Опубликовано

НЕФТЬ НА ПРОСТОРАХ ПЛАНЕТЫ

СЕВЕРНЫЕ МОРЯ

Shell ликвидирует утечку нефти в воды Северного моря

МОСКВА, 13 авг — РИА Новости. Англо-голландская нефтяная компания Royal Dutch Shell ликвидирует утечку нефти на одной из своих платформ у побережья Шотландии в Северном море, сообщает в ночь на субботу агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на представителя компании Дэвида Уильямса (David Williams).

По его словам, утечка нефтепродуктов произошла вечером в пятницу через трубопровод, идущий от добывающей платформы Gannet Alpha в 180 километрах к востоку от шотландского города Абердин.

Уильямс не назвал объёмы нефти, которые могли попасть в морскую воду, однако заявил, что для ликвидации утечки делается всё возможное. На место происшествия уже прибыло судно со специальным очистным оборудованием, за местом аварии ведётся наблюдение с самолёта.

В апреле 2010 года на нефтяной платформе ВР Deepwater Horizon в Мексиканском заливе произошел взрыв, который привел к крупнейшей экологической катастрофе в истории США. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей нефти. Остановить утечку нефти удалось лишь к 4 августа 2010 года.

РИА Новости, http://ria.ru/world/20110813/416659179.html

Объемы утечки нефти в Северное море невелики, заявили власти Шотландии

МОСКВА, 13 авг — РИА Новости. Объёмы нефти, попавшей в воды Северного моря в результате утечки на одной из нефтедобывающих платформ англо-голландской компании Royal Dutch Shell, «весьма ограничены», однако правительство Шотландии относится к аварии «со всей серьёзностью», передаёт телерадиовещательная корпорация Би-Би-Си слова первого министра Шотландии Алекса Сэлмонда.

Утечка нефтепродуктов произошла вечером в пятницу через трубопровод, идущий от добывающей платформы Gannet Alpha в 180 километрах к востоку от шотландского города Абердин. Представители Shell не называют точных объёмов вытекшей нефти. По их данным, размер нефтяного пятна на морской поверхности составляет примерно 31 километр в длину и до 4,3 километра в ширину.

«Понятно, что всё нужно рассматривать в контексте. Речь здесь идёт, возможно, об утечке 100 тонн нефти или около того, а если вспомнить утечку в Мексиканском заливе, то там вытекло полмиллиона тонн», — заявил Сэлмонд.

По словам представителей Shell, повреждённый трубопровод был отключён и заизолирован, что привело к «значительному снижению» объёмов утечки. По их мнению, нефтяное пятно на морской поверхности разойдётся само собой.

«В настоящее время мы ожидаем, что оно (нефтяное пятно) разойдётся естественным образом благодаря волнению и не достигнет побережья. Сейчас дуют южные ветры скоростью 25 — 30 узлов, волны достигают двух метров», — сказала представитель компании.

РИА Новости,  http://eco.ria.ru/danger/20110814/417035056.html

Утечка нефти в Северное море началась до заявления об этом Shell

МОСКВА, 14 авг — РИА Новости. Утечка нефтепродуктов на добывающей платформе Gannet Alpha англо-голландской нефтяной компании Royal Dutch Shell была зафиксирована ещё за два дня до официального объявления о ней, нефть продолжает попадать в воды Северного моря, сообщает в ночь на воскресенье агентство Рейтер со ссылкой на неназванных представителей компании.

Об утечке нефти через трубопровод, идущий от добывающей платформы Gannet Alpha в 180 километрах к востоку от шотландского города Абердин, представители Shell объявили в пятницу вечером. Они не называют точных объёмов нефти, попавшей в морскую воду.

Глава правительства Шотландии Алекс Сэлмонд заявил телерадиовещательной корпорации Би-Би-Си о том, что в море могло попасть около 100 тонн, или 750

баррелей, нефти. По его словам, объёмы нефти, попавшей в воды Северного моря, «весьма ограничены», однако правительство Шотландии относится к аварии «со всей серьёзностью».

По уточнённым данным, нефть продолжает вытекать в Северное море. Компания Shell постепенно понижает давление в трубопроводе, уменьшая объёмы утечки.

Представители международной природоохранной организации Greenpeace уже критикуют Shell за слишком скудную информацию об аварии.

«В настоящий момент мы не знаем, насколько всё это серьёзно, мы знаем только, что Северное море, скорее всего, в полной безопасности, нам сказали, что нефтяных пятен не будет», — цитирует агентство слова представителя Greenpeace Бена Эйлифа (Ben Ayliffe).

РИА Новости, http://eco.ria.ru/danger/20110814/417062015.html

СИБИРЬ, ЮГРА

11 августа 2011, Из кабинета главы проблемы не видно

Лето не только период отпусков, но и пора наиболее активной работы специалистов экологов. Именно в этот период происходит большая часть аварий трубопроводной системы, а также легко появляется возможность обнаружить те разливы, который зимой были не видны из за снега.

Специалисты межведомственной рабочей группы выявили за три минувших месяца более четырех десятков нефтяных пятен, а также нарушений экологического законодательства России. Они измерили площади загрязнения, запротоколировали все данные ЧП и направили данные о них в контрольно-надзорные органы Югры.

Самый крупный разлив <черного золота> был обнаружен в начале августа, на Нивальском лицензионном участке, принадлежащем компании <Лукойл>. Общая площадь загрязнения составила более 250 тысяч квадратных метров, причем разлитая нефть попала в ручей и, вместе с течением начала поступать в таежное

озеро, где рыбаки из Лангепаса раньше с успехом ловили карасей. Ловить наверное можно и сейчас, вот только карасями из этого водоема можно будет топить печку…

Даже видавшие виды сотрудники МРГ отмечают, что в пятнадцати километрах от Агана произошло одно из самых масштабных экологических ЧП последних лет.

Сейчас этот участок тайги больше напоминает руины, оставшиеся после ядерной войны — все залито черным, в земле полно закопанного металлолома, повышен радиационный фон. Работники добывающего предприятия в приватных беседах говорят, что на земле оказалось около 800 тонн черного золота. Уточнением данной цифры предстоит заняться работникам природоохранной прокуратуры ХМАО-Югры.

Неподалеку от КП-420 Нивальского участка сотрудники МРГ развернули пост общественного экологического контроля, который поможет скоординировать

работу по ликвидации загрязнения. 4 августа на данном посту состоялось первое межведомственное совещание, в котором приняли участие более десятка природоохранных структур, сотрудники <Лукойла> и представители общественности. Участники мероприятия наметили планы работы по устранению <пятна>, а также обсудили экологическую обстановку на территории района в целом. Ситуация, кстати, весьма сложная. Нижневартовский район по ряду параметров может считаться самым грязным на территории Югры и происшествия подобные лукойловскому в нем случаются с пугающей периодичностью.

По словам депутата Думы района Анатолий Криста, приглашения для участия в совещании были направлены также руководителю сельского поселения Аган (до которого буквально десять минут езды) и главе Нижневартовского района Александру Пащенко.

От приглашений оба госслужащих отмахнулись. Первый сослался на то, что его хата с краю, потому что Нивальский участок находится за границами поселения. А заместитель директора НВ-ГРЭС, работающий по совместительству главой района, и вовсе попросил <документально подтвердить свои полномочия по оперативному противодействию особо сложным нарушениям природоохранного законодательства>.

Близорукость нынешнего главы экологов весьма удивила. Деятельность МРГ широко известна правительству автономного округа, получила высокую оценку министерства природных ресурсов России, Росприроднадзора и множества других структур. Вот только глава Нижневартовского района, похоже не в курсе, а может просто никогда не интересовался проблемами районной экологии. Однако, все закономерно: на его предприятии сейчас горячая пора — строительство нового энергоблока, кипит работа.

От забора ГРЭС до разлива под Лангепасом более 90 километров. Из окон кабинета никаких черных пятен не видно. Может именно этим объясняется подобное равнодушие нового главы к приглашениям экологов?

Сергей Журавлев, http://www.eco-ugra.ru/news.html

ОКЕАНЫ

На дне океана лежат 8,5 тыс. танкеров с нефтью

<Компьюлента>, 25 Июля 2011

Старые корабли разбросаны по океанам и протекают постепенно. К тому же некоторые суда строились специально на случай войны и обладают толстой бронёй, которая не даст течь ещё много лет (например, <Аризона>, затонувшая в 1941 году во время нападения на Пёрл-Харбор и хранящая 2,2 млн л).

Ещё есть время, чтобы подготовиться к уборке.

Несколько десятков разливов нефти неизвестного происхождения в девяностых годах погубили более 50 тыс. морских птиц и каланов у берегов Калифорнии. Анализ установил, что разливы происходят из одного источника и что это не сырец.

Наконец, в 2002 году Лайза Саймонс из Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) и её коллеги заподозрили в преступлении судно <Джейкоб Лакенбах>, которое везло топливо в Корею военным летом 1953 года, но затонуло, столкнувшись с другим судном. После нескольких десятков лет общения с водой коррозия дала о себе знать (плюс шторма).

7 декабря 1941 года, нападение Японии на американскую базу в Пёрл-Харбор. Тонет танкер <Аризона>. Говорят, его толстые стенки не проржавели до сих пор. (Фото Bettmann / Corbis.)

По оценкам специалистов, сегодня на дне спят свыше 8,5 тыс. потенциальных источников нефтяного загрязнения, более 6,3 тыс. из них — эхо Второй мировой войны. Это был первый крупный конфликт, в котором нефть играла важную роль, и первая война, в которой танкеры становились главными целями для врага. Ну а поскольку побоище охватило весь мир, они и лежат по всему миру.

В 2005 году Дагмар Эктин из американской фирмы Environmental Research Consulting и его коллеги оценили количество нефти в таких судах в 2,8-22,7 млрд л.

По данным NOAA, в результате взрыва на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon в море попало 780 млн л. Авария танкера Exxon Valdez выплеснула 40 млн л.

Правда, эти катастрофы всё равно серьёзнее, так как старые суда разбросаны по океанам и протекают постепенно. К тому же некоторые из них строились специально на случай войны, а потому обладают толстой бронёй, которая продержится ещё очень долго (например, <Аризона>, затонувшая в 1941 году во время нападения на Пёрл-Харбор и хранящая 2,2 млн л). Время ещё есть.

Сейчас NOAA готовит всеобъемлющий обзор нефтяных кораблекрушений с прогнозом о том, где, когда и сколько придётся убирать. Суда корродируют быстрее в сильно насыщенной кислородом или тёплой воде, но последняя также способствует нарастанию морских организмов на корпусах, которые могут образовывать своего рода дополнительную защитную оболочку на корпусах.

Выкачивание нефти влетит в копеечку. Например, очистка <Джейкоба Лакенбаха> обойдётся в $18-22 млн, считает г-жа Саймонс: во-первых, нефть уже причинила ущерб, который надо исправить; во-вторых, корабль находится далеко от берега; в-третьих, нефть приобрела консистенцию арахисового масла, поэтому её придётся сначала нагреть. К тому же никто не знает, в каком состоянии танки и как лежит судно, — может быть, до этой нефти будет очень трудно добраться:

Подробнее: http://news.mail.ru/society/6421451/?frommail=1

ЧЕРНОЕ МОРЕ

ЭВСК И ЖИТЕЛИ НА СЛУШАНИЯХ В ГЕЛЕНДЖИКЕ ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЮБЫХ ПРОЕКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ДОБЫЧУ НЕФТИ НА ШЕЛЬФЕ ЧЕРНОГО МОРЯ

Экологическая Вахта по Северному Кавказу проинформировала Администрацию Геленджика и ОАО «Севморнефтегеофизика» о нецелесообразности реализации

«Программы морских геофизических работ на Туапсинском лицензионном участке Черного моря»

Вчера, 30 июня в Геленджике во Дворце культуры, искусства и досуга состоялись общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)

«Программы морских геофизических работ  на Туапсинском лицензионном участке Черного моря в 2011-2013 годах». На слушаниях данная программа была подвергнута сокрушительной критике со стороны общественности, которая высказала мнение, что реализация данной программы недопустима. Основной причиной критического отношения общественности к данному проекту является то, что Программа морских геофизических работ является предварительной фазой проекта компании «Роснефть» по добыче нефти на глубоководном участке шельфа Черного моря «Туапсинский прогиб».

Заказчиком программы исследований и организатором слушаний является ОАО «Севморнефтегеофизика», которую на слушаниях представлял Анатолий Чудинов.

ОВОС по данной программе готовило ООО «НефтеГазСтройЦентр», которую представлял Николай Ильичев. Администрация города Геленджик, которая по закону должна являться одним  из организаторов слушаний, на них не явилась. Было ли это неучастие выражением позиции  руководства  города к несущему смертельную угрозу курорту проекту осталось загадкой.

На слушаниях член Экологической Вахты по Северному Кавказу (ЭВСК) Елена Руденко огласила официальную позицию ЭВСК по поводу обсуждаемой на них программы. Согласно данной позиции:

«Программа морских геофизических работ на Туапсинском лицензионном участке Черного моря в 2011-2013  годах» является неотъемлемой составной частью проекта добычи нефти на шельфе Черного моря на Туапсинском лицензионном участке (Туапсинский прогиб), заказчиком которого является компания «Роснефть».

Добычу нефти планируется осуществлять на глубинах от 1 км до 2 км, т.е. в конечном итоге обсуждаемая программа  нацелена  на  обеспечение сверхглубокого бурения и добычи нефти. Бурение и добычу нефти планируется осуществлять в условиях агрессивной среды сероводородного слоя Черного моря. Опыт аварии на нефтяной скважине в Мексиканском заливе в 2010 году показал, что в мире отсутствуют эффективные технологии ликвидации аварий на  нефтяных скважинах, расположенных на таких глубинах.

Туапсинский лицензионный участок расположен в Черном море, которое по оценке международных организаций (в том числе,  такой авторитетной организации как International Tanker Owners Pollution Federation (ITOPF)) относится к наиболее угрожаемым и уязвимым в плане угрозы загрязнения нефтью. Это во многом определяется тем, что оно является замкнутым относительно небольшим водоемом с ограниченными возможностями самоочистки. Его побережья густо заселены  и активно используются всеми черноморскими странами для рекреации их населения. Черное  море обладает уникальным биоразнообразием и биоресурсами, которые имеют важное значение для экономики Черноморских стран.

В случае аварии при бурении и добыче нефти на Туапсинском лицензионном участке, возможность которой невозможно исключить никакими техническими решениями, и извержении в морскую среду на больших глубинах нефти, в условиях невозможности ликвидировать данную аварию может привести к крупномасштабной экологической катастрофе, которая затронет не только побережье России, но и других черноморских стран, колоссальному ущербу для экономики этих стран,

ухудшению условиях жизни для жителей их побережий».

По мнению Экологической Вахты по Северному Кавказу, «реализация «Программы морских геофизических работ на Туапсинском лицензионном участке Черного моря в 2011-2013 годах является нецелесообразной».

Позиция ЭкоВахты была вручена на слушаниях представителю ОАО «Севморнефтегеофизика» Чудинову и отправлена факсом в Администрацию Геленджика.

Не менее категорично против реализации Программы выступили участвовавшие в слушаниях жители Геленджика. Заказчики и разработчики безуспешно пытались убедить их рассмотреть «Программу морских геофизических работ на Туапсинском лицензионном участке» отдельно от проекта по добыче нефти.

При подготовке к слушаниям 30 июня были допущены  грубые нарушения  законодательства в сфере проведения ОВОС и общественных слушаний. Жители

Геленджика и общественные организации не имели возможности  заранее ознакомиться с материалами ОВОС, которые на этих слушаниях рассматривались.

Экологическая Вахта в этой связи намерена опротестовать законность проведения слушаний 30 июня.

Андрей РУДОМАХА, Экологическая Вахта по Северному Кавказу

enwl.bellona@gmail.com, 1 июля 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *