Опубликовано

ГОРИЗОНТЫ ЭНЕРГЕТИКИ

КИРГИЗИЯ

30 июня 2011 года, Жогорку Кенеш КР одобрил Закон <<Об энергетической эффективности зданий>>.  Это большой шаг Кыргызской Республики по государственному регулированию вопросов эффективного потребления энергетических ресурсов в секторе зданий, который является одним из главных потребителей энергии в Республике (более 40%). Это первый Закон об энергетической эффективности зданий, принятый в пост советском пространстве.

Закон <<Об энергетической эффективности зданий>> разработан по принципам Европейской Директивы энергоэффективности зданий командой экспертов при координации ОФ <<ЮНИСОН>> и сотрудничестве с Государственным Агентством Архитектуры и Строительства КР (Госстрой).

Одним из целей Закона прописана сокращение выбросов СО2, что является большим вкладом в развитие государственной политики в области Изменения климата.

Н. А. Абдырасулова, Директор, ОФ ЮНИСОН, Кыргызстан

enwl.bellona@gmail.com, 5 июля 2011 г.

Президент Кыргызской Республики, Роза Отунбаева, подписала Закон <Об энергетической эффективности зданий>, принятый Жогорку Кенешем 30 июня 2011 года.

Принятый закон устанавливает правовые основы в области оценки энергетической эффективности и снижения потребления энергетических ресурсов зданий, энергоэффективного строительства, а также регулирует правовые и организационные отношения между собственниками зданий независимо от форм собственности, сертифицированными специалистами и государственными органами исполнительной власти.

Структура и содержание Закона подготовлены специалистами Государственного агентства архитектуры и строительства  по принципам Европейской Директивы по Энергоэффективности зданий (EPBD) при технической поддержке международного консультанта Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР) — ведущих исследовательских институтов Европейского Союза (Словакия, Дания) с участием местных экспертов в области строительства и энергетической эффективности.

Задачи были осуществлены в рамках проекта <Содействие развитию законодательства в строительном секторе — стратегический диалог> при координации ОФ <ЮНИСОН> и сотрудничестве с Госстроем КР.

Действие закона «Об энергетической эффективности зданий» распространяется на новые и существующие здания при их проектировании, сдаче в эксплуатацию, после энергетической реновации, а также при сдаче в аренду или продаже, через установление обязательной энергетической сертификации зданий и их маркировку. Закон также регулирует деятельность, связанную с эффективным использованием энергетических ресурсов в зданиях, в процессе эксплуатации котлов, систем отопления и горячего водоснабжения.

В целях поддержки и реализации Закона <Об энергетической эффективности зданий> командой экспертов был также подготовлен пакет нормативных и технических документов:

·         Проект Положения Кыргызской Республики <О правилах и порядке проведения энергетической сертификации зданий>;

·         Проект положения Кыргызской Республики <О правилах и порядке проведения периодического контроля энергетической эффективности котлов, систем отопления зданий и горячего водоснабжения>;

·         Свод Правил для энергетической сертификации зданий (методика расчета и показатели);

·         Расчетное приложение энергетической эффективности зданий на базе программы Майкрософт Эксел;

·         Руководство по применению Расчетного приложения по энергетической эффективности зданий;

·         Руководство проведение периодического контроля энергетической эффективности котлов, систем отопления зданий и горячего водоснабжения Необходимо подчеркнуть, что этот закон — большой шаг Кыргызской Республики по государственному регулированию вопросов эффективного потребления энергетических ресурсов в секторе зданий, который является одним из главных потребителей энергии в Республике (более 40%). Это первый Закон об энергетической эффективности зданий, принятый на пост советском пространстве.

Команда Общественного Фонда <ЮНИСОН>

darika@unison.kg, 2 августа 2011 г.

УЗБЕКИСТАН

Повышение энергоэффективности в зданиях социального назначения в Узбекистане.

Нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды неизбежно приводят к возникновению проблемы выживания самого человечества, разрушению социальной и биологической системы в целом. Эта проблема актуальна и для Узбекистана с его высоким процентом рождаемости, ежегодным приростом населения более 400 тыс.человек и проживанием в сельской местности более 60% населения .

Ископаемые топливные энергетические ресурсы (газ, уголь, нефть) Узбекистана достигают объема примерно 4,4 млрд.тонн нефтяного эквивалента (ТНЭ).

Кроме этого, страна имеет гидроэнергетический потенциал в размере примерно 1620 МВт .

Узбекистан является третьим крупнейшим производителем природного газа в СНГ и входит в десятку стран — крупнейших производителей газа в мире.

Национальные запасы газа оцениваются в размере 1875 МлрдКМ .

Узбекистан располагает разведанными запасами угля в количестве 1,9 млрд. тонн, прогнозные ресурсы составляют свыше 5,7 млрд.тонн. При этом 90% от общего потребления угля в стране приходится на электроэнергетический сектор .

Установленная электрическая мощность электростанций страны составляет 11580 МВт и располагается на 42 электростанциях, включая 11 тепловых электростанций (ТЭС) общей мощностью 9870 МВт и 31 гидроэлектростанцию (ГЭС) общей мощностью в 1700 МВт .

Энергетическими предприятиями страны ежегодно вырабатывается в среднем более 48 млрд. кВт/ч электроэнергии и 10 млн. Гкал тепловой энергии. Основой энергетической системы Узбекистана являются ТЭС общей мощностью 10,6 млн. КВт (85,2%), на долю ГЭС приходится 13,7%.

Основной объем поставляемой энергии приходится на долю промышленных предприятий (41,9%), сельскохозяйственных потребителей (30,8%) и населения (14,3%). Потребление электроэнергии на душу населения в год составляет 1940 кВт/ч.

При этом необходимо отметить, что более 30% установленных мощностей энергетической отрасли устарели и имеют низкую эффективность, из-за чего происходят большие потери энергии, как при ее выработке, так и при транспортировке, передаче и распределении потребителям.

Особенно высокие расходы электроэнергии приходятся на жилой сектор из-за низкой эффективности и больших потерь в системах энергоснабжения. Уровень потребления газа в жилом секторе в 3-4 раза превышает аналогичный показатель развитых стран .

Согласно электроэнергетическому сценарию развития, спрос на электроэнергию в Узбекистане к 2015 году может вырасти до 94 млрд. кВт/ч (2010 г. — 64 млрд. кВт/ч). То есть, при прочих равных условиях, спрос на электроэнергию увеличится практически на треть в ближайшие пять лет, если только энергоемкость экономики в целом не будет снижена. На графиках ниже представлен прогноз спроса на электроэнергию при различных сценариях роста ВВП, млрд. кВт.ч .

Относительно же потенциала энергосбережения в Узбекистане существуют различные оценки. В частности, есть мнение, что 30% потенциала энергосбережения приходится на промышленность, еще 30% на долю самого энергетического сектора, 20% — сельского хозяйства и сектора коммунальных услуг, 10% — на долю транспорта. За счет энергосберегающих мер в данных отраслях, потребление энергии может быть сокращено на 40-50% без ущерба экономическому росту и комфорту населения .

Реализация организационных и технологических мер по экономии топлива и энергии и проведение целенаправленной энергосберегающей политики позволит существенно снизить энергоемкость ВВП в целом на 33-35%. Потенциал организационного и технологического энергосбережения оценивается не менее 8-10 млн.ТНЭ, из которых 25% приходится на долю жилищно-коммунального хозяйства .

Сегодня в нашей республике 49% всего энергопотребления или 17 млн. ТНЭ в год приходится на здания . Большинство зданий построено в советский период, и на сегодняшний день они превысили срок их эксплуатации и не отвечают современным стандартам.

За последние 18 лет население Узбекистана выросло с 14 до 27 млн., и к 2015 году оно достигнет 30 млн. человек. Дети составляют более 30% населения, что обусловливает огромный спрос на услуги образования и здравоохранения . В то же время, количество и качество имеющихся объектов не отвечает этим требованиям. В сфере образования 40% из 9876 существующих школ расположены в приспособленных помещениях, 8% находятся в аварийном состоянии и почти 30% эксплуатируются с превышением их проектной мощности. В сфере здравоохранения 1336 из 6943 зданий, эксплуатируемых в качестве лечебно-профилактических учреждений, нуждаются в капитальной реконструкции, а 565 медицинских учреждений находятся во временных приспособленных помещениях и нуждаются в новых типовых зданиях. Кроме того, 66% из них нуждаются в реконструкции систем отопления и горячего водоснабжения .

В течении рядя последних лет в нашей республике осуществляются различные государственных программ по сбережению энергоресурсов. Например, согласно постановления Кабинета Министров РУз от 5 июня 2009 года «О дополнительных мерах по совершенствованию системы учета и контроля потребления электрической энергии» запущена широкомасштабная программа по оснащению современными электронными счетчиками объектов энергетики, хозяйствующих субъектов и потребителей бытового сектора. Уже внедрено более 2 млн. приборов. Также по мере внедрения электронных электросчетчиков организуются автоматические системы контроля и учета электроэнергии .

Наряду с этим правительством принято решение об обязательной установке счётчиков на холодную и горячую воду, а также на газ. Опыт других стран показывает, что массовое внедрение таких приборов приводит к снижению энергопотребления до 20%.

В рамках программы по поэтапному переводу автомобильного транспорта на газомоторное топливо в течение 2007-2012 г.г. производится расширение сети автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), что позволит увеличить внутреннее потребление метана с 283,5 млн.куб.м до 919 млн.куб.м в год.

Потребление сжиженного газа вырастит с 210 тыс.тонн в 2007 г до 638 тыс.тонн к 2012 г .

Общее количество автотранспорта в Республике Узбекистан на 1 января 2010 г. составляет 34,6 тыс.ед. Из них 7% (114,1 тыс. ед.) используют сжиженный газ, сжатый — 8% (129,2 тыс.ед.). К 2016 году количество автомобилей, использующих сжатый газ, планируется довести до 29%. К 2015 году в Узбекистане планируется открыть 352 АГНКС, 135 из них уже действуют в различных регионах страны. Еще 10 находятся в стадии строительства .

Финансирование программы осуществляется за счет привлечения иностранных кредитов и прямых инвестиций в размере порядка 100 млн.долл США, а также средств госбюджета и собственных средств НХК «Узбекнефтегаз» .

Помимо этого реализовываются различные инвестиционные проекты и государственные программы по модернизации энергетической отрасли с целью внедрения новых энергосберегающих технологий. В то же время не остаются в стороне вопросы экономического и политического характера. Например, в январе 2011 года запущен совместный проект Министерства экономики, Узгидромета, Госкомприроды, Республика Каракалпакстан и ПРООН «Поддержка Узбекистана в переходе на путь низко-углеродного развития национальной экономики». Проект нацелен на содействие Узбекистану в улучшении существующих процедур оценки и одобрения проектов в рамках механизма чистого развития для эффективной поддержки определения и разработки таких проектов .

В целях решения демографических и социальных задач, правительством страны начата серия крупномасштабных программ по реконструкции и строительству общественных зданий, в том числе школ, колледжей, детских садов, больниц и спортивных комплексов. Ожидается, что к 2015 году программы, реализуемые в настоящее время, обеспечат ввод в эксплуатацию 10,8 млн. м2 вновь построенных и реконструированных помещений, что предоставит огромные возможности для достижения значительного энергосбережения посредством совершенствования подходов к проектированию зданий и используемых строительных технологий.

Решением вышеперечисленных задач занимается также совместный проект ПРООН, Глобального экологического фонда и Госархитектустроя «Повышение энергоффективности в зданиях социаль-ного назначения в Узбекистане». Он способствует повышению энергоэффективности в зданиях, внося, таким образом, вклад в национальные обязательства по снижению выбросов углекислого газа.

Целью проекта является стимулирование энергосбережения в рамках текущих и будущих программ по строительству и реконструкции общественных зданий в Узбекистане, финансируемых за счет бюджетных средств, посредством пересмотра существующих строительных норм и правил, наращивания потенциала соответствующих государственных органов и создания института энергетических менеджеров, а также демонстрации интегрированного подхода к проектированию зданий на примере пилотных объектов. Акцент делается на уменьшении энергопотребления и выбросов парниковых газов в общественных зданиях, в частности, в сфере здравоохранения и образования.

Проект включает пять компонентов, которые охватывают как вновь строящиеся объекты, так и здания, предназначенные для капитальной реконструкции:

1) Совершенствование норм и правил, применяемых к новым и реконструируемым зданиям, а также включение требований энергоэффективности в процесс их проектирования.

2) Создание эффективной системы управления энергопотреблением во всех специализированных  общественных зданиях.

3) Усиление потенциала работников строительного сектора в целях соответствия более строгим требованиям к энергопотреблению всех типов зданий, включая процессы проектирования и строительства.

4) Демонстрация  интегрированного подхода к проектированию зданий, включающего требования к повышению энергоэффективности.

5) Интеграция результатов проекта в стандартную практику работы государственного строительного сектора, и распространение информации о результатах проекта в жилищном секторе и коммерческо-административных зданиях.

В ходе реализации проекта, завершение которого планируется в декабре 2014 года, уже достигнуты значительные результаты, такие как:

1) Проект начал работу по пересмотру семи существующих СНиПов в сотрудничестве с тремя национальными проектными институтами. Также проектом без дополнительных финансовых затрат были пересмотрены еще два существующих СНиПа, на основе которых были внедрены 53 новых термина и их описания, касающиеся вопросов энергетической эффективности зданий.

2) Два сельских врачебных пункта, расположенные в Ташкентской и Навоийской областях, и 4 школы, расположенные в Республике Каракалпакстан, Кашкадарьинской и Ферганской областях Узбекистана, были отобраны для проведения работ по капитальной реконструкции в целях демонстрации технических решений по повышению энергоэффективности в зданиях. Институт Автоматики и энергетики при Академии Наук Республики Узбекистан был нанят для проведение энергетического аудита выше указанных пилотных объектов в течении годового цикла.

3) Более 50 местных специалистов получили возможность повысить знания в области энергоэффективности на семинарах, проведенных с привлечением международных экспертов. Для десяти государственных служащих и экспертов была организована учебно-ознакомительная поездка в Данию в целях ознакомления с передовым опытом и подходами к энергопотреблению в зданиях.

4) Ташкентский Архитектурно-строительный Институт и Ташкентский Государственный Технический Университет вовлечены в разработку новых государственных образовательных стандартов и учебных модулей для дальнейшего внедрения новых образовательных программ по повышению энергоэффективности в зданиях в учебные планы этих ВУЗов, являющихся основными «поставщиками кадров» в этой сфере.

5) Разработан и запущен новый веб-сайт региональных проектов, работающих над различными аспектами проектирования, строительства и эксплуатации зданий (http://beeca.net). Разработана структура веб-страницы проекта на сайте Государственного комитета по архитектуре и строительству РУз. (www.gkas.uz) .

В Узбекистане до сегодняшнего дня строительство было основано на устаревших СНиПа (Строительные нормы и правила), не учитывавших существующие современные строительные технологии и требования по энергоэффективным материалам. Следовательно, большинство зданий, включая здания социального назначения, могут считаться не энергоэффективными, способствующими излишнему потреблению энергии и огромным выбросам парниковых газов. Пересмотренные СНиПы приведут к улучшению энергоэффективности на 25%, минимум, как в реконструируемых, так и в новых строящихся зданиях социального назначения .

К примеру, среднее потребление тепловой энергии в зданиях Узбекистана составляет 185 кВт/ч на кв.м. в год. При снижении этого показателя на 25% среднегодовое потребление понизится до 140 кВт/ч на кв.м., или на 45 кВт/ч на кв.м., что эквивалентно расходу 5 куб.м. природного газа на кв.м. в год.

Например, для сельской школы площадью здания 1000 кв.м. понижение потребления будет означать экономию в 5000 куб.м. природного газа ежегодно.

Учитывая, что 1 куб.м природного газа при сжигании выбрасывает в атмосферу около 2 кг СО2, школа, приведенная в пример, способствовала бы сокращению выброса углекислого газа размером 10 тонн ежегодно. Количество школ в стране составляет 9876, то есть в масштабе страны экономия природного газа может составить 48,93 млн. куб.м., что уменьшит выбросы углекислого газа в размере около 98 тыс.тонн.

Ежегодная экономия госбюджета за счет снижения потребления газа составит более 3,9 млрд.сум: 1 куб.м = 79,9 сум 48930000 куб.м. х 79,9сум = 3,9 млрд.сум

Учитывая, что 1 тонна выбросов СО2 на мировом рынке стоит около 12 долл.США, дополнительные вливания в государственный бюджет предположительно могли бы составить более 1,9 млрд.сум: 98 тыс.тн.СО2 х 12 долл.США = 1 176 000 долл.США или 1,9 млрд.сум То есть общая сумма предположительной прибыли в государственную казну составила бы более 5,8 млрд.сум ежегодно.

Если помимо этого таким же образом пересчитать экономию электрической энергии и кроме школ реконструировать другие здания общего пользования, то суммы получаются на порядок выше.

Таким образом, внедряемые проектом нормы могли бы, во-первых, окупить средства, которые будут затрачены на реконструкцию зданий согласно современным энергоэффективным требованиям. Во-вторых, для государственного бюджета это станет в перспективе своеобразным дополнительным источником средств, которые опять же могут быть направлены на дальнейшие меры по внедрению энергоэффективных технологий.

Из всего вышесказанного видно, что Узбекистан уже начал активную проработку вопросов повышения энергоэффективности в зданиях социального назначения.

И на этом пути технического прогресса с учетом энергосбережения и уменьшения загрязнения окружающей среды наша республика имеет огромные перспективы.

А решение стоящих сегодня в рамках тематики задач повлечет за собой несомненные выгоды в материальном и жилищном улучшении жизни населения и в экономическом благосостоянии республики.

yuriym83@gmail.com, 20 июля 2011 г.

ТАДЖИКИСТАН

Экологические организации еще раз напомнили министерству энергетики и промышленности о программе по энергосбережению

Клуб общественных экологических организаций республики отправил письмо на имя министра энергетики и промышленности Шерали Гула, в котором вновь поднял вопрос о разработке государственной программы по энергосбережению. Напоминаем, что еще в апреле 2009 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон издал указ (за No.653 от 24 апреля 2009 г), в котором поручил министерству энергетики и промышленности (совместно с другими ведомствами) заняться разработкой  Государственной программы по энергосбережению на 2010-2015 год. Документ должен был быть представлен правительству к 1 сентября 2009 года.

Однако, настоящая программа не принята до сих пор. Экологические организации в своем письме отметили, что в условиях дефицита энергоисточников и зависимости от импорта ископаемого топлива, энергосбережение должно стать одной из ключевых областей деятельности правительства республики. <<Мы убеждены, что Государственная программа по энергосбережению будет эффективна только в случае широкого вовлечения общественности и всех заинтересованных сторон в ее обсуждение и реализацию>> — сказано в письме.

Экологическая организация <<Маленькая Земля>>, little.earth.tajikistan@gmail.com

forearth@yandex.ru, 19 июля 2011 г.

РОССИЯ

ВИЭ в России: «отъемлемая» часть энергетического пирога

Нефтегазовое лобби мешает увеличению <<зеленых амбиций>> России — считают аналитики агентства Reuters. Эту точку зрения поддерживают и представители общественных экологических организаций: взятые за ориентир на ближайшее десятилетие 4,5%, — это очень мало. Россия с ее климатическим разнообразием (солнечным югом, <<ветреным>> севером, морскими побережьями с богатыми энергией приливами, лесным потенциалом и обилием отходов, которые можно пустить в переработку) может стать мировым лидером возобновляемых источников энергии и стремиться к получению за их счет 20% энергии.

Подробнее на сайте www.rusecounion.ru

Смену ориентиров в развитии ядерной энергетики и нефтегазового комплекса отметили и участники прошедшего в Санкт-Петербурге экономического форума.

Там же было замечено, что <<разумная цена на нефть для России в коридоре 120-180 долларов за баррель…. позволяет обгонять возобновляемую энергетику и зарабатывать неплохие деньги>>.

Имеющаяся доля ВИЭ (без учета ГЭС) в энергетике страны — около 1%. В официальной энергетической стратегии России основная ставка делается на <<большую пятерку>> — нефть, газ, большие ГЭС, уголь и мирный атом. При этом, самые большие ожидания — от угольной и атомной промышленности.

Назвать <<амбициями>> — ориентир на 4,5% от российской ВИЭ — сильное преувеличение. Для сравнения достаточно консервативные в плане энергетики США уже имеют 4,5%. Европейская действительность — это 7% и планы увеличить долю ВИЭ до 20% к концу этого десятилетия.

В то время как глобальные нефтяные гиганты, такие как BP и Exxon представляют свои новинки в области возобновляемой энергетики, российские нефтяные компании предпочитают полностью игнорировать мировые тенденции.

«Нефтяные и газовые компании не хотят отдавать свою часть пирога, как будто забывают, что мы говорим только о 4,5 процентах энергии к 2020, а не о 20 процентах как в Европе,» — говорит глава программы World Bank’s International Finance Corporation по возобновляемым источникам энергии Алексей Жихарев в интервью Reuters.

Отсутствие политической воли — вот главный барьер на пути развития возобновляемой энергетики в России. «Причина, по которой в России нет продвижения возобновляемых источников энергии проста: у нее нет лоббистов близких к власти.» — считает Валерий Боровик, глава украинской компании <<Альянс>>.

Интересно, что при тотальном игнорировании властью возобновляемая энергетика медленно, но верно завоевывает свои позиции в регионах.

Алтай, Приморский край, Мурманская и Челябинская области — вот далеко не полный список регионов, которые не на словах поддерживают внедрение альтернативных источников на своей территории. К примеру, Министерство экономического развития Челябинской области не первый год выделяет отдельной статьей средства на ВИЭ из средств Областной целевой программы развития инновационной деятельности.

«Мы регулярно слышим от Министерства энергетики, что возобновляемые источники энергии неконкурентоспособны, что они требуют субсидий. — говорит Андрей Кулаков, российская ветровая компания Activiti. -Это верно, но мы уже тратим больше чем любая другая страна средств на производство энергии от ископаемых источников. Где логика?».

До каких же пор возобновляемая энергетика в России будет ожидать своего часа <<в загоне>>? Может быть, российской экономике нужны сильные потрясения?

Торнадо, землетрясения. Неужели верно заметил недавно американский ученый Артур Розенфельд, <<только пара сильных торнадо в Вашингтоне поможет развитию возобновляемой энергетики>>.

На самом деле, 20% ВИЭ для России — более, чем реально. И нужно для этого не так много: приоритет развитию возобновляемой энергетики в национальных и региональных энергетических стратегиях, возможность включения в общую сеть, разработка стимулов на законодательном уровне, <<зеленые тарифы>> и поддержка научных исследований. Ну и в идеале — предоставление возможности самому потребителю выбирать источник энергии. Тогда бы российский энергетический пирог органично прирос бы весомым чистым возобновляемым <<куском>>.

rseu.climate@gmail.com, 17 июля 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *