Опубликовано

ВЕСТИ С ПОЛЕЙ ХИМКИНСКИХ БАТАЛИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНДИТИЗМ
Задержанные по делу Фетисова могут быть причастны к избиению Бекетова
МОСКВА, 29 дек — РИА Новости. Задержанные по подозрению в избиении эколога Константина Фетисова могут быть причастны к нападению на журналиста Михаила Бекетова, а также адвоката Евгения Боброва, который был избит битами в поселке Селятино в Подмосковье, сообщил РИА Новости в среду источник в правоохранительных органах региона. Собеседник в правоохранительных органах ранее рассказал РИА Новости, что сотрудники угрозыска в ночь на вторник задержали трех предполагаемых участников нападения на Фетисова и предполагаемого организатора преступления — сотрудника администрации города Химки.

В СК позже озвучили фамилии трех из них — это начальник отдела муниципальной собственности и приватизации комитета по управлению имуществом при администрации городского округа Химки и Химкинского района Андрей Чернышев, а также 25-летний Вячеслав Ковалев и 28-летний Андрей Каширин. Следователи направили в Химкинский городской суд ходатайство об аресте подозреваемых.
«Задержанные предполагаемые участники нападения, по версии оперативников, могли также с битами жестоко избить главного редактора «Химкинской правды»
Михаила Бекетова, который стал известен своими публикациями против вырубки Химкинского леса, и совершить аналогичное нападение в поселке Селятино 15 декабря на адвоката Евгения Боброва, который защищал права жителей одного из общежитий в Химках», — сказал источник.
«В настоящее время по данным преступлениям проводится активная оперативно-следственная работа. В ближайшее время эти уголовные дела могут быть объединены в одно дело», — добавил собеседник.
Источник не исключил, что нападение на Фетисова связано с конфликтом интересов вокруг городской свалки бытовых отходов, против деятельности которой выступал эколог.
В среду в Химкинский городской суд направлено ходатайство об избрании в отношении подозреваемых Чернышева, Ковалева и Каширина меры пресечения в виде заключения под стражу, сказал РИА Новости представитель Следственного комитета.
Фетисов был жестоко избит в Химках 4 ноября. Эколог протестовал против вырубки Химкинского леса и продолжения работы свалки в Химках, проводил пикеты и ездил на марши «несогласных» в Москву, организовал в городе отделение партии «Правое дело», баллотировался в мэры Химок, публиковал статьи в газетах. После избиения Фетисов оказался в реанимации, а в настоящее время, по заявлению медиков,
он находится в состоянии «глубокого оглушения» (полная дезориентация во времени и пространстве).
Расследование дела о нападении на Фетисова вызвало большой общественный резонанс.
Он стал не первым пострадавшим в Химках журналистом. В ноябре 2008 года был жестоко избит главный редактор «Химкинской правды» Михаил Бекетов, который стал известен своими публикациями против вырубки Химкинского леса. Журналист попал в больницу с черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга, переломом голени и множественными гематомами. У него были ампутированы нога и пальцы
руки, он потерял речь и стал инвалидом первой группы.
Незадолго да нападения Бекетов заявил на одном из телеканалов, что глава администрации Химок Владимир Стрельченко причастен к подрыву в 2007 году его автомобиля. Сам чиновник эту связь категорически опроверг и даже отсудил в ноябре 2010 года у Бекетова 5 тысяч рублей за клевету. Позднее апелляционная инстанция оправдала журналиста — по мнению ряда комментаторов, под давлением
общественности.
http://www.rian.ru/inquest/20101229/314904711.html
Избитый химкинский эколог Фетисов пришёл в сознание Говорить пока он не может, сообщила <РИА Новости> его супруга — Марина Фетисова.
Она уточнила, что от аппарата искусственной вентиляции лёгких эколог полностью не отключён.
Константин Фетисов был избит 4 ноября около своего дома. Неизвестные напали на него с бейсбольными битами. Эколог активно участвовал во многих громких общественных кампаниях, в частности, в кампании по защите Химкинского леса.
enwl.bellona@gmail.com, 23 января 2011 г.

ЗАЯВЛЕНИЕ Коалиции неправительственных организаций <За леса Подмосковья>

13 января Первый заместитель Председателя правления ГК «АВТОДОР» Сергей Кельбах заявил о возобновлении строительства платной автодороги Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес. <Автодор> планирует начать эту деятельность с создания некоего <Комитета по экологическому контролю>, на который будет возложена функция <общественного сопровождения> уничтожения леса (на середину января уничтожено менее 50% площади леса, намеченного под вырубку).
Согласно выводам независимой экологической экспертизы, выбранный правительственной комиссией вариант является одним из наихудших из 11 альтернативных вариантов. Его реализация приведет к фрагментации леса на несколько изолированных частей, большинство из которых будет иметь слишком малую площадь для сохранения ценных природных комплексов и объектов. Оставшиеся фрагменты северо-западной и юго-восточной частей Химкинского леса станут непоправимо деградировать под влиянием краевых эффектов. Будет неизбежно разрушен единственный экологический коридор, связывающий Химкинский лес с другими лесами Подмосковья. Поскольку Химкинский лес почти полностью окружен освоенными человеком землями и будет изолирован от остальных лесных массивов, нанесенный ущерб принципиально не может быть компенсирован. Выбранный вариант строительства не решит транспортной проблемы, поскольку трасса упирается в Бусиновскую развязку с МКАД, за которой расположен перекресток с круговым движением и улица Дыбенко, перегруженные уже сегодня.

Примечательно, что в тот же день — 13 января, когда Сергей Кельбах заявил о продолжении строительства трассы через Химкинский лес, мэр Москвы Сергей Собянин заявил о намерении расширить Ленинградское шоссе на территории Химок, несмотря на отсутствие финансирования этого проекта на федеральном уровне. Это не потребует уничтожения ценных природных объектов или сноса жилых домов. Расширение Ленинградского шоссе обеспечивает немедленное улучшение транспортной ситуации — поскольку связывает Химки и Шереметьево современным бессветофорным шоссе практически с центром Москвы. В этих условиях направление
средств российских налогоплательщиков и внутренних займов (поскольку международные финансовые организации отказались от участия в проекте) на уничтожение Химкинского леса не имеет никакого объяснения с позиций общественного блага.
Химкинский лес играет важную роль в формировании благоприятных условий для жизни людей в мегаполисе, является местом обитания растений и животных, занесенных в Красную книгу города Москвы и Московской области. Его разрушение противоречит международным обязательствам России по сохранению биоразнообразия. Особенно цинично, что уничтожение Химкинского леса планируется
завершить в год, названный ООН Годом леса.
В этой связи коалиция <За леса Подмосковья> заявляет:
— Мы рассматриваем продолжение строительства трассы через Химкинский лес как экологическое преступление и продолжим всеми законными способам защищать Химкинский лес.
— Мы не считаем возможным для членов коалиции какое-либо соучастие в совершении этого преступления, включая деятельность т. н. <Комитета по экологическому контролю> — поскольку при сохранении выбранного маршрута трассы эта деятельность не имеет перспектив и неизбежно сводится к обману общественного мнения.
— Мы поддерживаем инициативу мэра Москвы С. Собянина по незамедлительному началу проекта по расширению Ленинградского шоссе на участке МКАД — Международное шоссе и призываем Правительство РФ обеспечить приоритетное финансирование для этого проекта.
— Мы призываем инвесторов проекта <Автодора> по прокладке трассы через Химкинский лес отказаться от его финансирования, как это сделал ЕБРР.
— Мы призываем Северо-западную концессионную компанию (российских акционеров и компанию Vinci) отказаться от продолжения участия в реализации проекта скоростной платной автодороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-58 км в связи с тем, что он реализуется с нарушением российского законодательства и игнорированием мнения общественности.
Всемирный фонд дикой природы (WWF) России
Гринпис России
Социально-экологический союз
Союз охраны птиц России
Центр охраны дикой природы
Экооборона
enwl.bellona@gmail.com, 14 января 2011 г.

АКЦИЯ
Защитники Химкинского леса взяли деревья под персональную защиту
Экологи взяли под персональную защиту деревья Химкинского леса, пометив каждое из них табличкой, где указывалось имя защитника, его телефон и даже проклятие в адрес «поднявшего руку на дерево». Как пояснила главная защитница леса Евгения Чирикова, когда строители трассы Москва-Санкт-Петербург снова нагрянут сюда, экологи «обнимутся со своими деревьями и никому их не отдадут».
Защитники Химкинского леса, через который должна пройти скоростная трасса Москва-Санкт-Петербург, провели 15 января акцию, собравшись в дубраве в районе Старбеевского поля. Туда пришло около двухсот человек. Среди них были не только экологи, но представители общественных организаций и оппозиционных движений — московской «Солидарности» и «Моссовета».
Как сообщила в начале акции лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова, цель экологов — взять под персональную защиту деревья в уникальной химкинской дубраве, которой грозит уничтожение из-за строительства трассы.
«Это последняя дубрава, которая сохранилась на территории древнего Подмосковья, ей 250 лет, больше таких нет,- объяснила она.- Мы идем ближе к роднику святого Георгия, там каждый выбирает себе дерево, которое ему больше всего нравится для защиты. Я беру маркеры, листочки и мы записываем свои имена. И когда придет тревожный час, мы будем знать, какое дерево кто защищает».
Евгения Чирикова заявила, что экологи не смирились с решением властей возобновить строительство дороги через лес. Напомним, в августе 2010 года вырубку леса под трассу остановил президент страны Дмитрий Медведев. Однако 13 января 2011 года руководство компании «Автодор» сообщило, что реализация проекта возобновится в ближайшие две недели.
«Президент принял очень неправильное решение, нельзя так игнорировать свой народ,- заявила Чирикова.- Как много народу сегодня пришло, несмотря на то, что опасно, несмотря на то, что тут слежка. Он (Медведев) показал, что он слаб как политик, потому что он покусился на символ защиты своих прав. Дмитрий Медведев этого не понял. А может быть, он понял, но не счел нужным учесть мнение
народа. Он совершил большую ошибку. Забыл, что впереди будут выборы 2012 года и он спросит у народа, хотят ли люди, чтобы он был президентом еще один раз. А люди вспомнят, как он поступил по отношению к ним и скажут, знаете, Дмитрий Анатольевич, не надо больше ни вас, ни Владимира Владимировича и прочих, которые готовы продать здесь все олигархам».
«Будут прокляты поднявшие руку на это дерево» Дойдя до дубравы, Евгения Чирикова, как и обещала, начала раздавать участникам акции листы формата А4, где экологи и общественники писали свои имена. После этого листки прикреплялись скотчем на деревья. На некоторых листках, помимо имени, был указан телефон человека, который взял ответственность за дерева…
Сразу два дерева под защиту взял лидер движения «Моссовет» Сергей Удальцов. Пометил свой дуб глава московского «Яблока» Сергей Митрохин. Десятки других участников также обклеивали листочками стволы дубов. Один из участников акции, представившийся блогером Семеном, пришел на акцию в морозный день с голым торсом, где было написано «За Химкинский лес». Посиневший от холода молодой человек объяснил, что он так выражает свою позицию и солидарность с участниками акции. Юношу несколько раз просили одеться, однако он категорически отказывался.
Евгения Чирикова рассказала журналистам, что проходящую акцию и, в целом, борьбу экологов за лес поддерживает мировое сообщество.
«Эта акция получила отражение в Штутгарте, там нам выражают нам солидарность,- рассказала Чирикова.- Сейчас они не смогли приехать, но они пообещали, что, мол, ребята мы с вами. Они сделали плакат в защиту Химкинского леса, нас попросили сделать дерево в защиту Штутгарта. Мы видим большую поддержку от западных граждан и «Всемирного фонда защиты дикой природы», и Гринпис. Они требуют
отказаться от этого проекта». Комментируя информацию «Автодора» о том, что строители намерены пригласить экологов в комиссию по экологическому
мониторингу, которая будет контролировать строительство трассы, Чирикова ответила, что не будет принимать участие «ни в каких комиссиях».
«Потому что, по сути, это значит принять участие в уничтожение нашего леса,- объяснила она.- Г-н Кейбах (первый зампредседателя «Автодора») порекомендовал деревья пересаживать (дубы из дубравы). Когда человек такого уровня дает советы такой космической глупости, то мне хочется сказать: «Посмотрите, кто руководит этим проектом!» Он не удосужился ознакомиться с результатами общественно-экологической экспертизы и не удосужился как транспортник просчитать, что эта трасса не способна решить транспортную проблему. То есть, это все делается непрофессионально и глупо. Они (строители) потеряли европейские инвестиции. Поэтому пусть они себя тешат иллюзиями, что они тут, что будут вырубать. Они будут вырубать, а люди будут выходить, как это было ранее. Они будут
одних забирать, а другие все равно будут приходить».
Пригрозила Евгения Чирикова и чиновникам, причастным «к некрасивым делам».
«Мы уже видим, что чиновники, причастные к громким, некрасивым делам получают европейские санкции в свой адрес,- заявила Чирикова.- Потому что, наши чиновники любят на западе иметь счета. Они скоро поймут, что если они будут трогать нас, тронут их счета. Мы сейчас активно работаем над тем, чтобы у нас была поддержка со стороны западного сообщества».
Трасса Москва- Санкт-Петербург
Химкинский лес вот уже много лет защищают от строительства скоростной трассы Москва- Петербург. Согласно проекту, это должна быть платная трасса шириной 12 полос. Решение о ее строительстве было принято президентом РФ еще в 2004 году. Трасса должна пройти через Химкинский лесопарк, разделив его практически посередине. Как говорят экологи, со временем это приведет к полному уничтожению
лесного массива. По словам чиновников, прокладка новой дороги позволит ликвидировать пробки на Ленинградке.
Задержания
Около пяти часов вечера экологи начали уходить из леса. В это же время стало известно, что четырех участников акции задержала милиция. Как рассказал GZT.RU активист движения в защиту Химкинского леса Ярослав Никитенко, после акции люди пошли на остановку, где к ним и подошли сотрудники правоохранительных органов.
«Им угрожали оружием и без предъявления обвинений увезли»,- сообщил Никитенко. Задержанных Владимира Морозова, Тараса Вышегородцева, Алексей Семенале и Бориса Булгакова доставили в ОВД «Химки». После этого, по словам Никитенко, в лес вошел ОМОН.
«Прибежала толпа людей в шлемах. Они срывали таблички, которые мы вешали. Вот чем занимается наша милиция»,- сказал Никитенко. Активистов, по его словам, обвинили в «предвыборной агитации» и «расклейке листовок». К 20.00 двое задержанных- Владимир Морозов и Тарас Вышегородцев были выпущены из ОВД, а Бориса Булгакова милиционеры решили оставить до утра, объясняя это тем, что он «пьян и ругался матом» Между тем, начальник управления информации ГУВД Московской области Евгений Гильдеев сообщил РИА «Новости», что
информация о задержании нескольких участников акции не соответствует действительности. В ГУВД Московской области отметили также, что никаких
акций протеста по поводу прокладывания новой дороги в городе Химки не зафиксировано.
«Один человек задержан, потому что он находился в состоянии алкогольного опьянения. Он доставлен в милицию для выяснения обстоятельств»,- сказал Гильдеев.
Александра Гавычева, 15.01.2011
http://www.gzt.ru/megapolis/in_the_city/-ekologi-poobeschali-smertj-v-tri-dnya-podnyavshim-/343560.html?from=1columnupfromindex

ГОВОРЛИВЫЙ МИНИСТР НА «ЭХЕ МОСКВЫ»
А.ВЕНЕДИКТОВ: возвращаюсь к своим заготовкам, которые я с утра уже делал. Химкинский лес, четыре года тому назад мы об этом говорили.
И.ЛЕВИТИН: В этой студии.
В: В этой студии к нему и вернулись. Какова ныне ситуация с этой дорогой, возможно, с Химкинским лесом и этой дорогой, и что вы намереваетесь делать там в течение трех-пяти лет?
И.ЛЕВИТИН: После того, когда Правительственная комиссия рассмотрела два из возможных вариантов, которые были поручены президентом рассмотреть, был принят основной вариант прохождения этой трассы, и сейчас по поручению президента РФ, на этом этапе строительства принято решение о создании экологического комитета для мониторинга строительства этой автомобильной дороги, и наша компания, которая
занимается этим строительством, пригласила в этот комитет всех тех экспертов по экологии, которые готовы вместе с подрядной организацией участвовать в мониторинге строительства этой дороги — это первое.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Правильно я понимаю, что вы готовы, чтобы в этом Комитете работали и те, кто группируется вокруг защитников Химкинского
леса, Евгении Чириковой?
И.ЛЕВИТИН: Мы приглашаем всех открыто говорить о том, какие деревья необходимо будет вырубить. И более того, мы предлагаем вместе рассмотреть вопрос, какие деревья высаживать взамен тех, которые будут вырублены, и где это производить. Москва и область нам выделили места для будущих насаждений взамен тех, которые будут вырублены, и мы бы хотели, чтобы в этом мониторинге участвовали все желающие специалисты или эксперты.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Впереди какая-то реликтовая роща, как я понимаю.
И.ЛЕВИТИН: Да, есть эта роща, которая стоит как бы на развилке всех маршрутов, которые мы рассматривали.
А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть, любой маршрут, который бы пошел, задевал бы.
И.ЛЕВИТИН: Да. Любой маршрут, кроме расширения самой Ленинградки. Любой маршрут, кроме расширения Ленинградки, задевает эту дубовую рощу, и в связи с этим мы и предлагаем именно по ней конкретно, чтобы специалисты определились по тем деревьям, которые будут вырублены, или которые мы можем пересадить, каким образом это сделать.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Какова будет ширина этой дороги?

И.ЛЕВИТИН: До ста метров.
А.ВЕНЕДИКТОВ: И будет ли там все-таки разрешено строить инфраструктуру — <Макдональдсы>, заправки, туалеты?
И.ЛЕВИТИН: Нет, я это говорил вам еще в прошлый раз — вы мне задавали вопрос, почему зарезервировано два километра. Я вам тогда
говорил, что, чтобы дать возможность проектантам выбрать наиболее удобный с точки зрения и экологии и жителей Химок маршрут. И после того, когда проектная организация определится, какой это маршрут, резервирование снять с двух километров и довести его до конкретной ширины этой полосы, которая нужна для строительства этой дороги.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Не легче было бы расширить Ленинградку все-таки?
И.ЛЕВИТИН: Для того, чтобы расширить Ленинградку — там большой снос.
А.ВЕНЕДИКТОВ: 50 домов.
И.ЛЕВИТИН: Нет. 50 домов это альтернативный вариант, который мы рассматривали — это поселок Вашутино. Но он тоже проходит через дубовую рощу, и на нем нужно было еще вырубить лес примерно 80 гектаров — при том, что на основном маршруте часть леса уже вырублена. Расширение Ленинградки сопряжено как раз с переселением людей, — это первый ряд многоэтажных домов справа, если ехать в
область. Вот тогда нужно было бы подходить, а часть домов этих сносить.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Это было бы не дороже?
И.ЛЕВИТИН: Это было бы: думаю, что здесь вопрос был даже не в цене, а в том, что нужно было переселить людей с первого ряда домов, но дорога подходила ко второму ряду, и для города это было экологически не очень: для Химок. Когда общественные слушания проходили, этот вариант также рассматривался. С левой стороны идут большие магазины, и тоже нет возможности было уйти влево. А дальше там, за
этими магазинами, там новое строится жилье, новый микрорайон. То есть, по сути, этого нельзя сделать было, и мы опять входили в сам город.
Поэтому было принято — из шести вариантов остановились на одном, потом еще рассмотрели один — Вашутино.
А.ВЕНЕДИКТОВ: В этой связи, конечно, все-таки вопрос, как долго вы это будет строить — там же мост надо строить.
И.ЛЕВИТИН: Да. Начало строительства будет с моста.
А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть, сейчас вы остановились в лесу работать?
И.ЛЕВИТИН: Да. Нам сейчас трогать эту дубовую рощу сегодня ее не нужно. Потому что сейчас она не мешает строительству моста. А вот там, где прошла вырубка, там будет развязка, и там нужно будет строить развязку. Но хочу сказать, что поэтому у нас есть время, сейчас пауза.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Длинная пауза?
И.ЛЕВИТИН: Примерно год. Для того, чтобы со специалистами определиться по пересадке леса, — где его высадить, и заниматься как раз вопросами экологии.
А.ВЕНЕДИКТОВ: В этой связи говорили еще о том, что это упирается во МКАД, в Т-образный перекресток, что это бессмысленная вещь, что невозможно столько денег вложить, чтобы опять упереться в пробку.
И.ЛЕВИТИН: Да. Это не так. И с прежним руководством города, и с Сергеем Семеновичем Собяниным буквально недавно мы рассматривали — это будет вход в Москву. Но Москва должна определиться, до какой улицы мы ведем эту дорогу.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Не понял?
И.ЛЕВИТИН: Мы проходим через Бусиновскую развязку, и на ней не останавливаемся, а проходим в Москву. И дальше это может быть или
Четвертое, или Третье Транспортное кольцо. Но пока Москва нам определила до улицы Фестивальной или до улицы Королева — дойти до улицы Королева.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Этой трассой.
И.ЛЕВИТИН: Этой трассой. Дальше у нас был план выйти с этой трассой до шоссе, которое идет на Нижний Новгород, и тогда получилась бы такая хорда.
Но так как в Москве очень сложно с выделением земли и переносом коммуникаций, мы предложили сейчас проектным организациям подумать
над эстакадой. Пройти эстакадой по городу, чтобы не переносить коммуникации.
А.ВЕНЕДИКТОВ: И куда она воткнется?
И.ЛЕВИТИН: Туда же — в район улицы Королева.
http://echo.msk.ru/programs/exit/742390-echo/

ИТАК?
Золотая дорога через лес
Нашумевшая и все еще продолжающаяся история с прокладкой скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург через Химкинский заповедный лес имеет третью сторону «медали», о которой если и говорится, то не так громко и часто, как об экологической составляющей проекта.
Речь идет о том, что эта магистраль должна стать первой платной дорогой, которую построят в России с помощью концессий. А само слово «концессия» предполагает, как известно, превалирующее участие в деле частного капитала наряду с государственным. Для этого несколько лет назад и была создана первая российская «Северо-западная концессионная компания». Однако, по информации западных газет, эта платная дорога будет построена фактически на казенные, то есть наши с вами, деньги. А потом же мы с вами еще раз (или много-много раз) заплатим за проезд по этой дороге.

Но для начала — немного из истории вопроса. Несмотря на то, что законодательство ведущих западных стран все больше возлагает ответственность за отчуждение земли (аренду) для прокладки дорожных сетей на самих концессионеров, в России такие решения принимаются волевым способом. В случае с прокладкой скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург премьер-министр Владимир Путин 5 ноября 2009 г.
издал распоряжение № 1642-р, в котором черным по белому приказывается: «Перевести земли лесного фонда площадью 144,8821 гектара согласно приложению в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства автомобильной дороги», а также — «решить в установленном порядке вопрос об изменении границ лесопарковых зон». В упоминающемся «приложении» — земли Химкинского леса. На выполнение распоряжения давалось 10 дней.
Известно, что письмо экологов и сочувствующих им в адрес президента Дмитрия Медведева с разъяснениями абсурдности и незаконности уничтожения экосистемы лесопарка и с требованием отставки премьер-министра Владимира Путина не возымело ровно никакого действия.
Несмотря на то, что в доказательство противозаконности распоряжения премьера в нем приводились ссылки на множество официальных документов, которые защитники леса получили ранее в ответ на свои запросы.
Один из них — от начальника управления ГУ «Московское городское управление лесами» А. Кузнецовой, в котором сказано: «Трассировка автомагистрали выполнена с максимальным использованием земель лесного фонда. Запроектированная автотрасса полностью рассекает массив Химкинского лесопарка: Реализация проекта по данному выбору трассы нанесет ущерб лесному фонду в крупном размере не только в результате разрубки широкой просеки, но и разделит лесной массив на части, что повлечет за собой расстройство и деградацию лесонасаждений по обе стороны автомагистрали. Анализ выбранной по лесному массиву автотрассы свидетельствует о том, что авторы планировочного решения даже не предприняли попыток максимального сокращения предполагаемого ущерба лесопарку. Учитывая изложенное, Управление категорически возражает в согласовании данного выбора трассы».
Незаконность распоряжения главы правительства экологи оспаривали, ссылаясь на статью 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г.
№ 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В ней сказано, что перевод земель лесопарков под нужды капитального строительства возможен лишь в случае отсутствия альтернативных вариантов их размещения. Существование альтернативы было признано в письме министерства транспорта РФ и Росавтодора от 27 мая 2008 года № 01-9/5069, подписанном заместителем министра
транспорта О. Белозеровым. То есть еще задолго до издания премьерского распоряжения. Наличие ее признал в акте предварительного выбора участка
для магистрали даже самый «заклятый» друг экологов Владимир Стрельченко, глава г. Химки (распоряжение № 367-Р). Альтернативой, указывают экологи, вполне могла бы быть прокладка скоростной трассы не через лесопарк, а «в общем транспортном коридоре с Октябрьской железной дорогой. Еще более разумное и дешевое решение: реконструкция Ленинградского шоссе в местах пробок».
Но, как известно, никакие доводы экологов не возымели действия на президента. Видимо, исключительно для того, чтобы сохранить лицо, он пролонгировал спектакль этого политического театра абсурда, в результате чего все осталось на своих местах, — кроме Химкинской дубравы. Пока за лес шла борьба не на жизнь, а на смерть (за это время двум его защитникам проломили битами головы, один до сих пор в коме), его втихую фактически уже вырубили — 100 гектаров! Но, может, государство, распорядившись народным богатством, получило от концессионеров оплату за отчужденный (видимо, для аренды) и уничтоженный заповедный лес, переведенный в разряд промышленных земель?
По сообщениям вице-премьера Сергея Иванова, правительственная комиссия «приняла решение увеличить до 4 млрд рублей компенсацию экологического ущерба при строительстве автодороги Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес». Каким образом, кому и куда пойдут эти немалые деньги — неизвестно. При этом он добавил загадочную фразу: «Источник финансирования найден». А зачем же, спрашивается, его где-то искать, если есть напрямую заинтересованные в получении концессии и затем — прибылей и западные, и отечественные компании?
Взамен вырубленного леса было также обещано высадить в пять раз больше деревьев. Может, покупать и высаживать их станут концессионеры или, например, газо- и нефтеблаготворители за свой счет? Об этом ничего не слышно. Наверное, государство снова подмогнёт, то есть мы с вами своими налогами.
Не зря, видимо, руководство Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), с которым были предварительные договоренности о кредитовании в размере 400 миллионов евро первой дорожной концессии в России, в результате приняло решение отказаться от участия в сомнительном с разных точек зрения проекте.
Однако в Москве эту проблему решили в два счета, показав попутно, кто в доме хозяин. Владимир Путин, сообщала французская газета Les Echos, а за ней и российские «Ведомости», лично вмешался в «дубовую проблему» и быстро нашел замену западному банку с его мнительным руководством. Вместо ЕББР кредиты «Северо-западной концессионной компании» на довольно странных для России условиях выдадут: Сбербанк и Внешэкономбанк. Не откладывая в долгий ящик, подписали и кредитное соглашение — 29,2 млрд рублей сроком на 20
лет с обещанием выкупить более 70% выпуска 20-летних облигаций концессионной компании на 10 млрд рублей. Причем бумаги эти будут выпущены под государственную гарантию.
Кроме того, Сбербанк России откроет «Северо-западной концессионной компании» возобновляемую кредитную линию на 4,5 млрд рублей.

Кредит для компании будет почти незаметным: его планируется погашать за счет возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость на строительство. А еще 23 млрд рублей компания напрямую получит от государства — из инвестиционного фонда. Заметим, что доходы от эксплуатации дороги (согласно концессионному договору) до 2039 года будут течь в карманы учредителей «Северо-западной концессионной компании». Несмотря на то что представители компании о запланированных доходах молчат, по оценкам независимых экспертов они могут составить 275 млрд рублей за 30 лет. Причем, по условиям договора, если доход за год окажется ниже расчетного, то государство компенсирует недостачу. А если компания получит сверхдоходы, то государство и концессионер поделят их пополам. Золотая дорога!
Как известно, участниками «Северо-западной концессионной компании» выступают также и иностранцы — о сотрудничестве с ними больше всего и предпочитают распространяться российские официальные лица. Однако известно и то, что превалируют и решают все в этом пока еще плохо освоенном бизнесе по элегантному «распилу» бюджета наши, российские предприниматели. По сообщениям ряда интернет-изданий, а также газеты «Ведомости», платную дорогу на государственные деньги построят нам структуры знакомых премьера Владимира Путина — Юрия Ковальчука и Аркадия Ротенберга. Кто бы в современной России в чем-то подобном сомневался?

Интересно, что среди зарубежных партнеров всплывает имя известного на Западе оператора платных дорог — португальской компании Brisa Auto-Estradas de Portugal, протокол с которой о концессионных намерениях во время визита в Лиссабон премьер-министра России Владимир Путина еще в 2007 году подписала российская управляющая компания «Лидер». Обе они (вместе с иными) также стали победителями в концессионных конкурсах на строительство платных дорог Москва — Петербург, а также Москва — Минск. «Возможное участие опытной португальской компании-оператора Brisa Auto-Estradas de Portugal в строительстве в нашей стране первых платных дорог, — говорит независимый эксперт по концессионному законодательству России Александр Калько, — наводит на мысль о том, с какими сложностями
столкнулась в свое время Португалия при введении платной сети магистралей у себя дома. Речь идет, прежде всего, о недостаточной изученности общественного мнения в отношении платных дорог в небогатой стране. Форсирование этой идеи в Португалии привело в свое время к мощному движению населения против расширения сети таких дорог».
Об этой же социальной стороне дела предупреждают и американские специалисты на сайте Министерства транспорта США, изучившие португальский концессионный опыт: «Следует отметить, — пишут они, — что призыв к вливанию частного капитала в финансирование дорогих магистралей не сопровождался (в Португалии) соответствующим призывом к необходимости развития платных дорог. В результате — по всей стране началось движение против строительства новых платных дорог». Португальцы признают, что главные магистрали, которые уже отданы в концессию Brisa Auto-Estradas, могут оставаться платными, но они решительно выступают против дальнейшей коммерциализации дорог.
К слову, в Китае за последние пять лет построено 639 тыс. километров бесплатных дорог. Здесь за десять дней строят столько, сколько в России — за год. (Российское правительство пообещало, что в следующие пять лет у нас проложат аж 14 тыс. километров магистралей.
При этом стоимость 1 километра четырехполосной автострады китайцам обходится в $2,9 млн, бразильцам — $3,6 млн, а нам — $12,9 млн) А в США уже давно построены все мыслимые и немыслимые дороги и развязки. Но здесь по сравнению с Европой дорожные концессии пребывают все еще в эмбриональном состоянии. Богатая Америка, нахваливая Европу за введение платных дорог для населения, предпочитает, чтобы ее граждане ездили по великолепным автотрассам бесплатно.
Алла Ярошинская, Росбалт, 21/01/2011, http://www.rosbalt.ru/2011/01/21/810923.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *