Опубликовано

ХИМКИНСКИЙ ЛЕС: ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ (Медведев учится быть государственным деятелем; может, научится)

КАШИН
Олег Кашин — о том, как надо понимать окончательное решение о строительстве трассы через Химкинский лес
ИВАНОВ ИСПРАВЛЯЕТ ОШИБКИ МЕДВЕДЕВА
В том, что о возвращении к первоначальному проекту трассы объявил именно Сергей Иванов, явно был какой-то политический замысел, специальный, если угодно, сигнал. Еще три месяца назад о приостановке строительства торжественно и громко говорил сам президент, а ошибку президента (а ведь это, получается, была ошибка, правда же?) доверили исправить, очевидно, самому непопулярному и точно самому невезучему правительственному чиновнику, повелителю падающих спутников. На прошлой неделе, когда решение уже было принято и о нем уже написали «Ведомости», премьер Владимир Путин демонстративно отказался разговаривать о Химкинском лесе. Для закрытия большой и шумной истории с участием президента достаточно и Иванова — вот, судя по всему, главное, что хотели до нас донести сейчас. «Раскол тандема» как тема политических дискуссий давно стал дурным тоном, но трудно отделаться от мысли, что с этой трассой Дмитрия Медведева в очередной раз щелкнули по носу, и совсем не из соображений товарищеской подначки.

Химкинский лес в уходящем году был главным внутриполитическим фактором в России. Может быть, это прозвучит преувеличением, но тогда скажите, что было важнее? Даже отставка Юрия Лужкова формально была вызвана его антипрезидентской статьей именно о Химкинском лесе — Лужков, напомню, еще в начале осени сформулировал в «Российской газете» то, о чем теперь говорит Сергей Иванов (правда, позиция Иванова уже не считается антипрезидентской).
Судьба самого леса, кажется, действительно волновала далеко не каждого из тех, кто протестовал против его вырубки, но это ничего не значит: протесты, митинги, разбитые стекла администрации Химок и пробитые головы защитников леса — все это было по-настоящему.

Ну или почти по-настоящему. Экологическая проблема областного масштаба превратилась в общенациональную политическую проблему совсем не потому, что сохранность подмосковных дубов вдруг стала для всех самым насущным вопросом. И даже не потому, что, как принято выражаться, концентрация зла в Химках превысила какие-то там пределы. Наверное, это странно прозвучит с учетом случившегося с
Михаилом Бекетовым, Константином Фетисовым и другими жертвами Химок, но главный секрет Химкинского леса и столь массовой его защиты на все нюансы, была заведомо разрешенная протестная тема (в самом деле — устоев не подрывают, к свержению не призывают; разумеется, это не относится к антифашистам и анархистам, участвовавшим в акции у химкинской администрации, но они и не были типичными представителями химкинского протеста), а уж после сентябрьского решения Дмитрия Медведева о приостановке строительства трассы «защищать лес» скорее значило поддерживать президента в его нелегкой борьбе против собственного окружения, а это совсем не революционный лозунг.
Чем закончилась борьба — об этом объявил вице-премьер Иванов. Удачен выбор не только ньюсмейкера, но и момента. Три дня как прошел русский бунт на Манежной площади. Завтра все ждут продолжения на Киевской, и завтра же должен быть оглашен приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву.
Новый политический сезон с новыми первополосными темами стоит считать открытым. В новом сезоне обществу прописано волноваться на тему «России для русских», а химкинская тема уже неактуальна. Только Дмитрий Медведев, по словам его пресс-секретаря, по-прежнему считает, что при обсуждении проекта строительства трассы не учитывалось мнение общественности. На конкурсе на самое завуалированное прошение об отставке такая формулировка, наверное, победила бы безоговорочно.

Олег Кашин
enwl.bellona@gmail.com, 19 декабря 2010 г.

WWF + GREENPEACE
МОСКВА, 20 дек — РИА Новости. Жители Химок намерены провести 15 января народный сход против вырубки Химкинской дубравы, сообщила в понедельник лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. Тем временем общественности представлены результаты  экологической экспертизы проекта автодороги Москва-Петербург: существующий вариант строительства трассы угрожает лесопарковому поясу столицы, заявляют экологи.

Изначально утвержденный проект строительства трассы через Химкинский лес вызвал протесты экологов и общественности. В конце августа президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству приостановить его реализацию и провести новые общественные и экспертные обсуждения.
По итогам дискуссии, которая проходила в том числе в Общественной палате и Госдуме, Минтранс отобрал два варианта прокладки этой автодороги в районе Химок. В декабре вице-премьер РФ Сергей Иванов объявил, что правительственная комиссия все-таки сделала выбор в пользу первоначального проекта.
«Мы проведем народный сход на Старбеевском поле. Очень многим местным жителям интересно понять, какова реальная ситуация», — сказала Чирикова на конференции «Химкинские леса Подмосковья» в Доме журналиста.
Также коалиция экологических организаций «За леса Подмосковья» намерена провести 22 декабря санкционированный пикет у памятника Кириллу и Мефодию в защиту лесов. Ранее губернатор Московской области Борис Громов сообщил, что строительство трассы может начаться уже 15 января 2011 года.
По словам Чириковой, каждому дубу в дубраве, которая планируется к вырубке для прокладки автодороги, будет присвоено имя человека, который будет охранять это дерево. Она также призвала деятелей культуры и искусства взять под защиту конкретный дуб. Кроме того, по словам лидера движения, местные жители намерены защищать расположенный в дубраве родник святого Георгия, который является
единственным источником чистой воды для жителей близлежащих микрорайонов.
«То, что мы сделали уже один раз — остановили вырубку, мы повторим столько раз, сколько надо», — сказала она. Представители Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и Гринпис России сообщили, что будут призывать своих сторонников
участвовать в мирных акциях протеста против вырубки Химкинского леса.
Также, по словам Чириковой, правозащитные организации намерены в четверг подписать обращение к Европарламенту и Европейскому Союзу против прокладки трассы, так как проект по вырубке леса, по утверждениям экологов, противоречит европейским принципам по правам человека. Кроме того, координатор проектов WWF России Алексей Книжников сообщил, что коалиция «За леса Подмосковья» направила письмо директору Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с призывом выйти из проекта.

«Мы настаиваем, что проект по экологическим и экономическим, социальным и правовым аспектам никак не может быть ассоциировать со статусом ЕБРР», — сказал Книжников.
Независимая экспертиза
Результаты независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автодороги Москва-Петербург, представленные в понедельник общественности, будут направлены президенту РФ и председателю правительства РФ, сообщила председатель экспертной комиссии Тамара Злотникова.
«Наша комиссия работала интенсивно, но нам немножко не хватило времени. В документах, которые будут направлены президенту, не хватает предложений (по сохранению Химкинского леса), но там есть выводы», — сказала заслуженный эколог России Злотникова на конференции «Химкинские леса Подмосковья» в Доме журналистов Как говорится в заключении комиссии, прокладка трассы по лесным территориям приведет к вовлечению этих земель в градостроительную активность, какие бы утверждения на этот счет не делались на первоначальном этапе. Кроме того, предусмотренное существующим проектом увеличение скорости автомобильного потока до 150 км/час экологически и экономически несостоятельно из-за роста удельного расхода топлива и связанного с этим дополнительного загрязнения окружающей среды.
По мнению участников коалиции «За леса Подмосковья», строительство дороги в обход города Химки нанесет невосполнимый ущерб экосистеме Химкинского леса как части лесопаркового защитного пояса Москвы, что нарушает права на благоприятную окружающую среду примерно миллиона человек. Указанный ущерб не может быть снижен какими-либо компенсационными мероприятиями, отмечается в заключении
экологов. В этой связи экологи намерены обратиться в Конституционный суд РФ с вопросом конституционности ряда принимаемых изменений в земельное и лесное законодательство, что приведет к нарушению статьи 42 Конституции РФ о праве граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, Злотникова предложила создать на базе коалиции «За леса Подмосковья» коалицию за спасение лесов России, которая должна стать общероссийской экологической организацией.
«Завтра, если мы не станем стеной за защиту русского, российского леса, то уже заповедники постигнет такая же печальная участь, как и те участки леса, которые еще вчера были лесопарковым защитным поясом Москвы, а сегодня подверглись сильнейшей антропогенной нагрузке и эксплуатации», — сказала Злотникова.
В качестве альтернативы принятому проекту трассы экологи в заключении комиссии предлагают оптимизировать движение по существующим дорогам, реконструировать узкие места, а также организовать эффективный общественный электротранспорт за МКАД.
Коалиция «За леса Подмосковья» была создана в сентябре 2010 года в разгар борьбы экологов против прокладки автодороги через Химкинский лес. В нее входят российские неправительственные природоохранные организации и объединения — Гринпис России, WWF России, Центр охраны дикой природы, Союз охраны птиц России, Социально-экологический союз.
20/12/2010, http://eco.rian.ru/danger/20101220/311156157.html

ЧИРИКОВА
Химкинский вызов

Ведет программу «Особое мнение» Игорь Гмыза. 21.12.2010
Дмитрий Медведев, основываясь на решении правительственной комиссии, заявил, что строительство магистрали Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес остановить уже невозможно. Во многом пример Химкинского леса показателен. Очень часто диалог власти и общества напоминает разговор автопилота с автоответчиком.
Гость в студии — лидер движения «Экологическая оборона Московской области» и Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова.
В свое время Е. Чирикова добилась того, что президент Медведев приостановил действия по вырубке Химкинского леса, распорядился провести общественные слушания и экспертизу альтернативных проектов. Сейчас всё вернулась на круги своя. Что можно сказать об этом решении президента?
Е. Чирикова считает данное решение президента неким вызовом всему обществу, потому что того, что обещал президент (общественные слушания и общественную экспертизу), реально не было. Тот маленький пшик, который случился в Общественной палате, слушаниями назвать никак нельзя, тем более общественными. Общественности там было как бы не очень много. В основном там были чиновники Минтранса, которые открыто лгали.

Сама Е. Чирикова присутствовала в Общественной палате, но, как она подчеркнула, помимо неё, на слушаниях хотели присутствовать ещё очень многие граждане. Этим «общественным» слушаниям предшествовал опрос центра Левады, который показал, что 76 процентов населения города Химок поддерживают защитников Химкинского леса. А до этого проводился опрос Superjob среди москвичей, который дал 67 процентов в защиту леса.
Далее Е. Чирикова остановилась, по её мнению, на очень важном факте. Президент чуть-чуть не дотерпел до той самой общественной экспертизы, о которой так мечтал. 20 декабря были обнародованы её результаты. В Доме журналистов состоялась большая конференция, которая называлась «Химкинские леса Подмосковья». И в рамках этой конференции было рассказано о работе общественной независимой
экологической экспертизы под руководством Тамары Владимировны Злотниковой, известного человека, автора многих законов. Именно ей общество обязано особыми охраняемыми природными территориями (ООПТ), нормальному Лесному кодексу, который, к сожалению, сейчас уродуется, и т.д.
Что показала общественная экспертиза? Оказывается, дорога, какая сейчас проектируется, не решает транспортной проблемы. Она физически решить её не может. Почему? Потому что, во-первых, она не имеет нормального продолжения по Москве. Она упирается в Т-образный перекрёсток, который потом выходит на две полосы улицы Дыбенко. Понятно, что, когда десять полос упрутся в две, будет
пробка. Когда кто-то надеется, что поедет на хорошей скорости, но упирается в Т-образный тупик, то тоже понятно, что впереди будет пробка. То есть, эта дорога не
имеет выходов на нормальные шоссе по Москве. И Собянин недавно сказал, что не собирается пускать транспортные потоки по Москве.
Но на платной дороге, скорее всего, водитель упрётся в шлагбаум и пункт оплаты, а не в Т-образный перекрёсток.
Пункты оплаты, считает Е. Чирикова, это не самое страшное. Они есть по всему миру, но нигде в мире нет хайвеев, которые бы строились по такой витиеватой траектории. Дело в том, что господин Иванов несколько обманул всех, сказав, что это будет дорога прямая, как стрела.
На самом деле она очень кривая, имеет изогнутую траекторию.
Но есть ещё один важный момент. Экспертиза показала, что две трети трафика — это местный трафик. И под этот конкретный трафик необходима совершенно другая дорога. Что это означает? Что две трети потока идёт из Химок в Москву и обратно.
И что ещё показала экспертиза, так это то, что есть альтернативный вариант прокладки трассы. Он не требует сноса жилых домов и даже не требует сноса супермаркетов, а также уничтожения леса. Именно эта дорога может решить транспортную проблему. А то, что все видят по Химкинскому лесу, эта дорога, которая не решает задачи ни транзитного трафика, ни задачи местного трафика, потому что она очень удалена от всех инфраструктурных объектов, располагаясь в лесу. Следовательно, эта дорога имеет только одну цель: по ней можно будет легко
добираться до аэропорта Шереметьево. Но поскольку на неё будут стекаться все автомобилисты, которым надо решить задачи местного трафика, то возникнут гигантские пробки. Это будет не решение транспортной проблемы, а её усугубление. Плюс к тому придётся со временем, несмотря на все заверения, уничтожать Химкинский лес и дальше. Это что касается транспортной части проекта.
По юридической стороне проекта тоже не всё очень чистоплотно. Потому что строительство в Химкинском лесу противоречит законам РФ.
Об этом существует даже специальный документ из аппарата президента, который подтвердил, что действительно Химкинский лес — лес защитный, несёт рекреационные функции, поэтому очень важен. Летом этого года в Москве люди ходили в масках, задыхались. Химкинский лес так же, как и другие подмосковные леса, абсорбирует грязь, позволяет жителям легче дышать. Вырубка Химкинского леса не является
законной по законам РФ. То, что сейчас чиновники на таком высоком уровне топчут закон, это не означает, что население должно с этим смириться. Это, по
сути, некий вызов гражданскому обществу, на который можно реагировать по-разному.
Можно утереться и сказать, раз они решили, то зачем нам лес. Мы прекрасно проживём и без леса. Все прекрасно понимают, что дорога — это просто захват лесных территорий.
Можно сопротивляться и говорить, что нам нужен лес, необходимо соблюдение законности. Уже один раз правительство приняло неверное решение, когда в разгар лесных пожаров вырубали уникальную дубраву, что вызвало безумный протест граждан. Зачем повторять это второй раз. Может всё-таки надо прислушаться к мнению народа.

enwl.bellona@gmail.com, 26 декабря 2010 г.

СОЭС
23 декабря в адрес Президента РФ направлено следующее обращение:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Международный Социально-экологический Союз считает принятое решение о прохождении трассы платной автомобильной магистрали Москва-Петербург через Химкинский лес абсолютно недопустимым как с экологической, так и с этической точки зрения. Чиновники, которые его принимали, сознательно проигнорировали мнение не только жителей Химок и москвичей, но и всего народа, что подтверждается материалами социологических опросов Левада-Центра. Невозможно поверить, что в этом решении не было существенной коррупционной составляющей.
Принятие этого позорного решения грозит российским властям потерей авторитета, и так сильно пошатнувшегося в последнее время. Международный социально-экологический Союз полностью поддерживает борьбу защитников Химкинского леса и твердо надеется на победу в этой борьбе!

Прошу Вас еще раз взвесить все социальные и политические издержки реализации этого проекта и все же принять решение в интересах граждан России.
Сопредседатель Международного социально-экологического Союза  Сергей Владимирович Симак
discoverbaikal@gmail.com, 24 декабря 2010 г.

НЕ РАССЛЫШАЛ
Итоги года с Президентом России

24 декабря 2010 года, Москва
В.КУЛИСТИКОВ: Знаете, референдумы, общественные отношения, обсуждения — всегда ли они хороши? Допустим, речь идёт о какой-то стройке.
И вот, понимаете, мы начинаем с вами эту стройку обсуждать с привлечением общественности. Россия, думаю, первое место в мире занимает по числу «святых мест» на квадратный метр. Лес шумит, пакеты валяются, на ветках презервативы использованные висят — любимое место отдыха, святыня, понимаете. Дальше — луг, по нему Пушкин пробегал за Анной Петровной Керн, следы остались, понимаете, — тоже трогать нельзя. Где стоить дороги, где строить новые здания — непонятно. Не получится ли, что если мы будем каждую стройку так обсуждать, в Китае возникнут новые города, новые дороги, новые сооружения, а у нас будут только дискуссии? Короче, не видите ли Вы риска в том, что медведевская модернизация будет так же заболтана, как была горбачёвская перестройка?
Д.МЕДВЕДЕВ: Не любите Вы, Владимир Михайлович, нашу общественность.
В.КУЛИСТИКОВ: Обожаю, ну что Вы. Это же пушечное мясо для наших ток-шоу, как я их могу не любить?
Д.МЕДВЕДЕВ: Ладно. Без комментариев эта часть. А по существу вопроса: Вы знаете, конечно, общественные процессы не должны быть деструктивными. И они должны проходить в установленных законом рамках, это правда. Но с другой стороны — знаете, наши чиновники, да они плевать хотели на эту общественность. Они ничего не слышат и слышать не хотят. Вот Вы приводите пример со стройками — я понимаю,
что Вы, наверное, говорите, скажем, о Химкинском лесе+ В.КУЛИСТИКОВ: Да.
Д.МЕДВЕДЕВ: …Говорите о чём-то сходном. Это как раз примеры того, когда все — начиная от Правительства и заканчивая местными властями — могли бы проявить некоторое большее внимание к общественным тенденциям и договориться о том, что будет происходить, изначально. Там действительно нет ничего фатального. И сейчас то решение, которое принято, на мой взгляд, вполне сбалансированно.
Мы общественность послушали, в то же время не погубили проект, и сам по себе Химкинский лес, который может рассматриваться как единое целое, хотя специалисты говорят, что его не существует, вырастет в своём объёме. Потому что принято решение на каждое спиленное дерево посадить пять новых. То есть в конечном счёте это всё закончилось положительно, на мой взгляд. Но для этого пришлось применять власть. Мне пришлось приостанавливать стройку. А это очень экстравагантное решение. Неплохо бы, чтобы все наши чиновники научились правильным образом договариваться. Но это не значит, что общественность в самом широком смысле этого слова должна вести себя абсолютно безответственно. Потому что, мы же понимаем, там тоже разные люди. Некоторые денежки принимают за то, чтобы, допустим, мешать тем или иным экономическим проектам.
Не буду скрывать, правоохранительные структуры ко мне приходили и докладывали: за то, чтобы отказаться, скажем, от активной общественной позиции, просят чемодан с деньгами. Я говорю — соглашайтесь. И в этот момент нужно задерживать этих общественников.
Потому что такая общественная активность — это преступление. Но в целом я считаю, что власти и общественности, власти и неправительственным организациям нужно научиться правильно друг с другом работать. Так во всём мире. Никому не нравится, когда палки в колёса вставляют, а все, естественно, хотят работать без учёта общественного мнения. Но в силу того, как сложились традиции, в силу законодательства у них же умеют работать. И нам надо учиться.
http://www.kremlin.ru/news/9888

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *