Опубликовано

Сотворение пространства Земного

Опыт родового поместья

Работа началась!

Эдуард, в своем родовом поместье вы собираетесь осуществить комплексную программу обустройства территории по методам австрийского фермера Сеппа Хольцера. Вы решили сделать элементы сада, те же, что и у него в австрийском поместье? Расскажите о вашей задумке в целом — в чем «изюминка»?

Вся информация, что я встречал раньше, дает ощущение, что люди мыслили или размещали информацию, осознанную в рамках маленького огорода 6-ти соток, — это ощущение, которое они предлагают перенести в опыты на «большую землю». Поэтому, их опыт оказывается ничтожным в случае освоения больших территорий.

То есть Хольцер, – на сегодняшний день является единственным представителем той информации, которая действительно помогает вам в дизайне большого участка?

В отличие от многих других, кто занимается переписыванием чьей-то теории, здесь информация идет непосредственно от источника. Хольцер — практик, осваивающий 50 Га на протяжении десятилетий, с потрясающими результатами!

Что вы собираетесь осуществить по методу Хольцера, что вам первым делом пришло в голову?

Прежде всего, это — «высокие холмистые гряды» ветрозащитного назначения. Так как пространство участка сравнительно большое – около 2,5 гектаров, хочется отгородиться, пока подрастает живая изгородь. Деревья и кустарники в живой изгороди растут относительно медленно, пока подрастает живая изгородь, преградой от ветров будет служить террасированная гряда высотой 3 метра, к тому же у таких гряд несколько назначений, в том числе они эффективны для выращивание овощей, фруктов и ягод.

А хватит ли места для вертикальных гряд, ведь они заполнят собою определенное жизненное пространство?

Здесь нужно смотреть не в плоскости, а в объеме. В данном случае мы имеем увеличение полезной площади, так как происходит изменение не только горизонтальной, но и вертикальной составляющей пространства участка. Таким образом, мы добавляем дополнительную площадь. Поэтому любая высокая гряда, если она имеет удобные террасы, то это значительное увеличение полезной площади.

Что вы еще хотите осуществить из известных идей пермакультуры у себя в поместье?

Например, данную гряду мы хотим сделать по периметру, даже, несмотря на то, что часть поместья примыкает к лесу, я хочу замкнуть контур окружающей поместье гряды. Что же касается водных пространств, — у Хольцера вода, водный ландшафт, – это главные объекты в системе жизнеобеспечения. Он неоднократно об этом упоминает и говорит. Это и очевидно! В семье мы запланировали озеро площадью 0,5 Га. Но возможно это будет не одно озеро, а два-три. Это с учетом того, что уже есть пруд порядка 6-8 соток. Кратерный сад, скорей всего, тоже будет. Это продиктовано желанием доказать и себе, и другим, что возможно, выращивать теплолюбивые растения и получать с них плоды, в частности, — цитрусовые. Но если у Хольцера получилось в Альпах вырастить киви (актинидии), то почему у меня в Подмосковье не получиться вырастить мандарины? А мандарины я люблю (смеется).

Что значит «кратерный сад»?

Принцип кратера, — это те же холмистые гряды, только не вверх поднимаются, а опускаются вниз, террасами углубляясь в землю. Главное это микроклимат, потому что контур практически замкнут, не происходит ветровой эрозии, не происходит вымерзания, потому что земля, находящаяся ниже, сохраняет тепло. И если учесть, что нижняя часть кратера, это тоже будет водная поверхность, то ты можешь быть спокоен за естественно влажный микроклимат, так как происходит испарение из пруда, увлажняющего все ярусы, которые находятся в кратере.

Вы определились уже с размерами этого кратера? Каковым он должен быть в поперечнике?

В голове уже крутится «картинка», но все будет зависеть от рельефа и местности. Еще многое придется продумать и даже переделывать. В нашем родовом поместье размещено уже порядка тысячи саженцев, и, скорей всего, более половины придется пересаживать, так как сажалось все на чистом энтузиазме и без определенных знаний. Энтузиазма деревьям хватит на какое-то время, но проживут ли они много и долго, и хватит ли этой радости детям, — вот это под вопросом! Знаний не хватает, информации должно быть еще больше, Хольцер ее значительно нам добавляет, вернее «дополняет».

На его семинарах по пермакультуре?

Семинары – это на практике, а в основном мы довольно много читаем его выступления в интернете. На его сайте много полезной информации с фоторепортажами. В какой бы стране он не работал, — он оповещает, где и что сделал. Так образ нашего поместья складывается в основном из семинаров и из успешных практик других людей. Мы еще запланировали летнюю сушилку для грибов и овощей, также у нас будет помещение для пчел. По поводу пчел Хольцер как-то сказал, что если о них говорить, то говорить придется целый месяц. Я с ним полностью согласен. Я не говорю о каком-то глобальном занятии медом, но чтобы семья всегда была со своим медом. Помимо всего, мы будем продолжать еще делать овощные грядки, как рекомендует Хольцер, а так же создадим насыпное овощехранилище (погреб) из натуральных материалов: камней, лиственницы. Так же будет у нас сделан загон для животных по такому же принципу, что и овощехранилище. Я знаю, что у Хольцера крайне много изобретений: такие как размещение уток на водной глади в виде острова, разведение муравейников, кажется, есть даже «мышиный город». Но мы взяли то, что нам ближе всего, — то, что мы можем реально применить у себя в поместье, и будем стараться это реализовывать.

О питомнике не думали?

Мы не собираемся делать бизнес на растениях, поэтому для нас питомник – это лишь экспериментальная площадка для себя, для своей семьи, для подращивания разных саженцев тех растений, с которыми мы хотим экспериментировать. Для этого будет достаточно и пару десятков квадратных метров.

У Хольцера земли значительно больше, и он все-таки бизнесмен. Поместье, в котором он живет, ему же и приносит весомый доход. Поэтому экспериментировать с крупным рогатым скотом, с птицей, с рыбой и с грибами, в таких масштабах, как это делает Хольцер, мы не будем. Цель нашего переезда в поместье – это смена образа жизни и воссоздание родовой среды обитания, — воссоздание ее для детей и внуков! В случае же образование излишек, будем их реализовывать, мне видится доход от реализации первоклассных овощей и фруктов очень весомым вкладом в семейный бюджет!

Раз уж мы затронули такой мировоззренческий вопрос, — массовое переселение на землю, образование нового большого поселения, это как-то связано с идеологией? Связано ли это с религиозными взглядами? Вообще, что происходит в обществе? Ваша точка зрения?

Да ничего с обществом, на мой взгляд, неординарного не происходит. Потому что, — не мы первые, и не мы последние. Всплески какие-то происходят у людей, за них можно либо порадоваться, либо поддержать их, либо в стороне постоять…

Вот, например, Хольцер, – это человек, который показывает нам, как читать книгу жизни, он моментально считывает информацию с растительности, с природы, и может давать те дельные советы, которые могут становиться стратегией на многие годы и даже на всю человеческую жизнь. Они могут занимать вас все время, пока вы совершенствуете свою или чью-либо среду обитания. Поэтому это — не религия, не философия. Я считаю, что это просто – практика, практика жизни!

За ваше поселение, за ваших соседей можно, наверное, порадоваться?

Я думаю, что, когда создается любое жизненное пространство с людьми, в любом коллективе, имеются свои проблемы, свои сложности, свои радости… ведь все люди разные! Поэтому отличаемся мы от любой деревни, в которой, например, люди живут уже тысячи лет, возможно, лишь особым трепетным отношением к природе и особым вниманием друг к другу. Есть ведь люди, которые собираются создавать поселение, а получается у них — деревня, как там ни крути.

Есть какой-то первоисточник прийти сюда, какая-то отправная точка? Может быть это глубокое детство, или литература, которую ты прочитал, или на вас произвело впечатление какое-то сочетание событий? Есть ли такая отправная точка?

Я вот с утра сегодня вышел, собрал грибов, и сегодня моя жена приготовит нам ужин из этих грибов с нашей же картошкой. И это пришло ко мне из детства… В детстве я рос в лесу, и для меня пребывание в городе – всегда противостоит моей сущности, окружающей меня природе, в которой я вырос. Есть много литературы, которая подсказывает эту не новую мысль переезда на землю. Конечно, чтение книг Мегре меня, как и других, напрямую подтолкнуло к этим действиям. Но все же это совокупность и многих других факторов.

Вот пример: первого сына мы родили в роддоме. А следующих детей мы, по любому, будем зачинать, вынашивать, и рожать только на своей родовой земле, в своем родовом поместье. Моей супруге нужно было пройти через эти отношения в роддомах, протянуть все это лично через себя, для того, чтобы заявить, — знаешь, дорогой, я никогда больше не буду рожать в роддоме! Поэтому говорить о том, что только чтение книг может устроить что-то для людей — нельзя! Духовность имеет свое материальное воплощение, как говорит Владимир Николвевич. Если ты человек цельный изнутри, если в тебе есть стержень, то для тебя любой автор, который пишет книжки, — это все равно «вторичная» информация. Ты просто выбираешь из них то, что тебе близко, до чего не додумался сам. Ты сидишь и думаешь – это же так очевидно! И двигаешься в этом направлении. Опыт жизненный, он намного важней. А мы пока еще в таком развитии, наверное, что набиваем шишки в своей самостоятельности.

Вы сказали, что родились в лесу. Следует буквально понимать эти слова?

Да, родился и прожил до 15 лет на Южном Урале, в маленьком городке. Там стоял единственный дом, а рядом находился пионерский лагерь. Первый населенный пункт на расстоянии 10 км. Не то, что здесь. Там ты ушел на озеро, на другой конец, и сутками можешь никого не увидеть…

Однако, свое становление вы получили в крупном городе?

Здесь можно привести аналогию с рождением наших детей: надо было тоже родить сына в роддоме, чтобы понять, что следующего ребенка мы там рожать не будем. Чтобы понять ценность жизни на земле, ты должен с нее уйти, чтобы вернувшись к ней однажды, почувствовать себя в родном месте

Расскажите подробней об этом, так как я знаю, что вы отвели в своем поместье целое пространство для леса. Что для вас значит лес?

Все очень просто. Лес это настоящая книга жизни, лес тебя не обманет, не предаст: так было и так будет миллиарды лет, это честный и справедливый мир, настоящий и искрений! Меня не тянет на море или в какие-то экзотические страны. Да, я в них был, я их видел, но у меня нет восторга от курортов. Кто то хочет жить на море, я хочу жить рядом с лесом! Когда захожу в лес, для меня это естественная среда обитания, я знаю, что вот здесь будет расти гриб, потому, что пришло время, потому, что здесь такая почва,  такие листочки, так светит солнышко. Гляжу, — и, правда, вот он грибочек!

Ощущение совершенства, полноты и наполненности преобладает, когда ты находишься в лесу. Ведь лес – это вечная структура! Его никто не удобряет, никто не подстригает, за ним никто не ухаживает. Тебя раздражают бутылки, фантики, ты воспринимаешь это как личную травму — эти разбросанные остатки короткой праздной жизнедеятельности человека. Лес, — он прост и гармоничен, он и жёсткий, и суровый: что — что слабое отваливается, что-то сильное прорастет, — он такой, какой есть.  В лесу чувствуешь себя более защищенным. Лес – это важнейшая среда обитания. Она существовала до нас, и она будет существовать после нас. Мы в поместье посадили много саженцев, которые имеют большее отношение именно к лесу, нежели к огороду или плодовому саду. И создается большое разнообразие лесных деревьев.

Что можете сказать о своем отношении к окружающим вас соседям? Я имею в виду людей с теми же помыслами, которые идут в том же направлении?

Я считаю, что все люди интересны и уникальны по-своему. У нас такой менталитет, — чтобы понять человека, лучше всего общаться с ним один на один. Поэтому взять отдельно каких-то людей, с которыми мы создаем поселение, конечно, — замечательные все люди! Если и есть «случайные люди», то рано или поздно человек столкнется с рядом событий, которые либо помогут ему измениться, либо заставят его поменять, наконец, свою среду обитания.

То есть, в естественных условиях — естественное заживление ран?

Поскольку лес, природа, — та же естественная среда. И если ты «слабенький», то природа, не даст тебе в этом сообществе сосуществовать. Вот ты идешь по лесу, ты бросил какое-то семечко от яблони, а оно здесь не к месту, здесь темно, сыро! И чтобы ты ни делал, не будет оно расти. Также и здесь, если есть коллектив, устремленный к одной цели, то семечко в виде какого-то человека, оно не будет здесь расти, если это не его «цель». Это естественно. Здесь главное, чтобы количество таких людей, цельных изнутри и стремящиеся к своей мечте, которые методично и постепенно двигаются вперед, было больше, чем людей, которым постоянно нужно что-то, чтоб оправдать свое бездействие, либо найти веские причины, чтобы бездействовать. А так, — все люди в принципе хорошие… Я пришел к выводу, что заниматься изменением кого-то, это неблагодарное дело и пустое. Прежде всего, ты должен сделать для себя и своей семьи тот кусочек рая, который тебе предоставлен. Ты должен его облагородить так, чтоб другие захотели такое же создать для себя или лучше. По крайней мере, это будет лучше, чем ходить и кого-то убеждать. Я вижу, что когда люди приходят и им что-то нравится, то они начинают тоже какие-то движения… Меня это очень радует!

Я слышала, что вы планируете иметь пятерых детей, жить в своем поместье.

Вот детки подрастают, время бежит очень быстро. Два десятка лет могут пролететь счастливо и незаметно. Дальше — взрослые дети. Как вы будете наставлять их на жизнь, — может быть, вы уже думали об этом, — как они по жизни пойдут, где они будут искать свое предназначение?

Там где живет Любовь, там нет преград или ограничений! Родовое Поместье это -Пространство Любви, создаваемое влюблёнными. Дети будут себя чувствовать и делать свой выбор осознанно, потому что родители дадут им такую возможность. Поэтому, если мой ребенок захочет заниматься тем или иным делом, я, чем смогу, помогу. Воспитание детей, это, прежде всего, воспитание родителей для детей. Дети рождаются, как белый лист, потому они впитывают то, что их окружает. Если твой ребенок тебя не слушается, виноват ты, а не он. Если твой ребенок хочет уехать в город, это значит, что ты подспудно хочешь жить в городе, а не он. Да, есть индивидуальный выбор, есть варианты, но лучший выбор, он приходит позже. Мое мнение, — я так и сделаю, — если кто-то из моих детей захочет переехать жить в город, — я признаю этот его выбор. Никого останавливать я не буду. Если человек этого хочет, прежде всего, это желание человека! И не важно, сколько ему лет, два года, пять лет или восемьдесят. Какая разница? Но какие города будут к тому времени!…

Спустя два месяца после нашего разговора Эдуард прислал в редакцию снимки уже построенной ГРЯДЫ.

Нина Панда

_____________________________________________________________________________________________________

«Пермакультура» — это система проектирования для cоздания жизнеспособных окружающих человека сред. В 1929 Джозеф Рассел Смит впервые использовал этот новый термин в подзаголовке книги «Лесозаготовки: Перманентная агрокультура» (Tree Crops: A Permanent Agriculture), в которой они изложил свой длительный опыт с фруктами и орехами. Смит замечал:

«Лес – поле – плуг – пустыня» – таков печальный цикл целинных холмов под влиянием глубокой вспашки…

Когда мы развиваем агрокультуру подходящим образом, мы получаем почти вечную плодоносящую землю»

Смит смотрел на мир как на всеобщее взаимодействие, предполагал связь деревьев с растущими под ними растениями.

Выдающимся практиком впервые возникшего явления пермакультуры ХХ века является тасманийский профессор биогеографииБилл Моллисон. В середине 1970-х австралийцы Билл Моллисон и Давид Хольмгрен начали развивать идеи о стабильных системах агрокультуры. В 1974 году они изобрели концепцию, которая получила название «перманентная агрокультура», или «пермакультура». Как учёный сам определяет это понятие, пермакультура — это «система дизайна (от лат. designare — обозначать, определять назначение), цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей». При этом его разработки касаются не только выращивания пищи, но также строений и инфраструктуры, то есть всех компонентов окружающего человека мира. Поэтому, в основе системы пермакультуры — не вода, земля, дерево, кустарники или животные сами по себе, но — то, как эти вещи соединены между собой!

Также параллельным и самостоятельным путем, к подобным выводам пришли практики естественного земледелия — Масанобу Фукуока в конце 1930-х в Японии и Зепп Хольцер в 1970-х в Австрии.

Работа Говарда Т. Одума имела также влияние на пермакультуру на раннем этапе. Одум сосредоточился на системе экологии, в частности «Принципе максимальной мощности», который утверждает, что жизненные системы стремятся к максимизации энергии во всей системе. Например, общее количество тепла в лесу очень высоко, вместе с массой растений и животных. Это эффективный конвертёр солнечного света в биомассу. С другой стороны, пшеничное поле имеет намного меньше энергии, и часто нуждается в большем её количестве, иначе говоря, — в «удобрении».

«Феномен» саморегуляции в пермакультуре поддерживался австралийцем Йоменсом П.А. в его книге 1973-го года «Вода для каждой фермы» (Water for Every Farm), который ввёл метод использования земли в Австралии в 1940-х, основанный на наблюдении и частично на понимании ее геологии. Йоменс ввёл технику «контурного дизайна» как способ распределения воды, на основе которого Хольмгрен впоследствии и основал своё экопоселение.

Моллисон вёл свои лекции в более чем 80 странах мира, обучая студентов 2-х недельному курсу природного дизайна.

К началу 1980-х его идеи также расширились до создания экопоселений…

Известно, что за последние  35 лет малоземельная дачная эксплуатация земли ради выращивания продуктов питания, истощила землю и свела полезные свойства плодородной почвы к нулю. Укрупнение используемых участков способно нейтрализовать «дачную» проблему истощения и дает пользователям земли возможность не нагнетать грубый химический дисбаланс в погоне за урожайностью продовольственных культур.

В родовом поместье одного из поселений ближнего Подмосковья планируется создать комплекс земляных сооружений для последующего беспахотного земледелия. В это комплекс входят также такие известные элементы пермакультуры, как ветрозащитные террасированные гряды, кратерные сады, пруды и водоемы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *