Опубликовано

ДЕНЬ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОШЕЛ. ПРОБЛЕМЫ ОСТАЛИСЬ

ДЕНЬ

День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности)

Ежегодно 28 апреля в России отмечается День борьбы за права человека от химической опасности или День химической безопасности. Поводом для учреждения данного Дня послужили, к сожалению, трагические события, произошедшие в 1974 году на заводе химического оружия в Новочебоксарске (Чувашия).

Тогда, 28 апреля 1974 года, при выпуске новой партии оружия произошел пожар — на заводе загорелся недостроенный цех <готовой продукции>. Сгорело много авиационных бомб, начиненных опасным и токсичным V-газом, и в окружающую среду попало несколько тонн отравляющих веществ. Лишь по счастливой случайности и благодаря усилиям рабочих эта техногенная катастрофа не приобрела еще большего масштаба — авария не вырвалась за пределы города. Хотя, по оценкам специалистов, последствия данной аварии сравнимы с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Но информация о происшествии и его последствиях, как и о многих подобных авариях на химпроизводствах в нашей стране того времени (в Новомосковске, Чапаевске, Сталинграде, Дзержинске), была скрыта от населения, она стала доступна только в 1990-х годах по инициативе экологов и природоохранных организаций. Но и до сегодняшнего дня последствия этой аварии не получили объективной медицинской научной оценки.

Впервые День борьбы за права человека от химической опасности отмечался 28 апреля 1997 года по инициативе российской общественной экологической организации Союз <За химическую безопасность> в память о трагических событиях в Новочебоксарске. В последующие годы этот день стал отмечаться как День химической безопасности. Его цель — прежде всего, критический анализ взаимодействия человека с <химией> — и опасной, и полезной.

Обеспечение химической безопасности страны (как людей, так и природы) — это одна из главных общегосударственных задач, без решения которых невозможна реализация любых проектов, направленных на улучшение качества жизни людей. Поэтому необходимо проводить независимую оценку: воздействия на окружающую среду загрязнений химической природы, здоровья людей, пострадавших и страдающих от химических загрязнителей, химической загрязненности отдельных территорий и продуктов питания, уровня химической безопасности предприятий и т.д.

По случаю же Дня химической безопасности природоохранными и экологическими организациями и представителями общественности во многих регионах страны проводятся многочисленные экологические акции, семинары, демонстрации, пикеты, пресс-конференции, информационные кампании в СМИ и другие мероприятия.

Темы, освещаемые на данных мероприятиях: <За химическую безопасность>, <Химическое оружие: история, экология, политика>, <Необъявленная химическая война в России: политика против экологии>, <Биологическое оружие — оружие XXI века>, <Токсичные вещества и здоровье>, <Химия и жилище>, <Химия и права человека> и другие.

Не ограничиваются они только просветительской и информационной деятельностью, а, например, проводят сбор подписей в адрес президента и Госдумы РФ с конкретными предложениями по законодательному обеспечению права на жизнь людей в окружающей среде, свободной от вредной для здоровья человека и природы <химии>.

Еще одной важной и большой экологической проблемой для нашей страны является уничтожение старого химического оружия. Особенно это актуально для жителей населенных пунктов, где оно хранится с давних времен и уничтожается сегодня. Ведь остановленные военные предприятия, в советские времена занимавшиеся производством химоружия и взрывчатых веществ и заброшенные потом, сегодня угрожают нескольким регионам России. А их ликвидация требует колоссальных затрат и, следовательно, не всегда производится своевременно.

Поэтому каждый год в День химической безопасности экологические и природоохранные организации также проводят встречи с работниками химического производства в местах производства и хранения химоружия, организуют встречи с представителями власти и СМИ. Чтобы еще раз напомнить о том, к каким последствиям могут привести техногенные катастрофы на химических и военных предприятиях, и призвать ответственные лица к возможности получения от них открытой и доступной информации о таких чрезвычайных ситуациях. Ведь право людей на жизнь в безопасной окружающей среде гарантировано Конституцией РФ.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/3069/

ДЗЕРЖИНСК

Беспризорная химия

Ежегодно 28 апреля в России отмечается День химической безопасности. Поводом для учреждения этого дня послужили трагические события, произошедшие в 1974 году на заводе химического оружия в Чувашии. Тогда на заводе загорелся цех, в котором были авиационные бомбы, начиненные опасным и токсичным газом. В результате в окружающую среду попало несколько тонн отравляющих веществ. Дзержинск некогда славился как столица российской химии. И хотя сегодня в городе гораздо меньше химических предприятий, чем в былые годы, тем не менее проблема химической безопасности актуальна и сегодня. День химической безопасности в Дзержинске отмечен рабочей встречей депутатов Городской думы и экологов. Причем, встреча прошла, что называется, на открытом, но отнюдь не чистом, воздухе. Да и повод был не из приятных. Кроме 26 официальных свалок, отстойников и шламонакопителей, находящихся на территории города, есть и немало неучтенных источников загрязнения окружающей среды. Один из них — озеро Щелоково в районе завода «Заря». Между тем, в результате проведенных обследований донных отложений, в этом водоеме были найдены кадмий, свинец, никель, цинк и мышьяк. А ведь это — место отдыха многих рыбаков и охотников, которые употребляют в пищу свои трофеи. Немало горожан отдыхают здесь семьями, совершенно не задумываясь о последствиях.

Еще один подобный водоем находится в районе поселка Свердлова. В народе его называют мыльным озером. На первый взгляд — тишь да благодать. Однако, и здесь скрывается достаточное количество элементов таблицы Менделеева. Кроме того, прилегающая к озеру территория годами захламлялась промышленными и бытовыми отходами. И такие «неучтенные» свалки «прячутся» практически по всему городу. Хотя широкую известность, а также финансирование на ликвидацию, приобрели лишь 26 из них. В их числе — «черная дыра», «белое море» и полигон захоронения симазинов. Между прочим, все выявленные в водоемах и свалках загрязняющие вещества относятся к 1-2 классам опасности. На одном из ближайших заседаний комитета по экологии депутаты намерены вплотную рассмотреть эту ситуацию. Так что может быть и властям следует обратить на это должное внимание. А то ведь неизвестно — когда еще к нам президент приедет…

Татьяна Чвертка, Юрий Бойков, ЗАО Телекомпания «Дзержинск», 29 Апрель 2013, http://dzertv.ru/novosti/besprizornaya-himiya.html

ПУШКИН

Химическая атака в Пушкине

В Пушкине прошел многолюдный митинг, участники которого требовали оперативного решения проблемы с постоянно горящей Волхонской свалкой. В 2011 году тут произошел крупный пожар, и с тех пор свалка время от времени снова возгорается, и ядовитый дым разносится на многие километры.

Особенно часто дымом приходится дышать жителям Красносельского шоссе и поселка Александровская. Волхонская свалка, известная также как полигон «Южный» принимает бытовые отходы южных районов Петербурга и, по мнению специалистов, уже практически выработала свой ресурс и должна быть ликвидирована. Как сообщил местной инициативной группе Михаил Козьминых, председатель Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, на свалке не соблюдается технология захоронения отходов. ЗАО «Завод комплексной переработки отходов», которому принадлежит полигон, уже привлекалось к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По решению Ломоносовского районного суда полигон должен был прекратить прием пищевых отходов. Однако проблема загрязнения воздуха опаснейшими химическими веществами, в том числе «супер ядами» диоксинами, не решается.

Особенно обострилась проблема этой зимой и весной — уже несколько месяцев город Пушкин и южные районы Санкт-Петербурга накрывает волнами дыма со свалки. Горожане неоднократно обращались в органы МЧС, однако пожарные отказались предпринимать какие бы то ни было шаги, мотивируя это отсутствием открытого огня. Даже при видимом невооруженным взглядом открытом огне в МЧС отвечали, что это горят ближайшие к полигону сараи.

Выступавшие на митинге жители отмечали вопиющую абсурдность ситуации. Люди, по сути, живут в условиях «химической атаки», и вся вертикаль власти двух субъектов федерации — города и области — не могут ничего сделать! Это происходит в культурной столице России, в год, объявленный Годом охраны окружающей среды, на фоне многочисленных помпезных экологических форумов, один из которых с участием Д, Медведева только что закончился в Петербурге.

В резолюции участники митинга потребовали от власти:

— незамедлительно заставить владельцев свалки ликвидировать очаги возгорания;

— обязать пожарно-спасательные формирования МЧС незамедлительно реагировать на обращения граждан и организаций и ликвидировать возгорания на территории полигона;

— начать постоянный мониторинг качества воздуха у полигона «Южный» и оперативно представлять эту информацию гражданам;

— создать межведомственную комиссию при губернаторе Санкт-Петербурга, с участием губернатора Ленобласти, в которую войдут независимые экологи, представители правительства города и области для скорейшего разрешения сложившейся ситуации;

— закрыть Южный полигон для приема всех видов и классов отходов и провести дальнейшую рекультивацию территории полигона.

Резолюция митинга направлена в органы государственной власти, местного самоуправления и надзорные инстанции.

Игорь Ядрошников, 9 апреля 2013 г., http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1365496077.44

СОЛНЕЧНОГОРСК

Убрать химические производства из Солнечногорска

В черте города Солнечногорска уже работают два химических предприятия, входящие в группу компаний <Европласт>:

ЗАО <ЗНП <Сенеж> работает с 2006 года, осуществляет синтез ПЭТФ-гранулята, т.е. сложного эфира, относится к 1-й категории опасности по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; производит ПЭТФ 250 тонн в сутки; в качестве сырья использует терефталевую кислоту (вещество 1-го класса опасности) и этиленгликоль (вещество 3-го класса опасности); в качестве теплоносителя в колонне синтеза использует динил (смесь бифенила — вещества 2-го класса опасности — и дифенилоксида;

ООО <ЗПП <Пларус> осуществляет производство вторичного ПЭТФ-гранулята из бывших в употреблении ПЭТ-бутылок, которые по договорам с полигонами ТБО поступают на предприятие; на территории предприятия производится мытье бутылок с использованием щелочи; работают в основном киргизы. Производство по классификации СанПиН о СЗЗ относится ко 2-му классу опасности, если перерабатывается до 40 тонн мусора (бывшие в употреблении бутылки это и есть мусор, на них имеются и следы органики); или к 1-му классу опасности, если перерабатывается больше 40 тонн в год. ЗПП <Пларус> построен самовольно, работает (по разным данным) с 2009-2010 года и год от года наращивает мощности.

Оба предприятия стоки сливают в городскую канализацию.

На ООО <Лемарк>, химпроизводстве в черте города, в настоящее время идет отладка оборудования. Помимо декоративных плит из слоистого пластика в объеме 6 млн квадратных метров в год там намерены синтезировать фенол-формальдегидную смолу, производство которой (также как и производство других искусственных смол) относится к 1-му классу опасности по классификации СанПиН о СЗЗ. Разрешительную документацию оформляет ООО <РосСтройПласт>, заявленное как предприятие строительной отрасли. Однако на отстроенных производственных корпусах уже нанесен логотип <Лемарк>.

Сразу после запуска ЗНП <Сенеж> в городе начался стремительный рост злокачественных новообразований (ЗН). Конкретно статистику по ЗН Солнечногорская ЦРБ предоставлять отказывается, мотивируя тем, что такая статистика отдельно по городу не ведется. Однако на запрос Солнечногорского телевидения (СТВ) в 2011 году ЦРБ представила цифры роста новообразований по Солнечногорскому району в целом.

Год                       2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010

Новообразования

(кол-во заболеваний

на 1000 жителей)           43,8  43,6    44,2   43,1   43,4   53,7   50,9   52,6   67,8   69,0   83,7

Болезни органов дыхания   418,3  412,0   421,5  411,3  370,8  412,7  399,8  424,9  531,5  496,1  602,5

И даже в таком виде цифры заболеваемости выше, чем в других районах области.

Статистику по смертности от ЗН и числу мертворождений районный ЗАГС предоставлять отказывается.

Действующее законодательство производственный контроль возлагает на сами предприятия-загрязнители. Роспотребнадзор должен выполнять надзорные функции, но в реальности у этого ведомства нет ни достаточного финансирования для проведения полномасштабных заборов проб, ни анализаторов. Так, анализатора терефталевой кислоты нет ни в территориальном отделении Роспотребнадзора, ни в областном. На проведение внеплановой проверки необходимо получить разрешение от Прокуратуры. О проведении внеплановых проверок предприятие-загрязнитель необходимо оповещать заблаговременно. Наказания за экологические правонарушения так малы, что не понуждают предприятия-загрязнители держаться в правовом поле: платить штрафы им дешевле, чем выполнять нормативы. Так, при обнаружении в ходе проверки Росприроднадзором на ЗНП <Сенеж> в 2011 году ряда правонарушений (отсутствие производственного контроля, отсутствие паспортов на отходы производства, отсутствие паспортов на пыле- и газоочистные установки, превышение ПДК вредных веществ в сточных водах после очистки), был наложен штраф 85 тысяч рублей. В то же время ЗНП <Сенеж> выпускает в сутки 250 тонн ПЭТФ-гранулята по отпускной цене 1100-1300 долларов за тонну.

При ночных выбросах или выбросах в выходные и праздничные дни не возможно дозвониться ни в одно надзорное или контрольное ведомство. Взаимодействие с контрольно-надзорными органами сводится лишь к переписке.

Независимая экспертиза общественности не доступна из-за высокой цены. На её стоимость влияет большое количество специфических веществ, выбрасываемых химпредприятием в процессе производства, и, соответственно, потребности в большом количестве специфических анализаторов. К тому же, по сообщению из Росгидромета <единичные замеры не позволят дать оценку уровня загрязнения атмосферного города Солнечногорска. Для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха необходимо выполнить не менее 500 измерений в течение года (зима, лето, осень, весна)>.

Всё это превращает общественный экологический контроль в потенциальную возможность, осуществить которую реально не удается.

Разрешение на размещение химического завода по производству ПЭТФ-гранулята в черте города было получено после сокращения в 2004 году санитарно-защитной зоны в 5-10 раз по сравнению с нормативом главным государственным санитарным врачом Московской области (субъекта федерации), что является превышением должностных полномочий. Для предприятий 1-го класса опасности снижать размер СЗЗ, согласно статье 3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, может только главный санитарный врач РФ или его заместитель.

Практический результат

Принимая во внимание незаконное размещение в г. Солнечногорске химических производств, их пагубное влияние на здоровье жителей, повлекшее стремительный рост онкозаболеваний, отсутствие реальных рычагов для удержания деятельности химпроизводств в рамках экологического законодательства, невозможности адекватного осуществления контрольно-надзорных функций как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности единственно верное решение — закрытие и демонтаж существующих химических производств в черте города и запрет на строительство новых химических производств как в черте города Солнечногорска, так и его окрестностях.

22 апреля 2013 г., https://www.roi.ru/poll/petition/ekologiya/ubrat-himicheskie-proizvodstva-iz-solnechnogorska/

РЯЗАНЬ

Бизнес против жителей: Удастся ли не допустить «перезагрузки» полигона опасных отходов в Турлатово?

Полигон промышленных отходов в поселке Турлатово, расположенный на территории города Рязани, снова становится «яблоком» экологического раздора.

В течение многих лет на свалку на территории бывшего завода «Химволокно» привозили опасные отходы, в том числе, пестициды. Везли их не только из Рязани и области, но и из других регионов России.

Жители поселка Турлатово и близлежащих районов города постоянно жаловались на неприятные запахи и проблемы со здоровьем. Ядохимикаты, просачиваясь в почву, отравили поверхностные и подземные воды.

Благодаря трехлетним совместным усилиям общественности Рязани и областных властей, деятельность полигона в Турлатово была остановлена. «Такого полигона у нас быть не должно. Проблема должна быть решена в пользу горожан», заявил Губернатор Рязанской области Олег Ковалев в июле прошлого года.

А Деев — против!

Тем большим сюрпризом для жителей города и региональных властей стало обращение в октябре 2012 года в Администрацию Рязани одного из бывших владельцев полигона, Валерия Деева, с просьбой разрешить ему (а фактически — возобновить) деятельность на территории комплекса очистных сооружений бывшего ОАО «Рязанское химволокно».

Чем же намерен заниматься на временно закрытом полигоне его потенциальный арендатор? Он планирует собирать и использовать бытовые и промышленные отходы. Часть из них будет обезврежена «методом сжигания и сверхкритического водного окисления», а часть (промышленные отходы 1 — 4 класса опасности) — захоронена в «сооружениях № 1, № 2, № 3». Фактически, если инициатива господина Деева получит «зелёный свет», то полигон, в битве за который было сломано столько копий, вновь начнет свою работу.

Будет не лишним вспомнить, что в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 года, для промышленных отходов установлено 5 классов опасности в зависимости от степени их воздействия на окружающую природную среду. Отходы I класса классифицируются как «чрезвычайно опасные».

Они необратимо разрушают экологическую систему, не оставляя ей никакого шанса на восстановления.

IV класс промотходов считается «малоопасным», а степень их вредного воздействия на окружающую среду — «низкой». Но и после такого воздействия природе требуется не менее трех лет, чтобы «зализать раны».

Город не хочет

Муниципальные власти далеко не в в восторге от такой перспективы. Как было заявлено на специальном совещании, прошедшем в начале апреля 2013 года в городской мэрии, администрация Рязани «изначально была против организации подобной деятельности на территории областного центра». Но dura lex, sed lex, как говорили древние римляне. «Суровый закон» обязывает администрацию организовать общественные слушания, на которых будет рассмотрено заявка Валерия Деева. В полном соответствии с «Порядком организации общественных обсуждений о намечаемой хозяйственной деятельности, которая подлежит экологической

экспертизе», в областном центре откроют общественные приемные, в которых можно будет ознакомиться с проектом «расконсервации» полигона в Турлатово. По предварительному плану, приемные разместятся в префектурах Октябрьского и Железнодорожного районов по адресам улица Введенская, дом 107, и поселок Строитель, соответственно.

Для того, чтобы вновь начать хоронить в окрестностях многострадального поселка (который сегодня, фактически, является городским микрорайоном) опасные отходы, необходимы не только публичные слушания, но и экологическая экспертиза. Для одобрения заявки требуется положительное заключение специалистов по охране природы о том, как данный объект будет влиять на состояние окружающей среды в данном микрорайоне.

Абсолютное «Нет»

Свое категорическое «Нет!» возобновлению работы полигона выразил губернатор Рязанской области Олег Ковалев. Выступая 2 апреля 2013 года на заседании регионального Правительства, он заявил буквально следующее: «Мы боремся за сохранение экологии, против размещения опасных отходов в городе. Три года ушло на то, чтобы закрыть полигон, необходимо стоять до конца в этом вопросе, и я ни при каких обстоятельствах не изменю свою позицию».

На том же заседании глава региона потребовал от министра природопользования и экологии Рязанской области Игоря Авдеева «в кратчайшие сроки» направить соответствующие письма в Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Руководителю мэрии Рязани, Виталию Артемову было поручено подготовить проведение общественных слушаний.

Более того, Олег Ковалев «с высокой трибуны» призвал рязанские общественные экологические организации высказать свою позицию. Которая, как не трудно догадаться, состоит недопущении возобновления работы опасного объекта.

Петиция

Призыв губернатора не остался не услышанным. Уже на следующий день о начале сбора подписей под размещенной в Интернете петицией «Против размещения в Турлатово отходов 1-4 класса опасности» заявил Экологический Рязанский Альянс.

«Чтобы восстановиться от действия отходов 4 класса опасности, природе необходимо 3 года. Ущерб от отходов 1 класса опасности необратим. Размещение таких опасных отходов в черте города, неподалеку от открытого водоема, недопустимо. Валерий Деев, который хочет заняться сбором опасных отходов в Турлатово, руководил уже несколькими фирмами, которые занимались той же самой деятельностью в этом же районе.

Их деятельность признавалась незаконной по решению суда. Мы, подписавшиеся граждане города Рязани, выступаем решительно против размещения промышленных отходов 1-4 класса опасности в Турлатово», говориться в обращении. За два неполных дня под документом «нижеподписались» более 350 человек.

По словам рязанского губернатора, окончательное решение о судьбе полигона будет принимать Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по итогам проведения общественных слушаний.

Остается надеяться, что в Год охраны окружающей среды, которым в России Указом Президента Владимира Путина объявлен 2013-й, решение федеральных чиновников будет в пользу жителей Рязани, а не коммерческих интересов её отдельно взятых предпринимателей.

Виктор ГЛУМСКОВ, 2013-04-05, http://rzn.aif.ru/society/article/33724

ДОКЛАД ВОЗ И ЮНЕП ОБ ЭНДОКРИННЫХ РАЗРУШИТЕЛЯХ

Вышел в свет доклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и ЮНЕП, представляющий собой  обновленный вариант  обзора, выпущенного в 2002 году и содержащего оценку научных  исследований по химическим веществам, представляющим опасность  для  эндокринной системы человека. В докладе подчеркивается необходимость принятия срочных мер на глобальном уровне для решения проблем, связанных с воздействием определенных химических веществ на эндокринную систему.

В сентябре 2012 года на  Международной конференции по регулированию химических веществ  (МКРХВ)  правительства, промышленность, международные и неправительственные организации  одобрили заявление о потенциальных негативных воздействиях эндокринных разрушителей на здоровье человека и окружающую среду и о необходимости защитить здоровье людей и экосистемы, в особенности наиболее уязвимые группы.

На конференции было решено включить эндокринные разрушители в список новых возникающих вопросов Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) . К сожалению, прошло уже почти полгода с момента принятия данного заявления, однако, дальнейшие шаги, связанные с разработкой плана действий по химическим веществам, разрушающим эндокринную систему человека, предпринимаются крайне медленно. Данный доклад ВОЗ и ЮНЕП вышел в свет с большим опозданием. Организациям, участвующим в его подготовке, следует теперь обратить внимание не столько на обновление новой версии доклада, как требовали делегаты МКРХВ, сколько на подготовку плана действий, необходимого для решения проблем, связанных с воздействием эндокринных разрушителей на здоровье.

В докладе ВОЗ-ЮНЕП отмечаются три основные проблемы:

— быстрый рост заболеваний, связанных с нарушениями эндокринной системы;

— рост числа данных, доказывающих воздействие эндокринных разрушителей на дикую природу;

— идентификация химических веществ, связанных с заболеваниями эндокринной системы.

Согласно научным данным, около 800 химических веществ могут причинять вред рецепторам гормонов, синтезу гормонов и преобразованию гормонов. Тем не менее, лишь небольшая часть этих химических веществ была исследована в тестах, способных идентифицировать явные воздействия на эндокринную систему.

Скорость, с которой происходит рост заболеваемости в последние десятилетия, исключает генетические факторы в качестве единственного правдоподобного объяснения. Экологические и другие не генетические факторы, включая питание, возраст матери, вирусные заболевания и воздействие химических веществ, безусловно должны рассматриваться и учитываться.

Многочисленные лабораторные исследования поддерживают идею о том, что воздействие химических веществ способствует развитию эндокринных нарушений в организме человека и дикой природе. Наиболее чувствительными окнами воздействия считаются  критические периоды развития, такие как внутриутробное развитие и половое созревание.

Во всем мире наблюдается неспособность адекватно решать основные экологические причины роста эндокринных заболеваний. Многие популяции диких животных были затронуты эндокринными нарушениями с негативными последствиями для роста и размножения. Эти эффекты широко распространены и связано, в первую очередь, со стойкими органическими загрязнителями. Запрет на производство и использование этих химических веществ привел к сокращению воздействия и способствовал восстановлению некоторых популяций.

Согласованные на международном уровне и утвержденные методы испытаний для выявления эндокринных разрушителей охватывают  лишь ограниченный круг известного спектра последствий воздействия  эндокринных разрушителей. Это повышает вероятность того, что многие вредные  воздействия на человека и дикую природу остаются незамеченными.

Важное внимание должно быть уделено использованию различных механизмов для снижения воздействия эндокринных разрушителей. Некоторые инициативы правительств доказали свою эффективность в конкретных случаях, например, запреты и ограничения на использование свинца, хлорпирифоса, трибутилолова, ПХБ и других СОЗ. Это привело к снижению частоты заболеваний у людей и диких животных.

Несмотря на значительный прогресс в нашем понимании проблем, связанных с эндокринными разрушителями, неопределенности и  пробелы в знаниях, по-прежнему, существуют. Эти пробелы в знаниях мешают прогрессу в улучшении защиты населения и животного мира. Необходимы комплексные, скоординированные международные усилия для определения роли эндокринных разрушителей  в ухудшении здоровья человека и состоянии дикой природы.

Краткой содержание доклад ВОЗ/ЮНЕП размещено на сайте:http://www.unep.org/pdf/EDCs_Summary_for_DMs %2_Jan24.pdf

Полный текст доклада размещен здесь: http://www.who.int/iris/bitstream/10665/78101/1/9789241505031_eng.pdf

enwl.bellona@gmail.com, 19 февраля 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *