Опубликовано

ЭКОЛОГИ ПИШУТ НОВОМУ МЭРУ МОСКВЫ

Ученые рассказали новому мэру Москву об экологических проблемах города
Известные ученые и представители экологических организаций обратились к Собянину с просьбой обратить внимание на экологические проблемы столицы. Об этом они сообщили во вторник журналистам.
В частности, представители <Гринпис> в письме новому мэру Москвы поинтересовались его позицией по отношению к мусоросжигательным заводам (МСЗ). Директор по программам <Гринпис России> Иван Блоков напомнил, что ранее Юрий Лужков отменил под давлением общественности постановление о строительстве в городе шести новых МСЗ. Экологи отметили, что в случае, если Собянин решит вернуться к программе строительства заводов, то в городе необходимо провести референдум по этому вопросу.

В другом письме мэру затронута проблема <катастрофического> влияния московской экологии на здоровье горожан. Его подписали представители научного совета РАН по проблемам экологии, Института проблем экологии и эволюции РАН, Московского госуниверситета инженерной экологии, Института медико-биологических проблем РАН, Института географии РАН и другие. Авторы обращения указывают, что истинное состояние экологической ситуации, ее связь со здоровьем граждан не привлекает должного внимания или замалчивается.
<Москва по злокачественным образованиям у детей и по общей детской заболеваемости входит в тройку худших субъектов федерации>, — добавил член-корреспондент РАН Алексей Яблоков.
<Необходимо в ближайшее время организовать переговоры с участием представительной, исполнительной власти и широкой общественности, обсудить создавшееся положение с экологией города и наметить пути выхода из этого положения>, — заявил председатель Экспертного совета по экологической политике Мосгордумы Александр Чумаков.
Поднимают экологи и вопрос пересмотра Генплана развития столицы до 2025 года. <Необходимо пересмотреть Генплан и все документы планировки озелененных территорий, предусмотрев сохранение зеленых зон, исключение всякого строительства в них, отменив то, что запланировано>, — считает председатель Московской экологической ассоциации Галина Морозова.
Кроме того, по мнению экологов, в городском бюджете содержание зеленых насаждений должно относиться к мероприятиям по охране окружающей среды, а не по благоустройству, как в настоящее время. Под предлогом <благоустройства> расходуются значительные бюджетные средства, считают экологи. Например, создаются искусственные газоны, содержание которых требует в двадцать раз больше средств, чем естественных, убирается являющаяся естественным удобрением осенняя листва. При этом действующие в Москве с 2002 года Правила
содержания зеленых насаждений, по их словам, даже не прошли экологическую экспертизу и постепенно убивают московскую экологию.
9.11.2010,http://www.gazeta.ru/news/social/2010/11/09/n_1569385.shtml

Листья в городе
Инициативные группы московских районов Ясенево, Тёплый Стан, Северное Чертаново и Щукино 10 ноября 2010 г. передали мэру города С. Собянину письмо с требованием прекратить сбор опавшей листвы в городе, о чём сообщает российское отделение <Гринписа>.
Протестующие  и  <Гринпис>, поддерживающий их позицию, ссылаются на постановление московского правительства от 11 мая 2010 года (№ 386-ПП). В приложении к постановлению под названием <Правила создания, содержания и охраны   зелёных насаждений города Москвы> прописаны, в том числе, правила уборки листьев:
<На газонах лист сгребать на полосе шириной: вдоль городских магистралей и на внекатегорийных объектах — до 25 метров; вдоль улиц и проездов районного значения, вдоль шоссейных дорог на территории области, обслуживаемых городскими и окружными дорожными службами, — до 10 метров; вдоль дворовых проездов и проездов в парковых зонах — до 5 метров, а также на дворовых территориях с искусственным покрытием, в том числе детских и спортивных площадках. На газонах остальных территорий, в том числе лесопарков,
парков, скверов, бульваров лист не убирается>.
По информации протестующих, этой осенью сбор листвы не ограничился полосами вдоль дорог, а принял тотальный характер. После безуспешных обращений в органы исполнительной власти города жители Тёплого Стана, Ясенева, Октябрьского поля стали выходить на своеобразные <субботники> и разбрасывать уже собранные листья. В ответ на это, по информации участников протестов, в районные организации стали поступать распоряжения ускорить сбор опавшей листвы. С точки зрения противников уборки листьев, это наносит
ущерб экологии лесопарковых зон, чиновники же преследуют свои коррупционные интересы, связанные с выделением лишних средств на уборку города и возможностью сдавать листья, как потенциальное удобрение, на переработку в <аффилированные>  сельскохозяйственные организации.
Однако экологический аспект уборки листьев не так однозначно воспринимается даже специалистами.
С одной стороны, листья — удобрения и пища для мелкой фауны (червей, муравьёв и т.п.), и их изъятие из лесопарковой экосистемы может вызвать её деградацию.
По наблюдениям, из московских лесопарков пропадают муравейники, исчезают птицы, засыхают деревья, что специалисты связывают с излишней тягой городских властей к чистоте.
11 ноября 2010, Кирилл Дегтярёв, www.rgo.ru/2010/11/listya-v-gorode

Экологи бьют тревогу: состояние окружающей среды столицы на грани катастрофы. Они считают, что утвержденный Генплан лишь усугубляет текущее положение дел, и просят власти города пересмотреть ряд градостроительных документов.
На заседании экспертного совета при Мосгордуме ученые и чиновники обсудили возможные пути решения экологических проблем столицы.
На заседании экспертного совета, прошедшем во вторник вечером, было очень многолюдно: участникам встречи пришлось даже переместиться в более просторную аудиторию. Об экологических проблемах Москвы пришли высказаться представители экологических ассоциаций, академического сообщества, НИИПИ Генплана, Мосэкомониторинга, департаментов природопользования, жилищной политики и жилищного фонда и т.д.
Точечное строительство и возведение парковок неминуемо сокращают количество зеленых насаждений. По словам председателя Московской экологической ассоциации Галины Морозовой, так называемое <компенсационное озеленение> ситуацию не исправляет: как правило, деревья высаживаются не в тех же районах, а на землях, уже занятых растительностью. По нормативам на одного человека должно приходиться не менее 24 кв. метров зеленых насаждений общего пользования, тогда как в 2009 году этот показатель составлял всего 14 кв. метров.
Большие объемы строительства жилья оборачиваются увеличением количества населения, а площадь зеленых насаждений не увеличивается пропорционально этому росту, констатируют экологи.
<Содержание озелененных и природных территорий и компенсационное озеленение необоснованно превращены в одни из самых затратныхстатей  городского бюджета (по бюджету 2011 года на них приходится 4,5 млрд рублей, это более 80% всех расходов на охрану окружающей среды), причем с отрицательным экологическим эффектом>, — говорится в подготовленном обращении экологов к мэру Сергею Собянину.
По словам научного руководителя Института проблем транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, еще одной проблемой Москвы является использование центра столицы в качестве транзитной зоны. <Если мы не займемся на оперативном уровне связками на периферии, и будем гонять автомобили через центр, мы не сдвинемся с мертвой точки>, — заявил эксперт. Также г-н Блинкин выступил с предложением внести изменения в существующий Градостроительный кодекс РФ, который предусматривает планирование города в административных границах, тогда как в других мегаполисах мира этот процесс происходит в границах агломерации. По мнению Михаила Блинкина, в столице необходимо развивать сеть рельсового транспорта — это поможет решить часть экологических проблем: <За 20 лет во всех мегаполисах стихийно развивался рельсовый транспорт, а у нас за 15 лет была уничтожена треть трамвайных путей в столице. Кроме того, под маской социальных целей выпускаем на дороги старые автомобили, которые вредят окружающей среде>.

Эксперт заявил, что в Генплане Москвы нет ни слова про <задымление>, с которым горожанам пришлось столкнуться прошедшим летом.
<Это серьезный вопрос, который стоит всех транспортных проблем. Москва задохнется, если такое повторится во второй раз>, — отметил он. Как сообщил <Московской перспективе> заведующий научно-проектным отделением сохранения и развития природного комплекса Института генерального плана Москвы Александр Минин, Генплан вопросы <задымленности> действительно не решает: это находится за пределами его компетенции. На самом деле в городе уже существует система <очистки воздуха>, в которую сложно внести дополнительные изменения, заявил г-н Минин. Относительно <розы ветров> город спроектирован так, что в нем происходит постоянное естественное обновление воздушных масс.
По словам экспертов, к решению экологических проблем города нужно подходить комплексно. <Мы предлагаем в конце февраля — начале марта провести научно-практическую конференцию с участием представителей властных структур Москвы и Московской области, ученых и общественных организаций, так как границы экологических проблем трудно обозначить>, — сказал на заседании председатель совета по экологической политике Александр Чумаков.
Вполне возможно, что предложения экологов будут выслушаны новыми властями города: ранее Сергей Собянин заявил о своем намерении оптимизировать столичный Генплан. Распоряжением мэра была создана градостроительно-земельная комиссия города, одной из основных функций которой станет рассмотрение вопросов, связанных с внесением изменений в Генеральный план Москвы и правила землепользования и застройки.
Прежде всего, по мнению независимых экологов, необходимо провести межевание городских земель и закрепить на местности придомовые территории с зелеными насаждениями, детскими и спортивными площадками, запретив на них любую коммерческую деятельность.
Ученые и специалисты настаивают на запрете застройки и переводе в земли ограниченного пользования земельных участков, занятых парками, площадями, улицами, проездами, бульварами, автомобильными дорогами и другими объектами общего пользования. Если мэр Сергей Собянин прислушается к предложениям экспертного совета, в будущем, возможно, проведут инвентаризацию всех действующих инвестиционных контрактов, предусматривающих строительство или реконструкцию градостроительных объектов. Ряд контрактов, в ходе реализации которых были хотя бы частично нарушены строительные нормы и правила, может быть расторгнут.
Ольга Большакова, Московская перспектива, 25.11.2010
archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=28938&fl=1&sl…

Мэру Москвы Собянину С.С., 3 декабря 2010 г.
ОБРАЩЕНИЕ
О вопросах обращения с отходами в г. Москве.
Уважаемый Сергей Семенович!
Общественные организации и представители различных социальных сообществ, выражающие интересы жителей города Москвы, обращаются к Вам с просьбой обеспечить создание в Москве системы обращения с отходами, основанной на сокращении объемов их образования и максимизации вторичной переработки, в т.ч. опасных отходов.

I. С 2005 г. в Москве действует Закон «Об отходах производства и потребления в городе Москве» (далее — Закон), который фактически не применяется на практике. Просим Вас обеспечить исполнение Закона и разработку необходимой законодательной базы, которая бы стимулировала и обеспечила развитие раздельного сбора отходов и их переработки в г. Москве:
1. В настоящее время основные идеи законодательства в области обращения с отходами не изменились по сравнению с 2008 г, когда жители города выступили против строительства кольца мусоросжигательных заводов. Как и тогда система обращения с отходами строится на сжигании и захоронении. Предлагаемые сортировочные мощности рассчитаны на покрытие не более трети всего потока отходов, что в незначительной мере повысит уровень извлечения вторсырья по сравнению с существующим, более половины отходов к сжиганию не пройдут
предварительную подготовку. Сжигание же мусора без его предварительной сортировки ставит под угрозу здоровье всех жителей Москвы.
Просим обеспечить соблюдение одного из основных принципов обращения с отходами г. Москвы — приоритет переработки отходов перед их уничтожением (п. 5 ст. 3 Закона).
2. В Москве острее, чем в других городах, стоит проблема тары и упаковки — концентрация супермаркетов огромна и проблема гиперупакованности всех товаров очевидна. Объем пластиковой упаковки с каждым годом растет. Законопроект об упаковке рассматривается на федеральном уровне, однако Москва должна сделать решительный шаг в направлении введения ответственности производителя и продавца
упаковки. Просим обеспечить соблюдение другого важного принципа в области обращения с отходами г. Москвы — минимизация образования отходов и уменьшение степени их опасности (п. 3 ст.3 Закона).
3. В г. Москве, как и во всей России, остро стоит проблема переработки электронных отходов, которые включают в себя батарейки, компьютеры, мобильные телефоны и др. Переработка этих и других опасных отходов зачастую нерентабельна, поэтому предприятия-переработчики могут осуществлять ее только при оплате таких услуг (ртутьсодержащие объекты, в т.ч. энергосберегающие лампы; покрышки; объекты, содержащие опасные химические элементы, и др.). Очевидно, что такие услуги не пользуются популярностью у юридических и физических лиц — источников образования опасных отходов. Таким образом опасные отходы бесконтрольно попадают на свалки или сжигаются, что наносит непоправимый ущерб экологии города и здоровью населения. Просим принять срочные меры для исправления ситуации, которые могут быть выражены не только в законодательном закреплении ответственности за производителем таких товаров, но и во внедрении системы
маркировки опасных химических веществ в товарах, создании денежных фондов, бюджетном финансировании переработки опасных отходов или др. мерах,
которые приведут к минимизации объемов образования опасных отходов и уменьшению степени их опасности.
II. Существующие на данный момент мощности по сортировке и переработке позволяют в ограниченных объемах внедрять селективный сбор мусора на отдельных территориях. Просим Вас дать указания по внедрению системы раздельного мусора на объектах, где это наименее трудозатратно и наиболее соответствует просветительским целям:
1. Административные здания органов власти Положения Программы Правительства на 2010 г. в части внедрения раздельного сбора в зданиях органов исполнительной власти не выполнены;
2. Парковые зоны и ООПТ г. Москвы
Внедрение раздельного сбора мусора на ООПТ предусмотрено в рамках концепции сохранения и развития ООПТ г. Москвы на 2011-2013 гг., однако никаких шагов в данном направлении не предпринимается. Природные территории — это уже готовые площадки для осуществления проверки и продвижения селективного сбора, площадка для ведения разъяснительной работы с населением. Благодаря Природным территориям мы сможем сделать москвичам настоящую «экологическую прививку», а также отработать алгоритм развития раздельного сбора отходов в Москве.
III. Население играет определяющую роль в развитии системы обращения с отходами, поскольку ни одна механическая сортировка не сможет обеспечить такой уровень извлечения вторсырья, какой может обеспечить селективный сбор у источников образования отходов. За все время обсуждения данного вопроса в Москве, в т.ч. в рамках проведения различных экспериментов, с населением не велась разъяснительная и агитационная работа. Мировой и отечественный опыт доказал необходимость проведения таких работ, причем начинать их целесообразнее с опережением действий по внедрению технической базы. Просим дать распоряжение незамедлительно приступить к разработке программы по работе с населением, обеспечить бюджетное финансирование таких работ.
IV. Просим обеспечить доступность и прозрачность информации о существующей системе обращения с отходами в г. Москве, а также о планируемых действиях в данной области; обеспечить разработку механизма отчетности ответственных органов, возможность общественного контроля.
Сейчас Москва по уровню обращения с отходами находится на задворках цивилизованного мира и нам, жителям Москвы, стыдно за столицу.
Мы, нижеподписавшиеся, готовы оказать всемерную поддержку властям города в решении вопроса ТБО, в т.ч. в части просвещения населения и привлечения его к раздельному сбору отходов. Решение данного вопроса невозможно без непосредственного участия города, наши инициативы «снизу» очень нуждаются в поддержке «сверху». Мы ждем от власти первого шага, чтобы начать идти в ногу со временем. enwl.bellona@gmail.com, 7 декабря 2010 г.

ЭКОЛОГИ ПИШУТ НОВОМУ МЭРУ МОСКВЫ: 2 комментария

  1. кто здесь пишет высказывания об проблемах

    1. Сообщения «выкладывает» модератор сайта, а что?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *