Опубликовано

НА УКРАИНЕ ПЫТАЮТСЯ ИЗМЕНИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

АДМИНРЕФОРМА НЕ ДОЛЖНА УГРОЖАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ! СБОР ПОДПИСЕЙ

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!

Как уже сообщал В. Борейко, Комитет по экополитике Верховной Рады, благодаря начатой общественной кампании, рекомендовал ей отклонить законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно оптимизации полномочий органов исполнительной власти в сфере экологии и природных ресурсов, в том числе на местном уровне) «, внесенный на рассмотрение Ю. Мирошниченко.

Напомним, что этим законопроектом планируется:

— ликвидировать областные управления Минприроды;

— ликвидировать Национальную комиссию по Красной книге, Координационный Совет по вопросам создания экосети, Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых и т.п.;

— передать право утверждения объемов рубок и добычи охотничьих животных от Минприроды Гослесагентству (т.е. лесники будут сами рубить, сами охотиться и сами контролировать себя при этом!);

— разрешить сжигание остатков сухой растительности без какого-либо разрешения и т.д.

С этим законопроектом можно ознакомиться на http://www.greenkit.net/Members/Pe4eneg/AdminReform/MiroshnZaconopr.ZIP или на http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511 = 42852.

Однако негативная позиция к данному законопроекту со стороны Комитета — лишь начало кампании, так как данный законопроект через Ю. Мирошниченко только подавался, а разрабатывался он Минюстом — в соответствии с Указом Президента Украины «О Положении о Министерстве экологии и природных ресурсов Украины»

от 13.04. 11 г. N 452/2011.

Поэтому, чтобы сохранить украинскую систему охраны природы хотя бы в том виде, котором она сейчас существует, нужно не только, чтобы не прошел мирошниченковский законопроект, но и чтобы был изменен указ, в соответствии с которым он готовился.

Учитывая это, мы просим вас поддержать два открытых обращения — на Президента Украины и на Председателя депутатской фракции Партии регионов, проекты которых подготовили, соответственно, В. Борейко (в редакции О.Листопада) и А. Степаненко.

Ваши подписи (фамилия, инициалы, организация — если есть) отправляйте до 20-00 21 апреля, по адресу pechenegy[at]rambler.ru

Правки и дополнения в обращение, конечно, приветствуются.

С уважением и надеждой на Вашу поддержку, Шапаренко Сергей, ЭкГ «Печенеги»

СПАСТИ СИСТЕМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ!

Уважаемый Виктор Федорович!

Просим Вас принять безотлагательные меры для спасения системы экологической безопасности Украины!

13 апреля 2011 Вами подписан Указ ? 452/2011 «О Положении о Министерстве экологии и природных ресурсов Украины», которым это министерство лишено своих территориальных органов — областных и районных управлений. На основании данного Указа Вашим представителем в Верховной Раде Украины, народным депутатом Ю. Мирошниченко 16 марта 2012 подан в Верховную Раду Украины законопроект ? 10218 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно оптимизации полномочий органов исполнительной власти в сфере экологии и природных ресурсов, в том числе на местном уровне)», которым вносятся изменения до 19 экологических законов Украины, главная цель которых — лишить Минприроды Украине территориальных органов. Ваш Указ, как и законопроект Ю. Мирошниченко, вызвал огромное возмущение среди экологической и научной общественности нашей страны. Ведь, по сути, речь идет об уничтожении практически всей государственной системы экологической безопасности, которая была создана за время независимости Украины. Мы не понимаем, зачем так, одним росчерком пера, уничтожать все то хорошее, что было сделано за эти двадцать лет? Ведь ликвидация областных и районных управлений Минприроды и переформатирование их в отделы госадминистраций означает тем самым превращение его в карманные структуры, которые полностью будут подвластны местным царькам. С ликвидацией областных управлений Минприроды рушится вся система экологического мониторинга страны, будет практически прекращено создание новых природно-заповедных территорий, потеряно для охраны природы страны лучших, независимых специалистов, технику, приборы научную базу, документацию. Выдачей разрешений на различные направления природопользования, по замыслу Вашего Указа и законопроекта Ю.

Мирошниченко теперь вместо областных управлений, должен заниматься «центральный» аппарат самого Минприроды. Но это — невозможно!

Приведем такой пример. Сейчас в Украине около 30 тыс. фирм, занимающихся опасными отходами. Раньше они получали разрешение на свою деятельность в 25 территориальных органах Минприроды, а теперь будут вынуждены ехать за ними в Киев. Из-за непродуманной админреформы количество сотрудников Минприроды и без того сократилась с 350 до 234 (для примера в подобном министерстве во Франции вопросами экологии занимаются 800 человек). Смогут ли эти люди в течение года выдать разрешения на деятельность 30 тыс. фирмам? Это просто физически невозможно. Значит, эти разрешения будут выдаваться поспешно и формально, чем будет наноситься в конечном итоге вред окружающей среде и населению страны.

Нельзя согласиться также с тем, что согласно Вашему Указу и законопроекту Мирошниченко государственная экологическая экспертиза теперь будет возложена на администрации. Ведь на самом деле она будет проводиться теперь формально, в интересах только данной госадминистрации, а не в интересах народа, природы, страны. Если следовать логике законопроекта Ю.Мирошниченко и Вашего Указа, то теперь областные управления необходимо отобрать также у Министерства внутренних дел, а у Генеральной прокуратуры — областные прокуратуры, также передав их функции облгосадминистрациям.

Законопроект Ю. Мирошниченко и Ваш Указ противоречит Вами же подписанному Закону Украины (от 21.12.2010 г.) «Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года», которым территориальные органы Минприроды признаны главным институциональным органом реализации национальной экологической политики на региональном и местном уровнях. Также непонятно зачем в своем законопроекте Мирошниченко предлагает закрыть Национальную комиссию по Красной книге, Государственную комиссию Украины по запасам полезных ископаемых, Координационный совет по вопросам создания экосети; зачем нужно лишать Верховную Раду Украины права утверждать Перечень недр, представляющих особую научную, культурную или природно-заповедную ценность; зачем забирать у Минприроды право утверждать расчетную лесосеку и лимиты на добычу охотничьих животных и передавать это право лесникам (чтобы контролировал рубки леса тот, кто его рубит?) зачем позволять выжигать остатки сухой природной растительности без разрешения (мало ли в нашей стране горит лесов?).

Следует отметить, что законопроект Ю. Мирошниченко негативно оценен Научно-экспертным управлением Верховной Рады Украины, а Комитет по экологии Верховной Рады Украины 11 апреля 2012 рекомендовал Верховной Раде не принимать данный законопроект.

Мы считаем, что Указ ? 452/2011, также как законопроект Ю. Мирошниченко, направлены против украинского народа и против национальных интересов Украины, потому что будут способствовать еще большему экологическому произволу местных властей, коррупции, правовому нигилизму и породят хаос в экологической сфере. В результате значительно возрастут выбросы вредных веществ в водные бассейны, усилится браконьерская рубка леса, уничтожение флоры и фауны, незаконная застройка территорий природно-заповедного фонда и водоохранных зон рек, морей и озер.

Именно таким ложным путем в начале 2000-х годов пошла Россия, когда по указанию Путина были ликвидированы областные управления российской Минприроды.

В результате только количество лесных пожаров в России возросло в 500 раз. Недавно такое сокращение было признано ошибкой, а территориальные органы российской Минприроды восстановлены. Однако во время ликвидации потеряны специалисты, уникальная научная информация, техника. Зачем же нам повторять дурной пример наших соседей?

Уважаемый Виктор Федорович! В нашей стране средняя продолжительность жизни составляет 66 лет, а в соседней Польше — 74 (в Швеции — 80, в Японии — 85).

Создается впечатление, что данный Указ и законопроект Мирошниченко служат для того, чтобы люди в нашей стране жили еще на 5 лет меньше. Достаточно экспериментов! Мы просим Вас срочно сделать дополнение к Вашему Указу N 452/2011 от 13.04.2011 г. (в пункт 7 «Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Украины»), вернув Минприроды территориальные органы, а также провести служебное расследование и строго наказать тех чиновников Вашей администрации, которые подготовили Вам на подпись такой необдуманный Указ.

С уважением,

1. С. Шапаренко, Экологическая группа «Печенеги», Харьков, Украина.

2. В. Борейко, Киевский эколого-культурный центр.

А. Степаненко, «Хельсинкская инициатива-XXI», член Правления Украинского Хельсинского союза по правам человека, Чертков Тернопольской обл.

4. О. Листопад, Киев…

Народному депутату Украины,

Председателю фракции Партии регионов в Верховной Раде Украины А.С.Ефремову

Открытое обращение

АДМИНРЕФОРМА НЕ ДОЛЖНА УГРОЖАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ!

(о проекте Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно оптимизации полномочий органов исполнительной власти в сфере экологии и природных ресурсов, в том числе на местном уровне)»)

Уважаемый Александр Сергеевич!

Украинские и иностранные общественные природоохранные организации, отдельные граждане, ученые и общественные активисты выражают Вам свое принципиальное несогласие с проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно оптимизации полномочий органов исполнительной власти в сфере экологии и природных ресурсов, в том числе на местном уровне)», который был внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины народным депутатом Украины Ю.Р. Мирошниченко.

Мы убедительно просим Вас обратить внимание на целый ряд крупных угроз, которые несет в себе этот перегруженный по содержанию законопроект, несущий изменения сразу в несколько кодексов и законов Украины. Прежде всего, он явно ориентирован на концентрацию полномочий в «вертикали» исполнительной власти.

При этом, по нашему убеждению, процесс государственного управления в демократическом обществе, строящемся на принципах устойчивого развития и интегрального управления природными ресурсами, разительно отличается от тоталитарной «вертикали», прежде всего тем, что предусматривает баланс власти, учете интересов  всех заинтересованных сторон и обратные связи.

Законопроектом делается попытка перераспределить полномочия (в том числе от Верховной Рады Украины, местных советов и Минприроды) в интересах Кабинета Министров Украины и местных государственных администраций (МГА), в результате чего правительство и МГА наделяются чрезмерными и несвойственными функциями в сфере принятия решений по вопросам использования природных ресурсов, использования и охраны недр, лесов, государственной экологической экспертизы, использования и воспроизводства редких видов животного и растительного мира (например, изменения в ст. 7 — 8, 21, 49, 51, 57 Кодекса Украины о недрах, ст. 17 , 57-59, 62, 87, 109 Лесного Кодекса Украины, ст.7, 47, 49, 51, 86 — 87 Водного Кодекса Украины, ст. 4, 13, 15, 20, 44 Закона «Об охране окружающей природной среды», ст. 13, 18, 24 Закона «Об экологической экспертизе», ст. 12 — 18 Закона «О Красной книге Украины» и другие).

Нынешняя способность чиновников правительства и МГА компетентно решать эти вопросы представляется сомнительной, в том числе из-за того, что в Украине не создана система экологического обучения и повышения квалификации государственных служащих, к ведению которых относятся вопросы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Законодательные новации депутата Ю. Мирошниченко выглядят невзвешенными еще и потому, что и в настоящее время Кабинет Министров Украины и МГА крайне неудовлетворительно реализуют свои существующие полномочия в сфере экополитики, делегированные им Конституцией, законами Украины и международными соглашениями. Например, ни одна из МГА не отчитывается о выполнении программ охраны окружающей среды (ст. 119 Конституции), не информирует население о состоянии окружающей среды на соответствующей территории (ст. 25-1 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В 2011 году совещаниями сторон было в очередной раз признано несоблюдение правительством Украины трех международных соглашений в области охраны окружающей среды: Орхусской конвенции, Конвенции Эспо и Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата.

Полностью за пределами здравого смысла находятся предложения автора законопроекта, которыми отменяется институт Национальной комиссии по вопросам Красной книги Украины, зато Кабинет министров Украины и другие органы исполнительной власти наделяются функцией анализа и обобщения научных предложений относительно заноса видов животного и растительного мира в Красную книгу (изменения в ст. 12 — 15, 19 Закона «О Красной книге Украины»).

По нашей оценке, отдельные статьи законопроекта посягают на конституционные полномочия Верховной Рады Украины. К таким, в частности, относится формирование основ использования природных ресурсов и основ экологической безопасности, которые определяются исключительно законами. Зато — для примера — автор законопроекта предлагает (изменения в ст. 17,53-54 Лесного кодекса Украины) наделить орган исполнительной власти, отвечающий за непосредственную реализацию государственной политики в сфере лесного хозяйства (Государственное Агентство лесных ресурсов Украины) функциями формирования этой государственной политики, определения приоритетных направлений и стратегии развития в сфере лесных отношений, нормативно-правового регулирования по ведению лесного хозяйства, ведения учета лесов, монопольного утверждения расчетной лесосеки, определения порядка ведения лесного кадастра и т.д.

Автор законопроекта пытается лишить Минприроды его территориальных органов, сознательно отстраняет министерство от решения вопросов использования природных ресурсов: лесов, недр, водных ресурсов (например, изменения в ст. 41, 43 Лесного Кодекса Украины, ст. 47,49, 51, 86 — 87 Водного кодекса Украины).

Такие законодательные новации не позволят реализовать принципы экосистемного подхода и интегрального управления природными ресурсами, которыми предусмотрены порядок согласования решений по использованию природных ресурсов со всеми заинтересованными сторонами, интеграция экологической политики в отраслевые политики, укрепление институциональной способности системы государственного экологического контроля за соблюдением природоохранного законодательства и экологизация хозяйственной деятельности, — что нарушает базовые положения Закона Украины «Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года».

При реализации такого подхода Украина автоматически перекроет себе путь к современной секторальной экологической политике, реализуемой в странах Европейского Союза.

Вызывает обоснованное сомнение способность Минприроды, лишенного подчиненных ему региональных органов и полномочий проводить государственную экологическую экспертизу, эффективно реализовывать экологическую политику, координировать реализацию программ охраны окружающей среды, выполнять разрешительные функции, выявлять случаи нарушения природоохранного законодательства в масштабах целой страны, обрабатывать дела об административных правонарушениях в случаях нарушения природоохранных норм и правил, участвовать в рассмотрении судебных споров по вопросам пользования природными ресурсами и т.д.

Уже сейчас государственная административная реформа лишила Минприроды рычагов влияния в сфере использования отдельных природных ресурсов, передав соответствующие агентства в подчинение других министерств. При таких условиях невозможно внедрять экосистемный подход и принципы интегрального управления природными ресурсами, природоохранные аспекты не получили и не получат отражения в отраслевых экономических политиках. После нескольких волн сокращения штатов сотрудников госуправлений охраны окружающей природной среды в областях и госэкоинспекции, в ситуации, когда один экоинспектор работает в 3-4 административных районах, эти органы уже сейчас не могут выполнять задачи, возложенные на них законодательством.

Аналогично трудно представить, как в масштабах целой страны другие центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере управления природными ресурсами (водными, лесными, недрами и др.) будут осуществлять функции управления, государственного надзора и контроля за их рациональным и эффективным использованием, в ситуации, когда они будут лишены своих региональных структур.

Ликвидация на региональном уровне исполнительных органов государственной власти, ответственных за реализацию экополитики, осложнит и без того несовершенную практику участия общественности в принятии решений по вопросам окружающей среды, что не будет способствовать соблюдению Украиной обязательств по международным соглашениям, в частности Орхусской конвенции и конвенции Эспо.

Негативным опытом аналогичных реформ могут поделиться наши соседи в Российской Федерации, где сейчас восстанавливают отмененные ранее территориальные природоохранные органы, которые за несколько лет получили непоправимые кадровые и материальные потери.

Два года назад Верховная Рада Украины с Вашим участием сделала очень важный шаг в деле приближения нашей страны к передовым европейским принципам и стандартам в области экологической политики — приняла закон «Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 года». Стратегией предусмотрено существенное усиление роли экологического управления в системе государственного управления Украины для достижения равенства трех составляющих развития (экономической, экологической, социальной), которое предопределяет ориентацию на приоритеты устойчивого развития.

Этим путем следует идти и а дальнейшем.

Законопроект депутата Ю.Р. Мирошниченко, по нашему мнению, является попыткой девальвировать принципы, сформулированные Стратегией. Он угрожает разрушением в масштабах всей страны системы реализации экологической политики, полностью исключает реализацию основных ее принципов, конституционных гарантий обеспечения экологической безопасности и поддержания экологического равновесия, законов Украины и ее международных соглашений в области охраны окружающей среды и соблюдения экологических прав граждан.

Просим Вас учесть, что законопроект депутата Ю. Мирошниченко отрицательно оценен Научно-экспертным управлением Верховной Рады Украины, а Комитет по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы 11 апреля 2012 рекомендовал Верховной Раде отклонить его, как не соответствующий положениям Конституции Украины (статьи 6, 85, 92, 106, 113, 116, 120) и нарушающий принцип верховенства закона в системе нормативно-правовых актов.

Учитывая все приведенные в этом обращении аргументы, мы призываем Вас отклонить проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно оптимизации полномочий органов исполнительной власти в сфере экологии и природных ресурсов, в том числе на местном уровне)», как противоречащий Конституции, разрушающий основные принципы и систему экологической политики в Украине.

С уважением,

1. С. Шапаренко, Экологическая группа «Печенеги», Харьков, Украина.

2. В. Борейко, Киевский эколого-культурный центр.

А. Степаненко, «Хельсинкская инициатива-XXI», член Правления Украинского Хельсинского союза по правам человека, Чертков Тернопольской обл.

4. О. Листопад, Киев.

КОНТАКТ: Сергей Шапаренко, Экологическая группа «Печенеги»: pechenegy[at]rambler.ru

pechenegy@rambler.ru, 17 апреля 2012 г.

И О ПОГОДЕ

Пикет в защиту подмосковных ООПТ пройдeт у Мособлдумы 19 апреля.

Мероприятие осуществляется в рамках проходящего 18- 22 апреля <<Марша Парков>> — ежегодной международной акции общественной поддержки ООПТ (особо охраняемых природных территорий). В акции с 10-30 примет участие и главный эколог страны — член-корреспондента Российской академии наук А.Яблоков. В 10-40 к пикету подойдет председатель комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии Н.Чаплин, которому будет вручена резолюция.

По результатам акции во все подмосковные госорганы, партии и губернатору С.Шойгу будет направлена резолюция с предложением немедленно пересмотреть политику в отношении особо охраняемых природных территорий (ООПТ). На федеральный уровень будет направлено обращение с предложением прекратить деэкологизацию законодательства об ООПТ и уделить большее  внимание проблемам ООПТ на законодательном и исполнительном уровне.

Время пикетирования  с 7 до 11 часов (пока идут депутаты). СМИ приглашаем к 10-30. Акция у МособлДумы согласована. Как добраться.

Адрес Московской областной Думы: Проспект Мира, д.72, от м.Проспект Мира — 800 м и м.Рижская — 500 м (но надо идти через сложный переход.)

Координаты: sookr@mail.ru

Справка о ситуации с ООПТ в  Московской области

В настоящее время в Подмосковье существуют 240 особо охраняемых природных территорий областного значения. В их числе 162 государственных природных заказника и 80 памятников природы. Есть также особо охраняемые природные территории федерального значения, их всего три: Приокско-Террасный государственный природный заповедник, а также части национального парка «Лосиный остров» и «Завидово».

99% ООПТ Московской области были организованы еще до 1996 года. Остались полностью невыполненными  обещания властей Московской области к 2010 году в несколько раз увеличить площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Более того, в нарушении законодательства, строительство автодорог запроектировано по многим ООПТ, в т.ч. по национальному парку <<Завидово>>.

Показательна история с Цаговским лесом, часть территории которого была вырублена ради строительства автотрассы. В 1982 году Цаговский лес был признан особо охраняемой природной территорией, а в 2010 году местный прокурор опротестовал в суде это решение. Статус памятника природы с леса был снят.

Охранные зоны, которые должны выполнять роль буфера вокруг ООПТ, не создавались. Экологические коридоры  для обеспечения пространственной связи между ООПТ практически уничтожены. На территории многих ООПТ, даже имеющих высшую  форму — национальных парков, осуществляется массовое незаконное строительство.

Прокуратурой области проводились проверки соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях,  по результатам которых выявлялись многочисленные факты ненадлежащего исполнения обязанностей органами государственной власти области. Кроме того, было установлено, что  закрепленные законом полномочия органов исполнительной власти в данной области реализуются не в полной мере. В частности, документация на ранее созданные особо охраняемые природные территории на момент проверки не была приведена в соответствие с действующим законодательством и не обеспечивала надлежащую государственную охрану данных территорий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *