Опубликовано

НОВОСТИ ИЗ КИРГИЗИИ

ПРОЩАНИЕ

Кыргыз Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства будет ликвидировано

На последнем заседании Правительства и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики министр экономики и антимонопольной политики Т.Сариев заявил, что Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства (ГАООС) будет ликвидировано и часть функций главного природоохранного ведомства будет передана вновь образовываемой инспекции по технической и экологической безопасности, а само Госагентство преобразовано в АО ГП <Кыргыз токой>.

По этому поводу представители гражданского экологического сектора и ветераны природоохранного движения Кыргызской Республики, а также представители международных экологических организаций провели пресс-конференцию в агентстве АКИpress 11 января.

Ликвидация экологического ведомства и коммерциализация лесного ведомства выглядит абсурдной как для государства, так и для международного сообщества, особенно на фоне усилий предпринимаемых мировым сообществом в рамках решения глобальных экологических проблем: изменения климата, таяния ледников и сокращения водных ресурсов, сокращения биологического разнообразия, деградации земель и пастбищ.

Не так давно рассматривался вопрос о возможности списания наших долгов в обмен на природоохранные мероприятия в стране. Тогда все понимали, что это важно, это перспективно, этот вопрос должен был двигать государственный орган формирующий политику в области экологии, а что же случилось сейчас — долгов не стало, это уже не актуально?

Как отмечает Исмаил Даиров впереди очень важные мировые переговорные процессы связанные с новыми провозглашенными и принятыми политиками.

Природа не имеет государственных границ и сегодня весь мир переходит на рельсы устойчивого развития и построения экологически ориентированной, <зеленой> — экологичной экономики, основы которой планируется рассмотреть на Саммите глав государств и правительств в июне 2012 года в Рио-де-Жанейро.

Одним из важных вопрос обсуждаемых на Саммите будут вопросы укрепления институциональных структур по охране окружающей среды как национальных, так и международных. И с чем планирует поехать Кыргызстан?

Калия Молдогазиева отмечает, что еще год назад Общественный наблюдательный совет при ГАООС рекомендовал Правительству повысить статус данного

ведомства, создав на его основе Государственный Комитет.

Вместо уничтожения экологического ведомства новое правительство республики должно направить усилия и средства на его укрепление, повышение статуса, создание единого государственного органа с большими полномочиями.

Ясно и понятно, что не все хорошо было и в самом ГАООС, были трудности, нехватка финансирования  и утечка квалифицированных кадров, постоянная смена первых руководителей, предыдущие структурные изменения и реформы (передача ряда полномочий другим ведомствам), но совершенно ясно, что этот орган просто необходимо сохранить, ради самих себя и будущего наших детей.

Участники пресс-конференции:

Кулумбаев Темир Аблиевич — заслуженный работник охраны природы Кыргызской Республики Шукуров Эмиль Жапарович — ученый-эколог, Экологическое движение Кыргызстана <Алейне> Даиров Ысмайыл Айдаргазиевич — директор Регионального горного центра Центральной Азии Коротснко Владимир Александрович — председатель правления НПО <Биом> Молдогазнева Калия — руководитель Центра человеческого развития <Древо жизни>

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ!!!!

Государственный комитет по охране природы КИРГИЗСКО ССР 1989-1995 — председатель — Мураталин Искендер Садыкович

Министерство охраны окружающей среды 1995-1998 — министр — Бокомбаев Кулубек Жоомартович

1998-2000 министр — Алыкулов Тыныбек Мамажанович Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций КР 2001-2002 — министр Ешмамбетов Радбек Бакиевич

2002-2003 — министр Чырмашев сатывалды Чырмашевич

2003-2005 — министр — Акматалиев Темирбек Асанбекович

2005-2006 — Министр — Рустембеков Жаныш Рустембекович Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве КР

2006-2010 по 7 апреля — Директор — Давлеткельдиев Арстанбек Абдыкулович

2010 с 7 апреля по 12 апреля — Рыскунов Манас Жаныбекович (6 дней)

2010 с 12 апреля по август — Тургуналиев Топчубек Тургуналиевич (4 месяца)

2010 август — Директор — Аманкулов Мирслав Акалович 5 дней — 3 рабочих, 2 выходных

2010 август — 2011 по 3 августа Токторалиев Биймырза Айтиевич 2010 с 3 августа — по настоящее время Кадыров Баянбек Эсенович Итого!!! за 22 года в системе сменилось 13 руководителей со средней продолжительностью работы на данном посту 1,5 года!!!!!!!

enwl.bellona@gmail.com, 14 января 2012 г.

МЕЧТЫ

Концепция <зеленой экономики> превратит Кыргызстан в <зеленого азиатского дракона> — заявил министр Т.Сариев, выступая в Берлине

Бишкек, 20 января /Кабар/. Министр экономики и антимонопольной политики Темир Сариев в рамках ежегодно проводимой выставке продукции аграрного сектора <Международная Зеленая Неделя -2012> в Берлине участвует во Всемирном форуме, где принимают участие представители более 132 стран мира. Форум посвящен продовольствию и сельскому хозяйству (GFFA) <Обеспечение продовольственной безопасности благодаря устойчивому росту — использование ограниченных ресурсов в сельском хозяйстве>.

Как сообщили агентству <Кабар> в ведомстве, приветствуя участников форума, министр Т. Сариев обозначил основные вехи истории развития независимого Кыргызстана, которому удалось преодолеть неоднократные потрясения и выйти на устойчивые позиции в развитии.

<Сегодня взят курс на широкомасштабные реформы системы государственного управления, направленные на минимизацию вмешательства государства в дела бизнеса>,- сказал глава Минэкономики КР.

Далее, презентовал бренд <Кыргызстан — страна небесных гор>. Как он отметил, Кыргызская республика намерена удержать уникальные позиции по производству и экспорту экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

<Инициатива <зеленого> или низкоуглеродного развития — это новый, но перспективный, вектор развития приветствуется Кыргызстаном, поскольку устойчивое сельское хозяйство в совокупности с водными ресурсами и экологически чистыми и эффективными технологиями являются основными движущими факторами экономического роста, создания рабочих мест и снижения социальной напряженности>, — заявил министр.

Сельское хозяйство традиционно является ведущей отраслью экономики Кыргызской Республики, как по размеру создаваемой добавленной стоимости, так и по численности занятого населения. В 2010 году эти показатели составили, 20% по вкладу в ВВП и 31% занятых. 60 % населения страны, проживающего в сельской местности, напрямую зависит от использования природных ресурсов.

Структура производства сельского хозяйства представлена, в основном, продукцией растениеводства и животноводства с соответствующими удельными весами 43% и 55%. Охота, лесное хозяйство, рыболовство суммарно составляют 2%. В растениеводстве производится зерно (27% от общего объёма производства), овощи (22%), картофель (17%), плоды и ягоды (9%), хлопок (6%), табак и другие виды культур.

Животноводство является традиционным направлением развития, поскольку Кыргызстан — горная страна, и основной природный ресурс — горные пастбища,  которые составляют более 85% от территории страны, а около15% составляют земли сельскохозяйственного назначения, из них 12% — это пашни.

К 2020 году Кыргызстан должен войти в число стран, наиболее успешно реализующих новую стратегию устойчивого развития с усовершенствованными институтами управления, новыми технологиями, эффективно действующим законодательством, развитым эколого-экономическим мышлением, улучшением социальных и экономических рейтингов в мировом развитии, включая заметное повышение рейтинга Кыргызской Республики по индексу человеческого развития. К этому времени также Кыргызстан должен войти по индексу экологической устойчивости в число первых 50 стран, повысив его с 60,5 до 75-80.

<Компетентное и вдумчивое использование концепции <зеленой экономики> действительно может способствовать превращению Кыргызстана в маленького <азиатского дракона>, но горного подвида и зеленого цвета>, — отметил в завершение министр экономики и антимонопольной политики КР.

<<ЮНИСОН>>, enwl.bellona@gmail.com, 21 января 2012 г.

ЭНЕРГЕТИКА

Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проект программы энергосбережения до 2015 года.

Главная цель Программы заключается в том, чтобы обеспечить прирост ВВП к 2015 году без увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов через усиление потенциала энергосбережения при производстве, передаче и потреблении энергоресурсов. При этом необходимо добиться повышения качества жизни населения, усиления энергоэффективности экономики, и уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.

Для ее достижения был разработан прогноз ожидаемого потребления топливно-знергетических ресурсов исходя из тенденций экономического развития страны на средне- и долгосрочную перспективу определенного в Стратегии развития страны. Так, через качественную организационную и управленческую поддержку процесса развития энергосбережения в стране планируется обеспечить к 2015 году объем сбереженной энергии до 1,2 миллиона тонн условного топлива. Через стимулирование разработки и использование энерго- и газоэффективных технических средств, технологий и материалов в производстве, при передаче и потреблении энергии и газа планируется обеспечить в 2015-м объем сбереженной энергии в размере 0,7 миллиона условного топлива.

При помощи перестройки экономики в программе предлагается сократить к 2015 году показатели энергоемкости и электроемкости ВВП в два раза, а также довести объемы сбереженной энергии до 1 миллиона тонн условного топлива. Выделены два этапа реализации программы: в 2012-2013 годах будет делаться упор <на дешевые с точки зрения реализации действия, но дающие высокие результаты в перспективе>; с 2013 по 2015 год будут проводиться мероприятия, требующие больших инвестиций, но и обеспечивающие долгосрочный и существенный энергосберегающий эффект.

Марат Нурмаматов, Общественный Фонд <Юнисон>, Кыргызстан

enwl.bellona@gmail.com, 22 января 2012 г.

ПРОЗА ЖИЗНИ

НПО «Древо Жизни» провела круглый стол по оценке деятельности рудника «Кумтор».

В работе круглого стола приняли участие члены межведомственной комиссии Правительства КР, депутаты ЖК, независимые эксперты, представители «Кумтор оперейтинг компани», неправительственные организации, представители СМИ.

Межведомственная комиссия, созданная с целью такой оценки по распоряжению Правительства КР в сентябре 2011 года, завершила свою работу в декабре 2011 года.

В работе комиссии участвовали ведущие специалисты соответствующих министерств и ведомств, депутат ЖК, независимые эксперты, представители неправительственных организаций.

Основные выводы и рекомендации межведомственной комиссии:

— складирование отвалов вскрышных пород на ледниках ведет к тому, что рано или поздно, такой отвал прибудет к конечной морене ледника и его компоненты попадут в водные потоки и загрязнят его ( что увидели члены комиссии по результатам анализов проб;

— преждевременна передача новых территорий компании в отработку, еще не отработаны запасы в «соответствии с имеющейся лицензией и передача новых территорий не стимулирует компанию к подземным работам, более дорогим, по сравнению с открытым способом;

— было выполнено оценочное моделирование возможности затопления хвостохранилища при подземном прорыве озера Петрова, в случае трансформации гидродинамической волны прорыва из озера Петрова в селевой поток возможен сильный эрозионный размыв участка древнеморенного вала, вблизи дамбы хвостохранилища с последующим затоплением чаши хвостохранилища;

— при плановой проверке один раз в год, фактически невозможно провести профилактическую работу по предотвращению аварий и травматизма, повлиять на улучшение охраны труда работающих;

— в 2009 году из территории Сарычат-Ээрташского заповедника для нужд «Кумтор Оперейтинг компани» было отчуждено 4380 га земли  без заключения гос.экологической экспертизы;

— Компанией Кумтор оперейтинг не были предоставлены материалы членам комиссии -план действий в чрезвычайных ситуациях и план рекультивации рудника,исходные геохимические данные до разработки рудника для интерпретации полученных данных по анализам проб воды.

«Древо Жизни», Контактные данные: hdc3tol@yahoo.com

igorhodj@rambler.ru, 1 февраля 2012 г.

ПИЩА НАША

ВПП ООН: в Кыргызстане около 1 миллиона людей испытывают недостаток в продовольствии

Новости по климату:

Изменение климата и производство продовольствия — это вопрос, который требует все больше внимание и который будет остро стоят  в предстоящие годы.

Изменение климата может усиливать нагрузку на существующие источники воды и продовольствия. Наиболее резкие изменения погоды, могут снизить урожай зерновых, привести к сокращению поголовья скота, производства растительных масел и способствовать росту цен на продукты питания.  Как обстоит дела в Кыргызстане с продовольственным обеспечением людей? На этот вопрос ответить Всемирная продовольственная программа ООН.

В Кыргызстане около 1 млн людей испытывают недостаток в продовольствии на протяжении круглого года. Такие данные предоставляет Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП ООН)  по результатам проведенной в 2011 году оценки продовольственной безопасности в Кыргызстане.

Как сообщает 31 января 2012 года специалист по связям с общественностью ВПП ООН Е.Залкинд, во избежание использования негативных стратегий выживания оказана адресная продовольственная помощь беднейшим и наиболее уязвимым в плане продовольственной безопасности семьям.

Весной 2011 года около 200 тыс. человек из уязвимых сельских семей Баткенской, Иссык-Кульской, Жалал- Абадской, Нарынской, Ошской и Таласской областей получили двухмесячный продовольственный рацион, включающий обогащенные муку и растительное масло. Общий объем продовольственной помощи составил 2 173 тонны.

Зимой 2011 года ВПП ООН распределила более 2 500 тонн продовольственной помощи среди более 227 тыс. наиболее нуждающихся человек по всей стране для того, чтобы поддержать уязвимые семьи в течение сложных зимних месяцев, когда цены на продукты питания традиционно повышаются, а их разнообразие и доступность для уязвимых семей ограничены.

Кроме того, более 9 000 тонн продовольствия были распределены в рамках программы поддержки пострадавших в ходе конфликта в южных областях страны

(программа завершена в июне 2011 года).

В 2012 году ВПП ООН планирует постепенно сокращать количество получателей адресной продовольственной помощи и расширить программы по восстановлению и развитию, направленные на устойчивое улучшение ситуации с продовольственной безопасностью.

В ближайших планах значительное расширение программ

·         по защите окружающей среды,

·         созданию сельскохозяйственных активов,

·         восстановлению сельскохозяйственной инфраструктуры

·         подготовке к стихийным бедствиям.

В качестве пилотного проекта организация планирует оказать поддержку небольшим фермерским хозяйствам и частным фермерам для улучшения качества посевного материала и повышения производительности при последующем выкупе урожая для распределения среди уязвимых семей.

ВПП ООН планирует вовлечь более 90 тыс. человек из беднейших семей в проекты по восстановлению и развитию сельской инфраструктуры и выделить в качестве компенсации за общественную работу более 4 000 тонн продовольствия.

Кроме того, около 9 000 тонн продовольствия будет распределено в качестве адресной продовольственной помощи среди около 370 тыс. человек из наиболее нуждающихся семей. Помощь будет распределена в течение двух циклов — ранней весной и зимой 2012 года.

enwl.bellona@gmail.com, 2 февраля2012 г.

ОХОТА ПУЩЕ НЕВОЛИ

Депутат Эсенгул Исаков инициировал законопроект, разрешающий иностранным охотникам отстреливать шесть краснокнижных видов животных. К этим шести видам животных относятся:

1. Белокоготный медведь

2. Горный гусь

3. Марал

4. Рысь

5. Баран Марко Поло

6. Джейран

(белокоготных медведей в Кыргызстане числится 40-50 особей, а горных гусей в мире насчитывается не более 1000). Законопроект предполагает плату больших налогов за получение разрешения на отстрел. Аргумент депутата: «Животных и без того убивают, если мы это упорядочим, то сможем получать деньги в бюджет.

Эти деньги можно направить на охрану животных».

Эта тема получила широкий резонанс в обществе и активно обсуждается не только в экспертных кругах, но и среди рядовых граждан (обсуждение темы на Форуме Дизель http://diesel.elcat.kg/index.php?showtopic=11522056 Вот выдержка одного из высказываний с Форума <По имеющейся информации закон готовился долгое время ГАООСиЛХ и поддерживался GIZ. Был только вопрос от кого закон направят в Минюст. Экологическим НПО не давали последний вариант проекта.

Существует серьезное лобби законопроекта, в том числе со стороны ряда международных экспертов. А в Минюст законопроект предоставили именно от Исакова.

Сейчас он дал задний ход: я не я и лошадь не моя:ну что ж, обычная практика со стороны депутантропов…>).

Вчера прошло обсуждение данного законопроекта в профильном комитете ЖК.

Пока общими усилиями удалось остановить эту инициативу, хотя бы на какой-то момент и сделать этот процесс более прозрачным.

Анна Кириленко, enwl.bellona@gmail.com, 3 февраля 2012 г.

БЕЗ КИТАЯ НЕ ОБОШЛОСЬ

КЫРГЫЗСТАН: В ИМПОРТИРУЕМЫХ ИГРУШКАХ В 5 И БОЛЕЕ РАЗ ПРЕВЫШЕНА ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

В игрушках, импортируемых в Кыргызстан из зарубежных стран, в основном из Китая, в 5 и более раз превышена допустимая концентрация вредных веществ.

Об этом сообщает пресс-служба Госинспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности.

По данным ее директора Толо Исакова, за последние годы на отечественных рынках выросло количество контрафактных детских игрушек. <Недобросовестные предприниматели скупают за рубежом в основном дешевые товары и продукты, которые, возможно, завозят в КР контрабандным путем. При постоянном контакте с такими игрушками у детей могут развиваться кожно-аллергические реакции, головные боли, кашель, снижается иммунитет>, — предупреждают специалисты.

Проблема загрязнения игрушек и других товаров для детей опасными химическими веществами периодически поднимается в разных странах. Так, недавно проведенное IPEN и Гринпис исследование в Китае показало загрязнение игрушек тяжелыми металлами. Всего было проанализировано более 500 образцов игрушек, треть из которых оказались загрязненные тяжелыми металлами, включая свинец, кадмий, ртуть, мышьяк. Причем загрязненные опасными химикатами игрушки были куплены в дорогих и дешевых магазинах, на уличных рынка. Безопасность игрушек не зависела от их цены.

Подобное широкомасштабное исследование проводилось в Китае впервые. Однако результаты исследования важны не только для Китая, но и для других стран.

По различным оценкам, 75% игрушек на мировом рынке произведено в Китае (См. новости <Эко-Согласия> по химической безопасности от 7.12.2011)

enwl.bellona@gmail.com, 14 марта 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *