Опубликовано

Семейное (родовое) дерево

Александр Сапелин

Отрадно видеть, что всё чаще и чаще из уст людей можно услышать такое словосочетание, как «родовое дерево». Правда, иногда оно неверно употребляется в значении «Родословное древо», но и в исконном понимании всё же встречается чаще. А искомый смысл – это действительно «дерево, посаженное предками, которое растёт на вашем участке и приносит удачу вам, вашим близким и тем, кто будет после вас». Считается, что чем оно старше и чем большее количество поколений ваших предков оно видело – тем лучше.

Русские довольно часто сажали такие деревья, а иногда и целые родовые рощи. Иногда это делалось просто так, а иногда, в честь каких либо событий, происходящих в семье. Это могло быть и рождение ребёнка, — и тогда дерево росло вместе с ним, — а могло быть посажено, напротив, в память об ушедшем в мир иной близком человеке.

Замечательная, надо сказать традиция. Если в антикварных и букинистических лавках полистать фамильные фотоальбомы какой-нибудь русско-французской эмиграции, то можно увидеть, как на старых пожелтевших фото молодая пара сажает дерево. Потом они нянчат детей под уже подросшим деревцем, потом их дети сидят под раскидистым деревом уже со своими возлюбленными. Неизбежно наступает и тот момент, когда они просто сидят и вспоминают своих родителей, глядя на огромные корявые ветви и мощные стволы. Жизнь идёт, дерево остаётся. Оно всё видит, всё слышит и всё знает. Оно — живой свидетель истории семьи. Оно, несомненно, этой семье покровительствует и помогает.

У русских это всегда как-то особенно подчёркнуто. Мы никогда не были кочевым народом, всегда оседали каждый на своих местах и влюблялись в них. В каждую травинку этих мест, в каждый ручеек и в каждое деревце. Сажали это деревце.

Надо сказать, что история страны так и не смогла кардинально выбить эту любовь из умов и лишь на время позволила забыть о ней. И сейчас, каждый из нас знает, например, таких людей, которые не могут срубить старую, больную и неплодоносящую яблоню, только потому, что её сажал дед…

Вот оно — родовое дерево. Вот она — связь поколений! Вот оно – понимание истинных ценностей, слава Богу, не до конца нами потерянное. Надо сказать, что у многих современных европейцев этого нет. Нет такой пристрастной оседлости. И хоть и кочевниками их тоже не назовёшь, многие из них воспринимают свой дом и сад как нечто временное, а дальше всё же рассчитывают на карьерный рост, лучший дом, иной уровень жизни… Есть, конечно, и у них свои ценности. Те же рождественские деревья, которые вполне в европейском контексте можно воспринимать как семейное (родовое) дерево, ибо нет, наверное, более семейного праздника для европейца, чем Рождество. Надо сказать, что и в нашей стране появились по-европейски мыслящие граждане, которые переняли эту эстетику. Их немного относительно основной массы, и представляют они преимущественно Москву и Санкт-Петербург. Наверное, это тоже неплохо. Хотя изначально у нас было это всё же нечто иное. Да, наверное, у каждой нации это по-своему.

Мы вспомнили про рождественское дерево в Европе, но можно вспомнить и бонсаи* на востоке. Чем не семейное дерево? Отдельные экземпляры бонсаев передавались из поколения в поколение, спасались первыми при пожаре, увозились при переезде, ибо обладали как для своих владельцев, так и в принципе – всесторонней ценностью!

Судить о всё-таки неискоренённой тяге к своему дереву-патриарху, у русских можно и потому, как загораются глаза человека, когда ему рассказываешь об этом и предлагаешь посадить такое дерево на его земельном участке. Причём загораются даже у тех, кто до этого никогда не слышал о такой традиции. Некоторые очень глубоко принимают эту идею. Был случай, когда семья, прежде чем посадить такое дерево, написала всё о себе на бумаге: и о том, как живут, и о том, с чем живут, и о том чему радуются, и о том, что их тревожит… Плотно закупорили все это в бутылку и положили её под корни сажаемого деревца. На вопрос — «зачем?», ответили: а представляете, когда через много-много лет какой-нибудь по нынешним меркам фантастический механизм поднимет это, уже умирающее дерево, из него вдруг вывалится бутылка… Люди прочитают письмо и узнают о нас! Вот уж действительно дерево получается хранителем семьи, в прямом смысле храня её тайны в клети своих корней.

Кстати, и традиционная у русских посадка дерева на месте погребения человека, отчасти тоже была связана с охранением его праха. Но не обязательно сажать его на месте погребения, это может быть дерево, просто посаженное на участке в память о ком-то.

Конечно, сажать деревья по приятным поводам — замечательная традиция! Как здорово, например, будут смотреться три разновозрастные берёзки, каждая посаженная в год рождения одной из трёх сестёр. И куда бы не забросила тех сестер судьба, со временем, они все встретятся под этими тремя сёстрами-берёзками. Замечательная традиция появилась в московском парке Сокольники, где молодожёны сажают в память о своем  знаменательном событии цветущее дерево! Люди с радостью принимают идею, выходят семьями на посадку и, судя по всему, получают истинное удовольствие от процесса. В чём причина этой радости? Да всё в том же! Даже те, кто не знает, что, по сути, они при этом посадили РОДОВОЕ ДЕРЕВО, чувствуют это нутром и это наполняет их положительными эмоциями. Уже скоро эти молодожёны приведут сюда своих детей, а потом и внуков, показать мощное раскидистое дерево их бабушки с дедушкой.

Сажать родовое дерево, конечно же, логично самостоятельно, своими силами. Не стоит приобретать для подобных целей сразу огромные крупномерные растения – они, конечно, хороши, но они, увы, свидетели чьей-то другой, чужой для вас жизни.

Самое правильное вообще вырастить такое дерево из семени, но это не всегда, конечно же, возможно. Тем не менее, если вы решитесь на такой эксперимент, то непременно привлеките к нему детей, внуков.

Необыкновенные метаморфозы происходят особенно с детьми, когда они видят растущее растение. Сначала, когда им дают семена и предлагают посеять их на бабушкиной овощной грядке – это, чаще всего, вызывает бурю протеста. Тем не менее, с мамой и папой могут быть без труда высажены под осень крупные семена таких растений, как орех серый или маньчжурский, конский каштан обыкновенный, дуб красный. Они не требуют никакой специальной подготовки и взойдут уже на будущий год. И вот тогда-то с «дитём» и начинают происходить метаморфозы. От былой незаинтересованности не остаётся и следа. Молодой пытливый мозг силится понять, как из какого то шарика, что он в прошлом году воткнул в землю, начинает расти дерево, на нём распускаются листья, потом цветы… Пройдёт совсем немного времени, и он будет тащить сюда всех ваших гостей, чтобы похвастаться «своим деревом». А когда-то он приведёт сюда внуков и расскажет как, будучи ребенком, он сажал с их прабабушкой эти огромные дубы. Они соберут семена. Догадались, что они с ними сделают?

Несомненно, каждый из нас в своей жизни должен посадить такое дерево. И помните – в данном случае поговорка: лучше поздно, чем никогда – особенно верна. Надеюсь, что выбрать каждому своё дерево поможет табличка расположенная ниже. Выбирая, помните о том, что дерево, подбираемое для подобных целей, должно быть не только абсолютно устойчиво в климате вашей местности, но и подходить вашему участку по экологическим параметрам. Нет ничего хуже, когда оно «уйдёт», соприкоснувшись, например, с грунтовыми водами, или, прожив несколько лет, – вымерзнет напрочь в одну из бесснежных зим.

Какое дерево взять? Где его взять? Как долго будет жить? Как долго будет расти? Что любит, что нет?
Абрикос маньчжурский Лучше посеять самостоятельно под зиму без предварительной стратификации, но можно приобрести и небольшие саженцы. В загородных условиях более 150 лет Довольно быстро Светолюбив, к почве нетребователен, но не любит кислых
Конский каштан обыкновенный В загородных условиях более 150 лет Довольно быстро Выносит полутень, требует рыхлых без застойного увлажнения почв.
Орех маньчжурский, орех серый В загородных условиях более 200 лет Быстро С возрастом – светолюбивы, требуют плодородных почв, не выносят заболачивания.
Дуб черешчатый В загородных условиях более 300 лет Медленно Выносит полутень, предпочитает плодородные, заболачивание выносит только временное.
Дуб красный В загородных условиях более 150 лет Довольно быстро Среднетеневынослив, к составу почв не требователен, но более требователен к их влажности.
Сосна кедровая сибирская, сосна кедровая европейская В продаже имеются совсем маленькие сеянцы. Можно приобрести их, наблюдать за их ростом – настоящее удовольствие В загородных условиях более 300 лет Очень медленно С возрастом более светолюбивы, чем по молодости, к почвам не требовательны.
Сосна кедровая корейская В загородных условиях более 300 лет Очень медленно Более светолюбива чем другие кедровые сосны. Предпочитает плодородные дренированные почвы.
Ель колючая В загородных условиях более 150 лет Медленно К почвам нетребовательна, но достаточно светолюбива.
Пихта сибирская и др. аборигенные виды В загородных условиях более 150 лет Медленно Теневынослива, лучше растёт на плодородных влажных почвах.
Декоративные яблони (в ассортименте) В большинстве своём эти растения размножаются прививкой, но навык её проведения есть не у каждого.  Рекомендуем приобрести готовые молодые уже привитые растения. В загородных условиях более 100 лет Медленно Исключительно светолюбивы, довольно засухоустойчивы, лучше развиваются на плодородных почвах.
Бархат амурский В загородных условиях более 150 лет Довольно быстро Требует рыхлых плодородных почв, не любит заболачивания, теневынослив.
Клён остролистный в ассортименте В загородных условиях более 100 лет Очень быстро относительно остального списка Требователен к плодородию и влажности почвы, относительно теневынослив.
Берёза повислая в ассортименте В загородных условиях более 100 лет Очень быстро относительно остального списка Очень светолюбива, но к почве малотребовательна, плохо себя чувствуя лишь на бедных песках.
Клён красный и его сорта В загородных условиях более 100 лет Быстро Теневынослив, к почве малотребователен, выносит избыточное увлажнение.
Липа мелколистная и её сорта В загородных условиях более 200 лет Довольно быстро Теневынослива, к плодородию почв не сильно требовательна, но чувствительна к засухе.

* Бонса́й (яп. 盆栽 букв. «растение в горшке») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай». Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае.

Первые достоверные письменные источники, касающиеся возникновения стиля бонсай, исходят из Китая и относятся к эпохе династии Тан (VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и затем пересаженное в горшок. Эти растения выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати.

Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими.

Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.

При выращивании на протяжении веков, экземпляр бонсая становится антикварной редкостью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *