Опубликовано

БОРЕНИЯ ВОКРУГ ДНЕСТРА

Война за днестровскую воду

Уже не первый год продолжается если не война, то борьба за воду Днестра.

Впрочем, сначала это была не битва за воду, а битва с водой. Вожди еще советского государства долго искали способ спасения от наводнений, которые надолго портили настроение жителям Днестровской долины (правда, не всем, а только тем, кто с упрямством ишака, наперекор народной мудрости и советам синоптиков, селился внизу, в пойме, вместо того чтобы построиться на исконном берегу). И ничего лучшего государственные деятели не придумали, как построить плотину. Да-да, плотину возле Новоднестровска строили именно как антипаводковую. А получить от этого строительства еще и пользу в виде «дармовой» (беру в кавычки, потому что на самом деле в себестоимость гидрокиловаттов ого-го сколько всего включать надо) энергии — это уже задача вспомогательная. Попробовали поискать в затее еще и третью пользу — разводить и ловить рыбу в водохранилище, которое образовалось над плотиной.

А получился — пшик

С функцией борьбы с паводками плотина справляется не очень хорошо. Взять хотя бы год 2008-й, когда энергетики из-за жадности (хотели больше воды, то есть «дармовой» энергии запасти) не снизили своевременно уровень водохранилища. А потом пришлось воду сбрасывать и сбрасывать — чтобы плотину вместе с турбинами не снесло. Вот и «поплыли» села, поселки и городки, расположенные ниже по течению. Лучше бы еще лет тридцать назад запретили новое строительство в низких местах, поставили бы возле уже сооруженных домов дамбы и т.п. — опыт в мире относительно этого есть, да и собственный имеем, но…

С производством электроэнергии немного лучше, но здесь такая беда: Украине и Молдове электричество теперь не очень нужно — производство же все стоит.

А «за бугор» продавать — так это надо дополнительные линии прокладывать. Инвесторы же в Украину по известным причинам не торопятся. Так что и с первым, и со вторым вышло как в сказке о неумелом кузнеце: ковал-ковал немалый кусок железа, а вышел только пшик.

Рыба гниет с головы, а река — с верховьев

Не очень получается и с разведением рыбы. Ведь мало создать огромную колдобину. Чтобы рыба в ней водилась, надо еще чтобы этой рыбе было что есть и где нереститься. И места для жировки, и места для размножения — это мели. Но таких в Днестровском водохранилище практически нет, берега здесь довольно крутые. А сделать искусственные нерестилища некому.

Несмотря на мизерные, против ожидаемых, уловы и довольно скромную прибыль для казны, амбиции у рыбников, а именно у Госрыбагентства, ого-го! Судя по решениям так называемой межведомственной комиссии по попускам, именно «рыбные» чиновники мертвой хваткой держат рычаги отпуска воды «в низы». То есть именно их ведомственные интересы стали помехой нормальному водоснабжению нижнего Днестра, особенно — знаменитых и когда-то цветущих днестровских плавней.

В чем эти амбиции заключаются — чуть позже, а сейчас несколько слов о том, к чему они привели.

«Деятельность Днестровской ГЭС по водорегулированию речного стока Днестра на протяжении 28 лет ее существования (1983-2011) привела к катастрофическому разрушению природы в устье реки, — говорит известный эколог, кандидат биологических наук Иван Русев. — Первый мощнейший, сокрушительный удар нанесло первичное заполнение большого гидроэнергетического водохранилища, которое вобрало в себя 3,3 кубокилометра, то есть — 33% годового стока реки.

Именно из-за безответственной регуляции речного стока в понизовье Днестра происходили техногенные экологические кризисы в 1983, 1986, 1987, 1990, 1994, 2004, 2007, 2011 годах. Тогда дельта реки в весенне-летний период на продолжительное время (70-150 дней) полностью высыхала на всей своей площади, а это — 220 квадратных километров! Болотистые низины, которые цвели и бурлили жизнью, каждый раз при этом превращались в безводную мертвую пустыню, которая гнила и воняла. И после каждого такого кризиса природа восстанавливалась все дольше и все в меньшей степени.

Да и весь Днестр ниже от плотины, в сущности, замер и практически прекратил свое динамическое течение в весенне-летний период. Его старицы, заливы, пойменные озера из-за долговременных застойных процессов «сгнили» и сейчас уже не пригодны для жизни основной массы водных животных и растений».

Показательно, что немало видов птиц практически вымерли в этом регионе (каравайка, желтая цапля, малая белая цапля, серый гусь и др.). И это еще не все. Исчезновение каждого вида птиц — это признак того, что из плавней перед этим исчезло по меньшей мере 25-30 видов животных, которыми эти птицы питались.

Добавьте еще тот факт, что ощутимо (от 20 до 99%) снизилась численность тех видов животных, которые еще сохранились!

Впрочем, именно живые плавни со всем их многообразием являются фильтром, очищающим мутную днестровскую воду. Ту воду, которую пьет миллионная Одесса вместе с сотнями тысяч курортников, — городской водозабор фактически в плавнях. Ту воду, которая потом приплывает под черноморские курорты и в которой мы опять же ищем оздоровления. А что получаем взамен?

Задачка о бассейне с двумя трубами

Оно и не удивительно. Речные дельтовые экосистемы Днестра могут существовать только при условии регулярного обводнения в весенне-летний период свежей проточной водой.

Из-за построения плотины, перехватывающей всю «верхнюю» воду, естественным путем столько воды одновременно в дельту не попадает. Единственный выход — такое обводнение надо устраивать «вручную».

«Многолетние полевые гидроэкологические исследования, — добавляет Иван Русев, — показали, что для выживания экосистемы в дельте Днестра необходимо делать как минимум два так называемых экологических попуска из Днестровского водохранилища. Это сбросы воды, которые должны имитировать естественный гидрологический ритм реки.

Первый весенний экологический попуск (репродуктивно-экологический) с общим объемом как минимум 0,6-1 млрд. кубометров воды надо делать в период с 20 апреля до 20 мая. Сбрасывать нужно по меньшей мере 500-550 м3/сек. на протяжении 15-25 суток (в зависимости от естественного колебания уровня воды).

Важно отметить, что расходы ниже 500 м3/сек. не могут засчитываться в объемы экологических попусков. Потому что только при таких уровнях и более высоких вода не вся стекает в Черное море — ее остается достаточно, чтобы затопить все дельтовые протоки, ерики, старицы, заливы, озера и озерца, рукава и рукавчики.

Второй летний экологический попуск (санитарно-эпидемиологический) с минимальным общим объемом 0,717 млрд. кубометров воды на протяжении девяти суток следует делать в период с 20 июня до 30 июля (оптимально — с  23 июня по 5 июля) на протяжении 8-15 суток в зависимости от предыдущих объемов и июньских или июльских дождевых паводков. Добавим, что эти такие нужные для понизовья попуски (весенний и летний) общим объемом 1,3-1,6 млрд. кубометров воды обеспечены водой, которая гарантированно поступает в водохранилище благодаря рекам Карпат и другим притокам.

Все как в задачке о бассейне с двумя трубами, через одну из которых вода вливается, через другую — выливается. Только жизнь — это вам не математика.

Кто же правит бал?

Кнопка, которой управляются заслонки на плотине Днестровской ГЭС и которой наконец регулируется количество сброшенной за сутки воды, — в руках персонала гидроэлектростанции.

Но нажимает дежурный станции на эту кнопку не как ему захочется, а согласно потребностям потребителей в электроэнергии, которые меняются на протяжении суток (решение тактического, так сказать, уровня) и согласно решениям уже упомянутой межведомственной комиссии (МВК). То есть согласно определенной стратегии перераспределения водных ресурсов Днестра. Здесь и о предотвращении паводков речь идет, и о запасах воды для стабильной работы турбин гидроэлектростанции, и о возможности нормального размножения рыбы, и: Но для следующего «и» — снабжения в достаточном количестве водой среднего и нижнего Днестра — почему-то комиссии мудрости не хватает.

Когда на общественном совете при Госводагентстве представители неправительственных организаций попросили объяснить, почему в прошлом году плавни остались без воды, то руководство Госводагентства заявило, что все происходило согласно решениям МВК. И что дирекция Днестровской ГЭС, которая входила в оперативную группу по попускам в 2011 году, все сделала как следует. «Энергетики заявили, что следили ежедневно и ежечасно за уровнем воды в Днестровском водохранилище, — говорит член общественного совета при Госводагентстве, представитель Национального экологического центра Украины Виктор Мельничук. — А то, что не был выполнен регламент, что дали воды втрое меньше, так это как будто потому, что была слишком низкая водность Днестра в этот период (65% от нормы)».

Дальше представители государственных учреждений заявили, что по правилам эксплуатации уровень Днестровского водохранилища не может снижаться в период попусков больше чем на  10 см за сутки. Поскольку это повлияет на работу гидроузла и на рыбугодия (вот оно — помните об амбициях рыбников? — О.Л.). А Днестровское водохранилище, дескать, в марте 2011-го хорошо наполнить не удалось. Однако позже в кулуарах чиновники все-таки проговорились, что эти 10 см за сутки придумали именно рыбники — это было требование Государственного агентства рыбных ресурсов. Это должно было бы, по их мнению, спасти икру и обеспечить нерест в Днестровском водохранилище. А как будет нереститься рыба в понизовье? Получается, что чиновники об этом не думают. И еще одно: даже если приток воды в водохранилище весной ниже, чем необходимо на затраты для экологического попуска (как было в этом году, например), то чиновники все равно могли бы без проблем сделать необходимый экопопуск для дельты. Ведь в водохранилище накоплен огромный запас воды — около 3 млрд. кубометров.

На 2012 год МВК утвердила норму срабатывания уровня Днестровского водохранилища не 10, а 17 см/сутки. А также регламент попуска утвержден в больших объемах, чем в 2011 году. На апрель-май 2012-го (начиная с 11 апреля) это должно было выглядеть так: 1 сутки — 350 м3/сек; 2 — 400; 3-14 — 450; 15-19 — 400; 20-31 — 350 м3/сек.

Как видим, эти планы (а сбрасывали еще меньше, чем планировали) все равно не дотянули до минимально необходимого — 500-550 м3/сек — уровня, необходимого для полного обводнения Днестровских плавней.

И снова это случилось прежде всего из-за требований рыбников, это они высказались против более резкого срабатывания уровня водохранилища.

Госводагентство считает, что можно срабатывать и 25 см/сутки.

«Под колпаком» у общественности

Удивляет позиция государственных учреждений, которые должны по своим обязанностями беречь природу. Почему государственные стражи экологической безопасности не выполняют своих прямых обязанностей относительно сохранения природы? Почему государственные стражи здоровья не обеспечивают нормальное качество воды в Днестре, возле водозабора Одессы в том числе? А что себе думает дирекция национального природного парка «Днестровские плавни»? Они же должны во все колокола бить, потому что скоро там уже нечего будет охранять! И куда смотрит Одесская облгосадминистрация и Одесский городской и областной советы? Ведь по украинским законам именно местная власть должна обеспечить население качественной питьевой водой. А для Одессы, это, в частности, означает добиться высокого качества воды в Днестре, из которого пьет город. То есть, как мы уже видели, добиться правильных экологических попусков, нормального функционирования природного очистителя воды — плавней.

Но пока что только общественность требует от госучреждений строжайшего контроля за использованием воды Днестра и других рек Украины в сфере энергетики.

Государственное управление по принципу «как-то будет»

Удивляет, как такой экологически опасный и чрезвычайно мощный гидротехнический объект, как Днестровская ГЭС, объект, от работы которого зависит существование всей реки, может уже почти 30 лет работать без экологической экспертизы и без экологически сбалансированных правил эксплуатации (их тоже надо подвергнуть экологической экспертизе). И почему до сих пор убытки от нанесенного экологического вреда этой станцией не заложены в стоимость «дармовых» киловатт?

Правила эксплуатации Днестровской ГЭС, которые действуют сейчас, написаны технократами практически для самих себя, без учета негативных влияний ГЭС на окружающую среду. И такими же являются новые правила, проект которых с большим трудом (вот вам и декларированная властью «публичность») раздобыла общественность. Чиновники, руководящие работой Днестровского гидроузла, полностью игнорируют экологические рекомендации независимых ученых и экспертов из Украины и Молдовы относительно оптимальных экологических попусков, которые значительно снизили бы негативное влияние ГЭС на природную среду региона. «В реальной жизни действия власти в лице руководства Укргидроэнерго и Днестровской ГЭС полностью игнорируют решение межведомственных комиссий по экологическим попускам с ГЭС — говорит Иван Русев. — Полностью негативное влияние от ГЭС нивелировать невозможно, однако, мы считаем, что Днестровский гидроузел при условии выполнения его персоналом экологических, а не технических правил эксплуатации, которые учитывают законы природы и общества, может минимизировать разрушение природной среды устьевого участка Днестра. Но для этого нужна твердая государственная позиция органов экологического и санитарного контроля».

Олег Листопад «Зеркало недели. Украина» №27, 10 августа 2012 г.

http://zn.ua/ECOLOGY/voyna_za_dnestrovskuyu_vodu-106787.html

Договор по бассейну Днестра подписан в Риме 29 ноября 2012 года

К концу 2012 года завершилось согласование текста Договора между Правительством Республики Молдова и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области охраны и устойчивого развития бассейна реки Днестр.

Важным заложенным в него принципом является тот, что <что никакой вид использования водных ресурсов бассейна реки Днестр не пользуется неотъемлемым приоритетом перед другими видами использования. В случае возникновения противоречия между различными видами использования, оно должно быть разрешено с учётом всей совокупности географических, гидрографических, гидрологических, климатических, экологических и демографических факторов, а также социально-экономических потребностей государств Договаривающихся Сторон с уделением особого внимания требованиям удовлетворения насущных человеческих нужд и потребностей экосистем в достаточном количестве воды>.

Таким образом, потребности экосистем должны учитываться в равной степени с интересами иных пользователей.

Обе Стороны проявили политическую волю и подписали договор во время VI-й Встречи Сторон Водной конвенции ЕЭК ООН в Риме 29 ноября. Заключенный в соответствии со 9 статьей Хельсинкской Водной конвенции ЕЭК ООН, сторонами которой являются обе прибрежные страны, данный договор предусматривает создание бассейновой комиссии, в состав которой входят представители компетентных центральных органов исполнительной власти Договаривающихся Сторон.

В состав Комиссии могут быть включены представители региональных властей, научных учреждений и организаций, а также профильных неправительственных организаций.

Подписанный договор опирается на ряд ранее заключенных международных соглашений, в частности, Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года и протоколы к ней, Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 года, Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц от 2 февраля 1971 года (Рамсарская конвенция), и принимает во внимание положения Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков от 21 мая 1997 года и Директивы 2000/60/ЕС Европейского Парламента и Совета об установлении рамок деятельности Сообщества в области водной политики от 23 октября 2000 года.

Целью договора является создание правовых и организационных основ сотрудничества для достижения рационального и экологически обоснованного использования и охраны водных и иных природных ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр в интересах населения и устойчивого развития Молдовы и Украины.

При этом, Договаривающиеся Стороны сотрудничают в реализации следующих задач:

a) развитие устойчивого водопользования, базирующегося на принципах рационального использования и охраны водных и иных природных ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр;

b) существенное снижение уровня загрязнения вод бассейна реки Днестр и, соответственно, Чёрного моря;

c) предотвращение деградации и восстановление экосистем, а также сохранение биоразнообразия в бассейне реки Днестр;

d) предотвращение и уменьшение последствий вредного воздействия вод, вызываемого природными и антропогенными факторами.

Действие договора распространяется на бассейн реки Днестр, включая поверхностные и связанные с ними подземные воды, в пределах территорий Молдовы и Украины. Он применяется к использованию вод бассейна реки Днестр в иных, чем судоходство, целях и к мерам защиты, сохранения и управления водными и иными природными ресурсами и экосистемами бассейна реки Днестр при таком использовании. Использование бассейна реки Днестр для судоходства не входит в сферу применения договора, за исключением тех случаев, когда другие виды использования затрагивают судоходство или затрагиваются судоходством.

В качестве направления сотрудничества Молдова и Украина:

a) разрабатывают и осуществляют совместные или согласованные планы управления бассейном реки Днестр, проекты и мероприятия по использованию, охране и восстановлению водных и иных природных ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр;

b) сотрудничают в проведении научных исследований, разработке руководящих принципов, стандартов и нормативов, методов оценки и классификации качества вод и источников загрязнения, разработке и осуществлении программ мониторинга, создании совместимых информационных систем, унификации методов и интеркалибрации условий выполнения аналитических лабораторных исследований;

c) проводят, в случае необходимости, совместные водохозяйственные и водоохранные мероприятия;

d) сотрудничают в разработке и внедрении наилучших водоохранных и водосберегающих технологий, а также в применении практики предотвращения загрязнения и повышения эффективности очистных сооружений;

e) сотрудничают в области охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов бассейна реки Днестр, сохранения и восстановления биоразнообразия, экосистем, ландшафтов и мест обитания дикой фауны и флоры;

f) обмениваются на регулярной основе данными и информацией гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, метеорологического, экологического и санитарно-гигиенического характера и соответствующими прогнозами;

g) взаимодействуют в области раннего оповещения и оказания содействия при чрезвычайных ситуациях;

h) информируют общественность о состоянии водных ресурсов и иных природных ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр, принимаемых или планируемых мерах с целью предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия, а также привлекают общественность к решению вопросов, затрагиваемых настоящим Договором;

i) поощряют сотрудничество в области использования и охраны водных и иных природных ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр между государственными органами и органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и неправительственными организациями;

j) координируют усилия по привлечению международных организаций и третьих стран для оказания экологического, технического и экономического содействия, направленного на реализацию целей настоящего Договора.

В качестве мер по осуществлению положений Договора установлены следующие:

1. Принятие национальных и/или межгосударственных планов управления бассейном реки Днестр, планов действий, схем и программ, направленных на достижение устойчивого водопользования, ограничение загрязнения вод, предотвращение вредного воздействия вод, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, охрану биоразнообразия, а также сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов;

2. Каждая Договаривающаяся Сторона в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами своего государства оказывает содействие административно-территориальным единицам и территориальным общинам в пределах своей части бассейна реки Днестр в осуществлении мероприятий, предусмотренных планами управления бассейном реки Днестр, а также соответствующими планами действий, схемами и программами, упомянутыми в пункте 1 настоящей статьи.

3. Создание Комиссии по устойчивому использованию и охране бассейна реки Днестр, именуемую в дальнейшем <Комиссия>.

Рабочим органом договора, т.о., является речная комиссия, а рабочим языком — русский язык. Решения Комиссии и ее рабочих органов принимаются на основе консенсуса. В пределах своей компетенции Комиссия принимает решения и рекомендации, которые должны максимально учитываться компетентными органами Договаривающихся Сторон при принятии решений по вопросам, затрагиваемым настоящим Договором.

Договаривающиеся Стороны через уполномоченные органы информируют Комиссию о мерах, принятых во исполнение решений Комиссии, а также о любой деятельности, затрагивающей или способной оказать влияние на состояние водных и иных природных ресурсов и экосистем бассейна реки Днестр.

Участие общественности обеспечивается положениями, в соответствии с которыми каждая Договаривающаяся Сторона в соответствии с национальным законодательством своего государства обеспечивает доступ общественности к информации о состоянии бассейна реки Днестр и ее участие в принятии решений по вопросам, связанным с охраной и устойчивым развитием бассейна реки Днестр, а также проектам, которые могут оказать существенное воздействие на состояние водных и иных природных ресурсов и экосистем. Такой доступ включает информирование общественности и предоставление информации по ее запросам.

В соответствии с требованиями Водной Рамочной Директивы ЕС, Молдова и Украина создают самостоятельно или, при необходимости, совместно, сеть охраняемых природных территорий в пределах бассейна реки Днестр, а также ведут регистр таких территорий. Стороны определяют территории, соответствующие критериям, применимым к водно-болотным угодьям международного значения, ведут их регистр и обеспечивают их охрану и устойчивое использование, в том числе на трансграничной основе. Каждая из Договаривающихся Сторон осуществляет в своей части бассейна реки Днестр, в том числе в рамках совместных программ, конкретные меры по улучшению состояния водосборной площади, включая: увеличение площади и качества лесных насаждений и охраняемых территорий; выполнение противоэрозионных мероприятий; создание и обеспечение соблюдения режима использования водоохранных зон; сохранение природных ландшафтов и экосистем.

Стороны принимают все необходимые меры по охране связанных с бассейном реки Днестр мигрирующих видов птиц и млекопитающих, осуществляют меры по разработке и созданию элементов панъевропейской экологической сети в бассейне реки Днестр.

Участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, связанным с охраной и устойчивым развитием бассейна реки Днестр, предполагает адекватное, своевременное и эффективное информирование заинтересованной общественности о планируемой деятельности на самом раннем этапе процедуры принятия решений, предоставление возможности представить замечания, информацию, анализ или мнения о планируемой деятельности и обеспечение надлежащего учета результатов участия общественности в процессе принятия соответствующих решений. Договаривающиеся Стороны содействуют участию общественности в мероприятиях, связанных с выполнением настоящего Договора, включая деятельность Комиссии. В соответствии с договором, каждая сторона может включать представителей научных учреждений и компетентных НПО в состав своих частей Комиссии. Учитывая фактическую разделенность Молдовы (наличие региона Приднестровья), в состав Комиссии также могут быть включены представители региональных властей.

Договор охватывает практически все стороны двустороннего сотрудничества и в этом плане сбалансирован с точки зрения учета различных интересов пользователей. Частями договора являются пять приложений, охватывающих: i) <Контролируемые виды деятельности>; ii) <Диффузные источники загрязнения в сельском и лесном хозяйствах>; iii) <Санкционирование сбросов>; iv) <Наилучшая имеющаяся технология и наилучшая имеющаяся практика>; v) <Санкционирование сбросов>; и <Охрана водных биологических ресурсов и регулирование рыболовства в бассейне реки Днестр>. Таким образом, договор решает и параллельно возникающие вопросы, например, регулирует рыболовство.

Для решения отдельных проблем по ним будут создаваться рабочие группы.

Несмотря на тщательность проработки, договор не лишен и недостатков. Среди них просматривается отсутствие обязательности выполнения решений речной комиссии государственными органами договаривающихся стран. Другим заведомым недочетом является отсутствие ясного обязательства Сторон разрабатывать и принимать совместные бассейновые планы управления, которые затем дисциплинировали бы стороны по выполнению взятых обязательств. Также, создание секретариата оставлено на усмотрение самой речной комиссии, что при отсутствии достаточных средств может привезти к параличу функционирования комиссии.

Учитывая тщательность многолетней проработки, текст договора может быть использован в качестве модели и при разработке иных бассейновых соглашений для трансграничных водотоков на территории СНГ. Текст договора опубликован: http://www.eco-tiras.org/index.php/eco-legislation-pp-and-ngos-devel-mainmenu-41

enwl.bellona@gmail.com, 30 ноября 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *