Опубликовано

КАКОВО БЫТЬ В РОССИИ КОРЕННЫМ МАЛОЧИСЛЕННЫМ НАРОДОМ?

Юрий Трутнев: Забывать о том, что у нас есть коренные народы, не следует

В Ханты-Мансийске Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев 18 апреля провёл совещание, на котором обсуждались меры по совершенствованию законодательного регулирования недропользования при поисках, оценке, разведке и добыче углеводородного сырья.

В совещании приняли участие заместители Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Геннадий Бухтин, Александр Ким, президент Общественной организации <Спасение Югры> Александр Новьюхов, руководители компаний — недропользователей, работающих в Югре.

На встрече, в том числе, обсуждались проблемы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Одной из тем, стала деятельность нефтяных компаний при разработке месторождений в границах особо охраняемых природных территорий и территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. В частности, комментируя информацию недропользователей о сложностях согласовательных процедур при деятельности на данных территориях Ю. Трутнев отметил: —  <Забывать о том, что у нас есть коренные народы, не следует. В некоторых случаях мы будем ставить экологические интересы выше экономических>.

Тем самым напомнив о сохранении протекционистской политики государства в отношении исконной среды обитания коренных народов.

Общественная организация <Спасение Югры>

Специальный докладчик ООН в области культурных прав обратилась за комментариями к Павлу Суляндзига 17 апреля Фарида Шахид, Специальный докладчик ООН в области культурных прав, встретилась с членами Общественной палаты РФ. На этой встрече г-жа Шахид заинтересовалась вопросами сохранения культурного многообразия народов России и обратилась за комментарием к эксперту в этой области, члену Общественной палаты, советнику президента Ассоциации КМНСС и ДВ РФ Павлу Суляндзига.

<Могу сказать, что Общественная палата очень активно поддерживает проекты, связанные с сохранением и развитием культур малочисленных народов>, — заявил он.

<Самая главная проблема — вопрос сохранения языков, — заметил он. Родные языки коренных малочисленных народов преподаются в поселках и деревнях, где они проживают, в основном в качестве факультатива. Сами понимаете, что когда язык преподают факультативно, то и отношение к такому предмету соответствующее.

Еще больше язык забывается, когда молодежь уезжает из родных мест>.

<Правовая база для защиты прав коренных народов есть — это три федеральных закона. Правда, реализация у них никудышная>, — заключил Суляндзига.

Напомним, с 15 по 26 апреля 2012 г. проходит первый официальный визит Специального докладчика ООН в области культурных прав Фариды Шахид в Российскую Федерацию. Цель поездки заключается в оценке предпринятых властью шагов для обеспечения права каждого на культурную жизнь, в том числе права на свободу творчества, права на личную культурную самобытность и права на доступ к объектам культурного наследия и их использование.

В ходе 12-дневного визита г-жа Шахид посетит Москву, Санкт-Петербург, Алтайский край и Татарстан, где встретится с официальными представителями государственной власти федерального и регионального уровня, а также с представителями общественных и научно-исследовательских институтов, занимающихся вопросами политики в области культуры, культурного наследия и культурных прав. Кроме того, она проведет переговоры с представителями национальных меньшинств и коренных народов, а также с организациями гражданского общества.

Информационный центр АКМНСС и ДВ РФ

Семинар <Обеспечение соблюдения требований законодательства в области охоты и сохранение охотничьих ресурсов>

19 апреля 2012 года в Большом зале заседаний Правительства Камчатского края состоялся семинар <Обеспечение соблюдения требований законодательства в области охоты и сохранение охотничьих ресурсов>. Об этом сообщили нашему Инфоцентру в Министерстве по делам Корякского округа и территориям традиционного проживания народов Севера.

С основными докладами выступили руководители и специалисты Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края,  которые осветили предварительные результаты проведения зимнего маршрутного учёта в 2012 году.

В семинаре приняли участие представители Агентства по ветеринарии Камчатского края, по вопросу соблюдения ветеринарного законодательства, оформления ветеринарно-сопроводительных документов.

В рамках семинара проведены публичные слушания, на которых обсуждены материалы обоснования объёмов (лимитов, квот) изъятия охотничьих ресурсов на территории Камчатского края на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года.

В работе форума принял участие заместитель Министра по делам Корякского округа и территориям традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Вячеслав Падерин.

Информационный центр АКМНСС и ДВ РФ

Канадцы готовы переписать якутские законы

Канадцы заинтересовались якутским законом об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, сообщили вчера в пресс-службе правительства республики Саха.

Здесь также уточнили, что документ был принят в 2010 году и его задача — снивелировать негативные воздействия хозяйственной или любой другой деятельности на исконную среду обитания, традиционный образ жизни, промысел социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера Якутии.

Канадцы предложили наладить обмен законодательными инициативами и имеющейся нормативно-правовой базой, поскольку признаются, что у них есть некоторые сложности с решением отдельных <промышленных> вопросов, ведь они могут затрагивать интересы коренного населения. Так, например, во время дискуссий в области горнодобывающей промышленности иностранцы проводят обязательные консультации с коренным населением, так называемой <первой нацией>. Но при этом <устаревшая> законодательная база ощущается еще острее.

Канадские власти признаются, что с интересом изучают опыт других регионов по правовому регулированию добычи природных ресурсов, которыми богат и их край. И если что-то на арктической чужбине, например, в Якутии, заинтересует их, то готовы на уровне законодательства провинции закрепить подобные нормы.

Источник: ИAП ARCTICuniverse

Дальний Восток и Восточная Сибирь станут государством в государстве

Для привлечения инвестиций российские власти создадут Госкомпанию по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. В ведение новой структуры передадут 60% территории России, которым создадут беспрецедентно комфортные условия. Вмешиваться в работу госкомпании другие органы не смогут: подчиняться она будет напрямую президенту.

По распоряжению Владимира Путина Минэкономразвития доработало проект федеральных законов <<О развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока>>. Именно под эгидой новой структуры будут реализовываться планы по развитию Сибири и Дальнего Востока. Просуществует государственная корпорация 25 лет. После ее ликвидации все, что останется, вернется государству.

Согласно проекту, под <<крыло>> новой компании передадут 16 субъектов РФ — это больше половины от всей территории страны, а штаб-квартира разместится во Владивостоке.

Под контроль госкомпании попадут инвестпроекты, реализуемые в республиках Алтай, Бурятия, Саха, Тыва, Хакасия, в Забайкальском, Камчатском, Красноярском, Приморском, Хабаровском и Амурском краях, а также в Амурской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской и Еврейской автономных областях и Чукотском автономном округе. Что это будут за проекты — решит сама госкомпания, но затем перечень должно утвердить правительство. Структура станет для этих проектов своеобразным кластером для развития бизнеса: они получат господдержку в виде субсидий, льгот или другой помощи. Более того, субъекты госкомпании правительство частично освободит от действия федеральных законов о недрах, лесах, земле, градостроительстве, трудовой деятельности и гражданстве. Так, для новой структуры будет существовать отдельный порядок по предоставлению прав пользования недрами и лесными ресурсами.

Субъекты госкомпании смогут получать лицензии на земли без проведения конкурсных процедур, предусмотренных законом. Причем, в дальнейшем эти лицензии могут быть переданы в уставный капитал компаний—участников проекта.

http://www.aktualno.ru/view/ru/economy/5370

Информационный вестник № 20 (634) Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. 20 апреля  2012 года

Мнение Ассоциации КМНСС и ДВ РФ на три проекта закона о коренных народах

В адреса субъектов законодательной инициативы для подготовки замечаний и предложений направлены законопроекты по коренным малочисленным народам Севера: о внесении изменений в отдельные законодательные акты (унификация КМНС, традиционных видов хозяйствования), внесение изменений в Земельный Кодекс и в закон о гарантиях прав (дополняются понятия). Ассоциация КМНСС и ДВ РФ направила свое мнение в Комитет ГД по делам национальностей на представленный проект законов.

В настоящее время Комитетом ведется подготовка ко второму чтению Проекта № 400210-5  Федерального закона  <О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации>.

Минрегион России в 2010 г. подготовил данный  законопроект с целью унифицировать терминологию законодательства, в основном, привести ее в соответствие с названием <Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации> (РП РФ от 08 мая 2009 г. № 631.

Изначально <Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации>  с целью определения мест  традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».  Такую же функцию исполнял в свое время Перечень районов проживания малочисленных народов Севера (ПП РФ от 11 января 1993 г. № 22) в отношении районов распределения средств ФЦП по социально — экономическому развитию малочисленных народов Севера.

Со временем <Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации> (РП РФ от 08 мая 2009 г. № 631) приобрел неоправданно расширенное толкование при его применении. Органы исполнительной власти, опираясь на этот Перечень, ограничивают применение статей федерального законодательства, содержащего нормы в отношении прав коренных малочисленных народов, и, в том числе, коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, только пределами  границ указанных в нем муниципальных образований.

Такое ограниченное толкование ведет часто к нарушению прав коренных малочисленных народов, например,  в области прав на пользование землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами; участия в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами; осуществления на этих землях  территориального общественного самоуправления малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций; обращения в органы государственной власти о создании территорий традиционного природопользования; на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами; получения социального обслуживания в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации; соблюдения своих традиций и совершения религиозных обрядов, не противоречащих федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержания и охраны культовых мест и некоторых других прав.

Дело в том, что существующий <Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации> (РП РФ от 08 мая 2009 г. № 631), подготовленный, согласно законодательству, на основании представлений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы, далек от совершенства.

1) В настоящее время он включает только субъекты Российской Федерации, где проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

2) Различные субъекты Российской Федерации подошли по-разному к формированию этого Перечня. Одни субъекты Российской Федерации указали в Перечне муниципальные районы, другие — в муниципальных районах указали конкретные сельские поселения, что приводит также к двойственности возможного толкования содержания этого Перечня.

Обширные территории оленьих пастбищ, традиционных охотничьих и рыболовных угодий, участков леса,  необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами (традиционных видов хозяйственной деятельности) оказались за пределами границ указанных в Перечне сельских поселений, что может привести и уже приводит к конфликтным ситуациям и нарушениям прав коренных малочисленных народов.

Предложенный законопроект выходит за рамки целей  его разработки. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту он разработан  <в целях унификации терминологии и устранения противоречий и разночтений федерального законодательства в сфере защиты прав малочисленных народов>.

В реальности данный законопроект при его принятии способен значительно ограничить сферу применения существующих прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.

По своей сути законопроект противоречит Федеральному закону <О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации>, в котором коренные малочисленные народы Российской Федерации определяются как <народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями>.  А под словосочетанием <места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности>, употребляемом в данном Федеральном законе, подразумеваются именно территории традиционного расселения предков коренных малочисленных народов.

Подмена понятия <территории традиционного расселения предков> на <места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности>, в значении только тех <мест>, которые включены в <Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации> (РП РФ от 08 мая 2009 г. № 631), без проведения соответствующих исследований, без определения самого термина <места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности>, без согласования с уполномоченными представителями коренных малочисленных народов противоречит духу и букве Федерального закона <О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации>.

Информационный центр  Ассоциации КМНСС и ДВ РФ

Подрядчик Газпрома перекрыл нерестовую реку в Ногликском районе

Проблема экологической ситуации для аборигенов Сахалинской области продолжает оставаться крайне острой. В Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ поступают многочисленные обращения со всех концов острова о нарушениях в сфере негативного воздействия на среду обитания КМНС.

Члены Нивхской родовой общины «Аборигены» из села Венского обратились за консультацией в Ассоциацию КМНСС и ДВ РФ по ситуации, сложившейся в Ногликсом районе. Они сообщили, что подрядчик ОАО «Газпром» — ООО «Газпром инвест Восток», которое ведет строительство магистрального газопровода в рамках освоения Киринского месторождения, не принимает каких-либо мер по ликвидации насыпной дамбы через реку Большая Вени, сооруженной зимой для прокладки трубы.

Насыпная дамба полностью перекрывает русло Бол. Вени, затрудняя течение воды и загрязняя реку взвешенными веществами. В настоящее время идет сезон активного снеготаяния, начинается скат малька горбуши и кеты. Сильное взмучивание воды может гибельно сказаться на выживаемости рыбы и ухудшить состояние нерестилищ тихоокеанских лососей. Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса реки в районе трассы газопровода перекопаны, признаков рекультивации не наблюдается.

Река Бол. Вени имеет более 20 тысяч квадратных метров нерестилищ при длине 46 км. В 2011 году в реку зашло более 30 тысяч производителей горбуши, что составило 77% заполнения нерестилищ от оптимального количества. Река Бол. Вени играет существенную роль в поддержании естественного воспроизводства тихоокеанских лососей и ведении традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Основные нерестилища лососей расположены в верхнем и среднем течении реки. Учитывая, что переход газопровода через Бол. Вени находится в нижнем течении, то насыпная дамба может отрезать путь малька при скате в залив Ныйский.

Члены Нивхской родовой общины «Аборигены» из села Венского более месяца назад обратились за защитой своих прав в мэрию Ногликского района, которая переправила обращение в правительство Сахалинской области и министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области.

29 марта министерство сообщило, что обращение перенаправлено в управление Росприроднадзора по Сахалинской области, которым проводится рейдовая проверка. Однако спустя месяц на месте строительства перехода газопровода через реку Бол. Вени ситуация никак не изменилась.

Накануне Алексей Лиманзо провел обсуждение вопроса о тревожной экологической ситуации с руководителем организации <Экологическая вахта Сахалина>

Дмитрием Лисициным. По разрешению проблем, в том числе, с которой столкнулись представители общины <Абориген> , было принято решение о продолжении взаимодействия Ассоциации КМНССиДВ РФ и <Экологической Вахты> по вопросу защиты исконной среды обитания КМНС. По итогам обсуждения стороны договорились принять обоюдные меры и направить свои письма и обращения в соответствующие инстанции и органы власти.

РОО «Экологическая вахта Сахалина» сегодня направила обращение в управление Росприроднадзора по Сахалинской области и Сахалинскую межрайонную природоохранную прокуратуру с требованием провести проверку законности деятельности подрядчика ОАО «Газпром», сообщили в «Эковахте». Ассоциация КМНСС и ДВ РФ также направила подобные обращения губернатору Сахалинской области в Минприроды РФ.

Информационный центр АКМНСС и ДВ РФ, Сахалин.Инфо

Эксперт ООН поддержала выступающих против строительства газопровода через Укок

Специальный докладчик ООН в области культурных прав Фарида Шахид на встрече с руководством страны рекомендовала начать консультации с коренными народами Алтая  при строительстве газопровода через плато Укок. Об этом Фарида Шахид сообщила на пресс-конференции, прошедшей 26 апреля в Российской государственной библиотеке.

Также Шахид подтвердила факт того, что российские власти не пустили ее в Республику Алтай, предложив посетить вместо Алтая Алтайский край. «Они рекомендовали мне Алтайский край, после того, как я сообщила о том, что хочу посетить Республику Алтай. Я согласилась, так как люди из Алтая все равно смогли приехать и встретиться со мной», — заявила корреспонденту «НацАкцента» Шахид.

Конфликт между компанией «Газпром» и местными жителями разгорается из-за строительства газопровода на плато Укок. По мнению коренных жителей, Укок — является священным местом, которое нельзя трогать. Алтайцы готовы  пойти на любые формы мирного протеста, чтобы защитить сакральное место: пикеты, митинги, голодовки вплоть до  «живого щита» на пути разработчиков.

Напомним, 21 апреля на встрече в Барнауле общественность коренных народов республики Алтай озвучила ряд проблем, в том числе о проблеме  плато <Укок>.

Информационный центр АКМНСС и ДВ РФ

Информационный вестник № 22 (636) Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. 27 апреля  2012 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *