Опубликовано

СУДЬБЫ НЕФТИ НА ЮГЕ РОССИИ

ГЕЛЕНДЖИК

«РОСНЕФТЬ» НЕ СМОГЛА УБЕДИТЬ ЖИТЕЛЕЙ ГЕЛЕНДЖИКА В БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ СЕЙСМОРАЗВЕДКИ В ЧЕРНОМ МОРЕ

Общественность Геленджика снова выступила против реализации проекта «Роснефти» и «ЭксонМобил» по добычи нефти на Туапсинском прогибе 15 августа  2011г., в городе Геленджик (Краснодарский край) прошли повторные  общественные  слушания  по материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) «Программы морских сейсморазведочных работ на Туапсинском лицензионном участке шельфа Черного моря в 2011-2013гг.». Морскую сейсморазведку у берегов Туапсинского района и города-курорта Геленджик намеревается провести ОАО «Севморнефтегеофизика» по заказу компании «Роснефть» в рамках ее проекта добычи нефти на глубоководном участке черноморского шельфа «Туапсинский прогиб». Этот проект «Роснефть» планирует осуществлять совместно с американской нефтяной компанией «ЭксонМобил».

Первые слушания по этой программе были проведены 30 июня 2011г., но так как в их организации и проведении были допущены серьезные нарушения, «Севморнефтегеофизике» пришлось организовывать повторные слушания. На тех слушаниях  Экологическая Вахта по Северному Кавказу изложила свою официальную позицию по проекту сейсморазведки.

По ее мнению, являясь неотъемлемой частью проекта добычи нефти на шельфе, который сопряжен с рисками экологической катастрофы, которые невозможно исключить никакими техническими решениями, реализация «Программы морских геофизических работ на Туапсинском лицензионном участке Черного моря в 2011-2013  годах» является нецелесообразной.

Повторные слушания в  Геленджике также завершились с неутешительными для нефтяников  результатами.

Как сообщает принимавший участие в слушаниях активист Экологической  Вахты по Северному  Кавказу  Константин Андрамонов, к материалам ОВОС, выставленным на обсуждение, не были приложены многие  документы, наличие которых было необходимо в связи со спецификой намечаемой хозяйственной деятельности и ее географией: отсутствовала, в частности, лицензия на производство геологоразведочных работ, сертификаты на оборудование для сейсморазведки, протоколы общественных обсуждений проекта в сопредельных странах Черноморского  бассейна в соответствии с требованиями  Конвенции Европейской  экономической комиссии ООН об оценке  воздействия  на окружающую среду в трансграничном контексте.

Была грубо нарушена процедура процесса ОВОС: общественные слушания по материалам ОВОС не предваряла процедура общественных обсуждений технического задания на его разработку. Активист ЭкоВахты также указал представителям «Роснефти» и «Севморнефтегеофизики» на отсутствие альтернативных вариантов «Программы проведения морских  сейсморазведочных работ» — на обсуждение фактически был вынесен ОВОС безальтернативного проекта, предполагающего проведение сейсморазведки в непосредственной близости  от берега (самая ближняя точка работ указана на удалении 12  километров  от береговой черты, самая дальняя вынесена на 67 км.).

Сам ОВОС также вызвал массу вопросов у участников слушаний. В частности, в качестве  одной из мер по возмещению  ущерба черноморской ихтиофауне был назван выпуск мальков стерляди в реку Кубань (был указано даже точное количество мальков — 909 особей). Разработчики ОВОС сослались на якобы имеющуюся  рекомендацию Росрыболовства, но при этом так и не смогли  пояснить, каким образом выпуск мальков осетровых в реку, которая даже не впадает в Черное море, поможет компенсировать гибель черноморской хамсы, указанной в материалах ОВОС в качестве основного вида рыб, который пострадает от сейсморазведки.

Скорее всего, результат общественных слушаний по материалам ОВОС программы сейсморазведки на Туапсинском прогибе будет отрицательный, и на государственную экологическую экспертизу они не будут направлены. Это будет означать то, что ОАО «Дальморнефтегеофизика»  придется переделывать никуда не годный ОВОС, а также устранять допущенные ею  нарушения  в  процедуре осуществления  оценки  воздействия на окружающую  среду по этому проекту.

Дмитрий ШЕВЧЕНКО, Экологическая Вахта по Северному Кавказу

enwl.bellona@gmail.com, 17 августа 2011 г.

ТУАПСЕ

В Туапсе произошел аварийный выброс нефтепродуктов в реку

28 сентября 2011г. на одном из предприятий компании «Роснефть» в городе Туапсе произошел аварийный выброс нефтепродуктов в одноименную реку, протекающую через город. В этой связи, в русле реки были выставлены боновые заграждения, работала техника, устранявшая последствия разлива. Попытки представителя Экологической Вахты по Северному Кавказу выяснить у официальных представителей «Роснефти», что произошло, не принесли результата.

«Роснефть» делает все возможное, чтобы скрыть факт аварийного выброса.

Разливы нефти и нефтепродуктов являются традиционным явлением для деятельности предприятий «Роснефти» в городе Туапсе.

Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу

enwl.bellona@gmail.com, 30 сентября 2011 г.

НОВОРОССИЙСК

21 сентября в Новороссийске прошли  т.н. <консультации> на тему <Об опасности негативного воздействия на окружающую среду строящегося комплекса <Мазутный терминал в городе Новороссийске>. Публичные слушания, к которым готовилась общественность, были отменены в качестве меры обеспечения по частному судебному иску в адрес городской Думы Новороссийска.

Тем не менее, пришли около 200 человек. Поскольку люди не могли менее чем за сутки узнать об отмене публичных слушаний, власти подстраховались от неожиданностей и решили использовать ситуацию и провести встречу под названием <Консультации с общественностью в рамках распоряжения президента РФ>.  Организаторы зарегистрировали присутствующих (с предъявлением паспорта) и дальше дали слово в алфавитном порядке тем, кто заранее записались на публичные слушания в качестве выступающих (а таких было заявлено более 70 человек).

<Консультации> продлились с 11.00 до 15.30.

В итоге была принята резолюция, в которую организаторы пообещали включить все предложения относительно мазутного терминала.

Было очень много предложений, но абсолютно все выступающие оценили риски мазутного терминала как недопустимо высокие, высказались против его ввода в эксплуатацию и потребовали от городской  Думы назначить референдум по этому поводу.

После мероприятия сотрудниками полиции были задержаны четверо жителей Новороссийска, проводивших одиночные пикеты перед заседанием, с 10 до 11 часов утра.

Напомним, что несостоявшиеся  публичные слушания по мазутному терминалу в Новороссийске должны были пройти в связи с Поручением президента России от 21 июня 2011 года.

Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу

enwl.bellona@gmail.com, 21 сентября 2011 г.

Во время публичных слушаний в Новороссийске задержаны граждане, проводившие одиночные пикеты

Сегодня в городе Новороссийске проходили публичные слушания по вопросу <Об опасности негативного воздействия на окружающую среду строящегося комплекса <Мазутный терминал в городе Новороссийске>.

Перед слушаниями руководитель общественной организации <Аква> Татьяна Трибрат, а также жители города Жукова Наталья и Жуков Олег проводили одиночные пикеты против проекта терминала. К ним подошел участковый и переписал личные данные. Никаких претензий он не предъявил.

Однако уже после завершения слушаний замглавы УВД города Новороссийска полковник Семен Черненко приказал полицейским задержать активистов. В настоящее время их доставляют в ОВД Восточного района г. Новороссийска.

Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу

enwl.bellona@gmail.com, 21 сентября 2011 г.

В НОВОРОССИЙСКЕ ПРОШЛИ ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ ПО ВОПРОСУ РАЗМЕЩЕНИЯ МАЗУТНОГО ТЕРМИНАЛА В ЦЕНТРЕ ГОРОДА

Поручение Президента Медведева, данное чиновникам Краснодарского края в июле 2011 года на встрече с лидерами экологических организаций, формально выполнено 8 ноября 2011г. в г.Новороссийске (Краснодарский край) прошли публичные слушания по вопросу «Об оценке экологических  рисков проекта строительства мазутного терминала на территории города Новороссийска». Мазутный терминал располагается в самом центре города, на границе двух районов — Центрального и Восточного.

С большим боем, преодолевая множественные  бюрократические препоны, «зеленые» Новороссийска во главе с лидером экологического движения Новороссийска Татьяной Трибрат добилась, чтобы Городская Дума совместно с Общественным экологическим советом организовала и провела слушания по проблеме размещения мазутного терминала.

Чтобы  попасть и выступить на открытых общественных  слушаниях, всем желающим нужно было записываться за 5 дней до их проведения в администрации при наличии паспорта и в строго определенное время. Несмотря  на такие сложности, на слушания смогли записаться более 140 человек.

Вели общественные слушания заместитель главы города Андрей Фонарев и председатель городской Думы Александр Шаталов.

Эффект   разорвавшейся   бомбы   произвела   фраза   заместителя генерального  директора ОАО «НМТП» Михаила Сидорова  о  том,  что самый  больной вопрос для жителей ул.Жуковского и самый проблемный для мазутного терминала — о расселении  жителей  этой  улицы  — разрешен  положительно. Накануне слушаний на рабочем совещании в администрации города руководители терминала и учредители  морского торгового  порта  приняли решение о выкупе квартир  у  жителей ул.Жуковского под свои нужды, а администрация города берет на себя обязательства изыскать возможность приобретения по льготной цене квартир для отселяемых людей.

Для жителей ул.Жуковского эта новость оказалась радостным подарком на фоне неразрешимых экологических проблем многострадальной улицы. Уже более полувека люди здесь живут в окружении ряда промышленных предприятий, в нескольких санитарных зонах, которые накладываются друг на друга. Под окнами располагается  зерновой терминал и комбинат хлебопродуктов, рядом ж/д вокзал и городская дорога, недалеко порт со своими причальными и терминальными объектами, а теперь еще и  мазутный терминал с санитарной  зоной, которую необоснованно уменьшили с 500 до 160 метров. Уже в ближайшее время решено было создать рабочую  группу из сотрудников администрации, представителей мазутного терминала и представителей от жителей ул.Жуковского.  Решено, что будут работать  с каждой семьей индивидуально, с учетом возможностей и пожеланий каждой  семьи. Окончательные сроки не определены, но начало переселения планируется на конец этого года.  Однако, как высказалась  одна из жительниц Л.Утюжаева:

«Мы слышим разговоры о переселении уже более 30 лет: и когда строился ж/д узел под нашими окнами, и когда запускали зерновой терминал, который  много  лет осыпает нас пылью. Нам хочется верить, что вы сдержите слово, и мы обретем новое жилье,  потому что жить в  наших домах стало  не выносимо».

Публичные слушания длились более 5 часов, все пожелавшие выступить смогли высказаться, поделиться своими опасениями, озвучить свои наблюдения за ходом  2-х летнего противостояния мазутного терминала и жителей города, внести свои предложения. Особенно ценны были выступления экспертов из среды общественников. Например, эколог, аудитор и журналист Иван Гармаш цифрами и фактами доказал существование на территории строительной площадки мазутного терминала наличие тектонического разлома и обоснованную обеспокоенность занижением расчетных норм сейсмичности с 9 баллов до 8 баллов при проектировании объекта.

Эксперт в области  промышленной безопасности Николай Чура показал, что нарушены были рекомендованные нормы высоты построенных баков для хранения мазута с 18 до 30 метров в сторону их увеличения. Это заведомо заложенные риски огромных разрушений и необратимых последствий в случае промышленной аварии, связанной  с разрушением конструкции накопителей  мазута, которых в России произошло за 40 последних лет около 100.

Эксперт общественной палаты А.Сторожев подверг большому сомнению расчетные данные по выбросам вредных веществ в атмосферу и привел свои  расчеты выбросов, которые более чем в 3 раза  превышают заявленные в расчетах проектировщиков. Приводились множественные факты и цифры, из которых следует, что экологический аудит по Новороссийскому  мазутному терминалу сделан  с  нарушениями и  не может считаться объективным и окончательным.

Эколог и член Общественной палаты города Новороссийска Татьяна Трибрат  привела  примеры  вопиющих фактов нарушений российского законодательства при получении разрешительных документов на строительство и выделении земельного участка, допущенные городскими службами. Т.Трибрат также привела примеры занижения при проектировании и строительстве объекта всех параметров (не соблюдены противопожарные и санитарные нормы, уменьшены требуемые по ГОСТу и СНиПам расстояния до федеральной трассы, железнодорожного вокзала, соседних предприятий, жилых районов).

При этом никаких доказательств осуществления компенсирующих мероприятиях ни в одном докладе представителями мазутного терминала (от предприятия выступили заместитель генерального директора, инженер и эколог) приведено не было. В их выступлениях не нашлось достаточных аргументов для того, чтобы жители города могли спокойно жить рядом с объектом II категории опасности. Самым характерным  показателем удручающей экологической ситуации служат не красивые фразы в отчетах аудиторов, а то, что слишком часто  в Новороссийске бывают ситуации, когда жителям просто нечем дышать.

Подводя итоги  публичных слушаний, председатель городской Думы поблагодарил граждан и экологов за активную жизненную позицию.

Экологи же, подводя итоги более чем 2-х летней работы, отмечают, что это еще  не конец работы. В соответствии с распоряжением Президента  РФ, важно не только провести консультации и публичные слушания с общественностью, но и отработать замечания, высказанные на этих мероприятиях. А это значит, что нужно дождаться отселения жителей улицы  Жуковского, добиться проверки на соответствие расчетов всех вредных выбросов мазутного терминала, правомерность сокращения противопожарных  разрывов. Этот один путь — путь нахождения компромисса между общественностью и жителями, которые категорически  против размещения в центре Новороссийска  мазутного терминала.

Но есть и другой  путь и в гораздо большей степени  отражает мнение большинства жителей Новороссийска. Он был озвучен во многих выступлениях, когда прозвучали предложения рекомендовать городской Думе  провести в Новороссийске референдум по вопросу «Согласны ли вы с размещением ООО «Новороссийский мазутный терминал» по адресу Магистральная, 6 в Новороссийске». И это самый сложный вопрос,  по которому городская Дума должна вынести решение.

Мария КАРГАЛУЦКАЯ

enwl.bellona@gmail.com, 11 ноября 2011 г.

ЕЙСК

Ейск накрыло газовое облако со стороны нефтяного терминала

По информации жителей Ейска (Краснодарский край), сегодня в этом городе произошло чрезвычайное происшествие.

Около 12 часов дня значительную часть Ейска накрыло облако газа, которое двигалось со стороны нефтеналивного терминала, расположенного в Ейском морском порту. Дующий с северо-востока ветер пронес газовое облако очень сильной концентрации через весь город.

Прежде всего, оно накрыло находящийся всего в сотне метров от района порта детский сад N°18, а также школу N°3, затем стало распространяться на жилую зону города. Жители Портового переулка фактически задыхались. Часть детей из детсада N°18 и школы N°3 была эвакуирована. Окна и двери этих учреждений для защиты от газа были плотно закрыты, оставшиеся в саду дети на улицу не выпускались. Сильный запах газа ощущался в центре города, возле городской администрации и парка имени Горького. Люди жаловались на слезоточивость, тошноту и рвоту.

Обеспокоенные чрезвычайным происшествием люди вызвали МЧС, сотрудников Роспотребнадзора, Горгаза и горадминистрации, началась проверка по данному факту, однако официальной информации пока нет. По словам работников городской газовой службы, газ, отравивший воздух над большей частью Ейска, не является бытовым.

По сообщениям местных жителей, в беседе с работниками морского порта им удалось узнать, что причиной газовой атаки на город является загрузка одного из танкеров мазутом. По предварительной информации, утечка произошла при заправке танкера, который не был очищен от остатков ранее перевозимого груза и в момент заправки эти остатки вышли в атмосферу.

Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу

enwl.bellona@gmail.com, 2 ноября 2011 г.

ЕЙСК — НЕ МЕСТО ДЛЯ НЕФТЯНЫХ ТЕРМИНАЛОВ И ПАРОМОВ ДЛЯ ПЕРЕВАЛКИ ГАЗА, НЕФТИ И ХИМИИ!

Заявление Краснодарского регионального отделения партии «ЯБЛОКО»

В связи с критической экологической ситуацией, сложившейся в городе Ейск, вследствие деятельности в центре этого курортного города нефтяных терминалов компаний «Ейск-порт-Виста» и «ТТДХ», а также в связи с новой угрозой жителям Ейска — проектом железнодорожного парома Ейск-Керчь, которым собираются перевозить различные опасные грузы, Краснодарское региональное отделение партии «ЯБЛОКО» заявляет:

— размещение и эксплуатация нефтяных терминалов, на которых используются примитивные методы перевалки опасных грузов, в центре курортного города, рядом с его жилой зоной с доставкой нефтяных грузов по железной дороге, проходящей через весь город по берегу Ейского лимана Азовского моря, являются недопустимыми. Данная деятельность противоречит нормам закона, грубо нарушает конституционные права жителей Ейска на благоприятную окружающую среду и здоровье, создает угрозу экологических катастроф локального, регионального и международного масштаба, ярким примером чему является экологическая катастрофа в Керченском проливе в 1997 году.

— точно также является недопустимой реализация проекта железнодорожного парома Ейск-Керчь, инициатором которого является компания «Рос-ТЭС-паром», на котором собираются перевозить сжиженные углеводороды, нефтепродукты, химические удобрения и другие опасные грузы.

Ейск — не место для подобных проектов! Его жители имеют право жить в чистом городе, дышать чистым воздухом и купаться в чистом море! Бизнес-интересы частных кампаний не могут быть выше конституционных прав жителей города Ейска. Именно жители города являются его хозяевами, а не нефтяные компании и радеющие за их интересы представители власти. Никто не имеет права навязывать ейчанам мрачное нефтехимическое будущее, превращать их город в зону экологического бедствия, как это уже случилось с Новороссийском и Туапсе.

Ейск — это город-курорт, именно курортная отрасль является основой благосостояния огромного количества его жителей, базисом устойчивого социально-экономического развития Ейска. Сейчас эту основу хотят разрушить, так перевалка нефть и курорт несовместимы!

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды»: «при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума». Абсолютное большинство жителей Ейска категорически против размещения в центре их города опасных терминалов и парома. Однако власти, вопреки норме данного закона, не учитывают их мнение.

Краснодарское региональное отделение партии «ЯБЛОКО» обращается к жителям Ейска:

— не сдавайтесь и продолжайте борьбу за светлое будущее вашего города, против перевалки через него нефтяных, газовых и химических грузов, сделайте митинги против этих проектов регулярными и массовыми, добивайтесь проведения референдума! И если вы не потеряете веру и будете вести активную борьбу, вы обязательно победите и отстоите ваш город!

Краснодарское региональное отделение партии «ЯБЛОКО» обращается к главе Администрации и депутатам Ейского района:

— выполните свой долг по обеспечению конституционных прав жителей Ейска на благоприятную окружающую среду и здоровье, выступите с совместной инициативой проведения референдума по вопросу о допустимости размещения и эксплуатации на территории Ейска объектов по перевалке углеводородов, нефтяных и радиоактивных грузов. Право на выдвижение такой инициативы определено статье 7 краевого Закона «О референдумах в Краснодарском крае».

Большинство депутатов Совета Ейского района уже выступили против этих проектов, и теперь последнее слово за главой Администрации Ейского района.

Ему нужно сделать выбор — выступить в защиту интересов общества и государства и защитить Ейск от угрозы экологических катастроф, или остаться на стороне сомнительных компаний, несущих проблемы городу и району.

Сохраним Ейск —  жемчужину Азовского побережья России! Не допустим превращения его в очередной отравленный город России!

Андрей РУДОМАХА, Андрей ФИЛИМОНОВ, Заместители председателя

Краснодарского регионального отделения партии «ЯБЛОКО»

enwl.bellona@gmail.com, 19 ноября 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *