Опубликовано

ДЕЛА БОЛОТНЫЕ

ЭКОВАХТА ОБРАТИЛАСЬ В СЕКРЕТАРИАТ РАМСАРСКОЙ КОНВЕНЦИИ В СВЯЗИ С КРИТИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ВОДНО-БОЛОТНОГО УГОДЬЯ «ДЕЛЬТА КУБАНИ»

«Дельта Кубани» может стать первым российским водно-болотным угодьем, в отношении которого будет запущена международная процедура, предусмотренная Протоколом Монтре

31 января 2012 г. Экологическая Вахта по Северному Кавказу подала официальное ходатайство в Секретариат Рамсарской конвенции о включении водно-болотного угодья «Дельта Кубани» в Протокол Монтре  — список рамсарских угодий, пострадавших в результате хозяйственной деятельности или находящихся под угрозой. Протокол Монтре  — аналог списка «Всемирное наследие под угрозой!», который ведет Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Механизм Конвенции о водно-болотных угодьях (ВБУ), имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарской конвенции) точно так же, как и в случае с объектами Всемирного природного или культурного наследия, предусматривает мониторинг состояния водно-болотных угодий, признанных международными, и в случае выявления угроз для конкретных ВБУ может быть запущена процедура, предусмотренная Протоколом Монтре.

Данная процедура (в период с 1988 по 2012 г. механизм применялся к 75 рамсарским объектам по всему миру

<http://www.ramsar.org/cda/en/ramsar-documents-rams/main/ramsar/1-31-112_4000_0>) состоит из двух основных этапов — мониторинга проблемного объекта и представления международного экспертного заключения (оказания научно-технической помощи стране-участнице Конвенции) на основе объективных данных мониторинга и анализа информации, которую страна — участница Рамсарской конвенции обязана предоставить по запросу Секретариата. В большинстве случаев процедура подразумевает обследование угодья группой из двух или более экспертов, которые составляют отчет о своих наблюдениях и разрабатывают рекомендации.

Наша страна является участницей Рамсарской конвенции с 1977 года, и за все это время ни в бывшей РСФСР, ни в Российской Федерации (где в настоящее время расположены 35 рамсарских водно-болотных угодий) не было ни единого случая применения Протокола Монтре.  «Дельта Кубани» статет первым российским водно-болотным угодьем, в отношении которого была запущена подобная международная процедура, а Россия станет четвертой страной на постсоветском пространстве после Казахстана, Украины и Грузии, чьи рамсарские водно-болотные угодья станут предметом рассмотрения на международном уровне.

Например, в 2003 году миссия Секретариата Рамсарской конвенции проводила инспекцию водно-болотных угодий Дунайского биосферного заповедника в Украине, где на тот момент прорабатывалось несколько вариантов маршрута судоходного канала Дунай-Черное море непосредственно по территории заповедника. Во многом благодаря принципиальной позиции экспертов миссии, указавших на недостатки каждого из вариантов маршрута и во многом поддержавших украинских «зеленых», выступавших категорически против любого строительства в дельте Дуная,  президентом Украины в 2004 году был подписан указ «О расширении территории Дунайского биосферного заповедника», что стало компромиссом между «зелеными» и лоббистами канала.

А в 2005 году эксперты Рамсарской конвенции вынесли довольно жесткое заключение по поводу строительства нефтяного терминала близ грузинского города Кулеви на побережье Черного моря, указав Грузии на необходимость расширения особо охраняемых природных территорий в болотах Колхидской низменности и в низовьях реки Чорох близ Батуми в качестве природоохранной компенсации за ущерб от «инвестиционного проекта».

Ситуация, сложившаяся в водно-болотном угодье «Дельта Кубани», во много раз более критична, чем при строительстве нефтяного терминала в Кулеви, поскольку речь идет не о каком-то локальном промышленном объекте, а о трансформации ландшафтов и экосистем на площади в сотни тысяч гектаров.

Как сообщала Экологическая Вахта по Северному Кавказу,  наиболее проблемная ситуация сложилась в Ахтаро-Гривенской системе лиманов <http://www.ewnc.org/node/10571>, где в результате инициированной  администрацией Краснодарского края «рыбохозяйственной мелиорации» исчезло несколько десятков лиманов и плесов, а оставшиеся превратились по большей части в безжизненные лужи и зловонные залежи ила.

«Несмотря на исключительную значимость и уникальность водно-болотных угодий в дельте реки Кубань, Российская Федерация не выполняет по отношению к ним своих обязательств в рамках Рамсарской конвенции. Масштабы как законной, так и незаконной хозяйственной  деятельности, ведущейся на территории описываемых водно-болотных угодий, уже таковы, что состояние водно-болотных экосистем уже можно назвать критическим, а в некоторых случаях  — даже бедственным», — говорится в преамбуле обращения Экологической Вахты.

В обращении описываются виды хозяйственной деятельности, наносящие наибольший урон водно-болотным экосистемам «Дельты Кубани»: помимо строительства каналов, это добыча и переработка нефти и газа (в ряде случаев совершенно незаконная), превращение природных водоемов в пруды для разведения рыбы, сбросы из рисовых систем неочищенных стоков с пестицидами и удобрениями, крупномасштабное выжигание камыша, браконьерство, деятельность частных охотхозяйств и многое другое.

Согласно процедуре Протокола Монтре, Секретариат Рамсарской конвенции направляет поступившее ходатайство для ознакомления в государственные органы той страны, на территории которой расположено угодье, ставшее предметом ходатайства.  Государство обязано в трехмесячный срок представить отзыв на ходатайство и мотивированное согласие или несогласие с включением водно-болотного угодья в список ВБУ, находящихся под угрозой.  В первом случае государство автоматически обязуется принять меры по сохранению рамсарского ВБУ и не реже, чем раз в три года, представлять в Секретариат Конвенции отчет о состоянии проблемного объекта.

Сам по себе Протокол Монтре не является какой-либо формой давления на суверенные государства или их дискриминации (в разные годы этот механизм применялся как в таких развитых странах, как Великобритания, Германия, Норвегия и Австрия, так и в Никарагуа, Коста-Рике и Пакистане). Наоборот: механизм Рамсарской конвенции подразумевает оказание консультативной, научно-технической и финансовой помощи государствам-участникам. Например, страна, на территории которой расположено водно-болотное угодье из Протокола Монтре, вправе обратиться в Секретариат Рамсарской конвенции с ходатайством о финансировании научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ (включая разработку схем зонирования угодья и менеджмент-планов), которые будут способствовать сохранению водно-болотного угодья.

Весьма характерно, что правительства Украины и Грузии сами обратились в Секретариат Рамсарской конвенции с просьбой направить в свои страны инспекторские миссии, поскольку не были заинтересованы в раздутии международного скандала и были настроены на поиск компромиссов с общественностью.

Будет ли такой настрой у российской стороны  — увидим в ближайшие месяцы.  Впрочем, традиционно истеричная реакция, которая обуревает российских чиновников  при появлении любых международных миссий (что хорошо видно на примере объектов Всемирного природного наследия), почти не оставляет таких надежд.

В любом случае, сам факт постановки вопроса о водно-болотном угодье «Дельта Кубани» на уровне Рамсарской конвенции  означает, что в Краснодарском крае появится уже второй природный объект (после объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ»), в отношении которого Россия грубо нарушает свои международный обязательства.

Справка

Рамсарское водно-болотное угодье «Дельта Кубани» (водно-болотные угодья «Группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протока» и «Ахтаро-Гривенская система лиманов») было образовано в 1994 году как один из главных в Европе очагов постоянного и временного обитания водоплавающих птиц Евразии. Из числа постоянно обитающих в дельте реки Кубани видов птиц 18 видов занесены в Красные книги Международного союза охраны природы (МСОП), Российской Федерации и Краснодарского края. Кроме того, в дельтовых водоемах обитает 65 видов рыб, из них к редким и исчезающим относятся 8 видов, включая осетровых.

Редкие водные беспозвоночные насчитывают 20 видов.

Дмитрий ШЕВЧЕНКО, Экологическая Вахта по Северному Кавказу

enwl.bellona@gmail.com, 1 февраля 2013 г.

ПРОКУРАТУРА И КУБАНСКИЕ ВЛАСТИ В СПОРЕ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВОДНО-БОЛОТНЫХ УГОДИЙ ДОШЛИ ДО СУДА

Пока районные суды выносят взаимоисключающие решения, уникальную природную территорию делят между собой браконьеры и VIP-дачники

Районные суды Приморско-Ахтарского и Славянского районов Краснодарского края выносят взаимоисключающие решения о том, кому принадлежат земли водно-болотных угодий международного значения «Дельта Кубани» — Российской Федерации или муниципальным образованиям в составе Краснодарского края Как выяснила Экологическая Вахта по Северному Кавказу, начиная с 2010 года в Краснодарском крае идут активные судебные процессы с участием Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры, прокуратуры Приморско-Ахтарского района, Росимущества и администраций приазовских районов Краснодарского края, в чьих границах расположены ВБУ «Дельта Кубани». Поводом служит раздача земель сельскохозяйственного назначения, которые муниципалитеты считают своей собственностью, а прокуратура и Росимущество — федеральной.

Позиция администраций кубанских муниципалитетов (ВБУ «Дельта Кубани» попадает в границы трех районов — Приморско-Ахтарского, Славянского и Темрюкского) сводится к тому, что водно-болотные угодья международного значения — это не особо охраняемые природные территории (такие, как заповедники, заказники национальные и природные парки), а их охранный статус не прописан в законодательстве и потому, по их мнению, применима норма Земельного кодекса РФ о том, что распоряжаться землей, собственность которой не определена государством, имеют право органы местного самоуправления.

К примеру, администрация Приморско-Ахтарского района, пользуясь этой брешью в законодательстве, настолько рьяно взялась распоряжаться «не разграниченной собственностью», что Ахтаро-Гривенская система лиманов давно покрылась сетью больших и малых земельных участков якобы сельскохозяйственного назначения. При этом практически все эти «сельскохозяйственные угодья» почему-то оказались в водоохранной зоне Азовского моря и приазовских лиманов, а то и вовсе в их акватории (ЭкоВахта уже рассказывала <http://www.ewnc.org/node/10519> о том, что за «сельское хозяйство» бурно расцвело в Ахатро-Гривенской системе лиманов).

Такая же ситуация и в Славянском районе, правда, размах раздачи водно-болотных угодий там несравнимо меньший, чем в соседнем. Однако при этом участники «земельно-правовых отношений» вовсе не скрывают истинных намерений: использовать сданные в аренду земельные участки для охоты, рыбалки и прочего досуга.

Азово-Черноморская природоохранная прокуратура же придерживается мнения — и Экологическая Вахта по Северному Кавказу его разделяет, что раздача районными чиновниками в аренду частным лицам земельных участков в ВБУ «Дельта Кубани» является незаконной. Прокуратура ссылается на федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», допускающий создание по решению федерального правительства иных категорий особо охраняемых природных территорий, кроме заповедников, заказников, памятников природы, национальных и природных парков, и указывает все на тот же Земельный кодекс РФ, гласящий, что земли ООПТ являются общенациональным достоянием.

Прокуратура утверждает, что правительство РФ, образовав в Краснодарском крае водно-болотные угодья международного значения, создало именно особо охраняемую природную территорию со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде ограничения хозяйственной деятельности и земельного оборота.

Основываясь на этой норме, Азово-Черноморская природоохранная прокуратура и Росимущество обращаются в суды с требованием о расторжении договоров аренды земельных участков, заключенных между районными администрациями и частными лицами или организациями.

Проанализированная ЭкоВахтой судебная практика говорит о том, что суды в большинстве случаев встают на сторону прокуратуры и подтверждают статус ВБУ «Дельта Кубани» именно как федеральной ООПТ.

Например, Приморско-Ахтарский районный суд своим решением от 19 декабря 2011 года лишил гражданина Гамалия право аренды земельного участка площадью более тысячи квадратных метров, прямо указав на то, что предоставление тому земельного участка в рамсарских водно-болотных угодьях «свидетельствует о нарушении требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов».

А в решении от 30 ноября 2011 года Приморско-Ахтарский райсуд не только изъял у некоего Кононова М.Б. земельный участок площадью 367 кв. метров, но и обязал его снести на нем все сооружения и постройки.

Вместе с тем, тот же райсуд в решении от 22 октября 2012 года отказал Территориальному управлению Росимущества в удовлетворении иска к администрации Приморско-Ахтарского района о признании недействительным договора аренды земельного участка с гр. Бурковой О.Б. Суд счел, что в соответствии с Рамсарской конвенцией<http://ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%25E0%25EC%25F1%25E0%25F0%25F1%25EA%25E0%25FF_%25EA%25EE%25ED%25E2%25E5%25ED%25F6%25E8%25FF>,

участницей которой является Россия, водно-болотные угодья, признанные международными, должны иметь территориальную охрану в виде природных резерватов.

Однако администрация Краснодарского края, принявшая в 1995 году Положение о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между рекой Кубань и рекой Протокой, по мнению суда, не установило ни одну из допустимых в соответствии с российским законодательством категорию ООПТ, не указала ее значение (федеральное или региональное), не создала дирекцию особо охраняемой территории.

Кроме того, суд указал, что «в нарушение международных обязательств… на федеральном уровне не принято решение о создании заказника (заповедника) Ахтаро-Гривенской системы лиманов. Вследствие этого земельно-правовая документация по особо охраняемой природной территории не была приведена в соответствие с требованиями земельного законодательства РФ».

Аналогичное решение со схожими формулировками в прошлом году принял и Славянский районный суд (решение по делу No.2-590/2012 от 10 сентября 2012г.), отказав Азово-Черноморскому межрайонному природоохранному прокурору в иске к администрации Славянского района и гражданину Шаблыге.

То, что кубанские районные суды выносят взаимоисключающие решения по одним и тем же основаниям, является нонсенсом. Отсутствие ясного законодательного статуса водно-болотных угодий, защищаемых Рамсарской конвенцией, позволяет судам, правоохранительным и контролирующим органам как угодно трактовать их статус и принадлежность.

Земельно-правовая неразбериха, разбавленная российской коррупцией, приводит к экологической деградации рамсарских ВБУ по всей стране. Кубанскому Приазовью не повезло больше всего: здешние водно-болотных угодий представляют значительный коммерческий интерес как перспективные места добычи нефти, газа, ракушечника и водных биоресурсов, организации частных охотхозяйств, строительства рекреационных объектов.

Экологическая Вахта по Северному Кавказу намерена выступить с предложением к Минприроды России и Комитету по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы о внесении дополнений в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и введении такой категории ООПТ федерального значения как водно-болотные угодья, имеющие международное значение в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

Дмитрий ШЕВЧЕНКО, Экологическая Вахта по Северному Кавказу)

enwl.bellona@gmail.com, 11 марта 2013 г.

СЕКРЕТАРИАТ РАМСАРСКОЙ КОНВЕНЦИИ ЗАПРОСИЛ У РОССИИ ОБЪЯСНЕНИЯ ПО СИТУАЦИИ С ВОДНО-БОЛОТНЫМИ УГОДЬЯМИ «ДЕЛЬТА КУБАНИ» Российские власти ждет неприятный разговор с международной правительственной организацией: придется как-то объяснять, почему водно-болотные угодья международного значения оказались в плачевном положении Вчера, 27 марта 2013г., Экологическая Вахта по Северному Кавказу получила копию запроса, направленного Секретариатом Рамсарской конвенции заместителю министра природных ресурсов и экологии России Ринату Гизатулину о ситуации с водно-болотными угодьями «Группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протока» и «Ахтаро-Гривенская система лиманов» (водно-болотные угодья «Дельта Кубани»).

«Дельта Кубани» стала первой российской природной территорией, защищенной Рамсарской конвенцией <http://www.fesk.ru/ramsar/index.html> (Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц), в отношении которой была запущена процедура международного «аудита».

Запрос в российское правительство был направлен после того, как в январе этого года ЭкоВахта подала официальное ходатайство в Секретариат Рамсарской конвенции о включении водно-болотного угодья «Дельта Кубани» в Протокол Монтре <http://www.ewnc.org/node/10665>  — перечень природных объектов, находящихся под защитой Рамсарской конвенции, но пострадавших в результате хозяйственной деятельности или находящихся под угрозой таковой.

ЭкоВахта сообщила Генеральному секретарю Рамсарской конвенции Ананде Тьега о проблемной ситуации, в которой оказались кубанские водно-болотные угодья.

Среди основных проблем было отмечено:

— обезвоживание лиманов, нарушение гидрологического режима водоемов, вызванное строительством каналов и гидротехнических сооружений;

— добыча, транспортировка и переработка  нефти и газа, строительство линейной инфраструктуры нефтяных и газовых промыслов;

— бесконтрольная деятельность рыбоводческих хозяйств, интродукция в природные водоемы видов рыб и беспозвоночных, никогда здесь прежде не обитавших;

— выжигание сухого камыша;

— загрязнение лиманов удобрениями  и пестицидами с рисовых полей.

В запросе в адрес Минприроды России старший региональный советник по Европе Секретариата Рамсарской конвенции Тобиас Салатэ (Tobias Salathe) отметил, что в соответствии со статьями 3.1 и 3.2 Конвенции страны-участницы обязаны разумно использовать водно-болотные угодья международного значения, находящиеся на их территории, а также предоставлять Секретариату информацию о состоянии таких природных объектов, если им угрожает «техническое развитие, загрязнение и другие виды вмешательства человека».

Замминистра природных ресурсов России Ринат Гизатулин, мягко говоря, попал в неловкое положение: этому чиновнику теперь придется оправдываться за действия администрации Краснодарского края, которая якобы «управляет» водно-болотными угодьями «Группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протока» и «Ахтаро-Гривенская система лиманов», а на деле — разоряет их и грабит <http://www.ewnc.org/node/10571>.

А кроме того, Минприроды России нечего будет ответить и по правовому статусу рамсарских водно-болотных угодий: до сих пор у этих охраняемых природных территорий в России нет ясного законодательного статуса и системы управления, и никакой работы в этом направлении в российском правительстве, судя по всему, не ведется.

Экологическая Вахта будет добиваться того, чтобы, помимо официальной переписки с российской стороной, Секретариат Рамсарской конвенции направил также инспекторскую миссию в Краснодарский край.

Дмитрий ШЕВЧЕНКО, Экологическая Вахта по Северному Кавказу

enwl.bellona@gmail.com, 28 марта 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *