Опубликовано

ДЕЛА НЕФТЯНЫЕ

ЧЕРНОЕ МОРЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГЕЛЕНДЖИКА ЗАНЯЛА ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ В ОТНОШЕНИИ ПРОЕКТА СЕЙСМОРАЗВЕДКИ
В ЦЕЛЯХ ДОБЫЧИ НЕФТИ В ЧЕРНОМ МОРЕ
Компании «Роснефть» не удалось избежать полноценной процедуры оценки воздействия сейсморазведки на акваторию Черного моря
13 января 2011 года в геленджикской газете «Прибой» был опубликован протокол и постановление комиссии общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) «Программы проведения морских сейсморазведочных работ на Западно-Черноморском участке шельфа Черного моря в 2010-2011 годах». Эти слушания состоялись 28 декабря 2010 г., и в них активное участие приняли геленджикские представители Экологической Вахты по Северному Кавказу Зуфар Ачилов и Константин Андрамонов.
Решение комиссии общественных слушаний получилось сенсационным. Как следует из постановления, администрация Геленджика не рекомендовала направлять материалы общественных слушаний на экологическую экспертизу. Таким образом, общественные слушания по этому проекту должны быть проведены в Геленджике повторно.
Как сообщала Экологическая Вахта, данный проект является подготовительным этапом добычи нефти на Западно-Черноморском лицензионном участке шельфа Черного моря — так называемом Вале Шатского. Эта геологическая структура расположена примерно в 100 километрах от берега, где глубина моря достигает 2-х километров. Лицензия на освоение этого участка принадлежит компании «Роснефть».
Совместно с «Роснефтью» добывать «черное золото» на этом участке планирует американская нефтяная компания «Шеврон».
20 декабря 2010г. общественные слушания состоялись в Туапсе, и на них туапсинская общественность выступила резко против реализации проекта добычи нефти на шельфе Черного моря. 28 декабря 2010 г. категорическое несогласие с планами нефтяников высказали жители курортного Геленджика, которому аварии при нефтедобыче на Черном море также грозят социальной и экологическая катастрофой.
Жителей Геленджика волнует, что станет с побережьем после того, как в море начнутся буровые работы, и дежурные отговорки представителей ОАО «Дальморнефтегеофизика» в том духе, что «реализация программы изысканий будет проходить на значительном удалении от населенных пунктов в условиях открытого пространства морской акватории» и что «сейсморазведка — это не нефтедобыча, а
всего лишь получение информации», общественность совсем не успокоили.
Представители Экологической Вахты по Северному Кавказу обратили внимание комиссии слушаний на то, что сами слушания являются незаконными и их результаты не могут быть направлены на государственную экологическую экспертизу, поскольку ОАО «Дальморнефтегеофизика» не доводило до общественности содержание технического задание на разработку ОВОС, не было также проведено общественное обсуждение этого документа, что является грубым нарушением порядка проведения оценки воздействия на окружающую среду.
Активисты Эковахты также получили подтверждение из уст представителя ОАО «Дальморнефтегеофизика» Гурама Бадалова, что данная организация не намерена проводить исследования с учетом положений ратифицированных Россией Конвенции ЕЭК ООН об ОВОС и Конвенции о защите Черного моря. «Наши исследования проводятся в российском секторе», — заявил Бадалов.
Откровенная профанация процедуры ОВОС и международных обязательств России закончилась тем, чем должна была закончиться: материалы общественных слушаний не уйдут на государственную экологическую экспертизу. Это означает, что ОАО «Дальморнефтегеофизика» и стоящей за ней компании «Роснефть-Казахстан» все же придется проводить полноценную оценку воздействия на окружающую среду и
исследования в рамках трансграничных обязательств.
Дмитрий ШЕВЧЕНКО, Экологическая Вахта по Северному Кавказу
enwl.bellona@gmail.com, 19 января 2011 г.

«РОСНЕФТЬ» И EXXONMOBIL ГОТОВЫ РАДИ НЕФТИ УБИТЬ ЧЕРНОЕ МОРЕ
Нефтяники надеются повторить на Черном море вблизи от Туапсе, Сочи и Геленджика опыт скандально известного проекта «Сахалин-1»
26 января 2010 года на экономическом форуме в Давосе представители нефтяных компаний «Роснефть» и ExxonMobil подписали соглашение о создании совместного предприятия для ведения работ по добыче углеводородов на шельфе Черного моря в районе так называемого Туапсинского прогиба (Туапсинский лицензионный участок). По условиям соглашения, доля российской компании при разделе добычи составит 66,6 процентов, а американской стороны — 33,3 процента. Общий объем инвестиций, как ожидается, составит миллиард долларов.
Соглашение предусматривает совместное участие в разведке и добычи нефти, а также сотрудничество в сфере реализации добываемых на шельфе углеводородов. Нефть «Роснефть» и ExxonMobil собираются добывать с глубин, достигающих двух километров.
Таким образом, ExxonMobil включилась в разгорающуюся нефтяную лихорадку на шельфе Черного моря. Это увеличивает риск крупномасштабной экологической катастрофы в Черноморском регионе в случае аварии при разведке или добыче нефти. Недавняя глобальная экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, где бурение скважины производилось на глубинах более километра, показала чрезвычайную опасность подобных проектов. В небольшом по размерам и замкнутом Черном море, которое является одним из наиболее уязвимых морских водоемов, опасность глубоководной разведки и добычи нефти возрастает многократно.
ExxonMobil стала еще одной американской нефтяной компанией, чьи коммерческие интересы угрожают чрезвычайно уязвимой экосистеме Черного моря. Летом прошлого года подобное соглашение «Роснефть» заключила с американской нефтяной компанией Shevron — в отношении разведки и добычи нефти на другом участке шельфа Черного моря — так называемом «Вале Шатского» (Западно-Черномрский
лицензионный участок).
Как сообщили представители «Роснефти», первый этап геологоразведочных работ на Туапсинском прогибе планируется завершить к 2012  году. То есть начало бурения уже не за горами.
Против проектов по добыче нефти на шельфе Черного моря рядом с курортными зонами Геленджика и Туапсинского района выступает экологическая общественность и местное население. Это ярко показали прошедшие в декабре 2010 года в Туапсе и Геленджике общественные слушания по проекту сейсморазведки на «Вале Шатского». Людей очень беспокоит перспектива того, что черноморское побережье будет залито нефтью, как это было в 2007 году на Таманском полуострове после катастрофы танкера в Керченском проливе.
Но «Роснефть» это мало волнует. Так же как и интересы других черноморских стран, которые тоже могут пострадать в результате реализации ее шельфовых проектов. Об этом свидетельствует отсутствие оценки воздействия на окружающую среду данных проектов в трансграничном контексте, поскольку возможное загрязнение морской среды в результате геологоразведочных работ и нефтедобычи неизбежно затронет территориальные воды других стран Черноморского бассейна. Видимо, руководство компании, известной своим доступом к широкому административному ресурсу, считает получение нужных согласований и заключений делом уже решенным, а процедуру трансграничного ОВОС — пустой формальностью.
Такой подход к ведению дел, очевидно, устраивает ExxonMobil. Подтверждение тому — сотрудничество «Роснефти» и ExxonMobil в проекте добычи нефти на шельфе Охотского моря «Сахалин-1». В 2003 году Министерство природных ресурсов РФ утвердило положительное заключение государственной экологической экспертизы этого проекта, невзирая на критическую позицию природоохранных организаций и даже на возражения администрации Сахалинской области. В результате реализация проекта постоянно сопровождается скандалами. Так, в 2009 году «дочку» ExxonMobil компанию Exxon Neftegas Limited уличили в сокрытии крупного разлива нефти.
Компания Exxon (в результате слияний которой с компанией Mobil возникла ExxonMobil) известна как виновница самой крупной экологической катастрофы XX века — катастрофы нефтяного танкера «Exxon Valdez» в 1989 году, в результате которой в море вылилось больше 40 миллионов литров нефти, а площадь пятна загрязнения составила 28 тыс. квадратных километров.
Черное море ждет незавидная участь, если за его недра возьмутся «Роснефть» и ExxonMobil.
Дмитрий ШЕВЧЕНКО, Андрей РУДОМАХА, Экологическая Вахта по Северному Кавказу
enwl.bellona@gmail.com, 30 января 2011 г.

СИБИРЬ
Начался общественный контроль над строительством ВСТО-2
Около 200 км проехали вдоль нефтепровода представители WWF России в Приморском и Хабаровском краях, общественная организация <<АмурСоЭС>> — в Амурской области для того, чтобы проверить, как ведутся работы на трассе.
Строительство второго этапа трубопроводной системы <<Восточная Сибирь — Тихий океан>> идет ударными темпами. Трубопровод общей протяженностью 2046 км проходит по территории Амурской, Еврейской автономной областях, Хабаровском и Приморском крах.
Строительно-монтажные работы ведутся с 13 января 2010 года, в них задействовано около 6800 человек, 4200 единиц техники. 19 января 2011 года ОАО «АК «Транснефть» завершило сварку 1200 км второй очереди.
Еще в декабре 2010 года на заседании Общественного Совета при Росприроднадзоре, в состав которого входят представители крупнейших общественных организаций Дальнего Востока, было решено, что нужно наладить общественный контроль над прокладкой трубопровода. В период строительства ведется рубка просеки, выкапываются траншеи для укладки трубы, строятся линия электропередач
для обеспечения работы нефтепровода и нефтеперекачивающие станции.
<<Первое, что было обнаружено, так это огромное количество леса, который частично лежал вдоль просеки, частично был уже закопан около нее. В Хабаровском крае мы поговорили с местными жителями, которые вывозили лес с трассы нефтепровода. У муниципальных властей заключен договор с ООО<<Транснефтьстроем>> на вывоз дровяной древесины на дрова для близлежащих деревень. Очень разумное решение. В
Приморье такие же местные жители воровским способом вывозят всю подряд древесину с трассы, пользуясь тем, что до этого никому нет дела. На наш вопрос: <<А почему нет разрешения?>>,- услышали встречный вопрос: <<А кому оно нужно?>> Но это не все. По дороге, проходящей вдоль уже уложенной трубы, местные жители быстренько заскакивают в лес, выпиливают несколько деревьев ценных пород,
грузят на <<воровайки>> и увозят. Еще до начала строительства общественные организации предлагали <<Транснефти>> подумать о системе контроля над такими ситуациями. В ОВОС были вписаны предложения по созданию специальных оперативных групп при лесничествах и охотуправлениях, которые бы охраняли лес от нелегальных рубок и пожаров, а животный мир от браконьеров. Про зверей можно сказать определенно: вдоль трассы следы обнаружены не были даже там, где строительство завершилось несколько месяцев назад. А вот машины по
дороге гоняют и днем, и вечером. Зачем? Нетрудно догадаться. Хотелось
бы знать, приняты ли <<Транснефтью>> какие-то предварительные меры по предотвращению нарушений или нет?>>, — рассказывает координатор программ Амурского филиала WWF России по ООПТ Светлана Титова, принимавшая участие в поездке по трассе.
По сообщению Петра Осипова, руководителя <<АмурСоЭС>>, при выезде <<АмурСоЭС>> в Сковородинский и Архаринский район Амурской области,
им была обнаружена завышенная ширина просек под трубу. Но это никого из осуществляющих строительство не озаботило.
Что касается самой трубы, несомненно, кладут ее красиво, тщательно упаковывают. Да и сама труба впечатляет — с толстыми стенами, в гидроизоляции. Для такой большой трубы и траншеи копают большие. Больше всего представителей общественности озаботили переходы через реки, которых по трассе будет более 400. Все реки переходятся траншейным способом.
Местные жители рассказали, как переходили речку Тамгу в Лесозаводском районе Приморья. Маленькую речушку перекрыли полностью, закопали трубу. А потом весь грунт, который остался на берегу, был смыт в речку. В результате рыбы ниже трубы нет и долго еще не будет.
> <<Мы посмотрели, как укладывается труба через реку Бикин в Хабаровском крае, реки Бурлитовку, Большую Уссурку, Кабаргу в Приморском крае. Насыпаются большие дамбы из грунта для отвода воды, закапываются трубы. Вдоль Большой Уссурки перекопано 800 метров русла. И пока непонятно, будут ли эти дамбы ликвидироваться, будет ли производиться рекультивация вдоль берегов? Или грунт, как в случае с маленькой Тамгой, будет смыт в реки? Даже неспециалисту понятно, что рыбе не выжить в такой замутненной воде. Может быть, лучше постараться предотвратить ущерб?>>, — говорит Светлана Титова.
Как только начнется вскрытие рек, на трассу трубопровода на контроль поедут школьники. На Дальнем Востоке успешно работает научно-общественный координационный центр <<Живая вода>>, на базе которого создана сеть общественных экологических агентств на базе школ. Много лет ребята ведут мониторинг за состоянием рек в регионе. Проверяют замутненность, состояние гидробионтов, определяют, пригодна вода для жизни рыб или нет. Очень хочется надеяться, что школьники привезут хорошие результаты.
> <<Готовясь к поездке, я побывала на всех сайтах, которые пишут о строительстве ВСТО. Там много хорошей информации о пройденных километрах, о технологических новшествах, о перекачанных тоннах нефти. Но для местных жителей и общественных организаций было бы интересно найти информацию о том, какие меры приняты <<Транснефтью>> для минимизации ущерба природе, какие компенсации в рамках ОВОС
выплачены, кому и для чего>>, — комментирует Светлана Титова, координатор программ Амурского филиала WWF по ООПТ.
Источник: ВОСТОК-МЕДИА
tais.baikal@yandex.ru, 1 марта 2011 г.

ЭКВАДОР
Эквадорский суд хочет оштрафовать Шеврон на 8 миллиардов долларов США за загрязнение Амазонки
Суд Эквадора признал нефтяного гиганта Шеврон виновным в загрязнении бассейна Амазонки (часть которого располагается в стране), и заявил, что компания должна заплатить 8 миллиардов долларов США в качестве компенсации за нанесенный ущерб. Шеврон, в свою очередь назвал обвинения суда мошенничеством.
Дело об <Амазонском Чернобыле> тянется вот уже 18 лет. Против компании выступают 30 000 истцов, которые заявляют, что их здоровье было подорвано и их окружающая среда уничтожена сточными водами с примесью ядовитых химикатов, которая сливалась и попадала в Амазонку в результате <грязной> деятельности компании <Texaco> с 1972 по 1990 гг. Шеврон купил <Texaco> в 2001 году. По мнению суда, Шеврон продолжает нести ответственность за причиненный ущерб, общий размер которого оценивается в 27 миллиардов долларов США. Это дело стало знаменитым на весь мир. Свою поддержку жертвам <нефтяной> деятельности корпораций в 2009 году выразили Стинг, Труди Стайлер и Дэрил Ханна.
В 1970-х, компания <Texaco> вместе с местной нефтяной компанией <PetroEcuador> начали бурить скважины. В 1990-х, когда <Texaco> прекратило свою деятельность в Эквадоре, она была призвана осуществить меры по очистки и восстановлению участков, где осуществлялось бурение и добыча нефти. Компания потратила 40 миллионов долларов США и заявила, что она выполнила свои обязательства. Однако суд утверждает, что меры предпринятые компанией оказались <недостаточными> по сравнению с тем ущербом, который был нанесен природе и коренным народностям.
Адвокаты Шеврона назвали решение эквадорского суда <незаконным и безосновательным> и намерены опротестовать его.
Согласно данным шведской организации <Ume? International School of Public Health> в Эквадоре более 30 миллиардов галлонов сточных загрязненных вод и сырой нефти попало в водостоки и земли бассейна реки Амазонки.
По материалам <Гардиан>,
forearth@yandex.ru, 16 февраля 2011 г.

НОРВЕГИЯ
Уважаемые коллеги,
Широкая коалиция норвежских экологических организаций просит вас о помощи!
Пожалуйста, уделите несколько минут, чтобы прочитать это письмо и рассмотреть вопрос о подписании вашей организацией письмо  премьер-министру Норвегии.
В ближайшее время правительство Норвегии будет принимать решение о том, чтобы открыть новые районы на севере Норвегии для нефтяных и газовых скважин. Морская акватория у побережья Лофотенских островов, Вестеролен и Сеня являются одними из самых живописных и богатых биоразнообразием областями в Норвегии. Открытие их для нефте- и газодобычи не только подвергнет риску ценные
экосистемы, но и приведет к дальнейшему увеличению выбросов Норвегией парниковых газов от большого и растущего нефтяного сектора.
Вопрос является наиболее важным в политической повестке дня в Норвегии прямо сейчас, и в правительстве происходит большая борьба между большинством партии премьер-министра Йенса Столтенберг,а который настаивает на открытии добычи нефти, и его двух меньших партнеров по коалиции, которые выступают против этого.
Из-за его высокого профиля в международных климатических переговорах, мы считаем, что премьер-министр Столтенберг уязвим в отношении международного давления в этом вопросе. Поэтому мы подготовили письмо, которое, как мы надеемся, многие НПО за пределами Норвегии смогут подписать. Просьба рассмотреть вопрос о подписании вашей организацией этого письма, и переслать это сообщение любой
другой группе, которая, по вашему мнению, могла бы быть заинтересована.
Если ваша организация хотела бы поддержать письмо, пожалуйста, отправьте по электронной почте bard.lahn@naturvernforbundet.no НЕ ПОЗДНЕЕ 01 МАРТА 2011 ГОДА. Пожалуйста, укажите название вашей организации, а также имя и должность руководителя вашей организации (или иного лица, имеющего право подписать письмо).
Для получения дополнительной информации по этому вопросу, пожалуйста, свяжитесь с нами или посмотрите эти ссылки:
http://assets.wwf.no/downloads/wwf_lofoten_factsheet_april2008.pdf
http://www.newsinenglish.no/2010/06/09/drilling-debate-over-lofoten-rages-on/
http://news.bbc.co.uk/2/hi/science/nature/3227662.stm
С наилучшими пожеланиями,
Друзья Земли Норвегии, WWF-Норвегия, Гринпис Норвегии, «Беллона»
Г-н Йенс Столтенберг, премьер-министр Норвегии
Канцелярия премьер-министра P.B. 8001 Dep 0030 Осло, Норвегия
Мы, нижеподписавшиеся организации, обращаемся к Вам, чтобы выразить нашу озабоченность по поводу плана открыть районы близи  Лофотенских островов, Вестеролен и Сеня для добычи нефти и газа, который в настоящее время рассматривается правительством Вашей страны.
Норвегия, по мнению многих, находится в числе лидеров среди промышленно развитых стран в процессе достижения справедливого и эффективного международного соглашения об изменении климата. Ваша приверженность на 15-й Конференции Сторон в Копенгагене сокращению выбросов до 40 процентов от уровня 1990 года к 2020 году является примером для других стран развитого мира. Однако, если выбросы норвежской нефтяной и газовой отрасли будут расти, уже являясь основным фактором относительно высоких выбросов на душу населения,
обязательства Норвегии в борьбе с изменением климата в стране будут поставлены под сомнение.
Если мир сремится эффективно предотвратить опасные изменения климата, большая часть имеющихся запасов ископаемого топлива должна остаться в земле. Даже если грязные виды топлива, такие как уголь и неконвециональная нефть останутся неиспользованными, доказанные и извлекаемые запасы нефти в мире и газа по-прежнему достаточно велики, чтобы представлять значительный риск для роста глобальной температуры более чем на 2? С. Открытие новых районов для добычи нефти и газа отодвинет мир от цели ограничения повышения глобальной
температуры на 2? С и более низких уровнях.
В этой ситуации отказ от добычи нефти и газа в некоторых из наиболее чувствительных и богатым биоразнообразием экосистем мира должно быть легким выбором. Нетронутые области шельфа Лофотенских островов, архипелагов Вестеролен и Сеня в Северной Норвегии находятся среди этих ценных экосистем. Здесь находятся уникальные рифы холодной воды, обитают кашалоты и касатки, находятся некоторые из крупнейших колоний морских птиц в Европе, а также нерестилища крупнейших оставшихся запасов трески в мире. Мы поддерживаем призыв местных организаций рыбного хозяйства и экологических групп защитить в этот регион от рисков и выбросов, связанных с добычей нефти и газа.
Мы, нижеподписавшиеся организации, представляем широкий спектр экологических организаций, общественных движений и других организаций гражданского общества. Многие из нас принимают участие в борьбе, чтобы сохранить грязные ископаемые виды топлива, такие как уголь или битуминозные пески в земле, и для обеспечения чистой и безопасной эксплуатации нефте- и газодобычи. Если Норвегия, одна из самых богатых стран в мире, покажет, что даже ценные и уникальные области Лофотенских островов, Вестеролен и Сеня не «закрыты» для нефтяной и газовой промышленности, это создаст прецедент и разочарование на международном уровне, и затруднит нашу
борьбу за более сильные ограничениях на деятельность нефтяной и газовой отрасли в наших странах.
Сэр, Вы лично заявили, что сокращение выбросов как результат борьбы с обезлесением и деградацией лесов является одним из самых быстрых способов сокращения глобальных выбросов, поскольку сохранение леса не требует новых технологий. Мы хотели бы напомнить вам, что отказ от добычи запасов нефти и газа аналогичным образом не требует дорогостоящей или передовой технологии.
В случае Лофотенских островов, Вестеролен и Сеня такой отказ также дал бы многие из тех же сопутствующих выгод для биоразнообразия и местных общин, как и при сокращение выбросов в результате борьбы с обезлесением.
Мы просим Вас поддержать репутацию Норвегии как лидера в решении экологических вопросов и твердой сторонницы предотвращения повышения глобальной температуры выше 2? С. Мы просим Ваше правительство защитить области Лофотенских островов, Вестеролен и Сеня от нефтяной и газовой промышленности.
С уважением,
<ПОДПИСИ ОРГАНИЗАЦИЙ>
enwl.bellona@gmail.com, 20 февраля 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *