Опубликовано

ГАЗПРОМ — НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ?

Заявление НПО

1 декабря 2011 года неправительственные экологические организации России направили в адрес компаний Газпром, Статойл и Тоталь заявление c призывом не принимать окончательное инвестиционное решение до тех пор, пока не будут ликвидированы все пробелы в оценке экологических рисков и не будет разработан план ликвидации аварийных ситуаций.

Статойл

Газпром

Тоталь

Уважаемые господа!

15 ноября 2011 года по инициативе компании Штокман Девелопмент АГ (ШДАГ) состоялась встреча представителей российских неправительственных экологических организаций с разработчиками проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. По информации представителей компании, в декабре 2011 года состоится заседания акционеров Штокман Девелопмент АГ, на котором планируется принятие инвестиционного решения.

Однако, согласно информации, представленной разработчиками Штокмановского проекта в рамках встреч с общественными экологическими организациями и общественных слушаний, компания ШДАГ не обладает достаточным количеством исходной информации для принятия адекватного инвестиционного решения. А именно, в настоящее время отсутствуют следующие элементы проекта:

— План ликвидации аварийных ситуаций, в том числе аварийных разливов конденсата и утечек газа, содержащий анализ рисков, оценку запроектных аварий, а также средств и сил, необходимых для адекватного реагирования.

Согласно заключению компании <<НМЦ <<Информатика риска>>, которая готовила анализ рисков возникновения аварийных разливов углеводородов при разработке Штокмановского месторождения, в рамках проекта необходимо разработать отдельные планы ликвидации аварийных ситуаций для этапа бурения, для береговых и морских объектов, для газопровода, терминалов и прибрежных акваторий и общий план для эксплуатации.

При этом важно учитывать, что в настоящее время в России не существует морской службы противофонтанного обеспечения и системы спутникового мониторинга аварийных ситуаций, отсутствуют технологии ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в ледовых условиях и многое другое. Все это предполагает дополнительные финансовые расходы  на создание инфраструктуры для ликвидации аварийных ситуаций, которые должны быть учтены и зарезервированы еще на этапе планирования проекта.

— Гарантия финансового обеспечения плана ликвидации аварийных ситуаций, а также возможных выплат за причиненный окружающей среде (природной и социально-экономической) ущерб в результате аварийных ситуаций в соответствии со статьей 10 ФЗ <<О промышленной безопасности опасных производственных объектов>>.

— Комплексная оценка воздействия проекта на окружающую среду, в том числе на орнитофауну, акустического воздействия, воздействия газогидратов на флору и фауну, воздействия на климат, предполагающая экономическую оценку мер по минимизации, предотвращению или компенсации данного воздействия. В зоне воздействия проекта находятся особо охраняемые природные территории, а также места обитания краснокнижных видов. Нанесение ущерба столь ценным экосистемам и видам повлечет за собой существенные компенсационные выплаты, которые должны быть учтены и гарантированы еще на этапе планирования проекта.

— Оценка рисков для проекта, связанных с изменением климата, и мер по их снижению, предусматривающих инфраструктурные изменения.

В настоящее время у компании Штокман Девелопмент АГ отсутствует какая-либо климатическая политика, что может привести не только к усилению воздействия проекта на процесс изменения климата, но и к искусственному завышению рентабельности проекта за счет недооценки рисков, связанных с изменением климата. К таким рискам относятся:

изменения в количестве и распределении осадков, ледовой обстановки, увеличение штормов и ураганов, повышение уровня моря, изменение береговой линии, более высокая заболеваемость среди населения и многое другое, что требует оценки еще на этапе планирования.

При этом введение ограничений на выбросы парниковых газов на международном и национальном уровнях уже способствует изменению в потребительском поведении и спросе, повышению углеродосоставляющей в цене на элементы инфраструктуры проекта, необходимости соблюдения новых стандартов энергоэффективности. Все это, а также необходимость дополнительного страхования в связи с увеличением физических рисков в результате изменения климата, требуют дополнительных финансовых расходов, которые не учитываются в настоящее время.

— Экономическая оценка последствий для проекта в результате введения Европейским Союзом запрета на использование мазута на судах, курсирующих в Арктике.

В свете вышесказанного мы выражаем свои опасения, что инвестиционное решение, принятое без полного учета и гарантий финансовых затрат, связанных с ликвидацией аварийных ситуаций и минимизацией\компенсацией экологического ущерба,  не может быть адекватным.

Мы призываем акционеров Штокман Девелопмент АГ рассмотреть вышеизложенную информацию и не принимать решение о начале финансирования проекта до тех пор, пока не будут ликвидированы все пробелы в оценке экологических рисков и разработан план ликвидации аварийных ситуаций.

Мы также призываем компанию Штокман Девелопмент АГ последовать примеру таких компаний как <<Cairn Energy>> и <<Shell>> и разместить разработанный план ликвидации аварийных разливов, а также материалы экологической оценки, в интернете для обсуждения широкой общественностью.

С уважением,

Чупров В., Гринпис России

Лесихина Н., координатор энергетических проектов, Мурманская региональная общественная экологическая организация <<Беллона-Мурманск>>

Горохов В., исполнительный директор, РОО Институт эколого-правовых проблем «Экоюрис» Рогожин А., исполнительный директор, Некоммерческое партнерство «Зеленая линия», проект «Деньги за природу» Кругликова Е., со-председатель, Общероссийская общественная организация Социально-Экологический Союз Кобяков К., председатель, Мурманская областная общественная организация «Кольский центр охраны дикой природы»

Иванов Ю., исполнительный директор, Мурманская областная общественная организация «Кольский экологический центр»

enwl.bellona@gmail.com, 3 декабря 2011 г.

«ГАЗПРОМ» ПОД ПРИКРЫТИЕМ ОЛИМПИАДЫ-2014 РАЗРУШИЛ ЗАПОВЕДНУЮ РЕКУ АЧИПСЕ И ВЗЯЛСЯ ЗА РЕКУ ЛАУРА

На территории Всемирного Наследия незаконно построены автомобильная дорога и мост, а также сооружается «берегоукрепление»

22 января 2011 г. вблизи от поселка Красная Поляна пятеро активистов Экологической Вахты по Северному Кавказу из Сочи, Майкопа и Москвы (В.Кимаев, М.Ухова, А.Рудомаха, Е.Конева, А.Чилингарян) провели  общественнуюэкологическую  инспекцию на территории Кавказского заповедника и объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ». В результате, в районе заповедного кордона Лаура были выявлены грубые нарушения режима Кавказского заповедника и международных обязательств России согласно Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия.

На правом берегу реки Ачипсе и в ее русле, которые входят в состав Кавказского заповедника (граница заповедника  с Сочинским национальным парком идет по левому берегу реки), компания «Газпром» и ее подрядчики  ведут  крупномасштабные строительные работы, нарушающие заповедный режим и разрушающие природные комплексы Всемирного  наследия. Осуществляется все это в рамках программы подготовки к Олимпийским играм 2014 года. В заповеднике построены полтора километра асфальтированной дороги, технологические  дороги, капитальный мост и ведется строительство так называемого «берегоукрепления», в результате которого река станет каналом, дно и берега которого будут уложены габионам.

Территория заповедника на протяжении нескольких километров превращена в стройплощадку — здесь складированы строительные конструкции, расположены многочисленные бытовки, работают десятки единиц  строительной техники. В ста метрах от кордона в русле и береговой зоне реки Ачипсе работают сотни рабочих,  укладывающих габионы. Берега и русло реки превращены в карьер для добычи камня, который идет на укладку габионов.

Та же судьба ждет еще одну заповедную реку — Лауру. В нижнем ее течении,  начиная от места слияния с рекой Ачипсе, русло также полностью  перерыто, там также ведется строительство габионов. Лаура и Ачипсе представляют из себя грязевой поток, в котором вряд может выжить какая-либо рыба. Раньше эти реки были местом нереста краснокнижной ручьевой форели. Сейчас их нерестовое значение утрачено. Возможно, работы ведутся и выше по Лауре, но попасть туда не удалось.

Во время инспекции активисты ЭкоВахты пытались проехать через построенный в заповеднике мост на левый берег реки Ачипсе, однако не были пропущены охраной. Предлогом для запрета на проезд «зеленых» в зону строительства стало то, что там находится охраняемая территория Сочинского национального парка, о чем висела соответствующее уведомление на будке охраны. При этом поток большегрузных автомобилей, уничтожающих природу национального парка, шел через этот пост бесконечной чередой.

«Газпром» пришел в эти места в 2000 году, когда на месте поселка Сланцевый Рудник в охранной зоне Кавказского  заповедника и на месторождении пресных вод незаконно началось строительство объекта под  названием «Поселок для приема официальных делегаций». Сейчас на этом месте расположены элитный «Гранд Отель Поляна» и  нижняя станция канатной  дороги газпромовского горнолыжного комплекса. После этого «Газпром» захватил обширные  территории Сочинского национального парка, что сопровождалось вырубкой тысяч деревьев  и уничтожением особо охраняемых природных комплексов. В 2010  году «Газпром» вторгся уже на территорию Кавказского заповедника, после того как заведомо незаконная деятельность по строительству дороги на  хребет Псехако через заповедник была согласована Министерством природных  ресурсов  и экологии РФ. До этого между  «Газпромом»  и Минприроды  несколько лет шла борьба, в ходе которой  Министерство отказывалось согласовывать строительство этой дороги. Но ситуация изменилась после того, как на Минприроды было оказано давление  со стороны «олимпийского» вице-премьера Дмитрия Козака.

К сожалению, разрушительное вторжение олимпийского строительства на территорию Всемирного Наследия не  получило должной оценки со стороны Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя Экологическая Вахта неоднократно и заблаговременно информировала Комитет об угрозе строительства дороги на этом участке Наследия.

Андрей РУДОМАХА, Экологическая Вахта по Северному Кавказу

enwl.bellona@gmail.com, 25 февраля 2011 г.

«Газпром» терпит поражение на двух фронтах

Многолетняя борьба «Газпрома» за расширение экспортных поставок при ненасыщенном внутреннем рынке выглядит странно не только с моральных, но и с экономических позиций. Вчера китайцы объявили, что отказываются платить «Газпрому» ожидавшийся аванс в 40 млрд. долл. за будущие поставки. Тем самым зафиксировано очередное фиаско на 15-летних переговорах о ценах на российский газ, которые начались еще при Борисе Ельцине. Между темвнутрироссийские цены уже приближаются к ценам на газ в США, что гарантирует поставщикам высокую рентабельность. Эксперты считают, что «Газпром» может оказаться в тяжелом положении. Монополии угрожают ценовое и административное давление в Европе, малоперспективные переговоры с Пекином и потеря прибыли на внутреннем рынке.

Консультации о поставках российского газа в Китай по западному алтайскому маршруту сопровождаются новыми разногласиями. Поэтому в повестке дня переговоров может возникнуть вариант поставок по восточному маршруту, сообщил вчера Интерфаксу «близкий к руководству Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) информированный источник». Он отметил, что идея выплаты CNPC «Газпрому» аванса в 40 млрд. долл. за поставки газа провалилась. Как отметил собеседник агентства, «Газпром» был готов за это предоставить скидку в цене на газ, однако даже она не обеспечивала китайской стороне рентабельности проекта не ниже 12-15%, что является обязательным требованием для китайских компаний к инвестиционным проектам. В связи с этим источник подтвердил ранее озвученное  российскими чиновниками мнение, что контракт о поставках газа по западному маршруту до конца года не будет подписан.

С другой стороны, российские переговорщики дали понять, что могут перейти к обсуждению восточного маршрута:

Москва запросила китайских партнеров о том, какой они видят цену поставок, в какой форме готовы участвовать в  проекте и т.д. Впрочем, в самом «Газпроме» информацию об изменении предмета переговоров не подтверждают. Кроме того, источник подчеркнул, что восточный маршрут поставок является для китайских партнеров более актуальным, чем  западный: на западе в Китай уже поставляется газ из Центральной Азии; к тому же в этом регионе КНР развивает  собственную добычу. Зато на северо-востоке страны, где расположены три провинции — Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, составляющие базу тяжелой промышленности, испытывается нехватка газа.

Интерес к поставкам российского газа китайцы проявили еще в 1996 году во время визита президента Бориса Ельцина в КНР. Через год был подписан меморандум о подготовке технико-экономического обоснования. Тогда  предполагалось, что к проекту освоения российских месторождений присоединятся Япония и Южная Корея.

Между тем китайцы подтвердили, что у CNPC с ExxonMobil уже достигнута договоренность о цене поставок газа с «Сахалина-1». Потенциал поставок газа «Сахалина-1» на экспорт в Китай после покрытия потребности российского Дальнего Востока источник оценил в 5 млрд. куб. м в год. Однако в российском представительстве компании  ExxonMobil комментировать ценовые параметры «НГ» отказались, сославшись на коммерческую тайну.

Между тем, несмотря на неудачи в Европе и Китае, российские газовики традиционно уделяют явно недостаточное  внимание внутреннему рынку. Так, в соответствии с правительственными прогнозами в ближайшие четыре года добыча газа в России вырастет на 9,8%, экспорт — на 22,4%, а внутреннее потребление — всего на 4,3%.

«На внешних рынках «Газпром» действительно оказался в сложной ситуации. Прогнозы восстановления экспорта в Европу не оправдываются. Здесь сохраняется низкий спрос и нарастает зарегулированность энергетического рынка.

Собственные прогнозы монополии по увеличению добычи также не оправдываются», — говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. Скорый прогресс на переговорах с Китаем также маловероятен. Пекин уже получает мощный поток центральноазиатского газа из бывших советских республик, и более дорогой российский газ в западных провинцияхКитаю просто не нужен.

«Внутри России цены уже выросли до 109 долларов за тысячу кубометров, что обеспечивает высокую рентабельность для независимых газовых компаний. Не случайно доля независимых поставщиков выросла за последний год-два с 16-17%  до 23%. А доля «Газпрома» в приросте внутреннего потребления уже меньше 10%», — говорит Нестеров и напоминает, что российские цены на газ в перспективе приблизятся к уровню США, где оптовые цены на этот вид топлива составляют около 150 долл. за 1 тыс. куб. м. По словам эксперта, независимые компании в отличие от «Газпрома»  готовы наращивать добычу и поставки, но встречаются с проблемами при попытке получить.

В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин объясняет, что «Газпрому» более интересны экспортные поставки, нежели внутренний рынок. По простой причине — в России до сих пор нет полноценного  рынка газа, поскольку цены регулируются постановлениями правительства. «Зато по экспорту есть роскошная  возможность реализации топлива через множество компаний-«прокладок», которые делают 100-150-процентную надбавку,  налогами не облагающуюся, — напоминает эксперт. — Это делалось и в Болгарии, и в других странах». «Можно  предположить, что в больших проектах не обходится без лоббирования и коррупции. Однако в экспортных поставках  скорее всего лежит основа большей прибыли, которую можно получить при развитии экспорта, нежели в развитии  внутреннего рынка сбыта», — предполагает руководитель аналитического отдела группы компаний Broco Алексей Матросов.

Отказ от западного маршрута экспорта в Китай в пользу восточного потребует от «Газпрома» дополнительных инвестиций. Аналитик агентства «Инвесткафе» Анастасия Соснова отмечает, что китайской стороне более выгоден восточный маршрут с конечной поставкой в восточную часть КНР, которая более инфраструктурно развита. «Изменение схемы с западной на восточную для «Газпрома» означает необходимость для заполнения газопровода в проектируемой пропускной способности — 38 миллиардов кубометров — как минимум освоения нетронутых ресурсов Якутии. В первую очередь Чаяндинского месторождения и Дальнего Востока (главным образом Киринского блока «Сахалина-3»), что потребует строительства инфраструктуры и увеличит расходы на добычу, — продолжает она. — Впрочем, для расширения рынков сбыта «Газпрому» важно прийти к соглашению с Китаем вне зависимости от его предпочтений в выборе какого-либо маршрута».

«Приоритет любой коммерческой организации — получение максимальной прибыли. Газовая монополия не довольствовалась только внутренним рынком еще во времена СССР. Поэтому как потребители газа диверсифицируют источники закупок, так и производители стремятся максимально расширить круг покупателей. Внешние рынки тоже  имеют потенциал роста, а выгоду из этого извлечет тот производитель, который получит наивысшую долю присутствия на них. В связи с этим чтобы не отдать китайский рынок целиком Туркмении, уступки со стороны «Газпрома» в ценовом вопросе видятся неизбежными», — говорит ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев.

Сергей Куликов, Михаил Сергеев, Независимая газета, 19.10.2011

ГАЗПРОМ — НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ?: 2 комментария

  1. Газпром — национальное достояние России — чьей национальности конкретно?

  2. ГАЗПРОМ -национальное достояние, уменьшает наше благосостояние!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *