Опубликовано

БУДНИ ТАНДЕМОКРАТИИ

УВАЖАЕМОМУ ПРЕЗИДЕНТУ ОТ НЕУВАЖАЕМЫХ ВОЕНПЕНСОВ АЛТАЯ
Собрание офицеров запаса Алтайского края пожаловалось президенту Медведеву на бездеятельность правительства
Путина.
Прошедший 4 декабря форум офицеров запаса Алтайского края принял обращение к президенту России.
Президенту Российской Федерации, Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации МЕДВЕДЕВУ Д.А.
ОБРАЩЕНИЕ
Президенту Российской Федерации — Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации на серьезные нарушения,
допущенные Правительством РФ, Министерством обороны РФ, в отношении военных пенсионеров.
Уважаемый ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ!
Мы, ветераны Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации, военные пенсионеры, в том числе инвалиды, участники боевых действий,
прослужившие в нашей армии по несколько десятков лет и отдавшие ей лучшие свои годы и здоровье, вынуждены обратиться к Вам с жалобой
на Правительство РФ и Министерство обороны Российской Федерации, которое вот уже около 20-ти лет, нарушают и продолжают нарушать
Конституцию РФ, законы РФ о социальном обеспечении и правах военных пенсионеров.
Мы всегда стояли на страже интересов государства и своим ратным трудом, а порой своей кровью, выполняли свой долг перед ним,
обеспечили всем гражданам страны мирное небо над головой. И поэтому мы в праве надеяться и требовать от государства соблюдения им
продекларированных в законах Российской Федерации прав и свобод установленных для военных пенсионеров.
Однако результаты деятельности, проводимой Правительством РФ, Минобороны РФ, другими федеральными и муниципальными структурами и
ведомствами вызывают ощущения, что государство не видит и не слышит нас. В стране принимаются законы, но они не выполняются.
Государственная власть забывает о своих обещаниях и принятых законах.
Надеждой, наконец, быть услышанными и восстановленными в правах, стали Ваши последние выступления в средствах массовой
информации и интервью, о реформировании Вооруженных Сил и главное о том, что коренным образом будет пересмотрено денежное содержание
военнослужащих, а соответственно согласно закона будут пересмотрены и военные пенсии. Мы на это надеемся.
Мировая практика строительства и содержания вооруженных сил признает военную службу как особый вид деятельности, серьезно
связанный с конституционными ограничениями прав и свобод людей. Человек, который определяется на военную службу, берет на себя
дополнительные обязательства и лишается права выбора места жительства и других прав. Он впредь будет служить только там, где ему
скажут. Он добровольно отказывается от других конституционных прав и гарантий.
Военная служба носит характер экстремальной деятельности. Во всем мире, принято, особый характер деятельности компенсируется
особыми льготами и компенсациями. Однако у нас Государственная дума, Правительство и Министерство Обороны, принимают акты,
нарушающие требования конституции, Закона «О статусе Военнослужащих».
1. Так Федеральный закон РФ Г122-Ф3 от 22.08.2004 г. отменил ст.23 Федерального закона РФ Но5-Ф3 «О ветеранах» от 02.01.1995 г.
в результате чего ИСКЛЮЧИЛ меры социальной защиты ветеранов военной службы. Им льготы отменены, а денежная компенсация, как гласит
ст.153 закона 3{122- ФЗ не предусмотрена. Кроме того, в Федеральный закон РФ К76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.03.1998 г. (в
редакции 2001-2004 п.) внесены поправки, которые ухудшили социальное положение военных пенсионеров.
Так, с принятием названного закона статья 23 признана утратившей силу, меры социальной защиты были переименованы в меры
социальной поддержки. В результате ликвидации звания федерального значения «Ветеран военной службы» и приравнивания его по перечню
предоставляемых льгот к ветеранам труда, которые были отнесены к льготным категориям регионального уровня существенно снизился
уровень их социальной защищенности, ухудшилось материальное положение большого количества ветеранов военной службы.
Снижение статуса ветерана военной службы федерального уровня до уровня субъектов Российской Федерации привело также к
существенной социальной несправедливости, так как они стали получать абсолютно разные меры социальной которые зависят от финансового
благополучия субъекта Российской.
2. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» и Указ Президента РФ М763 «О денежном содержании федеральных государственных
гражданских служащих» от 25.07.06 г. в отношении офицеров, проходящих службу по контракту, и следовательно, военных пенсионеров не
выполняется государственной властью в части, касающейся установления «размеров окладов по типовым воинским должностям и окладов по
воинским званиям не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих
категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти».
Более того, Федеральным законом РФ М58-Ф3 «О системе государственной службы РФ» от 27.05.03 г. установлено, что «Военная служба
— вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских
должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих
функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6).
Однако у гражданских государственных служащих пенсия назначается из среднемесячного заработка, до 70% включающего в себя все
надбавки и поощрения, а у военных надбавки и поощрения не включаются. В результате пенсия военных пенсионеров в разы меньше, чем у
гражданских государственных служащих.
Вместе с тем, Правительство РФ, Минобороны РФ делает все наоборот. Чтобы не повышать военные пенсии военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту, увеличиваются денежные выплаты в виде различных надбавок, которые потом не берутся во внимание при
назначении пенсий.
3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава
Вооруженных сил РФ, внутренних войск МВД РФ и органов внутренних дел РФ» от 07.12.04 г. проходящим службу военнослужащим должностные
оклады были увеличены на 25%, а о пенсионерах, несмотря на Постановление Правительства РФ 941 — 93 г. — забыли. Во исполнение
решения Верховного суда РФ от 01.03.98 г. перерасчет военным пенсионерам за период с 01.01.95 г. по 28.02.98 г. произведен не был,
что противоречит ст.19 Конституции РФ и ст.49 закона РФ 4468 от 12.02.93 г. (в ред. от 29.12.04 г. с изменениями от 01.12.05 г.) о
пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно —
исполнительной системы, и их семей.
4. Государственная власть нарушает социальные права военных пенсионеров: с июня 2002 г. военным пенсионерам до достижениями
60-ти лет отменены льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, электроэнергии, газа, вывоза бытовых отходов, абонентской платы за
пользование радиоточкой, телефоном и его установкой, телеантенной. С января 2005 г. исключена норма, в соответствии с которой
военнослужащие, уволенные с военной службы, по достижении ими 20 лет службы и более, в освобождении их от уплаты налогов на
имущество и землю. Исключено право военных пенсионеров на бесплатный проезд во всех видах общественного транспорта пригородного и
местного сообщения. Эти льготы были закреплены и обеспечены законодательно, а закон обратной силы не должен иметь.
Вместе с тем хотелось бы напомнить, что льгота — это не пособие и не субсидия малообеспеченным слоям населения. Льгота даётся не
тем, кто не может прокормить себя сам, а тем, кто её ЗАСЛУЖИЛ — самоотверженным многолетним трудом, ратным трудом по защите
Отечества, совершил подвиг во славу свой Родины и т.д. (Толковый словарь — «ЛЬГОТА» — особые права, преимущества перед другими).
5. Наши руководители во всех средствах массовой информации твердили, что с 1 января 2011 г. военным пенсионерам повысят пенсии
на 7%. И вот кульминация: в Госдуме министр финансов Кудрин заявил, что никакого повышения и индексации зарплаты бюджетникам, в том
числе и военным, в бюджете на 2011 год не предусмотрено, а значит и никакого повышения пенсий военным пенсионерам не будет. Выходит,
что нас в очередной раз обманули. Гражданским пенсионерам с учетом валоризации повышена пенсия на 45%, а военным — ничего, и даже
запланированное повышение на несчастные 7% и те отменили. Зачем обманывать и создавать мнение для всего населения о «неприлично
высоких» пенсиях военных пенсионеров.
Если называть вещи своими именами, то государство сегодня не выполняет даже минимальных обязательств перед теми, кто его
защищает.
6. Ряд решений Конституционного Суда РФ не только не выполняется, а просто не принимаются во внимание государственными органами.
Это решения N78-О от 5.02.2004 г., N211-О от 27.05.2004 г., N429-О от 14.12.2004 г., N220-О от 9.06.2005 г. и другие в части
перерасчета пенсий военным пенсионерам с учетом изменения стоимости продовольственного пайка, которые оставлены без внимания.
Законодатели и Правительство РФ не нашли ничего лучшего, как исключить из денежного довольствия для исчисления пенсии стоимость
продовольственного пайка включив денежную компенсацию взамен продовольственного пайка в оклад по воинскому званию. Нет понятия
стоимости продовольственного пайка и нет проблемы.
7. Правительство РФ в отношении этих нарушений бездействует и безмолвствует. В ходе формирования нового облика Вооруженных Сил
Российской Федерации значительным изменениям подвергается система военно- медицинского обеспечения более чем 7,0 млн.
военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей. Подлежат сокращению 24 военных госпиталя, 10 военных
лазаретов и 51 военная поликлиника, в том числе и 95-я гарнизонная поликлиника в г. Барнауле.
Таким образом, около 2 миллионов граждан (военные пенсионеры, члены их семей будут лишены возможности реализации установленного
законом права на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях (далее — ВМУ). В отдельных регионах ближайшие к месту
жительства указанных категорий граждан ВМУ будут находиться на значительном расстоянии (от 300 до 2000 километров), а отдельные
областные центры (Красноярск, Барнаул, Томск) остаются вообще без ВМУ. Закрепление данного контингента за государственными
муниципальными лечебными учреждениями и оказание им медицинской помощи в рамках полиса обязательного медицинского страхования не
позволит получать ряд медицинских услуг бесплатно (протезирование, диагностика, медикаменты и др.), если соответствующие изменения
не будут внесены в перечень бесплатных услуг полиса и обеспечены финансированием или будет внесена пенсионерам существенная
компенсация к оздоровительным выплатам.
8. Особо острой проблемой является недостаточный уровень санаторно-курортного обеспечения. Приобретение билетов к местам лечения
и отдыха за счет личных средств, который сейчас ввело Министерство обороны, является грубым нарушением федерального закона о статусе
военнослужащих и требует незамедлительной отмены.
До настоящего времени, юридически, не решен вопрос, о создании в обл.(край) военкоматах, где нет гарнизонных поликлиник
специальных органов, которые бы занимались вопросом санаторно — курортного обеспечения офицеров запаса. Сейчас военные пенсионеры
должны за путевками ездить в Новосибирск.
Таким образом, с одной стороны наши законы трактуют, что «служба в Вооруженных Силах — это особый вид государственной службы, с
другой стороны, принимаются законы, которые ущемляют и ухудшают жизнь военных пенсионеров. Благодаря такой «заботе» Правительства РФ
и в связи с непрекращающимся ростом цен фактический размер пенсий сравнялся, а у некоторых категорий военных пенсионеров стал меньше
гражданской.
Уважаемый Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации просим как
гаранта Конституции РФ, от имени всех военных пенсионеров Алтайского края, принять меры по устранению допущенных нарушений
пенсионных прав военных пенсионеров со стороны Правительства РФ и Министерства обороны. Это требование полностью соответствует ст.2
Конституции РФ, где сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина обязанность государства».
С уважением к Вам Члены Офицерского собрания офицеров запаса и в отставке от имени почти 10 тысяч военных пенсионеров края.
greenpol@mail.ru, 6 декабря 2010 г.
http://www.bankfax.ru/page.php?pg=72884

ГЛЯДИМ В БУДУЩЕЕ
6 декабря 2010
Председатель Правительства России В.В.Путин принял участие в пленарном заседании Межрегиональной конференции региональных
отделений «Единой России» Дальневосточного федерального округа на тему «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока
до 2020 года. Программа на 2010-2012 годы»
Стенограмма конференции
В.В.Путин: Добрый день! Какой у вас хороший, солнечный день сегодня. Как приятно работать в такой обстановке.
Я начну не с региональных проблем, хотя мы ради этого и собрались. Хочу вас всех ещё раз поздравить, прежде всего любителей
спорта, с событием, которое произошло совсем недавно, — с тем, что мы получили право провести Чемпионат мира по футболу в 2018 году.
К сожалению, мы не планируем проведение части матчей в регионах Дальнего Востока. Даже не в связи с неготовностью инфраструктуры
— мы бы это сделали, — просто в связи с требованиями ФИФА, согласно которым соревнования должны проходить на какой-то более или
менее компактной территории. Я боялся изначально, когда мы формулировали эту заявку, что, если мы покажем всю территорию Российской
Федерации, у них ужас возникнет, сколько им нужно будет передвигаться, сколько здесь часовых поясов. И даже спортсменам тяжело будет
здесь приспособиться и играть. Но для всей страны, в том числе и для Дальнего Востока, проведение таких соревнований будет, конечно,
иметь позитивное значение, в том числе и в экономическом плане. Наверняка вы видели уже прогнозы экспертов в сфере экономики.
Отдельные отрасли производства уже реагируют на это событие, металлургическая промышленность в том числе, потому что предполагается
использовать большое количество строительных материалов, металлургической промышленности. А такие производства есть и на Дальнем
Востоке. Наверняка это затронет и дальневосточные отрасли производства и пойдет на пользу.
Ну и в целом всё-таки это будет развитие, связанное с пропагандой спорта, здорового образа жизни. Это должно вызвать к жизни
создание новых спортивных сооружений — не только футбольных полей (мы планируем их построить 500 по всей стране, новых, современных,
с искусственным покрытием, на которых можно играть практически круглый год), но и подтолкнёт развитие других сооружений. Все это,
безусловно, пойдёт на пользу.
А теперь перейдём непосредственно к теме нашей сегодняшней встречи. Сегодняшняя региональная конференция «Единой России» — уже
четвёртая. В текущем году мы обсуждали проблемы Сибири, Северного Кавказа, Поволжья. Здесь, в Хабаровске, будем говорить,
разумеется, о Дальнем Востоке.
По сути, мы формируем региональную компоненту Стратегии развития России до 2020 года, долгосрочного плана развития страны.
Подчеркну: в нашей работе мы опираемся на предложения самих регионов, бизнеса, общественных организаций и, разумеется, наших
региональных партийных организаций «Единой России». Мы заинтересованы в максимально широком обсуждении региональных стратегий, чтобы
наши планы были понятны каждому, чтобы были поддержаны гражданами.
Партия «Единая Россия» должна иметь эффективные инструменты обратной связи, вовлекать в диалог как можно больше людей на уровне
конкретного города и района, муниципалитета. И, конечно, нельзя забывать, что партия принимает на себя ответственность за выполнение
заявленных планов, достижение конкретных результатов. Поэтому надо вести постоянный мониторинг реализации региональных стратегий,
отслеживать их промежуточные итоги.
Не должно быть пустых инициатив и популистских предложений. Тот, кто предлагает свой проект и рассчитывает на нашу поддержку,
сам должен быть готов работать всерьёз. И это требование относится и к региональным властям, и к бизнесу.
Мы с вами действуем в условиях политической конкуренции и, естественно, сталкиваемся с критикой со стороны наших оппонентов,
причём обоснованная, аргументированная критика, безусловно, полезна и позволяет избежать многих ошибок.
Но чтобы побеждать в условиях конкуренции, нужно уметь конкретными делами доказывать свою правоту и способствовать решению
реальных проблем граждан.
Сегодня у партии «Единая Россия» есть все возможности реализовать намеченные планы. У нас есть большинство в представительных
органах власти на всех уровнях и, самое главное, есть поддержка людей, которую мы ощущаем и здесь, на Дальнем Востоке. Я думаю, что
это понятно: давайте посмотрим на результаты предыдущих, только что состоявшихся выборов. Но мы с вами не для выборов работаем. Если
всегда будем думать только о том, как реализовать себя перед выборами, в конечном итоге результат будет отрицательным. Нужно думать
о конечном результате, о людях нужно думать.
Хотел бы подчеркнуть: Дальний Восток всегда будет находиться в фокусе нашего особого внимания. Такой подход продиктован самим
положением округа на карте страны, его геополитической ролью, но в первую очередь интересами дальневосточников.
По численности населения Дальневосточный округ уступает другим регионам России, и соответственно, направляет в Думу не так много
своих депутатов, а проблем, требующих решения, здесь достаточно.
Поэтому считаю правильным, чтобы наиболее авторитетные, известные парламентарии из фракции «Единой России» в Государственной
Думе взяли на себя дополнительную нагрузку и помимо своих непосредственных территорий вплотную занимались бы вопросами развития
всего Дальнего Востока, помогали бы конкретными делами дальневосточным регионам. Думаю, партии пойдёт это только на пользу, если
наши представители в парламенте будут больше работать на местах.
Уважаемые коллеги!
Наверное, вам приходилось сталкиваться с разными проблемами и, наверняка, слышать и сомнения в возможностях Дальнего Востока.
Всегда считал эту точку зрения ошибочной и вредной для дела.
Начиная с 2000 года федеральная поддержка дальневосточных регионов увеличилась практически в 7 раз — не в какие-то проценты.
Ежегодный объём федеральных трансфертов стабильно превышает 150 млрд рублей.
Также десятки миллиардов рублей направляются на Дальний Восток для строительства объектов государственного значения. К этому
следует добавить масштабные инвестиции госкомпаний и частного бизнеса, то есть у Дальнего Востока появились серьёзные ресурсы для
развития. Один перечень реализованных проектов говорит сам за себя.
Запущена Бурейская ГЭС, а это почти 5% мощности всей российской гидроэнергетики. Проблема энергодефицита в Амурской области и
соседних регионах решена на десятилетия вперёд — я хочу это подчеркнуть. Мы сейчас смотрели проекты и будем здесь говорить о
проблемах их реализации. Есть проблема с доставкой этой электроэнергии сетевым хозяйствам. Но генерирующие мощности развиваются
самым быстрым, ускоренным темпом.
Россия по факту становится одним из энергетических лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона. Введена в эксплуатацию первая
очередь трубопроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан. Создан новый центр нефтегазодобычи на Сахалине.
Благодаря этому проекту Сахалинская область уже с 2011 года перестанет быть дотационной, обретёт прочную экономическую базу. И я
уверен, что такой путь успеха открыт и перед другими дальневосточными регионами. Наконец, совсем недавно завершено строительство 2
тыс. км трассы Чита-Хабаровск.
Вы понимаете, всё это отдельные вещи, отдельные большие проекты, о которых мы говорили несколько лет назад. Я знаю, как тогда
это обсуждалось. Подавляющее большинство с сомнением относилось к тому, что это будет реализовано. Конечно, это — не всё, что нам
хотелось бы сделать. Предстоит ещё очень много сделать, но это всё-таки конкретные шаги по развитию Дальнего Востока.
Мы шаг за шагом интегрируем Дальний Восток в общее экономическое пространство страны, снимаем препятствия, которые мешают
региону нормально развиваться, закладываем надёжную основу под будущий рост.
Что мы считаем сейчас главным и вокруг каких приоритетов намерены строить дальнейшую работу?
Прежде всего, это создание транспортной инфраструктуры — удобной и доступной для людей, эффективной для бизнеса, для ведения
дела.
С 2009 года начала действовать программа субсидий на авиаперелёты в европейскую часть страны. Кстати сказать, я помню, как
возникла эта идея, откуда она возникла. Мы под Москвой проводили мероприятие по линии «Единой России». Тогда представители Дальнего
Востока задали мне этот вопрос о сложностях перелета. Это «точечное» решение, несистемное, кстати сказать. Надо еще подумать, откуда
берутся эти цены на билеты, что у нас там происходит с авиационным керосином, почему такие цены. Что у нас происходит с
налогообложением, почему мы создаем здесь, на внутренних перевозках, препятствия и облегчаем перевозки для наших конкурентов,
которые летают заграницей? Соответствующее поручение я сформулировал Министерству транспорта, Министерству финансов. Они должны
будут доложить мне свои предложения. Но вот эта мера — мера субсидирования перевозок для отдельных категорий граждан, проживающих на
Дальнем Востоке, — родилась как идея, сгенерированная самими дальневосточниками, представителями, кстати, «Единой России», после
одного из мероприятий в Москве. И мне очень приятно, что эта мера оказалась действенной и эффективной.
С 2009 года она работает. Билеты для молодёжи и пенсионеров стали стоить вдвое дешевле. Сегодня из Хабаровска люди смогут
долететь до Москвы за 7-8 тыс. рублей. И это уже не 15‑20 тыс. рублей, как было прежде. За два года этой льготой
воспользовалось полмиллиона пассажиров. Полмиллиона!
Граждане часто спрашивают: сохранятся ли такие возможности в будущем. Могу определённо сказать: да, сохранятся обязательно.
Более того, мы намерены развивать эту программу. В 2011 году расходы на неё составят 2,5 млрд рублей.
Но я уже сказал и хочу ещё раз повторить: всё-таки нужно системно решать эту проблему — в целом снижать стоимость пролёта туда и
обратно (в европейскую часть и назад). Обязательно будем с этим разбираться дальше. Из чего складывается такая стоимость? До
Нью-Йорка подчас долететь дешевле, чем из Москвы до Владивостока.
Вместе с тем важно сохранить и местные аэродромы, и авиалинии, сделать более доступными билеты для жителей отдалённых городов и
посёлков, особенно на арктическом побережье, в Якутии или на Курилах. На эти цели специально выделяем федеральные средства — также в
объеме 2,5 млрд рублей.
Очевидно, что нам не обойтись без коренной модернизации аэропортов. И здесь речь не только о Владивостоке, где должен появиться
суперсовременный терминал международного класса.
Должен с сожалением сказать, что пока, по данным экспертов, это для нас затратный проект: объём перевозок пассажиров, грузов
пока невелик. Если сопоставить его с объёмами вложений, то экономика не очень эффективно смотрится. Но сделаем это, как у нас
говорят в народе, на вырост. Уверен, что развитие будет обеспеченно.
В списке приоритетов на 2011 год — аэропорты Петропавловска-Камчатского, Магадана, Анадыря, Якутска, а также аэропорты на
Курильских островах — Итурупе и Кунашире.
В общей сложности на модернизацию российских аэропортов в будущем году мы направим более 25 млрд рублей. Треть этой суммы
предназначена для Дальнего Востока.
Я уже говорил о дороге Чита-Хабаровск. Она построена. Но просто положить асфальт — недостаточно. Нужно превратить трассу «Амур»
в современную автомагистраль, в том числе модернизировать те участки, которые были открыты ещё в 1980-е годы и, конечно, не
соответствуют требованиям сегодняшнего дня. До 2013 года планируется модернизировать более 500 км этой трассы.
Совместно с субъектами Федерации будем создавать на трассе эффективную систему безопасности и экстренной медицинской помощи. До
конца 2011 года Минкомсвязи и сотовые операторы должны завершить оборудование дороги Чита-Хабаровск мобильной связью. Сейчас я
только подписал поручение, мы говорим о выделении необходимых ресурсов из федерального бюджета, но это будет только часть общих
ресурсов, выделяемых на оборудование трассы Чита-Хабаровск.
Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову, заместителю Председателя Правительства Российской Федерации), сколько у нас там вы
предлагаете?
С.Б.Иванов: 2 млрд на связь. Строительство вышек, обеспечение электропитанием…
В.В.Путин: 2 млрд рублей мы предусматриваем только на обеспечение связью.
Кроме того, надо помочь регионам и муниципалитетам соединить с трассой «Амур» близлежащие города и посёлки, чтобы граждане,
которые живут и работают рядом с дорогой, в полной мере воспользовались её преимуществами.
Сейчас вдоль трассы уже начали открываться автосервисы и гостиницы, кафе и магазины. Порой у тех, кто начал свой бизнес, нет
всех необходимых бумаг и каких-то согласований. Я очень прошу руководителей соответствующих регионов обратить внимание на эту
проблему и помочь людям, не создавать препятствия, не выстраивать дополнительные административные барьеры, а наоборот помочь их
преодолеть. Вместо того чтобы гоняться за мелкими нарушениями, нужно помочь начинающим предпринимателям встать на ноги, оформить всё
как полагается, включая землеотводы и подсоединение к инженерным сетям. Прошу считать это поручением для наших сторонников и
единомышленников в местных органах власти.
Хочу ещё раз поблагодарить всех, кто участвовал в прокладке дороги Чита-Хабаровск. И подчеркнуть: профессиональные коллективы
дорожных строителей обязательно должны быть востребованы, потому что на Дальнем Востоке мы собираемся строить много.
Наша партия инициировала проект по ремонту автодорог и обустройству дворовых территорий. За 2010-2011 годы из федерального
бюджета направим на эти цели немаленькие деньги — 50 млрд рублей. Эти средства будут получать все региональные центры России, все,
включая дальневосточные столицы — Якутск, Петропавловск, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Магадан, Южно-Сахалинск, Биробиджан и
Анадырь. Деньги получать всегда приятно, но мы с вами должны поговорить о том, что должно происходить на местной почве.
Мы приняли решение о создании федерального дорожного фонда. Вот теперь к этому подходим. За ближайшие три года в нём будет
аккумулировано порядка 1 трлн рублей — очень большие средства для страны. И значительная часть этих средств также предназначена
Дальнему Востоку. От реализации отдельных крупных проектов перейдём к планомерному развитию дорог на всей территории региона. Так,
будет продолжена реконструкция дороги «Лена» в Якутии и трассы «Уссури» между Хабаровском и Владивостоком. Будем строить дорогу от
Якутска до Магадана.
Кроме того, сейчас разрабатываются планы реконструкции автодороги «Вилюй», которая свяжет Якутию и Иркутскую область. Эта дорога
позволит серьёзно ускорить освоение восточносибирских нефтегазовых месторождений, даст прямой выход к Верхней Чоне, Талакану и
Чаянде.
Практически второе рождение переживают сейчас морские порты Дальнего Востока. За последние три года их мощность увеличилась на
67% — с 96 до 152 млн т в год перевалки. Очень хороший показатель! Я был на некоторых объектах, то есть на всех, вы знаете, просто
гордость вызывает: самые современные комплексы мирового класса, оборудовано новейшей техникой! Здорово! Построены новые порты —
Козьмино в Приморском крае и Де-Кастри в Хабаровском крае, а также терминал для отгрузки сжиженного газа на Сахалине.
В портовую инфраструктуру активно вкладывается и частный бизнес: строит угольные, зерновые, контейнерные терминалы практически
во всех ключевых портах — в Ванино, Находке, Советской Гавани. Но темпы строительства могли бы быть и выше, если бы развитие
портовой инфраструктуры не сдерживали узкие места на железнодорожном транспорте. Поэтому в ближайшие несколько лет потребуется
провести модернизацию Транссиба, значительно увеличить пропускную способность БАМа. Совсем недавно ещё мне говорили о том, что БАМ
построили, но он не востребован. А сегодня возможностей БАМа недостаточно, и это произошло за последние три-четыре года. Объёмы
перевозок возросли настолько, что БАМ не пропускает уже всего объёма грузов, который можно было бы перевезти по этой магистрали. Это
очень серьёзный показатель развития экономики. Что касается БАМа, ключевой проект здесь — это прокладка нового Кузнецовского
туннеля, что позволит снять ограничения для движения грузов по направлению к Ванино и Советской Гавани. В строительство
Кузнецовского туннеля будет вложено 59,5 млрд рублей.
Страна строила БАМ почти 40 лет. Это был огромный труд людей, огромные инвестиции по тем временам. В магистраль вкладывали
деньги и в последнее время, и, судя по тому, что я только что сказал, делали абсолютно правильно.
Появление новых дорог способно кардинально изменить облик целого региона. Например, построенная железнодорожная ветка от Тынды
до правого берега Лены в районе Якутска даёт возможность запустить проект комплексного развития Южной Якутии. Здесь начнётся
разработка перспективных месторождений урана, железных руд и угля. Строительство дополнительных железнодорожных линий и моста через
Амур позволит создать современный горно-металлургический кластер в Амурской и Еврейской автономных областях.
Добавлю, что мы приняли решение, начиная с 2011 года, установить нулевую ставку налога для разработки месторождений олова в
отдалённых районах Дальнего Востока. Рассчитываю, что это позволит создать порядка 2,5 тыс. новых рабочих мест в Якутии и
Хабаровском крае.
Кроме того, надо научиться использовать громадные транзитные потенциалы Дальневосточного региона. Чтобы привлечь грузы на нашу
территорию, требуется кардинально улучшить качество логистических услуг. Это задача и для транспортного бизнеса, и для властей
дальневосточных регионов.
Со своей стороны, будем и дальше двигаться по пути упрощения таможенных, пограничных, других формальностей. И уверен,
совместными усилиями мы сможем создать конкурентоспособный транспортный коридор Европа-Азия. Основную выгоду от этого проекта
получат именно дальневосточные регионы страны. По большому счёту это шанс сформировать ещё одну мощную и успешную отрасль
региональной экономики.
В целом хотел бы отметить, что интересных бизнес-идей в Дальневосточном регионе много. Однако и издержки здесь при их реализации
объективно высоки. Необходимы инвестиции в инфраструктуру, в обустройство территорий и покупку, приобретение, создание новых
технологий.
Конечно, мы активно привлекаем банки с госучастием для развития экономики Дальнего Востока. Общий кредитный портфель ВЭБа, ВТБ,
Сбербанка по дальневосточным проектам уже превышает 270 млрд рублей. Но, очевидно, что для притока дополнительных финансовых
ресурсов нужны специальные инструменты.
О чём идёт речь? Под эгидой Внешэкономбанка будет создан Фонд прямых инвестиций. Он не только обеспечит реализацию
инвестиционных проектов, но и возьмёт на себя информационную, имиджевую поддержку дальневосточных территорий, их продвижение как
перспективной площадки для вложения капиталов.
Несомненно, что авторитет ВЭБа позволит привлечь к участию в работе фонда крупные российские и иностранные финансовые институты,
банки и инвестиционные компании. Уже на первом этапе портфель инвестиционных проектов, реализуемых при поддержке фонда, может
составить, по нашим подсчётам, примерно 80-90 млрд рублей.
Уважаемые коллеги!
По отношению к Дальнему Востоку уже не один десяток лет используется слово «освоение». И это действительно справедливо. Масштаб
территории, как и масштаб задач, поистине огромен. Многое приходится делать практически с нуля. Даже до сих пор!
Нам также предстоит продолжить политику освоения Дальнего Востока. Вопрос в том — на каких принципах мы будем с вами это делать?
Очевидно, что нужно извлечь уроки из ошибок прошлого, а их тоже было немало.
Мы не можем открывать современные производства и при этом забывать о комфортном жилье для людей, например. Мы не вправе
развивать индустрию и добывать сырьё любой ценой, в ущерб природе.
Новые объекты должны гармонично вписываться в экономическую и социальную жизнь дальневосточных регионов, давать людям новые
возможности и не порождать дополнительных проблем.
Например, ТЭК. Многие города Дальнего Востока до сих пор используют дорогое дизельное топливо, либо топят углём, причём всё это
делается, к сожалению, по достаточно, прямо скажем, грязным технологиям полувековой давности.
Сейчас на полную мощность выходит работа по реализации Восточной газовой программы. Её можно сравнить с крупнейшими
индустриальными проектами в истории нашей страны, с освоением поволжской и тюменской нефти, ямальских газовых кладовых.
В 2006 году в восточных регионах страны добывалось всего 8 млрд куб. м газа. В 2006 году — 8 млрд, а в 2009 году — уже 22 млрд,
а к 2020 году здесь будет производиться от 70 до 100 млрд куб. м газа. И это будет обеспечено. 100%!
Конечно, развитие газотранспортной инфраструктуры на востоке страны позволит значительно диверсифицировать экспортные маршруты,
укрепить позиции России на рынках АТР. Но хотел бы подчеркнуть, что приоритетом для газа Восточной Сибири и Дальнего Востока
является всё-таки внутренний рынок. Газ должен стать ресурсной базой для создания высокотехнологичных комплексов газо- и нефтехимии.
В 2010 году начался перевод на газовое топливо крупнейших городов Камчатки — Петропавловска и Елизово. В 2011 году газ придёт во
Владивосток и другие города Приморского края. Полностью изменится энергетический комплекс Сахалина. Здесь, на шельфе, уже добываются
миллиарды кубометров газа. Но сам остров пока не пользовался этим преимуществом. Уже в начале следующего года Южно-Сахалинск начнёт
переходить с угля на природный газ, а значит, в разы сократятся и вредные выбросы в атмосферу.
В дальнейшем будем решать проблемы других дальневосточных территорий — Якутии, Хабаровского края, Амурской области и Еврейской
автономной области. Газификация будет проведена везде, где это технологически возможно и экономически обоснованно.
На что хотел бы в этой связи обратить внимание?
Первое — цена. Цена на энергетические ресурсы не должна подрывать конкурентоспособность региона, порождать дополнительную
нагрузку на местные бюджеты, на граждан и на бизнес. Это касается и стоимости природного газа в том числе. По объективным причинам
на Дальнем Востоке она пока ещё высока — выше, чем в других регионах страны. Поэтому мы приняли решение — за счёт федерального
бюджета дотировать пока поставки газа по трубопроводу Сахалин-Хабаровск-Владивосток, что позволит снизить цену для конечного
потребителя.
В федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 1,9 млрд рублей в 2011 году, 11,2 млрд рублей — в 2012 году и 11,5 млрд рублей —
в 2013 году.
Предполагается компенсировать разницу между покупкой «Газпромом» достаточно дорогого газа у оператора «Сахалин-2» и его
реализацией потребителю по более низким тарифам.
Второе. Перевод на газ объектов энергетики не должен перечеркнуть будущее угольной промышленности. Проекты, позволяющие с умом
использовать перспективные шахты и разрезы Дальнего Востока, есть, и их нужно поддерживать.
Разумеется, нужно обратить внимание на инфраструктуру ЖКХ. Это — огромная работа. Думаю, что все это понимают, но надо это
делать. Замерзающие здесь посёлки, города нам не нужны, обращаю на это внимание руководителей соответствующих уровней. Та
инфраструктура, которую мы создаём, позволит иметь многократный запас прочности, станет гарантией надёжной работы всех систем
жизнеобеспечения.
Я говорил о развитии газовой отрасли… Но вот сейчас, когда мы смотрели проекты на выставке, я обратил внимание некоторых
руководителей: мы не должны всё переводить на газ. Энергетическая система должна быть сбалансирована. И первичный энергетический
источник должен быть разный. Иначе это даже создаёт определённую угрозу, если мы только на один энергоисточник сядем и весь регион
посадим на него. И по ценам должно быть сбалансировано, и по первичному источнику. Где-то и мазут может остаться, и уголь нужен,
современные технологии нужны. По углю столько много современных технологий в мире изобретено: его превращают в жидкое состояние, в
газообразное состояние и используют этот уголь эффективно. И с точки зрения нагрузки на экологию — совсем другая ситуация. Всё это
нужно делать.
Уважаемые участники конференции!
Традиционные богатства Дальнего Востока — это лес и рыба. Здесь сосредоточена четверть лесных запасов и добывается более двух
третей водных биоресурсов России. К сожалению, именно эти отрасли долгие годы были символом бесхозяйственности, нужно прямо это
сказать, какой-то «серой зоной», в которой вольготно чувствовали себя люди с непонятными приоритетами, попросту криминал, процветали
и контрабанда, и браконьерство.
Потребовалась тяжелейшая работа, но совместными усилиями мы… У меня вот написано: «Смогли преодолеть ситуацию». Не знаю даже,
как это произнести. Мы смогли её преодолеть, нет? Смогли! Вот руководитель отрасли говорит: смогли. Ну хочется надеяться, что
смогли. Во всяком случае, созданы правила, которые поощряют нормальный, цивилизованный бизнес. И теперь, конечно, нужно эту
тенденцию укреплять. Действительно, есть положительная тенденция, и нужно её укреплять.
Конечно, к Лесному кодексу предъявляются тоже определённые претензии, и мы его совершенствуем, вводим более жёсткие требования
по охране лесов и по пожарной безопасности.
Но основной посыл, заложенный в Кодекс, абсолютно правильный: у леса должен появиться рачительный, бережливый хозяин, который
будет заинтересован в работе на долгосрочную перспективу и будет вкладывать средства в глубокую переработку древесины.
Напомню, что срок аренды лесных участков был увеличен до 49 лет. Знаю, что лесопромышленники предлагают сделать ещё один шаг
-предусмотреть аренду на 100 и даже более чем на 100 лет. Логика понятна: лес растёт долго и стабильные условия работы играют
ключевую роль в этом бизнесе.
Но мы же, когда принимали решение по Лесному кодексу, сознательно пошли на арендный принцип, а не на передачу в собственность.
На 100 и более лет — это уже собственность, поэтому или в собственность, или 49 лет. Там же, в кодексе, записано: «С приоритетным
правом продления». Если арендатор хозяйствовал с умом, действовал не только в своих собственных интересах, а и в интересах экономики
страны, в интересах граждан, у него есть приоритетное право продлить срок аренды. Я сейчас не говорю ни «нет», ни «да» — просто это
мысли вслух. Давайте все вместе подумаем, ещё раз вернёмся к этому делу.
Мне изначально казалось, что 49 лет аренды с правом продления — достаточно. Но если вы считаете, что этого мало, давайте
подумаем. Но этот вопрос очень существенный, это нельзя келейно решать, это нужно будет обсуждать широко.
Уже сейчас на Дальнем Востоке строится 12 крупных лесоперерабатывающих комплексов мощностью 6,5 млн куб. м в год. Будет создано
4 тыс. новых рабочих мест, причём три таких комплекса уже запущено в эксплуатацию. Для начала это очень неплохо.
Думаю, что мы уже готовы к тому, чтобы поставить цель через семь-восемь лет перерабатывать у себя практически весь лес, который
добывают на Дальнем Востоке и вместо кругляка поставлять на экспорт готовую продукцию и, конечно, обеспечивать потребности
внутреннего рынка.
Изменилась ситуация и в сфере добычи водных биоресурсов: квоты на вылов закреплены на 10 лет, предприятия могут теперь
формировать долгосрочные планы, обновлять флот. Правительство установило трёхчасовой срок оформления судов в порту, предусмотрена
возможность неоднократного пересечения морской границы.
Работа по искоренению бюрократических барьеров, конечно, ещё не завершена. Хочу подчеркнуть: все то, о чём мы договаривались с
рыбаками на недавней встрече в Петропавловске-Камчатском — все эти проблемы должны быть закрыты и решены. Речь идёт об отмене
таможенных сборов при доставке улова из нашей экономической зоны и о так называемых штормовых укрытиях для перегрузки продукции,
чтобы рыбаки не рисковали в открытом море, а могли осуществить все необходимые операции в максимально безопасном режиме.
Кроме того, мы продолжим субсидировать ставки по кредитам на строительство и модернизацию перерабатывающей базы и промыслового
флота. На эти цели предусмотрено 275 млн рублей.
Убеждён, отечественная рыбная продукция сможет вернуть себе лидирующие позиции на собственном российском рынке, а наши рыбаки
будут обеспечены стабильной работой и достойной заработной платой.
Есть ещё одна сфера, которая может стать важнейшим фактором конкурентоспособности всего Дальнего Востока: уникальные природные
объекты — Долина гейзеров и вулканы на Камчатке, «Ленские Столбы» и многие другие — известны всей стране. Но сегодня они практически
недоступны. Надо прямо сказать, нет удобных транспортных маршрутов, нет гостиниц, нет элементарных удобств, по сути, нет
туристического бизнеса. А ведь экологический туризм имеет огромное познавательное, нравственное значение: воспитывает в человеке
уважение к живой природе, рождает чувство гордости за свою страну. Это хорошо понимают во многих государствах мира, где миллионы
людей ежегодно посещают подобные заповедники.
И потому я прошу фракцию «Единой России» в Государственной Думе ускорить принятие поправок в закон «Об особо охраняемых
природных территориях», которые позволят создать правовые рамки для развития рекреационной и туристической деятельности в
национальных парках. Если всё сделать грамотно, под надёжным контролем, это не нанесёт ущерба природе, а, наоборот, позволит
привлекать дополнительные средства и вкладывать их и в науку, и в природоохранные мероприятия, и в защиту животных, которые являются
достоянием нашего Дальнего Востока, России, а подчас и всего мира. Имеется в виду и амурский тигр, и белый кит, и полярный медведь,
и леопард.
Уважаемые друзья!
Сегодня я не могу не вернуться к решению, которое здесь, на Дальнем Востоке, вызвало много споров и было, надо прямо сказать,
непопулярным, затронуло интересы многих людей. До введения пошлин через порты Дальнего Востока ежегодно ввозилось более 500 тыс.
подержанных иномарок. Из них лишь (я хочу, чтобы люди знали об этом — люди, которые здесь живут) порядка 15-20% (где-то 100 тыс.
примерно) оставалось в Дальневосточном округе. Остальное всё шло транзитом, проще говоря, переправлялось в другие регионы Российской
Федерации.
В период кризиса мы пошли на ввод, по сути, запретительных пошлин на импорт подержанных иномарок. Вы знаете, не было ни у кого и
нет ни у кого желания закрывать чей-то бизнес, вредить чьему-то бизнесу. Я хочу, чтобы все нас понимали, о чём идёт речь. Нам кого
нужно было поддерживать в условиях кризиса — тех, кто производит автомашины в Южной Корее и Японии, или свой автопром? У нас в
автопроме 600 тыс. человек работающих и смежников ещё под пару-тройку миллионов. А вместе с членами семей сколько это будет? У нас
выбора просто не было! Я хочу, чтобы это было понятно. Ну не было выбора никакого! Нам или обеспечить завоз старой техники, или
убить свой автопром и выбросить на улицу миллионы людей, оставить их без заработной платы. Я хочу, чтобы это было понятно всем.
Вместе с членами семей это 6 млн человек по стране. Это вынужденная мера, но, надо сказать, что в целом она себя оправдывает.
Наряду с другими шагами Правительства по поддержке автомобилестроения целый комплекс сработал… И в 2010 году выпуск легковых
автомобилей в России… Я хочу, чтобы это тоже было понятно. Вот к чему приводит весь комплекс мер, в том числе и тот, о котором я
сказал, — болезненный для тех, кто занимался этим бизнесом — завозом сюда машин. Это главным образом их коснулось. Мне очень жаль,
но, повторяю, выбора не было. Но в результате всего комплекса мер выпуск легковых автомобилей в 2010 году в России вернулся на
докризисный уровень: в 2009 году производство легковых автомобилей сократилось на 60%, в январе-октябре 2010 года — выросло уже в 2
раза.
Хочу подчеркнуть: закрывая ввоз подержанных иномарок, мы обещали дальневосточникам альтернативу — создание собственного
автопроизводства в Приморском крае. Завод компании «Соллерс» во Владивостоке в этом году сможет выпустить более 13 тыс. автомобилей,
в следующем — уже 25 тыс. Ну, конечно, я был там, смотрел, что там делается. Пока это достаточно скромно, это первые шаги. Вы
знаете, если мы не будем делать этих первых шагов, у нас никогда ни фига не будет, все будем закупать только там. Мы также ведём
переговоры о том, чтобы в Приморье пришли крупнейшие мировые автоконцерны и производители комплектующих. И я уверен, что
автомобильный бизнес останется важной отраслью дальневосточной экономики, но теперь уже на новой, цивилизованной, собственной базе.
Напомню, в период кризиса мы поддержали судо- и авиастроение Дальнего Востока. Нам удалось сохранить рабочие места и запустить
новые проекты в этих отраслях. В общей сложности предприятия авиастроения в рамках антикризисных мер в 2009-2010 годах получили
127,9 млрд рублей. Судостроение получило 14,5 млрд рублей, из них дальневосточные авиастроительные компании напрямую получили около
4 млрд рублей, а судостроительные — 7,9 млрд рублей.
Проблем там ещё очень много. Я видел, в каком состоянии находятся эти предприятия. Ещё очень много надо сделать, чтобы там были
современные уровень и порядок. Но сейчас начинается строительство двух новых верфей в Приморском крае. Они будут выпускать морские
нефтегазодобывающие платформы и суда для освоения шельфа, танкеры и газовозы, то есть такую морскую технику, которая востребована
сегодня. И мы можем, совершенно уверенно говорю, занять своё прочное место в этой линейке продуктов.
Мы, как вы знаете, и с сингапурской компанией договорились и начинаем работу, и в партнёрстве с «Дэу шипбилдинг» уже создано
совместное предприятие. На «Звезде» начинаются работы, мне губернатор сказал, что движение какое-то есть, первые шаги уже делаются.
Надеюсь, что всё будет осуществлено в те сроки, о которых мы договаривались.
Что касается авиастроения, то именно в Комсомольске-на-Амуре развёртывается выпуск нового гражданского самолета «Сухой
Суперджет-100». И речь уже не об отдельных опытных образцах, а о полноценном, серийном производстве.
Вы знаете, недавно мы в Сочи с Дмитрием Анатольевичем (Д.А.Медведев)показывали Премьер-министру Италии Сильвио Берлускони этот
самолёт. Это наш совместный проект: двигатели мы делали вместе с французскими компаниями, авионику — вместе с итальянцами, всё
остальное там наше, да и в авионике, и в двигателях там тоже есть наше участие. Я неоднократно бывал на предприятии, и, вы знаете,
мне было очень приятно посмотреть, как там идёт работа. Такой международный коллектив: с одной стороны — французская речь, с другой
стороны — итальянская, здесь — русская, по-английски говорят — такая настоящая международная хорошая команда. Это наш первый
гражданский самолёт, который полностью сделан в цифре, отвечает самым последним требованиям в области гражданской (хочу подчеркнуть:
гражданской) авиации.
И вот итальянские партнёры уже готовы закупить достаточно большое количество — это продвижение на европейский рынок. Мы
специально выбрали эту нишу, которая позволяет нам не конкурировать с европейскими производителями и продвинуть продукцию на
европейский рынок, что очень важно.
Не секрет, что значительная часть авиа- и судостроения Дальнего Востока завязана на нужды Вооруженных сил России. В ближайшее
время будет утверждена Государственная программа вооружения на 2011-2020 годы. И могу сказать, что дальневосточные заводы получат
дополнительные оборонные заказы, включая производство нового истребителя пятого поколения.
В Амурской области реализуется один из самых масштабных и амбициозных проектов современной России. В 2011 году здесь начнётся
строительство национального космодрома Восточный. Первая стартовая площадка будет готова уже через пять лет. За ближайшие три года
на строительство космодрома Восточный будет выделено 24 млрд рублей. Новый космодром обеспечит нашей стране независимый доступ в
космос, в том числе для пилотируемых полётов. Реализация этого проекта должна подтвердить высокий технологический статус нашей
страны, дать возможность тысячам специалистов, прежде всего талантливым молодым людям, раскрыться, добиться успеха и воплотить в
жизнь свои самые смелые мечты. Причём Восточный — это не просто площадка для запуска ракет. По сути, здесь должен появиться новый
город, и наша задача — чтобы строительство жилья, социальных объектов (больниц, школ, детских садов) шло с опережением. Здесь
настоящий современный наукоград должен появиться со всей современной социальной инфраструктурой.
Уважаемые коллеги!
Несмотря на очевидные достижения в демографии, позвольте сказать несколько слов об этом, — росте рождаемости, снижении
смертности. Несмотря на положительные показатели в целом, численность населения дальневосточных регионов всё ещё уменьшается. И
главная причина уже — это не рождаемость и смертность (это старая причина), а миграционный отток населения. По-прежнему с Дальнего
Востока чаще уезжают, чем приезжают сюда. Вместе с тем, я убежден, мы с вами вместе сможем изменить эту ситуацию — сможем, если
предложим гражданам не только достойные рабочие места, но и комфортные условия жизни, ясную перспективу решения социальных проблем.
С 2011 года мы начнём реализацию региональных программ модернизации здравоохранения. В медицину Дальнего Востока будет
инвестировано (хорошее слово!) несколько десятков миллиардов рублей федеральных средств. Подчеркну: это помимо текущего
финансирования.
Участие в программах даст Дальнему Востоку возможность обновить материальную базу медицинских учреждений, привлечь
квалифицированных врачей. Главное — правильно расставить акценты, чётко сориентироваться на решении тех проблем, которые актуальны
для жителей региона. И прошу считать вопросы охраны здоровья граждан, улучшения системы здравоохранения важнейшей задачей в работе
партии «Единая Россия». Надо взять эту тему под особый контроль. Это, по сути, партийный проект, и мы с вами несём за него
ответственность.
Без преувеличения, одной из главных проблем для северных и дальневосточных регионов является ветхое и аварийное жильё.
Пенсионеры, выработавшие северный стаж в Якутии, зоне БАМа, в Магаданской области, справедливо ставят вопрос о переселении в районы
с более благоприятным климатом, например на юг Приморья. И мы намерены последовательно заниматься этими вопросами.
Как и по всей стране, все нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны, живущие на Дальнем Востоке, будут обеспечены жильем,
а это почти 7 тыс. человек. Вы хорошо знаете, как шла работа по обеспечению жильём ветеранов — тех, кто встал на очередь до 1 марта
2005 года и потом. Я уже говорил об этом несколько раз публично: с того момента, как мы сказали, что будем обеспечивать всех,
количество вставших на очередь многократно (хочу это подчеркнуть: многократно!) выросло! И список не закрыт, очередь увеличивается.
Вместе с тем наши предварительные подсчёты говорят о том, что, несмотря на такой объём, всё-таки в следующем году мы закроем это
окончательно, решим для всех ветеранов. Будем всё делать, чтобы это состоялось. Дополнительные ресурсы подсчитали с Министерством
регионального развития, заложили уже эти деньги в бюджет 2011 года. И мы видим по темпам увеличения очереди, что они сокращаются.
Ясно, что количество ветеранов, которое заявляется на это жильё, постепенно будет сокращаться. Я думаю, к концу этого года — началу
следующего список уже будет фактически закрыт и мы сможем, ритмично работая, проблему эту решить.
Выполним также наши обязательства перед семьями военнослужащих и военных пенсионеров. На Дальнем Востоке им будет выделено ещё
10 тыс. квартир. Причём сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы предоставлять квартиры большей площади, чем в других регионах
страны. Я несколько раз уже говорил об этом и Министерству экономического развития, и с Министерством обороны договаривались: если
мы хотим, чтобы люди здесь оставались, а не ехали в европейскую часть, нужно что-то для этого создавать, какие-то преференции должны
быть. Прямо скажу: мы заинтересованы в том, чтобы отставные военные оставались жить и работать на Дальнем Востоке, обустраивались и
пускали здесь корни.
В рамках программ Фонда реформирования ЖКХ на Дальнем Востоке было отремонтировано 3612 многоквартирных домов, что позволило
улучшить условия проживания почти полумиллиона человек — 407 тыс. Переселёны из аварийного жилья 3341 человек. В целом это хорошие
показатели. Но мы понимаем, что для Дальнего Востока общефедеральных жилищных программ всё же недостаточно. Учитывая масштаб
накопившихся проблем, будем запускать здесь специальные «точечные» проекты. Такой опыт у нас есть: в 2004 году мы приняли решение
заново отстроить военно-морскую базу Вилючинск на Камчатке. Сегодня это новый современный город, где есть всё, что нужно для
нормальной жизни военных моряков и их семей.
Тогда, в 2003-2004 году, когда я впервые туда приехал, тогдашнее Министерство обороны и Генштаб мне сказали: «Базу закроем». Я
говорю: «Зачем?» — «Ну у нас есть там одна база, в европейской части, эту нам не потянуть». В общем, тогда было принято другое
решение. И я очень рад, что это решение было принято, и все, что было намечено, практически исполнено. Теперь мы не только
сохранили, а создали практически новую базу. Это касается и обеспечения военной деятельности, и социальных условий. Я думаю, что
медицинские учреждения там вообще, наверное, лучшие на Дальнем Востоке. Новый город построили. Очередь теперь туда служить среди
военных моряков, хотя это самая дальняя часть Дальнего Востока. Все равно, люди едут с удовольствием, потому что уже стали жить в
нормальных условиях — и отдохнуть есть где, и спортом позаниматься.
Теперь найдены решения и по столице БАМа — городу Тынде. В ближайшие пять лет мы должны переселить в нормальные квартиры более 6
тыс. жителей Тынды, ликвидировать бараки, модернизировать ЖКХ и социальные объекты. Те, кто захочет переехать в другие города
региона (в первую очередь это, конечно, пенсионеры), должны получить такую возможность. Подчеркну: на примере Тынды мы должны
отработать технологию комплексного обустройства бамовских поселков, их обновления и возрождения. Всего в зоне БАМа на территории
шести субъектов Федерации насчитывается 1,2 млн кв. м аварийного и так называемого временного жилья, в котором проживает более 57
тыс. человек, а временное (не все это знают), это вообще никакое жильё. Люди работали — их оставили там, и теперь они даже ни в
какую категорию не попадают. Странно даже…
Если посмотреть на ситуацию в целом, то сейчас в Дальневосточном федеральном округе строится всего 1,5 млн кв. м жилья в год.
Такое положение дел абсолютно не устраивает, не может удовлетворять.
Призываю наших коллег в региональных органах исполнительной власти, в законодательных собраниях, в муниципалитетах на деле
обозначить жилищную тему в качестве одного из важнейших приоритетов.
У вас есть политический ресурс, есть возможность оперативно принимать необходимые акты, распоряжаться бюджетными средствами,
выделять землю. Не нужно сидеть и ждать — нужно брать на себя инициативу, заниматься решением реальных проблем. В конце концов
только так можно сохранить доверие граждан, доказать свою состоятельность. Считаю, что нам по силам к 2020 году в 2 раза увеличить
объёмы жилищного строительства на Дальнем Востоке.
Там, где есть перспективы развития экономики, где требуются новые рабочие места, где можно создать комфортные условия для людей,
там надо запускать проекты массового жилищного строительства. А мы постараемся поддержать дальневосточные регионы через механизмы
новой федеральной целевой программы «Жилище» и деятельность Фонда содействия жилищному строительству.
В июле 2010 года Владивостоку исполнилось 150 лет. Я, пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей города, всех жителей
Приморья с юбилеем.
Сейчас Владивосток открывает новую главу в своей истории. Мы видим его будущее как делового, культурного, научного и
образовательного центра российского Дальнего Востока. Убеждён, город может стать одной из признанных столиц России, занять достойное
место среди ведущих мегаполисов Азиатско-Тихоокеанского региона.
Отсюда и те требования, которые мы предъявляем к новому облику Владивостока, и те масштабные инвестиции, которые направляются на
развитие его инфраструктуры. Речь — более чем о 200 млрд рублей.
К 2012 году во Владивостоке должен быть построен аэропорт, о котором я уже говорил, мост на остров Русский, дороги,
университетский комплекс, объекты энергетики и коммунального хозяйства, новые жилые районы. Вот мы говорили о жилье для
военнослужащих — там целый микрорайон большой «Снеговая падь», сейчас мне только докладывали, он уже практически готов к заселению.
И в ближайшие недели, надеюсь, военные начнут туда переезжать, я их поздравляю с новосельем! Есть ещё район «Патрокл».
Но и после саммита АТЭС мы продолжим вкладывать средства в развитие Владивостока, в туристическую зону на острове Русский, в
новое жильё и, конечно, в Дальневосточный федеральный университет.
В этой связи хотел бы сказать несколько слов о системе образования на Дальнем Востоке, о тех задачах, которые нам вместе
необходимо решать.
Первое, на Дальнем Востоке сейчас не хватает порядка 74 тыс. мест в детских садах. В ближайшее время эту очередь нужно
ликвидировать. Поэтому и в рамках нашего партийного проекта «Детские сады — детям», и за счёт федеральных ресурсов будем
поддерживать те регионы, которые активно занимаются системой дошкольного образования: возвращают под детские сады ранее
перепрофилированные помещения, строят новые сады, внедряют современные модели дошкольного образования — семейные и частные детские
сады.
Второе: как и по всей стране, будем вести глубокую модернизацию школьного образования, конечно, учитывая специфику регионов.
Так, нам нужно обеспечить дальневосточным школьникам, проживающим в отдаленных и труднодоступных районах, равные с их сверстниками
шансы на получение добротного, качественного образования. Как это сделать на таких огромных территориях? Решением здесь могут стать
широкое использование современных информационных технологий, опора на дистанционное обучение в сочетании с традиционными формами,
интернетом, сохранением малокомплектных школ там, где им просто нет альтернативы.
И третье, безусловно, нужно развивать и систему профессионального образования. Я говорил о планах по промышленному освоению
Дальнего Востока. Их реализация невозможна без хороших современных, подготовленных кадров.
И наконец, о высшем образовании. Прямо надо сказать, пока оно не соответствует современным требованиям. Печальный факт: шесть
вузов Дальнего Востока участвовали в конкурсе на присвоение статуса «исследовательский университет». Ни один не смог победить!
Чтобы исправить эту ситуацию, создать сильное ядро в дальневосточной высшей школе, обеспечить приток преподавательских кадров,
новых образовательных технологий, мы пошли на то, чтобы открыть на Дальнем Востоке сразу два федеральных университета.
Программа Северо-Восточного федерального университета в Якутске уже утверждена Правительством Российской Федерации. И программа
Дальневосточного федерального университета во Владивостоке — эта программа будет подписана на днях, документы уже у меня на столе
лежат. Оба этих вуза дополнительно получат по 5 млрд рублей из федерального бюджета на реализацию своих планов развития.
Специализация этих университетов будет тесно увязана с задачами развития Дальнего Востока. Подготовка специалистов и научных кадров
будет вестись по таким востребованным направлениям, как освоение ресурсов Мирового океана, биомедицина, транспорт, логистика, наука
о Севере, экология, энергосбережение.
Подчеркну, перед всеми дальневосточными вузами стоят задачи не только готовить профессиональные кадры для нужд региона, но и
стать проводником распространения российского образования и культуры в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Они должны научиться
привлекать к себе квалифицированных преподавателей из-за рубежа, налаживать студенческие обмены и межвузовскую кооперацию с другими
регионами России и соседними государствами.
Уважаемые друзья!
Завершая свое выступление, хотел бы поделиться некоторыми впечатлениями. Как вы знаете, в августе почти две недели я провёл в
рабочей поездке по Дальнему Востоку.
Проблем действительно ещё много, хватает: очень много житейских неурядиц, много неустроенности, трудностей с работой, с
получением образования и качественной медицинской помощи, особенно в моногородах и отдалённых посёлках. Порой в них отсутствуют
элементарные услуги, к которым давно привыкли в других регионах страны. И тем не менее, есть твёрдое ощущение, что настроение людей
меняется, и меняется к лучшему.
Во-первых, потому, что наши планы не остаются на бумаге. Они воплощаются в реальные стройки и в создание новых рабочих мест. И,
во-вторых, люди видят, что их труд и инициативы востребованы, а значит, у них появляется возможность реализовать себя именно здесь,
на дальневосточной земле.
Сейчас важно конкретными делами поддержать позитивный настрой граждан. Мы просто не имеем права обмануть их ожидания.
И здесь, на Дальнем Востоке — на Сахалине, Курилах, Камчатке, Чукотке, — начинается Россия, наша страна, в которую мы с вами
верим. Ради её сегодняшнего, ради её будущего дня мы живём и работаем. И если мы будем делать это честно, на совесть, то мы
обязательно добьёмся успеха.
Спасибо вам большое за внимание.
http://premier.gov.ru/visits/ru/13220/events/13223/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *