Опубликовано

ЕВРОПА ПРИГЛЯДЕЛАСЬ К СВОБОДЕ В РОССИИ

ЭКСТРЕМИЗМ
Страсбург снимает «Сторожевой контроль»
ЕСПЧ признал политический сыск нарушающим права человека
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вчера признал, что создание милицейской базы данных «Сторожевой контроль», с помощью которой в рамках борьбы с экстремизмом проводятся регистрация и наблюдение за общественно активными гражданами, а также их «профилактические» задержания, нарушает Европейскую конвенцию по правам человека. Незаконность системы политического сыска обжаловал в Страсбурге правозащитник Сергей Шимоволос — один из задержанных в Самаре накануне «Марша несогласных» 2007 года в ряду
многочисленной группы оппозиционеров, наблюдателей и журналистов.
Вчера ЕСПЧ огласил решение по жалобе, которую в 2008 году направил против России председатель Нижегородского правозащитного союза Сергей Шимоволос. Он обратился в Страсбург после безуспешной попытки доказать в российских судах незаконность своего задержания 14 мая 2007 года сотрудниками транспортной милиции Самары(«Ъ» писал об этом 15 мая 2007 года). Господин Шимоволос прибыл в Самару в качестве одного из наблюдателей Московской Хельсинкской группы, чтобы провести независимое расследование задержаний организаторов предстоявшего 18 мая «Марша несогласных», который был приурочен к саммиту Россия-ЕС и встрече Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель в 200 км от Самары. Тогда же были задержаны и другие наблюдатели, а также журналисты, в том числе «Ъ».
По версии правительства РФ, изложенной в опубликованном вчера на сайте ЕСПЧ решении, господин Шимоволос был арестован на 45 минут в профилактических целях для предотвращения «нарушения экстремистского характера» — милиция подозревала, что он мог провозить с собой экстремистскую литературу. При этом, как выяснил суд, у правозащитника не было с собой даже багажа, и «правительство не
представило каких-либо фактов или информации, которая могла бы удовлетворить объективного наблюдателя в том, что подозрения «разумны», говорится в решении.
Как «отмечает с озабоченностью» ЕСПЧ, «подозрение, очевидно, было основано на простом факте, что заявитель был членом организации по правам человека». В итоге суд признал в действиях российских властей нарушение «права на свободу» предусмотренного Конвенцией по защите прав человека.
Одновременно ЕСПЧ признал нарушением права «на уважение частной жизни» регистрацию господина Шимоволоса и сбор информации о его передвижениях на поездах и самолетах в милицейской базе данных «Сторожевой контроль», где, по официальным данным, в 2007 году были размещены сведения на 3865 человек.
Как рассказал вчера «Ъ» господин Шимоволос в ходе одного из разбирательств в Нижегородском райсуде, где он оспаривал незаконность создания «системы политического сыска» под видом борьбы с экстремизмом, ему удалось ознакомиться с истребованными судом материалами «Сторожевого контроля». Оказалось, что в этой базе данных к потенциальным правонарушителям и экстремистам причислены не
только скинхеды и националисты, но и другие общественно активные граждане — в частности, отдельные рубрики отведены правозащитникам и членам оппозиционных партий. Добиться в российском суде исключения из базы данных и ликвидации всех содержащихся в ней сведений на граждан, не признанных в судебном порядке лицами, причастными к экстремистской деятельности, правозащитнику не удалось:
Нижегородский райсуд решил, что, «учитывая общественную деятельность заявителя, ГУВД имело право на внесение его в базу данных».
Однако ЕСПЧ вчера пришел к противоположному выводу, признав, что, собирая и храня данные о передвижениях правозащитника, российские власти вторглись в его личную жизнь. При этом сама база данных, как отметил ЕСПЧ, создавалась на основании ведомственного приказа МВД, который не был опубликован и не был доступен населению. «Граждане не могут знать, почему их регистрируют в базе данных, как долго хранится информация о них, что это за информация, как она собиралась и использовалась и кто ее контролирует. В результате способ и границы сбора информации и использовании информации из базы данных непонятны и непредсказуемы, что противоречит требованиям конвенции», говорится в пресс-релизе ЕСПЧ. В его решении также отмечается, что регистрация господина Шимоволоса в базе данных милиции позволяла ей регулярно допрашивать его о целях поездки, доходах и политических взглядах.
Согласно решению ЕСПЧ, правительство РФ в ходе процесса утверждало, что создание базы данных о «потенциальных экстремистах» совместимо с национальным законодательством, в частности с законами о милиции, об оперативно-разыскной деятельности и о борьбе с экстремизмом, и преследует цель защиты национальной безопасности. Но ЕСПЧ признал, что законодательство РФ не указывает «с достаточной ясностью объем и порядок осуществления полномочий местных властей по сбору и хранению информации в базе данных по надзору за частной жизнью
лиц». А правила тайного наблюдения не содержат «минимальных гарантий против злоупотреблений». «Чтобы избежать злоупотреблений, характер, масштабы и продолжительность возможных мер, основания, необходимые для их заказа, а также органы власти, уполномоченные разрешать, осуществлять и контролировать их» должны быть четко предусмотрены национальным законодательством, а не ведомственными приказами, считают в ЕСПЧ.
Впрочем, к ликвидации скандальной базы данных решение ЕСПЧ вряд ли приведет. Например, ЕСПЧ еще в 2009 году в решении по делу экс-главы Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова против России (по которому авторитетному бизнесмену была присуждена компенсация в размере 26 тыс.) указал, что действующий в России закон об оперативно-разыскной деятельности дает широкую почву для злоупотреблений. Однако выявленные в Страсбурге дефекты закона до сих пор не устранены.
Господин Шимоволос, в свою очередь, никаких компенсаций в своем иске не требовал. Несмотря на то что милиция уже исключила его из скандальной базы данных «за истечением срока постановки», вчера он заявил «Ъ», что намерен добиваться пересмотра проигранных им в российских судах дел и ликвидации незаконной системы оперативно-разыскных мероприятий. «За последние годы нам не удалось провести ни одного мероприятия и семинара Нижегородского правозащитного союза, так называемые профилактические действия милиции и ФСБ в отношении меня и моих коллег планомерно препятствуют нашей правозащитной деятельности»,- заявил правозащитник.
http://www.kommersant.ru/doc/1664631
zpch@mail.ru, 22 июня 2011 г.

ВЫБОРЫ
Резолюция Европарламента по российским выборам — имея в виду Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Российской федерацией, которое вступило в силу в 1997 г. и было расширено в ожидании замены на новое соглашение;
— имея в виду текущие переговоры по новому соглашению для создания новой всесторонней основы для отношений ЕС и России а также для программы «Партнерство для модернизации», инициированной в 2010 г.,
— имея в виду свои предшествующие доклады и резолюции в отношении России и отношений между ЕС и Россией, в частности резолюцию от 9 июня 2011 г. по саммиту ЕС-Россия, от 17 февраля 2011 года о верховенстве закона, от 17 июня 2010 г. по саммиту ЕС-Россия, от 12 ноября 2009 г. в преддверии саммита ЕС-Россия в Стокгольме 18 ноября 2009 г., резолюцию от 17 сентября 2009 г. по убийству
правозащитников в России и резолюцию от 17 сентября 2009 г. о внешних аспектах энергетической безопасности,
— имея в виду консультации между ЕС и Россией по правам человека, в частности последнюю встречу по этому вопросу 4 мая 2011 г.;
— имея в виду решение российского Министерства юстиции от 22 июня об отказе в официальной регистрации Партии народной свободы (ПАРНАС) и подобные случаи в прошлом, что делает невозможным для этих партий принять участие в выборах;
— имея в виду заявление Верховного представителя ЕС Катерины Эштон от 22 июня 2011 г. о регистрации партий в России;
— имея в виду обязательство придерживаться демократических принципов, которое следует из членства России в Совете Европы и подписания ею Конвенции о защите прав человека;
— имея в виду результаты саммита ЕС-Россия в Нижнем Новгороде 9-10 июня 2011 г.;
— имея в виду положение 110(2) своего процессуального кодекса;
A. при том что политический плюрализм является краеугольным камнем демократии и современного общества, а также источником политической легитимности;
B. при том что 12 апреля 2011 года Европейский суд по правам человека выразил свое критическое отношение к усложненным процедурам регистрации политических партий в России, которые не отвечают Конвенции о защите прав человека;
C. при том что наблюдатели от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) посетили Россию в ходе парламентских выборов 2003 г. и рекомендовали, чтобы стандартная миссия ОБСЕ начинала работу за 6 недель до выборов и состояла из 60 долгосрочных и 400 краткосрочных наблюдателей;
D. при том что сохраняется озабоченность относительно ситуации в Российской Федерации в области уважения и защиты прав человека, уважения общепринятых демократических принципов, положений и процедур, в то время как Российская Федерация является полноправным членом Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и ООН и тем самым обязала себя следовать принципам демократии и уважать права человека, как призывают эти организации;
1. Подтверждает свою уверенность в том, что Россия остается одним из важнейших партнеров Европейского Союза в создании стратегического сотрудничества, разделяя не только экономические и торговые интересы, но и стремление действовать в тесной близости как соседи, а также на мировой арене в целом;
2. Подтверждает свою резолюцию от 9 июня 2011 г. по саммиту ЕС-Россия в Нижнем Новгороде;
3. Выражает сожаление в связи с решением российских властей отказать в регистрации Партии Народной Свободы (ПАРНАС) и ее участии в предстоящих выборах в Думу в декабре 2011 года. Призывает российские власти гарантировать проведение свободных и справедливых выборов и отменить все решения и правила, которые противоречат этому принципу;
4. Подтверждает озабоченность в связи с трудностями, с которыми сталкиваются политические партии при регистрации для участия в выборах, и которые существенно ограничивает политическую конкуренцию в России, уменьшают выбор, доступный избирателям, а также демонстрируют  наличие реальных препятствий для развития политического плюрализма в стране;
5. Подчеркивает, что выборы в Государственную думу должны основываться на внедрении избирательных стандартов, установленных Советом Европы и ОБСЕ; призывает российские власти допустить и оказывать полное содействие долгосрочной миссии наблюдателей ОБСЕ/Совета Европы за выборами на самом раннем этапе и призывает Верховного представителя/Вице-президента настоять на создании соответствующей миссии; призывает к тесному сотрудничеству такой миссии наблюдателей с гражданским обществом и мониторинговыми группами;
6. Выражает озабоченность в связи с внесением на рассмотрение в Думе законопроекта, который должен позволить российским судам игнорировать решения Европейского суда по правам человека в некоторых областях, поскольку такая инициатива противоречит основным принципам Европейской конвенции о защите прав человека;
7. Поручает своему президенту направить данную резолюцию вице-президенту Комиссии/Верховному представителю Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, в правительства и парламенты стран-членов, ОБСЕ, Совет Европы и президенту, в правительство и парламент Российской Федерации.
zpch@mail.ru, 7 июля 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *