Опубликовано

ХИМКИНСКИЙ ЛЕС: ВОЗВРАТ НА КРУГИ СВОЯ?

НОВОСТИ
Правительственная комиссия приняла решение проложить высокоскоростную трассу Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес.
Президент Дмитрий Медведев, на вмешательство которого до последнего рассчитывали защитники Химкинского леса, умыл руки и поддержал решение комиссии, заявив, что «проект вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно», и свалив вину на прежние московские власти.
Таков «сухой остаток» истории, долгое время находившейся в центре внимания не только российских, но и зарубежных СМИ, и ставшей знаковой: от того, кто победит в этом противостоянии — власть или граждане, — зависело очень многое. Результат — классическая «разводка».
Сперва президент приостановил работы по прокладке трассы после ряда громких акций протеста, и поручил главе кремлевской администрации Сергею Нарышкину и премьеру Владимиру Путину разобраться с ситуацией и обсудить с общественностью планы по маршруту прокладки трассы, потом провели слушания, где проигнорировали мнение защитников леса, а потом решение передали правительственной комиссии, которая (как и ожидалось) вернула дело к тому, с чего оно начиналось. А президент, который имел все основания запретить строительство трассы через лес, вместо этого заявляет, что «в ходе подготовки решения, в результате активного диалога между экологами, представителями гражданского общества, существенно были увеличены компенсационные меры», и что он «надеется, что они минимизируют
ущерб, который был нанесен».
«Мы надеемся, что президент проявит политическую волю. От того, какое решение примет Медведев, станет понятно, на чьей он стороне — коррумпированных чиновников или общества. И от этого решения будет зависеть результат президентских выборов 2012 года, так как большинство граждан против прокладки дороги через Химкинский лес». Это говорил один из защитников Химкинского леса Ярослав Никитенко, узнав о решении правительственной комиссии, но еще не зная о реакции президента. Что же, ответ на вопрос, на чьей стороне Медведев, получен.
По словам главы правительственной комиссии, вице-премьера Сергея Иванова, участок трассы через Химкинский лес будет построен до конца 2013 года. Восьмикилометровый участок скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург в районе Химкинского леса не будет предусматривать наличия дорожной инфраструктуры, дорога будет огорожена шумозащитными щитами. «Только дорога, — пообещал
вице-премьер. — Прямой, как стрела, участок дороги, и вдоль этого участка на протяжении восьми километров везде будут поставлены шумозащитные экраны, а также прорыты под дорогой места миграции возможной представителей животного мира».
Также принято решение увеличить компенсационные выплаты за экологический ущерб от строительства с 3 млрд рублей до 4 млрд. рублей. «Источник этих средств найден», — заявил вице- премьер, отметив, что в истории России еще не было случая такого объема компенсационных выплат на ликвидацию экологического ущерба, связанного с вырубкой лесонасаждений.
Вместо вырубленных 100 га леса решено высадить 500 га, добавил Иванов. Кроме того, Министерство природных ресурсов РФ предлагает придать Химкинскому лесу статус особо охраняемой территории, сообщил глава министерства Юрий Трутнев.

«Изначально на выбор трассы повлияла неконструктивная позиция прежних московских властей, так как один из альтернативных проектов
не был реализован из-за бизнес-проектов структур, близких к московскому правительству», — уверяет пресс- секретарь президента.
Действительно, участки земли, по которым мог пройти альтернативный вариант трассы, были приобретены компанией «Интеко», принадлежащей
Елене Батуриной, но они были проданы еще до того, как был утвержден план строительства через Химкинский лес.
По словам губернатора Московской области Бориса Громова, строительство трассы через Химкинский лес возобновится уже 15 января.
Защитники Химкинского леса не исключили, что обжалуют решение о строительстве трассы в судах. Один из их исков уже рассматривается в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.
Коалиция «За леса Подмосковья» («Защитники Химкинского леса», Всемирный фонд дикой природы России, Союз охраны птиц России, Социально-экологический союз, «Гринпис России» и Центр охраны дикой природы России) восприняла решение о строительстве автомобильной дороги через Химкинский лес как пренебрежение общественными интересами.
В заявлении коалиции подчеркивается, что ни один представитель коалиции «За леса Подмосковья» не принимал участия в обсуждении строительства, и что информация, на которой базировалось обсуждение, а также механизмы и критерии принятия решения остаются неизвестными общественности. Деятельность правительственной комиссии в коалиции расценили, как «еще одно проявление беззакония и
пренебрежение общественными интересами, которые уже не раз демонстрировались лоббистами данного проекта», и как «еще одну попытку давления на общественное мнение с очевидной целью — заставить смириться с принятым за закрытыми дверями коррупционным решением».
Известный эколог, советник РАН, лидер фракции «Зеленая Россия» в партии «Яблоко» Алексей Яблоков в интервью сайтe newsru.com сказал, что считает решение правительственной комиссии о прокладке автотрассы через Химкинский лес политическим и опасным для Московского региона. «Я думаю, что это решение неправильное, решение политическое, оно никак не оправдано экологически. Оно опасно для Москвы, для Подмосковья и выгодно только для строителей, потому что они будут осваивать эти огромные деньги», — заявил Яблоков.
Он подчеркнул, что Химкинский лес — ценная природоохранная территория, потому что это один из немногих больших лесных массивов, которые окружают Москву. «Его экологическая роль в очистке воздуха, в защите от загрязнений, в производстве кислорода огромная», — подчеркнул эколог.
У него не вызвали доверия заявления о компенсационных выплатах экологического ущерба в связи с прокладкой трассы через Химкинский лес. «Я думаю, компенсации будут сравнительно небольшие, потому что они будут по кадастровой стоимости. А кадастровая стоимость лесов занижена тысячекратно. И потом, кому пойдут эти компенсации?» — заметил Яблоков.
Кроме того, эколог выразил недоумение по поводу планов высадить на северном участке Москвы в районе МКАД 500 гектаров леса взамен вырубленных 100 гектаров под строительство трассы: «Это абсолютно нереальная компенсация, для этого просто нет места». «Если они это сделают, это они какие-то великие фокусники. Где они возьмут эти 500 гектаров территории под Москвой, которые они хотят засадить лесами? Они наверняка это сделают в пределах, например, национального парка Лосиный остров, в лесничествах, которые и так уже выделены для зеленых насаждений», — заключил Яблоков.
20 декабря 2010 года будут оглашены результаты работы независимой экспертной группы по анализу различных вариантов прохождения трассы. Результаты будут представлены президенту России. Впрочем, вряд ли это на что-то теперь повлияет — защитников Химкинского леса элементарно «кинули».
Борис Вишневский, 15/12-2010
http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2010/Yablokov-Himki

ПРЕЗИДЕНТ И ДРУГИЕ
Менять решение по Химкинскому лесу поздно, считает президент Дмитрий Медведев не оправдал надежды защитников Химкинского леса. По его мнению, сейчас уже поздно менять проект трассы Москва-Санкт-Петербург.
Защитники леса обещают устроить <колоссальный скандал>.
Президент России Дмитрий Медведев считает, что любые сложные проекты, затрагивающие интересы граждан, экологические вопросы, должны обсуждаться, быть предметом диалога между властью, бизнесом и гражданским обществом. Об этом заявила журналистам пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. <Глава государства считает, что пример с Химкинским лесом должен быть уроком того, что
такой диалог необходим>, — заявила она.
Также нельзя отрицать, добавила Тимакова, что проект вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно. В ходе подготовки решения, в результате активного диалога между экологами, представителями гражданского общества, существенно были увеличены компенсационные меры. <Он надеется, что они минимизируют ущерб, который был нанесен>, — сообщила Тимакова.
Сегодня утром правительственная комиссия приняла решение проложить высокоскоростную трассу Москва — Санкт-Петербург по первому варианту, то есть через Химкинский лес. О решении сообщил председатель комиссии вице-премьер Сергей Иванов. Это решение <полностью юридически обосновано>, заявил Иванов.
<По поводу строительства трассы по указанному варианту есть решение Верховного суда. Как мы можем игнорировать это обстоятельство?
Мы вообще правовое государство или нет?> — заявил вице-премьер.
Напомним, работы по прокладке трассы были приостановлены в конце августа по решению Дмитрия Медведева, после ряда громких акций протеста жителей Химок и Москвы против прокладки магистрали непосредственно через лес. По другому варианту, трасса должна была пройти через земли Молжаниновского района — в этом случае потребовалось бы вырубить почти вдвое меньше леса, но расселить пришлось бы не два жилых дома, как в первом варианте, а куда больше.
Кроме того, при пересмотре решения в пользу леса из проекта, вероятно, выбыл бы иностранный инвестор — французская компания Vinci, которая участвует в этом проекте через Северо-Западную концессионную компанию. В случае отмены решения о прокладке трассы через лес
пришлось бы проводить новый конкурс, а значит, выплачивать неустойку победителям предыдущего в размере около 5 млрд рублей. Позиция французской стороны обсуждалась на прошлой неделе на встрече Медведева с французским премьером Франсуа Фийоном в Москве.
Защитники леса до последнего надеялись на защиту президента. <26 августа президент остановил строительство дороги через Химкинский лес, и, значит, никто, кроме него, не может принять окончательное решение по этому вопросу>, — пояснил логику экологов активист Движения в защиту вопросу>Химкинского леса Ярослав Никитенко.
<Мы надеемся, что президент проявит политическую волю и не станет прятаться за спину Иванова. И от того, какое решение примет Медведев, станет понятно, на чьей он стороне — коррумпированных чиновников или общества. И от этого решения будет зависеть результат президентских выборов 2012 года, так как большинство граждан против прокладки дороги через Химкинский лес>, — заявил Никитенко утром.
<Наша борьба продолжится в том же духе>, — заявил <Газете.Ru> представитель движения Сергей Агеев, отвечая на вопрос о дальнейших действиях защитников Химкинского леса. <Мы как действовали, так и будем действовать, — заявил он. — Ведь это огромный, колоссальный скандал. Проблема уже вышла на мировой уровень, поэтому скандал будет большой>.
В частности, защитники леса надеются повлиять на иностранных инвесторов проекта, однако как именно, они пока не решили.
По словам Иванова, строительство начнется только после окончательного одобрения проекта Дмитрием Медведевым. Доклад правительственной комиссии с решением о прокладке трассы через Химкинский лес будет направлен президенту сразу после заседания комиссии. <Мы в нем изложили все <за> и <против>. Мы понимаем, что тема резонансная. Мы постарались максимально объективно подойти ко всем аспектам
строительства дороги и очень внимательно, поверьте, рассматривали все экологические аспекты>, — заверил Иванов.
Представители <Автодора> сообщили, что готовы приступить к работе в кратчайшие сроки. Напомним, что значительный участок леса был вырублен еще летом.
В свою очередь, член Общественной палаты Анатолий Кучерена заявил, что палата берет дальнейшее строительство под свой контроль.
<Мы договорились, что Общественная палата совместно с экологическими движениями, с гражданами будет осуществлять общественный контроль
за тем, как будут развиваться события>, — заявил адвокат. Как подчеркнул А. Кучерена, <мы события>договорились, что там (на участке через Химкинский лес) не будет никакого сервиса — никаких хачапурен и даже заправок>. <Речь идет о том, чтобы не было дальнейшего расширения трассы в лес, чтобы его вырубка была минимизирована>, — сказал он.
20 декабря в Общественной палате будут представлены итоги независимой экспертизы проектов прокладки трассы Москва — Санкт-Петербург, проводившейся под руководством заслуженного эколога России Тамары Злотниковой.
По словам помощника президента Аркадия Дворковича, вероятность принятия решения о строительстве трассы по альтернативному маршруту
через Молжаниново была значительно выше несколько лет назад. Помощник президента рассказал <Газете.Ru>, что <если бы сейчас был 2003-2004 год, то, исходя из анализа разных вариантов строительства дороги, вероятность принятия решения о другом маршруте была бы существенно выше>. Он напомнил, что на прошлой неделе властями Санкт-Петербурга было принято решение о переносе места строительства <Охта-центра>. <Когда есть желание, можно решать по-другому>, — отметил помощник президента.
Помощник президента пояснил, что в ходе подготовки решения была проверена законность и соответствие международным нормам утвержденного варианта маршрута скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург. <И законность, и соответствие международным нормам были подтверждены надлежащим образом. Соответствие международным нормам было проверено прежде всего концессионером>, — заявил он <Газете.Ru>. Французская компания Vinci не пошла бы в этот проект, если бы не была на 100% уверена в соответствии утвержденного правительством проекта международным нормам.
Строительство скоростной трассы будет контролироваться на протяжении всех работ. <Надо, я думаю, поставить видеокамеры на участках, связанных с наибольшими рисками для экологии>, — заявил Дворкович <Газете.Ru>. Он отметил, что наиболее сложный участок — это строительство моста через канал.
По итогам обсуждения в российское законодательство будут внесены доработки. В частности, будет внесена поправка, обязывающая при строительстве считать вырубку леса не по кадастровой стоимости, как это есть сейчас, а по рыночной. <Это означает, по сути, что нужно не столько же посадить (деревьев), а в несколько раз больше>, — заявил Дворкович.
Ряд решений будет касаться самого Химкинского леса. Ему будет возвращен статус природного парка регионального значения, будет запрещено вести строительные работы в устье Клязьмы во время наиболее опасного периода для рыб — весной и в начале лета.
Алия Самигуллина, Светлана Бочарова, Мария Железнова, 14.12.10
http://www.gazeta.ru/politics/2010/12/14_a_3465653.shtml

ЭКСПЕРТЫ
14 декабря на заседании правительственной комиссии было принято решение, что автотрасса Москва-Петербург пройдет через Химкинский лес. Этот участок дороги построят в 2013 году, на компенсацию экологического ущерба будет затрачено 4 миллиарда рублей. Как сообщила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, первоначальный выбор маршрута дороги, предусматривающий вырубку деревьев,
был сделан из-за неконструктивной позиции прежних московских властей. Строительство вышло на ту стадию, когда остановить его было невозможно, отметила Тимакова. Коалиция «За леса Подмосковья» считает решение нелегитимным и намерена обжаловать его в суде.
Владимир Кара-Мурза: Накануне на заседании правительственной комиссии, которое было посвящено строительству магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, принято решение, что трасса Москва — Санкт-Петербург пройдет через Химкинский лес. Вице- премьер Сергей Иванов рассказал, что решение комиссии вступит в силу после того, как его одобрит президент Медведев. Для многих августовское
решение президента разобраться в обстоятельствах вырубки тысяч деревьев для прокладки магистрали показалось залогом спасения леса. Общественности тогда пообещали учесть ее мнение и рассмотреть все возможные варианты. И вот выясняется, что другого варианта просто нет.
Отметим, что власти приняли решение пойти на уступки экологам.
Принято решение об увеличении суммы компенсационных выплат за экологический ущерб с 3 до 4 миллиардов рублей. Кроме этого участок магистрали протяженностью 8 километров в районе Химкинского леса не будет предусматривать наличие дорожной инфраструктуры.
Защитники Химкинского леса призывают всех москвичей и жителей Подмосковья выйти 31 декабря на акцию протеста, об этом заявил активист движения
Ярослав Никитенко.
На Триумфальной площади будет и лидер защитников леса Евгения Чирикова. Коалиция «За леса Подмосковья», основу которой составляют защитники Химкинского леса, заявила о том, что выдвинет своего кандидата на выборах президента России в 2012 году.
Считать ли поражением гражданского общества решение о прокладке трассы через Химкинский лес? Об этом сегодня в нашей программе говорят лев Пономарев исполнительный директор общероссийского общественного движения «За права человека», Алексей Яблоков, член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Центра экологической политики, глава фракции «Зеленая Россия», член
политкомитета партии «Яблоко» и Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. Какой вариант прокладки трассы вы бы считали наиболее оптимальным?
Михаил Блинкин: По-русски нельзя сказать наиболее оптимальный, нужно сказать оптимальный. Это достаточно. Пункт второй: я эксперт, а не общественный деятель. Я свою позицию высказал публично неоднократно на самых разных уровнях. Принята другая позиция. После принятого решения, что мне сказать? Я могу подтвердить, что вопрос не в варианте трассы, а вопрос в том, что мы строим. Если мы строим магистраль на Санкт-Петербург новую, то надо понять, мы стоим с вами на Бусиновской развязке и смотрим в сторону Питера, у нас с вами с одной стороны, если вперед смотреть в сторону Питера, водная гладь, называется канал имени Москвы, в Химкинское водохранилище переходит, это один водоем, его надо пересечь, этот мост никто не начал строить. За спиной у нас еще не существующая северная рокада, ее только предстоит построить в Москве. Насколько я понимаю, в 11 году она строиться не начнется. Дорогу откуда, куда мы строим? Пока не сооружен этот мост, пока не развернуты дороги, спор о том, куда дальше от моста идти, чуть правее по лесу
или чуть левее по альтернативному варианту, господа, у нас для этого есть три-четыре года. Сегодня, хорошо, вырубим лес, построим дорогу, что она будет соединять? Причем тут дорога до Питера? Чтобы сделать первый шаг к Питеру, надо пересечь реку, канал имени Москвы. Мост мы не строим. Я вообще не понимаю, какое решение мы приняли. То есть вместо того, чтобы спокойно, рассудительно понять,
что нужно для решения транспортных проблем на трассе Москва — Санкт-Петербург. Неотложно вчера нужно было что-то делать с головным участком существующей Ленинградки. Вместо того, чтобы старых детей отмыть, решили новых рожать. Хорошо, давайте нового ребенка рожать, но здоровенького ребенка, а не того, у которого вход в Москву отсутствует и обратный перекресток, переход через реку
отсутствует. И мы решили на этом участке сосредоточить все наши усилия, политики, общественность, министерства. Вот это меня огорчает. А то, как пойдет трасса — 25-й вопрос.
Нехорошо, что она пойдет по лесу, но не это самая главная проблема.
Владимир Кара-Мурза: Были ли, по-вашему, напрасны усилия защитников Химкинского леса?
Лев Пономарев: Во-первых, надо подчеркнуть, что я не поддерживаю решение правительства, но они пошли навстречу многим предложениям экологов, общественников и так далее. То есть этот гражданский протест все-таки заставил власть сделать внятные вещи,
власть не пренебрегла этим протестом. Это первое. Другое дело, что она не уступила по существу, она показала, что оставила тот же вариант, и мне кажется, это политическое решение. Когда я читаю, что на миллиард удорожит на два миллиарда рублей, мне кажется, что власть часто выкидывает такие же миллиарды рублей и при этом нас не спрашивает, общественность, мы проследить не можем, насколько
это все эффективно. И я уверен, что триллионы рублей, которые заложены в военную программу, опять-таки не согласованы с обществом никак и поэтому на фоне тех триллионов рублей, которые заложены в военную программу, один, два, три миллиарда, которые пыталась отбить общественность, пыталась чего-то добиться, за это надо заплатить еще несколько миллиардов, наверное, это не главное. Мне
кажется, что те аргументы, которые приводят, опираясь на денежные какие-то суммы, мне кажется, этот аргумент власть приводит для того, чтобы скрыть все-таки главный результат, а именно то, что она уступила всего лишь тактически, но стратегически оставила за собой последнее решение. Для власти это было очень важно в настоящий момент.
Владимир Кара-Мурза: В чем, по-вашему, опасность принятого решения прокладывать трассу через Химкинский лес?
Алексей Яблоков: Во-первых, Химкинский лес — это один из крупных массивов лесов вокруг Москвы, таких массивов осталось очень мало, их можно пересчитать по пальцам. Сейчас экологическая роль зелени вокруг Москвы, зелени парков московских и так далее невероятно растет, потому что дикое загрязнение воздуха, очень высокая смертность, заболеваемость, именно связанная с экологическими
проблемами, и каждое дерево, каждый такой массив становится очень ценным. И именно крупные массивы, которые по экологическим причинам оказываются более эффективными в защите нас, человека, от всяких неприятностей.
Химкинский лес этой дорогой разрубается надвое. Это непросто сто гектар, нам говорят, что мы вырубим не 140 гектар, как мы предполагали по первоначальному плану, а вырубим сто гектар и посадим в другом месте чуть ли не 500 гектар. Во-первых, посадить в другом месте 500 гектар вряд ли удастся, нет такого места. Вырубка вовсе не только в гектарах, а в том, что если вы один большой массив разрезаете пополам, то тогда они начинают жить другой жизнью на более низком экологическом уровне. И никакие переходы, конечно, помогут эти самые переходы, только не те, которые предполагались. Иванов сказал, что мы под дорогой выроем места для миграции. Давно уже показано, что надо не места под миграции вырывать, а надо делать, если уж на то пошло, широкие переходы, не меньше 150 метров над дорогой так, чтобы они были,
как в Германии, тогда могут олени пойти, могут лоси, барсуки и так далее. То есть это невосполнимый ущерб для этого большого массива леса и невосполнимый экологический ущерб для Москвы.
Владимир Кара-Мурза: Ирина Ясина, экономист, член Президентского совета по правам человека, не считает принятое решение проигрышем защитников Химкинского леса.
Ирина Ясина: На самом деле поражением было бы, если бы стали строить так, как думали строить первоначально, ни с кем не согласовывая,
на всех наплевав. А сейчас, конечно, отбито, кажется, что немного, но на мой непросвещенный взгляд, кажется, что отбито по максимуму.
Потому что отбито, во- первых, то, что строится только дорога без всякого коммерческого использования прилегающих областей, никаких
дач, никаких бензозаправок, никаких магазинов не будет. Будет, как сказано, дорога по экологической безопасности на самом высшем уровне.
Вот следить за этим — это дальше забота гражданского общества, чтобы они как сказали, так бы и сделали. Это первое. Второе: власть поняла, что согласовывать надо не после, а до с учетом интересов, с компенсациями, чего гражданское общество и добилось. Просто наше гражданское общество хочет все и сразу, полюбить так королеву, проиграть так миллион, а так не бывает.
15.12.2010, Владимир Кара-Мурза
http://www.svobodanews.ru/content/article/2249216.html

СОВЕТЫ ПРЕССЫ ПРЕЗИДЕНТУ
Пока президент ничего не сказал, я буду верить, что Химкинский лес жив
Трасса Москва — Санкт-Петербург будет проложена через Химкинский лес. Об этом вчера заявил вице-премьер Сергей Иванов. Решение приняла межведомственная правительственная комиссия. Для возобновления строительства трассы нужно только решение президента.
По словам Иванова, такое решение комиссия приняла <исходя из комплекса всех факторов: транспортного, экономического, социального, юридического и вопроса времени строительства>. Иванов сообщил, что трасса будет построена к 2013 году. По его словам, комиссия рассматривала и альтернативный вариант (не уточняется какой. — Е. К.), но он мог бы быть построен только к 2017 году. Иванов пообещал,
что вместо вырубленных 100 гектаров леса будет высажено 500. Кроме того, Министерство природных ресурсов РФ предлагает придать Химкинскому лесу статус особо охраняемой территории. Также министр природных ресурсов Трутнев отметил, что Химкинский лес сейчас находится <в крайне запущенном состоянии>: <В лесопарке зафиксировано порядка 50 несанкционированных свалок мусора>. Губернатор Московской области Борис Громов заявил, что он удовлетворен решением правительства о возобновлении строительства трассы. Также,
не дожидаясь решения президента, губернатор заявил, что строительство трассы должно возобновиться 15 января.
Медведев
По словам пресс-секретаря президента Натальи Тимаковой, Дмитрий Медведев считает, что проект строительства трассы Москва — Санкт-Петербург вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно. По словам Тимаковой, Медведев уверен, что изначально при обсуждении проекта по строительству трассы через Химкинский лес никак не учитывалось мнение общественности. Также Тимакова заявила: <Кроме того, изначально на выбор трассы повлияла неконструктивная позиция прежних московских властей, так как один из альтернативных проектов не был реализован из-за бизнес-проектов структур, близких к московскому правительству>.
Строители
Заказчик трассы — Росавтодор, кажется, абсолютно не сомневается в будущем решении президента. Уже 1 декабря Росавтодор объявил тендер на 1,12 млрд руб. на <подготовку территории> к строительству будущей трассы с 15-го по 58-й км (именно этот участок, согласно утвержденному проекту, проходит через Химкинский лес. — Е. К.). Фирма-подрядчик должна перенести несколько газо- и нефтепродуктопроводов, проложить связь. Согласно <Ведомости объемов работ> планируется вырубка 25 592 деревьев. Вскрытие конвертов с заявками состоится 31 декабря. Комиссия по рассмотрению заявок соберется 12 января 2011 года, а 13 января будет определен победитель тендера.
Защитники
— Мы будем ждать слов Медведева, — говорит лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. — Президент должен сообщить о принятом решении, не прячась за спинами Иванова и Тимаковой. По его решению будем судить о реальном отношении власти к народу.
Химкинский лес стал лакмусовой бумажкой, на которой уже многое проявилось и многое что проявится. И Медведеву стоит помнить, что в 2012 году мы тоже будем принимать решение.
— Мы будем продолжать бороться в любом случае, — говорит Евгения. — Это такой момент истины: или мы граждане, или быдло.
Эксперты
После обсуждения проблемы Химкинского леса в Общественной палате была начата общественная независимая экологическая экспертиза.
В комиссию вошли специалисты НИИ транспорта и дорожного хозяйства, экономфака, геофака и биофака МГУ, Института лесоведения РАН, а также представители WWF и Greenpeace. Экспертную комиссию возглавила зампредседателя Национальной экологической аудиторской палаты, заслуженный эколог России Тамара Владимировна Злотникова. Комиссия работала два месяца, результаты экспертизы должны быть озвучены 20 декабря в Общественной палате. Но уже сейчас члены комиссии говорят, что вариант трассы, проходящий через лес, признан комиссией
<абсолютно неприемлемым>. Взамен комиссия предлагает 10 (!) альтернативных вариантов, <разработанных технически и финансово — с минимизацией убытков>. Тамара Владимировна Злотникова: <Правительство поторопилось. Они продавливают этот вариант, но мы надеемся на победу экологической безопасности и здравого смысла над экономическими интересами отдельной группы лиц. Это не голословное
утверждение — есть схема, которая показывает участников этой цепочки, и есть официальная антикоррупционная экспертиза, которая называет конкретные имена. Мы озвучим это 20 декабря. И мы действительно готовы предложить 10 разработанных вариантов, которые сохраняют Химкинский лес. В том числе — вариант с расширением Ленинградки и Новокуркинской магистрали, который также потребует
убрать грузопотоки, которые идут в Москву, — то, чем сейчас занимается Собянин. И это очень реальный вариант.
К сожалению, решение правительства по Химкинскому лесу не стало для меня неожиданным. Происходит ужасающая деградация экологического законодательства: Еще 15 лет назад строительство трассы через Химкинский лес вообще нельзя было обсуждать. Ни по Земельному, ни по Лесному кодексу это было бы просто невозможно. Страшно смотреть, как зеленый пояс Москвы, существующий с 30-х годов, который в советское время сохраняли от любой застройки, сейчас уничтожается чиновниками-однодневками>.
Михаил Блинкин, член комиссии и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, утверждает: <Принято ошибочное решение.
И поспешное. Если с Бусиновской развязки (начало трассы. — Е. К.) мы смотрим в сторону Питера, видим водную гладь — канал имени Москвы.
При любом варианте трассы надо строить мост. Мост строится три года. А плоскостной участок трассы — хоть через Химкинский лес, хоть в обход леса — строится в один строительный сезон. Зачем начинать строительство с участка, который упирается в никуда? Давайте строить мост и за эти три года нормально проработаем второй, третий, двадцать пятый вариант. Почему начали стройку с этого, самого проблемного места, я искренне не понимаю. Нам же не в Химкинский лес на прогулку сходить, а до Питера доехать. И это не экстремистская, а чисто инженерно-техническая точка зрения>.

Хочется упомянуть еще об одной экспертизе, которую, похоже, правительственная комиссия не рассматривала. Специалисты Центра ТИ-Р*, проводившие антикоррупционный анализ проекта строительства трассы, заявили о <потенциальном конфликте интересов> министра транспорта Игоря Левитина, курирующего проект трассы. <Это означает, что у одного и того же лица есть два интереса, в случае столкновения которых есть потенциальный риск коррупционной угрозы, — объясняет директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова.

— У нас нет данных, что это произошло, но есть данные, что это могло произойти>. Дело в том, что министр транспорта Игорь Левитин также возглавляет совет директоров ОАО <Международный аэропорт Шереметьево>. А значительная часть трассы Москва — Санкт-Петербург совпадает с проектом платной скоростной магистрали МКАД-Шереметьево-3. <Совпасть> двум проектам позволяет именно прохождение через Химкинский лес: трасса в этом месте отчетливо изгибается. Центр ТИ-Р заключает: <При участии в принятии решения о варианте строительства трассы Левитин мог руководствоваться не только общественной пользой трассы, но и коммерческими интересами ОАО <Международный аэропорт Шереметьево>. То есть, принимая решение о вырубке Химкинского леса, не ясно, чьи интересы министр поставил во главу угла.

* АНО <Центр антикоррупционных исследований и инициатив <Трансперенси Интернешнл — Р> — российский филиал Transparency International, неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру.
Заказчиком строительства является Росавтодор. Но и тут имеется потенциальный конфликт интересов. Олег Шахов, ранее возглавлявший Росавтодор, с 2009-го является генеральным директором ОАО <ГипродорНИИ>. Именно это ОАО проводило <изыскательные работы> и являлось основным разработчиком проекта трассы. <Это обстоятельство свидетельствует о наличии потенциального конфликта интересов у Шахова при принятии решений о выборе варианта строительства трассы и возможном конфликте интересов у сотрудников Росавтодора, ранее работавших под руководством Шахова, при принятии решений о заключении договоров с ОАО <ГипродорНИИ>, ныне возглавляемом Шаховым>, — заключает Центр ТИ-Р.
От себя
Я 3,5 года занимаюсь темой Химкинского леса. За это время я пережила два задержания и два десятка задержаний моих друзей, разрыв связок шейного отдела позвоночника, 6 допросов, покушение на моего друга и коллегу Михаила Бекетова, на моего знакомого Константина Фетисова, смерть коллеги Анатолия Юрова. Написала более 80 текстов. Несколько раз редакция из соображений безопасности запрещала мне ездить в Химки.

Что сказать теперь?
Не говорить же в сто первый раз, что правительственная комиссия не могла принять другого решения, так как глава правительства Владимир Владимирович Путин в ноябре 2009 года лично подписывал распоряжение о переводе земель Химкинского леса в земли транспорта и промышленности? Что за последние годы в Химках уничтожены все (ВСЕ) независимые СМИ, а количество избитых активистов и журналистов перевалило за второй десяток? Что не в далекой Кущевской, а здесь, в 50 километрах от Москвы, существует анклав беззакония и страха?
Вот и не скажу.
Сейчас все ждут заявления самого президента. Я тоже жду. Но боюсь, это заявление он будет делать из Кремля.
Мы видим Медведева то в полях, то в море, то в Сколкове, то в Силиконовой долине. В Химках мы его еще не видели. Мне кажется, Дмитрию Анатольевичу стоит доехать до Химок.
А я помогу составить маршрут
Дмитрий Анатольевич, в Химках есть микрорайон Старбеево. Там 2 года и 1 месяц назад главреда Химкинской правды Михаила Бекетова нашли лежащим в замерзшей крови. Его убивали. Он выжил, потеряв правую ногу, три пальца и способность говорить. Сейчас он учится ходить заново — на протезе. Я думаю, что Бекетов имеет право первым от вас услышать: <Мужик, извини, но все было зря>. Потом имеет
смысл доехать до Юрия Гранина и Юрия Слюсарева, которых избили металлической трубой, в результате чего их газета <Гражданский форум> перестала существовать. Потом съездить на могилу к главреду <Гражданского согласия> Анатолию Юрову — он недавно умер от рака, но до этого пережил три нападения и получил десять ножевых ранений. На обратном пути в Кремль можно заехать в больницу к химкинскому
активисту Константину Фетисову. Поговорить не получится: он до сих пор в коме, но жена и сын дежурят там почти постоянно. Если Константин очнется, они передадут ему ваши слова.
А потом уже можно делать заявление на всю страну.
Елена Костюченко, 15.12.2010, <Новая газета>

ЭКОЛОГИ
Ошибка президента

Заявление Коалиции «За леса Подмосковья!»
С молчаливого согласия Президента России 14 декабря фактически было не выполнено его собственное решение о приостановлении работ по строительству дороги через «Химкинский лес».

В августе 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев распорядился остановить строительство трассы Москва — Санкт-Петербург на участке, проходящем через Химкинский лес, и провести дополнительные обсуждения с участием общественности.
Первое обсуждение состоялось на объединенном заседании Общественных советов Минтранса РФ и Росавтодора, где, как и следовало ожидать, большинство аффилированных с этими ведомствами участников поддержали уничтожение леса. Следующее, гораздо более представительное обсуждение состоялось в Общественной палате РФ, главным выводом которого стало подтверждение необходимости дополнительной проработки и анализа всех вариантов маршрута трассы.

В соответствии с этим решением была создана группа экспертов под руководством доктора юридических наук, бывшего председателя Комитета Государственной Думы по экологии Т. В. Злотниковой, которая должна была представить развернутый доклад в Общественной палате РФ уже на следующей неделе.
Не дожидаясь представления доклада, 14 декабря 2010 года, было проведено заседание правительственной комиссии под председательством заместителя председателя правительства РФ С. Б. Иванова, на котором было принято решение о прокладке трассы по первоначальному варианту.
В заседании не принимали участие ни профессиональные экологи, ни представители общественных организаций.
Через несколько часов о поддержке этого решения Президентом РФ Д. А. Медведевым заявила его пресс-секретарь Н. А. Тимакова.
Таким образом, обсуждение с участием общественности закончилось, не состоявшись, а результаты работы группы экспертов остались невостребованными.
Коалиция «За леса Подмосковья!» считает, что принятие решения до запланированного на 20 декабря 2010 года заседания в Общественной палате РФ сделало так называемые «обсуждения с участием общественности» фарсом, продемонстрировавшим истинное пренебрежительное отношение власти к мнению экологической общественности.
Коалиция «За леса Подмосковья!» считает, что проект строительства скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург в его нынешнем виде в корне противоречит базовым принципам подготовки и реализации такого рода проектов, признанным на международном уровне по следующим причинам:
o непрозрачность процедуры принятия социально значимого решения о выборе трассы;
o имитация «правового оформления» заведомо противоправного решения о прокладке трассы через лесопарковую зону;
o нарушение законодательства и прав граждан при реализации проекта (работы без разрешений, недопущение общественного контроля, дезинформация и административное давление для создания видимости поддержки населением реализуемого проекта).
Вместо серьезного анализа правонарушений, допущенных при выборе варианта прокладки трассы и изъятия земель из состава лесопарковой зоны, вместо поиска социально, экономически и экологически приемлемого варианта, вместо серьезного анализа всех экологических и социальных рисков и последствий для региона, была выбрана имитация «правового оформления» давно принятого решения.
Преступления против защитников Химкинского леса и журналистов, объективно освещающих происходящие события, демонстративно не расследуются. Покушения на убийства Бекетова, Фетисова, Кашина, нападение бандитов при поддержке ОМОНа на мирный лагерь защитников Химкинского леса, произвол химкинской милиции, многочисленные злоупотребления служебным положением — все эти преступления не только остаются нераскрытыми, но даже не предпринимается сколько-нибудь заметных действий по их раскрытию.
Согласившись со строительством дороги через Химкинский лес, президент, к сожалению, не нашел воли и ресурсов для того, чтобы обуздать коррупционеров, стоящих за этим проектом и вовлеченных в проект бандитов.
Если президент действительно поддерживает очевидно ошибочное решение, поддерживает то, как и какими методами оно было «продавлено», это означает, что в стране отсутствует работающий механизм учета мнения общественности при принятии сложных решений. В связи с этим, Коалиция «За леса Подмосковья!» не считает более эффективным участие в диалоге и будет добиваться сохранения Химкинского леса другими цивилизованными способами, в том числе на международном уровне.
ООН объявила 2011 год Годом Леса. Каждый встречает этот год по-своему.
2010-12-15
Гринпис России
Движение в защиту Химкинского леса (Экооборона)
Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) России
Союз охраны птиц России
Социально-Экологический союз
http://ecmo.ru/news/n-1416/

ЯБЛОКО
Трасса через Химкинский лес не решает транспортных проблем Московского региона
Сегодня может быть объявлено об окончании общественной дискуссии о маршруте новой трассы Москва-Санкт-Петербург: трасса пройдет по первоначальному маршруту с уничтожением Химкинского леса.
<Дополнительные общественные и экспертные обсуждения>, провести которые Президент поручил Председателю Правительства, оказались фикцией.
Власть не дала оценку альтернативным маршрутам прохождения трассы. Самым перспективным среди таких маршрутов мы считаем расширение Ленинградского шоссе в районе г.Химки.
В нарушение законодательства резервная полоса Ленинградского шоссе в 90-ые и 2000-ые годы была застроена торговыми центрами.
Возникший вследствие этого транспортный коллапс сегодня является главным обоснованием необходимости строительства трассы через Химкинский лес. Однако совершенно очевидно, что строительство платной трассы при сохранении торговых центров в их нынешнем виде не <разгрузит> Ленинградку.
Сегодня для расширения трассы необходимо изъять у ряда торговых центров земельные участки, используемые ими для парковок.
Мы понимаем, что сокращение парковок обернется для торговых центров сокращением прибыли и убытками. Однако комфорт автомобилистов и состояние экологической среды Подмосковья мы считаем более важным, чем прибыли недобросовестных коммерсантов, которые приобрели сверхприбыльные участки земли за взятки.
Решение о прокладке трассы через Химкинский лес может быть принято только в интересах коррумпированных чиновников и связанных
с ними предпринимателей.
Председатель РОДП «ЯБЛОКО» С.С.Митрохин
yakovlev@yabloko.ru, 9 декабря 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *