Опубликовано

ШИБКО БЫСТРО РВЕМСЯ В АРКТИКУ

ЭНТУЗИАСТЫ

В Мурманской области построят 20 ледостойких нефтедобывающих платформ

Власти Мурманской области задумались об освоении нефтегазовых месторождений арктического шельфа. В рамках создания соответствующей инфраструктуры планируется до 2020 года построить 20 ледостойких платформ для добычи нефти и газа, а также 50 кораблей для обеспечения объектов всем необходимым.

<КоммерсантЪ> пишет во вторник, 2 августа, что затраты на проект могут составить около 21,5 млрд долларов. В финансировании строительства, по предварительной информации, примут участие Газпромбанк, <Уралмаш Нефтегазовое оборудование>, <Проектные технологии>. В качестве потенциальных иностранных партнеров рассматриваются китайская TSC Offshore, корейская Samsung Heavy Industries и сингапурская Keppel FELS. В Газпромбанке изданию заявили, что роль финансовой организации в данном проекте сильно преувеличена — действительно обсуждается вопрос участия, но не финансирования.

Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко рассказал, что интерес к проекту проявляют сразу несколько компаний. Глава региона подтвердил, что Объединенная судостроительная корпорация в курсе планируемого строительства. Кто выступит заказчиком кораблей, пока не ясно. Предполагается, что ими могут стать частные <Новатэк>, Total (Франция), а также госкомпании <Газпром> и <Роснефть>.

В июне текущего года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что к разработке арктического шельфа в России будут допущены только крупные компании.

Председатель правительства исключил участие <маломощных> организаций, так как они не смогут в полном объеме возместить возможный вред окружающей среде.

Госкомпания <Роснефть> до сих пор так и не отыскала партнера для совместной нефтедобычи в Арктике. Потенциальным кандидатом была ВР (Великобритания), однако сделку заблокировали акционеры российско-британской ТНК-ВР, недовольные сотрудничеством английской компании с <Роснефтью> в обход СП.

2.08.2011, http://www.km.ru/biznes-i-finansy/2011/08/02/neft/v-murmanskoi-oblasti-postroyat-20-ledostoikikh-neftedobyvayushchikh

<Приразломная> обретет прописку

<Газпром Нефть Шельф> зарегистрирует нефтедобывающую платформу в порту Нарьян-Мара

«Газпром Нефть Шельф» зарегистрирует ледостойкую платформу «Приразломная» в морском порту Нарьян-Мара. Об этом было сообщено на еженедельной планерке, которую провел губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров, сообщила пресс-служба окружной администрации.

Сейчас на платформе ведутся заключительные работы на 35-м судоремонтном заводе в Мурманской области. По плану к транспортировке она должна быть готова уже в августе 2011 года. После спуска на воду в течение месяца «Приразломная» должна быть зарегистрирована в государственном морском реестре и получить «порт приписки», которым и должен стать морской торговый порт Нарьян-Мара.

10 августа губернатор НАО примет участие в торжественной церемонии, посвященной завершению строительства МЛСП «Приразломная» в г. Мурманске. После завершения строительства платформу «Приразломная» транспортируют месту работы.

«Мы возлагаем большие надежды на приписку «Приразломной» к морскому порту Нарьян-Мара, — сказал И.Федоров. — В этом случае налог на имущество будет ежегодно поступать в бюджет округа, а это весьма большие поступления.

В случае регистрации платформы в Нарьян-Маре первые платежи в виде налога на имуществе поступят в окружной бюджет в 2012 году.

ОАО «ПО «Севмаш» и ООО «Севморнефтегаз» подписали в августе2008 г договор генерального подряда на достройку МЛСП «Приразломная», предусматривающий не только строительство платформы на «Севмаше», но и весь цикл обустройства Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря. Общие инвестиции ОАО «Газпром» в строительство платформы составили более 55 млрд руб.

МЛСП не имеет аналогов ни в российском, ни в мировом судостроении. В строительстве платформы принимали участие десятки российских предприятий, организаций, конструкторских бюро. За время работы «Севмашем» и «Газпромом» были приняты сотни новых конструкторских решений.

Размеры опорного основания платформы на уровне дна составляют 126х126 м, высота до верхней точки факельной вышки — 120 м, вес сооружения около 110 тыс т, танки кессона вмещают 110 тыс куб м нефти, жилой блок рассчитан на 200 человек персонала. платформа предназначена для круглогодичного эксплуатационного бурения, оснащена буровой вышкой, двумя кранами, вертолетной площадкой.

Ресурс платформы рассчитан «Приразломная» на 25 лет, но как гидросооружение она может послужить 40-50 лет. ООО «Газпром нефть шельф» планирует проводить реконструкцию и модернизацию оборудования платформы. Кроме того, планируется замкнуть на платформу Долгинское месторождение и использовать ее как терминал.

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 г на шельфе Печорского моря. Расположено на расстоянии 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти — 83,2 млн. т. Период разработки — 25 лет. Глубина моря в районе месторождения — 20 м, толщина льда — 1,6 м, температура воздуха до -50 град по Цельсию.

ООО «Газпром нефть шельф» (ранее — ООО «Севморнефтегаз») создано ОАО «Газпром» в 2002 г для освоения морских нефтегазовых месторождений.

Нарьян-Мар, 05.08.2011, http://www.arcticway.ru/index.php?id=241

Мурманск вдохнул жизнь в <Приразломную>

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) <Приразломная> на восемь месяцев стала украшением северной части города Мурманска и символом возможностей нашего города-героя в освоении богатств Арктики. К 19-му причалу 35 СРЗ <Приразломную> поставили 27 ноября 2010 года, куда её привели буксиры из Северодвинска, где она строилась на <Севмашпредприятии> по заказу ОАО <Газпром> для дочерней компании ООО <Газпром нефть шельф>.

12 августа уникальная для России МЛСП возьмёт курс в Печорское море, где, встав на грунт, начнёт добывать нефть Приразломного месторождения.

Таких платформ у нас ещё не строили

Гигантское сооружение длиной 139, шириной 144 метра, по уровню днища кессона — 126 на 126 метров, высотой 146 метров, массой 117 тысяч тонн (без балласта), а с полным балластом — 506 тысяч тонн, с огромным количеством помещений, километрами коридоров, сотнями километров кабелей и трубопроводов, несчетным числом узлов и механизмов, танками для добытой нефти объёмом 108814 куб. метров, возможностью пробурить 40 скважин (19 добывающих, 16 нагнетательных, 1 поглощающая и 4 резервные), — вот что такое МЛСП <Приразломная>. В её проектировании принимали участие Kellog Brown&Root, ЗАО <Морнефтегазпроект>, ЦКБ МТ <Рубин>, ЦКБ <Коралл>, <Роснефть-Термнефть>, а ФГУП <ПО <Севмаш> выступил генеральным подрядчиком.

А недавно <Приразломная> была похожа на муравейник. Сотни специалистов <Севмашпредприятия> и 35 СРЗ, предприятий поставщиков оборудования выполняли последние работы по её вводу в строй, занимаясь прокладкой кабельного хозяйства, благоустройством жилого модуля, корпусными, электротехническими,  трубопроводными и пусконаладочными работами.

В июле были завершены работы по закачке в <Приразломную> 54 тысяч кубометров бетона, это около 128 тысяч тонн, после чего осадка платформы составила 16,5 метра. Уже на месте постановки на грунт, где глубина моря составит 19,2 метра, в неё закачают морскую воду, чтобы увеличить осадку.

Вот этот 19,2-метровый слой воды и мощные ледовые поля, покрывающие поверхность Печорского моря большую часть года, вынудили создавать такое колоссальное сооружение, как МЛСП <Приразломная>, не позволив воспользоваться опытом американцев и канадцев, которые в море Боффорта добывают нефть с насыпных островов, при глубинах моря до 8 метров.

Американская компания <Эксон Мобил Апстрим Рисерч Компании> накопила огромный опыт ведения разведки и разработки ресурсов нефти и газа в акваториях с ледовым покровом, начав в 1966 году проводить бурение с искусственных островов на арктическом мелководье.

Именно эта компания спроектировала и построила первую устойчивую к воздействию айсбергов платформу на гравитационном основании на Большой Ньюфаундлендской банке. За последние четыре десятилетия в арктических водах США и Канады к северу от Берингова пролива было пробурено более 200 скважин.

Из них 5 — в Чукотском море, 90 — в Канадском секторе моря Бофорта и в дельте реки Макензи, около 70 — в Американском секторе моря Бофорта и около 40 — в проливах между островами Канадского архипелага.

Из 200 скважин лишь 55 были пробурены с плавучих оснований. 75 скважин пробурены с гравийных островов, 27 — с использованием кессонных сооружений и 8 — с ледяных платформ.

Пятая часть скважин пробурена компанией <Эксон Мобил>. В 1973 году развертывание работ в Канадском секторе моря Бофорта началось с сооружения искусственного острова Иммерк-38. Всего же компания построила из гравия и песка в море Бофорта 25 насыпных островов.

В 1978-1979 годах <Эксон Мобил> провела эксперимент по строительству ледяного острова путём набрызга. Остров возвышался над уровнем воды на 13 метров. Всего было построено 8 ледовых островов для бурения скважин.

К сожалению, этот опыт оказался для России в данном конкретном случае неприемлем. Большие глубины, сложная ледовая обстановка исключили использование канадско-американского опыта. Да и ледовые острова служили основанием лишь для разведочного бурения, в нашем же случае речь идёт об эксплуатации платформы минимум в течение 25 лет. К тому же, нет худа без добра. Отечественные конструкторы, инженеры, судостроители получили уникальный и бесценный опыт сооружения платформы, аналогов которой в мире нет. В строительстве платформы было задействовано более 30 подрядных организаций, около 100 предприятий, несколько десятков институтов и конструкторских бюро, поставщики оборудования из США, стран Западной Европы и Азии. В процессе строительства <Приразломной> отечественные предприятия наработали опыт, переняли современные технологии иностранных партнёров.

Ещё на этапе проектирования возникли вопросы не только где и как изготовить платформу, но и как её доставить к месту установки на грунт.

Всего в проектировании и сооружении <Приразломной> приняло участие около 5000 человек. Заказ <Газпрома> позволил загрузить центр подводного атомного судостроения работой в сложнейший период, сохранить кадровый потенциал предприятия, начать процесс перепрофилирования части производственных мощностей на выпуск необходимого нефтегазового оборудования.

В процессе сооружения <Приразломной> были отработаны новейшие технологии подводной сварки четырёх модулей кессона, погрузочно-разгрузочных операций по перемещению крупных объектов, хорошую школу прошли конструкторы, освоено 3-Д проектирование. Верхнее строение, доставшееся от буровой платформы

<Хаттон> было переделано практически заново.

На платформе смонтированы 3 газотурбогенератора по 27 мегаватт каждый и 4 котла по 30 мегаватт для подогрева нефти в кессоне до 40 градусов. Ведь не стоит забывать, что МЛСП <Приразломная> будет работать в районе, где температура воздуха опускается до минус 46 градусов.

Отдельным модулем сформирован жилой блок на 200 человек, который отделён взрывопожаробезопасной стеной от производственных помещений.

Буровой комплекс, созданный американской компанией <NOV> и буровая вышка от компании <INDRILL> позволят пробурить 40 скважин с вертикальными, наклонными и горизонтальными стволами.

На МЛСП <Приразломная> будут использованы два уникальных комплекса отгрузки нефти, получившие название <КУПОН> — комплекс устройств прямой отгрузки

нефти, изготовленный компанией <Aker>, которые позволят с производительностью 10000 куб. метров в час каждой установке обеспечивать перегрузку нефти на танкер с той стороны, которая защищена от ветра и течений. По трубопроводу диаметром 500 мм и длиной 80 метров нефть будет поступать на танкер.

70 тысяч тонн будут переданы на судно всего за 8-9 часов.

Нельзя не отметить, что платформа спроектирована с учетом обеспечения нулевых сбросов, но тем не менее на МЛСП будет размещено современнейшее оборудование по ликвидации разливов нефти.

На этой платформе впервые будет использована технология <мокрого хранения нефти>. Суть его в том, что балластные ёмкости кессона одновременно являются и танками для хранения нефти. Закачиваемая в танки добытая нефть будет вытеснять воду, которую станут закачивать через нагнетательные скважины для обеспечения внутрипластового давления.

Два часа, как одно мгновение

Столько времени довелось пробыть внутри МЛСП <Приразломная> нашему корреспонденту. После инструктажа по технике безопасности, надев на голову каску, вместе с сопровождающим он лично обследовал только небольшую часть огромного сооружения. Ну, что может испытывать человек, рядом с этим колоссом, который в 5 миллионов раз тяжелее его. Это то же самое, что стокилограммовый человек рядом с букашкой, которая весит 0,02 грамма. Ничтожно малая величина. Но именно эти <малые величины> в лице рабочих, техников, инженеров сделали большое дело для страны, создав уникальную буровую платформу, способную работать при низких температурах, при напоре мощных ледовых полей.

Находясь рядом с этим гигантом, проникаешься пониманием не только сложности создания такого совершенного добычного комплекса, но и осознаешь важность этого события для России: наши судостроители создали по заказу <Газпрома> долгожданную установку, с помощью которой компания ООО <Газпром нефть шельф> начнет освоение богатств арктического шельфа.

Напомним, в процессе строительства <Приразломной> ОАО ПО <Севмаш> посетили в 2008 году председатель правительства России Владимир Путин и в 2009 году президент России Дмитрий Медведев, которые интересовались ходом работ по сооружению МЛСП.

В Мурманске 2500 специалистов почти восемь месяцев занимались доводкой оборудования до кондиции, готовя его к сдаче заказчику. Завтра должна начаться операция по буксировке МЛСП <Приразломная> в Печорское море на место установки её на грунт. Наверное, именно поэтому генеральный директор ООО <Газпром добыча шельф> и ООО <Газпром нефть шельф> Александр Мандель постоянно прилетал в Мурманск, чтобы лично контролировать ход, темпы и качество выполнения работ.

Честно говоря, тем, кто занимался делом, настраивая механизмы и шкафы с аппаратурой, прокладывал кабели и монтировал трубы, было не до нашего корреспондента, чтобы рассказывать о предназначении того или иного оборудования. Да и не специалисту сложно было бы разобраться в этом скоплении сложнейшей техники, которая будет управляться из центрального поста автоматизированного управления производством.

На платформе предусмотрено всё для работы, отдыха, питания и… спасения. На специальной палубе установлены четыре спасательных катера, в каждом из которых может разместиться по 60 человек.

В трёхъярусном жилом модуле имеются 1 и 2-местные каюты, офисные помещения, комнаты отдыха, кинозалы для курящих и некурящих членов экипажа. Всё предусмотрено и для организации питания, и для медобслуживания. Часть помещений буровой платформы уже готова к сдаче заказчику и закрыта на замки, дожидаясь многоуважаемых членов приёмной комиссии.

С вертолётной площадки, расположенной на высоте нескольких десятков метров над поверхностью воды, сфотографировал буровую вышку и <КУПОН>. Как сказал сопровождавший специалист, на эту площадку уже совершал пробную посадку вертолёт. Ведь именно с помощью этого транспортного средства в зимних условиях будет осуществляться смена экипажа буровой платформы, который будет доставляться с перевалочной базы на Варандее.

В ближайшее время предстоит создать специализированную морскую транспортную систему вывоза нефти, которая будет включать 3-4 челночных танкера, плавучее нефтехранилище, от 1 до 4 линейных танкеров. Для снабжения платформы потребуются 2 ледокола-снабженца. Частично эта задача уже решена.

Танкеры-семидесятитысячники <Кирилл Лавров> и <Михаил Ульянов>, предназначенные для транспортировки нефти с месторождения ПриразломноеЮ, уже построены, как и два многофункциональных ледокольных судна снабжения <Владислав Стрижов> и <Юрий Топчев>.

Береговая инфраструктура будет представлена базой снабжения и базой производственного обслуживания.

И здесь имеются серьёзные наработки. Основой базы снабжения и производственного обслуживания буровых работ на шельфе станет уже созданная мурманским филиалом ООО <Газфлот> береговая база снабжения на территории Мурманской судоверфи. Отсюда на <Приразломную> будет поступать буровое оборудование, буровые растворы, цемент, химреагенты, трубы, бетонные и металлические конструкции, топливо и вода, которые уже накапливаются на территории базы.

На берегу Печорского моря, на Варандее появится перевалочная база с общежитием на 180 мест, медпунктом, столовой, электростанцией, котельной, вертолётодромом, береговой системой ликвидации розливов нефти.

Мурмачанам жалко будет расставаться с МЛСП <Приразломная>, которая стала неотъемлемой частью пейзажа Кольского залива, но в деле освоения богатств Арктики сделан очередной серьёзный шаг, а нам остаётся надеяться на то, что скоро развернутся серьёзные работы по проекту освоения Штокмановского месторождения  и Мурманского транспортного узла.

ИА «Nord-News.Ru», 10.08.11, http://www.nord-news.ru/main_topic/?mtopicid=290

Губернатор Дмитрий Дмитриенко: «Опыт завершения строительства ледостойкой платформы «Приразломная» показал, что Мурманская область готова к более активному участию в подобных проектах»

Об этом глава Мурманской области сказал на сегодняшней встрече с заместителем председателя правления, членом совета директоров ОАО «Газпром» Александром Ананенковым, которая состоялась в Правительстве Мурманской области.

— Это очень интересный и важный опыт, который позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, уже сейчас понятно, что мы готовы к более серьезным объемам работы. В частности, сейчас ведутся переговоры о создании базы снабжения Штокмановского проекта, так что опыт работы с «Приразломной» будет востребован, — сказал Дмитрий Дмитриенко.

Строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» продолжалось девять лет. Сейчас оно находится в завершающей стадии. В ближайшее время платформа покинет Кольский залив и будет транспортирована в район Приразломного месторождения.

http://www.gov-murman.ru/press/?d=10-08-2011_10:58

Отправка «Приразломной» не состоялась (Мурманская область)

Торжественный митинг, посвященный отправке морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» на месторождение, не состоялся. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе ОАО «Севмаш».

Напомним, мероприятие было намечено на 10 августа. Причиной срыва планов по отправке платформы, как пояснили в пресс-службе предприятия, стали возникшие технические трудности. Отправка «Приразломной» ориентировочно перенесена на середину месяца.

Справка

МЛСП «Приразломная» — первая морская ледостойкая стационарная платформа, которая спроектирована и построена в России. Длина и ширина платформы составляют 126 метров, вес платформы (без балласта) — 117 тыс. тонн. 200 человек экипажа могут работать на платформе круглый год.

Проект обустройства Приразломного нефтяного месторождения на шельфе Печорского моря является пилотным для арктического шельфа России. МЛСП будет обеспечивать все технологические операции на месторождении: бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции.

Приразломное нефтяное месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 60 км от берега. Запасы нефти — 72 млн т, максимальный уровень добычи — более 6 млн т нефти в год.

ИА REGNUM, 11.08.2011, www.regnum.ru/news/economy/1434360.html

МЛСП <Приразломная> отправляется из Мурманска в Печорское море

На территорию 35-го СРЗ платформа была переведена в ноябре прошлого года после завершения заводского изготовления конструкции в Северодвинске.

За 9 месяцев в Мурманске был выполнен огромный объем работ: проведена балластировка платформы бетоном, пуско-наладочные работы.

<Сегодня мы завершили очень важный этап по созданию МЛСП, — заявил на торжественном митинге в Мурманске генеральный директор ОАО <ПО <Севмаш>

Андрей Дьячков. — Этот день очень важен и для работников Севмаша, и для проектантов, и для заказчика. Только благодаря нашему объединенному самоотверженному труду мы имеем такой хороший результат>.

<Мы прошли через тернии, но все-таки построили это уникальное сооружение, — отметил в выступлении генеральный директор ООО <Газпром нефть шельф>

Александр Мандель. — И самое главное — российское судостроение приобрело огромный опыт создания подобных конструкций, который, несомненно, будет востребован>.

За последнее время на платформе дважды побывал губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Фёдоров. В самое ближайшее время <Приразломная> отправится на одноименное месторождение в Печорское море в Ненецком округе, где ей как минимум 25 лет предстоит добывать нефть в суровых климатических условиях при температурах до — 50. Планируется, что транспортировка займет не менее 10 суток, и при благоприятных погодных условиях к началу сентября платформа встанет на точку. По планам заказчика ООО <Газпром нефть шельф> МЛСП должна начать добывать нефть в первом квартале следующего года.

16 августа 2011, http://www.adm-nao.ru/?show=news&id=4933

Чудо — платформу доведут до ума в море

Как ИА <Nord-news> уже сообщало, что сегодня в Мурманске на территории СРЗ-35 состоялся торжественный митинг, посвящённый завершению второго этапа строительства морской ледостойкой стационарной платформы <Приразломная>. <В процентном отношении платформа готова на 94,2%, но еще очень много работ по подключению кабеля, по пусконаладочным работам, — отметил во время церемонии заместитель генерального директора ОАО <ПО <Севмаш> Валерий Бородин. — Мы сейчас подготовили основные системы, обеспечивающие жизнедеятельность платформы, чтобы было светло, тепло и там можно было жить>.

О том, как тепло, светло и уютно внутри платформы по состоянию на 9 августа, мы уже сообщали и даже показали. А источник, близкий к многомесячным работам на <Приразломной>, сообщал, что в действительности платформа готова лишь на 50%.

<Мы прошли через тернии, но все-таки построили это уникальное сооружение>, — отметил сегодня в выступлении генеральный директор ООО <Газпром нефть шельф> Александр Мандель. А тернии уходят корнями в далёкий 1995 год, в котором  в 50-м цехе ПО <Севмаш> были заложены днищевые секции первоначального проекта платформы <Печора> (по назанию Печорского моря, в котором располагается Приразломное месторождение). В связи с изменениями проекта секции разбираются, новые чертежи поступают в мае 1996 года. Осенью 1996 года закладываются первые 16 секций МЛСП <Приразломная>. Но из-за отсутствия финансирования строительство платформы приостанавливается на длительное время.

<Самое главное — российское судостроение приобрело огромный опыт создания подобных конструкций, который, несомненно, будет востребован>, — отметил Александр Мандель. Но в реальности российской судостроение закончилось на строительстве кессона — нижней части платформы. Верхнюю часть, к которой относятся жилой, буровой и технический модули, решили попросту срезать с выведенной из строя иностранной платформы. Поэтому, как сообщают информационные агентства,  13 июля 2002 года <Севморнефтегаз> и <Севмаш> заключают договор на изготовление только опорного основания платформы. 22 августа 2002 года в качестве <донора> верхней части была куплена списанная платформа <Хаттон> (англ. <Hutton>), построенная в 1984 году, у компании <Monitor TLP Ltd>.

В 2003 году <Хаттон> за 21 день транспортировали из Норвегии в Кольский залив, где был произведен демонтаж оборудования и отделена верхняя часть платформы от нижней. В августе того же года верхнюю часть доставили в акваторию <Севмаша>.

На этой неделе <Приразломная> отправится в Печорское море на одноименное месторождение, где ей как минимум 25 лет (именно такой срок службы заявлен конструкторами) предстоит добывать нефть в суровых климатических условиях при температурах до -50оС. Естественно, что возникает вопрос, выдержит ли эти суровые условия корпус платформы, возраст разных частей которой составляет 15-25 лет.

Источник, который пожелал остаться неназванным, сообщил нам, что у <Севмаша> с <Приразломной> было много проблем. Дело в том, что с 2012 года эксплуатация платформ типа <Приразломной> будет запрещена, по всей видимости, исходя из технологических причин: платформа, которая строилась 15 лет, могла просто морально устареть. В этой связи <Севмашу> было необходимо ввести <Приразломную> в работу до конца этого года, вне зависимости от степени её готовности, что и происходит сейчас — недоделаннубю платформу транспортируют на Приразломное месторождение, где её и будут <доводить до ума>, несмотря на то, что это будет в разы дороже, чем, если бы, строительство продолжалось около берега.

Другие источники ИА <Nord-news> высказываются резче: платформа по возрасту своих конструкций уже перешагнула отведённый ей срок на эксплуатацию!

Для <Севмаша>, возможно, было бы неплохо, чтобы <Приразломная> случайно затонула где-нибудь на пути к месторождению. Это позволило бы избежать сложностей с её вводом в эксплуатацию. Кроме того, на этом можно было бы неплохо заработать, так как объект наверняка застрахован, а значит за <небольшое ЧП> на нём, можно было бы получить компенсацию.

Завтра, 17 августа, четыре буксира поведут буровую в Печорское море. Дорога займет минимум 10 суток, если шторма не помешают.

Первую партию углеводородного сырья специалисты рассчитывают получить в начале следующего года. Поживём, увидим.

16.08.11, http://www.nord-news.ru/murman_news/2011/08/16/?newsid=18610

Губернатор НАО: Ледостойкая платформа «Приразломная» — важна для всех регионов России

Масса гигантского сооружения — ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» без твердого баланса составляет 117 тыс. тонн. Осенью прошлого года она была переведена из Северодвинска — город, в котором родился проект — в Мурманск, где проводились балансировка и достроечные работы, а вскоре отправится в сторону Нарьян-Мара. Об этом сегодня, 16 августа, в ходе пресс-конференции, проходившей в Санкт-Петербурге, заявил губернатор Ненецкого Автономного округа (НАО) Игорь Федоров, передает корреспондент ИА REGNUM.

Как отметил Федоров, «Приразломная» будет установлена в районе Приразломного месторождения, на арктическом шельфе, в 55-ти километрах от береговой зоны НАО — форпоста Арктики в России, и зарегистрирована в торговом порту Нарьян-Мара.

По словам Игоря Федорова, «это важное для всех регионов России событие, поскольку стране предстоит определить свое место в арктическом проекте XXI века».

Губернатор НАО предложил вниманию петербургских журналистов документальный фильм, созданный в рамках теле-проекта «Время полярных стран», представляющий российский взгляд на арктический проект. «Думаю, этот фильм надо показывать в школах детям, таким образом, возрождая патриотизм, так как освоение суровой Арктики может стать перспективным будущим завтрашних исследователей», — сказал Федоров.

В то же время губернатор Игорь Федоров пообещал «задавать вопросы нефтяникам по безопасности этой платформы — экологической и безопасности труда».

«Когда платформа примет цементный баланс, и, как принято говорить, встанет на грунт, можно будет вместе с представителями «Газпрома», ОАО «Севмаш» и, надеюсь членами правительства, побывать на «Приразломной», — отметил Федоров.

Напомним, что морская ледостойкая платформа «Приразломная», согласно проекту, должна начать нефтедобычу в первом квартале 2012 года.

ИА REGNUM, 16.08.2011, http://.regnum.ru/news/economy/1435846.html

ЭКОЛОГИ

Российские экологи: «Газпром» не готов к установке первой морской буровой платформы в российской Арктике

Установка платформы <Приразломная> в Печорском море и дальнейшие работы по бурению, добыче и транспортировке нефти на ней грозят обернуться очередной экологической катастрофой. <У нефтегазового освоения в Арктике существуют альтернативы>, — уверены экологи. Заявление с требованием изменить политику действий в Арктике и заморозить установку платформы до тех пор, пока не будут соблюдены все необходимые меры безопасности, было направлено ими к руководству страны.

Гринпис России, Союза охраны птиц России, WWF России, Беллона Россия и Социально-Экологический Союз выпустили совместное заявление, в котором требуют заморозить запланированную на август установку платформы <Приразломная> в Печорском море до тех пор, пока не будут соблюдены все необходимые меры безопасности.

В августе 2011 года компания ООО <Газпром нефть шельф> планирует отбуксировать морскую платформу <Приразломная> из Мурманска в Печорское море и начать добычу нефти на арктическом шельфе. Однако установку платформы и дальнейшее проведение работ осложняет множество негативных факторов.

В первую очередь, это тяжелые погодные условия, к которым, по мнению экологов, не приспособлены современные технологии.

<Сегодня в мире не существует практического успешного опыта ликвидации разливов нефти во льдах объемами более чем несколько десятков тонн, — говорится в заявлении экологов. — В случае аварии объем выброшенной в море нефти может достичь 8-10 тысяч тонн. Ситуация осложняется и тем, что ближайшие аварийно-спасательные службы, способные проводить ликвидационные работы на море, находятся в Мурманске, почти в 1000 км от месторождения>.

Платформу <Приразломная> собираются установить на расстоянии 50-100 км от Ненецкого заповедника и ряда федеральных заказников, которые в случае разлива нефти с большой долей вероятности окажутся загрязнены. Промысел наваги, чешско-печорской сельди, а также ценных сиговых и лососевых рыб является традиционной отраслью хозяйственной деятельности местного населения.

Если авария произойдет в зимнее время, работы по ликвидации ее последствий придется проводить в темноте, практически наугад — полярная ночь держится здесь в течение нескольких месяцев. Учитывая многочисленные штормы с высокими волнами, густой туман и многометровые льды, поверить в эффективность таких работ невозможно.

<На этом фоне ярким примером неготовности к наихудшим сценариям кажется заявляемая в проектной документации сумма экологического страхования в размере 7 млн рублей, что не составит и десятой доли процента от размера возможного ущерба и потерь>, — говорится в заявлении.

Вызывает беспокойство экологов и информационная закрытость проекта. На официальном сайте компании нет ни проектной документации, ни результатов ее открытого общественного обсуждения.

Экологи призывают приостановить установку платформы <Приразломная> и провести открытое обсуждение проекта, чтобы выяснить его экологическую безопасность и экономическую целесообразность. <Сегодня нефтегазовые проекты на Арктическом шельфе имеют две основные проблемы — это недооценка рисков и завышенная оценка способности справиться с этими рисками. В таких условиях нефтедобыча на Арктическом шельфе просто недопустима>, — говорится в заявлении.

Общественные организации напоминают, что Россия имеет колоссальный потенциал получения и экономии нефти и газа на уже освоенных территориях.

Так, неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40-50 млрд м3, в то время как для энергоснабжения Москвы необходимо около 30 млрд м3 в год.

Крайне низок также коэффициент извлечения нефти (КИН), составляющий 30 процентов. Повышение КИН до 37% позволит обеспечить на действующих месторождениях дополнительно примерно 75 миллионов тонн нефти. Для сравнения: планируемое бурение на месторождении Приразломное будет обеспечивать 7 миллионов тонн нефти в год.

Экологи призывают оператора платформы <Приразломная> заморозить ее установку, и обнародовать планы ликвидации аварий. Также необходимо провести открытое и всестороннее обсуждение проекта, чтобы выяснить его экономическую целесообразность.

04/08-2011, http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2011/1312452369.55

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *