Опубликовано

Кот Баюн

Образ

Тотеми́зм – включает в себя явление и поныне существующей религиозно-социальной системы, в основании которой лежит культ тотема.

Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.

В научном смысле под тотемом подразумевается класс объектов или явлений природы, которому та или иная социальная группа, род, племя, — оказывают специальное поклонение, с которыми считают себя родственно связанными, и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными тотемами являются животные.

Типы тотемов. В качестве тотема встречаем — ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, но чаще всего — классы животных и растений. Например, североамериканское племя оджибва состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и так далее); в Гане (Африка) тотемами служат смоковница и стебель маиса*. В Австралии, где тотемизм особенно сохранился в своём первозданном виде, вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, к тотему вороны принадлежат — дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев; солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.

Встретив воплощение тотема животного не просто в родовых символах, а в индивидуальном самоназвании реального человека, мы, конечно же, не смогли пройти мимо…

Играя в фольклорном театре русских и славянских сказок «Суряница» персонажа Кота Баюна, Владимир Егоров вдруг понял, осознал в себе новые возможности этого древнейшего мировоззрения, получил свежий взгляд на существующую цивилизацию, а также по-иному увидел себя со стороны.

Вот наша беседа с ним.

– Сразу возникает совершенно детский вопрос: «Почему этот дядя назвал себя Котом Баюном?»

– Вообще, если серьезно, все получилось спонтанно. Образ кота Баюна пришел из глубин осознания русской традиции и, конечно, здесь из ассоциации с волшебным котом в сказке «Лукоморье» Александра Сергеевича Пушкина. Это образ того, кто вокруг дерева ходит по золотой цепи событий, соединяя прошлое и будущее, и рассказывает о том, что нужно воплощать в этой жизни.

– Как он к вам пришел, на каком этапе жизни?

– Неожиданно. У нас удивительная деревня, у нас очень много живёт котов и кошек – около тридцати. Они занимали и занимают важную часть в нашей жизни. Они помогают нам в нашем деле. А дело-то, какое? Это соединяться с природой,  с миром в котором мы живем. Не отрицать, а соединять. Они помогали нам соединяться с природой, не отрицать самих себя и этот мир, а соединяться с ним. Это не все хотят делать.

– Сколько лет вы живёте в своём поселении?

– Тридцать лет!

– Это сейчас тридцать лет, а коту Баюну сколько лет?

– Коту Баюну лет двадцать. В девяностых годах он «выскочил», когда всё рушилось, он появился своевременно. Мы собирались вечером, — я раскрою маленькую тайну, — ставили видеокамеру, я приходил, и мы начинали общаться. Это было совместное избавление от комплексов, с одной стороны – я, Кот Баюн, а с другой – Тридевятое царство. Каждый человек мог раскрыть свои мощные потребности, свои внутренние таланты. И самое главное, не загораживать эти таланты, а объединять их в общем сотворчестве. Вот так появился тот Кот Баюн, ведущий этих вечеров-медитаций.

– Вы были как бы массовиком-затейником?

– Это был совершенно чёткий, совершенно советский и постсоветский массовик-затейник. Это была игра, в которой каждый играл себя.

– У вас тогда капища ещё не было?

– Когда был Кот Баюн, капище-то уже было. Это началось всего двадцать лет назад.

– Применение древнего мировоззрения в быту вашего поселения, оно уже тогда и началось?

– Да, конечно, оно уже пошло. Страшно сказать, нам уже более тридцати лет! До Капища мы возжигали огни, славили наш новый год именно по древним традициям. Но уже лет двадцать назад началась серьезная работа по изысканию данных о наших аутентичных предках.

Меня спрашивают, почему у меня хвостик, — у меня же длинные волосы, — я им и говорю, а как же Кот Баюн без хвоста? Меня недавно одна девушка спросила, не пора ли мне подстричься. Я ей говорю, что не могу этого сделать, потому что я Кот Баюн. Это тот сказочный образ, который не только сопровождает, но и помогает.

Кот БАЮН

– Да и Домовой его закончил и Светочка, и Олег, которые даже были моими студентами на самом деле.

– Вы им уже преподавали?

– Да. У нас была замечательная редакция «За инженерные кадры». Мы сменили это название на «Вестник МЛТИ»*, убрали «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», написали «Конфуций: Только знание — это профессия». Но на этом мы не остановились, у нас появилась кафедра культуры, на которой даже был курс «Сила — в завете предков!». Собственно все с этого и началось…

– Как же это вам разрешили?

– Началась перестройка. И вот под эту прекрасную сурдинку мы стали двигать хорошие идеи. У нас были целые развороты полос, посвященные Вернадскому. Половину нашей газеты увозили в Париж, в Сорбонну. Потом наши газеты передавали папе Римскому, и он ее читал! Потом — в Америку, потому что цикл «русский космизм» первым был — у нас! Мы собирались в нашей редакции и общались на духовные темы — Циолковский, Чижевский Фёдоров, Вернадский, Флоренский. Официально я являюсь членом европейской академии естественных наук. Я был в те времена членом-корреспондентом академии энергоинформационных наук. Но я не выношу это в прессу.

У нас была научная конференция в Московском физико-техническом институте (МФТИ), где мы выступали за запрет ядерных исследованиях на земле. Такое было прекрасное открытое письмо ко всем ученым мира, что нужно прекратить взрывать землю, потому что земля – это живая сущность. Вот с этого мы и начали…

– Но вернемся к образу из сказки.

Взрослый человек, когда он начинает проводить некую рекреационную работу – работу по самовосстановлению – он хочет понять для себя, — или ему выпивать на выходных, или куда-то поехать развлечься…

А вот некоторые начинают обращаться к участию в спектаклях, приобщаться к обрядовости, к образу жизни древних людей. Как вы думаете, что функционально происходит с человеком, когда он во время своего свободного времени, начинает принимать образ какого-нибудь сказочного персонажа? Насколько глубоко отдыхает при этом человек?

– У нас, у русичей, есть очень хороший опыт – скоморошество. Именно скоморохи позволяли человеку проникнуться внутренним образом какого-то героя, который позволял выпутаться из жизненных ситуаций, — это замечательно, когда человек мог посмеяться над самим собой. Это очень тяжело. Мы смеемся над другими. А вот нужно попытаться посмешить себя своим же образом и понять, что в этом образе слабое, и что сильное, чем ты не будет смешить людей.

Сказка – это удивительный мир, который предлагает человеку набор различных образов: сильного и слабого, веселого и незатейливого. Есть разные легендарные образы: это и Иван Царевич, и Царевна лягушка, это и Спящая Царевна — очень актуальный персонаж, это и богатырь, или та же маленькая пиявка, — тоже образ! Среди животных — медведь, волк, лебёдушка, жабка, лягушка, зайчик, лиса, — все эти образы крайне важны в общем потоке жизни. Это — лес, это наша жизнь, Родина, Земля. Дай нам, бог, осознать важность всех ипостасей, которые вбирает наша жизнь. Нужно понять и принять, что каждый герой, — это также способ здоровья.

Я сейчас сделаю официальное заявление – это очень важно, — если половина женщин России признают себя «Царевной лягушкой», то страна подскачет в своем развитии на 50 процентов! И это правда!

У нас много образов. Поэтому каждый человек может найти себе образ, который ему близок, и с помощью этого образа раскрыть в себе глубокий внутренний духовный потенциал. Я ловлю сейчас на мысли, что говорю сейчас как «спаситель»,  — люди ведь пытаются найти себе замену в почитании какого-то спасителя, чтобы не отвечать за свои поступки, за свой род, за свою семью, за свой путь, за свое дело. Как можно что-то изменить, если мы не понимаем?

Был жуткий поступок, когда люди взорвали статую Будды, никто этого даже не заметил… Про нее просто забыли, как будто её и не было. Не нужно забывать о том, что в каждой семье, в каждом роде есть святыня, и что нужно их охранять. У нас недавно было замечательное собрание, и одна совершенно уникальная женщина сказала, чтоб мы запоминали — что наши бабушки поют, записывайте это, вот это важно!

– Любой образ игровой выступает как некая одежда, а внутреннее твоё отдыхает, это ведь что-то вроде тотема? В котором человек отдыхает от ответственности.  Так сложилось – что отдых, отпуск от ответственности – это одна из больших составляющих счастья…

На самом деле хорошо подобранный образ, это не внешний, а глубоко внутренний, например, лягушка. Не Мария Ивановна, — а «лягуха»! Она отделяет пространство, она защищает Марию Ивановну. От этого Марии Ивановне спокойно до какого-то момента. Наступает миг, когда человек максимально надевает эту маску на себя. Эта маска помогает нам просто сэкономить время на том, чтобы сосредоточится на главном, на том, что нам важно, что нам всем нужен свой здоровый род.

– То есть, через этот образ о чем-то попросить высшие силы?

– Да, абсолютно! В этот момент человек может сказать, что он ГОТОВ отвечать за свои поступки и понимать исполнимость загаданного им,  — обязательно исполнится то, что хотела или хочет душа человека. Как в сказке, и только в силу его открытости!

Мир оберега, это мир внутренней силы, который с помощью защиты предков позволяет человеку раскрыть свой творческий потенциал.

Традиция нам оставила огромное количество помощников для обретения нашего счастья. Этническая культура – это понимание гармонии. И каждый, кто прикасается к этому наследию, будь то песня или танец, он понимает, что, исполнив раз, невозможно от этого отречься. Это все равно, что отречься от своих родителей. А, это невозможно, потому что у каждого есть мамы и папы. Есть традиция, она всем говорит, кто твоя мама, — это Родина.

Дай бог, чтобы это умение образного мышления вернулось в каждую семью, к каждому человеку. Образы, они очень разные: вот например  — Баба Яга. Ею может себя почувствовать не каждая женщина. Этот образ подходит здоровым женщинам более старшего поколения, которые уже понимают, что есть «переходы», и как они осуществляются.

Есть у нас маленькие девочки, которые любят играть в Бабу Ягу…

В чем наша прелесть? Мы своим желанием или мыслями никогда не вычеркиваем людей из нашей жизни. Они сами к нам притягиваются сообразно моменту…

Надо людям всегда объяснять, что такое колород. Что такое коло, для человека — это важно, какой бы он ни был национальности. Есть работа Льва Гумилева****, где он написал, что отношение к миру, как постоянно циклически обращающемуся к самому себе, — есть основа. Это  то, что мы можем почувствовать только на земле.

Нам говорят – у вас каждый год одно и то же. Да, действительно, мы сажаем пшеницу, мы её взращиваем, собираем, упаковываем в мешки, а потом опять сажаем. Но при этом мы понимаем, что каждый год есть какое-то особенное событие, например, максимум солнца, жаркое лето. А вот через год — снег не выпал.

– Вот это метро, его линейность, и мешает полноте освежающей природной переменчивости!

– Ты права, именно линейность, навязанные ритмы, перенаселённость мегаполисов всегда мешают людям дышать в полную грудь. Но когда мы живём в повторяющемся природном цикле, мы живём — верно…

С Котом Баюном беседовала Нина Панда…

___________________________________________________________________________________________________________________________

*Смаковница — инжи́р (также известен как фи́гафи́говое деревосмоко́вницасмо́квави́нная я́годаFicus carica L.) — субтропический листопадный фикус. Широко распространён в странах Средиземноморья, на Апшеронском полуострове и в центральных районах Азербайджана.

Инжир — одно из самых древних культурных растений, предположительно — самое древнее.

**Маис (фр. mais, исп. maiz). Растение и семена его, из семейства злаков, растет преимущественно в теплых странах. Иначе называется кукурузой.

*** МГУЛ – нынешний Московский государственный университет леса.

**** Лев Никола́евич Гумилёв (1912 — 1992) — советский и российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка. Основоположник пассионарной теории этногенеза.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *