Опубликовано

КОСМИЧЕСКИЕ НЕУСПЕХИ РОССИИ

ПЛОХО ОБНАРУЖИВАЕМЫЙ ПРОГРЕСС НА АЛТАЕ

Оцепление в зоне падения «Прогресса» снято

Полицейские посты, преграждавшие доступ в предполагаемый район падения космического грузовика «Прогресс» в Чойском районе Республики Алтай, были сняты в ночь с четверга на пятницу, сообщил РИА Новости представитель ГУ МВД по Республике Алтай.

Вместе с тем, работа спасателей продолжается. Планируется, что зона поисков космического мусора будет расширена и распространится и на соседние районы.

Пока не обнаружено загрязнение ракетным топливом воды в реке Бия. Взятые в Чойском районе образцы воды, почвы и растительности переданы на исследование в Центр эпидемиологии и гигиены в Барнауле.

Напомним, 24 августа при запуске ракеты-носителя «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-12М» произошло нарушение работы двигателя, и на 325 секунде полета космический грузовик упал в Чойском районе Республики Алтай.

По сообщению пресс-службы республиканского МВД, в ночь на 25 августа в районе предполагаемого падения космического грузовика «Прогресс» были выставлены дополнительные наряды патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб, ограничившие проезд в зону поисков. Участковые уполномоченные полиции провели по этому поводу разъяснительную работу с местными жителями.

Как подчеркнули в пресс-службе, в МВД по Республике Алтай на случай изменения обстановки подготовлены дополнительные резервы сил и средств.

Алексей Хадаев, Горно-Алтайск, «Российская газета», 26.08.2011, 2011/08/26/reg-sibir/oceplenie.html

Поиски упавшего в Горном Алтае «Прогресса» пока безрезультатны

ГОРНО-АЛТАЙСК, 28 авг — РИА Новости, Елена Козлова. Поиски обломков космического грузовика «Прогресс», упавшего в Горном Алтае 24 августа, расширенные на территорию нескольких районов, по-прежнему не дают никаких результатов, сообщил в воскресенье РИА Новости источник в правоохранительных органах региона.

Ракета-носитель «Союз-У» с космическим грузовиком «Прогресс М-12М» стартовала 24 августа с космодрома Байконур. Во время полета ракеты-носителя на участке работы третьей ступени (на 325-й секунде), по предварительным данным, произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, рухнули на Горном Алтае. Пока жертв и разрушений на земле не обнаружено, сообщений о них не поступало.

«Сегодня в первой половине дня проводился облет Чемальского района, после обеда ищут в Улаганском районе республики. Результатов по-прежнему нет, обломки не найдены», — рассказал собеседник агентства, добавив, что пока неизвестно, где поиски будут проводиться завтра.

В то же время первый заместитель главы Турочакского района Горного Алтая Василий Сарайкин сообщил корреспонденту РИА Новости, что поиски обломков в воскресенье велись и на территории Турочакского района. «Сегодня они делали облет территории, и должны были сообщить, если что-то найдут. Но пока никаких известий я не получал», — уточнил он.

На заседании спецкомиссии в Чойском районе в среду было озвучено предположение, что обломки космического грузовика упали в урочище Чеболак в 40-50 километрах от села Каракокша. Местные жители и власти видели большой огненный шар, падавший с неба, и слышали взрыв. Обломки здесь пока не обнаружены.

По данным источника, поисковые мероприятия в воскресенье в этой местности не проводились.

Ранее представитель МВД Республики Алтай и и.о. председателя правительства региона сообщали РИА Новости, что рассматривается версия, что обломки «Прогресса» не долетели до земли, сгорев в атмосфере, а, соответственно, искать нечего.

tm-cad.ru>index.php/nauka/4685——qq—

Поиски «Прогресса» в Горном Алтае могут снова прерваться

На завтра синоптики вновь обещают пасмурную погоду с дождем — возможно, поиски упавшего 24 августа в Горном Алтае космического грузовика «Прогресс» придется прервать.

Спасатели возобновили работы только сегодня, после двухдневного перерыва, вызванного нелетной погодой. Облачность немного рассеялась, и поисковая группа смогла вылететь на вертолете для обследования территории.

Однако до сих пор поиски в Чойском, Турачакском и Улаганском районах не дали результатов. Как считают эксперты, космический грузовик не долетел до земли, его обломки вместе с грузом и топливом сгорели в атмосфере. Эту версию косвенно подтверждают и данные Роспотребнадзора: в пробах грунта и воды, взятых в предполагаемом районе падения, не обнаружено следов ракетного топлива.

Сегодня поисковики работают в окрестностях села Балыкча Улаганского района.

Алексей Хадаев, Горно-Алтайск, «Российская газета», 3.09.2011, 2011/09/03/reg-sibir/progress-anons.html

На Алтае возобновятся поиски обломков «Прогресса»

ГОРНО-АЛТАЙСК, 14 сентября. Специалисты Роскосмоса, прибывшие накануне в Горный Алтай, продолжат поиски обломков космического грузовика «Прогресс».

Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на начальника сектора главного отдела районов падения Роскосмоса Дмитрия Гурова, специалисты в 10.00 по местному времени (7.00 мск) вылетели к Телецкому озеру.

«Погода шикарная, так что поиски сегодня отложены не будут», — рассказал Гуров.

Ракета-носитель «Союз-У» с космическим грузовиком «Прогресс М-12М» стартовала 24 августа с космодрома Байконур. Во время полета ракеты-носителя на участке работы третьей ступени (на 325-й секунде), по предварительным данным, произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, рухнули на Горном Алтае. Жертв и разрушений на земле не обнаружено.

Добавим, ранее стало известно, что специалисты Роскосмоса в районах поиска обломков «Прогресса» нашли фрагменты разбившегося вертолета Ми-2.

federal/2011/09/14/889668.html

На Алтае нашли обломки «Прогресса»

Поисковая экспедиция, работающая в Республике Алтай, обнаружила фрагменты «Прогресса М-12М», потерпевшего аварию 24 августа 2011 года. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на руководителя поисковой группы Роскосмоса Дмитрия Гурова.

Обломки (фрагмент кабеля и алюминиевый осколок) были обнаружены в среду, 14 сентября 2011 года, однако их принадлежность «Прогрессу» была подтверждена только сейчас. Анализ обломков выполнили специалисты корпорации «Энергия», где разрабатывались транспортные космические корабли, в том числе и «Прогресс». Поиски в настоящее время продолжаются.

Многие специалисты с самого начала заявляли, что обломки «Прогресса» могли полностью сгореть в атмосфере. В первый же день после аварии сообщалось, что пробы, взятые в регионе падения, не показали наличие гептила — крайне токсичного топлива, которое «Прогресс» вез для Международной космической станции.

Ракета-носитель «Союз-У» вместе с «Прогрессом М-12М» на борту стартовала 24 августа с космодрома Байконур. На 325-й секунде полета в двигательной установке третьей ступени возникли неполадки. Двигатель отключился и ступень вместе с неотстыковавшимся грузовиком начала падать. При входе в плотные слои атмосферы они взорвались.

По факту аварии в Роскосмосе была создана комиссия, которая установила, что причиной внештатной ситуации стал засорившийся газогенератор двигателя РД-0110. Эта неполадка была признана случайностью, а не браком, как сообщалось ранее. Вместе с тем двигатели третьих ступеней «Союзов», которые должны были запускать с космодрома Куру, было решено заменить.

15.09.2011, http://lenta.ru/news/2011/09/15/progress/

И ВООБЩЕ

<Мы уже ходим по лезвию ножа>

Эксперт рассказал о подоплеке аварийных ситуаций в российской космонавтике 25 августа 2011, <По совокупности всех аварий уже нельзя считать происходящее случайностью. Это уже некий индикатор состояния отрасли, который говорит о том, что необходимо перестроить в Роскосмосе организационно-структурные мероприятия>, — заявил в интервью газете ВЗГЛЯД научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев

В четверг появились предварительные данные о причине падения космического грузовика <Прогресс М-12М>. Высокопоставленный источник в ракетно-космической отрасли, принимающий участие в работе аварийной комиссии, рассказал, что авария произошла из-за сбоя в работе двигателей 11Д55, сообщает РИА <Новости>.

Напомним, что 24 августа Роскосмос подтвердил невыход <Прогресса> на штатную орбиту. При запуске ракеты-носителя <Союз-У> с транспортным грузовым кораблем <Прогресс М-12М> в ходе работы третьей ступени на 325-й секунде полета ракеты-носителя, по предварительным данным, произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Транспортный грузовой корабль <Прогресс М-12М> не выведен на заданную орбиту.

Космический грузовик должен был через двое суток доставить на Международную космическую станцию (МКС) более 2,6 т грузов, в том числе продукты, воду, топливо, оборудование, подарки от психологов и семей космонавтов. Обломки грузовика <Прогресс М-12М>, запущенного с Байконура, упали в Чойском районе Республики Алтай.

Между тем произошедшая авария стала очередным поводом для специалистов оценить состояние космической отрасли. О существующих проблемах в российской космонавтике и о вероятных причинах происходящих аварий газете ВЗГЛЯД рассказал научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев.

ВЗГЛЯД: Иван Михайлович, какие сейчас проблемы существуют в космонавтике?

Иван Моисеев: Проблем в космонавтике очень много, но я назову только три самых основных. Первая проблема связана с тем, что Роскосмос предоставлен самому себе. Какую программу он напишет, такую и примут в правительстве и будут требовать ее выполнения.  Грубо говоря, сами себе задачи ставят и сами их решают. Вторая проблема в законодательном обеспечении. В 1990-е годы в России сложилась ситуация, при которой в космической отрасли без закона работать вообще было невозможно. Поэтому в 1993 году впервые в нашей стране был принят закон о космической деятельности, который должен был определить основные работы в этой отрасли. Но спустя три года тогдашнее космическое агентство (предок Роскосмоса) внесло в этот закон масштабные поправки, суть которых сводилась к тому, что космическому агентству предоставляются новые полномочия, но снимается ответственность. Тем самым агентство вывело себя из-под контроля и стало более самостоятельным органом. Третья проблема, самая важнейшая, касается информационного взаимодействия с обществом.

Традиционно, со времен Советского Союза космическая отрасль является закрытой: все серьезные документы о ее развитии, планах помечены грифом <для служебного пользования>. Но ведь это не значит, что они секретные. Просто их нельзя обсуждать публично или критиковать. Тем самым Роскосмос избавился от серьезной критики в свой адрес. И, в общем-то, вся информационная политика Роскосмоса старая, консервативная, которая сводится к тому, что если у них все хорошо, то об этом всем рассказывают, еще даже могут и преувеличить. А все проблемы скрывают, типа сами все решим.

ВЗГЛЯД: Как вы думаете, происходящие аварии — это случайность или что-то большее?

И.М.: Проблема не в том, что происходят такие аварии, а в том, что они происходят друг за другом и с коротким промежутком. По совокупности всех аварий уже нельзя считать происходящее случайностью. Это уже некий индикатор состояния отрасли, который говорит о том, что необходимо перестроить в Роскосмосе организационно-структурные мероприятия. А во-вторых, требуется пересмотр технологической документации по всему циклу: от создания до управления.

ВЗГЛЯД: После гибели трех спутников ГЛОНАСС в Роскосмосе произошла смена руководства, это как-то изменило ситуацию?

И.М.: Нет. При существующей в Роскосмосе системе, о которой я говорил выше, космическая отрасль существовать не может. Любой руководитель, какой бы он талантливый ни был, всегда скажет: дайте-ка я запланирую поменьше, а сделаю побольше. Необходимо, чтобы и на высшем уровне были кадры, которые могли бы думать по проблемам космоса вне зависимости от Роскосмоса. Даже нет советника по космосу при президенте. Это своеобразный индикатор отношения высших руководителей к отрасли.

ВЗГЛЯД: Если это не случайность, то что? Кризис в науке?

И.М.: Наука в этих авариях совсем ни при чем. Она здесь страдалица. Единственное, в чем нам повезло за десятки лет, — запустили <Спектр-Р> (орбитальная обсерватория). Проблема, о которой сейчас так много говорят, накапливается не за один месяц или год. Она существует чуть ли не с самого зарождения космонавтики. Естественно, на космической отрасли сказался и экономический кризис: недофинансирование и сокращение объемов работ. Сейчас перед руководством Роскосмоса будет стоять задача — как действовать дальше. Отмечу, что было замечено свойство Роскосмоса забираться в те области отрасли, где он не нужен и, как мы видим по авариям, не решает те проблемы, где он отвечает головой. То есть пытается влезть в коммерцию, контролировать все на свете, это отмечено все документально.

ВЗГЛЯД: Могут ли происходящие аварии поставить под угрозу договоренность с NASA о запуске астронавтов на МКС нашими силами?

И.М.: Пока серьезного влияния аварий на эту договоренность нет. Но стоит заметить, что мы уже ходим по лезвию ножа. Если еще что-нибудь подобное произойдет, то тогда, в общем-то, придется закрывать МКС. А сейчас пока такой угрозы нет. А если бы такая авария произошла, например, с <Союзом>, то тогда бы вопрос о МКС встал бы самым критическим образом.

ВЗГЛЯД: Если <Прогресс М-12М> действительно упал в реку, то в таком случае какие могут быть экологические последствия? Насколько ядовито ракетное топливо?

И.М.: Токсичен в принципе только сам <Прогресс>, в самой ракете безопасное топливо. Не думаю, что будут серьезные экологические последствия. У нас были случаи, когда больший объем этого вещества падал в казахстанское озеро. И специалисты долго-долго искали последствия этого падения, но не нашли. В озере даже ни одна рыба не всплыла кверху брюхом.

К тому же, нужно учитывать, что при падении топливо на земле не лежит в виде лужи, оно разбрасывается на большое расстояние. Это, конечно, яд, если он концентрированный, то посильнее синильной кислоты будет. Поскольку в таких случаях (при падении) он быстро разбрасывается, то повышенную концентрацию можно найти путем химического анализа. Так что рыбы в реке могут себя чувствовать нормально, если, конечно, не будут заплывать в сам космический грузовик.

http://www.vz.ru/society/2011/8/25/517399.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *