Уполномоченный выразил надежду, что при активном участии органов прокуратуры будут безусловно реализованы предложения Президента Российской Федерации В.В. Путина о необходимости строго соблюдения всех экологических требований при реализации данного инвестиционного проекта высказанные им 15 октября 2012г. при вводе первой очереди Богучанской гидроэлектростанции.

Напомним, в августе 2012 года Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин направил обращение Генеральному Прокурору Российской Федерации Юрию Чайке с просьбой ответить на ряд конкретно поставленных вопросов по поводу подготовки ложа водохранилища БоГЭС на территории Иркутской области к затоплению. По итогам его рассмотрения Генпрокуратура провела проверку и направила Уполномоченному итоги. Однако Валерий Лукин остался удовлетворенным только ответом на вопрос о том, что переселение граждан из зоны затопления должно быть только в добровольном порядке, и отчасти тем, что Генпрокуратура, признав нарушения, обратилась в Правительство Российской Федерации по вопросу необходимости соблюдения экологического законодательства при реализации этого инвестиционного проекта, однако каков механизм реализации этого предложения пока неизвестно.

Валерий Лукин считает, что рано ставить точку в вопросе соблюдения законности при подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС к затоплению.

Январь 12, 2013, Информационный центр БАБР, http://www.plotina.net/boges-zatoplenie-genprokuratura-3/

Богучанская ГЭС: омбудсмен требует обеспечить соблюдение прав человека

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин обратился в Контрольное управление Президента Российской Федерации по вопросам деятельности Минрегиона России, Минэнерго России, Минприроды России, Минкультуры России, Ростехнадзора, Роспотребнадзора и Главгосэкпертизы — федеральных органов исполнительной власти, не обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека и гражданина в процессе подготовки к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС на территории Иркутской области.

В своем обращении начальнику Контрольного управления Константину Чуйченко Валерий Лукин отметил, что в марте текущего года заказчики и строители Богучанской ГЭС планируют возобновить наполнение ложа водохранилища гидроэлектростанции до отметки 208.0 метра, что позволит обеспечить ее ввод на полную мощность.

Между тем, по данным проектировщиков для выполнения работ, связанных с подготовкой ложа водохранилища БоГЭС к затоплению на территории Иркутской области в соответствии с требованиями законодательства необходимо 9,3 млрд. рублей и работы должны быть закончены в 2012 году. Фактически выделено только 2,4 млрд. рублей. Но даже эти финансовые средства в полном объеме не освоены. Из чего можно сделать вывод, что ложе водохранилища Богучанской ГЭС к затоплению на территории Иркутской области в соответствии с экологическими и другими требованиями не готово, — подчеркивает Валерий Лукин.

По данным вопросам в августе прошлого года уполномоченный обратился к генеральному прокурору Российской Федерации Юрию Чайке. Генпрокуратура направила письмо председателю правительства России о необходимости дополнительной проработки вопроса затопления ложа водохранилища гидроэлектростанции с учетом соблюдения требований экологической безопасности. <Однако до сих пор общественность не информирована о результатах рассмотрения данного обращения>, — отметил Валерий Лукин.

Кроме того, в результате реализации инвестиционного проекта строительства Богучанской ГЭС будет нанесен ущерб лесным, минерально-сырьевым, рыбным и другим видам ресурсов, а также животному миру и охотничьему хозяйству Иркутской области. По оценкам ученых Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, ущерб оценивается в размере около 17 млрд. рублей. Однако кто и каким образом этот ущерб будет компенсировать Иркутской области — неизвестно.

Поэтому уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин обратился к начальнику Контрольного управления с просьбой создать комиссию с привлечением работников аппаратов полномочного представителя президента России в СФО, работников федеральных органов исполнительной власти России, правительства Иркутской области, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, чтобы она рассмотрела весь комплекс вопросов, связанных с необходимостью соблюдения прав и свобод человека и гражданина при подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС на территории Иркутской области.

Февраль 17, 2013, http://www.plotina.net/boges-lukin/

Иркутский омбудсмен о нарушениях прав граждан в зоне затопления БоГЭС

<Плотина.Нет!> представляет вниманию своих читателей выдержки из ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина, где речь идет о соблюдении прав граждан в связи с подготовкой к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС на территории Иркутской области: О некоторых вопросах соблюдения прав граждан в связи с подготовкой к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС на территории Иркутской области Вопросы соблюдения прав граждан в связи с подготовкой к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС на территории Иркутской области в 2012 году находились в поле зрения Уполномоченного.

Этот год был периодом интенсивной (хотя и запоздалой) работы Правительства Иркутской области по организации мероприятий, связанных с подготовкой к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС (далее — БоГЭС), которые необходимо было закончить до 1 января 2013 года. Фактически этого не произошло.

Перечень мероприятий был определен Постановлением Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 года № 219-пп <Об утверждении региональной программы Иркутской области <Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС на 2011-2012гг.> (далее — Программа).

Программа содержит три крупных блока мероприятий: мероприятия, связанные с переселением граждан из зоны затопления; санитарная подготовка ложа водохранилища; мероприятия, обеспечивающие спасение памятников культуры.

В период действия данной Программы в нее шесть раз вносились изменения. Такая правовая нестабильность отрицательно сказалась на сроках и объемах выполнения запланированных мероприятий.

Общий объем финансирования Программы составлял 2441,2 млн. рублей и это при том, что откорректированный технический проект <Богучанская ГЭС на реке Ангара> (этап <Водохранилище и охрана окружающей среды на территории Усть-Илимского района Иркутской области>) (далее — откорректированный технический проект) был оценен проектировщиками РусГидро, ОАО <Ленгидропроект> в объеме 9288 млн. рублей.

Безусловно, недостаточное финансирование откорректированного технического проекта отрицательно сказалось на качестве подготовки ложа водохранилища к затоплению, в соответствии с требованиями природоохранного и культурного законодательства, а также на соблюдении прав граждан, вынужденных переселяться из зоны затопления.

В целях решения проблем переселения людей из зоны затопления БоГЭС, был принят Закон Иркутской области <Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению> (далее — Закон Иркутской области), в который за время его действия пять раз, в т.ч. четыре раза в 2012 году, вносились изменения, направленные на исправление имевшихся ошибок и устранение недостатков, которые были выявлены правоприменительной практикой. Отдельные нормы Закона Иркутской области продолжительное время не действовали из-за больших задержек с принятием Правительством Иркутской области нужных подзаконных актов. Так, например, Постановление Правительства Иркутской области <О реализации статьи 7 Закона Иркутской области <Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению> № 525-пп, было принято 28 сентября 2012 года, т.е. более чем через год после вступления в силу Закона Иркутской области. Правительством Иркутской области до сих пор не установлен перечень объектов недвижимого имущества, которые находятся в зоне затопления. То есть, не определен список граждан, имеющих право на поддержку государства, несмотря на то, что это предусмотрено пунктом 1 части 9 статьи 1 Закона Иркутской области.

Анализируя поступающие жалобы граждан, Уполномоченный считает необходимым внесение изменений в Закон Иркутской области. Изменения должны быть направлены на решение проблем, возникающих у граждан в связи с их вынужденным переселением из зоны затопления (предоставление жилых помещений всем нуждающимся гражданам, а не только собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений по договору социального найма, определение размера предоставляемого жилого помещения с учетом несовершеннолетних детей, независимо от их регистрации по месту жительства, равная защита прав собственников и т.д.).

По данным областного учреждения <Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС>, необходимо переселить 1726 зарегистрированных граждан, проживающих в зоне затопления (поступающие к Уполномоченному обращения граждан говорят о существенном увеличении количества этих граждан), в том числе 318 детей школьного и дошкольного возраста.

В 2012 году было введено в эксплуатацию и приобретено для переселенцев 435 квартир, что заведомо недостаточно. Необходимо еще около 100 квартир. В местах компактного переселения граждан отсутствуют детские сады, а в жилищном комплексе <Луговое> Иркутского района нет поликлиники, что создает определенные трудности для переселенцев.

До настоящего времени не решен вопрос о защите интересов граждан, имеющих земельные участки и строения на левобережной части территории города Усть-Илимска по улицам Набережная и Заводская. По заключению проектировщиков, данная территория входит в зону влияния будущего водохранилища Богучанской ГЭС, поэтому подлежит освобождению от строений. По данным инициативной группы, созданной горожанами для защиты прав граждан, проживающих по улицам Набережная и Заводская, проблема затрагивает интересы около 200 граждан.

Региональной программой Иркутской области <Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС> на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 г. № 219-пп, установлен Перечень жилых домов (жилых помещений), подлежащих расселению в связи с затоплением части территории Иркутской области. В этот перечень включены и жилые дома, расположенные в г. Усть-Илимске по улицам Набережная и Заводская. Но мероприятия по расселению этих жилых домов не проводятся.

Особую тревогу вызывает пренебрежительное отношение заказчика и строителей БоГЭС к вопросам экологической безопасности населения при подготовке ложа водохранилища Богучанской ГЭС к затоплению.

В соответствии с требованиями СП №3907-85 <Строительные правила проектирования, строительство и эксплуатация водохранилища>, все работы, связанные с санитарной подготовкой ложа водохранилища, должны быть закончены не позднее, чем за один весеннее-летний сезон до начала затопления, то есть в 2012 году, однако этого не произошло.

Кроме того, в соответствии с СП №3907-85 проведение сплошной лесосводки и лесоочистки обязательно на всей затопляемой территории, однако она произведена только на четырех специальных участках площадью 427 га, что составляет только 3% от необходимого. Более 1 млн. кубометров деловой древесины уйдут под воду и будут подвержены гниению. Эти и другие факторы, по заключению ученых Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, отрицательно скажутся на качестве воды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Жители г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района до сих пор не информированы об экологических последствиях создания искусственного водохранилища, каким образом и в каких объемах будет компенсирован ущерб окружающей среде в связи с затоплением значительной территории Иркутской области. Откорректированный технический проект и оценка воздействия на окружающую среду в нарушение действующего законодательства не прошли публичного обсуждения.

Работы по подготовке ложа водохранилища БоГЭС к затоплению также проводятся с нарушением законодательства — при отсутствии положительного заключения <Главгосэкспертизы России> на откорректированный технический проект, что в дальнейшем может привести к трагическим последствиям.

Статья 44 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В 2011-2012 годах был проведен комплекс спасательных археологических работ по сохранению памятников культурного наследия, находящихся в зоне затопления. Однако из-за недостатка финансирования, восемнадцать объектов, уникальная историческая ценность которых подтверждена экспертами Минкультуры России, требуют продолжения спасательных работ. Объекты содержат археологические ценности, значимые не только для российского научного значения, но и для мировой культуры в целом. Они могут быть затоплены и физически утрачены для настоящего и будущего поколений.

В соответствии с требованиями Федерального закона <Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации>, деятельность, приводящая к разрушению или уничтожению объектов культурного наследия, запрещается.

Органы исполнительной власти мотивируют свои действия, нарушающие права граждан и нормы законодательства, дефицитом средств.

Но Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно разъяснял, что недостаток финансирования не может служить оправданием нарушения конституционных прав граждан. Уполномоченный считает недопустимым игнорирование государственными органами мнения ученых Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук (Приложение № 13) при принятии управленческих решений, связанных с подготовкой ложа водохранилища Богучанской ГЭС к затоплению.

Эти и другие проблемы, связанные с соблюдением прав граждан, неоднократно поднимались Уполномоченным в обращениях в различные федеральные государственные органы, в том числе, к руководителям государства (приложение № 14, 15, 16, 17). Однако они не получили конкретного решения.

До сих пор нет информации о реакции Правительства Российской Федерации на обращение Прокуратуры Российской Федерации от 12 ноября 2012 года о необходимости возврата к решению вопроса о проведении всех необходимых мероприятий по санитарной подготовке территории затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС с учетом не только минимизации финансовых расходов заказчиков строительства, но и требований экологической безопасности гидроузла.

Президент Российской Федерации В.В. Путин во время пуска первых агрегатов Богучанской ГЭС в техническую эксплуатацию 15 октября 2012 года обратил внимание на необходимость безусловного решения вопросов, связанных с экологической безопасностью гидроузла, а также решения социальных проблем граждан, вынужденных переселяться из зоны затопления. Уполномоченный надеется, что этот сигнал услышат органы государственной власти и местного самоуправления, заказчики и строители БоГЭС, и должным образом отреагируют.

Апрель 3, 2013, http://www.plotina.net/boges-lukin-2012/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *