Опубликовано

ВЕСТИ С КЛИМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕКРЕСТКОВ

Новый орган для <<старых>> дел

Накануне Нового года Президент России подписал Распоряжение <<О межведомственной рабочей группе при Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития>>. Создать такой орган для решения проблемы изменения климата представители общественных экологических организаций призывали руководство страны еще 4 года назад.

*Больше новостей по теме климата и энергетики на нашем сайтеrusecounion.ru*

Согласно Распоряжению Президента РФ, в ближайшие дни должен быть утвержден состав нового <<климатического>> органа. Возглавит межведомственную рабочую группу Советник президента РФ, специальный представитель президента по вопросам климата Александр Бедрицкий.

Как следует из Положения, межведомственная группа <<является координационным органом, образованным в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, общественных объединений, научных и других организаций при реализации государственной политики по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития>>. Ее внутренними задачами являются надзор за воплощением Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденной президентским указом от 1 апреля 1996 года, и Климатической доктрины, принятой в 2009 году и обеспеченной планом реализации в апреле 2011 года. Внешние задачи группы — продвижение соответствующих интересов РФ, в G20, G8 и «объединении БРИКС».

Создание межведомственной климатической рабочей группы на высоком уровне сразу после оглашения <<антиклиматической>> позиции России на конференции ООН в Дохе (отказ от международных обязательств сокращения выбросов парниковых газов и участия в рыночных механизмах их реализации в рамках второго периода Киотского протокола) выглядит странно. <<Коммерсант>> называет новый орган <<углеродным мегарегулятором>> и сообщает, что его создание <<является логическим продолжением амбициозных намерений господина Бедрицкого выстроить внутрироссийское рыночное углеродное регулирование…Согласно плану реализации климатической доктрины, соответствующие финансово-налоговые и экономические меры до 2020 года должно разработать Минэкономики. В министерстве совместно с <<Деловой Россией>> уже подготовили заявку в ЕБРР с целью заручиться финансовой и экспертной поддержкой проекту>>.

Напомним, что свои предложения о создании межведомственного органа для решения проблемы изменения климата представители общественных экологических организаций призывали руководство страны еще 4 года назад. В своей позиции общественные организации-члены РСоЭС еще в ноябре 2008 г. писали <<неэффективным остается межведомственное сотрудничество в области решения проблемы изменения климата и энергоэффективности…Мы считаем, что России необходимо принять активное участие в организации и работе новых финансовых институтов для решения климатических задач: снижения выбросов парниковых газов и адаптации к тем изменениям, которые уже нельзя предотвратить…>>. Так же экологи отмечали необходимость принятия Климатической доктрины — стратегического документа, на основе которого должны вырабатываться планы по снижению выбросов парниковых газов и повышению энергоэффективности.

Однако время, прошедшее с момента одобрения Доктрины российским правительством, можно считать упущенным для России, которая продолжает оставаться крупнейшим <<поставщиком>> выбросов СО2.

<<До сих пор диалога между бизнесом, общественными и научными кругами о климатической политике не было. Это доказывает ситуация, возникшая с Киотским протоколом: так и непонятно, приняли отрицательное решение или решение просто не стали принимать. Давно пора понять: проблемы изменения климата и устойчивого развития — это вопросы не экологии, а экономики. Также это не вопрос газо- и нефтепроводов. И пока в Минэкономики низкоуглеродным развитием занимаются полтора человека, и не появится министерства энергетики и климата, мы будем оставаться на периферии передовых тенденций»,— говорит в интервью <<Коммерсанту>> руководитель рабочей группы по климату РСПП Михаил Юлкин.

По словам Ольги Сеновой, руководителя Климатического секретариата Российского социально-экологического союза, можно порадоваться, что реализовано наше предложение о создании Межведомственного органа по проблеме изменения климата, с которым мы выступали сразу после конференции ООН СОР-14, то есть 4 года назад. Возможно, это поможет преодолеть барьеры между Минприроды. Минэкономразвития, Минфином и другими министерствами и ведомствами в решении вопросов снижения выбросов. К сожалению, пока мы не видим связи <<климатических действий>> с развитием энергетики, которая по прежнему ориентирована на углеродные источники. Хочется надеяться, что Межведомственная рабочая группа определит четкую связь между снижением выбросов парниковых газов, развитием энергоэффективности и внедрением возобновляемых источников — не на словах, а в цифрах и планах действий.

enwl.bellona@gmail.com, 23 января 2013 г.

Обращение Климатического секретариата РСоЭС в Минприроды по проекту Указа <<Об уровне выбросов парниковых газов>>.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность разместило на своем сайте Проект указа Президента РФ <<Об уровне выбросов парниковых газов>>.

Климатический секретариат РСоЭС обратился в Минприроды с таким комментарием по проекту Указа: Климатический секретариат Российского социально-экологического союза поддерживает важность принятых в России в последние годы нормативных актов — Климатической Доктрины РФ и Комплексного плана реализации Климатической доктрины РФ на период до 2020 года. Считаем важным факт закрепления Указом конкретных цифр по обеспечению уровня выбросов <<не более 75 процентов от уровня выбросов 1990 года>>.

Однако в проекте Указа отсутствует уточнение, которое указывало бы на место лесов в системе учета парниковых газов. В случае, если заданная документом цифра формируется с учетом поглощения лесами, то фактически это означает рост уровня выбросов по сравнению с 1990 годом, что является негативным экологическим фактором и существенно снижает роль России в международном климатическом процессе. Подчеркиваем, что экосистемная функция лесов по увеличению стока углерода является одним из эффективных механизмов, не требующим существенных бюджетных вливаний. При этом меры сохранения лесов могут стать также важным решением проблемы устойчивого лесопользования для местных сообществ и коренных малых народов.

Считаем, что Россия может разработать отдельную национальную цель по поглощению СО2 лесами и сохранению климаторегулирующих функций лесов, которая бы стимулировала устойчивое и экологически грамотное ведение лесного хозяйства в долгосрочной перспективе.

В случае принятия Указа <<Об уровне выбросов парниковых газов>> в нынешнем виде без уточнения об учете поглощения парниковых газов лесами, возникает возможность двусмысленного толкования, что может иметь коррупционные последствия.

Исходя из вышесказанного, считаем необходимым в пункте 1а) проекта Указа в конце текста включить уточнение <<(без учета поглощения парниковых газов лесами России)>>.

Также предлагаем более четко определить в Указе дату остановки роста выбросов, соответствующую достижению заявленной национальной цели 40% снижения энергоемкости экономики за 2007-2020 гг.

Представители Российского социально-экологического союза готовы поддерживать Указ с учетом предлагаемых нами <<лесных поправок>>.

Выражаем готовность принять участие в предусматриваемой Указом разработке плана действий и целевого показателя по лесам.

rseu.climate@gmail.com, 27 марта 2013 г.

Беларусь даст правовую оценку принятому в Дохе решению по климату

Беларусь даст правовую оценку решению, принятому в Дохе на конференции по климату. Такую точку зрения высказал сегодня на пресс-конференции заместитель начальника главного управления многосторонней дипломатии, начальник управления экономического сотрудничества и устойчивого развития Министерства иностранных дел Беларуси Юрий Ярошевич.

Беларусь планировала участвовать во втором периоде обязательств Киотского протокола, но переговоры, которые проходили во время XVIII Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, обернулись неожиданным образом. «Наши оценки показывают, что решение, принятое в Дохе, не позволит Беларуси принимать участие в торговле квотами на выбросы в рамках Киото-2, потому что мы и ряд государств-партнеров не будем иметь эти квоты. А если чего-то нет, то этим, очевидно, невозможно торговать», — пояснил Юрий Ярошевич. Так, в соответствии с новыми правилами участники Киотского протокола фактически не смогут наращивать выбросы парниковых газов, а это не приемлемо для Беларуси.

Как рассказал начальник управления, совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также государствами-партнерами, которые поддержали Беларусь в Дохе, проводится правовая оценка принятых на конференции решений на предмет того, что они соответствуют формату и действительно были приняты путем консенсуса.

«Рано говорить, к какому выводу мы придем, так как находимся в самом начале пути, но могу отметить, что в Беларуси тщательно анализируется принятое на конференции решение с разных точек зрения, в том числе с финансово-экономической, правовой, экологической и даже внешнеполитической с акцентом на влияние решения по Киото-2 на наши планы по росту национальной экономики», — отметил Юрий Ярошевич. Он также добавил, что вскоре в МИД планируется провести четырехсторонние консультации экспертов Беларуси, России, Украины и Казахстана. «Цель этой консультации — выработать согласованную позицию по решениям, принятым на последней конференции в Дохе, определить их соответствие национальным интересам Беларуси. Как по итогам этих консультаций, так и по результатам работы, которую проводят органы государственного правления республики, будет принято решение о целесообразности участия Беларуси во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу», — рассказал представитель МИД.

«В целом хочется отметить, что в контексте сохранения климата значение Киотского протокола продолжает снижаться. На конференции были зафиксированы обязательства в отношении менее чем 40 стран, которые на самом деле покрывают лишь 15% эмиссии, отсутствуют обязательства в отношении развивающихся стран, многие из которых выбрасывают гораздо больше парниковых газов, чем Беларусь, тем самым способствуют своему экономическому росту и конкурентным преимуществам по сравнению с нами», — отметил Юрий Ярошевич.

Он также отметил, Беларусь придает первостепенное значение международному сотрудничеству, направленному на борьбу с изменением климата. «Мы заинтересованы в сбалансированных и эффективных многосторонних климатических механизмах, отвечающих интересам всех государств, включая страны с переходной экономикой. И это не просто слова, об этом говорят дела белорусской экономики, так, по снижению энергоемкости ВВП мы ставим поистине рекордные результаты», — подчеркнул начальник управления.

Белорусская делегация в составе представителей МИД, Минприроды и группы национальных экспертов принимала участие в XVIII Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и 8-м совещании сторон Киотского протокола Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которые проходили с 26 ноября по 7 декабря 2012 года в Дохе. Главная задача переговоров заключалась в подведении итогов по определению долгосрочных мер сотрудничества в области климата и запуске второго периода обязательств по Киотскому протоколу, старту переговоров по согласованию нового всеобъемлющего климатического соглашения на замену Киотскому протоколу, которое должно вступить в силу к 2020 году.

Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата вступил в силу в 2005 году. Он направлен на борьбу с глобальным потеплением и заключается в обязательствах развитых стран по сокращению выбросов в атмосферу, а также рыночные механизмы их выполнения. Первый период обязательств по протоколу закончился 31 декабря 2012 года. На конференции в Дохе страны-участницы проголосовали за продление действия Киотского протокола до 2020 года.

enwl.bellona@gmail.com, 18 января 2013 г.

Эксперты РФ, Белоруссии и Казахстана выработали пакет мер по Киото-2

Эксперты из РФ, Белоруссии, Казахстана и Украины на прошедшей в Минске встрече разработали пакет мер для обеспечения интересов стран относительно второго периода обязательств по Киотскому протоколу, сообщил начальник отдела многостороннего сотрудничества в области окружающей среды департамента международных организаций МИД РФ Олег Шаманов.

21-22 января, 2013 года в Минске по инициативе белорусской стороны прошли консультации экспертов четырех стран с целью анализа итогов сессии переговоров ООН по проблеме изменения климата, которая прошла в конце 2012 года в столице Катара Дохе.

Итоговый пакет решений, включавший поправку к Киотскому протоколу, официально запускающую второй период действия соглашения, тогда был принят вопреки заявленным протестам РФ, Белоруссии и Украины.

«Собравшиеся в Минске представители стран на основе проведенного анализа условились о задействовании целого спектра мер для обеспечения интересов России, Белоруссии, Казахстана и Украины как на национальном и региональном уровне, так и в рамках международного формата», отмечают Олег Шаманов.

По его словам, участники консультаций «разделяют общее мнение о том, что на заключительном этапе конференции был допущен целый ряд нарушений процедуры и практики ведения переговоров и проигнорировано мнение не одной страны, а группы стран». В итоге пакет документов был утвержден «со ссылкой на имеющийся консенсус, что не соответствует действительности», подчеркнул эксперт.

«Разумеется, все это не может не иметь последствий для принятия сторонами решений о том, принимать или не принимать дохийскую поправку. Целесообразность принятия поправки в том виде, как она была «продавлена», для нашей группы стран практически равна нулю», — сказал Шаманов.

Шаманов также напомнил, что РФ неоднократно выражала крайнюю обеспокоенность нарастающим уровнем «правового нигилизма» в рамках переговорного процесса.

«Эту ситуацию нельзя оставить без внимания. Если не принять радикальные меры по исправлению этих негативных тенденций, все это может самым негативным образом повлиять на перспективы разработки и принятия нового всеобъемлющего климатического соглашения, которое должно быть разработано к 2015 году», — подчеркнул представитель МИД РФ.

Для справки: Россия, наряду с Японией и Новой Зеландией, ранее официально заявляла об отказе от участия во втором периоде обязательств Киотского протокола. После принятия поправки в Дохе некоторые эксперты заявляли, что от ее ратификации и участия во втором периоде могут отказаться, в частности, Белоруссия и Казахстан.

enwl.bellona@gmail.com, 1 февраля 2013 г.

Четыре страны против поправки

Россия, Беларусь, Украина и Казахстан запланировали четырехсторонние встречи для выработки согласованной позиции о втором периоде Киотского протокола.

Страны недовольны поправкой, принятой на конференции ООН по климату в Дохе (не превышать средний уровень выбросов 2008 — 2010 гг. в период 2013-2020).

Общественные экологические организации призывают государства не рассматривать климатическое соглашение, как механизм получения выгоды: отказаться от использования старых квот на выбросы и взять более сильные обязательство по снижению выбросов.

Напомним, что на конференции в Дохе страны-участницы климатической конвенции проголосовали за продление действия Киотского протокола до 2020 года, также были согласованы правовые требования, которые позволят Киотскому протоколу продолжаться. Согласно новым правилам, странам, взявшим обязательства, разрешается переносить имеющиеся в Реестре стран единицы от проектов МЧР и ПСО первого периода Киотского протокола, но в количестве не более 2,5% от установленного количества страны-приобретателя в первом периоде обязательств. Пункт G <киотской> поправки требует от стран с обязательствами по Киотскому протоколу в среднем за 2013 -2020 гг. не превышать уровень выбросов 2008 — 2010 гг.

Этот факт поставил Украину, Беларусь и Казахстан, в очень сложное положение. Четыре <постсоветские> державы недовольны поправкой. По словам начальника управления экономического сотрудничества и устойчивого развития Министерства иностранных дел Беларуси Юрия Ярошевича, принятые правила <не оставляют никаких возможностей для роста экономики стран с переходной экономикой и не соответствуют принципам Конвенции>. По мнению чиновника, принятое в Дохе решение, блокирует стимулы и мешает использованию рыночных инструментов.

Интересно, что еще в декабре прошлого года официальные представители Беларуси и Украины заявляли о твердых намерениях по поводу присоединения к КП2.

Сегодняшняя же их риторика практически полная калька позиции России, заявляющей, что Киотский протокол утратил свой смысл.

Украина теоретически могла бы компенсировать свои избыточные выбросы в 2013-2020 гг. за счет квоты, перенесенной из первого периода обязательств. Но требование Украины о полном, нелимитированном переносе <горячего воздуха>, вызывает протесты со стороны европейских государств, по их мнению, оно противоречит утвержденному тексту Киотского протокола.

Экономический рост и переход на уголь для замещения дорогого и конфликтного российского газа создают дополнительные препятствия для участия Украины в климатическом соглашении. Для их решения государству нужно усилить цель по снижению выбросов, ускоренно повышать энергоэффективность и развивать возобновляемую энергетику, что возможно только при поддержке Евросоюза. Россия, выразившая сомнение в легитимности поправки по КП еще в Дохе, в отличие от Украины, Беларуси и Казахстана, со своей увесистой подушкой квот и возможностями для снижения выбросов вряд ли будет говорить об угрозах от поправки для экономического развития страны. Если бы инвестиционная составляющая действительно интересовала нашу страну, она вряд ли отказалась бы от возможности реализации проектов ПСО.

Беларусь и Казахстан в отличие от Украины и России не имеют увесистой «подушки безопасности» в виде остатка квот от первого периода. Странам вряд ли удастся добиться, уровня выбросов ниже 2008-2010. Именно этот факт может превратить их в потенциальных <нарушителей> <дохийской> поправки. Участие в Киотском протоколе, по мнению экспертов, хорошо для них в основном с точки зрения международных процессов, которые напрямую не связаны с климатом, скорее для имиджа страны и возможной партнерской помощи. Поэтому, велика вероятность, что Казахстан и Беларусь присоединятся к России и будут участвовать в протоколе без обязательств.

По сообщениям СМИ, Казахстан, как и планировал, с 1 января 2013 г. первым среди стран СНГ запустил национальную систему торговли квотами, включающую 178 компаний. Беларусь в 2014 собиралась делать пилотную версию. Как будут развиваться события с углеродными рынками этих стран в связи со сложным положением в отношении второго периода КП, пока неясно.

По мнению экспертов, протест <группы четырех> против поправки к Киотскому протоколу на общий результат вряд ли повлияет. Киотская поправка вступит в силу после ратификации 3/4-ями стран-участниц. По мнению представителей общественных экологических организаций, нашим странам стоит помнить не только об экономических преференциях, которые можно получить от климатического соглашения, а о более важной его миссии — сокращении выбросов парниковых газов для снижения влияния проблемы изменения климата на окружающую среду и Человечество.

rseu.climate@gmail.com, 20 февраля 2013 г.

ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ ПО КЛИМАТУ

Разработан проект Стратегии Кыргызской Республики по адаптации к изменению климата до 2020 года, предусматривающий адаптационные меры по основным секторам: водные ресурсы, сельское хозяйство, здоровье населения, климатические чрезвычайные ситуации, лесные ресурсы и биоразнообразие.

За последние десятилетия изменение климата и его последствия для окружающей среды, экономики и общества стали одними из наиболее актуальных глобальных проблем международного сообщества. Согласно выводам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), уязвимость стран Центральной Азии, включая Кыргызскую Республику, к изменению климата будет нарастать, усугубляя давление на природные ресурсы и окружающую среду, связанное с ускоренной урбанизацией, индустриализацией и экономическим развитием. Изменение климата ведёт к ослаблению продовольственной безопасности, ставит под вопрос обеспечение бесперебойного водоснабжения, неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья населения. Многие страны уже начали подготовку к воздействию изменения климата через разработку специальных стратегических документов и реализацию, так называемых <<адаптационных>> мероприятий. Особенностью Кыргызстана являются довольно жесткие экстремальные природные условия и высокая уязвимость горных экосистем. Экспертный анализ определяет ситуацию в Кыргызской Республике как критическую с точки зрения перехода к необратимым климатическим изменениям. Предварительные расчеты показывают, что для самых неблагоприятных сценариев изменения климата ежегодный экономический ущерб для республики может составить порядка 1 350 млн. долларов США.

Изменение климата может свести, в конечном итоге, на нет все усилия по повышению уровня жизни, в этой связи разработка и реализация национальной климатической политики, особенно по адаптации к изменению климата, становится настоятельной необходимостью.

Кыргызская Республика присоединилась к международным климатическим документам (Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и Киотский Протокол к ней) и адаптация к климатическим изменениям рассматривается как один из ключевых элементов будущей национальной климатической политики. Однако в отличие от других стран мира, где адаптационные стратегии уже давно разработаны и внедряются, Кыргызстан делает пока только первые шаги в этом направлении. Причин, объясняющих поздний старт в адаптационном процессе много: это и необходимость решения более актуальных экономических и социальных вопросов, а так же низкая информированность лиц, принимающих решения о возможных последствиях изменения климата, как на экономическое развитие, так и на отдельного человека.

Заблаговременные действия в рамках адаптации к изменению климата принесут Кыргызстану заметную экономическую выгоду и позволят свести к минимуму угрозы в отношении экосистем, здоровья человека, экономического развития, собственности и инфраструктуры. Подсчеты затрат на выработку адаптационных мер по предотвращению негативных последствий изменения климата подтверждают, что выгода от принятия разумных решений может быть весьма существенной, а комплексный подход объединяющий науку, технологии, и лица, принимающих решения будет способствовать снижению уязвимости общества и экономики страны к изменениям климата.

enwl.bellona@gmail.com, 27 января 2013 г.

Выбросы СО2 в США снизились до самых низких показателей с 1994 года

Выбросы CO2 в США за последние 5 лет снизились на 13%. Это произошло, в том числе, в результате активизации программ по энергосбережению и двойного увеличения генерирующих  мощностей на основе возобновляемых источников энергии. Об этом сообщается в новом отчете <<Bloomberg New Energy Finance>>.

Даже, несмотря на то, что Конгресс отказался поддержать законодательный акт по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов, США, благодаря инициативам по энергоэффективности и развитию <<зеленой>> энергетики, на полпути к цели, о которой говорил Барак Обама — сокращение выбросов CO2 на 17% к 2020 году по отношению к уровню выбросов 2005 года. <<К концу 2012 года уровень выбросов СО2 по сравнению с 2005 годом сократился на 10,7%>>, — отмечают аналитики Bloomberg.

Производство энергии в США в последнее время претерпевает значительные изменения. В прошлом году уровень использования угля в энергетическом балансе США снизился на 18,1%. Наблюдается также снижение потребления нефти. Во многом это следствие перехода на сланцевый газ. В США в прошлом году 31% всего электричества произвели станции, работающие на природном газе. Но в отчете отмечается и стабильный рост возобновляемых источников энергии. В 2012 году объем инвестиций в возобновляемую энергетику и энергосберегающие технологии в США составил более 44 миллиардов долларов США.

<<Общее потребление энергии упало с 2007 года на 6,4%. Большая часть сокращений выбросов связана с установкой более эффективных систем отопления и охлаждения в офисных зданиях. А в секторе транспорта почти полмиллиона американцев в прошлом году пересели на электромобили и автомобили с гибридным двигателем, что также казалось на сокращении выбросов>>, — говориться в отчете.

forearth@yandex.ru, 6 февраля 2013 г.

Еврокомиссия ищет новые решения для сокращения выбросов парниковых газов.

Европейский комиссар по вопросам климата Конни Хедегорд объявила конкурс на тему сокращения выбросов CO2, они призвала принимать в нем участие всех находчивых и творческих людей, которым не чуждо зеленое мышление.

Конкурс идей «Твой мир» — часть одноименной кампании Еврокомиссии, направленной на сохранение климата.

По словам Хедегорд, конкурс дает людям хорошую возможность сделать для климата что-то хорошее.

Начиная с 11 февраля все граждане и организации ЕС могут в течение трех месяцев направлять на конкурс проекты, которые могут позволить сократить или вовсе прекратить выбросы CO2.

В мае и июне на специальном сайте (http://world-you-like.europa.eu/en/) будут представлены самые творческие и вдохновляющие проекты, которые пройдут первый тур отбора.

Из них отберут десять самых популярных проектов, а затем жюри (под руководством Хедегорд) выберет трех победителей, которых в октябре наградят в

Копенгагене.

Andriy_UKR@i.ua, 11 марта 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *