Опубликовано

ПОГОВОРИЛИ О НАКОПЛЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УЩЕРБЕ

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РФ

Матвиенко В.И. Коллеги, пришло время «правительственного часа». Переходим к рассмотрению вопроса «О механизмах ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической деятельностью». Предлагается традиционный порядок рассмотрения вопроса: выступление докладчика — до 15 минут, остальное время — ответы докладчика и приглашенных лиц на вопросы, а также выступления членов Совета Федерации.

Коллеги, нет возражений? Нет.

По данному вопросу на заседании Совета Федерации присутствуют: министр Донской Сергей Ефимович; Попов Николай Валерьянович, статс-секретарь — заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Гизатулин Ринат Ринатович, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Леви Семен Романович, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Храмов Денис Геннадьевич, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Кириллов Владимир Владимирович, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; Попов Александр Павлович, руководитель Федерального агентства по недропользованию; Масляков Виктор Николаевич, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства; Селивёрстова Марина Валерьевна, руководитель Федерального агентства водных ресурсов; Шумаков Игорь Анатольевич, заместитель руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Одинцов Михаил Викторович, аудитор Счетной палаты Российской Федерации.

Уважаемые коллеги, у нас достаточно представительное сегодня участие Правительства. Я благодарю за это Сергея Ефимовича. Это уважение к палате. А с другой стороны, у нас есть возможность получить компетентные ответы на все вопросы, которые волнуют сенаторов, представляющих различные субъекты Российской Федерации, и есть возможность системно, содержательно рассмотреть этот вопрос.

Позвольте предоставить слово Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергею Ефимовичу Донскому.

Сергей Ефимович, прошу Вас.

С.Е. Донской. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации, коллеги! Мне кажется очень символичным и важным, что первое заседание Совета Федерации в 2013 году посвящается актуальным экологическим проблемам. Как известно, указом Президента Российской Федерации текущий год объявлен Годом охраны окружающей среды, что свидетельствует о высоком приоритете этой темы для государства и общества. Сегодня обсуждается один из наиболее важных экологических вопросов, решение которого уже не терпит отлагательств, так как оказывает прямое и негативное влияние на уровень экологической безопасности Российской Федерации.

Цифры говорят сами за себя. К концу 2011 года в России накоплено более 31 млрд. тонн отходов, связанных с прошлой экономической деятельностью. При этом каждый год на поверхность поступает около 1 млрд. куб. метров пустой породы, а площадь, занимаемая отходами, ежегодно увеличивается на 300-400 тыс.

гектаров. Печальным следствием всего этого становится неизменное ухудшение экологической обстановки, снижение качества жизни человека. Кроме того, накопленные загрязнения оказывают негативное влияние и на темпы экономического роста. По экспертным оценкам, ежегодный экономический ущерб составляет 4,6 процента ВВП.

Таким образом, если сейчас не заняться этой проблемой вплотную и не реализовать все имеющиеся у нас в запасе возможности, то будущие поколения, которые мы часто рассматриваем как главных арбитров многих принимаемых сегодня решений, рискуют получить вместо чистых и ухоженных природных территорий одну большую свалку.

Весной 2010 года Президент России обратил внимание на проблему накопленного экологического ущерба, дав Правительству соответствующее поручение.

В результате в течение трех лет силами министерства совместно с субъектами Российской Федерации был не только проведен тщательный анализ ситуации, но и представлены к реализации пилотные проекты для отработки технологий ликвидации накопленного ущерба.

По результатам первичной инвентаризации всего было выявлено 194 территории, находящиеся в кризисном экологическом состоянии, из них выделено 77 объектов прошлого экологического ущерба.

До последнего времени уборка проблемных территорий с накопленным в течение нескольких десятилетий мусором ложилась на плечи отдельных ведомств и велась, прямо скажем, по остаточному принципу. Главная проблема здесь — отсутствие комплексного подхода, необходимого для эффективного решения проблемы такого масштаба. Сегодня стало очевидно, что только консолидация усилий всех заинтересованных сторон сможет сделать решение проблемы эффективным и результативным.

Наибольшее количество загрязненных объектов, связанных с прошлой экономической деятельностью, находится непосредственно на территориях предприятий горнодобывающей, тяжелой и перерабатывающей промышленности, а также военно-промышленного комплекса, то есть везде, где в предыдущие годы велась наиболее активная деятельность, связанная с применением тяжелой техники, специального оборудования, химикатов.

Прежде чем начинать освоение новых территорий, необходима уборка, которая должна носить не локальный, а масштабный характер. Именно на это обратил внимание Владимир Владимирович Путин во время своей поездки по Арктическому региону в 2010 году. К слову, об этом же было сказано в последнем Послании Президента Федеральному Собранию в декабре прошлого года.

После определения приоритетных регионов, нуждающихся в первоочередном внимании, в 2011 году мы приступили к практическим шагам по ликвидации прошлого экологического ущерба. В качестве пилотных проектов были выбраны объекты в Арктическом регионе, уникальная байкальская природная территория, а также Нижегородская область, где расположены свалка «Черная дыра» и шламонакопитель «Белое море».

В рамках этого доклада я представлю вашему вниманию несколько крупных и технически сложных проектов по очистке и восстановлению территории в Арктической зоне Российской Федерации. Все они успешно реализованы в 2012 году.

Первым крупным пилотным проектом 2012 года стала уборка загрязненных островов архипелага Земля Франца-Иосифа. К концу года нами был полностью очищен остров Земля Александры, а также начаты работы на острове Гукера. В итоге благодаря консолидированным усилиям всех участников процесса объемы загрязнений сократились более чем на 9 тыс. тонн. Также была проведена техническая рекультивация нарушенных земель.

В этом году проект будет продолжен, но уже на других островах архипелага — Грэм-Белл, Рудольфа. Общий объем загрязнений на этих территориях — более 35 тыс. тонн.

По итогам работы по очистке территории муниципального образования «Поселок Амдерма» в Ненецком автономном округе проведены работы по утилизации пяти затопленных в акватории судов обшей массой более 100 тонн, а также проведены работы по сбору металлолома и рекультивации территории. Общий объем ликвидированного загрязнения составил около 6 тыс. тонн. Проведена техническая рекультивация оставшихся нарушенных земель. Работа на этом объекте будет продолжена в 2014 году.

Также в 2012 году был реализован пилотный проект по ликвидации прошлого экологического ущерба на территориях российского присутствия на архипелаге Шпицберген в поселках Колсбей, Баренцбург, Пирамида и на западном берегу залива Грен-фьорд.

Важно отметить, что итогом реализации пилотных проектов станет не только восстановление природной среды, но и отработка принципов работы подобных проектов, получение необходимого опыта для дальнейшего применения.

Как я уже говорил, несмотря на очевидные успехи в 2012 году, необходимо выработать системное решение вопроса ликвидации прошлого экологического ущерба на всей территории России. Нами подготовлены предложения по реализации 50 первоочередных проектов, стоимость которых составляет от 100 до 230 млрд. рублей.

Каждый проект является уникальным с точки зрения технических решений, для большинства которых не существует аналогов, иногда и аналогов в мире, поэтому точная стоимость может быть определена только после разработки проектно-сметной документации.

Выполнение первоочередных проектов по очистке загрязненных территорий предлагается осуществить в рамках Федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России», проект концепции которой был разработан и согласован со всеми заинтересованными государственными заказчиками.

Именно эта тема рассматривалась на первом совещании этого года у Председателя Правительства, в рамках которого Минприроды было поручено в течение 2013 года утвердить ФЦП, чтобы ее реализация началась уже в 2014 году.

Однако хотел бы отметить, что в ряде случаев территориальные экологические проблемы требуют и незамедлительного решения. Наиболее показательные из подобных кризисных проектов представлены на этом и на следующих слайдах. Особое внимание я хотел бы обратить на необходимость оперативной ликвидации отходов на химических предприятиях, среди которых ООО «Уфахимпром» в Башкортостане, ОАО «Беловский цинковый завод» в Кемеровской области, ОАО «Фосфор» в Самарской области, ряд других.

К так называемым кризисным проектам относится и очистка территорий ряда горно-обогатительных и добывающих предприятий, прекративших свое существование.

По степени загрязненности наиболее показательными являются Акташское горно-металлургическое предприятие на Алтае, ГОК «Тувакобальт» в Республике Тыва.

Кроме того, в кратчайшие сроки необходимо провести работы по ликвидации свалок и рекультивации территорий в Тогаевском карьере в Республике Татарстан, ОАО «Металлург» в Рязанской области и в «Соколовских нефтяных ямах» в Астраханской области.

Разумеется, я перечислил далеко не все проекты, требующие нашего повышенного внимания. Однако, не желая выходить за рамки установленного регламента, я не буду останавливаться на каждом из них более подробно. Полный список вышеуказанных кризисных проектов представлен на слайдах.

Вместе с тем в России пока отсутствует законодательная база для проведения работ по ликвидации прошлого экологического ущерба. Остаются неурегулированными вопросы определения объектов прошлого экологического ущерба и распределения конкретных полномочий. В текущей ситуации нет ясности, по каким критериям следует выявлять загрязненные территории, объекты, а также кто несет финансовую ответственность за их уборку и восстановление. В рамках начатой работы нами была подготовлена необходимая законодательная основа проекта федерального закона, которым установлены базовые правовые, организационные и финансовые основы ликвидации прошлого экологического вреда. Законопроект прошел несколько кругов рассмотрения, согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, доработан по замечаниям ГПУ и готовится к внесению в Правительство. Здесь я отдельно хотел бы отметить эффективное взаимодействие с профильным комитетом Совета Федерации во время работы над этим законопроектом и хотел бы попросить дальнейшей поддержки для ускорения принятия этого документа.

До этого момента мы говорили о накопленном ущербе, возникшем в результате прошлой экономической деятельности. Однако не стоит забывать, что тенденция образования и накопления промышленных отходов существует и сейчас. Впоследствии она также может перерасти в разряд серьезных экологических проблем, основа которых была заложена в прошлом. Из всех ежегодно образующихся отходов подавляющая часть представлена именно промышленными отходами. Поэтому необходимо сейчас предусмотреть комплекс мер, включающих глубокую переработку промышленных отходов, стимулирование их использования в качестве вторичных ресурсов, а также рекультивацию нарушенных земель. Это позволит снизить объемы их накопления и класс опасности для окружающей среды и вовлечь такие отходы в производственный цикл. Кроме того, будут возвращены в хозяйственный оборот земли, которые сейчас используются под размещение таких отходов.

Отсутствие в российском законодательстве жестких требований по переработке отходов, содержащих полезные ископаемые, достаточных мер стимулирования, а также механизма изъятия отвалов и занимаемых ими земель в случае непроведения работ по извлечению полезных ископаемых на вторичных месторождениях и другие причины во многом обуславливают рост накопления промышленных отходов. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации подготовлены предложения по совершенствованию законодательства, направленные на повышение вовлечения во вторичный оборот таких отходов. Они предусматривают освобождение от платы за размещение отходов при рекультивации искусственно созданных полостей отходами горнодобывающей промышленности, снижение ставок платы за размещение отходов, которые перед этим были обезврежены, с понижением класса опасности или объема отходов и зачет расходов по внедрению малоотходных и ресурсосберегающих технологий в счет платы за размещение отходов.

Кроме того, при проведении работ при добыче и разработке месторождений полезных ископаемых необходимо предусматривать обеспечение соблюдения экологических требований после завершения эксплуатации таких объектов. Обязанность ликвидации горного предприятия сейчас предусмотрена законодательством.

В дополнение к этому в соответствии с поручением Президента Российской Федерации нами был подготовлен проект федерального закона, предусматривающего обязанность по формированию экономических механизмов по ликвидации и консервации объектов, связанных с пользованием недрами, а также рекультивацией использованных земель, в первую очередь, создание ликвидационных фондов. Сейчас проект проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Как известно, российская экономика в основном ориентирована на добычу, извлечение минеральных ресурсов, а также их первичную переработку с целью получения сырья, пригодного для производства конечной продукции. При этом в насыпях, хвостах, отвалах накоплено более 80 млрд. куб. метров техногенных отходов, забытых там после окончания основных работ. В общей сложности государственным балансом учтено около 200 подобных техногенных месторождений, которые содержат запасы черных, цветных, редких и редкоземельных металлов, а также ряд неметаллических полезных ископаемых. Между тем, как показывает мировая практика, такие объекты могут быть включены в оборот с целью вторичного извлечения полезных ископаемых. К примеру, комплексный подход глубокой переработки вторичного сырья в США, Японии, Германии, странах Западной Европы позволил создать экологически чистые технологии, произвести структурную перестройку ряда отраслей промышленности. Однако для России это пока дело будущего. В нашей стране доля использования отходов горнодобывающего производства в качестве вторичного сырья сейчас пока очень низка и не превышает 11 процентов.

В целом техногенные месторождения представляют собой дополнительный резерв развития минерально-сырьевой базы. В зависимости от того, в чьей собственности находятся эти техногенные образования, нераспределенный или распределенный фонд недр, могут использоваться различные механизмы по активизации их освоения. Объекты нераспределенного фонда недр могут лицензироваться в том же порядке, что и природные месторождения. Для этого необходимо разработать соответствующую программу, которая включала бы в себя меры по стимулированию, совершенствованию нормативной базы для упрощения их освоения. По объектам распределенного фонда недр подобные нормативные базы уже существуют. Однако для таких объектов определяющее значение имеют дополнительные меры экономического и административного стимулирования. Административные меры должны быть направлены на повышение ответственности за нерациональное и некомплексное использование недр и включают в себя наложение на недропользователей дополнительных лицензионных обязательств по отработке отходов и использованию попутных компонентов. Сейчас в ряде случаев так и происходит. Выданные в последнее время лицензии — это участки «Партомчорр», «Олений Ручей» — содержат лицензионные обязательства по попутной отработке редкоземельных металлов.

Отходы являются собственностью недропользователя, поэтому сейчас он может никого не пускать на свои отвалы, даже если сам не пользуется своим правом на их вторичную переработку. Эту проблему нужно решать. Сейчас в работе находится законопроект, который будет устанавливать, что если в течение одного срока недропользователь сам не начнет отработку полезных компонентов в отвалах, то государство будет относиться к ним как к нераспределенному фонду недр и вовлекать их в лицензирование.

И в заключение хотел бы особо отметить, что активная работа по всем вышеперечисленным проектам позволит достичь к 2020 году значительных результатов.

Непрерывная систематическая деятельность по ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической деятельностью, позволит снизить объем образующихся отходов на единицу ВВП в 1,6 раза, вернуть в оборот до 100 тыс. гектаров промышленных земель и ежегодно утилизировать до 12 млн. тонн промышленных отходов.

Спасибо за внимание.

23 января 2013, Стенограмма 327 заседания Совета Федерации

http://www.council.gov.ru/files/sessionsf/report/20130201101429.000000.doc

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Все предвоенные годы правила работы с химическим оружием в Советском Союзе включали обязательное закапывание испортившихся и ненужных отравляющих веществ, а также отходов их производства. Между тем Москва, начиная с 1918 г. была ведущим центром подготовки Советского Союза к наступательной химической войне.

С 1918 г. до 1961-1962 гг. в нынешних границах Москвы существовал первый советский военно-химический полигон (территория лесопарка Кузьминки в границах ул.Верхние поля-Чагинская-Головачева-МКАД и часть территории за МКАД, а также территория военного института на ул.Головачева). Особенно существенные захоронения химического оружия, равно как и отходов его производства, производились в предвоенные годы на территории этого полигона.

Там же в 1920-1930-х годах захоранивались отходы от опытов с легочной формой сибирской язвы. В октябре-декабре 1937 г. в связи с политической ситуацией в стране на территории полигона в Кузьминках были осуществлены раскопки некоторого количества химического оружия, однако в дальнейшем закапывание химического оружия было продолжено.

Все предвоенные годы в Москве действовал головной советский операционный склад химического оружия (Очаковское шоссе, 1), обеспечивавший снабжение химическим оружием всех войсковых учений Советского Союза в 1933-1940 гг.

В 1926-1961 гг. в Москве действовал головной военный институт по разработке химического оружия (Богородский вал, 1-3), причем до 1933 г. он одновременно занимался разработкой биологического оружия.

Головной промышленный институт по созданию технологий производства отравляющих веществ (шоссе Энтузиастов, 23) ведет свою историю с 1925 г. в качестве головного завода по производству опытных партий различных отравляющих веществ, который с 1938 г. до нынешних дней стал головным институтом с опытным производством (ГСНИИОХТ).

Кроме него, в Москве в предвоенные годы выпуском химического оружия занимались еще три завода.

Завод-институт на Триумфальной площади (ул.Б.Садовая,5; ныне НИОПИК) произвел первую партию советского иприта, а также выпускал опытные партии различных отравляющих веществ против людей с дореволюционных лет до начала Великой Отечественной войны, а после войны разрабатывал технологии производства отравляющих веществ против растительности «вероятного противника».

Угрешский химический завод (Угрешской ул.,2) производил хлорацетофенон с 1931 г. до самой войны, пытался производить иприт, а впоследствии стал заводом-институтом.

С 1933 г. и до начала войны Дербеневский химический завод производил мышьяксодержащие и др. отравляющие вещества (Дербеневская ул.,20; ныне технопарк «Кожевники»).

Вопрос на засыпку: отравляющие вещества, закопанные в Москве на территории этих 7 объектов, — это накопленный экологический ущерб, опасный для здоровья жителей, или всего лишь объект для политиканских игр? Может быть все-таки эти территории заслуживают обследования и последюущей реабилитации?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *