Опубликовано

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УКРАИНЫ

14 марта, в День борьбы против плотин на реках, в Харькове прошла акция, посвященная угрозе застройки Карпат малыми ГЭС.

Сооружение более 500 гидроэлектростанций, по мнению активистов и ученых, является большой угрозой.

Дамбы нарушат природный гидрологический режим рек — это приведет к усилению оползней и паводков. Одновременно исчезнут речные животные и растения, которые обитают только на территории Украины. Предлагаемая нам система малых гидроэлектростанций приведет к пересыханию русел речек в маловодные периоды.

Рыбы не смогут попасть на место нереста, т.к. путь будут преграждать турбины.

Более того, строительство такого количества ГЭС сведет на нет туристический бизнес в Карпатах.

Харьковчане присоединились к акции, которая в это же время проходила в Киеве, Ужгороде, Тернополе, Верховине. Участники театрализованного действия показали харьковчанам, что с появлением труб для гидроэлектростанций, туристы потеряют возможность заниматься любимыми видами спорта в Карпатах.

(http://www.youtube.com/watch?v=aWHtDUWI8B8&context=C4a7059eADvjVQa1PpcFMdl9jQdWn7VnHx3hLf9Kd7UrSSihw8uIo=)

В нашем случае ситуация закончилась «хэппи эндом» — туристы прогнали владельца миниГЭС, и отстояли свое право свободно плавать по карпатским рекам.

Надеемся, что и в реальности нам удастся спасти Карпаты для настоящего и будущих поколений.

В ходе акции также собирались подписи к письму в Министерство энергетики и угольной промышленности Украины, раздавались информационные листовки.

КОНТАКТ: Экологическая группа «Печенеги»: Олег Вяткин, trolll_eco[at]ukr.net

pechenegy@rambler.ru, 14 марта 2012 г.

ПОДГОТОВКА К ЕВРО УГРОЖАЕТ ЕЩЕ И ЖИЗНИ ЖИТЕЛЕЙ ДВУХ ХАРЬКОВСКИХ СЕЛ

Или — о международном харьковском аэропорте

Чем ближе Евро-2012, тем больше скандалов, связанных с его подготовкой: зоозащитники возмущены приуроченной к чемпионату варварской «очисткой» украинских городов от бездомных животных. Харьковчане возмущаются почему-то понадобившейся для его проведения масштабной вырубкой деревьев. А жители сел Павленки и Федорцы — строительством международного аэропорта «Харьков».

Под проведение чемпионата в Харькове было решено построить взлетно-посадочную полосу, на которую могли бы садиться международные самолеты-гиганты — короткая полоса старого аэропорта не могла их принимать.

Вариантов для размещения новой полосы было несколько: продление существующей (за 250 млн. грн.), строительство нового аэропорта на месте Чугуевского военного аэродрома, и даже строительство аэродрома на границе с Россией. Но почему-то в конечном счете новую полосу (за 1,5 млрд. грн.) было решено строить вплотную к двум селам Харьковского района — к Павленкам и Федорцам. Причем, «вплотную» — в буквальном смысле: расстояние от ближайших домов до полосы составило всего 60 метров. А до аэродромного газораспределительного пункта и того меньше — 30!

Из-за этого заходящим на посадку самолетам приходится проходить просто «по крышам» жилых домов. Вот что об этом писали в одном из своих многочисленных коллективных заявлений местные жители: «Самолеты (особенно тяжелые, такие, как «Боинг»), когда заходят на посадку, во-первых, создают очень большой шум, огромную воздушную волну (например, с крыши одного из домов даже сорвало тарелку спутникового телевидения), так еще и расстояние между самолетом и крышей дома составляет не больше 50 метров, что противоречит каким-либо санитарно-медицинским нормам. Также нам известно, что двигатели самолета на взлет и посадку работают с максимальной мощностью и производят надостаточные вредные выбросы в атмосферу непосредственно над нашими садами и огородами. Ну, и в придачу, в случае нештатной ситуации в первую очередь пострадают расположенные слишком близко от газозаправочной станции жители прилегающих домовладений, то есть мы, т.к., по статистике, 80% аварий происходит именно при взлете и посадке самолета». Жители жалуются, что даже при закрытых окнах ночные рейсы будят спящих. А как им спать уже в мае, когда график полетов уплотнится, а окна из-за жары на ночь придется раскрывать? Что больше мешает сну — шум или духота? Пытаясь оценить эту проблему, они выяснили, что «Опасность для здоровья представляют звуковые шумы, вызывающие функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, печени, оказывающие вредное влияние на слух и зрение. Особенно страдают дети, их интеллект и психика. Шум обладает кумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения накапливаются в организме. Кроме звуковых шумов опасными для здоровья являются электромагнитные излучения и свервысокочастотные поля, источниками которых кроме локационных систем являются и различные антенны».  местными жителями это строительство не обсуждалось. Хотя по данному вопросу Харьковская райадминистрация и провела общественные слушания, но ни павленковцев, ни федорцовцев на них не пригласила. А их резолюцию жители этих сел получить не могут: райадминистрация кивает на аэропорт, аэропорт — на Пономаренковский сельсовет, сельсовет — на райадминистрацию.

При этом отдел градостроительства райадминистрации сообщил, что заказчик градостроительного обоснования на размещение объектов международного аэропорта, КП «Харьковский центр недвижимости», должен «в установленном законом порядке» его согласовать. Далее отдел градостроительства указал, что «согласно ребованиям законодательства, а именно, ст. 30-2 Закона Украины «О планировании и застройке территорий», общественному обсуждению подлежат разработанные и согласованные в установленном порядке градостроительные обоснования размещения объектов градостроительства, прошедшие в установленном законодательством порядке государственную экспертизу». И: «Дополнительно отмечаем, что результаты согласования и прохождения государственной экспертизы вышеуказанного градостроительного обоснования для проведения общественного обсуждения этого градостроительного обоснования, в отдел градостроительства и архитектуры не поступало. В случае поступления обращения об утверждении вышеуказанного градостроительного обоснования, утверждение будет возможно только в случае проведения общественного обсуждения в установленном законом порядке, потому что в соответствии с Законом Украины «О планировании и застройке территорий» утверждение проектов градостроительной документации, без их общественного обсуждения запрещается, а материалы общественного обсуждения являются неотъемлемой составляющей градостроительной документации (копию этого письма см. на http://www.greenkit.net/Members/Pe4eneg/Aeroport/Aerop_RDA.pdf).

То есть госэкспертизу взлетно-посадочной полосы отдел градостроительства должен был увидеть, но не увидел, а полоса уже построена!

Что это, как не указание на то, что построена она незаконно? Но, чтобы защитить нарушенные при этом права граждан, райадминистрация ничего не делает.

Не продвинулась в контроле за соблюдением законодательства дальше нее и Харьковская межрайонная прокуратура. Она, как и градостроительный отдел, слово в слово констатировала положение вещей — интересно, наверное, градостроители за нее и ответ писали? И сделала из него своеобразный вывод:

«С учетом изложенного, основания для внесения актов прокурорского реагирования на данный момент не усматриваются» (копию этого письма см. на http://www.greenkit.net/Members/Pe4eneg/Aeroport/AeropProc/). Интересно, что же должно произойти, чтобы наши межрайонные прокуроры прореагировали?

И уж совершеннейшей насмешкой выглядит предписание Генерального директора «New Systems AM» (читай: аэропорта) В.Васильченко, разосланное им 14 февраля этого года. Он потребовал от жителей Павленок и Федорцов «в кратчайшие сроки исполнить ночное маркирование Вашего дома, который находится на приаэродромной территории и пересекает поверхность ограничения препятствий».

То есть не аэропорт, построенный в 2012 году, нарушил права местных жителей, а они, со своими домишками, построенными в середине 90-х, мешают его деятельности!

И действительно, обратимся к Воздушному кодексу Украины, извлечение из которого г-н Васильченко любезно приложил к своему предписанию. Статья 68:

«1. Все объекты и препятствия, размещенные на приаэродромной территории и пересекающие поверхности ограничения препятствий, должны быть оснащены маркировочными знаками и устройствами… 2. Маркирование объектов и препятствий маркировочными знаками осуществляется собственниками этих объектов за свой счет». А в следующей статье Кодекса указывается, что аэродром вообще обязан контролировать состояние приаэродромной территории, указывается, что можно на ней делать, а что — нет, и т.д. (копию этого предписания см. на http://www.greenkit.net/Members/Pe4eneg/Aeroport/Aerop_Aerop.pdf).

Все правильно — для аэропорта безопасность пассажиров должна быть превыше всего, но так же точно он должен заботиться и о том, чтобы не нарушать права других людей — даже не являющихся пассажирами. Вероятно, господин Васильченко понимал скользкость всей этой ситуации: с одной стороны, действительно, нужно обезопасить пассажиров, с другой — как чего-то требовать от людей, к которым без спросу влез почти что во дворы? И поэтому он в своем предписании не сослался на конкретную норму Воздушного Кодекса, а приложил к нему пространную выписку из нескольких статей — вдруг за обширным текстом люди уверятся, что он может контролировать, что делается в их дворах?

Статья 50 Конституции Украины каждому гарантирует безопасную для жизни и здоровья окружающую среду. И, не найдя правды у властей, жители Павленок и Федорцов готовы защищать свое право в судах — сначала в украинских, а, потом, скорее всего — и в Европейском по правам человека.

Сергей Шапаренко, Экологическая группа «Печенеги»

pechenegy@rambler.ru, 4 мая 2012 г.

Выигран суд по киевскому дельфинарию

11 апреля 2012 г. состоялось первое заседание Окружного административного суда г. Киева по иску Киевского эколого-культурного центра и Экоправо-Киев против прокуратуры Голосеевского района г. Киева по делу киевского дельфинария  «Немо».

Суть судебного спора сводилась к следующему: как свидетельствовали документы, полученные истцами из санстанции Голосеевского района г. Киева, прокуратура Голосеевского района г. Киева не реагировала должным образом на неоднократные обращения санстанции Голосеевского района г. Киева по поводу закрытия дельфинария «Немо». Тогда исцы-Киевский эколого- культурный  центр и Экоправо-Киев обратились в Окружной административный суд г. Киева с иском на данную прокуратуру,  прося суд в судебном порядке признать  незаконной бездеятельность прокуратуры Голосевского района г. Киева и обязать ее предпринять меры прокурорского реагирования, закрыв киевский дельфинарий «Немо».

Дело обещали быть трудным и долгим, однако неожиданно закончилось полной победой истцов-защитников дельфинов. Получив судебную повестку, прокуратуру Голосеевского района г. Киева решила не доводить дело до судебного разбирательства, а срочно предпринять  меры прокурорского реагирования в отношении киевского дельфинария «Немо». Буквально за  день до нашего суда, 10 апреля 2012 г. прокуратура Голосеевского района г.Киева подала иск в Одесский окружной административный суд на директора ТОВ «Нерум» О. Мерляна с требованием закрыть киевский дельфинарий  «Немо» за грубое нарушение санитарного законодательства и угрозу здоровью и жизни людей.

Ввиду того, что этими действиями прокуратуры были выполнены все  судебные требования исцов,  и предмет судебного разбирательства был исчерпан, стороны договарились на суде о мирном разрешении  судебного спора. На последнем заседании суда, которое состоится на следующей неделе, судья Окружного административного суда г. Киева О.Писоцкая зачитает решение суда о мировой. Это первый суд в истории Украины по дельфинариям, который закончился победой защитников дельфинов. Мы благодарим наших коллег-Евгения из Днепропетровска (создателя прекрасного сайта в защиту дельфинов), Катю Полянскую из ДОП ЗМ (г. Киев), адоката С.Осыку (г.Донецк) , В.Бриниха и К.Андромонова (Россия), советы и информация которых о дельфинариях нам очень помогла в работе над организацией данного судебного процесса. Мы благодарим также  молодых ребят из ДОП ЗМ и НЭЦа, которые пришли на суд и не только поддерживали  там нас морально, но и помогли подготовить  места для присутствующих на суде журналистов (носили лавочки и т.д.).  Мы благодарим Люду Ярошенко из Фонда сокращения рисков за помощь  в организации  этой успешной судебной кампании.

Необходимо отметить также, что данное судебное дело вызвало большой интерес журналистов, на суде присутствовали представители 8 СМИ.

Катя Полянская меня спросила-что что теперь делать дальше?. Считаю, что нужно всем вместе развивать достигнутый  успех. Во-первых, контролировать Голосеевскую прокуратуру в ее суде  против ТОВ «Нерум», во-вторых,  усилить работу со СМИ против киевского дельфинария, и самое главное-провести пикет мера Киева г. Попова с требованием закрытия киевского дельфинария «Немо» как опасного обьекта для здоровья и жизни киевлян. Сейчас мы работаем над этим самым жестким образом.

Вл.Борейко, директор Киевского эколого-культурного центра

enwl.bellona@gmail.com, 11 апреля 2012 г.

ГОМОЛЬШАНСКОМУ НАЦИОНАЛЬНОМУ ПАРКУ — БЫТЬ!

Так постановили участники международного пикета, прошедшего 22 мая под стенами Харьковской облгосадминистрации. Во Всемирный День Биоразнообразия харьковчане и россияне требовали оставить в покое природу Гомольши, природу, заповедания которой добивались многие поколения отечественных экологов.

Больше ста человек пришло к стенам Харьковской облгосадминистрации, чтобы защитить жемчужину Харьковщины — Национальный природный парк «Гомольшанские леса». Один из наиболее успешных природных парков Украины сегодня находится на волосок от разорения. Земля, которую приказывал заповедать еще Петр Первый, некоторым сегодня кажется идеальной для размещения коттеджа. А 500-летние дубы беспокоят любителей древесины… Чуть не забыл, еще есть охотники, которым просто неймется пустить кровь заповедным животным, особенно краснокнижным.

В пикете принял участие представитель российской организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» — у харьковчан давняя дружба с сочинскими коллегами, мы синхронно организовывали акции в защиту Утриша. Сейчас в Харьковской области появился свой «Утриш», так что россияне проявляют солидарность. Возможно, последующие акции в защиту Гомольшанских лесов будут иметь очень обширную географию.

На плакатах участников пикета (представителей ХООО «Зеленый фронт» и ряда других харьковских общественных организаций экологического и зоозащитного направления) — очень горькие слова: «Руки прочь от лесов Гомольши», «Корыстным людям не место в лесу», «Вимагаємо директора — природоохоронця, а не л_соруба», «Сохраним Гомольшанский парк — сокровище Украины». Большинство участников пикета — завсегдатаи «Гомольшанского экотопа» — замечательного экофестиваля, который придуман и создан коллективом НПП «Гомольшанские леса». Большая часть — люди с высшим образованием, понимающие, какая глупость делается сегодня с парком. Дикая природа, стоящая миллиарды долларов за квадратный миллиметр, ограниченными людьми оценивается в жалкие зеленые бумажки.

Необразованные туземцы меняют свое будущее, будущее своих детей на блестящие бусы и стекляшки…

Участники пикета обратились к председателю Харьковской облгосадминистрации с открытым письмом (текст — ниже). На акции выступила эко-леди Украины, лауреат второй Международной Премии «Земля Женщин» Фонда Ив Роше под эгидой Института Франции Анна Геращенко, которая поддержала важность того, чтобы Национальный парк возглавлял природоохранник, а не лесоруб.

Остается лишь добавить, что участники пикета по окончании акции ушли, но пообещали вернуться, если не будут услышаны в ближайшие же дни. «Отступать

некуда — позади Гомольшанский парк!» — скандировали они.

Олег Перегон, «Зеленый фронт»,<peregon_oleg@mail.ru>

pechenegy@rambler.ru, 23 мая 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *